Работа с одаренными детьми
статья на тему

Ляличкина Людмила Николаевна

Работа с одаренными детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_odar.detmi_.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Атемарский детский сад № 1 «Теремок» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия

РАБОТА С  ОДАРЕННЫМИ  ДЕТЬМИ  В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

        

                                                                             Подготовила: инструктор по физ. культуре

                            Ляличкина Л.Н.

Атемар 2018

Современная система дошкольного образования ориентирована на личность ребенка, одной из приоритетных задач которой является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей. Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка, а эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна.

Механизм выявления и психолого-педагогического сопровождения спортивно одаренных детей в ДОУ носит систематический, долговременный характер, предполагающий длительное наблюдение за конкретным ребенком, различные физкультурно-оздоровительные мероприятия, связанные как с образовательным процессом, так и со свободной деятельностью. Хорошо зарекомендовали себя интегрированные мероприятия, объединяющие активное сотрудничество с воспитателями, музыкальным руководителем. 

Уникальность одаренного ребенка обусловливается тем, что все, что бы он ни сделал, обязательно будет отличаться от того, что могут сделать другие дети.

Для выявления спортивно одаренных детей в педагогической практике используются следующие методы:

–  педагогическое наблюдение за дошкольниками в разных видах деятельности;

– анализ результатов диагностики физической подготовленности;

– изучение психологических и индивидуальных  особенностей;

– метод прогнозирования будущих достижений ребенка;

– внеситуативно-личностные беседы с ребенком.

Педагогические наблюдения показали, что дети с психомоторной одаренностью проявляют повышенный интерес к двигательной деятельности.  Они легко и пластично двигаются, обладают высоким уровнем развития основных двигательных навыков, имеют хорошо развитую физическую силу, развитое чувство равновесия, высокую зрительно-моторную координацию, способность удерживать точный ритм и высокий темп движений, сохранять точность и соразмерность действий в момент передвижения в пространстве. Им свойственна способность «схватывать» и запоминать технику движений, вырабатывать индивидуальный почерк в действиях, проявлять настойчивость, азартность в достижении цели. Количество попыток, необходимое для овладения новыми движениями у них гораздо меньшее, чем у других детей. Характерно и то, что по некоторым показателям одаренный ребенок может достигать уровня, свойственно для старшего возраста.

           В работе с одаренными детьми применяется индивидуальный подход с учетом особенностей центральной нервной системы ребенка. Часто имея завышенную самооценку, одаренные дети не всегда благополучно адаптируются в группе сверстников. Педагогами инициируются беседы, старшие дошкольники привлекаются в работу с детьми младшего возраста как помощники и наставники малышей. На основании совместно с воспитателем дошкольного учреждения проводятся игры-тренинги с элементами сказкотерапии. Одаренные дети составляют костяк команд для участия в спортивных праздниках и физкультурных досугах, что дает детям возможность для роста и развития в плане социализации, позволяет наладить коммуникацию со сверстниками.

           Работа по выявлению одаренных детей строится на принципах оптимизации, дифференциации и  индивидуализации.

           Обеспечение рациональным уровнем двигательной активности детей  осуществляется   путем совершенствования двигательного режима в дошкольном учреждении. Двигательная активность дошкольников  направляется в русло их опыта, интересов, желаний и  функциональных возможностей организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребенку. Содержательная сторона двигательного режима дошкольников  направлена на развитие умственных, психических и физических способностей и качеств детей. В режим двигательной активности детей включаются игры и игровые упражнения, позволяющие не только удовлетворить потребность ребенка в движении, но и развить необходимые качества. Так, у детей с высоким уровнем  двигательной активности особо уделяется развитию внимания, произвольного поведения. Для детей с низким уровнем двигательной активности подбираются игровые упражнения на развитие быстроты движений. Важным является вовлечение детей разного уровня двигательной активности в совместные игры, поскольку в дошкольном возрасте пример сверстника является значимым, дети учатся друг у друга,  под руководством педагогов, непосредственно в процессе игровой деятельности.

          Образовательная среда, созданная совместно с родителями и педагогами в ДОУ и окружающая воспитанников, соответствует следующим принципам:

–  функциональности, заключающийся в заполнении  среды востребованными, многофункциональными, вариативными ресурсами, которые по необходимости легко трансформируются;

–  динамичности:  предметно–развивающая среда  физкультурного зала дошкольного учреждения является изменяющейся, трансформирующейся, разнообразной, что стимулирует интерес ребенка, а значит  и  его развитие;

– активности, самостоятельности, творчества:  совместно с воспитателями и инструктором физического воспитания организуются уголки с доступным оборудованием  в групповых комнатах,  а  также игротеки на участках во время прогулок  и на занятиях по интересам;

– учета половых различий детей:  соблюдение интересов мальчиков и девочек.

Важное значение имеют разработанные индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения спортивно одаренных воспитанников, дающие возможность планомерно развивать психомоторные способности ребенка и справляться с возникшими трудностями. Одаренная личность – это личность особого психического склада, для которой чрезвычайно значима социальная реализация. Спортивно одаренные  дети принимают активное участие в физкультурно-массовых мероприятиях на уровне своего дошкольного учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями.

Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями....

Консультация для воспитателей "Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями"

Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями....

семинар-практикум "Одаренные дети": «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Тема: «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»Актуальность темы.Не так давно, самым важным в воспитании и об...

Конспект НОД в форме интеллектуальной игры «В гостях у сказки» к педсовету «Одаренные дети. Работа с одаренными детьми»

Конспект НОД  в форме интеллектуальной  игры «В гостях у сказки»  к педсовету «Одаренные дети. Работа с одаренными детьми». Даное НОД  помогает закрепл...

Дистанционное обучение.Индивидуальная работа с одаренными детьми. Дисциплина 6. Модуль 2. Музыкальность как признак одаренности

1. Музыкальные способности, их характеристика2. Основные музыкальные способности детей дошкольного возраста3. Условия развития музыкальных способностей в дошкольном возрастеПрактическое зада...

Дистанционное обучение.Индивидуальная работа с одаренными детьми. Дисциплина 6. Модуль 3. Формы организации работы с музыкально одаренными детьми

1. Педагогическая поддержка одаренного ребенка.2. Содержание индивидуальной работы с одаренными детьми.3. Диагностика музыкальных способностей и одаренности.Практическое задание: Р...