Оптимизация оздоровительных технологий дошкольников с ОВЗ в условиях реализации ФГОС.
статья на тему

Смирнова Ирина Алексеевна

Оптимизация оздоровительных технологий в условиях реализации ФГОС – это обеспечение высокого уровня реального здоровья ребенка с ОВЗ, воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения к своему здоровью и жизни. Позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА №1637»


111401, г. Москва, ул. 3-я Владимирская, д.12А                                                                  тел.:(495) 672-02-35

e-mail: 1637@edu.mos.ru                                                                                       тел./факс: (495) 672-01-99

Педагогические чтения «Современное дошкольное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования: новые перспективы».

Оптимизация оздоровительных технологий дошкольников с ОВЗ в условиях реализации ФГОС.

Учитель-дефектолог Смирнова Ирина Алексеевна

Здоровье человека во многом определяется уровнем физического развития и функциональных возможностей организма, основы которых закладываются в детском возрасте. Главным фактором здорового образа жизни является физическая культура, привычка к которой должна прививаться в детском возрасте как элемент общей культуры.

 Особое значение здоровый образ жизни приобретает для детей с нарушением зрения. Существует ошибочная точка зрения, что таким детям нужно снижать объем двигательной активности. Любая степень гипокинезии в детском возрасте отрицательно влияет на развитие сердечно-сосудистой и нервной системы, опорно-двигательного аппарата; снижает функциональные резервы организма, устойчивость к заболеваниям.

Оптимизация оздоровительных технологий в условиях реализации ФГОС – это обеспечение высокого уровня реального здоровья ребенка с ОВЗ, воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения к своему здоровью и жизни. Позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.

Для получения качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья необходимо, создать условия для диагностики и коррекции нарушений развития, и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов, и наиболее подходящих для этих детей языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей.

Современная модернизация образовательной системы по Федеральному государственному образовательному стандарту требует от педагогов внедрения  инновационных методов и технологий в работе с детьми любой категории. Работа в нашем структурном подразделении по сохранению и развитию здоровья ведется по нескольким  направлениям:

1.Обеспечение психологической безопасности личности ребенка (психологически комфортная организация режимных моментов, оптимальный двигательный режим, правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок,  в соответствии с ФГОС, СаНПиН и особенностями детей, доброжелательный стиль общения взрослого с детьми, использование приемов релаксации в режиме дня, применение необходимых средств и методов).

2. Оздоровительная направленность воспитательно-образовательного процесса (учет гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей с ОВЗ в организованных формах обучения, учет индивидуальных особенностей и интересов; предоставление свободы выбора и волеизъявления, создание условий для самореализации; ориентация на зону ближайшего развития ребенка и т.п.).

 3. Формирование валеологической культуры ребенка (знания о здоровье, умения сберегать, поддерживать и сохранять его, формирования осознанного отношения к здоровью и жизни).

4. Оптимизация оздоровительных технологий, используемых в работе с детьми с ОВЗ.

Особенностью работы является соблюдение комплексного подхода в работе с детьми с ОВЗ, подразумевающего взаимодействие всех участников педагогического процесса: воспитателя, учителя-дефектолога, музыкального руководителя и других специалистов. В структурном подразделении дошкольного образования разрабатывается и внедряется система здоровьесбережения:

  • различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по сезонам, на время каникул);
  • комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по «дорожкам здоровья», профилактика плоскостопия; хождение босиком, полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на свежем воздухе, гимнастика пробуждения);
  • физкультурные занятия всех типов;
  • оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки)  и инновационные технологии оздоровления и профилактики (логоритмика, массажёры, тактильные дорожки и другие);
  • организация рационального питания;
  • медико-профилактическая работа с детьми и родителями;
  • соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса;
  • комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья педагогов.

Оздоровительно-развивающая работа в системе дошкольного образования отражают два направления:

  • приобщение детей к физической культуре;
  • использование развивающих форм оздоровительной работы.

В начале учебного года мы преобразовали предметно-пространственную среду группы и создали максимально доступное пространство развивающее двигательную деятельность, способствующее укреплению здоровья детей с учетом особенностей и коррекции недостатков их развития. Насыщенность среды отвечает гигиеническим, анатомо-физиологическим, психическим, эстетическим и эргономическим требованиям.

Оптимизация оздоровительных технологий, сохраняющие и стимулирующие здоровье детей с нарушением зрения:

  • дыхательные упражнения из разных исходных положений. Проводятся в различных формах оздоровительной работы, во время утренней гимнастики, после дневного сна, на физминутках в проветриваемом помещении;  
  • динамические музыкальные паузы – в перерыве между НОД, по мере утомляемости детей;
  • физкультминутки со словами. Проводятся в процессе НОД;
  • подвижные и спортивные игры со словами - на физкультурных занятиях, на прогулке, в групповой комнате. Ежедневно, в связи с особенностями детей, мы используем лишь элементы спортивных игр;
  • игры на развитие зрительно-двигательной и пространственной координации – на физкультурных занятиях, на прогулке, в групповой комнате. Ежедневно; 
  • релаксационные паузы – в любом помещении. Спокойная классическая музыка, звуки природы;
  • гимнастика пробуждения в сочетании с профилактикой плоскостопия и нарушения осанки. Ежедневно, после дневного сна;     

Коррекционные технологии:

  • глазная гимнастика в сочетании со словами. В режимные моменты, на НОД, утренней гимнастике длительность от 3 до 5 мин. 3 раза в день;
  • упражнения на снятие зрительного напряжения. Ежедневно, в режимные моменты и НОД;     
  • самомассаж рук с помощью массажеров (мячи, «су-джок», карандаши, мешочки). Ежедневно, в режимные моменты и НОД;     
  • игры ни развитие мелкой моторики. Ежедневно, в режимные моменты и НОД;     
  • пальчиковая гимнастика со словами. В любое время, особенно с детьми, имеющими речевые нарушения;
  • артикуляционная гимнастика.  Осуществляется в процессе НОД;
  • логоритмика.  Проводится 1 раз в неделю по 25 мин.;
  • логопедические ОРУ со средним  массажным мячом (d – 20см). Проводятся в процессе НОД, на утренней гимнастике длительность 8-10 мин.

Работа по оздоровлению детей проводится совместно с родителями.

Взаимодействие ГБОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей:

  • Информационные стенды для родителей, работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры).
  • Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми, имеющими зрительную патологию в ГБОУ.
  • Приобщение родителей  к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья и др.).
  • Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.

Физическое здоровье детей с ОВЗ неразрывно связано с их психическим здоровьем и эмоциональным благополучием. Становится  невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей.

Применение в работе оздоровительных технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей с ОВЗ.  

Результаты оптимизации оздоровительных технологий в работе с дошкольниками ОВЗ:

1. Улучшение и сохранение соматических и психофизических  показателей здоровья дошкольников с ОВЗ.

2. Взаимодействие специалистов в организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками специализированных групп.

3. Формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников.

5.   Внедрение научных подходов в организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ГБОУ и семье.  

Список литературы:

Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход, 2000.

Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007.

Коррекционно - воспитательная работа со слабовидящими детьми дошкольного возраста/сост.: А.В. Лазаренко. Т. П. Свиридюк.  – Киев, 1984.

Нагаева Т.И. Нарушения зрения у дошкольников: развитие пространственной ориентировки/Т.И. Нагаева. – Ростов-Н/Д: Феникс, 2008.

Обучение и воспитание детей с нарушениями зрения в дошкольном учреждении/сост.: Л.И. Плаксина, Л.Ю. Феоктистова. – М.: Просвещение, 1978.

Сивцова А.М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях.  Методист. – 2007.

Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога. – М.; 2008.


    
     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии взаимодействия с родителями в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

В публикации актуализирована проблема взаимодействия с родителями в условиях реализации ФГОС, описаны технологии и виды  взаимодействия....

Использование здоровьесберегающих технологий на физкультурных занятиях в условиях реализации ФГОС ДО»

« Если не бегаешь, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь. » Гораций  « Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие фи...

Современные технологии организации педагогического процесса в условиях реализации ФГОС ДО.

План:·        1 Понятие и основные признаки педагогической технологии. ·        2 Технологии по ФГОС в детском саду. ·        3 Ме...

Физкультурно-оздоровительная работа в средней группе в условиях реализации ФГОС ДОУ

В настоящее время одной из наиболее важных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – это самое главное, что необходимо сделать всем ДОУ. Задачи сохранения и у...

Физкультурно-оздоровительная работа в средней группе в условиях реализации ФГОС ДОУ

В настоящее время одной из наиболее важных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – это самое главное, что необходимо сделать всем ДОУ. Задачи сохранения и у...

Создание комплексно-тематической модели коррекционно-воспитательного процесса через технологию эффективной социализации дошкольников с ОВЗ в условиях реализации ФГОС (2020)

Создание комплексно-тематической модели коррекционно-воспитательного процесса через технологию эффективной социализации дошкольников с ОВЗ в условиях реализации ФГОС...

«Использование современных педагогических технологий в работе педагога в условиях реализации ФГОС» Информационно-коммуникативные технологии.

laquo;Использование современных педагогических технологий в работе педагога в условиях реализации ФГОС»Информационно-коммуникативные технологии....