Главные вкладки

    Утренняя гимнастика
    консультация на тему

    Худякова Елена Николаевна

    Утренняя гимнастика в детском саду

    Выполнения физических упражнений после пробуждения важен и известен всем родителям. Но в условиях современной жизни не всегда удаётся соблюдать правильный режим дня. Приём детей в детский сад начинается с 7:00, и многих ребят родители приводят без зарядки.

    Дети должны расти здоровыми, чтобы легко формировались необходимые умения и навыки, активно развивались способности. Здоровый ребёнок восприимчив к обучению, понимает требования воспитателя, в нём укрепляется естественный интерес к познанию. Поэтому зарядка является регулярным занятием в детском саду. 

    Цели утренней гимнастики в ДОУ — сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников, создание положительного эмоционального тонуса.

    Поэтому утренняя гимнастика - одна из главных форм режима пребывания воспитанников в ДОУ. Она является важным компонентом двигательного режима.  Посредством утренней гимнастики решаются задачи:

    ü «разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад;

    ü стимулировать работу внутренних органов и органов чувств, (усиливаются все физиологические процессы — дыхание, кровообращение, обмен веществ, что создает условия для увеличения работоспособности.);

    ü способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждать возникновение плоскостопия.

    Большое значение для решения задач физического воспитания имеет выполнение утренней гимнастики под музыку: помогает создать правильные представления о характере движений, их темпе и ритме. Музыка дисциплинирует занимающихся, повышает их внимание и работоспособность. Положительные эмоции, возникающие во время упражнений под музыку, усиливают их физиологический эффект.

    Для проведения утренней гимнастики необходимо выполнение ряда условий:

    ü одежда для утренней гимнастики должна быть изготовлена из натуральных, легких материалов;

    ü на ногах — удобная обувь (чешки) или носки с прорезиненной подошвой. Можно заниматься и босиком;

    Соблюдение гигиенических требований к проведению утренней зарядки: выполнить проветривание и влажную уборку в помещении.

    В теплое время года зарядка проводится на открытом воздухе. Продолжительность утренней гимнастики в разных возрастных группах составляет:

    v во второй младшей группе― 5―6 мин;

    v в средней группе ― 6―8 мин;

    v в старшей группе― 8―10 мин;

    v в подготовительной группе ― 10―12 мин.

    Упражнения утренней гимнастики необходимо выполнять в определённой последовательности.

    Часть

    Последовательность

    Значение

    Вводная

    Спокойная ходьба, переходящая в медленный бег.

    Ходьба и бег увеличивает частоту и глубину дыхания, улучшает кровообращение

    Сочетание видов ходьбы: на носках, на пятках, на наружном  крае стопы.

    Профилактика плоскостопия и коррекция нарушения осанки

    Ходьба с продвижением вперед (Дыхательные упражнения по необходимости)

    Восстановление дыхание

    Основная

    Упражнения, укрепляющие мышцы плечевого пояса, рук и спины

    Способствуют расширению грудной клетки, выпрямлению позвоночника и формированию правильной осанки

    Упражнения для укрепления мышц туловища и ног

    Способствуют формированию правильной осанки, укрепление мышц ног.

    Прыжки

     

    Заключительная

    Дыхательные упражнения

    Восстановление дыхание

    Ходьба на месте или с продвижением вперед

    Снижение общего возбуждения организма.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Общеразвивающие упражнения выполняются из разных исходных положений тела: стоя, сидя, лежа (на спине, на животе). Исходные положения, лежа, сидя выгодны тем, что снимают давление массы тела на позвоночник и неокрепший свод стопы, позволяют увеличить напряжение отдельных мышц.

    Общие методические требования:

    · Требования к подбору общеразвивающих упражнений: упражнения должны быть для всех групп мышц, из разных исходных положений, разной интенсивности, темпа; с различными пособиями, ритмично-музыкальным сопровождением, в различных построениях и обязательно интересными для детей.

    · Один комплекс используется 10-14 дней, с последующей заменой 2-3 новых упражнений.

    · Как только дети освоят упражнение, вводится хороший энергичный темп. Целесообразно время от времени (через 2-3 месяца) возвращаться к повторению комплекса или брать их за основу для составления комплекса из упражнений с предметами.

     · Спортивный инвентарь раскладывается заранее.

    · Для детей с повышенной возбудимостью ЦНС использовать «Утяжеление» бега; лёгкий бег на носках, руки на пояс.

    · Педагог выполняет движения, стоя перед группой, зеркально, что облегчает занимающимся копировать упражнения.

    · Общеразвивающие упражнения рекомендуется укладывать в счет. Чаще всего на 4 и 8 счетов.

    · Последовательность упражнений постоянна: сначала для плечевого пояса и рук, затем для туловища и ног.

     · На протяжении всей утренней гимнастики педагог неоднократно привлекает детей к их выправке, осанке, напоминает о дыхании, оказывает физическую помощь отдельным детям, делает указания, подбадривает (особенно детей младшего возраста).

    · В процессе утренней гимнастики инструктор (воспитатель) следит, чтобы каждое упражнение заканчивалось хорошим выпрямлением туловища, что способствует укреплению мышц, поддерживающих прямое положение тела, а также закреплению навыка правильной осанки.

    Команды имеют большое значение для организации детей. Так как они дают сигнал к началу и окончанию упражнений

    · В старших и подготовительных группах перед выполнением упражнения даётся команда «Исходное положение ПРИНЯТЬ!». В исходном положении подается команда: «Со мной упражнение начи-НАЙ!».

    · Последнее слово команды произносится с небольшой паузой: начи-най (дополнительный сигнал к началу выполнения упражнения).

    · Если необходимо прервать выполнение, подается команда: «ОТСТАВИТЬ!» Заканчивают упражнения по команде «СТОЙ!» или «Закончили». Данные команды подаются вместо последнего счета: « и- и раз, два, три, закончили». «На месте стой: раз, два».

    Утренняя гимнастика — обязательная часть обычного дня в детском саду. Только регулярные и грамотно организованные занятия будут эффективны в укреплении физического и эмоционального здоровья малышей. Большую работу проделывает инструктор физо, разрабатывая комплексы зарядки для дошкольников разных возрастов: подбирает упражнения и музыку, придумывает увлекательные сюжеты, привлекает необычный инвентарь. Это ежедневный труд на благо подготовки здорового подрастающего поколения.

    1. В.М. Качашкин методика физического воспитания.

    2. Скопина Мария Утренняя гимнастика в детском саду -17.05.2018.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл utrennyaya_gimnastika6.docx20.34 КБ

    Предварительный просмотр:

    Утренняя гимнастика в детском саду

    Выполнения физических упражнений после пробуждения важен и известен всем родителям. Но в условиях современной жизни не всегда удаётся соблюдать правильный режим дня. Приём детей в детский сад начинается с 7:00, и многих ребят родители приводят без зарядки.

    Дети должны расти здоровыми, чтобы легко формировались необходимые умения и навыки, активно развивались способности. Здоровый ребёнок восприимчив к обучению, понимает требования воспитателя, в нём укрепляется естественный интерес к познанию. Поэтому зарядка является регулярным занятием в детском саду. 

    Цели утренней гимнастики в ДОУ — сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников, создание положительного эмоционального тонуса.

    Поэтому утренняя гимнастика - одна из главных форм режима пребывания воспитанников в ДОУ. Она является важным компонентом двигательного режима.  Посредством утренней гимнастики решаются задачи:

    • «разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад;
    • стимулировать работу внутренних органов и органов чувств, (усиливаются все физиологические процессы — дыхание, кровообращение, обмен веществ, что создает условия для увеличения работоспособности.);
    • способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждать возникновение плоскостопия.

    Большое значение для решения задач физического воспитания имеет выполнение утренней гимнастики под музыку: помогает создать правильные представления о характере движений, их темпе и ритме. Музыка дисциплинирует занимающихся, повышает их внимание и работоспособность. Положительные эмоции, возникающие во время упражнений под музыку, усиливают их физиологический эффект.

    Для проведения утренней гимнастики необходимо выполнение ряда условий:

    • одежда для утренней гимнастики должна быть изготовлена из натуральных, легких материалов;
    • на ногах — удобная обувь (чешки) или носки с прорезиненной подошвой. Можно заниматься и босиком;

    Соблюдение гигиенических требований к проведению утренней зарядки: выполнить проветривание и влажную уборку в помещении.

    В теплое время года зарядка проводится на открытом воздухе. Продолжительность утренней гимнастики в разных возрастных группах составляет:

    • во второй младшей группе― 5―6 мин;
    • в средней группе ― 6―8 мин;
    • в старшей группе― 8―10 мин;
    • в подготовительной группе ― 10―12 мин.

    Упражнения утренней гимнастики необходимо выполнять в определённой последовательности.

    Часть

    Последовательность

    Значение

    Вводная

    Спокойная ходьба, переходящая в медленный бег.

    Ходьба и бег увеличивает частоту и глубину дыхания, улучшает кровообращение

    Сочетание видов ходьбы: на носках, на пятках, на наружном  крае стопы.

    Профилактика плоскостопия и коррекция нарушения осанки

    Ходьба с продвижением вперед (Дыхательные упражнения по необходимости)

    Восстановление дыхание

    Основная

    Упражнения, укрепляющие мышцы плечевого пояса, рук и спины

    Способствуют расширению грудной клетки, выпрямлению позвоночника и формированию правильной осанки

    Упражнения для укрепления мышц туловища и ног

    Способствуют формированию правильной осанки, укрепление мышц ног.

    Прыжки

    Заключительная

    Дыхательные упражнения

    Восстановление дыхание

    Ходьба на месте или с продвижением вперед

    Снижение общего возбуждения организма.

    Общеразвивающие упражнения выполняются из разных исходных положений тела: стоя, сидя, лежа (на спине, на животе). Исходные положения, лежа, сидя выгодны тем, что снимают давление массы тела на позвоночник и неокрепший свод стопы, позволяют увеличить напряжение отдельных мышц.

    Общие методические требования:

     Требования к подбору общеразвивающих упражнений: упражнения должны быть для всех групп мышц, из разных исходных положений, разной интенсивности, темпа; с различными пособиями, ритмично-музыкальным сопровождением, в различных построениях и обязательно интересными для детей.

     Один комплекс используется 10-14 дней, с последующей заменой 2-3 новых упражнений.

     Как только дети освоят упражнение, вводится хороший энергичный темп. Целесообразно время от времени (через 2-3 месяца) возвращаться к повторению комплекса или брать их за основу для составления комплекса из упражнений с предметами.

      Спортивный инвентарь раскладывается заранее.

     Для детей с повышенной возбудимостью ЦНС использовать «Утяжеление» бега; лёгкий бег на носках, руки на пояс.

     Педагог выполняет движения, стоя перед группой, зеркально, что облегчает занимающимся копировать упражнения.

     Общеразвивающие упражнения рекомендуется укладывать в счет. Чаще всего на 4 и 8 счетов.

     Последовательность упражнений постоянна: сначала для плечевого пояса и рук, затем для туловища и ног.

      На протяжении всей утренней гимнастики педагог неоднократно привлекает детей к их выправке, осанке, напоминает о дыхании, оказывает физическую помощь отдельным детям, делает указания, подбадривает (особенно детей младшего возраста).

     В процессе утренней гимнастики инструктор (воспитатель) следит, чтобы каждое упражнение заканчивалось хорошим выпрямлением туловища, что способствует укреплению мышц, поддерживающих прямое положение тела, а также закреплению навыка правильной осанки.

    Команды имеют большое значение для организации детей. Так как они дают сигнал к началу и окончанию упражнений

     В старших и подготовительных группах перед выполнением упражнения даётся команда «Исходное положение ПРИНЯТЬ!». В исходном положении подается команда: «Со мной упражнение начи-НАЙ!».

     Последнее слово команды произносится с небольшой паузой: начи-най (дополнительный сигнал к началу выполнения упражнения).

     Если необходимо прервать выполнение, подается команда: «ОТСТАВИТЬ!» Заканчивают упражнения по команде «СТОЙ!» или «Закончили». Данные команды подаются вместо последнего счета: « и- и раз, два, три, закончили». «На месте стой: раз, два».

    Утренняя гимнастика — обязательная часть обычного дня в детском саду. Только регулярные и грамотно организованные занятия будут эффективны в укреплении физического и эмоционального здоровья малышей. Большую работу проделывает инструктор физо, разрабатывая комплексы зарядки для дошкольников разных возрастов: подбирает упражнения и музыку, придумывает увлекательные сюжеты, привлекает необычный инвентарь. Это ежедневный труд на благо подготовки здорового подрастающего поколения.

    1. В.М. Качашкин методика физического воспитания.

            2. Скопина Мария Утренняя гимнастика в детском саду -17.05.2018.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Ритмическая гимнастика, как форма организации утренней гимнастики.

    Гимнастика – понятие широкое, определяемое как одно из основных средств и методов всестороннего физического воспитания. Форму организации утренней гимнастики каждый инструктор по физической культуре в...

    Комплекс утренней гимнастики в старшей группе. Самоанализ утренней гимнастики.

    Комплекс утренней гимнатики в старшей группе.Самоанализ утренней гимнастики....

    Сценарий развлекательной утренней гимнастики совместно с родителями: «Флэшмоб по-детсадовски или утренняя гимнастика в честь Дня защиты детей «На зарядку – становись!»

    Подготовил воспитатель:Большакова Ольга Николаевна1 июня 2016 годаСпассОформление и проведение: воспитатели Большакова О.Н.,Антонова Л.В., Митрофанова О.В., видео младший воспитатель: Лисенкова О.В.фо...

    Консультация и проведение открытого показа утренней гимнастики для малоопытных воспитателей детского сада. На тему: «Роль музыки на утренней гимнастике»

    В общей системе всестороннего и гармоничного развития человека, физическое развитие ребёнка дошкольного возраста занимает особое место. Одной из самых важных составляющих успеха физического разв...

    Картотеки для 2 младшей группы на учебный год: прогулки, подвижные игры, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, дыхательная гимнастика, физминутки

    Картотеки для использования во 2 младшей группе на весь учебный год(карточки прогулок, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, подвижные игры, дыхательная гимнастика, физминутки)...

    Комплекс утренней гимнастики воспитателям ДОУ "Утренняя гимнастика -залог здоровья"

    Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима, она способствует поднятию натроения у детей, эмоционального и мышечного тонуса, помогает закреплять двигательные навык...