Мастер-класс "Здоровьесберегающие технологии в ДОУ"
консультация по теме

Воронова Ирина Юрьевна

Цель: Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе.

Задачи:

  • Формирование элементарных представлений о здоровьесберегающих технологиях и возможностях их применения.
  • Познакомить педагогов с разнообразными приемами и методами, которые оказывают положительное воздействие на здоровье воспитанников.
  • Познакомить с методикой их проведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ход работы31.92 КБ
PDF icon фото мастер-класс66.08 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

Мастер-класс для педагогов

«Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

Цель: Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе.

Задачи:

  • Формирование элементарных представлений о здоровьесберегающих технологиях и возможностях их применения.
  • Познакомить педагогов с разнообразными приемами и методами, которые оказывают положительное воздействие на здоровье воспитанников.
  • Познакомить с методикой их проведения.

Ход мастер – класса

Слайд 1.  Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня наш мастер-класс будет проходить под девизом: «Я здоровье берегу - сам себе я помогу!»

Как известно, хорошее здоровье способствует успешному воспитанию и обучению, а успешное воспитание и обучение – улучшению здоровья. Образование и здоровье - неразделимы.

Слайд 2.   Януш Корчак писал: «Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься».

Пришло время новых технологий, назначение которых - объединить педагогов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление здоровья.

Слайд 3. Эти технологии получили название «здоровьесберегающие». Что же такое «здоровьесберегающие технологии»?

Это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействия всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Другими словами, это все формы, средства и методы, используемые в дошкольном учреждении, для укрепления и сохранения здоровья.

Слайд 4. Цели.

Слайд 5. Задачи.  

Слайд6. Виды технологий. В нашей работе мы используем как традиционные, так и нетрадиционные методы: пальчиковую гимнастику, массаж и самомассаж, Су–Джок – терапию, дыхательную гимнастику, музыкотерапию, релаксацию, гимнастику для глаз. Несомненно, что перечисленные выше методы являются составляющей здоровьесберегающих технологий. И мне бы сегодня хотелось, уважаемые коллеги, поближе познакомить вас с вышеназванными методами. Буду рада, если данные методы вы будете использовать в своей работе.

Слайд 7.  «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». (В. Сухомлинский)

Одними из форм оздоровительной работы являются – Пальчиковая гимнастика и дыхательная гимнастика. Я вам предлагаю разделиться на команды. У каждой команды лист с текстом пальчиковой гимнастики. Командам нужно придумать движения и продемонстрировать гимнастику в соответствии с текстом.

1 команда: Сбил, сколотил – вот колесо.

Сел да поехал. Ах, хорошо!

Оглянулся назад – одни спицы лежат.

2 команда: Жил – был зайчик длинные ушки.

Отморозил зайчик носик на опушке.

Отморозил носик, отморозил хвостик

И поехал греться к ребятишкам в гости.

Слайд 8. Следующий метод, с которым я вас познакомлю, массаж ладоней и пальцев рук,  массажными мячиками по методу Су – Джок терапии.

Су-Джок терапия – это последнее достижение восточной медицины. В переводе с корейского языка Су-кисть, Джок-стопа. Су-Джок – терапия оказывает воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма (направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений).

Сейчас мы выполним массаж ладоней и пальцев рук с дыхательной гимнастикой. Он будет представлен в стихотворной форме:

Жил был Ёжик (показывает мячик - массажёр).

Он был колючий (обхватываем ладонью).

Как-то раз пошел он погулять (катаем по кругу на ладони).

Пришел на полянку, увидел короткую тропинку и побежал по ней (катаем от ладони к мизинчику и обратно).

Вернулся на полянку (катаем по кругу ладони).

Опять побежал по полянке (катаем между ладонями по кругу), заметил речку, побежал по ее бережку (катаем по безымянному пальцу).

Снова вернулся на полянку (между ладонями).

Посидел, отдохнул, погрелся на солнышке, увидел длинную тропинку и побежал по ней (катаем по среднему пальчику).

Вернулся на полянку и увидел горку, решил забраться туда (слегка поднимаем указательный пальчик (горка) и водим шариком по нему).

Потом ёжик покатился вниз и снова оказался на полянке (движение по кругу на ладони).

Увидел деревце и побежал вокруг него (катаем вокруг большого пальчика, подняв его).

Стало ёжику жарко, он высунул мордочку навстречу прохладному ветерку.

Дыхательная гимнастика:

Вдох через нос, выдох на ладонь рук, повторить 2 раза.

Ёжик увидел грибок и поспешил сорвать его (на большой палец), заметил цветочек и понюхал его (на указательный).

Нашел красивый листочек и побежал его посмотреть (на средний),

Приметил ягодку и сорвал её (на безымянный).

Нашел шишку и взял её для своей мамы в подарок (на мизинчик).

Ёжик так весело гулял по лесу, что не заметил, что не заметил, как стало темнеть. Наступал вечер. Довольный прогулкой, он отправился домой (закрываем шарик, катаем между ладонями).

Массаж с прищепками.

Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно, после 1-го двустишия — смена рук. (Проверьте на себе, чтобы прищепки были не слишком тугими.) 

Кусается сильно котёнок-глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

—Но я же играю с тобою, малыш!

—А будешь кусаться — скажу тебе «кыш!». 

Массаж пальцев (с большого и до мизинца). Растирают сначала подушечку пальца, затем медленно опускаются к его основанию.

Массаж ладоней шестигранным карандашом. Грани карандаша легко покалывают ладони и активизируют нервные окончания, снимают напряжение, (шишками, крупными бусами и т.д.)

Слайд 9. В работе с детьми проводила игровой массаж и самомассаж - нетрадиционный вид упражнений с музыкальным сопровождением.

Кроме оздоровительного эффекта музыкальные игры с самомассажем поднимают настроение, сближают детей, помогают им раскрепоститься, снимают мышечные зажимы. Это так приятно, когда ты доверился и тебе делает твой друг массаж. Дети за весь день нахождения в детском саду нуждаются в тактильных ощущениях, прикосновениях. Ведь весь день, дети, находясь рядом,  друг с другом, часто отстранены и находятся в таком маленьком своем коконе защищенности, а на самом деле это не защищенность – это закрытость.

Во время проведения массажных игр я использую чаще два варианта организации – это деление на пары, либо дети становятся друг за другом и делают массаж впереди стоящему человеку, потом можно развернуться в другую сторону, и сделать массаж своему другу, который так приятно массажировал твою спинку.

Если ранее вы  никогда в своей практике не использовали массажные игры, то лучше всего конечно начинать с игр со стихотворным сопровождением, когда можно в любой момент остановиться, можно скорректировать движение детей, показать им приемы массажа, что можно пальчиками, можно гладить, можно барабанить, можно постучать кулачками, можно поприжимать за плечики. И когда уже ребенок овладеет этими приемами можно вводить игры с музыкальным сопровождением.

Если говорить о выборе в пользу музыкальных игр или со стихотворным сопровождением, тут нужно смотреть по обстоятельствам. Бывает так, что я запланировала музыкальную игру, но смотрю, насколько дети себя активно ведут, и в таких случаях лучше конечно использовать такую хитрость, когда дети проговаривают какой-либо текст, они еще больше сосредотачиваются, успокаиваются и игры с произношением слов, нам в таком случае более полезны.

Слайд 10.  С успехом в своей работе использую элементы точечного массажа, «Волшебные точки».

Ученым давно известно, что есть связь между участками кожи и внутренними органами. В результате точечного массажа, укрепляются защитные силы организма. И он сам начинает вырабатывать «лекарства», которые намного безопаснее таблеток. Выполняем упражнения под музыкальное сопровождение «Назойливая муха».

Слайд 11.  Гимнастика для глаз проводится  в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога. Если мы хотим, чтобы у наших детей было хорошее зрение, мы должны на своих занятиях уделять достаточно много времени  гимнастике для глаз.

Упражнение «Пчела» (укрепление глазных мышц).

Эй, пчела! Где ты была? (Дети смотрят на пчелу на палочке).

Тут и там (дети медленно переводят взгляд влево, затем вправо за пчелой, не поворачивая головы).

Где летала? – По лугам (смотрят вверх, а потом вниз).

Что ребятам принесла? Мед! – ответила пчела (массируют веки, надавливая слегка пальцами).

Слайд 12. Коммуникативные игры. 

Идея для организации заключительной части утренней зарядки или занятия.  Игра воспитывает в детях командный дух, учит действовать сообща по сигналу, тренирует умение контролировать силу голоса и служит прекрасной эмоциональной разгрузкой. Ведь это так здорово, от души всем вместе покричать! 

Игра «Стенка на стенку».  Дети делятся на две команды и ведут между собой сражение,  обкидываясь "пушинками" или "снежками". 
Кладут воображаемую пушинку себе на ладошку, и отпускают другой команде, произнося протяжно "А-а-а!". Команда соперница им отвечает тем же. Постепенно пушинка становится все больше и дети, запуская ее, произносят звук все громче. Потом от самого громкого возвращаются обратно, к тихому и нежному. На этом игра заканчивается.

Игра «Яблоко – банан – апельсин», «1-2-3-4».  Дети встают в круг друг за другом, руки кладут на плечи товарища перед собой, (дети делятся на две команды, и встают друг против друга). Команды подаются в любой последовательности. Можно сразу задать алгоритм движений в любой последовательности:

Яблоко – прыжок вперед.

Банан – прыжок назад.

Апельсин – повернуться вокруг себя.

1-Хлопок двумя руками, ладошками по ладошкам, напротив стоящего ребенка.

2-Прыжок вверх.

3-Присесть.

4-Повернуться вокруг себя.

 12. Серия занятий «Неболейка».

Упражнение «Носики - курносики».

 Цель: Укрепление и развитие мышц шеи, повышение функциональных возможностей дыхательной системы в сочетании с улучшением опорно-

двигательного аппарата. 
Задачи: Развивать осанку и выносливость детей. Закреплять правильное положение головы и подбородка детей. Как часто вы уделяете внимание шее? Трудно уговорить детей сделать обычное упражнение на повороты или наклоны головы, предлагаю Вашему вниманию упражнение «Носики–художники».

Для организации необходимы: рулон обоев, маркеры и цветной картон для изготовления пособия и носиков. Кстати, рисунки можно менять, например, в зависимости от темы недели. 
Казалось бы, простое упражнение для осанки имеет много полезных функций для верхних и нижних конечностей, но для детей это интересное упражнение, которое с удовольствием выполняется всеми детьми. 
       Упражнение эффективно для осанки, оказывает массирующий эффект мышцами шеи на зоны, находящиеся в поле их действия, что улучшает

работу системы лимфообразования.  Большинство упражнений для развития шеи и позвонков ориентированы на растяжение – действия, которые способствуют гибкости шеи. Шейные мышцы в обилии снабжены кровеносными сосудами, которые обеспечивают кровоснабжение к голове.       Данное упражнение для шеи еще и способно снять усталость, когда дети из-за погодных условий, весь день находятся в группе, полезно, интересно, увлекательно. 
       Выполнять упражнения следует аккуратно, вначале дети пытаются помогать «носикам» руками, потом без проблем выполняют «рисунок» без их помощи. 
Упражнение может стать элементом утренней гимнастики. 

Слайд 12. Фото. Спасибо за внимание.

Итог мастер- класса

 - Уважаемые коллеги, я поделилась с вами вариативностью использования в своей работе разнообразных методов и приёмов для сохранения и укрепления здоровья дошкольников.

Я могу с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на здоровье наших воспитанников во всех смыслах этого слова, у детей  повышается работоспособность,  улучшается качество образовательного процесса, они всегда в хорошем настроении, а это для нас самое главное.

И в завершении мастер – класса я предлагаю вам помедитировать (проводится под спокойную музыку). Давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, и прислушаемся, как оно стучит: «тук, тук, тук». А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте улыбнёмся и подарим друг другу немного света и тепла своего сердца.

А мне остаётся только поблагодарить Вас за внимание и за работу.

Вы прекрасно потрудились, будьте всегда здоровы, и я желаю здоровья вашим воспитанникам! Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема: "Весна. Перелётные птицы". Использование современных познавательных технологий: Мнемотехника, игровые технологии, здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Весна. Перелётные птицы". Использование современных обра...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Сравнение бурого и белого медведей". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексические темы:...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Игра - путешествие "Едем в деревню". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексичес...

Конспект НОД ОО Познавательное развитие ФЭМП в подготовительной группе от 6 до 7 лет для детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием современных образовательных технологий. (игровые технологии, личностно-ориентированная технология, технология сотр

Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей 6 – 7 лет Задачи:Образовательная: Продолжать учить  составлять арифметическую задачу на сложение на наглядном...