Картотека игровых упражнений с элементами Су-Джок акупунктуры для массажа и самомассажа рук и пальцев.
картотека (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Гетманчук Любовь Васильевна

В картотеку вошли 15 игровых упражнений с элементами Су-Джок -акупунктуры в стихотврной форме с подробным описанием их проведения.Эта практическая разработка - логическое продолжение публикаций по теме Су-Джок-терапии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartateka_uprazhneniy_dlya_massazha_ruk_i_paltsev.docx35.85 КБ

Предварительный просмотр:

                             

                         

                          Картотека  игровых  упражнений

               

           с элементами Су-Джок-аккупунктуры

                 

                для   массажа  и  самомассажа  

                               рук и пальцев.

                   

                                                           1.   «Дети любят».

         Массаж (самомассаж) подушечек пальцев рук. Большой палец ставится

на ноготь массируемого пальца, а остальные  пальцы прижимают подушечку

снизу, разминая ее.

        На  каждую строчку  стиха – разминание  подушечки  одного  пальца.

Правая         Дети любят

 рука            всех зверей  

                                         Птиц  и  ящериц,

                                         и  змей,

                                                            Пеликанов,

                                                                                       журавлей,

Левая             И  клестов,                                           Бегемотов,

 рука             и снегирей.                                          соболей,

                                     Любят                                                         Голубей и

                                     горного козла.                                         глухарей.

                                                     Обезьянку

                                                                              и  осла,                                                                                              

                                                                        Дикобраза

                                                                        и  ежа,

                                                                                            Черепаху

                                                                                              И  ужа.

                       

                        

                          2. Массаж  фаланг  пальцев.

       Массаж ( самомассаж)  фаланг пальцев. Направление  массажных движений -  от ногтевых фаланг к основаниям пальцев.

       На  каждый  слог  -  разминание одной  фаланги, начиная с мизинца,

заканчивая большим пальцем.

                                         

                                                    ЛЕВАЯ  РУКА.

     

     1-й   вариант                                                            2-й  вариант

По–пу–гай       мизинец                                   Са-мо-лет         мизинец                                  

Во- ро-бей      безымянный                            Теп-ло-ход       безымянный

Пе–ли-кан       средний                                    Вер-то-лет       средний

Со- ло–вей      указательный                        Вез-де-ход          указательный

Пти –цы             большой                                 Транс-порт      большой

     3-й   вариант                                                                4-й  вариант

А-на-нас      мизинец                                         Е-ни-сей             мизинец                                  

А-пель-син     безымянный                             А-ба-кан            безымянный

А-бри-кос        средний                                      Ан-га-ра            средний

Манн-да-рин      указательный                     Би-рю-са          указательный

Фрук-ты            большой                                    Ре-ки                большой

                                        ПРАВАЯ  РУКА.

   

     1-й   вариант                                                           2-й  вариант

Ли-си-ца       мизинец                                    Ге-ор-гин        мизинец                                  

Ле-о-пард      безымянный                           Но-го-ток        безымянный

Пан-те-ра       средний                                    Ги-а-цинт         средний

Я-гу-ар           указательный                        Зве-ро-бой        указательный

Зве-ри           большой                                    Цве-ты              большой

     3-й   вариант                                                                4-й  вариант

Бо-ро-вик         мизинец                                   Син-га-пур          мизинец                                  

Шам-пинь-он    безымянный                        Ка-зах-стан       безымянный

Мо-хо-вик        средний                                   Бан-гла-деш       средний

О-пе-нок         указательный                        Па-ки-стан       указательный

Гри-бы             большой                                   Стра-ны            большой

                                                    

                                       3. «Медведь».

     Массаж ( самомассаж)  «прижимающий» подушечек  пальцев рук. Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, сдвигает палец, «катая» его влево-вправо.

       На каждую строчку – нажим на один палец.

Шел медведь к своей берлоге                    мизинец                       ПРАВАЯ

Да споткнулся по дороге.                             Безымянный                  РУКА

«Видно очень мало сил                                средний

Я на зиму накопил»,-                                    указательный

Так подумал и пошел                                       большой

Он на поиск диких пчел.                             большой                          ЛЕВАЯ

Все медведи – сладкоежки.                       указательный                РУКА

Любят есть медок без спешки,                  средний

А наевшись, без тревоги                             безымянный

До весны сопят в берлоге.                             мизинец      

               

      4. «Пианист  Бемоль».

Массаж пальцев рук.  Пальцы опускаются на стол по порядку – от мизинца  (5)  к  большому  (1) – на каждый слог стихотворения.  

1-й вариант -  каждая строчка повторяется пальцами одной руки.

2-й вариант  –  после каждой строчки – смена рук.

3-й вариант -  каждая строчка повторяется двумя руками одновременно.

                                   5      4        3       2         1

                                  Пи – а – нист   Бе – моль

                                      5         4       3      2        1

                                  В  му – зы  - ке    Ко  - роль.

                                    5      4       3       2         1

                                   Го – во – рит   Бе – моль

                                    5       4     3      2         1

                                   Но – ты  как   па – роль.

                                      5       4       3       2        1

                                    До – ре – ми – фа – соль,

                                       5        4      3      2        1

                                    При – не – си – те    соль.

                                      5      4       3        2        1

                                    До – ре – ми – фа – соль,

                                      5       4       3         2        1

                                    По – со – лить    фа – соль.

         

              5.«Птичка».

      Массаж пальцев рук. Поочередное соединение всех пальцев с большим.

На каждый ударный слог пальцы одной руки нажимом соединяются с

большим пальцем в следующем порядке: 2, 3, 4, 5, 5, 4, 3, 2.

1-й вариант -  каждая строчка повторяется пальцами одной руки.

2-й вариант  –  после каждой строчки – смена рук.

3-й вариант -  каждая строчка повторяется пальцами обеих  рук    

                            одновременно.

                       1-2            1-3         1-4         1-5

                    Ищет    птичка     и     в траве,

                    1-2          1-3           1-4           1-5

                   И    на ветках,    и    в листве,

                  1-2        1-3             1-4               1-5

                   И    среди     больших     лугов

                    1-2          1-3               1-4                  1-5

                     Мух,   червей,    слепней,     жуков.

                                            6.«Что за звук?».

     Ладонь правой руки прижата к столу. Левая рука поднимает  пальцы по одному (правая  ладонь с силой прижимается к столу, сопротивляясь подъему). Затем палец отпускается, и он со стуком падает вниз, издавая щелчок по столу.

      На каждую строчку – один палец. Потом руки меняются.

1-й вариант  -  упражнение выполняет ребенок.

2-й вариант  –  упражнение  выполняют ребенок и взрослый  (взрослый

поднимает  пальцы ребенка).

Поднял уши бурундук,                                  мизинец                       ПРАВАЯ

Он в лесу услышал звук:                               безымянный                  РУКА

- Это что за громкий стук,                             средний

Тук да тук, тук  да тук?                                   указательный

- А пойдем, - сказал барсук,-                        большой

Сам увидишь этот трюк:                                большой                          ЛЕВАЯ

Это дятел сел на сук                                       указательный                 РУКА

И без крыльев, и без рук                               средний

Ищет он, где спрятан жук, -                          безымянный

Вот и слышен перестук!                                     мизинец      

                                                       

                                                     7. «Репка».

      Массаж пальцев рук. Поочередное «вытягивание» пальцев вверх за ногтевые фаланги, начиная с правой руки, заканчивая левой.

        На каждую строчку – один палец.

1-й вариант  -   упражнение выполняет ребенок.

2-й вариант  –  упражнение  выполняют ребенок и взрослый (взрослый «вытягивает»пальцы рук ребенка).

Тянут, тянут                                          мизинец                       правая

           бабка с дедкой                         безымянный                рука

Из земли                                               средний

            большую репку                      указательный

- Вот пришла бы                                 большой

            наша внучка,                           большой                         левая

 Помогла б                                           указательный               рука

           Собачка Жучка.                       средний

Где же кошка,                                    безымянный

            мышка-крошка?                       мизинец      

Хоть сидела крепко                          Одноименные пальцы подушечками

                                                                   нажимают друг на друга.

Вытянули репку!                               Обе руки поднять вверх в таком же

                                                                              положении (домиком).                                                                          

                       

                     

                                              8.«Локомотив».

Массаж рук и пальцев. Поочередное потягивание сцепленных пальцев в противоположные стороны. Одноименные пальцы сцепляются фалангами (как звено цепочки), и руки разводятся в противоположные стороны.

Впереди – силен, красив -                                          большие пальцы

Тянет всех локомотив.

             Мы сцепились как вагоны:                         указательные пальцы

             Дайте нам скорей «зеленый»!

                              Мы – вагончики трамвая,                 средние  пальцы

                                             Тоже вместе быть желаем.

                                             Мы – машина и прицеп.   безымянные пальцы

                                             Очень крепок этот сцеп.

Так же, крепко взяв за руку,                                           мизинцы

 Объяснял дедуля внуку.                                      

                     «Много есть людей вокруг -                          все  пальцы

                                  Всех важнее верный друг!                                                                                              

                                             Он тебя всегда поймет            рука об руку 

                                              И на выручку придет!».           за запястья

                                                                                             

                                                                                             

                       

                                9.«Пальчики как ножки».

Соединяется большой палец правой руки с указательным пальцем  левой (подушечками)  –  это 1-я пара. Затем  –  большой палей левой руки с указательным  пальцем  правой   -  это 2-я пара. После чего 1-ю пару размыкаем, обводим с разных сторон вокруг  2-й пары и снова смыкаем. Далее размыкаем и смыкаем 2-ю пару, обводя вокруг  1-й и т.д.

 Наши пальчики,

                                  как ноги.

                                                  Побежали

                                                                       по дороге.

                                                           

    Очень быстро

                                 побежали.

                                                                Но споткнулись                                                              

                                                                                         и упали.

                                     

                                                                                             

                       

                                      10.«Спросим у птиц».

         Самомассаж пальцев рук.    Большой и указательный пальцы правой руки замыкаем в «колечко» и надеваем по очереди на все пальцы левой руки поочередно – от большого до мизинца. Затем «колечко» из пальцев левой руки  надеваем поочередно на пальцы правой руки.

Птичек мы,

окольцевали,                                 

                         наблюдали,

                          узнавали.    

                                            Улетев                                      

                                             в какие дали,        

                                                                   где морозы

                                                                    переждали?

Гнезда  где                                                                        Что пернатые

свои  свивали?                                                                  клевали?

                           Где вы яйца

                         отложили?                                            

                                             Как вы бури

                                              пережили?

                                                                  Сколько вы

                                                                   в конце концов

                                                                                           в гнездах

                                                                                           вывели     птенцов?

                                     

                                                            11.«Полянка».

        Массаж пальцев рук. Для этого упражнения рекомендуется взять коврик «травка» (квадрат 20см).  Коврик кладется на колени и обе руки делают  на нем движения согласно тексту. Как вариант можно использовать коврик с нашитыми на него пуговицами. 

         

На полянке, на лужайке,                       Все пальчики прыгают                      

Целый день скакали зайки.                  по коврику.

И катались по траве,                             Ладони от основания до кончиков                    

 От хвоста и к голове.                           пальцев прокатывают по коврику.

                                 

Долго зайцы так скакали,                   «Допрыгать»  и «лечь» ладонями

Но напрыгались, устали.                     на коврик.

                               

Мимо змейки  проползали                   Ладони по очереди ползут              

«С добрым утром!» - им сказали.         как змейки.      

                               

Стала гладить и ласкать                       Ладони поочередно гладят

Всех зайчат зайчиха-мать.                          коврик.

                                                               

                                                  12.«Гусенок».

      Самомассаж  ногтевых фаланг  пальцев рук. Поочередное соединение всех пальцев с большим пальцем.

         На каждый ударный слог пальцы одной руки нажимом соединяются с

большим пальцем в следующем порядке: 2, 3, 4, 5, 5, 4, 3, 2.

1-й вариант -  каждая строчка повторяется пальцами одной руки.

2-й вариант  –  после каждой строчки – смена рук.

3-й вариант -  каждая строчка повторяется пальцами обеих  рук    

                            одновременно.

                     

                      1-2             1-3                  1-4                1-5

                    Вот     проснулся,     встал     гусенок,

                          1-2                1-3            1-4              1-5

                  Пальцы     щиплет     он      спросонок.

                       1-2           1-3                 1-4               1-5

                   - Дай,    хозяйка,     корма      мне

                        1-2          1-3           1-4             1-5

                     Раньше,   чем      моей     родне!

                                 13.«Пальчики».

         Самомассаж  подушечек  пальцев рук мелкими шариками (пластмассовыми, каучуковыми, с шипами). На каждую строчку  -  один пальчик (большой  - 1-й, мизинец  - 5-й). Смена рук  -  после четверостишия.

Круглую рожицу, а не косую (!)                            1-й  -  2-й              

Каждому пальчику я нарисую.                              1-й  -  3-й              

Пальчики, как озорные мальчишки,-                  1-й  -  4-й                              

Целых четыре веселых братишки.                       1-й  -  5-й                      

                                                  Смена рук.

Пятый братишка – на голову ниже,                       1-й  -  2-й              

Только умишком и он не обижен.                         1-й  -  3-й              

Даже такое порою бывает:                                      1-й  -  4-й              

Маленький всем четверым помогает!                  1-й  -  5-й                 

                                   14.«Цапля».

          Массаж  подушечек пальцев рук на коврике с нашитыми на него пуговицами (16 пуговиц по 8 в два ряда или 8 пуговиц по 4 в два ряда). Ребенок  «ходит» пальцами, наступая на пуговицы на каждый ударный     слог стиха. Дойдя до конца, переходит к двум первым пуговицам.

1-й вариант -  каждая строчка повторяется указательным  (2-й) и средним              

                            (3-й) пальцами одной руки.

2-й вариант  –  каждая строчка повторяется указательным (2-й) и средним              

                              (3-й) пальцами  обеих рук (правый ряд пуговиц – для правой      

                              руки, левый ряд – для левой руки).

        Ходит цапля по болоту                             2-й  -  3-й              

       На прогулку, на работу -                            2-й  -  3-й              

       Очень нужно цапле там                           2-й  -  3-й              

        Найти корм своим птенцам!                     2-й  -  3-й              

3-й вариант -  каждая строчка повторяется  большим пальцем и мизинцем    

                           (безымянным, средним, указательным пальцем)  одной руки.    

                       

          Ходит цапля по болоту                              1-й  -  5-й              

          На прогулку, на работу -                            1-й  -  4-й              

          Очень нужно цапле там                           1-й  -  3-й              

          Найти корм своим птенцам!                      1-й  -  2-й              

                                 15.«Мячик-ежик».

        Массаж рук и пальцев, используя мячик-ежик (массажный мяч) или массажный валик. Движения соответствуют тексту.

Я мячом круги катаю,                                  между ладоней                

Вперед - -назад  его гоняю.                       смена   рук          

Им поглажу я ладошку,                              соответственно

Будто я сметаю крошку.                             смена рук

Я сожму его немножко,                              соответственно

Как сжимает лапу кошка.                           смена рук                          

Каждым пальцем мяч прижму                 соответственно                            

И другой рукой начну.                                 смена рук                          

А теперь последний трюк:                        перебрасывание мяча из правой      

Мяч летает между рук.                                    руки в левую и наоборот


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук с использованием различных предметов

Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук с использованием различных предметов...

Авторские наработки .Игровые упражнения с элементами Су - Джок терапии по развитию речи детей старшего дошкольного возраста

Данные упражнения способствуют развитию не только речевых аспектов, но и развитию мелкой моторики посредством выполнения самомассажа....

Картотека игровых упражнений с элементами спортивных игр

Спортивные и подвижные игры в детском саду - важный инструмент развития и воспитания детей. Подвижные командные игры способствуют совершенствованию как физических, так и психических качеств. Они помог...

Картотека игровых упражнений с шариками Су-Джок

Нетрадиционная технология «Су-Джок терапия»....

КАРТОТЕКА ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ СПОРТИВНЫХ ИГР

КАРТОТЕКА ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ СПОРТИВНЫХ ИГР...

Картотека игровых упражнений с мячиком СУ-ДЖОК

Картотека игровых упражнений с мячиком СУ-ДЖОК...

Картотека игровых упражнений с мячиками Су Джок

Цель: формирование речи посредством использования массажного мячика Су-Джок, воздействие на биологически активные точки кистей рук с помощью массажёра, при этом стимулируя речевые зоны коры голов...