Двигательная активность детей дошкольного возраста как средство воспитания здорового ребенка.
статья (младшая группа) на тему

Кириллова Ольга Александровна

 

      Проблема рационального двигательного режима в дошкольных учреждениях является одной из важнейших в физическом развитии детей. Для полноценного физического развития и укрепления  здоровья детей дошкольного возраста, помимо режима жизнедеятельности ребенка в течение дня необходимо особое внимание уделять двигательному режиму, включенному в общий режим дня детей. Как правило, двигательный режим отличается разнообразием форм физического воспитания. При разработке рационального двигательного режима важно не только обеспечить удовлетворение биологической потребности детей в двигательной активности, но и предусмотреть рациональное содержание двигательной деятельности, основанное на оптимальном соотношении разных видов занятий, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Соблюдение рационально организованного двигательного режима позволяет не допустить развития у ребенка умственного перенапряжения и создать условия для формирования всех систем и функций организма. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorove_rebenka_zavisit_ot_ryada_faktorov.docx34.83 КБ

Предварительный просмотр:

          Здоровье ребенка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных гигиенических, а также от характера педагогических воздействий. Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Забота о здоровье ребёнка взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению как самих себя, так и своих детей.

Дошкольный возраст считается наиболее важным для психического, физического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья. Поэтому основная задача физкультурно-оздоровительной работы заключается в том, чтобы способствовать укреплению здоровья, совершенствованию физического развития дошкольника.

Известно, что для растущего организма решающее значение имеет двигательная активность. Однако в ДОО её значение как фактора, стимулирующего резервные возможности физического, функционального, психического и двигательного развития детей, учитывается недостаточно.

Согласно современным данным, дети двигаются в два раза меньше, чем это предусмотрено возрастной нормой. По данным ряда медико-педагогических исследований, двигательная активность детей старшего дошкольного возраста за время пребывания их в детском саду составляет менее 40-50% периода бодрствования, что не позволяет полностью обеспечить биологическую потребность организма ребенка в движении. Полноценная двигательная активность (в ее доступных формах) является залогом успешного оздоровления детей.

Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка.

Благоприятное воздействие на организм оказывает только двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин. Так при гиподинамии (режиме малоподвижности) возникает целый ряд негативных для ребенка последствий: происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивление организма к изменяющимся внешним условиям.

Существует немало определений здоровья и его компонентов.

Сухарев А.Г. рассматривает здоровье человека как гармоничное единство биологических и социальных качеств, обусловленных врождёнными и приобретёнными биологическими и социальными явлениями.

 "Здоровье - это правильная, нормальная деятельность организма, его благополучие". Научить этому, а другими словами, научить детей вести здоровый образ жизни, вырабатывать разумное отношение к собственному здоровью, прививать санитарно - гигиенические навыки - вот основная задача нашей работы. Она не простая, тяжело объяснить детям, те вещи, которые нельзя увидеть, подержать в руках, попробовать на вкус.

Работа над укреплением и сохранением здоровья должна проводиться одновременно над всеми его компонентами на протяжении жизни человека. Дошкольное детство – наиболее значимый период, когда происходит формирование представлений ребёнка о здоровом образе жизни. Учёные, педагоги и родители начинают осознавать, что в основе воспитательно-образовательной деятельности лежит многокомпонентная здоровьесохранная педагогика.  "Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка - это важнейший труд воспитателя".

Современная жизнь, когда развитие прогресса идет семимильными шагами, заставляет нас формировать у детей культ здоровья. Нет необходимости убеждать кого-то, что здоровье наших детей - главная цель общества в целом и каждого человека в отдельности.

Здоровый и развитый ребёнок обладает хорошей сопротивляемостью организма и к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально физиологически адаптирован.

Двигательной активностью определена как сумма всех движений, производимых человеком в процессе своей жизнедеятельности. Это эффективное средство сохранения и укрепления здоровья, гармонического развития личности, профилактики заболеваний. Непременной составляющей двигательной активности являются регулярные занятия физической культурой и спортом.

Систематические тренировки делают мышцы более сильными, а организм в целом более приспособленным к условиям внешней среды. Под влиянием мышечных нагрузок увеличивается частота сердцебиений, мышца сердца сокращается сильнее, повышается артериальное давление. Это ведет к функциональному совершенствованию системы кровообращения.

Во время мышечной работы увеличивается частота дыхания, углубляется вдох, усиливается выдох, улучшается вентиляционная способность легких. Интенсивное полное расправление легких ликвидирует в них застойные явления и служит профилактикой возможных заболеваний.

Двигательный режим - часть общего режима дошкольника, регламентирующая активную мышечную деятельность, включая занятия физическими упражнениями, прогулки и др.

С возрастом в распорядке дня ребенка физические упражнения должны занимать все большее место. Они являются фактором, способствующим увеличению адаптации не только к мышечной активности, но и к холоду, гипоксии. Физическая активность способствует нормальному развитию центральной нервной системы, улучшению памяти, процессов обучения, нормализации эмоционально-мотивационной сферы, улучшению сна, возрастанию возможностей не только в физической, но и в умственной деятельности.

Чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, крепче здоровье. Движения необходимы ребенку, так как они способствуют совершенствованию его физиологических систем и, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма.

Во всех программах дошкольного воспитания большое внимание уделяется физкультурно–оздоровительной работе, в т.ч. организации двигательного режима воспитанников.

Двигательная активность является важным компонентом образа жизни и поведения дошкольников. Она зависит от организации физического воспитания детей, от уровня их двигательной подготовленности, от условий жизни, индивидуальных особенностей, телосложения и функциональных возможностей растущего организма. Дети, систематически занимающиеся физкультурой, отличаются жизнерадостностью, бодростью духа и высокой работоспособностью. Двигательная активность – это естественная потребность детей дошкольного возраста.

Существенным компонентом любого вида деятельности (игровой, театральной, конструктивной, учебной и др.) являются движения. Именно этим и объясняется необходимость глубокого изучения двигательной активности ребенка в единстве с его деятельностью и тесной взаимосвязи с различными сторонами его развития.

При изучении двигательной активности детей   важными являются два аспекта:

- определение наиболее адекватной деятельности, способствующей полноценному удовлетворению потребностей ребенка в движении, его моторному развитию;

- поиск путей и средств рациональной организации двигательной активности детей в организованной и самостоятельной деятельности.

Двигательный режим в дошкольном учреждении включает всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную.

При разработке рационального двигательного режима важно, по моему мнению, не только обеспечить удовлетворение биологической потребности детей в двигательной активности, но и предусмотреть рациональное содержание двигательной активности, основанное на оптимальном соотношении разных видов занятий, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

В дошкольном возрасте становится возможным осознанное отношение детей к своим действиям, достижение их точности и управляемости. При этом такие качества, как ловкость, гибкость и координационные способности, могут быть развиты у дошкольников в большей степени, чем сила и выносливость, специальное и интенсивное развитие которых происходит на более поздних возрастных этапах.

Двигательная активность дошкольника должна соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребенку. Поэтому мне, как педагогу, необходимо позаботиться об организации детской двигательной деятельности, ее разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к ее содержанию. В  работе над проблемой мною было проведено обследование детей младшего дошкольного возраста по методике. Проведя качественный и количественный анализ, обобщив результаты обследования, полученные данные были представлены в виде таблицы и составлен мониторинг результативности .

Было выделено три группы детей с разной двигательной активностью.

Первую группу составили дети с нормальной двигательной активностью, соответствующей биологической потребности организма. Им присуща деятельность, насыщенная разными играми, движениями и правильным их чередованием. Они широко используют разнообразные физкультурные пособия, сами уверенно организуют подвижные игры. У этой группы наблюдается уравновешенное поведение, жизнерадостное настроение.

Вторую группу составили дети малоактивные, малоподвижные. Им присуща однообразная деятельность. Они длительное время затрудняются в выборе игры, предпочитая наблюдать за своими сверстниками или играть в малоподвижные игры. У них отмечается недостаточное развитие двигательной функции, неумение использовать имеющийся двигательный опыт, а это в свою очередь отрицательно сказывается на психическом развитии. Для них также характерна нерешительность, застенчивость, замкнутость, обидчивость, плаксивость.

Третью группу составили дети с повышенной двигательной активностью. Им присуща деятельность, насыщенная бесцельной беготней. Такие дети отличаются неумением и нежеланием выполнять движения в умеренном темпе, играть в игры, требующие точного выполнения правил. У них устойчивый интерес к играм военной тематики, но эти игры носят затяжной и однообразный характер. Чрезмерно подвижные дети не умеют считаться с замыслами товарищей, действовать так, чтобы не нарушать устойчивых правил, не умеют надолго сосредоточить внимание.

Таким образом, определение степени двигательной активности детей дает возможность проводить дифференцированное педагогическое руководство подвижными играми, уделяя особое внимание малоподвижным и чрезмерно активным детям.

По результатам обследования мною были сделаны следующие выводы о том, что необходимо:

  • прививать с детства любовь к движению, приносящему пользу для здоровья;
  • гармонично развивать все части опорно-двигательного аппарата и личности ребёнка;
  • воспитывать привычку к здоровому образу жизни;
  • формировать правильную осанку и эмоциональную стабильность;

В начале своей работы по данной проблеме мною были поставлены следующие задачи:

  • продолжать знакомить со здоровым образом жизни;
  • усовершенствовать знания детей об оздоровлении всего организма;
  • создать систему двигательной активности в течение всего дня;
  • содействовать сохранению и укреплению здоровья детей;
  • воспитывать сознательную установку на ведение здорового образа жизни;
  • содействовать формированию положительных эмоций, активной двигательной деятельности;
  • продолжать работу по формированию умений и навыков правильного выполнения движений в различных формах организации двигательной деятельности детей;
  • вовлекать родителей в совместную работу по привитию здорового образа жизни.

Согласно поставленным задачам мною был разработан перспективный план работы по формированию двигательной активности у детей младшего дошкольного возраста.  При составлении плана я стремилась решить следующие задачи:

  • обеспечить условия для физического и психологического благополучия участников воспитательно-образовательного процесса;
  • формировать доступные представления и знания о пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах;
  • реализовать системный подход в использовании всех средств и форм образовательной работы с дошкольниками для своевременного развития жизненно важных двигательных навыков и способностей детей;
  • формировать основы безопасности жизнедеятельности;
  • оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.

Формами организации оздоровительной работы, по моему мнению, являются:

  • самостоятельная деятельность детей,
  • подвижные игры,
  • двигательно-оздоровительные физкультминутки,
  • физкультурные досуги, Дни здоровья,:
  • занятия, прогулки;
  • совместные досуги с родителями и младшими школьниками;
  • спортивные праздники и развлечения;

Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация двигательной развивающей среды в дошкольном учреждении. Анализ созданных условий показал, что в нашем детском саду имеются необходимые условия для повышения двигательной активности детей, а так же для их расслабления и отдыха.

Должны быть созданы в группах условия: оборудован физкультурный зал, где представлено разнообразное физкультурное оборудование, а так же пособия, изготовленные своими руками, которые повышают интерес к физической культуре, развивают жизненно-важные качества, увеличивают эффективность занятий. На участке ДОО должна быть спортивная площадка, полоса препятствий, спортивно-игровое оборудование.

Для совершенствования навыков, полученных на физкультурных занятиях, в группах должны быть созданы спортивные уголки, которые учитывают возрастные особенности детей, их интересы. Для обеспечения страховки, предотвращения травматизма - гимнастические маты. Для упражнений в ходьбе, беге, прыжках, равновесии используются различные дорожки, косички, змейки, для подлезания - дуги, цветные модули "Гусеница", "Туннель», пособия для профилактики плоскостопия, для подвижных игр и упражнений общеразвивающего воздействия.

Мелкое физкультурное оборудование должно размещаться так, что оно было доступно для детей.

Основные компоненты здорового начала - покой и движение - должны правильно сочетаться в режиме дошкольного учреждения. Поэтому важным, является создание в группах уголков уединения. Здесь дети могут "позвонить" маме по телефону, посмотреть фотографии, просто полежать на мягких красивых подушках, ковриках. Ведь психическое здоровье детей не менее важно, чем физическое.

Организованной формой для формирования двигательной активности являются утренняя гимнастика и физкультурные занятия, при проведении которых я использую как традиционные, так и нетрадиционные формы: сюжетные, тренировочные, контрольные, комплексные, игры-эстафеты и др. с использованием разнообразного спортивного инвентаря. Процесс обучения носит дифференцированный, вариативный характер. Используется принцип чередования активной деятельности с упражнениями на дыхание, релаксацию.

Педагогу необходимо создавать необычайные, интересные для детей ситуации, в которых движения, двигательные действия будут способствовать активизации мышления, поиску ребёнком адекватных форм поведения, встрече с красивым, увлекательным окружающим миром. Поэтому работу стараюсь строить в интересной, увлекательной форме, с использованием сказочных сюжетов, игровых проблемных ситуаций.

Подвижная игра – доступная и увлекательная деятельность для детей дошкольного возраста. В играх привычное становится необычным, а новое и сложное – хорошо освоенным. Играя, ребёнок упражняется в различных действиях, с помощью взрослого овладевает новыми и более сложными способами их выполнения.

Подвижная игра как игровая форма двигательной активности обладает определённой спецификой. Игровые действия, обусловленные сюжетом и правилами, способствуют осознанному достижению цели условного замысла. Подвижные игры, как правило, коллективные, поэтому дети учатся согласовывать свои действия с действиями других играющих. Игра и двигательная активность являются необходимым условием полноценного, гармоничного развития ребёнка. Играя и двигаясь, дети становятся физически крепкими, сообразительными, уверенными, самостоятельными.

         «Игра есть высшая степень детского развития». В Декларации прав ребёнка игра провозглашена неотъемлемым правом ребёнка.

Подвижная игра – исключительно ценный способ вовлечения детей в двигательную активность. В игре они упражняются в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазанье, бросании, ловле, увёртывании, которые жизненно необходимы.

Двигательные задания, эмоционально окрашенные, позволяют ребёнку многократно упражняться в одних и тех же движениях с наименьшей степенью усталости более длительное время.

Поэтому игре придается важное оздоровительное, психологическое значение в регуляции эмоционального поведения ребёнка, так как в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности. Взаимодействие с детьми построено в игровой форме, с использованием здоровьесберегающих технологий, направленных на увеличение двигательной активности и физического развития детей. Для того чтобы было легче и быстрее ориентироваться в таком разнообразии подвижных игр, мною была оформлена картотека подвижных игр.

Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов. Одни развивают сообразительность, другие — творчество и смекалку, третьи — воображение и память, но объединяет их всех общая задача — воспитание у детей потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни. Двигаясь, ребенок познает мир и себя, учится ориентироваться в пространстве и целенаправленно действовать в нем. Активные движения повышают устойчивость организма к заболеваниям, а их недостаток вызывает патологические изменения в центральной нервной и эндокринной системах, которые могут привести к эмоциональной напряженности и неустойчивости, нарушению обмена веществ в организме.

При организации досуговой деятельности детей я руководствуюсь психолого-педагогическими принципами, на которых формируются основы культуры ребенка. По моему мнению, наиболее значимыми являются деятельностный подход, принципы интереса и нравственно-эстетической направленности, сочетание индивидуальной и коллективной деятельности, единство отдыха и познания.

Деятельность, протекающая в свободное время на основе интереса, желания ее выполнить или участвовать в ней, у детей младшего дошкольного возраста связана с удовлетворением своих познавательных, духовных и физических потребностей. При этом необходимо помнить, что интерес стимулирует эту деятельность.

Совместная работа при организации развлечений, отдыха, праздников и т.п. формирует ценностно-ориентационное единство группы, рождает традиции, улучшает организационную структуру детского коллектива, что приведет впоследствии к повышению у каждого ребенка уровня культурно - досуговой деятельности, эффективной реализации в ней воспитательно-познавательных возможностей.

Здоровье детей в немалой степени зависит от наличия фактора безопасного существования.

Известно, что передача двигательного опыта поколений осуществляется не автоматически. Для того чтобы она реализовалась успешно, необходима организация стройной, внутренне согласованной системы воспитания и образования. Ребёнок не рождается с готовым набором движений. Он осваивает их в процессе общения с родителями, воспитателями, детьми, в процессе обучения. Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает.

Много и часто говорим о здоровье наших детей, но мало задумываемся о том, что оно напрямую зависит от здоровья педагога, его эмоционального, физического и психического состояния. Приобщение детей к здоровому образу жизни невозможно без деятельного участия педагогов. Поэтому одним из условий успешного претворения в жизнь поставленных задач является взаимодействие с педагогами. Воспитатель должен обогащать двигательный опыт разнообразными видами физических упражнений и подвижных игр, содействовать правильному выполнению движений в соответствии с образцом взрослого, привлекать детей к коллективным формам организации двигательной активности, формировать умение выполнять знакомые движения легко и свободно, ритмично и согласованно, ориентируясь в пространстве и сохраняя равновесие

Решающая роль по формированию личностного потенциала и пропаганде здорового образа жизни принадлежит семье. Поэтому дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников я видела в повышении роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания. Важное место в решении этих социально значимых задач занимает детский сад, который может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья, как детей, так и взрослых. Лишь при условии совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.

В Концепции дошкольного воспитания подчёркивается: «Семья и детский сад» в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов".

 С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй.

Уровень профессионального мастерства педагогов определяется отношением семьи к детскому саду, к самим педагогам и их требованиям. Только при условии положительных результатов всей физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками, родители начнут доверять рекомендациям воспитателей и охотно пойдут с ними на контакт.

Решающая роль по формированию личностного потенциала и пропаганде здорового образа жизни принадлежит семье. В участие в различных мероприятиях, проводимых в нашем детском саду привлекаются родители, чтобы убедить их в необходимости семейных физических занятий. Эта форма взаимодействия является эффективной для взаимопонимания и воспитания здорового ребенка.

Традиционные формы работы с семьёй, как спортивные досуги, праздники, физкультурные занятия с участием родителей и сотрудников ДОО, дни открытых дверей, родительские собрания, консультации, беседы, анкетирование, выставки рисунков. Родители учатся ближе видеть сложный многогранный процесс воспитания ребёнка.

Дети особенно восприимчивы к положительному примеру отца, матери, бабушки, дедушки, к укладу семьи. Поэтому я стараюсь совершенствовать методы педагогической работы по формированию, как у детей, так и у родителей активного здорового образа жизни, вовлекая последних в воспитательно-образовательный процесс. Самое ценное в мероприятиях, которые мы организуем, то, что они служат хорошей школой для обогащения практического опыта. Веселая, здоровая атмосфера игр и развлечений передается и взрослым, способствует пробуждению у них интереса к общению со своими детьми. Таким образом, проводимая нами физкультурно-оздоровительная работа позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении.

Проведя ряд различных мероприятий по развитию двигательной активности у детей младшего дошкольного возраста, можно сказать о улучшении показателей уровня физического развития детей. На основании этого был проведён мониторинг результативности.

В связи с этим, что проблема оздоровления детей не компания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения и семьи. Созданные в детском саду условия для развития двигательной активности детей и приобщение их к здоровому образу жизни способствуют развитию физически развитой, социально-активной, творческой личности.

Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Из детства ребёнок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь. Поэтому общими усилиями педагогов, специалистов и семьи можно воспитать физически здоровых, крепких детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс по теме:ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ,КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗАЖИЗНИ

Мастер – класс по теме:ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ,КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ  ЗДОРОВОГО ОБРАЗАЖИЗНИ«Валеология» в  переводе с  латинского  vale - будь здо...

Тренажеры, как средство увеличения двигательной активности детей дошкольного возраста, а также детей с ОВЗ в условиях детского сада

Опыт работы по использованию детских спортивных тренажеров в совместной образовательной деятельности по физическому развитию формированию физических качеств детей дошкольного возраста. Презентационный...

Консультации для родителей Тема: «Двигательная активность детей дошкольного возраста» Консультация для родителей «Активность ребёнка – залог его здоровья»

Консультации для родителей Тема: «Двигательная активность детей дошкольного возраста» Консультация для родителей «Активность ребёнка – залог его здоровья» ...

Статья: "Двигательная активность детей дошкольного возраста как средство воспитания здорового ребенка."

  Здоровье ребенка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных гигиенических, а также от характера педагогических воздействий. Проблема здоровья и его сохранения в с...