Телесно-ориентированный подход в работе со старшими дошкольниками
презентация к уроку (старшая, подготовительная группа) на тему

Сандлер Татьяна Владимировна

В своей презентации я описала возможности телесно-ориентированной терапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

В течение всей жизни желания, чувства, запреты «кодируются» телом человека, создавая блоки и броню. Телесный контакт играет в жизни человека огромную роль с самого рождения, когда прикосновения матери открывают ребёнку мир ещё до того, как он начнёт осознавать себя.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Телесно-ориентированный подход в работе со старшими дошкольниками. МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста "Начальная школа - детский сад компенсирующего вида №35" Подготовила: воспитатель I категории Сандлер Татьяна Владимировна

Слайд 2

В течение всей жизни желания, чувства, запреты «кодируются» телом человека, создавая блоки и броню. Телесный контакт играет в жизни человека огромную роль с самого рождения, когда прикосновения матери открывают ребёнку мир ещё до того, как он начнёт осознавать себя.

Слайд 3

Исследования психологами знаков физического контакта между людьми показали, что если ребенок обделен прикосновениями человеческих рук и тела, его развитие протекает замедленно и в социальном, и в эмоциональном, и в физическом планах. Лучше один раз обнять так, чтобы ребенок почувствовал: он вам нужен, он любим, чем 8 раз но формально.

Слайд 4

Педагоги и родители обеспокоены не только возрастающими трудностями в обучении, но и увеличением количества детей с хроническими соматическими заболеваниями и различными психосоматическими проявлениями. Актуальность проблемы психического здоровья детей в последнее время значительно возросла. По данным исследований за последние 5 лет количество таких детей выросло до 70%.

Слайд 5

Адаптация телесно-ориентированных методов применительно к детскому возрасту проводилась нейропсихологическим отделом Психолого-медико-социального центра помощи детям и подросткам СЗУО г. Москвы под руководством к.п.н. А.В. Семенович. Телесно-ориентированный подход (ТОП) можно использовать в работе с детьми 4-7 лет и старше как с нормальным психическим развитием, так и со специальными образовательными потребностями.

Слайд 6

Проблемы , для решения которых можно использовать ТОП: эмоциональные (агрессия, капризность) коммуникативные (застенчивость, неуверенность) речевые (ОНР и другие) Задачи ТОП: снять психологическое напряжение, возбужденность снять заторможенность, скованность учить саморегуляции , осознавать свое тело, его возможности Цель данного подхода заключается в создании условий для активизации развития всех высших психических функций (ВПФ) через воздействие на сенсомоторный уровень с учетом закономерностей детского развития.

Слайд 7

Развивающая, коррекционная и формирующая работа, основанная на телесно-ориентированном подходе, включает в себя: Растяжки и элементы Хатха-йоги Дыхательные упражнения Глазодвигательные упражнения Перекрестные телесные упражнения Упражнения для стимуляции когнитивной сферы Упражнения для развития коммуникативной сферы Упражнения для развития мелкой моторики рук Игры с правилами Мышечную релаксацию

Слайд 8

Растяжки - система специальных упражнений на растягивание, основанных на естественном движении. Они нормализуют гипертонус и гипотонус мышц. Растяжки целесообразно включать в занятия физкультурой и гимнастику. Гипертонус , как правило, проявляется в двигательном беспокойстве. У детей с гипертонусом ослаблено произвольное внимание, нарушены двигательные и психические реакции. Гипотонус обычно связан со снижением психической и двигательной активности ребенка. Он сочетается с замедленной переключаемостью нервных процессов, эмоциональной вялостью, низкой мотивацией и слабостью волевых усилий .

Слайд 9

Дыхательные упражнения . Одна из важнейших целей - формирование базовой составляющей произвольной саморегуляции . Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением.

Слайд 10

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разно­направленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. Известно, что движения глаз активизируют процесс обучения.

Слайд 11

Перекрестные телесные упражнения При регулярном выполнении перекрестных движений образуется и миелинизируется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию психических функций. Медленное выполнение перекрестных движений способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.

Слайд 12

Стимулирующие упражнения . Коррекционно-развивающая и формирующая работа должна включать в себя различные виды самомассажей (массаж пальцев рук, массаж ушных раковин, массаж «волшебных точек»), также стимуляцию через разнообразные постукивания, похлопывания, обминания тела. К стимулирующим упражнениям относится также ходьба по массажным дорожкам и упражнения, активизирующие способности к обучению - «Гимнастика мозга».

Слайд 13

Коммуникативные упражнения. Групповые упражнения дают ребенку навыки взаимодействия в коллективе через организацию совместной деятельности («Поводырь», «Паровозик», «Гусеница»). Индивидуальные упражнения направлены на восстановление и дальнейшее углубление контакта с собственным телом, невербальное выражение состояний и отношений. Парные упражнения способствуют «открытости» по отношению к партнеру, т.е. способности чувствовать, понимать и принимать его (упражнение «Сиамские близнецы»).

Слайд 14

Пальчиковые игры и упражнения по развитию моторики способствуют повышению функциональной активности головного мозга, стимулируют речь, благоприятно воздействуют на психическое развитие детей, снимают умственное напряжение и помогают на занятиях ручным трудом. Упражнения для развития мелкой моторики рук

Слайд 15

Игры с правилами . Соблюдение правил игр тесно связаны с системой наказаний и поощрений. Чем четче для ребенка определены рамки, тем легче ребенку «жить». Главным условием является то, что правила существуют и для взрослых. Правила неизменны для всех. Правил не должно быть много. Дошкольник копирует стиль поведения с тела и поступков взрослого, а не с того, что взрослый говорит. Ребенок видит и чувствует «душу» взрослого.

Слайд 16

Мышечная релаксация (снятие напряжения). Она проводится как в начале занятия - с целью настройки, так и в конце - с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта. Упражнения по релаксации могут быть элементом занятия. Они способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом.

Слайд 17

Сотрудничество с родителями Родитель становится одним из центральных участников коррекционного процесса. Формы сотрудничества: День открытых дверей Изготовление альбомов о ЗОЖ в семье Анкетирование Беседы Консультации Родительские собрания по данной теме Для повышения компетентности родителей можно проводить тематические вечера «Игры на развитие эмоционально-волевой сферы» и др.

Слайд 18

Список литературы 6. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. – М., 2000 3. Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5–7 лет). – М.: Национальный книжный центр, 2014. 1. Воробьева Е.А. Роль и место телесно-ориентированных методов в работе с детьми. /Междисциплинарные проблемы психологии телесности: Материалы межведомственной научно-практической конференции. – М., 2004. https://sensoricinru.wordpress.com/2011/08/04/роль-и-место-работы-телесно-ориентиро/ 2. Воробьева Е.А., Семенович А.В., Архипов Б.А. и др. Комплексная методика психомоторной коррекции. – М., 1998 5. Гриняк А. Б., Барба М. Ф., Кравченко М. И. Телесно-ориентированные практики в работе с детьми. Метод замещающего онтогенеза // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — №3. 4. «Гимнастика мозга» для детей дошкольного возраста http://www.goroddetstva.ru/centers/article/gimnastika-mozga-dlya-detey-doshkolnogo-vozrasta.html

Слайд 19

Спасибо за внимание! Надеюсь, это пригодится в работе и в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План непосредственно образовательной деятельности с учётом интегрированного подхода к музыкальному воспитанию старших дошкольников.

План НОД с учётом интегрированного подхода к музыкальному воспитанию старших дошкольников в рамках тематической недели "Цирк зажигает огни". С логикой образовательной деятельности и итоговым мероприят...

Диагностико-коррекционные подходы в работе с аутичными дошкольниками.

Материал-презентация по диагностико-коррекционным подходам работы с аутичными дошкольниками....

Презентация. Диагностико-коррекционные подходы в работе с аутичными дошкольниками.

Ранний  детский  аутизм - одно  из  самых  загадочных  нарушений  развития. Ранний  детский  аутизм (РДА) – это отклонение  в  психиче...

Индивидуальный подход в работе с младшими дошкольниками

Индивидуальный подход в работе с младшими дошкольниками важная и составляющая и неотлеемемая часть в жизни педагога....

Деятельностный подход в дополнительном образовании старших дошкольников.

Методическая разработка для педагогов дополнительного образования. работающих с дошкольниками....

Доклад по теме: «Использование дифференцированного подхода к работе с родителями дошкольников»

Всестороннее гармоническое развитие детской личности требуетединства, согласованности всей системы воспитательно-образовательныхвоздействий взрослых на ребенка....

Практическое применение телесно - ориентированных методов в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР.

                  Считаю эффективным включение  в процесс моей коррекционной работы с детьми  предложенные  элементы...