Проект "Азбука здоровья"
проект (старшая группа) по теме

Копотилова Елена Ивановна

Если ребенок с ранних лет поймет и усвоит, что движение для человека является залогом здоровья, то сможет сохранить и улучшить свое здоровье, избежать опасных ситуаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_zdorovya.docx25.46 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ Новоселезневская СОШ филиал Ильинский детский сад "Ёлочка"

Тема проект «Азбука здоровья»

Направление  практико-значимой работы: "Реализации технологии социального партнёрства с родителями". Вид проекта: творческо-исследовательский.

Актуальность проекта. Современный технический век упрощает жизнь человеку, делает её удобной, комфортной: транспорт доставит в любую точку города, лифт поднимет на нужный этаж, а пылесос почистит квартиру. Люди стали меньше двигаться! А дефицит движений приводит к нарушениям  в работе сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, пищеварения, выделения и размножения. У человека развивается близорукость, появляется лишний вес, нарушается осанка. Просматривая мультфильм «Нехочуха», ребята весело хохотали над мальчиком, который попал в "Страну Неночуху", и у ребят возник вопрос: «А почему Великий Неночуха такой толстый и неуклюжий? Может он мало двигается?».  Но тут возникли новые  вопросы: «Почему мы двигаемся? Что мы знаем сами о пользе движения». И мы вместе  с Валерией решили открыть  секрет здоровья в движении. Появилась интересная идея: создать свой детский телевизионный канал «Движение – залог здоровья!». Сохранить здоровье – важная задача каждого дошкольника. Поэтому тема нашей работы актуальна.

Проблема: «Недостаточная заинтересованность ребенка и родителей в сохранении и укреплении своего здоровья»

Гипотеза проекта.   Если ребенок с ранних лет поймет и усвоит, что движение для человека является залогом здоровья, то сможет сохранить и улучшить свое здоровье избежать опасных ситуаций.

Цель проекта: Узнать о пользе движения  и заинтересовать детей и родителей в понимание необходимости заботиться о своём  здоровье, беречь его, вести здоровый образ жизни.

Планируемая деятельность в рамках предлагаемого проекта способна решить следующие задачи:

  • Формирование представлений об окружающей среде, о том, что полезно и что вредно для организма;
  • Развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов; привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
  • Заинтересовать  детей в   выборе поведения, поступков, приносящих  пользу здоровью и ознакомление ребенка с ценностями здорового образа жизни;
  • Воспитание привычки к ежедневным физическим упражнениям;  удовлетворение природной потребности детей в движении; формирование потребности в ЗОЖ.

Срок реализации: среднесрочный (4 недели).

Целевая группа: дети старшего дошкольного возраста, родители.  

Проект реализуется по двум направлениям:                                                                        Совместная деятельность: ребенок и родители.                                                               Индивидуальная исследовательская деятельность ребенка.

Методы и формы работы, направленные  на  реализацию задач  проекта

- практические: Оздоровительная работа

Организация режима двигательной активности, обеспечивающего нормальную жизнедеятельность детей

Пальчиковые игры

Физкультминутка

Упражнения на дыхание

Артикуляционная гимнастика

Гимнастика для глаз

Релаксационные упражнения

Дидактические игры

Сюжетно-ролевые игры

- словесные: Беседы

Чтение художественной литературы

Заучивание стихотворений

Консультации

Рассказывание

Инструкции

- наглядные: Организация выставок

Сбор фотоматериала

Рассматривание иллюстраций

Личный пример взрослых

Театрализованные представления

Просмотр видеоинформации

Объектом  проекта являются: заинтересованность всех субъектов (ребенка и родителей) в активной популяризации  здорового образа жизни.

Предметом проекта являются мероприятия, направленные на укрепление здоровья.

        Ожидаемые результаты:

  • Осознание ребенком понятия «здоровье» и влияние образа жизни на состояние здоровья, расширение кругозора, физических,  нравственных качеств;  
  • Ребенок получает первичные представления о некоторых внутренних органах и   их основных функциях;    
  • Ребенок научаться различать полезные и вредные продукты, познакомятся с витаминами группы A, B, C, D;                            
  • Приобретут простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья. Выработка форм поведения ребенка, помогающая избежать опасности для жизни и здоровья детей;  
  • Сформировать активную жизненную позицию  у участников проекта направленную  на сохранение и укрепление собственного здоровья, создание условий для  поддержания  этой позиции на последующих этапах жизни.
  • Снижение заболеваемости ребенка.

Планируемые этапы достижения цели в рамках проекта.

Подготовительный этап.

Цель: Изучение знаний у ребенка по вопросу здорового образа жизни и отношение родителей к вопросам здоровьесбережения.

Предварительная работа:

Анкета для родителей «Условия здорового образа жизни в семье»                                                         Выставка книг, журналов по теме здоровьесбережения

Основной этап.

Цель: Формирование у ребенка понятия о здоровом образе жизни. Закрепление знаний о культуре гигиены и о вредных привычках.

Этапы работы над проектом

Этапы проекта

Деятельность родителей

Деятельность ребенка

1 этап  Подготовительный

1. Выявление уровня знаний родителей и их готовности для работы над проектом

2. Создание творческой группы (мама, папа, сын).

3. Определение критериев, этапов и продолжительности

4. Подбор материалов, литературы по данной теме

5. Составление плана работы

Вхождение в проблему

2 этап   Практический

1. Формы и методы работы родителей:

пополнению наглядного материала о ЗОЖ;

приобретение необходимых для реализации предметов и оборудования.

2. Формы и методы работы с ребенком:

чтение научной литературы по данной теме, беседы, чтение художественной литературы: К.Чуковский «Мойдодыр», А.Барто «Девочка чумазая», С.Михалков «Прививка».

занятия по физической культуре в доме и на свежем воздухе

закаливающие процедуры: обливание, контрастный душ, растирание и др.

Участие ребенка в подготовке, формирование предпосылок в его самостоятельной поисковой деятельности, формирование устойчивого интереса к занятиям физкультурой.

3 этап  Итоговый

1. Отслеживание результатов работы.

2. Организация фотогалереи.

1. Приобретение новых знаний, умений, навыков.

2. Разрешение проблемы.

3. Получение кубка здоровья и медали долголетия.

1 Неделя

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьей

Почему я расту?

Утренняя гимнастика «Если хочешь быть здоров»

НОД «Где прячется здоровье»

Пословицы и поговорки о здоровье

Презентация «Как устроен человек»

Беседы «Я и моё тело», «Здоровье и болезнь»,  «Что такое осанка»

Беседы «Почему я слышу, вижу, чувствую запахи», соблюдение правил безопасности

Рисование «Микробы на ладошках»

Рассматривание плаката «Строение тела человека», иллюстраций о закаливании, картинок «Мое тело»

Решение проблемной ситуации «Как узнать, что я расту»

Рассматривание фотографий детей «Тут мне год, тут 3 года, здесь 5 лет»

Измерение роста и веса детей.

Чтение детской энциклопедии здоровья «Расти здоровым»

Чтение стихотворений, отгадывание загадок о частях тела

Дыхательная гимнастика «Вырасту большой»

Самомассаж «Лепим лицо»

Пальчиковая гимнастика «Моем руки чисто-чисто»

Дидактическая игра «Узнай по описанию», «Предметы личной гигиены», «Небылицы от Незнайки»

Совместная игра «Как я помогаю маме»

Сюжетно-ролевая игра «Больница»

1)Родительское собрание «Семья – здоровый образ жизни»

2)Оформление стенгазеты из фотографий семейного альбома «Здоровье и мой ребенок»

2 неделя

Разве бывают продукты не полезны?

Утренняя гимнастика «Во саду ли в огороде»

НОД «Путешествие в страну «Витаминию»

НОД «Овощи и фрукты – полезные продукты» (нетрадиционное рисование)

Пословицы и поговорки о питании

Беседа «Витамины», «Какое питание нужно считать здоровым»

Решение проблемной ситуации «Я хочу кушать. Что купить мне в магазине?»

Решение проблемной ситуации «Давайте приготовим салат»

Решение проблемной ситуации «Как люди в старину справлялись без лекарств?»

Разучивание стихотворений, отгадывание загадок об овощах и фруктах, викторины

П/и – эстафета «Витаминная семья»

Дыхательная гимнастика «Каша кипит»

Пальчиковая игра «Апельсин», «Мы капусту рубим».

Инсценировка по стихотворению Ю. Тувима «Овощи»

Чтение Э. Успенского «Дети, которые плохо едят в детском саду», Л. Зильберг «Потому, что принимаю витамины А, В, С..»

Дидактические игры  «Полезная и вредная еда», «Выбери себе завтрак», «Вредно – полезно», «Съедобное – несъедобное»

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

1)Оформление книги сказок «Как овощи и фрукты поссорились»

(Сочинить сказку «Как фрукты и овощи о своей пользе спорили», нарисовать картинку к ней)

2)Папка-передвижка «Советы доктора Витаминкина»

3 неделя

Вредные привычки – какие они?

НОД «Полезные и вредные привычки» (изодеятельность)

Досуг  «Лучшее лечение – игры и развлечение»

Беседы «Назначение предметов личной гигиены», «О здоровье и чистоте», «Чтоб кусался зубок»,  «Микробы и вирусы»

Чтение художественной литературы К. И. Чуковский «Айболит», «Девочка чумазая», «Мойдодыр»

Пословицы и поговорки о чистоте

Презентация «У здоровья есть враги, с ними дружбы не води»

Мультколлаж. Просмотр мульфильмов: «Ох и ах! », «Мойдодыр», «Федорино горе»

Закаливающий массаж стоп «Поиграем с ножками»

Решение проблемного вопроса «Зачем нам закаляться?»

Решение проблемного вопроса «Где прячутся микробы»

Д/и «Если малыш поранился», «Да здравствует мыло душистое»

Викторина «Безопасность в жизни человека»

Игра-эстафета «Собери мусор», П/и: «Ловишки с ленточками», «Веселый шнурок»

Сюжетно-ролевая игра «Аптека»

1)Консультация и изготовление «Нестандартное физкультурное оборудование своими руками»

2) Книжка-раскладушка «Мой ребенок занимается в ФОКе»

3)Памятка «Все о вредных привычках»

4 неделя

Физкульт – УРА!

Развлечение «День здоровья»

Беседа о закаливании «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».

Беседа «Зимние и летние виды спорта»

Рассматривание картин, книжных иллюстраций о видах спорта, спортсменах

Чтение худ. литературы: Е. Кан «Наша зарядка», В. Суслов «Про Юру и физкультуру», С. Михалков «Про мимозу», В. Лебедев – Кумач «Закаляйся!»

Загадывание загадок о спорте и спортивном инвентаре

Пословицы и поговорки о спорте

Сюжетно-ролевая игра «Олимпийские игры», «Семья на отдыхе»

1)Изготовление презентации семьи «Мы за здоровый образ жизни»

2) Фотоконкурс «Спортивный портрет моей семьи»

Заключительный этап.

Цель: Подвести родителей к сознанию того, что необходимо совместно с детским садом укреплять здоровье детей для снижения заболеваемости.

Результаты проекта:  Проект реализовал поставленные задачи. Ребенок получил новые и расширил уже имеющиеся знания, заинтересовался сбережением своего здоровья, повышением физподготовки. Частота заболеваний в данный зимний период снизилась, по сравнению с предыдущим сезоном.                                                                                                                          Девочка умеет выполнять основные культурно-гигиенические правила; понимают значимость физических упражнений для здоровья; умеют оценивать полезность продуктов и блюд в ежедневном рационе.

Продуктами проекта стали:

- Выставка рисунков «Овощи и фрукты — полезные продукты».

- Выставка рисунков «Полезные и вредные привычки»

- Презентации для детей «Как устроен человек? », «У здоровья есть враги, с ними дружбы не води», «Мы за здоровый образ жизни»

- Оформление стенгазеты из фотографий семейного альбома «Наша семья дружит со спортом»

- Фотоконкурс «Спортивный портрет моей семьи»

Заключение: Таким образом, совместными усилиями воспитателя и родителей у ребенка сформировались практические знания и навыки по формированию здорового образа жизни, появился интерес к активному отдыху. Валерия получила необходимые знания и положительный социальный опыт сохранения здоровья. Глубокая личная включенность в проектную деятельность дала толчок творческому саморазвитию, повысила интерес ребенка к саморазвитию. Обогатился совместный эмоциональный опыт членов нашей семьи. Снизилась заболеваемость. Деятельность данного проекта будет продолжена.

Рефлексия.  Ответы на вопрос «Что мы узнали?» (после окончания проекта) дают воспитателю понять чему научились дети.

Результат работы:  видеоролик.

Презентация результата проекта на V районном конкурсе детских тематических проектов "Питание и здоровье".

Список литературы:

Журнал Справочник старшего воспитателя  5 / 2010 г.,

Журнал Справочник старшего воспитателя  8 / 2011 г.

Сборник материалов «Социальное партнёрство детского сада с родителями», Т.В. Цветкова, М.: ТЦ Сфера, 2013 г.

Шорыгина Т. А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2008.- (Вместе с детьми).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»

Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...

Конспект занятия "Здорово здоровым быть" (в рамках проекта "Здорово здоровым быть")

Здоровым быть важно, здоровым быть нужно. Но психологическое здоровье детей не менее важно, чем физическое. Данное занятие было проведено в рамках реализации проекта "Здорово здоровым быть"....

Проект по формированию здорового образа жизни в рамках недели здоровья «Здоровым быть здорово»

В последнее время остро стоит проблема здоровья. Появилась тенденция к ухудшению здоровья среди детей. Достичь необходимого уровня интеллектуально – познавательного развития может только здоровы...

Буклет«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья – здоровая – страна!»

Долг родителей укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем....

Сценарий спортивных состязаний «В здоровом теле – здоровый дух» В рамках мероприятий «Здоровые дети – в здоровой семье» в старшей и подготовительной к школе группах.

Цель: Содействовать охране и укреплению здоровья детейЗадачи:Образовательная область  «Здоровье»Закреплять знания детей о пользе занятий физическими упражнениям.Воспиты...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию предпосылок здорового образа жизни в рамках проекта: «Как здорово здоровым быть» по теме: «Здоровое питание – основа процветания» в старшей группе № 10 «Солнышко»

В ходе ООД предпологанется закрепить знания детей о продуктах питания и их назначении для человека, о понятиях «правильное» или «здоровое питание», формирование познавател...

«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья - здоровая нация!»

Цель: повысить результативность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье.Статья предназначена для расширения кругозора родителей и педагогов....