Мини программа "Будем здоровы"
рабочая программа (старшая группа) на тему

Хакимова Наталья Николаевна

Мини программа "Будем здоровы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mini_progshramma_zdorovya.docx153.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 «Степнячок» Акбулакского района Оренбургской области

Оздоровительная мини-программа «Будем здоровы» для детей старшей группы «Ягодка»

2018-2019 год

Подготовила: воспитатель Н.Н. Хакимова

                                                                                                                                                                                Я не боюсь еще и еще раз повторить:

Забота о здоровье – это важнейший труд

воспитателя. От жизнерадостности,

бодрости детей зависит их духовная

жизнь, мировоззрение, умственное

развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

В. А. Сухомлинский

Введение

     Формирование здорового поколения - одна из главных стратегических задач развития страны.  Это регламентируется и обеспечивается рядом нормативно - правовых документов: Законом РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. №273, «СанПиНом 2.4.13049 – 13», Указом президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в РФ» от 07.11. 1997г № 1175, «Конвенцией о правах ребенка».

     Современная социально - экономическая ситуация в стране убедительно показала, что в последнее десятилетие отчетливо наблюдаются тенденции к ухудшению здоровья и физического развития детей. Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно - оздоровительных программ, начиная с дошкольного возраста, поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни.    

      Программа ориентирована на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре

Основание для разработки программы

  1. Конституция РФ (ст. 43,72).        
  2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ.
  3. Постановление Правительства РФ от 05.07.01 г. № 505 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» (с изм. От 01.04.03).
  4. Правила оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования (нормативные документы и инструктивно-методические материалы Правительства РФ Минобразования РФ).
  5. Приказ Минобразования РФ от 21.07.95 г. № 52-М «Об организации платных дополнительных образовательных услуг».
  6. Приказ Минобрнауки «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным программам дошкольного образования» от 30.08.2013г. №1014.
  7. Письмо Минобразования от 02.06.98 г. № 89/34-16 «О реализации права дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и педагогических технологий».
  8. Письмо Минобразования РФ от 24.04.95 г. № 46/19-15 «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений».
  9. Письмо Минобразования РФ от 14.03.00 г. № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».
  10. Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении, утвержденные приказом Минобразованием РФ  №448 от 22.08.96 г.
  11.  "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1. 3049 -13 от 15.05.2013 №26.

Актуальность программы.

     Оздоровление детей дошкольного возраста является одним из приоритетных направлений работы Министерства образования и Министерства здравоохранения РФ.

    По статистическим данным, только 10% детей поступает в школу абсолютно здоровыми. Особенно актуальна проблема в сохранении детского здоровья для северных регионов России. За последние годы состояние здоровья дошкольников постоянно ухудшается.  В связи с этим проблемы сохранения и укрепления здоровья детей становятся особо актуальными во всех сферах человеческой деятельности, особенно в образовательной области.

Дошкольный возраст – это уникальный период для развития личности. Именно в этот период формируются представления ребенка об окружающем мире, о себе, происходит его интеллектуальное и психическое развитие. Задача педагогов детского сада воспитать в детях потребность бережного отношения к себе и своему здоровью. Ведь в основном человек рождается с большим запасом здоровья. И в течение жизни растрачивает его.  Надо научиться, не только беречь этот неиссякаемый источник, но и пополнять его. И работу эту необходимо начинать именно в дошкольном возрасте.

      Дошкольная образовательная система предусматривает реализацию образовательных и оздоровительных программ для детей дошкольного возраста.

     Многие приобретенные болезни вызваны не только влиянием внешних факторов или наследственностью, но и связаны с условиями, технологиями обучения, организацией образовательного процесса. Серьезной проблемой является недостаточная подготовка педагогических кадров к использованию современных здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе, отсутствия мотива у педагогов и детей к сохранению собственного здоровья.

Мини -программа «Будем здоровы» разработана  в силу особой актуальности проблемы сохранения здоровья взрослых и детей, определяет стратегию деятельности дошкольного учреждения по вопросам укрепления и формирования ценностного отношения к здоровью, ориентирована на улучшение состояния здоровья каждого воспитанника.

       «Здоровье – это не все, но все без здоровья – ничто» - повторяет человечество вслед за мудрецом Сократом уже более двух тысяч лет. Современное общество, колоссальные темпы его развития, информационные технологии настоятельно предъявляют с каждым днем все более высокие требования к человечеству и его здоровью.

     Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья.

     Для проведения целенаправленной работы по укреплению и сохранению здоровья детей, посещающих наше ДОУ, силами всех сотрудников создана мини программа «Будем здоровые» для  детей дошкольного возраста, которая рассчитана на 1 год.

Цель:

     Предоставление условий для сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста   и успешного формирования ценностного отношения к здоровью у детей в условиях ДОУ; комплексная стратегия улучшения здоровья детей, повышение качества медико – социальных условий развития ребенка.

Задачи:

1. Оздоровительные задачи:

а) обеспечивать всестороннее и гармоническое развитие физических качеств дошкольников;

б) содействовать формированию гармонического телосложения, правильной осанки и стопы;

в) закаливать организм, используя естественные факторы природы (солнце, воздух и воду), различные традиционные и современные методы закаливания;

г) способствовать сохранению положительного психоэмоционального состояния у детей.

2. Образовательные задачи:

а) формировать и совершенствовать у дошкольника жизненно необходимые двигательные умения и навыки: ходьба, бег, лазание, метание и др.;

б) сделать достоянием каждого ребёнка элементарные базовые знания по гигиене, анатомии и физиологии человека.

3. Общепедагогические задачи:

а) воспитывать привычку соблюдать режим дня, выполнять правила личной гигиены, потребность к ежедневным занятиям физическими упражнениями;

б) способствовать развитию воли, целеустремлённости;

в) формировать позитивные качества характера.

Ожидаемые конечные результаты:

- Обеспечение здоровья и здорового образа жизни

- Сохранение и укрепление психофизического здоровья детей;

- снижение заболеваемости воспитанников, сокращение % часто болеющих детей;

- соблюдение санитарно - гигиенических, санитарно -медицинских норм;

- использование здоровье сберегающих технологий в образовательной работе с детьми;

- улучшение показателей уровня физического развития детей;

- повышение уровня компетентности родителей (законных представителей) в вопросах здоровье сбережения детей.

Организация контроля за реализацией Программы:

контроль за реализацией программы осуществляет -  заведующий ДОУ,

медицинская сестра ДОУ

     Для осуществления лечебно – оздоровительных и коррекционных мероприятий, которые не нарушали бы образовательную деятельность, я разработала оздоровительную мини-программу, с которой и предлагаю вам ознакомиться.

Двигательный режим в старшей группе

Вид занятий

Продолжительность

Утренняя гимнастика

Ежедневно в группе 10 минут.

Двигательные разминки

Ежедневно вовремя перерывов между занятиями.

                 Физкультминутки

Ежедневно на каждом занятии, по мере необходимости.

Подвижные игры и упражнения на прогулке

Ежедневно

Индивидуальная работа по развитию движений

Ежедневно на прогулке

Гимнастика после дневного сна

Ежедневно

Учебные занятия по физической культуре в помещении

2 раза в неделю по 25 минут.

Учебные занятия по физической культуре на свежем воздухе

1 раз в неделю по 25 минут.

Самостоятельная двигательная активность

Ежедневно под руководством воспитателя в помещении и на свежем воздухе, продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей.

Физкультурный досуг

1 раз в месяц 30 минут.

Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3-5 минут в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки.

Пальчиковая гимнастика

3-4 раза в день.

Физкультурные праздники

2 раза в год: зима и лето.

Дыхательная гимнастика

ежедневно

                                             

Охрана психического здоровья

Содержание

Периодичность

выполнения

Ответственные

Время

Использование приёмов релаксации: минуты тишины, музыкальные паузы

Игры против стресса: «Цапля», «Скачки», «Уши», «Парашютисты», «Тачка» и т.д.

Ежедневно, 2-3 раза в день

1-2 раза в день

Воспитатели

Воспитатели

В течение года

В течение года

                                                                     

Закаливание

             Содержание

Периодичность       выполнения

Ответственные

Время

Воздушные ванны (одежда соответствует сезону года)

Ежедневно

Воспитатели

В течение года

Соблюдение температурного режима в помещениях

Ежедневно

     Воспитатели, помощник воспитателя

В течение года

Проветривание (по графику)

Ежедневно

Помощник воспитателя

В течение года

Прогулки на воздухе

Ежедневно

Воспитатели

В течение года

Хождение босиком по траве

Ежедневно

Воспитатели

Июнь-август

Хождение босиком по «дорожке здоровья»

Ежедневно, после дневного сна

Воспитатели

В течение года

Игры с водой

Ежедневно

Воспитатели

Июнь-август

Полоскание зева кипячёной охлаждённой водой

После обеда

     Воспитатели, помощник воспитателя

В течение года

Витаминотерапия

Содержание

       Периодичность

выполнения

    Ответственный

       Время

«Аскорбинка»

1 раз в течение 10 дней

Медработник

Декабрь–февраль

«Волшебная приправа» витаминизация 1 блюд (лук, чеснок)

1 раз ежедневно

Воспитатель, помощник воспитателя

Ноябрь-апрель

                                                       

Работа с родителями

              Содержание

                 Ответственный

                   Время

Памятка для родителей: «Будьте взаимно здоровы».

Воспитатели

Сентябрь

Обмен рецептами от простуды «Знахарские посиделки».

Воспитатели

Октябрь

Консультация «Закаливание».

Медсестра

Ноябрь

Консультация «Здоровый позвоночник - здоровый организм».

Медсестра

Декабрь

Беседа с родителями на тему: «Питание и здоровье дошкольников».

Воспитатели

Январь

Досуг для детей и родителей: «Витаминный калейдоскоп».

Воспитатели

Февраль

Консультация «Витаминизация пищи для детей дошкольников».

Медсестра

Март

Папка – раскладушка «Здоровый зубок».

Воспитатели

Апрель

Консультация «Аромотерапия».

Медсестра

          Май

ЛЭП бук «В гостях у солнышка»

Воспитатели

          Июнь

Папка – раскладушка «Режим дошкольника».

Воспитатели

Июль

ЛЭП бук «Витаминнки с сада - огорода»

Воспитатели

Август

Литература

  1. В.П. Обижесвет, В.Н, Касаткин “Настольная книга медицинской сестры детского сада” Москва “Линка – Пресс” 1998г. 144стр.
  2. Г.В.Глушакова “Физическое воспитание в семье и ДОУ” Москва “Школьная пресса” 2005г. 96стр.
  3. В.А.Доскин, Л.Г.Голубева “Растём здоровыми” Москва “Просвещение” 2002г. 110стр.
  4. В.И.Ковалько “Азбука физкультминуток для дошкольников” Москва “Вако” 2005г. 176стр.
  5. Журнал “Дошкольное образование” №14 2002г.
  6. М.Ю. Картушина “Быть здоровыми хотим” Москва Творческий центр “Сфера” 2004г. 384стр.
  7. Л.Г. Горькова, Л.А. Обухова “Занятия физической культурой в ДОУ” Москва 2007г. 112стр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"День здоровья" в детском саду. "ЗДОРОВЬЮ ЦЕНЫ НЕТ" Экскурсия в мини-музее "Русская изба"

Востребованы и популярны стали "Дни здоровья" не только в школах, но и в детских садах. В нашем саду он проводится уже несколько лет подряд. Предлагаемый материал экскурсии в мини-музее детского сада ...

МИНИ – ПРОЕКТ «Здоровая спинка. Здоровый ребенок. Здоровая нация»

Именно в дошкольном возрасте ребенок начинает познавать окружающий мир. В этот период легко вырабатываются гигиенические навыки, привычка к ежедневной гимнастике и правильному держанию тела на занятия...

Формирование основ здорового образа жизни дошкольников в рамках работы над мини-проектом «Я и моё здоровье»

«То, что упущено в детстве,никогда не возместить в годы юностии тем более в зрелом возрасте»В.А. Сухомлинский. Здоровье – бесценный ресурс человеческой жизни. Оно дает возможность чувствовать себ...

"Азбука здоровья" мини-программа по пропаганде здорового образа жизни и оздоровления детей с ТНР среднего дошкольного возраста

Статистика приема детей в наше учреждение (МБДОУ ДСКВ №46 "Кот в сапогах") показывает, что речевая патология носит многообразный характер. К нам поступают дети с диагнозом «Общее недоразвитие речи» I,...

"Глаза - окно в мир". Мини проект "Здоровье глазами детей".

Цели и задачи проекта: – распространение здорового образа жизни среди подрастающего поколения, привлечение его внимания к проблеме сохранения здоровья с ранних лет; — формирование мотивации у детей ...

Мини-программа по пропаганде здорового образа жизни "Азбука здоровья"

Актуальность проблемы здоровьесбережения дошкольников непосредственно связана с нарастающей интенсификацией учебного процесса, поскольку в системе образования предусмотрена дошкольная подготовка будущ...

Мини-проект «Здоровье для дошкольников»

Цель проекта: приобщение детей к здоровому образу жизни через организованную модель оздоровления  в ДОУ...