Проект Лук - волшебник
проект по теме

Федорова Светлана Николаевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_luk_-_volshebnik.doc314.5 КБ

Предварительный просмотр:

       Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                                     «Лицей им. Г. Ф. Атякшева»

                                          (дошкольные группы)

   Учебно-исследовательская работа

«Лук-волшебник»

 

                                 

 

Авторы: дети средней группы

                                                         Руководитель:

                                                         Федорова Светлана Николаевна,

                                                         воспитатель дошкольных групп

                                                         МБОУ «Лицей им. Г.Ф.Атякшева»

                                                                         

                                                      г. Югорск

                                                       2017год

                                             Аннотация.

Цель проекта: узнать  о способах и условиях выращивания зеленого лука в зимнее время в домашних условиях, о влиянии солнечного света на рост растения.

Актуальность: Многие дети ежегодно видят, как родители сажают лук, осенью убирают, используют его в различных целях. Но ни разу не задумывались: как растет лук, какие условия необходимы для его роста? И чем же он полезен? При проведении совместной деятельности – посадка лука, все дети проявили желание помочь - посадить самим. Возникла идея реализовать проект «Лук - волшебник», и предложить детям посадить лук, пронаблюдать,  как и насколько быстро вырастет он в перо.

Практическая значимость: Узнав о пользе лука и правилах его выращивания, мы можем самостоятельно вырастить растение для употребления в пищу как средство поднятия иммунитета.

Задачи: 

  1. Познакомиться с историей появления лука и изучить его полезные свойства.
  2. Изучить условия выращивания лука, провести наблюдение за ростом лука в разных условиях.
  3. Создать буклет о пользе лука. Работа над лэпбуком «Волшебный росток».
  4. Развивать познавательно-исследовательские способности  у детей.

Методы и приёмы: сбор информации, эксперимент, наблюдение, анализ, обобщение.

Проектный продукт: конечным результатом работы станет  буклет о пользе лука.

Выводы: 

1. Лук имеет очень интересную, многолетнюю историю;

2.В зеленом луке содержится аскорбиновая кислота, кальций, фосфор, витамин А, витамин С и много других очень нужных для организма человека витаминов. Вот поэтому именно  зимой надо употреблять в пищу зелёный лук.

3. Мы научились сажать и ухаживать за луком, познакомились с условиями  роста лука

4. Если мы хотим вырастить полезную, сочную зелень, сажать луковицы на перо нужно на хорошо освещаемом месте и периодически поливать. Яркая зелень не только полезна, но и украсит наш подоконник в зимнее время года.

 

                                         

Оглавление.

Введение.

Стр.3

Основная часть.

Стр.4

Заключение.

Стр.6

Библиографический список.

Стр.7

Приложение.

                                                Введение. 

Проект возник по инициативе самих детей группы. В ходе беседы с детьми выяснилось , что все знают, что лук полезен , его надо есть, чтобы не болеть . Бабушка Данила  всегда говорит, что надо больше есть лука, чеснока, а меньше сладостей. И  зубы будут  целые, и организм здоровый.  Бабушка Саши каждую весну сажает в огороде  лук на грядки. Когда вырастают зелёные перья лука, она срезает их и делает луковые пироги, добавляет зелёный лук  в салаты, в суп. Зимой она выращивает лук на подоконнике. А вот что полезного в луке и как его надо выращивать  практически никто не знал.     Чтобы ответить на эти вопросы, мы решили  сами больше узнать о зелёном луке, вырастить его в группе.

 Проблема:  Как можно вырастить лук на перо в комнатных условиях и  чем может быть полезен лук?

Актуальность: Многие дети ежегодно видят, как родители сажают лук, осенью убирают, используют в различных целях. Но ни разу не задумывались: как растет лук, какие условия необходимы для его роста? И чем же он полезен? При проведении совместной деятельности – посадка лука, все дети проявили желание помочь - посадить самим. Возникла идея реализовать проект «Лук - волшебник», и предложить детям посадить лук, пронаблюдать,  как и насколько быстро вырастет он в перо.

Цель: расширить знания детей о способах и условиях выращивания зеленого лука в зимнее время в домашних условиях, о влиянии солнечного света на рост растения.

Задачи: 

  1. Познакомиться с историей появления лука, изучить его полезные свойства.
  2. Изучить условия выращивания лука, провести наблюдение за ростом лука в разных условиях. Фиксировать представление детей об изменениях роста луковиц в разных условиях.
  3. Сравнить урожай, выращенный  в разных условиях и сделать вывод

План работы:

1. Найти материал, рассказывающий об истории появления лука.

2. Узнать о полезных свойствах лука.

3. Посадить лук в разные контейнеры  и поместить их в разные условия (3 группы)

4. Выяснить, как влияют разные условия  на рост перьев лука (наблюдения и фотографии разместить в лэтбуке «Волшебный росток»)

5.Сделать вывод о самых оптимальных условиях роста лука (наблюдения разместить в лэтбуке)

6. Создать буклет о пользе лука.

Предполагаемый результат:

  1. Дети должны получить представления как сажают лук, какие условия необходимы для его роста.
  2. Дети должны уметь оформить результаты своих наблюдений.
  3. Дети должны получить представления о пользе лука для организма.

Методы и приёмы: сбор информации, эксперимент, наблюдение, анализ, обобщение.

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

                                         Основная часть.

Свои исследования мы начали с опроса воспитанников нашей группы. Анализируя ответы, узнали, что большинство ребят любят лук, особенно зеленые перья, а также половина опрошенных ребят едят лук в любом виде и многие  знают  его лечебные свойства.

Работа состоит из трех глав. В первой главе нашей работы мы познакомились с историей возникновения лука. Изучив литературу и интернет - источники, мы узнали  всю правду о луке и сейчас  вам расскажем.

Немного истории о луке.

Лук – одно из самых популярных и очень древних овощных растений. Его выращивают пять тысячелетий.  Уже первобытные люди обращали внимание на дикий лук. Первые упоминания о луке можно «прочесть» на стенах внутри пирамиды Хеопса. 

Где же родился лук? Предполагают, что его родина - Азия, горы Афганистана и Ирана. Ведь слой земли в горах неглубок, поэтому корешки у него короткие слабые. Зато их много. Тоненькие, как струнки, они проникают в любую щелку между камней, где найдётся земля. Затем, лук  распространился в соседние страны: Индию, Китай, Грецию.

В давние времена он был талисманом жизни, доблести и силы. Ему воздавали почести как божеству.

Луковица была первым наглядным пособием при изучении астрономии, по ней ученые объясняли своим  ученикам строение  Вселенной.

На Руси же лук издавна считался особым растением. Им не только лечили болезни, но и изгоняли ведьм и нечистых духов. В русских избах его вешали большими связками. 

Даже в бедной семье суп не варили без луковицы. Она была не только приправой, но и защитницей от всех болезней. В пост ели лук с водой и квасом, добавляя хлеб и растительное масло. Такую похлёбку называли "тюрей".

Древнерусское зодчество позаимствовало форму луковиц для куполов церквей.

Был такой старинный обычай. Когда в южных селениях по улице двигался свадебный кортеж, то во главе его шёл крестьянин с огромным венком из репчатого лука – символом благополучия молодой семьи. Праздничный венок был надет на шею. Блестящие луковицы сверкали на солнце, и «перешёптывались» между собой в своей особой «луковой» манере. До сих пор венки, косы, плетеницы из лука в ходу.

Строение и классификация сортов, целебный состав лука

В диком виде лук растёт по всему миру. Самая важная часть растения – это луковица. Существует около 650 видов лука. В нашей стране произрастают около 230 видов этого растения.

В ходе работы над проектом у нас возник вопрос – почему мы плачем от лука? Оказывается, когда мы надрезаем луковицу, мы нарушаем целостность луковых клеток, в которых образуется содержащий серу луковый газ. Именно этот газ и вызывает слезы. Как это ни покажется странным, но слезы от лука приносят организму ощутимую пользу. Слеза уничтожает микробы.

Интересные факты о луке

Лечебное действие лука проверено многовековым опытом человечества. Употребляя в пищу лук , мы пополняем  свой организм солями кальция, железа и фосфора, а также глюкозой, фруктозой, мальтозой и витаминами А, В, С.

Все привыкли, что лук – обычное растение, а на самом деле лук является сказочным персонажем в мультфильмах, сказках, например, такой интересный герой сказки Джанни Родари как Чиполлино, луку посвящено много стихотворений, пословиц, поговорок.

Всем настолько полюбился этот замечательный сказочный герой – луковка, что в селе Мячково Коломенского района 28 августа 2009 года был открыт памятник луку. Теперь в самом центре села возвышается фигура весёлого мальчика-луковки, надпись на табличке гласит: «Счастье наше луковое». 

Луку даже «выделили» отдельный праздник. 20 сентября отмечается Всероссийский день лука! 

Лук используют в приготовлении пищи и  для украшения. Блюда с луком полезны и вкусны. Лук и препараты из него находят широкое применение в косметике.

Народная медицина считает, что если в день съедать 100 граммов лука, то никакие заболевания не коснутся организма человека. Лишь горький вкус его отталкивает многих людей, что не совсем правильно.

Если провести термическую обработку исчезнет не только этот горький вкус, но и многие полезные свойства лука, а организм человека будет получать лишь только малую часть витаминов и микроэлементов.

Свойства лука

Лук обладает бактерицидными и антисептическими свойствами, борется с вирусами и накапливает в себе живительную энергию земли. Лук улучшает аппетит, усвоение пищи, повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям. Свежий сок лука, смешанный с медом хорошее  средство при лечении бельма глаз, бронхита, кашля и грибкового заболевания кожи. Сок лука также рекомендуется при неврастении, бессоннице и ревматизме. Кашицу из свежего лука используют от гриппа, против укусов комаров, выпадения волос, для удаления мозолей и бородавок. Печеный лук прикладывают к фурункулам, а свеженарезанный - к вискам от головной боли. Лук-порей рекомендуется применять при ожирении, отложении солей и почечнокаменной болезни.

Практическая часть.

У нас в России лук выращивают в каждом огороде. Самая важная часть этого растения - луковица, которая по своей форме похожа на репку. Поискав информацию в Интернете, мы выяснили, что в ней содержится много витаминов, необходимых для здоровья человека. Особенно много витаминов  в зеленых листьях лука.

Мы   узнали, что в зеленом луке содержится аскорбиновая кислота, кальций, фосфор, витамин А, витамин С и много других очень нужных для организма человека витаминов. Вот поэтому именно  зимой надо употреблять в пищу зелёный лук.

Так как же вырастить этот замечательный полезный продукт среди зимы и дома?

Для этого мы решили взять обыкновенный лук, и проверить при каких условиях нам удастся вырастить полезные зелёные пёрышки.

Ребятам нашей группы мы задали вопрос: «Как вы думаете, какие условия нужны  луку, чтобы у него выросли зелёные пёрышки? Ответы детей были различны: 2 человека сказали, что лук может вырасти только на улице, 2 человека сказали, что пёрышки лука вырастут только там, где светло и тепло, а ещё 4 человека ответили, что лук растёт в любых условиях. Поэтому, мы решили проверить все варианты ответов и выделили 3  экспериментальные группы:

  1. Луку  для роста необходим свет, тепло и вода;
  2. Луку для роста необходима вода и тепло;
  3. Луку для роста необходим свет и вода.

Чтобы проверить каждую версию мы приступили к следующему этапу нашей деятельности.

В начале января мы принесли лук, и обрезали ему верхушки. Мы поместили три головки лука в контейнер с землёй  донцем вниз, полили и поставили на окно, отметив эту группу символами, в которых  будет расти лук (свет, тепло, вода).  Другие три головки лука тоже посадили в землю, полили и поставили в темное место (ящик с крышкой), пометив его следующими символами: вода и тепло. И ещё три луковицы мы посадили в стаканчики с землёй, полили  и поставили между оконными рамами, пометив эту группу символами: вода, свет. День посадки лука отметили в дневнике наблюдений.

У лука есть верх, оттуда растет зеленый лук. Через неделю из трех головок лука 1 группы появились маленькие ростки. В темном месте (лук второй группы) было без изменений, так же как и у лука третей группы.

 Ещё через несколько дней у лука, который стоял в шкафу появились маленькие ростки. Ростки отличались:  цвет перьев лука, который стоял на подоконнике, ярко зеленый и перья ровные, а у лука, который стоял в темном месте, светло-желтый, перья изогнуты. А у лука группы № 3 зелёные пёрышки так и не появились.

В результате работы над проектом мы выяснили, что  самые оптимальные условия роста для растения (в нашем случае лука) – это свет, тепло и вода. Именно в этих условиях зелёные перья вырастают крепкими и полезными.

                                                    Заключение.

 Мы проанализировали и обобщили результаты, полученные в процессе исследовательской деятельности. И в конце нашего эксперимента мы  выявили условия для роста лука. Луку, как и любому растению нужны:

—  свет

—  тепло

—   вода

—  Человек

Лук – растение длинного дня. Он хорошо переносит холод, может расти при положительной температуре, близко к нулю градусов, но не вырос при минусовой температуре.

Выводы:

1. Дети научились сажать и ухаживать за луком, познакомились с условиями  роста лука, научились подмечать пользу и красоту зеленого лука зимой.

 2. У детей сформировались знания и представления о росте зеленого лука в комнатных условиях.

 Процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания успеха, осознание собственных умений, компетенции.

Конечным результатом работы были буклет «О пользе лука.». и лэпбук, в который мы поместили интересные факты нашей работы над проектом.

Библиографический список.

  1. Сказка Д.Родари "Чипполино".
  2. Корнилова В. М. "Экологическое окно» в детском саду. - М.:  ТЦ Сфера, 2008г.- 123 с.
  3. Коробова М. В., Белоусова Р. Ю. Малыш в мире природы: Методическое пособие для воспитателей и родителей.- М.: Просвещение, 2006г.-93 с.
  4. Лаптев Ю.П. «Растения от «А» до «Я»
  5. Маневцова Л.М., Саморукова П.Г. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников. - СПб.: Акцидент, 1998г. - 319 с.
  6. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада.- М.: Мозаика-синтез,  2004г. - 91 с.
  7. Сказочный справочник здоровья (том 2): об овощах
  8. Смирнов А. «Зачем луку луковица»
  9. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-е изд.- М.: Мозаика- Синтез, 2006г. - 104 с.
  10. Осипов Н.Ф. Занимательная ботаническая энциклопедия. - М: Педагогика-ПРЕСС, 1998г. -  208 с.
  11. Смирнов А. «Зачем луку луковица». – М.: Малыш, 1990г. – 24 с.

 

                                      Интернет-ресурсы:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D1%83%D0%BA_%D1%80%D0%B5%D0%BF%D1%87%D0%B0%D1%82%D1%8B%D0%B9

http://www.dobrieskazki.ru/luk.htm

http://ljubimyj-detskij.ru/zagadki/523-detyam-zagadki-pro-ovoshchi-luk.html

http://mamadoktor.ru/38-28/luk-detyam.html

http://detskiychas.ru/sochinyaem_skazki/skazka_pro_luk/

http://detskiychas.ru/obo_vsyom/%D0%BE-%D0%BB%D1%83%D0%BA%D0%B5-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%8F%D0%BC/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Маленькие волшебники"

История создания проектаВ августе 2009 года, после того, как Татьяна Васильевна по несчастливой случайности лишилась некоторых своих пособий и конспектов занятий, мы решили перевести все ее наработки ...

Экспериментально-исследовательская деятельность: «Голос мой –волшебник».

Пояснительная записка: Главная задача педагога: бережно относиться к словам ребёнка ,потому что слово воспринимается и зрением, и слухом .В голосе отражаются мысли ,эмоции ,действия , желан...

Экспериментально-исследовательская деятельность с инновационно- развивающей, здоровьесберегающей технологией опережающего обучения с использованием опорных схем: «Голос мой –волшебник».

Гипотеза:Поможет ли ребёнку участие в экспериментально-исследовательской деятельности сформировать психологическую установку на сохранение и укрепление собственного здоровья(голоса, голосовых св...

Перспективный план работы кружка "Юные волшебники"

Перспективный план работы кружка на три года: младшую, среднюю и старшую группы. Кружок нацелен на развитие мелкой моторики ребенка, знакомство детей с различными видами ручного труда, сплочение колле...

Технологии развивающего обучения. Игры с использованием ТРИЗ-технологии. Разбуди в себе волшебника.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребёнка, что само по себе очень важно, с её помощью можно развивать внимание, память мышление, воображен...

Перпективный план работы кружка по нетрадиционной техники рисования "Волшебники"

Перспективный план работы кружка по нетрадиционной техники рисования "Волшебники"Предлагается планирование с использованием нетрадиционных техник ,рекомендуемых для использования в детском саду....