Цветотерапия
проект (подготовительная группа) по теме

Трофимова Анастасия Викторовна

 

Консультация для педагогов о здоровьесбережении в экологии с помощью цветотерапии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsvetoch_terapiya.docx18.64 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников.

   Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечение сохранения здоровья, и умения использовать полученные знания в обычной жизни.

         Здоровьесберегающие технологии предусматривают:

— физическое здоровье;

— физическое развитие;

— психическое развитие;

— социальное здоровье.

Сегодня мы уделим внимание психическому и эмоциональному развитию.

Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Цветотерапия (хромотерапия)- это научное направление, безмедикаментозный метод лечения людей, путем восстановления индивидуального биологического ритма, с помощью специально подобранного цвета.

Лечение цветом, его энергией родилось еще в древности и получило название хромотерапия. Цветовые лучи, попадая на сетчатку и радужную оболочку глаза, оказывают лечебный эффект на весь организм. Цветотерапия занимает одно из важных мест (наряду с растительной, звуковой, ароматической) в нетрадиционной медицине.

Свыше 40% дошкольников в нашем саду страдают недостаточной сформированностью всех языковых структур – общее недоразвитие речи. Данное нарушение требует особого внимания и использования не только классических, но и инновационных технологий в лого-коррекционной работе. Одним из эффективных методов является цветотерапия.

Использование цветотерапии положительно влияет на психоэмоциональное состояние человека. При умелом использовании цвет благотворно влияет на детей дошкольного возраста, особенно имеющих различную патологию в развитии, в том числе и тяжелую речевую патологию (ОНР). Цвет может помочь снять стресс или нервное возбуждение, успокоить или же наоборот - он может активизировать работоспособность, поднять жизненный тонус организма дошкольника. Лечение цветом можно применять в оформлении календаря природы, группы как мощное профилактическое мероприятие, как один из видов природного лечения.

Цель:

Формировать у детей посредством цветотерапии познавательную, речевую и коммуникативную деятельность в свободной деятельности.

Задачи:

Определить методы и приемы воздействия цветотерапии на развитие ребёнка.

Создать максимально комфортные психолого-педагогические условия для развития детей с ОНР используя новинки метода цветотерапии.

Одни цвета ласкают взгляд, успокаивают, способствуют приливу сил, бодрят; другие, наоборот, раздражают, угнетают, вызывают отрицательные эмоции. Цвет влияет на состояние человека, его чувства, повышают тонус. Лечебные свойства цвета известны давно и применяются в различных областях, в том числе и образовании, коррекционной педагогике.

Значение цветов

Красный цвет

возбуждающе действует на нервные клетки, активизирует внутренние эндокринные процессы. Длительное воздействие этого цвета ведет к перенапряжению и утомлению, но кратковременное способно повысить уровень давления, облегчить мышечные боли и спазмы;

Светлые оттенки розового

благотворно влияют на эмоциональное состояние человека, активизируют тонус, но не так сильно, как красный. Розовый не повышает артериальное давление, так что может использоваться и гипертониками;

Оранжевый цвет

- одно из лучших средств для профилактики и лечения простуды. Этот оттенок повышает защитные функции организма - укрепляет иммунитет и способствует быстрому восстановлению физических сил. К тому же, оранжевый цвет помогает выйти из депрессии и сбросить нервное напряжение;

Желтый цвет

помогает организму лучше справляться с процессом пищеварения и усиливает аппетит;

Зеленый цвет

- пожалуй, самый чудодейственный. Он успокаивает и нормализует деятельность нервной системы, расслабляет мышцы, благотворно влияет на зрение. При проблемах с сердцем и сосудами рекомендуется использовать в цветотерапии именно зеленый;

Синий и голубой

подходят для снятия раздражения, излишнего возбуждения нервной системы и отдыха после умственного труда. Оттенки синего снижают вспыльчивость характера и способствуют концентрации внимания;

Фиолетовый

- один из самых неблагоприятных цветов для психики, но на физическое состояние воздействует в положительном ключе. Фиолетовый способен замедлить рост опухолей и образований, уменьшать сильные боли, способствовать избавлению от ночных кошмаров;

Белый цвет

очищает организм от шлаков и отложений, укрепляет иммунитет. В психологическом и эмоциональном плане белый тоже полезен - он развивает воображение, но не напрягает при этом;

Серый цвет

- цвет работы и концентрации. Он нейтрален для организма;

Черный

принято считать самым депрессивным цветом, но это не вполне обоснованное мнение. Черный вызывает чувство защищенности, помогает лучше понять себя и отрешиться от внешнего мира. Сочетание черного с белым - одно из самых гармоничных;

Коричневый цвет

мягко успокаивает и согревает, настраивает на деятельный, но не суетливый лад. Снимает раздражительность и полезен при нервных расстройствах.

Надо сказать, что, если цветотерапия благотворно влияет на психоэмоциональное состояние детей с речевой патологией, то она так же благоприятно влияет и на развитие детей без речевых нарушений.

В дошкольных учреждениях всегда есть зеленый цвет – это живые растения. Известно, что зеленый цвет, расположенный в спектре между синим и желтым пробуждает осознание жизни – это символ роста, движения. Там, где есть зеленый цвет существует благоприятная среда для обитания человека. Цвет растительности в интерьере связывает нас с природой. Мы чувствуем себя живыми, обновленными, поскольку зеленый цвет ассоциируется с ростом. Так же всегда присутствует желтый цвет, который является источником тепла и света, стимулирует интеллектуальные способности детей, раскрепощает. Желтый – цвет солнца, является важнейшим элементом жизни на земле. Желтый цвет помогает прояснить восприятие, увеличить бодрость, создает ощущение тепла.

Исходя из этого, в уголке природы используется спектр вышеперечисленных цветов, которым декорированы цветочные горшки. Такой декор помогает ребёнку чувствовать себя комфортно, проявлять желание ухаживать за комнатными растениями. Дети с большим удовольствием вносят изменения в разного рода календари природы и чаще наблюдают за изменениями в природе.

Цветотерапия в экологическом направлении направлена на более тесную связь с природой, на получение приятных эмоций, а для детей с тяжелым психологическим состоянием это возможность почувствовать себя комфортно и спокойно, уединяясь с природой. Это происходит благодаря правильному воздействию цвета на эмоциональное состояние.

Заключение:

Таким образом, системное использование цветотерапии в коррекционно-логопедической и воспитательно-образовательной деятельности позволяет не только оказывать положительное влияние на настроение и психоэмоциональное состояние ребенка, но и повышает эффективность исправления речевых нарушений, усвоения материала и оказывает неоценимое воздействие на формирование личности ребенка в целом.

Литература

1. Маслова Е.Н. Логопедические игры на развитие внимания и усидчивости. Волгоград: ИТД «Корифей», 2011. 128 с.

2. Нищева Н.В. Разноцветные сказки: цикл занятий по развитию речи, формированию цветовосприятия и цветоразличения у детей дошкольного возраста: уч. методическое пособие конспект. Спб.: Детство пресс, 1999. 64 с.

3. Поваляева, М.А. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике. / сост. М. А. Поваляева. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 349с.

4. Цуканова, С.П. Формируем навыки чтения. Раздаточные таблицы для обучения грамоте и развития техники чтения у старших дошкольников. Приложение к пособию «Я учусь говорить и читать» С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц. – М.: Издательство ГНОМ, 2011. – 32 с.

5. www.12kgspb.caduk.ru/DswMedia/didigryi.docx

6. https://edu.tatar.ru/upload/images/files/Разноцветные%20сказки.doc

7. http://vospitatel.com.ua/zaniatia/raznoe/cvetoterapiya.html

8. http://www.tenoten-deti.ru/articles/tsvetoterapiya/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОЗДОРОВЛЕНИЕ, ВОСПИТАНИЕ, ОБУЧЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ ЦВЕТОТЕРАПИИ

Анализ проблем сиротства, привел к пониманию того, что условия, в которых живут эти дети, искажают развитие морально-личностных качеств. Как правило,  у детей в условиях детского дома не формируе...

ОЗДОРОВЛЕНИЕ, ВОСПИТАНИЕ, ОБУЧЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ ЦВЕТОТЕРАПИИ

Анализ проблем сиротства, привел к пониманию того, что условия, в которых живут эти дети, искажают развитие морально-личностных качеств. Как правило,  у детей в условиях детского дома не формируе...

"Все краски мира" Мой путь в цветотерапию.

Ребенок приходит в этот мир и учится жизни у взрослых, подражая им, играя с ними. Однако, не всегда родители могут уделить ему достаточно внимания и профессионально разобраться в трудных ситуаци...

"УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ЦВЕТОТЕРАПИИ"

До момента получения рецензии материал находится на доработке....

Коррекционная работа по цветотерапии "Зеленая страна"

Цель: коррекция эмоциональной сферыЗадачи: коррекционные: коррекция возбудимости, тревожности, гиперактивности;развитие познавательных процессов (восприятие, память, мышление, воображение)образователь...

Использование цветотерапии в коррекции эмоциональной сферы детей с ЗПР

В презентации описываются основные особенности детей с ЗПР, дается классификация ЗПР, диагностичнские признаки, этапы обследования детей с ЗПР, а также использование цветотерапии в психолого-педагогич...

Цветотерапия – улучшает настроение. Цветотерапия – эффективное средство сохранения здоровья и работоспособности.

Довольно часто в повседневной жизни мы сталкиваемся с различными проблемами в поведении и здоровье наших детей. С целью помощи в воспитании, обучении и оздоровлении детей я решила и...