«Осуществление здоровьесберегающих мероприятий во время физкультурной организованной деятельности и во время проведения других режимных моментов»
консультация (старшая группа) на тему

Царёва Людмила Васильевна

Сообщение написано из опыта работы на педсовете для воспитателей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osushchestvlenie_zdorovesberegayushchih_meropriyatiy.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

СООБЩЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ

«Осуществление здоровьесберегающих мероприятий во время физкультурной организованной деятельности и во время проведения других режимных моментов»

подготовила воспитатель

Царёва Людмила Васильевна

МДОУ ЦРР д/с № 8 «Светлячок»

мкрн. Львовский, г. Подольск, МО

В настоящее время проблема здоровья  и его сохранения является одной из самых актуальных. Перед детским садом остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развития движений и физическому развитию детей. Известно, что здоровье не только зависит от здравоохранения, но и от образа жизни человека. Забота о здоровом образе жизни – это основа физического и нравственного здоровья,

а обеспечить укрепление здоровья можно только путём комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов. Понятие «здоровьесберегающие технологии» прочно вошло в образовательную систему, начиная с дошкольных образовательных учреждений.

Одной из главных задач дошкольного учреждения является – создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников. Ведь здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времён и народов, а в настоящее время она становится первостепенной. Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают и статические показатели. Воспитание уважительного отношения к здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов 75% всех болезней человека заложено в детские годы. И педагог может сделать для здоровья воспитанника не меньше чем врач. Воспитатель должен обучаться психолого-педагогическим технологиям, позволяющим ему самому работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своим воспитанникам на занятиях. Образовательная среда должна быть здоровьесберегающей и здоровьеукрепляющей. Понятие  «здоровьесберегающие технологии» как раз и интегрирует все направления работы дошкольного учреждения по сохранению, формированию и укреплению здоровья детей дошкольного возраста.

«Здоровьесберегающая технология» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.

Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Виды здоровьесберегающих технологий

  1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

 - динамические паузы (комплексы физических минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т.д.);

- подвижные и спортивные игры;

- контрастная дорожка, тренажеры.

  1. Технологии приучения к ведению здорового образа жизни:

- утренняя гимнастика;

- физкультурные занятия;

- спортивные развлечения, праздники;

- День здоровья.

3.Технология ознакомления с правилами здорового образа жизни:

Для осуществления обогащенного физического развития и оздоравливания  детей мы используем традиционные и нетрадиционные приёмы работы. В группах оборудованы «Уголки здоровья». Они оснащены как традиционными пособиями (массажными ковриками, массажёрами, спортивным инвентарём и т.д.), так и нестандартным оборудованием, сделанными руками педагогов.

Инструктором по физическому воспитанию проводятся физкультурные занятия, на которых решаются оздоровительные, развивающие и воспитательные задачи. Во время физкультурных занятий дети знакомятся с комплексом упражнений «Здоровый ребёнок»,  целью  которого является профилактика простудных заболеваний, плоскостопия и нарушений осанки. Инструктором по физическому воспитанию на занятиях активно используется музыкальное сопровождение. Широкий спектр физкультурного оборудования способствует развитию интереса к занятиям, укреплению своего здоровья.

Так же инструктор по физическому воспитанию представляет нам воспитателям детского сада комплекс утренней гимнастики, гимнастика пробуждения, проводит физкультурные развлечения и досуги.

Уделяется большое внимание организации физкультурно-оздоровительной работы на воздухе. Для этого в нашем саду имеется спортивная площадка со спортивно-игровым оборудованием.

Одним из традиционных, общепринятых методов профилактики ОРЗ является закаливание. Закалённые обладают хорошим здоровым аппетитом, они спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, высокой работоспособностью.

В своей работе использую целый комплекс закаливающих процедур. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: солнце, воздух и вода - в сочетании с достаточным двигательным режимом. Начинается день с утренней гимнастики. Гимнастику провожу сама ежедневно, и раз в неделю с сопровождением музыки. Музыка  даёт детям заряд хорошего настроения. На зарядку дети идут в лёгкой одежде: футболки, платье, рубашки с коротким рукавами и носочки. С этого уже начинается закаливание: облегчённая одежда. И, что важно, это никому не противопоказано, но укрепляет организм.

После зарядки дети проходят в умывальную комнату, где дети моют руки до плеч. В летнее время года проводим обливание ног. Всё необходимое для проведения этой процедуры есть в умывальной комнате: поддон, резиновые коврики, ведро и ковш для воды, фланелевые дорожки. Все оборудование готовит младший воспитатель, пока дети на прогулке. После обливания ног водой дети по фланелевым дорожкам идут в группу и двигаются до полного согревания и высыхания ног (прыжки, бег). Детей после перенесенного заболевания, длительного отсутствия, обливаем в первую очередь, пока не остыла вода, а потом постепенно входят в общий график обливания ног. Для осуществления контроля я веду специальную тетрадь, в которой отмечаю посещаемость и температуру воды: 36-18 С.

После занятий в обязательном порядке пьём сок или едем фрукты. Затем идём гулять и погода, практически не имеет значения. После прогулки проводится второй блок закаливающих процедур. Придя с улицы, дети моют руки тёплой водой до локтей и выполняют несколько упражнений дыхательной гимнастики: «Сдуй шарик», «Пой со мной» и т. д. Для выполнения упражнений мы изготовили вспомогательное оборудование: ленточки, шарики.

Следующий блок закаливания проводится после дневного сна. Дети просыпаются, делают гимнастику в постелях: «Пробуждение солнышка», «Самолёт», «Мы проснулись», проходят по «дорожкам здоровья» и идут в умывальную комнату. Затем дети садятся на ковёр по – турецки, и проводится комплекс дыхательной гимнастики. Все эти дети проводятся в игровой форме, широко используются словесные игры, стихотворения, приговорки. Воздушные ванны, которые получают дети, очень важны в закаливании: температура воздуха контрастная (в спальне одна температура, в группе другая). Казалось бы, разница незначительная, а эффект огромный. С первого дня приучала детей, что майку мы одеваем только тогда, когда чувствуем дискомфорт.

Кроме блоков закаливания уделяю время физическому развитию в течения дня. У нас в группе все зоны спланированы так, что остаётся достаточное пространство для подвижных игр, игр со спортивным оборудованием. Спортивный уголок расположен в удобном месте, и в нём в достаточном количестве имеется оборудование для подвижных и спортивных игр. Это мячи, обручи, гантели, кегли, шнуры, цели для метания, ленточки, оборудование для прыжков и многое другое. Всё это стараюсь использовать по максимуму. Например, с утра кладу посередине коридора канат, дорожку с «кочками». И потом, сколько бы раз нам ни приходилось проходить по коридору, мы проходим эту полосу препятствий. Это интересно, увлекательно и, что важно, полезно. Двигательная активность – залог здоровья. И что немаловажно, дети делают с удовольствием, а что значит-  их психоэмоциональное состояние в порядке.

С первых дней воспитываю у детей положительное отношение к здоровому образу жизни: внушаю им, что быть здоровым – это значит быть успешным во всём, и объясняю что нужно для того, что быть здоровым, вызывая тем самым желание и стремление быть здоровым. Уделяю этому время на занятиях и в повседневной жизни: читаем книги, рассказываем,  показываем на примерах, как важно беречь своё здоровье и укреплять его. Я разработала серию занятий: «Сохрани здоровья», «Что такое личная гигиена», картотеку игр по формированию здорового образа жизни, развивающих у детей желание быть здоровыми, вести здоровый образ жизни.

На занятиях использую  физминутки, пальчиковую гимнастику.

За два года интенсивной работы в направлении оздоровления детей данной группы, добилась хороших результатов: они практически перестали болеть простудными заболеваниями. А если и заболевают, то уменьшается количество дней, пропущенных по болезни. Детский организм быстрее справляется с вирусами.

В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни, мною разработана система мероприятий, к которым относятся:

- родительское собрание на тему «О здоровье в серьёз»;

- консультация «Здоровьесберегающие технологии дома и в саду»;

- папки передвижки по ЗОЖ;

- беседы «Здоровый образ жизни», «Что по силам вашему ребёнку»;

- альбом «наша жизнь в детском саду».

Мы не останавливаемся на достигнутом, и в ближайшее время продолжим работу по формированию здорового образа жизни, сохранению и укреплению здоровья детей.

                                       

Литература

  1. Ахтуна Т.В. Здоровьесберегающие технологии -обучения: индивидуально-ориентированный подход. Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2
  2. Банникова Л. П. Программа оздоровление детей в дошкольных учреждениях: Методическое пособие М.: ТЦ СФЕРА-2008-48с.
  3. Бондаренко Т.М. Физкультурно-оздоровительная работа с детьми 4-5лет в ДОУ. Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ, родителей, гувернеров – Воронеж: ИП Лакоценина Н.А., 2012.
  4. Борисова Е. Н.  Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками. - Волгоград: Панорама; Москва. Глобус, 2007
  5. Голомидова С.Е. Закаливание детей дошкольного возраста.- Волгоград: ИТД «Корифей». 2010.-96с.
  6. Дошкольное воспитание № 12 – 91. стр. 21 статья «О здоровье – всерьёз»
  7. Еременко Н. И. Здоровье сберегающие технологии в ДОУ. – Волгоград  ИТД  «Корифей», 2006.- 96
  8. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребёнка. Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений.- М.:Аркти, 1999
  9. Маханева М.Д. Работа ДОУ с семьёй по воспитанию здорового ребёнка.

10.Пензулаева Л.И. оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста 3-7 лет. М., 2006

11. Степаненкова Эмма Яколевна – кан. пед. наук, профессор кафедры теории и методики дошкольного образования МПГУ – сборник подвижных игр.

12. Терновская С.А., Теплякова Л.А. Создание здоровье сберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении. Методист.- 2005.-№4.С.61-65.

13. Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье. М., 2012.

Интернет источники:

  1. http://detsckiisad-teremock.narod.ru    МБДОУ «Холм-Жирковский детский сад «Теремок»    Гимнастика пробуждения.
  2.  http://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2013/08/21/kompleksy-utrenney-gimnastiki-dlya-sredney-gruppy  Методическая разработка по физкультуре (средняя группа) по теме: Комплексы утренней гимнастики для средней группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность взрослого и детей в ходе режимных моментов в соответствии с ФГОС

Планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ...

Конспект совместной деятельности педагога с детьми в процессе режимных моментов «Подготовка к прогулке» с использованием художественного слова

Конспект совместной деятельности педагога с детьми  «Подготовка к прогулке»  с использованием художественного слова...

Семинар для молодых специалистов Подготовка и методика проведения открытых режимных моментов и образовательной деятельности.

Знакомство педагогов (молодых специалистов) с методическими рекомендациями по организации режимных моментов; их значимостью для развития интеллектуальных, физических качеств; предпосылок учебной деяте...

Организация совместной деятельности педагога с детьми в ходе режимных моментов с учётом принципа интеграции детских видов деятельности.

Для ребёнка в детском саду, прогулка чрезвычайно ожидаемое и радостное событие. С самого утра дети многократно спрашивают воспитателя: «Когда мы пойдём гулять?».Для педагога прогулка - оди...

«Организация совместной деятельности педагога с детьми в ходе режимных моментов с учётом принципа интеграции детских видов деятельности».

Выступление на тему: «Развитие творческих способностей через аппликацию с использованием нетрадиционных приёмов и материалов»....