Индивидуализация в соответствии с принципами ФГОС.
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Фролова Елена Вячеславовна

Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individ.docx16.18 КБ

Предварительный просмотр:

ФГОС И ПРИНЦИП ИДИВИДУЛИЗАЦИИ.

Котёнок вырастет кошкой,
   Такой же, как все на свете.
   Птенец превратится в птицу,
   Такую ж, как все на свете.
   А дети читают,
   А дети мечтают,
   И даже их мамы и папы не знают,
   Кем станут, кем вырастут дети.

Принцип индивидуализации требует учета уровня развития современного ребенка. Поэтому неправомерно оценивать, например, степень его физической подготовленности по стандартам, разработанным для сверстников, десятилетия назад. Однако и современные дети неодинаково проявляют себя в той или иной деятельности. В связи с этим принцип индивидуализации требует учета характера индивидуальных различий детей. Эти различия многообразны и выражаются: 1)   в неодинаковом уровне здоровья детей (отсюда деление на медицинские группы); 2) в различном уровне физической подготовленности (включая физическое развитие) даже внутри одной и той же медицинской группы (например, одни дети основной медицинской группы могут иметь спортивные разряды, а другие — нет; тип телосложения может определять выбор не только спортивной специализации, но и способ исполнения двигательного действия); 3)в неодинаковом возрасте детей в пределах одной  группы.4)в наличии детей обоего пола в одной и той же  группе  5)в различном объеме знаний и двигательных умений детей при прочих равных их характеристиках (например, два мальчика могут иметь одинаковый возраст, равную спортивную подготовленность, но разные полноту, глубину и действенность специальных знаний); 6)   в неодинаковом характере протекания мыслительных процессов (гибкость ума либо его стереотипность в подходах к изучению каждого двигательного действия; быстрота либо замедленность в освоении новых движений; 7) в различной физической работоспособности детей (возможность совершать объемную работу при необходимой ее интенсивности, сосредоточиваться либо легко отвлекаться. 8) в неодинаковом уровне познавательной и практической самостоятельности, творческой активности (стремление к самостоятельному овладению специальными знаниями и физическими упражнениями); 9)      в разном темпе продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению; 10) в неравноценном отношении к учению (положительном, безразличном, отрицательном); 11) в различном уровне волевого проявления (высоком, среднем, низком).

Необходимость учета перечисленных индивидуальных различий детей связана с рядом трудностей в организации учебно-воспитательного процесса. По способу преодоления этих трудностей индивидуализация обучения может осуществляться двумя путями: типовой индивидуализацией и персональной. Типовая индивидуализация обучения основана на возможности организации обучения детей, обладающих некоторыми схожими характеристиками: уровнями здоровья и физической подготовленности, возрастом и полом. Подобная индивидуализация—это самое грубое приближение к учету возможностей детей, это необходимость, рожденная потребностями группового обучения. Организационные основы типовой индивидуализации закреплены в соответствующих методических указаниях по комплектованию медицинских групп, учебных классов, учебных групп в спортивных секциях и пр. Персональная индивидуализация обучения предусматривает учет тех характеристик, которые присущи конкретной личности, но чрезвычайно многообразны и трудно поддаются определению в процессе практической работы (характер протекания психических процессов, уровень работоспособности и т. п.). В условиях персональной индивидуализации одинаковый программный материал осваивается учениками разными методами, с различным распределением нагрузок и отдыха и т. п. Например, для детей с сильной нервной системой наиболее эффективным оказывается соревновательный метод, улиц со слабой нервной системой этот метод создает излишнее нервно-эмоциональное напряжение. Сложность персональной индивидуализации возрастает с увеличением количества одновременно занимающихся учеников у одного педагога. Поэтому одним из существенных показателей мастерства педагога является умение построить работу с учетом особенностей как можно большего количества детей. Основное правило сочетания путей индивидуализации предусматривает опору на четкую типовую индивидуализацию с установкой на более широкую персональную, что кратко выражается формулой: «персональная индивидуализация внутри типовой». Оба пути индивидуализации необходимы при решении любых задач физического воспитания, но с разным соотношением. Например, при общем физическом воспитании, осуществляемом в обязательном порядке по единым государственным программам, наибольший удельный вес занимает типовая индивидуализация. Внутри нее в меру возможного осуществляется персональная индивидуализация методов обучения и некоторых дополнительных средств (предположим, подводящих упражнений). При спортивной специализации, особенно на ее высоких уровнях, персональная индивидуализация приобретет значение, охватывая не только методы обучения, но и все содержание. Типовая индивидуализация остается необходимостью при групповых тренировках на начальных этапах спортивной подготовки. В конечном итоге типовая и персональная индивидуализации обучения создают условия, позволяющие сочетать в пределах единой системы обязательные занятия с добровольными, групповые с индивидуальными, стимулировать интересы одних учеников и доводить других до уровня, определяемого учебной программой. Действительно, принцип индивидуализации — один из важнейших принципов обучения. Ведь оттого, соблюдается данный принцип педагогом или нет, будет зависеть результат его работы с детьми. От педагога требуется лишь понять то, что каждый ребенок- отдельная личность, со своими достоинствами и недостатками. У каждого свой уровень физической подготовки. У ребят разные способности, разные особенности, не каждый ребенок способен заниматься в той мере, которую требуют от него.
         При этом необходимо учитывать принципы дошкольного образования, сформулированные ФГОС ДО: – построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования; – содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений; – поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; – формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Совершенствование и индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды как условие реализации образовательной программы дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО

В статье раскрывается построение предметно-пространственной развивающей среды в дошкольной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО....

Таблица для анализа и оценки развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с принципами ФГОС ДО

В данной таблице отражены основные критерии, опираясь на которые создаем  предметно-пространственную развивающую среду для  детей, посещающих  логопедический пункт в ДОУ....

Консультация для педагогов «ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, КАК ОДИН ИЗ ПРИНЦИПОВ ФГОС ДО»

Консультация для педагогов: «ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, КАК ОДИН ИЗ ПРИНЦИПОВ ФГОС ДО»...

"Индивидуализация образовательного процесса в ДОО как основной принцип ФГОС ДО: метод выбора"

Как и перед всеми педагогами нашей страны перед нами встали задачи реализации ФГОС по переходу на новый уровень образования. Мы стараемся идти в ногу со временем, работаем над решением этих задач. Сег...

презентация «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УГОЛКА ПРИРОДЫ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ В СООТВЕТСТВИИ С ПРИНЦИПАМИ ФГОС»

laquo;Особенности организации уголка природы младшей группы в соответствии с принципами ФГОС»...

Создание благоприятных условий для реализации принципа индивидуализации ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО.

Индивидуализация – процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собс...