Проект "Азбука здоровья".
проект на тему

Юнусова Екатерина Геннадьевна

Проект "Азбука здоровья".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Азбука здоровья"58.87 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное дошкольное

образовательное учреждение                                                                                                                                                                                                                                                         города Новосибирска

«Детский сад № 238 комбинированного вида»

г. Новосибирск – 136, ул. Киевская 7/1, тел./факс 340-22-30

ИНН 5404154277 КПП 540401001 ОГРН 1025401486604

Проект

«Азбука здоровья».

Подготовила инструктор по физической культуре

первой квалификационной категории Юнусова Е.Г.

Актуальность.

   Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.

В настоящее время задача сохранения и укрепления здоровья детей, как физического, так и психического, приобщение его к здоровьесбережению и овладению современными здоровьесберегающими технологиями является одной из значимых и приоритетных. 

   Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим.

   Сохранение и укрепление здоровья дошкольников, одна из актуальных проблем нашего времени. Анализируя результаты мониторинга, проведённого мною в ДОУ, я обратила внимание на то, что многие дети испытывают «двигательный дефицит» (нарушение осанки, координации движений, слабое равновесие, недостаточно развит глазомер, слабо развита общая и мелкая моторика). В связи с чем задерживается возрастное развитие физических качеств (координации движений, равновесия, ловкости, быстроты, выносливости).

Причин тому много: экологических, социальных, генетических, и медицинских. Одна из них – невнимание взрослых к здоровью детей. Иначе говоря, мы любим свое дитя, усердно его лечим, когда оно заболеет, но в повседневности не используем средства для предупреждения заболевания и укрепления здоровья ребенка. Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях.        Вовлечение родителей в сферу педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе совершенно необходимо для их собственного ребенка.

Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и ведущая задача, стоящая перед дошкольным учреждением. Однако не все родители знают, как этого добиться.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) предъявляет высокие требования к психолого-педагогическим условиям реализации образовательной программы дошкольного образования. Одним из таких требований является «взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи».

Физические качества будут эффективно развиваться, а здоровье сохраняться и укрепляться при условии, если будет разработана целостная система работы с детьми по физическому воспитанию и оздоровлению.

           «Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам» — так гласит восточная мудрость. Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину.

Цель: Сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребенка и формирование основ здорового образа жизни, путем взаимодействия всех субъектов образовательного процесса ДОУ.

Задачи:

1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.

2. Способствовать формированию у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.

3. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

4. Формировать потребность в регулярных занятиях физической культурой.

5. Способствовать повышению интереса родителей воспитанников к участию в физкультурных и оздоровительных мероприятиях совместно с детьми.

Для решения задач придерживалась ряда принципов, которые позволяют более последовательно реализовывать содержание и методику совместной с семьей работы:

• единство целей и задач воспитания здорового ребенка в ДОУ и семье (оно достигается посредством координации усилий педагогов и родителей в данном направлении, ознакомление родителей с основным содержанием, методами и приемами оздоровительной работы в ДОУ и изучение педагогами успешного опыта семейного воспитания) ;

• индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье; систематичность и последовательность работы в течение всего периода пребывания ребенка в ДОУ;

• взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей, базирующиеся на укреплении авторитета педагогов в семье, а родителей – в детском саду, формирование отношения к родителям, как к равноправным партнерам в образовательно-воспитательном процессе.

Участники проекта: педагоги, воспитанники и их родители.

Вид проекта: физкультурно-оздоровительно.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

Различное физкультурное оборудование, пособия помогающие усвоению валеологических знаний, выпуск газеты детского сада, посвященный здоровому образу жизни, спортивный зал, физкультурная площадка, дидактические игры, разработанные педагогами конспекты НОД, картотеки с полезными советами для педагогов и родителей, памятки для родителей.

Условия реализации проекта:    заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность работы.

Прогнозируемые результаты:

Родители:

  • обогащение детско-родительских отношений в совместной физкультурной деятельности;
  • повышение интереса к жизни детского сада;  
  • повышение физкультурно-оздоровительной грамотности родителей.

Дети:

  • снижение уровня заболеваемости;
  • повышение уровня физической подготовленности;
  • осознание необходимости физкультуры, спорта и здорового образа жизни.

Описание педагогического опыта:

В образовательной деятельности учитываю следующие принципы и подходы: выстраиваю партнерские, дружеские отношения с детьми и их родителями, организую совместную деятельность через игру, предоставляя детям возможность выбора. Объединяю несколько видов деятельности для обеспечения целостного образовательного процесса. 

    Образовательную деятельность стараюсь проводить в нетрадиционной форме, учитывая комплексно-тематическое планирование ДОУ.

   Построенная мною педагогическая деятельность предполагает проведение цикла бесед с дошкольниками: о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем.

     Каждый месяц проводятся развлечения, где дошкольники попадают в сказку или в веселое путешествие, встречаются со сказочными героями. Это несомненно повышает уровень эмоционального благополучия детей.

   Важной составляющей успеха является правильная организация развивающей предметно-пространственной среды. В нашей дошкольной организации имеются все необходимые  условия для повышения двигательной активности в течении дня, а так же их расслабления и отдыха. Для организации физкультурных занятий в детском саду есть спортивный зал, где представлено  спортивное оборудование, а так же создан уголок «Здравиков», с пособиями, изготовленными своими руками, которые способствуют повышению интереса к физической культуре, увеличивают эффективность образовательной деятельности. На участке ДОУ имеется оборудованная  спортивная площадка.  

Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесной взаимосвязи и приемствености всего педагогического коллектива и единства требований, предъявляемых к детям.

Свою работу выстраиваю во взаимодействии с педагогами:

  1. Медицинская сестра участвует в проведении лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий.
  2. Воспитатель  помогает следить за качеством выполнения общеразвивающих упражнений и основных видов движений. Мною проводятся дни здоровья для педагогов, занятия фитнесом, релаксационные паузы, даются рекомендации по ведению уголков здоровья и соблюдения режима дня.
  3. В совместной работе с музыкальным руководителем проводятся музыкально-спортивные праздники и развлечения, консультации для воспитателей и родителей.
  4. Выстраиваем партнерские отношеня с логопедом, так как на сегодняшний день дети ОВЗ требуют особого внимания к ним.
  5. Взаимодействую с педагогом-психологом, который подскажет, какие игры и упражнения предложить детям с чрезмерной утомляемостью, непоседливостью, вспыльчивостью, замкнутостью. Поэтому, в некоторые физкультурные занятия и развлечения включаю игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения, игры на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим. 
  6. Руководители  ИЗО и апликации в организации спортивных мероприятий оказывают помощь в изготовленни плакатов и прочих материалов. 
  7. Так же, взаимодействуем со школой и спортивными секциями. 

   Поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать в первую очередь повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания. Важное место в решении этих социально значимых задач занимает детский сад, который может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи.

Реализация проекта:

    Этапы реализации проекта:

  • I этап – организационный;
  • II этап – подготовительный;
  • III этап – основной - практический;
  • IV этап – итоговый.

Работа над проектом включает деятельность педагогов, детей и родителей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта.

Этапы реализации

Формы работы

Организационный

Выявление запросов родителей по данному направлению;

Анализ литературных источников, материалов;

Анализ уровня физического развития и здоровья детей;

Анкетирование родителей;

Выявление уровня знаний родителей по физкультурно-оздоровительному направлению;

Подбор методической литературы, видеокассет, СД;

Постановка цели и формулирование задач;

Создание проекта модели взаимодействия инструктора по физкультуре с родителями для повышения эффективности работы по физическому развитию и оздоровлению детей

Подготовительный

 

Разработка календарно-тематического плана работы с детьми и плана работы с родителями;

Обсуждение плана работы с родителями на собрании;

Ознакомление родителей с организацией здоровьесберегающей и физкультурно-оздоровительной среды в детском саду;

Составление планов физкультурно-оздоровительных работы в рамках проектной деятельности;

Разработка конспектов физкультурных мероприятий;

Изготовление необходимых атрибутов и оборудования

Проведение родительских собраний, бесед, консультаций с родителями и воспитателями;

Практический

 

Совместная деятельность

инструктора по физкультуре и детей в рамках:

- организация непосредственно организованной образовательной деятельности, спортивных мероприятий; посещение спортивных секций.

Совместная деятельность

инструктора по физкультуре с родителями:

- организация взаимодействия детей и родителей по плану реализации проекта;

- проведение развлечений, досугов, праздников, экскурсий, выставок рисунков, поделок, фотовыставок;

- оформление стендовой информации, папок передвижек для родителей, картотеки;

Функционирование родительского клуба

Итоговый

 

Анализ физкультурно-оздоровительной работы с детьми и родителями:

Итоговый наблюдение за уровня физического развития и здоровья дошкольников;

Проведение анкетирования родителей с целью определения эффективности совместной работы;

Отчет о результатах проекта на итоговом родительском собрании;

Совместный физкультурный праздник «День здоровья»:

 

    На начальном этапе проектной деятельности я мотивировала родителей к совместному сотрудничеству, способствовала возникновению у них интереса к совместной деятельности:

проводила анкетирование на тему «Физическая культура в Вашей семье» для выявления знаний в области физического воспитания и оздоровления детей, в результате которого выделились три группы родителей. Первая группа – родители обладают знаниями в вопросах физического воспитания и оздоровления. Вторая группа – родители, которые не очень интересуются педагогикой, но их волнует проблема физического развития их ребенка. Третья группа – родители, интерес которых ограничен лишь конкретной ситуацией, связанной со здоровьем детей.

    Анализ результатов показал, что большинство опрошенных родителей согласны оказывать помощь в процессе формирования у детей физических качеств и приобщению их к здоровому образу жизни.

   С учетом специфики работы и невозможности ежедневного общения с родителями я использовала наглядно-информационные формы работы:

  • проводила родительские собрания на тему «Здоровая семья»,

вывешивала  рекомендации  «О пользе движений»,

размещала на информационных стендах пригласительные для родителей воспитанников на спортивные мероприятия ДОУ,

  • привлекала их к совместному участию в выставках, конкурсах,

информировала  о ходе образовательного процесса.

    В основной части проекта:

  1. Привлекала родителей к участию в совместных спортивных мероприятиях «Мой папа самый сильный», «Осенний кросс», «День космонавтики», «Фитнес для мам», совместная «Утренняя гимнастика».  Родители смогли не только увидеть достижения и возможности своих детей, но и понять, как воспитывать их на личном примере, стать активными участниками образовательного процесса.
  2. Приглашала родителей поучаствовать в организации здоровьесберегающей деятельности ДОУ «День дублера». (проведение утренней зарядки, физкультуры на улице, гимнастики после сна, физминутки, побыть в роли инструктора по физической культуре).
  3. Размещала рекомендации корригирующих упражнения на стендах в группах и в холле.
  4. Раздавала практические рекомендации «Поиграй со мною, мама!», для закрепления ОВД родителями совместно с детьми дома.
  5. Оформляла фотоматериалы по проведенным мероприятиям и размещались на стендах в холле ДОУ;

    Совместно с педагогами привлекали родителей к участию в «Неделе здоровья», где им предоставлялась возможность присутствовать на утренней гимнастике,  поучаствовать в спортивном забеге,  ознакомиться с лечебно-профилактическими мероприятиями программы «Здоровье», и физкультурно-оздоровительной работой. Так же, проводилась совместная с родителями деятельность по  изготовлению спортивного оборудования своими руками в уголках здоровья. В этот период отменяются все виды занятий, режим дня наполняется играми, упражнениями, увеличивается время пребывания детей на свежем воздухе.

     Положительные результаты и эмоции, полученные от совместно проведенных досугов, послужили стимулом к созданию клуба для родителей, детей и педагогов,  где общение друг с другом и со специалистами, помогли получить ответы на возникающие вопросы. Родители активно принимали участие на заседании, которое проходило в форме фестиваля педагогических идей, на  мастер-классе по физическому развитию познакомились с  играми своими руками из бросового материала, которые можно применять дома совместно с детьми.

С сентября 2016 года наш детский сад включен в состав пилотных ДОУ, работающих по проекту  «Организация здоровьесберегающей деятельности» под эгидой городского центра образования и здоровья «Магистр».

Большая работа была проделана так же, по взаимодействию со специалистами ДОУ. В целях систематичной работы по здоровьесбережению дошкольников педагогам были подобраны и разработаны комплексы утренней гимнастики, гимнастики после сна, дыхательной гимнастики, релаксация, массаж, а так же комплексы с коррегирующими упражнениями для формирования правильной осанки и правильного свода стопы. Для педагогов раздавались рекомендации для оформления уголков здоровья в группах. Организовывались практические консультации и  оздоровительные  мероприятия.

Совместно с педагогами ДОУ и инструктора по физической культуре проводились мероприятия с дошкольниками:

  • Беседы;
  • Просмотр мультфильмов о ценности своего здоровья;
  • Развлечения;
  • Праздники;
  • Валеологические занятия;
  • Участие в неделе здоровья.
  • Экскурсии в спортивные  секции.

    На итоговом этапе реализации проекта был проведен мониторинг физического развития дошкольников. Дети освоили основные физкультурные движения, характерные их возрасту, т.е. повысился уровень их физической подготовки. Понизился уровень заболеваемости детей на период с 2016- 2018 г.

     Повторное анкетирование на тему «Физическая культура в Вашей семье», показало, что у родителей повысился уровень осведомленности в вопросах физического воспитания детей и включенности в педагогический процесс.  Такие результаты не могут не радовать!  Нетрадиционные формы работы действительно позволяют привлечь родителей к оздоровлению детей. Родители стали  понимать, какую важную роль играет двигательная активность и лишь только в семье можно заложить привычку для дошкольников вести здоровый образ жизни. Из зрителей и наблюдателей стали активными участниками и помощниками воспитателю в формировании здорового образа жизни у дошкольников.

     В перспективе планирую продолжить свою работу, использовать новые методики технологии и нетрадиционные формы работы с детьми и родителями по физическому воспитанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»

Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...

Конспект занятия "Здорово здоровым быть" (в рамках проекта "Здорово здоровым быть")

Здоровым быть важно, здоровым быть нужно. Но психологическое здоровье детей не менее важно, чем физическое. Данное занятие было проведено в рамках реализации проекта "Здорово здоровым быть"....

Проект по формированию здорового образа жизни в рамках недели здоровья «Здоровым быть здорово»

В последнее время остро стоит проблема здоровья. Появилась тенденция к ухудшению здоровья среди детей. Достичь необходимого уровня интеллектуально – познавательного развития может только здоровы...

Буклет«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья – здоровая – страна!»

Долг родителей укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем....

Сценарий спортивных состязаний «В здоровом теле – здоровый дух» В рамках мероприятий «Здоровые дети – в здоровой семье» в старшей и подготовительной к школе группах.

Цель: Содействовать охране и укреплению здоровья детейЗадачи:Образовательная область  «Здоровье»Закреплять знания детей о пользе занятий физическими упражнениям.Воспиты...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию предпосылок здорового образа жизни в рамках проекта: «Как здорово здоровым быть» по теме: «Здоровое питание – основа процветания» в старшей группе № 10 «Солнышко»

В ходе ООД предпологанется закрепить знания детей о продуктах питания и их назначении для человека, о понятиях «правильное» или «здоровое питание», формирование познавател...

«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья - здоровая нация!»

Цель: повысить результативность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье.Статья предназначена для расширения кругозора родителей и педагогов....