Мини-программа по пропаганде здорового образа жизни "Азбука здоровья"
материал на тему

Задорожняя Татьяна Владимировна

Правительство Российской Федерации, Министерство образования и науки РФ придают большое значение вопросу охраны и укрепления здоровья детей. Здоровьесбережение дошкольников для педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения  является первостепенным и актуальным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon azbuka_zdorovya_programma_po_zozh.doc372 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД  № 46 «КОТ В САПОГАХ»

АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ

МИНИ-ПРОГРАММА

по пропаганде здорового образа жизни и оздоровления воспитанников группы компенсирующей направленности для детей старшего  дошкольного возраста № 4(5-6лет)

г. Нижневартовск

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

Режим двигательной активности детей младшего – старшего дошкольного возраста групп компенсирующей направленности с 12 часовым                                                                  

Основные направления реализации мини-программы:

Взаимодействие с детьми

Воспитательно-образовательное направление

Оздоровительно-профилактическое направление

Взаимодействие с медицинским персоналом ДОУ и поликлиники

Взаимодействие участников оздоровительного процесса в ДОУ

Взаимодействие с семьей

Содержание мини-программы

Методы реализации  мини-программы

Тематический план образовательной деятельности в режиме дня

Планируемые результаты освоения мини-программы:                                                            

Диагностика достижений детьми   планируемых результатов освоения мини-программы

Диагностика уровня развития знаний и умений детей по формированию начальных представлений о ЗОЖ

Таблица показателей

Методика выявления

Протокол  обследования сформированности  уровня качества «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»

Список литературы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Данная мини программа является приложением к программе «Здоровья» МАДОУ ДС

№ 46 и строится с учетом психофизических возможностей детей, степени отставания от возрастной нормы, динамики всех коррекционных процессов, раскрывает содержание обучения образовательной области «Здоровье».

Статистика приема детей в наше учреждение показывает, что речевая патология носит многообразный характер. К нам поступают дети с диагнозом «Общее недоразвитие речи» I,  II,  III уровней (моторная алалия и выход из нее), осложненным разными типами дизартрий.

Наличие речевого дефекта у детей параллельно приводит к ярко выраженным изменениям основных показателей психофизического развития ребенка. Патология в психической сфере, прежде всего, проявляется в отставании познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления. Таким детям свойственно неумение слушать, повышенная утомляемость, низкий уровень восприятия.

Следует отметить замедленное развитие всех видов памяти: речевой, зрительной, слуховой, моторной.

Низкие показатели характеризуют долговременную и кратковременную память. Значительно снижена способность к непрерывному запоминанию, при этом наглядный материал удерживается в памяти лучше, чем вербальный. Литературный текст (стихи, потешки, рассказ) запоминается ими лишь при наличии наглядно-демонстрационного материала. Наблюдаются трудности в процессах поэтапного формирования умственных действий и обобщения, низок уровень умственной работоспособности.

Своеобразно поведение и психическое развитие детей данной категории. Им присущи повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, негативизм, раздражительность. И наоборот, некоторым детям свойственны заторможенность, апатичность, чувство ущемленности и неполноценности от сознания своего дефекта. Также нарушается произвольная регуляция. Дети не способны к длительным волевым усилиям. Из-за речевых недостатков затруднено общение со сверстниками.

Всестороннее обследование двигательной сферы детей с общим недоразвитием речи позволяет обнаружить ряд закономерностей в отставании их физического развития. К ним относятся:

- гипер- или гиподинамия;

- мышечная напряженность или снижение мышечного тонуса;

- нарушение общей моторики, особенно ациклических движений (лазание, прыжки в длину, метание);

- нарушение ручной моторики;

- общая скованность и замедленность выполнения движений;

- дискоординация движений;

- несформированность функций равновесия;

- недостаточное развитие чувства ритма;

- нарушение ориентировки в пространстве;

- нарушение осанки, плоскостопие;

- замедленное отставание в показателях основных физических качеств: силы, ловкости, скорости.

Поэтому в ДОУ необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации оздоровительно-профилактических мероприятий, создании определенных условий.

Целью данной мини-программы является оптимизация условий для всестороннего полноценного развития двигательных и психофизических способностей, укрепление здоровья воспитанников путем повышения физиологической активности органов и систем детского организма, коррекции речедвигательных нарушений.

        Для ее достижения необходимо решить следующие задачи:

1. Повысить индекс здоровья, реализуя:

•        системное использование лечебно-профилактических процедур, закаливающих и физкультурно-оздоровительных мероприятий;

•        здоровьесберегающие технологии:

* «Оздоровительная педагогика» В.Г. Кудрявцева- игры и упражнения для развития разных групп мышц, элементы психогимнастики, мимические разминки, упражнения в парах, игры для коррекции эмоциональной сферы;

* «Гимнастика маленьких волшебников» Т. Нестерюк;

*Оздоровительные и познавательные занятия М.Ю.Картушиной «Быть здоровыми хотим»;

* Точечный массаж по Уманской для профилактики простудных заболеваний;

*Обширное умывание по методике г.Сургута;

* «Двигательная активность ребенка в детском саду» М.А. Руновой – динамические паузы;

* «Физминутки и динамические паузы в ДОУ» И.Е. Авериной

* Дыхательная гимнастика по методике Стрельниковой

•        индивидуальные маршруты оздоровления воспитанников.

2. Привлечь  родителей к активному сотрудничеству в вопросах оздоровления детей, через применение активных форм взаимодействия:

•        в рамках работы родительского клуба «Хочу быть здоровым!».

•        просмотр видеозаписей непосредственно-образовательной деятельности  и образовательной  деятельности детей в режиме дня, организация выставок различного характера, обмен положительным семейным опытом, участие в совместных спортивных мероприятиях, изготовление нетрадиционного спортивного оборудования.

3. Повысить уровень знаний детей по ЗОЖ и ОБЖ, реализуя комплекс мероприятий по формированию потребности в здоровом образе жизни и  усвоения  индивидуальных способов  обоснованного безопасного поведения ребенка, путем внедрения системы планирования стереотипов безопасного поведения.

Реализация программных задач не требует дополнительных часов. Она осуществляется как в процессе непосредственно образовательной деятельности (ОО «Физическое развитие»), плавание в бассейне (ОО «Физическое развитие»), так и в образовательной деятельности с детьми в режиме дня (занятие по формированию начальных представлений о ЗОЖ), оздоровительные игры, дыхательные упражнения, элементы массажа и самомассажа, пальчиковая гимнастика  и т.д.

Наиболее эффективно образовательные задачи решаются при целенаправленном использовании интегративного подхода во время организации образовательного процесса.

Интеграция образовательных областей  

Образовательная область

Интеграция

с другими образовательными областями

Физическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

         Программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для детей 5-6 лет. Работа по формированию у дошкольников начальных представлений о здоровом образе жизни и основам безопасности собственной жизнедеятельности может проводиться как фронтально, так и индивидуально.

Решением педагогического совета № 4 от 15.05.2003 г. занятия по формированию у детей элементарных представлений о ЗОЖ  вынесены в совместную деятельность. Фронтальное занятие проводится 1 раз в месяц, в первую или во вторую половину дня. Длительность занятия зависит от возрастных особенностей психического развития детей  (средняя – 20 мин). В остальные дни допускается проведение практических занятий  (дидактические, подвижные и творческие игры развивающей направленности, беседы, проблемные ситуации (ОО «Социально-коммуникативное развитие»); чтение художественной литературы (ОО «Речевое развитие») и т.п.).

Ожидаемые результаты

  1. К  условиям детского сада адаптируется 100% воспитанников.
  2. Индекс здоровья  составит 25
  3. Уровень  элементарных представлений, умений и навыков здорового образа жизни  сформируется у  25 % воспитанников группы.
  4. Повысится уровень  мотивации и компетентности  в вопросах оздоровления детей у  родителей на 70 %        

      Организация двигательной активности детей на занятиях по физическому развитию и плаванию осуществляется инструкторами по физической культуре и плаванию в соответствии с  их рабочими учебными программами.

Основные принципы организации двигательной активности в ДОУ:

  1. Физическая нагрузка должна быть адекватна возрасту, полу ребёнка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья.
  2. Двигательную активность необходимо сочетать с общедоступными закаливающими процедурами.
  3. Обязательное включение в комплекс физического воспитания элементов дыхательной гимнастики.
  4. Медицинский контроль за физическим воспитанием и оперативная медицинская коррекция выявленных нарушений в состоянии здоровья.
  5. Проведение физкультурных мероприятий с учетом медицинских ограничений и сроков медотводов.
  6. Включение в гимнастику и занятия элементов корригирующей гимнастики для профилактики плоскостопия и искривления осанки.


Режим двигательной активности

детей младшего – старшего дошкольного возраста групп компенсирующей направленности с 12 часовым пребыванием

Режимные моменты

Образовательные области

Вид деятельности

Особенности организации

Формы организации детей

Время проведения

Группы компенсирующей направленности для детей

среднего возраста

Утренний прием в группе и на прогулке:

-игры,

- самостоятельная

двигательная

деятельность детей

оздоровительный бег

      Социальнокоммуникативное развитие

Подвижная игра

Ежедневно, не менее 2-4 раз в день

Подгрупповая

(фронтально)

7-10 мин

Физическое развитие

Игры с различным физкультурным оборудованием

Ежедневно (в  группе и на прогулке), под  руководством воспитателя.

Индивидуально-подгрупповая

Продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей, состояния  их  здоровья.

Физическое развитие

1 раз в неделю, проводится во время утренней прогулки (с  учетом  погодных  условий)

Подгрупповая

-

Утренняя гимнастика

Физическое развитие

ОРУ

Ежедневно в группах, в физкультурном и музыкальном залах. В теплое время года  на улице.

Фронтально

6-8 мин

Двигательная разминка во время перерыва между занятия-ми

Социально- коммуникативное развитие

Физическое развитие

Хороводная игра /

Подвижная игра

Ежедневно.

В младшей группе проводится одно занятие утром, одно – вечером

Фронтально

3-5 мин

Непосредственно образовательная деятельность

Физическое развитие

или

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Музыкально-

ритмические

движения

2 раза в неделю в физкультурном зале и 1 раз на улице. В  теплое  время  года  занятия  проводятся  на  улице.

2 раза в неделю в музыкальном зале

Фронтально

20 мин

Плавание

2 раза в неделю. В холодное время года проводятся после прогулки.

Подгрупповая

Физкультминутка (динамическая пауза)

Физическое развитие

Подвижная игра /

ОРУ

Ежедневно, по мере необходимости, в за-висимости от вида и содержания занятий и  состояния  детей.

Фронтально

2 мин

1 Прогулка:

- игры

- индивидуальная работа

- самостоятельная

двигательная

деятельность детей

Социально- коммуникативное развитие

Физическое развитие

Подвижные игры соревновательного характера

ОРУ

Проводятся 1 раз в неделю

Фронтально-

подгрупповая

Индивидуально-подгрупповая

-

4-5 мин

Спортивные упражнения

Ежедневно с использованием имеющегося физкультурного оборудования: зимой – санки, лыжи; летом – велосипед, самокат

Индивидуально-подгрупповая

10-12 мин

(велосипед, лыжи)

Игры с мячами, скакалками, обручами

Продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей, состояния  их  здоровья.

Подъем воздушные, водные процедуры

Физическое развитие

Упражнения на кроватях

Ежедневно, после  дневного сна

Фронтально

4-5 мин

 3-4 мин

Упражнения на профилактику нарушений осанки и плоскостопия.

Фронтально

2 Прогулка:

- игры

- индивидуальная  работа  с  детьми  по  освоению  ОВД

- самостоятельная

двигательная

деятельность детей

Социально- коммуникативное развитие

Физическое развитие

Подвижная игра

Подгрупповая

7-10 мин

Основные движения

Не реже 2 раз в неделю, во время вечерней прогулки

Индивидуально-подгрупповая

5-8 мин

Самостоятельные игры

Ежедневно. В младших группах – игры с каталками, машинами, велосипедами, шарами; в старших – мячи, скакалки, обручи и пр.

Продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей, состояния  их  здоровья.

Итого времени:

из них

-Непосредственно образовательная деятельность  

-Образовательная деятельность в режиме дня

-Прогулка

-Самостоятельная деятельность детей

62 мин-100%

20 мин-32%

18 мин-29%

24 мин-39%

Продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей, состояния  их  здоровья.


ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МИНИ ПРОГРАММЫ

Формирование отношения ребенка к здоровому образу жизни немыслимо без активного участия в этом процессе педагогов, медицинского персонала дошкольного учреждения и непосредственного участия родителей. Только с изменением уклада ДОУ и семьи можно ожидать реальных результатов в изменении отношения детей дошкольников и их родителей к собственному здоровью.

Настоящая программа основана на системном подходе и предполагает работу в следующих направлениях:

  1. Взаимодействие с детьми
  2. Взаимодействие с медицинским персоналом ДОУ и поликлиники
  3. Взаимодействие участников оздоровительного процесса в ДОУ
  4. Взаимодействие с семьей

Данная программа ориентирована на удовлетворение потребностей:

 личности ребенка – в приобретении элементарных представлений о здоровом образе жизни, навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья;

медицинского персонала – в снижении уровня заболеваемости воспитанников и повышении индекса их здоровья;

 педагогов – в более полном использовании педагогического потенциала для создания у дошкольников фундамента культуры ЗОЖ, включающего в себя положительную мотивацию и знания, умения, навыки валеологического характера;

родителей – в гармонизации, преемственности воспитательно-образовательного процесса, позволяющего изменить некоторые семейные установки, сам стиль жизни и взаимодействия с детьми.

Взаимодействие с детьми

Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения, включая физическое воспитание, охрану психического здоровья, а также организация оздоровительно-профилактических мероприятий.

Основными направлениями в работе с детьми являются:

воспитательно-образовательное:

  • организация рациональной двигательной активности детей;
  • воспитание культуры здоровья, вооружение знаниями, умениями и навыками для формирования привычки к ЗОЖ;
  • психическое развитие детей и профилактика их эмоционального благополучия;

оздоровительно-профилактическое:

  • совершенствование системы оздоровительно-профилактических мероприятий

Воспитательно-образовательное направление

Физическая  культура здоровья дошкольника состоит из трех компонентов:

  1. осознанного отношения к здоровью и жизни человека;
  2. знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его;
  3. компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской помощи.

Для реализации задачи по воспитанию культуры здоровья и  формированию привычек к здоровому образу жизни предполагается продолжение  целенаправленной  работы через такие  формы взаимодействия с детьми, как:

  • режимные моменты,
  • непосредственно образовательная деятельность по ЗОЖ,
  • занятия по физическому развитию и плаванию,
  • закаливающие процедуры после дневного сна,
  • организацию и проведение  «Дней Здоровья».

Психическое здоровье детей обусловливается их полноценным психическим развитием, которое, в свою очередь,  предполагает развитие базовых психических процессов дошкольников – восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления (анализа, синтеза, обобщения, классификации), речи.  Эта задача решается через реализацию образовательной программы ДОУ:

- фронтальные занятия с детьми, в структуре и содержании которых уделяется большое внимание развитию речи, мышления, воображения детей;

- создание полноценной предметно-развивающей среды в группах;

- организацию игровой деятельности детей; (Приложение 1)

- индивидуальную коррекционную работу с детьми педагога-психолога,  учителей-логопедов.

Профилактику эмоционального благополучия детей  в ДОУ необходимо осуществлять в двух основных направлениях:

  • обеспечение более благоприятного течения периода адаптации вновь прибывших детей,
  • создание благоприятной эмоциональной обстановки в каждом детском коллективе.

Более благоприятное течение периода адаптации вновь прибывших детей обеспечивается через комплекс психолого-педагогических мероприятий:

- анкетирование родителей с целью изучения индивидуальных особенностей каждого ребенка;

- постепенное увеличение времени пребывания детей в группе;

- использование специальных педагогических приемов (знакомство ребенка с жизнью в детском саду при помощи  адаптационного альбома, организация фотовыставки «Моя семья», введение в групповую предметную среду любимых домашних игрушек детей и др.);

-  создание эмоционального комфорта при укладывании детей на дневной сон;

- психолого-педагогическое просвещение родителей (групповые, индивидуальные и стендовые консультации) и т.д.

Создание благоприятной эмоциональной обстановки в каждом детском коллективе обеспечивается через использование форм работы, а также применение  психолого-педагогических методов и приемов,  направленных на предупреждение нежелательных аффективных проявлений у детей:

- диагностика эмоционального благополучия детей через наблюдение, анализ продуктивных видов деятельности детей, использование проективных методик;

- обеспечение спокойной обстановки в групповом помещении (избегать чрезмерно громкой речи, оперативно реагировать на  конфликтные ситуации между детьми);

- подвижные, сюжетно-ролевые игры, драматизация;

- обеспечение условий для полноценного дневного сна (режим проветривания, создания спокойной обстановки, соблюдение «ритуалов» подготовки ко сну);

- организация «уголков психологической разгрузки» (зон уединения детей) в группах;

- создание ситуации успеха для каждого ребенка на занятиях и в свободной деятельности;

- формирование культуры общения детей;

- проведение досугов, развлечений, праздников (в т.ч. совместных на возрастных параллелях, с родителями) и др.;

- рациональное применение «музыкотерапии» (используется при необходимости на занятиях, при выполнении релаксационных упражнений, при укладывании детей на дневной сон и их пробуждении и др.).

Новым  подходом в профилактике эмоционального благополучия является обучение детей приемам релаксации.

Необходимость обучения детей приемам релаксации обусловлена тем, что большинству наших воспитанников свойственно нарушение равновесия между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации перегружают их слабую нервную систему. Мышечная и эмоциональная раскованность — важное условие для становления естественной речи и правильных телодвижений. Детям нужно дать почувствовать, что мышечное напряжение по их воле может смениться приятным расслаблением и спокойствием. Установлено, что эмоциональное возбуждение ослабевает, если мышцы в достаточной степени расслаблены. При этом также снижается уровень бодрствования головного мозга, и человек становится наиболее внушаемым. Когда дети научатся свободно расслаблять мышцы, тогда можно перейти к вербальному воздействию (суггестии).  Важно знать, что метод релаксации, по заключению специалистов, является физиологически безопасным и не дает негативных последствий.

В момент вербального воздействия дети находятся в состоянии расслабленности, их глаза закрыты; происходит определенное отключение от окружающего. Это значительно усиливает воздействие слова на психику ребенка. Цель такого воздействия — помочь детям снять эмоциональное напряжение, обрести спокойствие, уравновешенность, уверенность в себе и в своей речи, а также закрепить в их сознании необходимость использования мышечной релаксацией после каких-либо стрессов 

Некоторым, особенно возбужденным, отвлекаемым детям не удается сосредоточиться на занятии и успокоиться во время проведения сеанса релаксации, когда требуется расслабление по контрасту с напряжением и когда только еще вырабатывается чувство мышцы. Не следует их заставлять непременно повторять упражнения. Можно разрешить им, молча, спокойно посидеть на занятии, посмотреть, как расслабляются остальные. Пребывание в позе покоя уже само по себе окажет на них положительное воздействие.

Оздоровительно-профилактическое направление

Оздоровительно-профилактическая  работа в  ДОУ в первую очередь направлена на выполнение правил СанПиН.

Оздоровление воспитанников осуществляется:

1) специфической иммунопрофилактикой, цель которой – усилить или ослабить формирование иммунитета к возбудителю конкретного заболевания. Активная профилактическая вакцинация детей проводится медицинскими работниками в определенные периоды жизни и направлена  на выработку общего специфического иммунитета;

2) неспецифической иммунопрофилактикой. Методов неспецифической профилактики болезней много, поскольку они представляют собой совокупность методов стимуляции скрытых резервов защитных сил организма, их совершенствования, гибкости, универсальности. К средствам повышения неспецифической резистентности организма относятся:

  • плановые оздоровительные мероприятия  (Приложение 2),
  • закаливающие мероприятия,
  • нетрадиционные методы – дыхательная гимнастика,  самомассаж,
  • профилактика нарушения осанки и плоскостопия.

Одним из основных направлений оздоровления детей является использование комплекса закаливающих мероприятий.

Закаливание – это активный процесс, представляющий совокупность методов стимуляции скрытых резервов защитных сил организма, их совершенствования, гибкости,  универсальности. Закаливающий эффект достигается систематическим, многократным воздействием того или иного закаливающего фактора и постепенным повышением его дозировки.

Ведущими научно-обоснованными методами эффективного закаливания в нашем ДОУ являются:

  • контрастное обливание ног;
  • босохождение,  являющееся эффективным закаливающим средством при условии постепенного его использования детьми;
  • циклические упражнения в облегченной, не стесняющей движений одежде, на занятиях и прогулках;
  • душ – сильнодействующее закаливающее средство, оказывающее стимулирующий эффект на нервную систему;
  • мыльные аппликации на слизистую носовых ходов;
  • полоскание горла прохладной водой;
  • дневной сон при открытых фрамугах (температура воздуха медленно снижается от +18  до +15  градусов);
  • фитонцидопрофилактика (применение чесночно-масляных растворов),  повышающая сопротивляемость организма ребенка.

Закаливание будет эффективным только тогда, когда оно обеспечивается в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду. Поэтому должны соблюдаться:

  • четкая организация теплового и воздушного режима помещения;
  • ношение детьми рациональной неперегревающей одежды;
  • соблюдение режима прогулок во все времена года;
  • занятия босиком утренней гимнастикой и физкультурой.

Одним из компонентов в оздоровительно-профилактической работе нашего ДОУ является использование индивидуального маршрута оздоровления воспитанников (Приложение 4), цель которого – восстановление сдвигов функционального состояния детского организма. Составляющие маршрута оздоровления: элементы дыхательной гимнастики (по А.Н. Стрельниковой), оздоровительные игры и упражнения для профилактики плоскостопия и нарушения осанки, массаж БАТ (по методу А.А. Уманской), самомассаж, релаксационные упражнения.    

Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой.  Одной из важнейших целей организации правильного дыхания у детей является формирование у них базовых составляющих произвольной саморегуляции.

   В начале курса занятий необходимо уделить большое внимание выработке правильного дыхания, что оптимизирует газообмен и кровообращение, вентиляцию всех участков легких, массаж органов брюшной полости; налаживает нарушенные функции сердечно-сосудистой системы; способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Правильное дыхание успокаивает и способствует концентрации внимания (таблица 5). 

Основным является полное дыхание, т.е. сочетание грудного и брюшного дыхания; выполнять его нужно сначала лежа, потом сидя и, наконец, стоя. Пока ребенок не научится дышать правильно, рекомендуется положить одну его руку на грудь, другую – на живот (сверху зафиксировать их руками взрослого — психолога, педагога, родителей) для контроля за полнотой дыхательных движений. (таблица 4)..

После выполнения дыхательных упражнений можно приступать к самомассажу и другим упражнениям, способствующим повышению психической активности ребенка, увеличению его энергетического и адаптационного потенциала.

Самомассаж. Данный вид оздоровительной работы доступен детям только старшего дошкольного возраста. Самомассаж требует произвольной регуляции внимания, умения сосредоточиться на своих ощущениях. Оздоровительный эффект самомассажа достигается путем интенсивного разминания тех или иных точек тела. Предлагаемые упражнения должны выполняться под руководством взрослого, который следит за тщательностью и интенсивностью нажатий (Приложение 5).

Точечный массаж (по А.А. Уманской). Каждый орган имеет свое представительство (зону) на коже, куда посылает информацию обо всех изменениях внешней среды. Таких представителей на коже тысячи. Некоторые из них являются основными, так как связаны с важнейшими регуляторами жизнедеятельности организма.

Насморк – одна из ступеней развития разнообразных заболеваний. Массаж активных жизненных точек повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов, других органов.  Под действием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства, такие как интерферон, которые очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток. Приемы точечного массажа необходимо выполнять по порядку, массируя точку за точкой (Приложение 7).

Интеллектуальный массаж (Фриц Ауглин, швейцарский детский психолог, профессор). Он прост в исполнении и эффективен для интеллектуального развития ребенка.

Профессор Фритц Р. Ауглин предложил методику и провел клиническую проверку специальный массажа, позитивные результаты которого говорят о безусловном влиянии внешних раздражений на кору головного мозга. Альтернативное название этой методики – интеллектуальный массаж. Эта процедура рекомендуется грудничкам с самого рождения. Пока малыш еще мал, массировать его таким образом может и мама. Со временем, когда малыш немного подрастет, надо учить его делать следующие упражнения самостоятельно. (Приложение 6)

Формирование и коррекция осанки. Нарушение осанки – частый спутник многих хронических заболеваний, проявляющихся в общей функциональной слабости, гипотоническом (пониженном напряжении тканей) состоянии мышц и связочного аппарата. Дефекты осанки отрицательно влияют на деятельность сердца, желудка, печени, почек.

Основой профилактики и лечения нарушений осанки является общая тренировка организма ребенка. В задачи игр входят:

  • укрепление опорно-двигательного аппарата,
  • усиление мышечного «корсета» позвоночника,
  • улучшение функций дыхания,
  •  улучшение функций сердечнососудистой системы.

В процессе проведения подвижных игр надо добиваться тренировки навыков в удержании головы и туловища в правильном положении, правильной ходьбе (грудь вперед, лопатки чуть сведены, подбородок приподнят). Выработке правильной осанки помогают игры на координацию движений, равновесия Упражнения в играх чередуются с дыхательными упражнениями.

Приобретение правильной осанки – длительный процесс, поэтому ребенку необходимо многократно показывать, что такое правильная осанка. Нужно давать позитивные формулировки («иди прямо», «выше подбородок») и непосредственно на теле ребенка показывать правильное положение. ( таблица 3).

Профилактика плоскостопия. Плоскостопие чаще всего встречается у слабых, физически плохо развитых детей. Нередко нагрузка на своды стоп таких детей оказывается чрезмерной. Связки и мышцы стопы перенапрягаются, растягиваются, теряют пружинящие свойства. Своды стоп расплющиваются, опускаются, и возникает плоскостопие. Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому изменение формы стопы влияет не только на ее функцию, но и изменяет положение таза, позвоночника. Это отрицательно сказывается на осанке и общем состоянии ребенка.

Поэтому игры и задания подбираются таким образом, чтобы упражнения укрепляли связочно-мышечный аппарат голени и стопы, способствовали общему оздоровлению организма и воспитанию навыка правильной ходьбы. (таблица 2).

Релаксационные упражнения способствуют стабилизации и активизации энергетического потенциала организма ребенка и повышению пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов. (таблица 7)

Взаимодействие с медицинским персоналом ДОУ и поликлиники

Одним из направлений работы по формированию навыков здорового образа жизни является воспитание здорового ребенка усилиями ДОУ и медицинского персонала поликлиники.

Совместная работа с медицинским персоналом ДОУ позволяет осуществлять:

•        медицинское обследование состояния здоровья и физического развития воспитанников;

•        санитарно-педагогический контроль над местами, где проводятся оздоровительные мероприятия;

•        контроль влияния физкультурно-оздоровительной работы на динамику физического развития и состояния здоровья детей;

•        реализацию лечебных и оздоровительно-профилактических мероприятий согласно годовому планированию;

•        пропаганду здорового образа жизни.

Взаимодействие участников оздоровительного процесса в ДОУ

Педагог-психолог – внедрение здоровьесберегающих технологий, охранительный режим, выявление особенностей детей и ознакомление с ними педагогического коллектива в целях учета в работе, коррекция отклонений в психическом развитии детей, методы психологической разгрузки.

Воспитатели – учет особенностей детей, внедрение здоровьесберегающих технологий, пропаганда здорового образа жизни и методов оздоровления в коллективе детей, проведение с детьми оздоровительных мероприятий: закаливающих процедур, дыхательной гимнастики, релаксационных и кинезиологических упражнений, самомассажа, упражнений для профилактики плоскостопия и нарушения осанки.

Инструктор по ФИЗО – учет особенностей детей, использование соответствующих возрасту детей двигательных упражнений и оздоровительных методик, коррекция отклонений физического развития детей, проведение спортивных праздников, развлечений, Дней здоровья, пропаганда здорового образа жизни.

Учитель-логопед – учет особенностей детей, включение по возможности элементов занятий и их программного материала в общеобразовательный процесс, использование коррекционной работы для исправления недостатков речи, как следствие, повышение уверенности ребенка в себе, соответственно, повышение его социального статуса, психоэмоциональной устойчивости.

Музыкальный руководитель - учет особенностей детей, включение по возможности элементов занятий и их программного материала в общеобразовательный процесс, повышение психоэмоциональной устойчивости через объяснение особенностей музыки, ее влияния на эмоциональное состояние человека.

Младший обслуживающий персонал – соблюдение санитарно-охранительного режима, помощь педагогам в организации образовательного процесса, физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Взаимодействие с семьей

Важным условием эффективной воспитательно-образовательной работы с целью повышения уровня знаний родителей о ЗОЖ, обучения методам и приемам формирования представлений детей о ЗОЖ и ОБЖ, вовлечение в досуговые  и оздоровительные мероприятия детского сада является реализация специальных мероприятий: изучение представлений родителей о ЗОЖ и ОБЖ, консультации, практические занятия, наглядная агитация, Дни здоровья в рамках проекта «Родительский клуб «Здоровая семья» (Приложение 14).

Для обучения родителей способам организации совместной деятельности детей и взрослых предусмотрено знакомство родителей с различными методическими приемами и особенностями педагогического воздействия на ребенка; организация и проведение специальных практических занятий для родителей: «Играем вместе с ребенком», «Читаем детям о здоровье», «Наблюдения и опыты с целью формирования представлений о здоровом образе жизни» и т.д. В ходе этих занятий в качестве наглядного материала могут быть использованы видеозаписи – наблюдения за разнообразной деятельностью дошкольников в детском саду.

Развитию представлений родителей о месте специально организованного активного отдыха в структуре ЗОЖ, а также делового сотрудничества педагогов и родителей, совместной работы взрослых с детьми способствует вовлечение родителей в досуговые и оздоровительные мероприятия детского сада – подготовку и проведение праздников, досугов, выставок, спортивных соревнований, театрализованных представлений.

Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Наблюдения последних лет показывают, что в жизнь входит новое поколение родителей, понимающих значение здорового образа жизни, хорошего образования и воспитания и стремящихся обеспечить его для своего ребенка. Совместная работа образовательного учреждения и семьи способствует решению этих важных задач.

СОДЕРЖАНИЕ  МИНИ-ПРОГРАММЫ

Учитывая активно развивающиеся потребности детей в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях, содержание работы  предусматривает  следующие  направления:

  • Я и мое тело
  • О навыках личной гигиены
  • О роли лекарств и витаминов
  • Движение – это жизнь
  • Закаляйся, если хочешь быть здоровым
  • Профилактика заболеваний и травматизма

В каждом направлении выделены два компонента:

  • Обучающий — получение первоначальных сведений о здоровом образе жизни и основах безопасности собственной жизнедеятельности.
  • Воспитывающий — понимание значения ведения здорового образа жизни и соблюдения основ безопасности, оценка своей деятельности в этом направлении и бережное отношение к себе и своему здоровью.

«Я и мое тело».  Обучающий компонент: Строение организма человека. О симптомах заболевания. О критериях здоровья. Воспитывающий компонент: Бережное отношение к своему здоровью.  Воспитывать желание быть здоровым.

«О навыках личной гигиены». Обучающий компонент: Формирование представлений о правилах гигиены тела. Воспитывающий компонент: Воспитывать устойчивые культурно-гигиенические привычки.

«О роли лекарств и витаминов».  Обучающий компонент: Обращение с лекарственными препаратами. Знание о пользе и вреде медикаментов. О полезных и вредных для здоровья продуктах. О содержании витаминов в продуктах. Использование фруктов, овощей в приготовлении пищи. Воспитывающий компонент: Устойчивые знания по применению лекарства только по назначению врача, родителей и в присутствии родителей. Воспитывать положительное отношение к овощам и фруктам, блюдам из них приготовленных.

«Движение – это жизнь».  Обучающий компонент: О двигательных умениях человека; о значении двигательной активности в жизни людей; о приемах самомассажа. Воспитывающий компонент: Воспитывать интерес к движению, к совместным подвижным играм детей с родителями.

«Закаляйся, если хочешь быть здоровым». Обучающий компонент: Значение закаливания на состояние организма человека; о значении физической нагрузки на развитие детского организма. Воспитывающий компонент: Положительное отношение к закаливающим процедурам.

«Профилактика заболеваний и травматизма». Обучающий компонент: Правила безопасного поведения в быту, на улице. Воспитывающий компонент: Сознательное отношение у дошкольников к безопасности жизнедеятельности.

Возрастная группа

Кол-во часов

Задачи

1. Я и мое тело

Среднего дошкольного возраста

(дети 4-5 лет)

2

  • Дать представления о функциональном назначении частей тела и органов чувств для жизни и здоровья человека (руки делают много полезных дел; ноги помогают двигаться; рот говорит, ест; зубы жуют; язык помогает жевать, говорить; кожа чувствует; нос дышит, улавливает запахи; уши слышат).
  • Познакомить с понятиями «здоровье» и «болезнь».
  • Развивать умение устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием организма, самочувствием «Я чищу зубы - значит, они у меня будут крепкими и здоровыми», «Я промочил ноги на улице, и у меня начался насморк»).
  • Развивать умение заботиться о своем здоровье.

2. О навыках личной гигиены

Среднего дошкольного возраста

 (дети 4-5 лет)

4

  • Продолжать воспитывать опрятность, привычку следить за своим внешним видом.
  • Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.
  • Закреплять умение пользоваться расческой, носовым платком.
  • Расширять представления о важности для здоровья гигиенических процедур.

3. О роли лекарств и витаминов

Среднего дошкольного возраста 

(дети 4-5 лет)

1

  • Воспитывать потребность в соблюдении режима питания, употреблении в пищу овощей и фруктов, других полезных продуктов.
  • Дать представления о необходимых телу человека веществах и витаминах.

4.  Движение – это жизнь

Среднего дошкольного возраста 

 (дети 4-5 лет)

2

  • Расширять представления о важности для здоровья движений.
  • Дать представление о составляющих здорового образа жизни; о значении физических упражнений для организма человека. Воспитывать потребность быть здоровым.
  • Продолжать знакомить с физическими упражнениями на укрепление различных органов и систем организма.
  • Формировать навыки безопасного поведения в подвижных играх и при пользовании спортивным инвентарем.

5. Закаляйся, если хочешь быть здоровым

Среднего дошкольного возраста 

 (дети 4-5 лет)

1

  • Дать представление о значении  закаливания для организма человека.

6. Профилактика заболеваний и травматизма

Среднего дошкольного возраста 

 (дети 4-5 лет)

2

  • Формировать умение оказывать себе элементарную помощь при ушибах, обращаться за помощью к взрослым при заболевании, травме.
  • Развивать умение заботиться о своем здоровье.
  • Закреплять правила безопасного передви-жения в помещении: осторожно спускаться и подниматься по лестнице; держаться за перила; открывать и закрывать дверь, держась за дверную ручку.

Реализация программных задач осуществляется в процессе как повседневного общения с детьми, так и на теоретических занятиях, проводимых в совместной деятельности.

Всего в каждой группе в течение года проводятся по 12 занятий.

 МЕТОДЫ  РЕАЛИЗАЦИИ  МИНИ-ПРОГРАММЫ

Практические

Словесные

Наглядные

  • организация режима двигательной активности, обеспечивающего нормальную жизнедеятельность
  • воспитание культурно-гигиенических навыков
  • закаливающие процедуры
  • профилактико-оздорови-тельные мероприятия

  • беседы
  • проблемные ситуации (Приложение 6)
  • дидактические игры развивающей направ-ленности (Приложение 7)
  • чтение художественной литературы (Приложение 8)
  • оздоровительные игры и упражнения с учетом индивидуальных особенностей и групп здоровья детей
  • подвижные игры
  • игры и упражнения на координацию речи и движения
  • пальчиковая гимнастика
  • сюжетно-ролевые игры
  • игры-драматизации
  • спортивные праздники и развлечения

  • организация выставок
  • сбор фотоматериалов
  • рассматривание иллюстраций
  • аудиовизуальная техника
  • информационно-агитационные стенды
  • личный пример взрослых

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕЖИМЕ ДНЯ

по формированию у детей среднего дошкольного возраста(4-5 лет) первоначальных представлений о ЗОЖ

Месяц

Тема, программное содержание

Методические приемы

Коррекционная работа

Сентябрь

Ты - человек

Дать детям понятие о строении человека. Развивать интерес к своему телу. Воспитывать бережное отношение к нему.

- Беседа

- Рассматривание альбома

- Игра «Собери портрет»

- Игра «Собери человека»

- Загадки о частях тела человека

- Пальчиковая гимнастика «В гости к пальчику боль-шому»

- Речевая зарядка «Нос умойся»

- Психогимнастика

Октябрь

Надо, надо умываться по утрам и вечерам

Формировать у детей на-выки последовательности при умывании (алгоритм). Воспитывать навыки безопасного пользования предметами гигиены.

- Чтение книги «Правила поведения для воспитанных детей»

- Загадки о предметах гигиены

- Рассматривание иллюстр.

-Д/игры «Купание куклы», «Что напутал художник».

- Развитие мелкой и общей моторики «Водичка, водичка …»

- Мимическая гимнастика

- Развитие конструктив-ного праксиса, тонкой мо-торики «Предметы гигие-ны»

Ноябрь

И сбежали от грязнули и чулки и башмаки

Формировать навыки по-следовательного одевания и раздевания; учить содержать вещи в чистоте, видеть недостатки во внешнем виде. Закрепить знание алгоритма.

- Беседа

- Рассматривание картины из серии «Дети в д/с»

-  Загадки

- Чтение А. Барто «Маша-растеряша»

- Д/и «Что напутал худож-ник?»

- Развитие мелкой и общей моторики «Подарки» (рус-ская песенка)

- Развитие конструктив-ного праксиса, тонкой мо-торики «Предметы одеж-ды»

Декабрь

Зимние игры и забавы

Расширять знания детей о зимних играх и забавах, об их пользе для собст-венного здоровья.

- Чтение стихотворения Т. Шоныгиной «Сани», «На лыжах», «На катке».

- Рассматривание иллюстр.

-Составление рассказа «Как я играю зимой»

- Задание «Нарисуй лыжи» и т.д.

- Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пришли гулять»

- Мимические упражнения

Январь

Береги свое здоровье

Расширять знания детей о здоровье, познакомить с профилактикой заболева-ний (самомассаж, закали-вающие процедуры)

- Рассматривание схемы-модели «Человек»

- Чтение К. Чуковский «Айболит»

- Стихотворная разминка

- Психогимнастика

- Самомассаж

- Дыхательная гимнастика

Февраль

Волшебная щеточка

Формировать у детей на-выки гигиены полости рта. Дать знания о после-довательности выполне-ния чистки зубов, прави-лах безопасности.

- Рассказ воспитателя о «волшебной щеточке»

- Рассматривание алгорит-ма чистки зубов

- Игра «Польза-вред»

- Д/и «Из чего сделано?»

- Стихотворная разминка

- Мимические упражнения

- Психогимнастика

Март

Режим дня

Сформировать у детей представление о правиль-ном режиме дня и пользе его соблюдения для здо-ровья. Продолжать учить заботиться о своём здоровье.

- Игра «Когда это делали?»

- Игра «Что напутал художник?»

- Д/у «Это правда или нет?»

- Чтение «Мишка, мишка лежебока» В. Берестов

- Игра «Доскажи словечко» (о частях суток)

- Имитация выполняемых действий (просыпание, за-рядка, прием пищи и т.д.)

- Дыхательная гимнастика

Апрель

О витаминах

Рассказать детям о значе-нии витаминов для здоро-вья человека, их пользе. Систематизировать зна-ния об овощах, фруктах, ягодах.

- Беседа по иллюстрациям

- Загадывание загадок

- Д/и «Польза-вред»

- Игра «Приготовь блюдо»

- Игра «Собери картинку»

- Игра «Невнимательный художник»

- Развитие конструктив-ного праксиса, тонкой мо-торики «Вредные и полез-ные продукты»

- Мимические упражнения

- Пальчиковая гимнастика «Компот»

Май

Если хочешь быть здоров – закаляйся!»

Дать детям понятие о здоровом образе жизни: нужно  закаляться, заниматься спортом. Воспитывать интерес к сохранению и укреплению здоровья.

- Беседа с рассматриванием иллюстраций о разных видах закаливания

- Д/и «Хорошо-плохо» ТРИЗ

- Чтение «Гимнастика для хвоста» (из серии «33 попугая»)

- Решение проблемных ситуаций

- Мимические упражнения

- Психогимнастика

- Развитие общей моторики «Солнышко»

Июнь

Как вести себя за столом

Закреплять правила пове-дения за обеденным сто-лом, безопасного пользо-вания приборами. Дать элементарные представ-ления о взаимосвязи благополучия организма и питания.

- И/у «Сложи салфетку»

- Рассказ повара о пользе продуктов

- Просмотр мультфильма «Каникулы в Простоквашино»

- Психогимнастика

- Мимические упражнения

Июль

Пять дел перед сном

Закреплять культурно-ги-гиенические навыки. Учить быть вниматель-ным к своему здоровью, бережно относиться к вещам, одежде, игруш-кам.

- Рассказ Мишутки о ленивых и прилежных

- Решение проблемных ситуаций в игре «Так- не так»

- Словесная игра «Да-нет»

- Советы от Степашки

- Упражнения для глаз

- Самомассаж

- Мимические упражнения

Август

Забочусь о своем здоровье

Закреплять культурно-ги-гиенические навыки, пра-вила безопасного поведе-ния

- Мини-викторина с докто-ром Айболитом

- Тренинг «Моем руки»

- Д/и «Что сначала, что потом»

- Д/и «Можно-нельзя»

- Подвижные игры по желанию детей

- Речевая зарядка «Нос умойся»

- Мимические упражнения


ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ  ОСВОЕНИЯ  МИНИ-ПРОГРАММЫ

Планируемые результаты освоения мини-программы формулируются в соответствии с ФГОС через обследование уровня сформированности начальных представлений о здоровом образе жизни, овладения основными культурно-гигиеническими нормами воспитанников среднего дошкольного возраста (5-й год жизни) в образовательной области «Физическое развитие».

  • Соблюдает элементарные навыки гигиены:

- по мере необходимости моет руки с мылом,

- пользуется расческой, носовым платком,

- прикрывает рот при кашле.

  • Обращается за помощью к взрослым при заболевании, травме.
  • Соблюдает элементарные правила приема пищи:

- правильно пользуется столовыми приборами, салфеткой,

- полощет рот после еды.

  • Знаком с понятиями «здоровье» и «болезнь».
  • Имеет элементарные представления о некоторых составляющих здорового образа жизни правильное питание, польза закаливания, необходимость соблюдения правил гигиены.
  • Знает о пользе утренней зарядки, физических упражнений.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА  ДОСТИЖЕНИЙ ДЕТЬМИ  ПЛАНИРУЕМЫХ  

РЕЗУЛЬТАТОВ  ОСВОЕНИЯ  МИНИ-ПРОГРАММЫ

Для отслеживания результатов успешности усвоения воспитанниками программных задач разработан план педагогической диагностики, включающий:

  • изучение изменения уровней знаний, умений и практических навыков детей (периодическая и итоговая диагностика);
  • изучение разнообразия форм, методов воспитательно-образовательной и оздоровительно-профилактической работы, используемых в процессе формирования у дошкольников практических навыков здорового образа жизни, определение их педагогической эффективности (периодические срезы);
  • выявление заинтересованности и помощи родителей в реализации задач  программы.

Основная задача диагностики заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком программы и влияние воспитательно-образовательного и оздоровительно-профилактического процесса, организуемого в ДОУ, на развитие ребенка.

Диагностика детского развития проводится два раза в год: вводный -  в сентябре-октябре, итоговый – в апреле-мае.

ДИАГНОСТИКА  УРОВНЯ РАЗВИТИЯ  ЗНАНИЙ  И  УМЕНИЙ  ДЕТЕЙ  

ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАЧАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ

Учет возрастных и личностных особенностей обследуемого совместными усилиями педагогов и медицинских работников позволяет не только выявить имеющиеся у ребенка проблемы, трудности, но и его потенциальные возможности.

Медицинские работники (врач-педиатр и медсестра), изучая анамнез развития ребенка, выявляют часто болеющих детей, страдающих хроническими заболеваниями.

Педагог-психолог выявляет индивидуальные особенности развития психических процессов, особенно поведения и эмоционально-волевой сферы.

Воспитатели группы диагностируют знания, умения, навыки, предусмотренные данной программой, наблюдают за поведением ребенка в  повседневной жизни.

Инструктор по физической культуре осуществляет контроль за развитием крупномоторных и мелкомоторных навыков, уровнем двигательной активности, организует тестирование по физической подготовке.

Учитель-логопед обследует звукопроизношение ребенка, состояние его фонематического слуха, слоговую структуру слова, связную речь.

Музыкальный руководитель обследует состояние уровня музыкального развития.

Итогом обследования является проведение педсовета, на котором обсуждаются диагностические данные по выявленным проблемам у детей, берутся под контроль наиболее сложные дети, намечается дальнейший план индивидуально-оздоровительной работы


Таблица показателей

Показатели

Дошкольный возраст

Младший

(3-4 года)

Средний

(4-5 лет)

Старший

(5- 6 лет)

Старший

(6-7 лет)

1. Я и мое тело

Знает части тела человека

+

+

+

+

Понимает функциональное назначение

  • частей тела
  • органов чувств

+

+

+

+
+

+

+

Знает понятия «здоровье» и «болезнь»

+

+

+

Объясняет правила ухода за больным

+

+

2. О навыках личной  гигиены

Имеет навыки опрятности

+

+

+

+

Соблюдает элементарные навыки гигиены

+

+

+

+

Владеет простейшими навыками приема пищи

+

+

+

+

3. О роли лекарств и витаминов

Имеет представления о полезной и вредной пище

+

+

+

+

Понимает необходимость ук-репления здоровья с помощью витаминов

+

+

+

Умеет определять качество продуктов, основываясь на сенсорных ощущениях.

+

+

Знает понятия «лекарство» и «витамины», их роль в жизни человека

+

+

Имеет представления о раци-ональном питании

+

4. Движение – это жизнь

Понимает значение движения в оздоровлении человека

+

+

+

Понимает необходимость физических упражнений

+

+

+

Имеет элементарные пред-ставления о составляющих здорового образа жизни:

  • правильном питании,
  • пользе закаливания,
  • необходимости соблю-дения правил гигиены

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

5. Закаляйся, если хочешь быть здоровым

Имеет представления:

  • о пользе закаливающих процедур
  • о правилах и видах закаливания

+

+

+

+

+

+

Владеет практическими приемами закаливания

+

+

6.Профилактика заболеваний и травматизма

Отличает свое состояние: «больной», «здоровый»

+

+

+

+

Имеет представление о состоянии здоровья в зависимости от погодных условий

+

+

+

+

Имеет представление о навыках оказания первой медицинской помощи

+

+

+

Методика выявления

Методика

Цель

Материал

Инструкция к проведению

Средний дошкольный возраст (4-5 лет)

1.

Выявить особенности знаний детей о строении тела человека, функциональном назначении его частей

Пособие

«Человек»

Вопросы для детей:

- Кто это?

- Из каких частей состоит тело человека? Назови их, пожалуйста.

- Как ты думаешь, у человека есть главные части тела? Какие, назови, пожалуйста. Почему эти части тела главные?

- Может ли человек прожить без руки? А без головы?

- Для чего человеку нужны руки? Ноги? Туловище? Голова?

- Что находится внутри туловища? Назови, пожалуйста, если знаешь.

2.

Выявить особенности знаний детей о правилах личной гигиены

Сюжетные кар-тинки с изобра-жением алгоритма умывания

Вопросы для детей:

- Что делает девочка?

- Зачем она хочет помыть руки?

- Зачем намыливать руки мылом?

- Зачем вытирать руки?

- Чем вытирает руки девочка?

Выявить особенности  компетентности детей в последовательном соблюдении режимных моментов

Картинки с изображением режимных моментов

- Положи так картинки, как ты себя ведешь, когда приходишь в детский сад.

3.

Выявить особенности знаний детей о полезной и вредной пище, о роли витаминов для укрепления здоровья

Картинки с изображением продуктов питания, фруктов, овощей.

Игра «Вредно – полезно»

4.

Выявить особенности знаний детей о

необходимости физических упражнений, о

правильном питании,

пользе закаливания,

соблюдения правил гигиены для человека

Картинка больного ребенка; картинки  с изображением физических упражнений, продуктов питания, предметов гигиены.

Игра «Помоги Пете выздороветь и не болеть»

-Что надо делать Пете чтобы не болеть?

5.

Закаляйся, если хочешь быть здоровым

Кукла Катя. Картинки с изображением различных видов закаливания ( Плавает, загорает, ходит босиком, и т.д.)

- Расскажи Кате, что нужно делать, чтобы быть здоровым?

6.

Выявить знания детей об опасностях в быту

Карточки с изображением различных ситуаций правильного и неправильного поведения в быту

Игра «Хорошо - плохо»


Образовательная область «Физическое развитие»

«Здоровый образ жизни»

Протокол обследования уровня сформированности начальных представлений о здоровом образе жизни, овладения основными культурно-гигиеническими нормами

Ф.И.ребенка

Владение основными культурно-гигиеническими навыками

Сформированность представлений о здоровом образе жизни

Всего баллов

Суммарный уровень

Знает порядок одевания и раздевания, складывания одежды в шкафчик

Осознанное выполнение  гигиенических  процедур

Культура поведения во время еды

Знание частей тела,

и их функций

Знает и соблюдает элементарные правила личной гигиены

Элементарные знания о режиме дня

Имеет представление о полезной и вредной пище; о роли витаминов для укрепления здоровья

Элементарные знания о необходимости движений

Имеет представление о закаливании организма

Соблюдение

Элементарных

правил здорового

образа жизни

1

Алякина Анна

2

Буртовой Андрей

3

Безрук Лена

4

Васильев Арсений

5

Данилов Артем

6

Зайцев Сережа

7

Карасев Саша

8

Ковальская Анна

9

Курбатова Злата

10

Магеррамова Алина

11

Мамедова Милана

12

Осоуленко Кирилл.

13

Панасенко Женя

14

Саламатов Максим

15

Трошко Миша

16

Чернов Никита

17

Чертков Алеша

18

19

20

Высокий уровень: (25- 30 баллов)                      Средний уровень: (19- 24 баллов)                         Низкий уровень:  (ниже 18 баллов)

Распределение баллов по степени соответствия достижения ребенком планируемых результатов определенному уровню

Высокий (от 25 до 30). Основные культурно-гигиенические навыки и потребность в двигательной активности сформированы. Ребенок осознанно, самостоятельно или при минимальной помощи взрослого одевается и раздевается в определенной последовательности, ест, пьет, ложится спать, умывается, понимает необходимость их выполнения. Выполняет новые движения по показу, знакомые движения по инструкции взрослого и образцу. Дифференцирует движения правой и левой руки, ведущую руку, точно выполняет мелко моторные движения. Успешно согласует свои движения с

движениями других детей, улавливает и передает заданный темп и ритм движений, меняет его по сигналу. Проявляет элементы контроля за своими

движениями и движениями сверстников, замечает нарушения правил в подвижных играх, переносит усвоенные движения в свободную деятельность. Физические качества сформированы. Двигательная активность адекватна возрасту. Имеет представления об основных правилах поведения в быту, о роли витаминов и гигиенических процедурах. Понимает необходимость гигиенических процедур для здоровья; имеет представление о порядке, испытывает удовольствие от чистоты и порядка; осуждает проявления неопрятности; знает и сам воспроизводит требуемое взрослым место расположения вещей для поддержания порядка. Выполняет самостоятельно элементарные правила здорового образа жизни, но нуждается в эпизодическом контроле взрослого.

Средний (от 19 до 24). Основные действия автоматизированы, соблюдает их правильную последовательность, обращает внимание на качество выполнения действий, нуждается в эпизодической помощи взрослого в виде напоминания. Основные процедуры ребенок выполняет самостоятельно, но  иногда нуждается в напоминании и помощи взрослого. Новые движения выполняет с помощью взрослого, знакомые движения по инструкции взрослого и образцу точно, но недостаточно четко, сохраняет равновесие, координирует движения тела, рук и ног, не всегда успешно меняет траекторию движения. Дифференцирует движения правой и левой руки, ведущую руку, некоторые мелко моторные движения могут вызвать трудности. Ребенок успешно согласует свои движения с движениями других детей, улавливает заданный темп движений, меняет его по сигналу. Заданный ритм передает в движении не всегда точно, иногда проявляет элементы контроля за своими движениями и движениями сверстников, замечает нарушения правил в подвижных играх. Пытается переносить усвоенные движения в свободную деятельность, но при этом снижается качество движений, увлекается процессом двигательной деятельности и может не обращать внимания на результат и качество движений. Физические качества проявляются не во всех ситуациях, в основном при выполнении хорошо знакомых движений. Двигательная активность адекватна возрасту. Ребенок положительно относится к движениям демонстрируемым взрослым, подражает им, но интерес в обучающей ситуации неустойчив; не всегда принимает задачу научиться движению, при обучении движению может действовать ситуативно; интерес повышается в игровой ситуации. Имеет представления о некоторых правилах поведения в быту.  и гигиенических процедурах, стремится поддерживать опрятный внешний вид. Рассказывает о роли витаминов с помощью наводящих вопросов. Не знает, как устранить недостатки, но имеет представление о порядке. Ребенок знает требуемое взрослым место расположения вещей для поддержания порядка, но воспроизводит с помощью взрослого. Элементарные правила здорового образа жизни выполняет самостоятельно при напоминании взрослого.

Низкий (ниже 18). Основные умения сформированы, но ребенок  может нарушать последовательность их выполнения, нуждается в помощи взрослого.

Выполняет отдельные гигиенические процедуры самостоятельно, основные при помощи взрослого. Ребенок допускает существенные ошибки при выполнении как новых, так и знакомых движений; заданный темп и ритм соблюдает только при помощи взрослого. Не проявляет элементов двигательного самоконтроля; выполняет знакомые движения по инструкции взрослого и образцу недостаточно точно, нечетко, испытывает трудности в сохранении равновесия и координации движений тела, рук и ног,  затрудняется в изменении траектории движений, в выполнении точных прицельных движений руками. Начинает дифференцировать движения правой и левой руки, не всегда выделяет ведущую руку. Неточно выполняет мелко моторные движения, многие движения вызывают существенные трудности. Ребенок недостаточно успешно согласует свои движения с движениями других детей, нуждается в помощи взрослого, не стремится качественно выполнять движения. Физические качества не сформированы. Двигательная активность повышена или понижена, недостаточно целенаправленна, мало инициативен, при появлении препятствий двигательная активность угасает или переориентируется им. Задача на двигательное подражание принимается, но интерес к двигательному подражанию быстро угасает. Ребенок с трудом принимает задачу научиться движению, при обучении движению чаще действует ситуативно, чем целенаправленно, нуждается в помощи взрослого, интерес повышается в игровой ситуации, но он неустойчив. Представления о правилах поведения в быту, о порядке, чистоте, гигиенических процедурах нечеткие; не обращает внимания на свой внешний облик и беспорядок в окружающем; знает привычное место расположения некоторых вещей, но не стремится поддерживать порядок, чистоту, не обращает внимания на чистоту и порядок. Не знает о роли и значении витаминов.

Отдельные элементарные правила здорового образа жизни выполняет самостоятельно, основные - с помощью взрослого.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бабенкова, Е.А. Игры, которые лечат. Для детей от 5 до 7 лет / Е.А. Бабенкова, О.М. Федоровская. – М.: ТЦ Сфера, 2009.- 64 с.
  2. Васильева, М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду / М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2004.
  3. Гаврючина, Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера,  2010. – 160 с.
  4. Галанов, А.С. Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников [Текст] / А.С. Галанов. – СПб.: Речь, 2007.- 160 с.
  5. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ / Под ред. З.И. Бересневой. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 32 с.
  6. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия / сост. Н.И. Крылова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 218 с.
  7. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения: модели программ, рекомендации, разработки занятий / авт.-сост. М.А. Павлова, М.В. Лысогорская. – Волгоград: Учитель, 2009. – 186 с.
  8. Картушина, М.Ю. Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 224 с.
  9. Крюкова, И. Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста [Текст] / И. Крюкова // Воспитатель ДОУ. – 2010. - № 5. – С.15-18
  10. Новикова, И. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 96 с.
  11. Оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении / под общ. Ред. Широковой Г.А. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 222 с.
  12. Оздоровительная работа в ДОУ: нормативно-правовые документы, рекомендации / авт.-сост. М.С. Горбатова.- Волгоград: Учитель, 2011.– 413 с
  13. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях по программе «Остров здоровья» / авт.-сост. Е.Ю. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 151 с.
  14. Оздоровительно-развивающая программа «Здравствуй!» для дошк. образоват. учреждений / Авт.-сост. М.Л. Лазарев. – М.: Мнемозина, 2004. – 39 с.
  15. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
  16. Переведенцева, Н. Оздоровительная работа в течение дня [Текст] / Н. Переведенцева, И. Кузнецова // Воспитатель ДОУ. – 2010. - № 2. – С.12-14
  17. Программа укрепления здоровья детей в коррекционных группах /Л.В. Игнатова, О.И. Волик и др. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 144 с.
  18. Система работы по формированию здорового образа жизни / Сост. О.И. Бочкарева. – Волгоград: ИТД Корифей, 2008. – 96 с.
  19. Страковская, В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет  [Текст] / В.Л. Страковская. – М.: Новая школа, 1994. – 228 с.
  20. Тумакова, Л.М. Познай себя. Методическое пособие для воспитателей детских дошкольных учреждений по основам безопасности жизнедеятельности детей / Л.М. Тумакова, И.В. Парфенова и др..- Н. Новгород, 1999. – 62 с.
  21. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы / авт.-сост. Т.Г. Карепова. – Волгоград: Учитель, 2011.  
  22. Хухлаева, Д. В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. – М.: Просвещение, 1984.- 206 с.
  23. Швецов, А.Г. Формирование здоровья детей в дошкольных учреждениях: в помощь врачам, мед. и пед. работникам дошк. Учреждений / А.Г. Швецов. – М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2006. – 174 с.
  24. Яблокова, Е.В. Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников в рамках сотрудничества ДОУ с социальными институтами [Текст] / Е.В. Яблокова //Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2007. - № 4. – С. 53 - 58


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект Недели здоровья "Мы за здоровый образ жизни"

«На весенней полянке» (физкультурный праздник)Цель: Закрепление знаний о временах года.Ходьба «змейкой между предметами».Прыжки через предметы.Повторение игр: «Медведь и пчелы», «Карусели»,...

Охрана и укрепление физического здоровья детей . Формирование здорового образа жизни.

Обобщение опыта работы. Приоритетным направлением работы  нашего детского сада является охрана и укрепление здоровья детей особенно нервной системы ,совершенствование функций организма ребенка , ...

Конспект НОД область "Здоровье" по формированию здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в мир сказки»

Задачи:  Образовательные:   Расширять  знания  о профилактике  простудных  заболеваний  и  о том, что полезно  и  вредно  для  здоровья...

Проект."Здоровый образ жизни - Здоровый дошкольник"

•Создание условий для физического развития каждого воспитанника в соответствии с его индивидуальными особенностями и потребностями; приобщение детей и родителей к физической культуре и здоровому ...

Проект по формированию здорового образа жизни «Здоровым быть здорово!»

Расширить  представления детей о  правильном питании, как одном  из важных компонентов  здорового образа жизни....

Информационно-творческий проект по формированию здорового образа жизни «Здоровым быть здорово!»

Расширение  представления детей о  правильном питании, как одном  из важных компонентов  здорового образа жизни....

Проект в средней группе на тему здорового образа жизни " Здоровье это здорово!"

Проект в средней группе на тему здорового образа жизни " Здоровье это здорово!" Разработчики: воспитатели Селютина Л. Н., Сироткина Т. П....