Проект «Привитие детям культурно – гигиенических навыков»
проект (младшая группа) на тему

Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми. Кроме того, воспитание у детей навыков личной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_1ml_gr_privitie_kulturno-gig_navykov.docx67.07 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано                                                                   Утверждаю

Старший воспитатель                                                   Заведующий

МДОУ «Детский сад №77»        МДОУ «Детский сад №77»

 ______ Е.Н. Никитенко                                                _________ Н.А. Кабанова        

«____» __________ 2018г.        «_____» ________ 2018г.

              Проектная деятельность

             на тему:

 «Привитие детям культурно – гигиенических навыков»

                  в  группе раннего развития

                  МДОУ «Детский сад №77»

           Воспитатели:

         Погасий Л.А.

                                                                                                     Пряникова С.В.

                                     

                                 Саратов 2018 – 2019 уч. год

    Проектная деятельность                                         

в группе раннего развития

   МДОУ «Детский сад №77»                                      на тему: «Привитие детям культурно –   гигиенических навыков»

Тип проекта: исследовательский, информационно-познавательный, практико-ориентированный, познавательно – творческий, речевой, групповой.

 Участники проекта: Воспитатели группы, воспитанники группы раннего  развития и их родители, педагоги дополнительного образования.

       Продолжительность проекта: долгосрочный.

Реализация проекта: октябрь -  май  месяц.

Результат: Развлечение «Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое!..»

       Образовательные области:

1.Познавательное развитие;

2.Социально-коммуникативное развитие;

3.Речевое развитие;

4.Художественно-эстетическое развитие;

5.Физическое развитие.

Актуальность.

Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми. Кроме того, воспитание у детей навыков личной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Цель: Формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через различные виды детской деятельности.

 Задачи:

1)        Способствовать осмыслению детьми и родителями необходимости соблюдения правил личной гигиены;

2)        Познакомить с последовательностью выполнения культурно-гигиенических навыков;

3)        Приучать детей следить за своим внешним видом, продолжать формировать умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком;

4)        Формировать простейшие навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.

5)        Создавать условия для развития умений у детей самостоятельно использовать полученные навыки в повседневной жизни в детском саду и дома;

6)        Формировать потребность у детей в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни в детском саду и дома, посредством педагогических приёмов, обеспечивающих успешное решение поставленных задач: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр;

7)        Систематическое напоминание детям о необходимости соблюдения правил гигиены.

Этапы.

Подготовительный:

1.Сбор литературы по данной теме.

2.Диагностика детей по данной теме.

3.Составление плана работы.

4.Разработка содержания проекта.

Основной:

1.Выполнение подробного плана работы по всем видам деятельности с детьми.    

2.Большая совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач.

3.Подборка художественных произведений, потешек, словесных игр по данной теме.

Заключительный:

1.Подведение итогов работы над проектом.

2. Анкетирование родителей.

3.Презентация проекта.

Основные формы реализации проекта:

1.Анкетирование родителей.

2.Консультации для родителей.

3. Дидактические игры и упражнения.

4. Художественное слово.

5. Чтение художественной литературы.

6. Беседы.

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта.

       Дети от 2-3 лет должны:

1. Следить за своим внешним видом.

2. Пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания.

3. Вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком.

4. Правильно пользоваться ложкой, салфеткой.

5.Не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.

Предполагаемый результат проекта для родителей:

1. Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей.

2.Получение консультаций по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков.

3. Укрепление связей между детским садом и семьёй.

Возможности проекта для воспитателей:

1. Повышение знаний по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

2. Формирование здорового образа жизни.

3. Улучшение отношений между детьми.

4. Укрепление связи с родителями.

Оснащение предметно-развивающей среды группы детского сада:

1.Приобрести методическое пособие.

2. Пополнять и обновлять уголок здоровья в группе.

3. Сделать подборку дидактических игр.

Работа с родителями.

Консультации:

1.«Самостоятельность детей третьего года жизни ».

2. Беседа-консультация с родителями «Алгоритм мытья рук», «Как привлечь ребенка к усвоению КГН».

Цель: создание необходимых условий в домашних стенах, для успешного формирования КГН (порезать кусочек мыла пополам, повесить полотенце на доступном для ребенка уровне, напоминание родителями ежедневно алгоритм мытья рук).

3.«Как правильно одевать ребёнка на прогулку».

4.Анкетирование родителей.

5. Создание фото выставки «Чистые ручки».

Цель: закрепление навыка мытья рук дома;

рассматривание и осмысление фото детьми в группе с помощью воспитателей и игровых персонажей.

6. Создание родителями с детьми выставки «Да здравствует мыло душистое«(мыло различной формы, запаха, цвета; поделки из картона, пластилина «Микробы», «Любимые персонажи из художественной литературы»).

Цель: создание интереса и положительных эмоций к формированию

КГН.

План работы по формированию К.Г.Н.

Содержание работы

Срок исполнения

Показ алгоритма «Мытье рук».

Цель: познакомить детей со схемой, научить с помощью неё последовательно мыть руки.

Наблюдение за водой «Вода льется из крана»

 Практич. упр.: «Моем чисто руки и лицо».

 Цель: научить детей закатывать рукава, последовательно мыть руки, умываться.

Октябрь первая неделя

Беседа «Перед едой моем руки с мылом»

Цель: Учить детей следить за чистотой своих рук и мыть их перед приёмом пищи.

Проговаривание потешки «Мойся мыло не ленись».

Цель: Учить самостоятельно брать мыло, смочив его намыливать руки.

Октябрь вторая неделя

Беседы  «Чистота и здоровье», «Кто опрятен,тот приятен".

Цель: Закрепить культурно гигиенические навыки, воспитывать желание быть опрятными.

Разучивание потешки: « Водичка – водичка»

Цель: Учить детей следить за чистотой своих рук и мыть их при необходимости, учить подставлять руки под струю воды, делать круговые движения ладошками.

Октябрь третья неделя

Д/и. «Подбери предметы личной гигиены»

 Цель: учить детей находить предметы по просьбе воспитателя.

 Практич. упр.: «Чисто моем руки и лицо.

Цель: Продолжать  учить детей  закатывать рукава, последовательно мыть руки, умываться.

Чтение стихотворения Н. Найденово «Наши полотенца»

Ноябрь первая  неделя

Д/и. «Умоем куклу».

 Цель:  перенести полученные навыки умывания в игровые действия; закрепить последовательность умывания.

Чтение стихотворения С.Капутикян «Хлюп – хлюп».

Рассматривание сюжетных картинок. Серия «Культурно-гигиенические навыки»

Ноябрь  вторая неделя

Д/и. «Кукла в гостях у детей».

Цель: учить детей называть столовые предметы, предметы личной гигиены. Активизировать речь детей. Закреплять умение общаться друг с другом.

Ноябрь третья неделя

Д/и. «Купаем куклу».

 Цель: учить детей пользоваться индивидуальными предметами личной гигиены.

Чтение потешки «В ручейке вода».

Цель: закрепление КГН, развитие памяти, речи.

Чтение стихотворения А.Барто «Девочка чумазая…».

Цель: учить понимать и делать выводы из прочитанных произведений.

Просматривание видео иллюстраций к стихотворению А.Барто «Девочка чумазая»

Декабрь первая неделя

Д/и. «Мишка пьет горячий чай»

 Цель: учить правильно ставить  посуду на стол, произносить слова обозначающие действия».   (последовательность)

 Декабрь вторая неделя

Чтение стихов о культурно - гигиенических навыках.

Ежедневно

Рассматривание картины: «Мы купаем куклу Таню». Цель: учить детей правильно называть предметы личной гигиены. Активизировать речь детей.

Чтение стихотворения С. Капутикян «Мама взяла мыло».

Экспериментальная деятельность «Тонет – не тонет»

Декабрь третья неделя

Д/и. «Помоги Танечке ».

 Цель: отрабатывать навык последовательности  одевания на прогулку.

Сюжетно-ролевая игра «Стирка кукольного белья»

Январь вторая неделя  

Ситуативная беседа: « Как правильно вести себя за столом» – ОБЖ.

Ежедневно

Д/и. « Накормим куклу Машу».

 Цель: закрепить полученные навыки поведения за столом.

Чтение стихотворения  И. Храмова «Ложка -труженик простой».

Январь третья неделя

Беседа с детьми: « Поможем кукле стать опрятной». Цель: закрепить культурно- гигиенические навыки, воспитывать желание быть опрятными.

Д/и «Сделаем кукле разные прически»

Январь четвертая неделя

Д/и. «Накроем стол к чаю».

Цель: Закрепить название посуды и правила сервировки стола.

Чтение сказки:  «Три медведя».

 Цель: закрепить название посуды, правила поведения за столом.

Февраль первая неделя

НОД Тема: «Кукла Катя простудилась».

Цель: формирование навыка пользования носовым платком. Приучать детей при чихании и кашле рот прикрывать носовым платком, если кто- нибудь находится рядом – отворачиваться.

НОД . Продуктивная деятельность. Аппликация «Платочки для белочки»

Сюжетно ролевая игра «Больница»

 Цель: познакомить с профессией врача; учить брать на себя роль в соответствии с сюжетом игры.

Февраль вторая неделя

Д/и. «Расти, коса, до пояса»

Цель: учить пользоваться расчёской, как индивидуальным предметом. Развивать предпосылки к сюжетно ролевой игре.

Д/и «Сделаем кукле разные прически»

Февраль третья неделя

 Д/и. «Маша обедает»  (Чтение  стихотворения  С. Капутикян «Маша обедает»).

 Цель: приобщать детей к элементарным нормам и правилам поведения за столом ; закрепить название и назначение предметов посуды; воспитывать навыки гостеприимства, учить красиво накрывать на стол.

Март первая неделя

Д/и. «Кукла Оля обедает».

 Цель: закреплять представление об использовании предметов посуды; формировать обобщенное понятие посуда.

Март вторая неделя

НОД тема: «Оденем куклу Машу на прогулку».

Цель: учить последовательно надевать одежду на куклу; закреплять название одежды.

Чтение стихотворения Е.Благининой «Малышок – голышок».

НОД. Продуктивная деятельность. Рисование. «Платье для куклы Наташи»

Март третья неделя

Ситуативная беседа «Почему опасно не мыть руки с мылом».

Цель: привитие аккуратности, КГН, развивать мышление, логику, учить делать выводы из прочитанного.

 Просмотр мультфильма «Моем руки. Лучшие друзья».

НОД Продуктивная деятельность. Лепка

«Вылипим мыло для Хрюши»

Март четвертая неделя

 Ситуативная беседа "Как вести себя за столом"  Цель: формирование столового этикета.

Чтение стихотворения  Е.Благининой «Обедать»!

Апрель первая неделя

Беседы:  «Учись есть не спеша и аккуратно», «Не болтай за столом».

Цель: Закрепить умение  правильно вести себя за столом, кушать самостоятельно, аккуратно, пользоваться салфеткой после еды.

 Экспериментальная деятельность «Безцветная и разноцветная водичка».

Рисование: «Ладошки».

Цель: закрепление КГН, продолжать учить рисовать пальчиком, учить сравнивать.

Апрель вторая неделя

 Чтение и разучивание потешки «Ладушки, ладушки…»

 Цель: прививать стремление к ЗОЖ, развивать КГН, развитие памяти,речи.

НОД тема : «Водичка, водичка».

Цель: учить детей КГН, обогащать словарный запас, активизировать в речи детей слова, обозначающие действия.

Апрель третья неделя

Практическое упражнение «Аккуратные зайчата».

Рассказывание стихотворения Г.Лагздынь «Аккуратные зайчата».

 Цель: продолжать учить детей аккуратно мыть руки, насухо вытирать их, развивать речь и мышление.

Игра-ситуация: «Почему у кукол грязное полотенце?»

Цель: продолжать учить детей мыть тщательно руки, учить делать выводы из поставленных ситуаций.

Апрель  четвертая неделя

 Д/и. «Приключение мыльного пузыря».

 Цель: расширение кругозора детей (показать качества мыла), доставить радость детям от пускания мыльных пузырей.

Игры забавы с мыльными пузырями «Лови мыльные пузыри»

 Дид. упр.: «Как мы моем ручки и вытираем их».

Цель: закрепление навыка мытья рук.

Май  первая неделя

Чтение К. Чуковского «Мойдодыр».

 Разучивание строк из рассказа: «Надо, надо умываться…».

Цель: развитие памяти, мышление, учить делать выводы из прочитанного.

 Просмотр мультфильма «Мойдодыр».

Май  вторая неделя

  Развлечение  «Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое!..»

Май  третья неделя

Итоги проекта:

В процессе работы дети самостоятельно научились мыть руки, умываться, насухо вытирать руки личным полотенцем. Большинство детей научились держать ложку правильно, есть самостоятельно или при небольшой помощи взрослых. Также постепенно дети учатся самостоятельно пользоваться предметами личной гигиены – носовым платком, полотенцем, туалетом.

Дети постепенно усваивают порядок одевания и раздевания. Повысилась заинтересованность родителей в вопросах воспитания у детей культурно – гигиенических навыков.

Литература.

1.Винникова Г.И. Занятия с детьми 2 – 3 лет: социальное развитие, окружающий мир.- Москва: ТЦ Сфера,2009.

2.Смирнова Л.Н. Развитие речи у детей 2 – 3 лет.- Москва: Мозаика – синтез, 2007.

3.Хомякова Е.Е. Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста. – Санкт – Петербург: Детство – пресс,2010.

4.Карпухина Н.А. Программная разработка образовательных областей «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Физическая культура» в первой младшей группе детского сада. – Воронеж ООО «Учитель», 2013 -160с.

5. Использование интернет ресурсов.

План работы по формированию К.Г.Н.

Содержание работы

Срок исполнения

Ситуативная беседа "Как вести себя за столом"  Цель: формирование столового этикета.

Чтение стихотворения  Е.Благининой «Обедать»!

Октябрь  

Прил.№1

Д/и. "Подбери предметы личной гигиены"  Цель: учить детей находить предметы по просьбе воспитателя.

Ноябрь первая  неделя

Прил.№2

Д/и. «Умоем куклу». Цель:  перенести полученные навыки умывания в игровые действия; закрепить последовательность умывания.

Чтение стихотворения С.Капутикян «Хлюп – хлюп».

Ноябрь  вторая неделя

[1,c.6]

Д/и. «Кукла в гостях у детей».

Цель: учить детей называть столовые предметы, предметы личной гигиены. Активизировать речь детей. Закреплять умение общаться друг с другом.

Ноябрь третья неделя

[1,с.28]

Д/и. "Купаем куклу". Цель: учить детей пользоваться индивидуальными предметами личной гигиены.

Разучивание потешки: " Водичка - водичка"

Декабрь первая неделя

[1,c.8]

Д/и. «Мишка пьет горячий чай»  Цель: учить правильно ставить  посуду на стол, произносить слова обозначающие действия».   (последовательность)

 Декабрь вторая неделя

[ 4,c.27]

Чтение стихов о культурно - гигиенических навыках.

Ежедневно

Рассматривание картины: «Мы купаем куклу Таню». Цель: учить детей правильно называть предметы личной гигиены. Активизировать речь детей.

Чтение стихотворения С.Капутикян «Мама взяла мыло».

Декабрь третья неделя

[1,с.7]

Д/и. «Помоги Танечке ». Цель: отрабатывать навык последовательности  одевания на прогулку.

Январь вторая неделя  

[4, с.78]

Ситуативная беседа: " Как правильно вести себя за столом" – ОБЖ.

Ежедневно

Д/и. " Накормим куклу Машу". Цель: закрепить полученные навыки поведения за столом.

Чтение стихотворения  И.Храмова «Ложка -труженик простой».

Январь третья неделя

[1,с.13]

Беседа с детьми: « Поможем кукле стать опрятной». Цель: закрепить культурно- гигиенические навыки, воспитывать желание быть опрятными.

Январь четвертая неделя

[4,с.31]

Д/и. «Накроем стол к чаю». Цель: Закрепить название посуды и правила сервировки стола.

Февраль первая неделя

[3,с.53]

Чтение сказки:  «Три медведя». Цель: закрепить название посуды, правила поведения за столом.

Февраль вторая неделя

[2,c.62]

Д/и. «Расти, коса, до пояса».Цель: учить пользоваться расчёской, как индивидуальным предметом. Развивать предпосылки к сюжетно ролевой игре.

Февраль третья неделя

[1,с.31]

 Д/и. «Маша обедает»                (Чтение  стихотворения  С.Капутикян «Маша обедает»).

 Цель: приобщать детей к элементарным нормам и правилам поведения за столом ; закрепить название и назначение предметов посуды; воспитывать навыки гостеприимства , учить красиво накрывать на стол.

Март первая неделя

Прил №3

Д/и. «Кукла Оля обедает».

 Цель: закреплять представление об использовании предметов посуды; формировать обобщенное понятие посуда.

Март вторая неделя

[1,c.11]

Итоговое занятие: «Оденем куклу Машу на прогулку».

Цель: учить последовательно надевать одежду на куклу; закреплять название одежды.

Чтение стихотворения Е.Благининой «Малышок – голышок».

Март третья неделя

[1,c.16]

Приложение.

1.

        Ситуативная беседа: «Как вести себя за столом?»

Хотя бы следуй этим  правилам:

1.Жуй с закрытым ртом, не говори с набитым ртом.

Да, до сих пор есть такая проблема. Некоторые люди  жуют, не закрывая рта и демонстрируя его содержимое окружающим. Если тебе нужно что-то сказать, сначала проглоти то, что у тебя во рту. Чтобы всегда быть готовым к разговору, не набивай рот, пускай в нем будет совсем немного пищи — буквально на один укус. Твоя еда никуда от тебя не убежит.

2.Подноси еду ко рту, а не рот к еде.

Не наклоняйся к ложке, а уж тем более к тарелке, нагребая в рот еду, почти как совком.  Сиди прямо, не нагребай в ложку  слишком много еды и подноси ложку прямо ко рту. И никогда не пей из суповой чашки.

3.Говори «спасибо», «пожалуйста» и «извините».

Эти маленькие слова по-настоящему волшебные и пользоваться ими нужно всегда.

2.

Дидактическая игра «Подбери предметы личной гигиены».

 Задача: "  Учить детей находить предметы по просьбе воспитателя. Закреплять знания о предметах личной гигиены.

 Ход игры: на столе у воспитателя лежат предметы личной гигиены. Воспитатель показывает предмет личной гигиены, каждый ребенок должен показать картинку с таким же предметом личной гигиены, подумать и сказать, почему ему нужен именно этот предмет, и объяснить, для чего он нужен.

 3.

Дидиктическая игра «Маша обедает».

(чтение стихотворения С.Капутикян «Маша обедает» )

Цели и задачи: приобщать детей к элементарным нормам и правилам поведения за столом, закрепить название и назначение предметов посуды, воспитывать навыки гостеприимства , учить красиво накрывать на стол.

Материалы: ( игрушки собачки, кошечки, курочки, игрушечная чайная посуда; муляжи конфет, сушек; миска, блюдечко, глубокая тарелка, салфетки, скатерть, чайник, посуда для чаепития.)

ХОД  ЗАНЯТИЯ.

Воспитатель:

– Здравствуйте, ребята. Сейчас  я вам  прочитаю  стихотворение « Маша обедает».

Час обеда подошел,

Села Машенька за стол.

Машенька:

Все успела сделать я,

Вот идут мои друзья.

Собачка: Гав, гав, гав!

Машенька: Кто это к нам?

Собачка: Гав, гав, гав!

Машенька: Кто это там?

Собачка:

– Это я, ваш верный пёс,

Ваш Арапка – чёрный нос.

День и ночь

Я дом стерёг,

Наработался, продрог.

Не пора ли обедать?

Машенька:

Добро пожаловать, Арапка,

Иди к столу, но вымой лапки»

(Арапка имитирует умывание).

Кошечка: Мяу-мяу!..

Машенька:

Кто ж теперь,

К нам царапается в дверь?

Кошечка:

– Это ваша кошка Мурка.

Мурка – серенькая шкурка.

Я ваш погреб стерегла,

Всех мышей перевела,

Крыс прогнала из подвала,

Наработалась, устала.

Не пора ли обедать?

Машенька:

– Заходи-ка, кошка Мурка,

Причеши-ка свою шкурку!

(Мурка имитирует причесывание).

Курочка: Куд-куда,  куд-куда!..

Машенька: Кто ещё спешит сюда?

Курочка:

– Ваша курочка рябая,

Я к вам прямо из сарая.

Я не ела, не пила.

Я яичко вам снесла.

Не пора ли обедать?

Машенька:

– Заходи к нам не стесняйся,

Да  почище  умывайся!

(Курочка имитирует умывание).

Машенька:

Никому отказа нет,

Подам я каждому обед:

Собачке – в миске,

В блюдечке – киске,

Курочке-несушке –

Пшена в черепушке,

А Машеньке – в тарелке.

В глубокой, не мелкой.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось стихотворение? («Машенька обедает»).

Скажите, что Маша предложила сделать курочке прежде, чем сесть за стол? А вы всегда садитесь за стол с чистыми руками?

(ответы детей, воспитатель помогает детям).

Воспитатель читает:

 Хлюп-хлюп ручками,

Полон мыла таз.

Ты не трогай, Машенька,

Мыльной ручкой глаз.

А водичка булькает,

А водичка пенится.

Машенька помоется,

Причешется, оденется.

 (Раздается громкий стук в дверь, заходит кукла)

Кукла: Здравствуйте, ребята! Я пришла к вам в гости, правда, меня никто не приглашал. Я вижу, у вас здесь много вкусного, как раз все, что я люблю: конфеты, пряники, баранки. А я сейчас ужасно голодная!

(Начинает хватать со стола еду грязными руками, сметает со стола крошки, облизывает пальцы, вытирает рот рукавом).

Воспитатель: Ребята посмотрите, кукла  совершенно не умеет вести себя за столом.  Давайте ей расскажем, как правильно вести себя за столом.

Кукла: А что я сделала  неправильно?

Воспитатель:  во-первых, ты должна  обязательно мыть руки перед едой, и приходить в гости умытой и опрятной. Наши ребята знают про это потешку.  Хочешь, мы тебя научим? Делай вместе с нами:

Зайка начал умываться 
Видно в гости он собрался 
Вымыл ротик  (показываем рукой)
Вымыл носик  (показываем рукой)
Вымыл ухо (показываем руками)

Вот и сухо

Ладушки, ладушки,(эмметируем мытье рук)
С мылом моем лапушки.
Чистые ладошки,(роказываем ладошки, хлопаем)
Вот вам хлеб и ложки

Воспитатель: ты теперь поняла, что за стол нужно садиться чистой?

 Ребята, давайте расскажем кукле, какие правила поведения за столом она  должна знать.

За столом сиди ровней,

Не клади на стол локтей,

И к тарелке с супом низко

Не склоняйся, словно киска!

Кушать нужно аккуратно.

Аккуратно кушай хлеб -
Это кухня, а не хлев.
Не вертись юлой на стуле,
Головой не лезь в кастрюлю.
Супчик кушай аккуратно,
Не выплевывай обратно.
Пей чаек, не проливая!
Что за лужица большая?
Что за грохот? Что упало?
Маша за столом мечтала.
Не корми котлетой кошку,
А сама поешь немножко.
Вытирай салфеткой рот
И не капай на живот.
Ложкой ешь кисель и кашу,
Суп, пюре и простоквашу.
Вилкой можно брать картошку,
Мясо, рис... Не надо ложкой!
Ручкой можно брать пирог,

Глазированный сырок.
И скажи спасибо всем,
У кого ты пищу ел. 

Кукла: Спасибо, что подсказали. Что – то я засиделась, пора домой.

До свидания.

Приложение

I. Беседа  «Почему надо  мыть руки с мылом ».

Цель: Формирование представлений о гигиенических основах безопасности жизнедеятельности.

Задачи:

- Совершенствовать представления детей о значении гигиенических процедур (мытье рук).

- Развивать умение самостоятельно замечать необходимость мытья рук.

- Прививать потребность вести здоровый образ жизни.

Ход беседы:

   Ребята, каждый день, и дома и в детском саду, приходя с прогулки и после туалета, после игр и перед едой вам говорят одно и то же — «Не забудь помыть руки!

   А вы как думаете, ребята, надо ли мыть руки? (ответы детей)

   Внимательно посмотрите на свои руки. Вы видите микробов?  Нет. Почему?

 Потому что  микробы очень маленькие и их нельзя увидеть без специальных увеличительных приборов, их можно разглядеть только под микроскопом.

— А кто же они такие, эти микробы? (варианты ответов детей)

В глубоком, чёрном подземелье

Микробы страшные живут,

И терпеливо днём и ночью,

Они детей не мытых ждут.

С не мытых рук пролезет в рот

Противный, маленький микроб.

Пролезет тихо, как шпион,

И натворит такого он…

… Но только не надо бояться,

Надо сопротивляться!

Ведь эта страшная сила

Боится простого… .

Мыла!  

   Микробы живут везде: в воздухе, в воде, на руках, продуктах, шерсти животных и игрушках и других предметах.

   Микробы -- это очень маленькие существа, их нельзя разглядеть без микроскопа.

   Микробы бывают полезные и вредные (полезные помогают, а вредные вызывают болезни).

   Чтобы не заболеть,  надо обязательно мыть овощи и фрукты, не грызть ногти и чаще мыть руки, особенно перед едой.

    Ребята, кто знает, чем опасны вредные микробы?

Вредные микробы, попадая внутрь организма вместе с пищей, начинают очень быстро вредить ему. В результате у человека начинает болеть живот, начинается тошнота и рвота, может подняться температура и человек попадает в больницу.

    А чтобы  избавиться от вредных микробов надо всегда мыть руки с мылом!

 II.  Настольная игра  «Моем руки»

В игре используются картинки алгоритма умывания. Цель игры: собрать картинки в правильной последовательности.

Потешки:

1. Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!

2. Водичка, водичка,

Умой, Насте личико

Настя кушала кашку

Испачкала мордашку

3.Ручки мыли,

Щёчки мыли,

Носик мыли.

Все помыли!

И теперь мы чистые,

Зайчики пушистые.

4. Кран откройся, нос умойся,

Глаз купайся, грязь смывайся.

5. Тра-та-та, тра-та-та

Где там прячется вода?

Выходи, водица,                                          

Мы хотим умыться. 

6. Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Деткам улыбаемся.

   Знаем, знаем, да-да-да,

   Где ты прячешься, вода!

   Выходи, водица,

   Мы пришли умыться!

7. Каждый день я мою мыло
Кипяченою водой.
Мойся, мыло, не ленись,
Не выскальзывай, не злись! (мылим ручки)
Вот оно и не упало,
Нам не мыть его сначала! (если не упало )
Ах, опять оно упало,

Будем мыть его сначала.

8. Эта хорошая девочка.

Её зовут Маша.

А это её тарелочка

А в тарелочке…

Нет не каша, нет не каша.

Села Маша, съела кашу,

Всю сколько дали.

Пальчиковые игры:

Ах, вода, вода, вода!                         (ритмично потирать ладошки,

Будем чистыми всегда!                      имитируя мытье рук

Брызги – вправо, брызги – влево     пальцы сжать в кулачок, затем с силой

Мокрым стало наше тело!                 выпрямить пальчики, как бы стряхиваем                                      

                                                              водичку

Полотенчиком пушистым                 энергичные движения имитируют

Вытрем ручки очень быстро            поочерёдное вытирание каждой руки

                                                             полотенцем).

Вымыли мы ручки, вымыли мы ножки,        (имитация мытья рук

Поиграли в ладушки, ладушки-ладошки!     хлопки в ладоши

Во дворе цыплятам накрошили крошек,      «крошим»  хлеб

Поиграли снова в ладушки-ладошки!           хлопки в ладоши

Гладили котёнка, чистыми ладошками        одной  рукой поглаживаем другую

С ним мы поиграли в ладушки-ладошки      хлопки в ладоши

Улеглись ладошки - прямо на дорожку…      руки положили на колени

Как они устали ладушки-ладошки                поглаживание  рук).

III. НОД  «Помоем кукле Кате руки»

Цель занятия:

-- Обогатить и активизировать словарь.

-- Учить детей мыть руки, выполняя последовательную цепочку действий.

-- Побуждать к речевому сопровождению действий.

Активизировать словарь: мыло, полотенце, вода, течет, мыться.

Материалы: тазики, полотенца, мыло, куклы для детей и взрослого

Ход занятия:

  Ребята, к нам в гости пришла кукла Катя. Поздоровайтесь с Катей. (ребята здороваются).

 Читает отрывок из стихотворения А. Барто:

Ах ты, девочка чумазая,

Где ты руки так измазала?

Черные ладошки,

На локтях – дорожки.

- Посмотрите, ребята, какие у Кати  грязные руки. Что же нам делать?  (Надо помыть кукле руки).

-  Для того, чтобы помыть кукле руки, нам понадобится таз, мыло, полотенце.

Дети рассматривают необходимые предметы и с помощью взрослого называют их: таз, мыло, полотенце.

 -- Ребята, что это? (показываю мыло). Мыло.

 --  Правильно!

 --  А для чего оно нам нужно?  (Чтобы руки были чистые).

 --  А для чего нам нужен таз?  (Чтобы налить воду).

 --  А для чего нам нужно полотенце?  (Чтобы вытирать руки)

 Для того чтобы вымыть руки надо сначала закатать рукава. (Показываю и рассказываю  последовательную цепочку действий). Теперь нужно намочить руки куклы в тазике. Потом нам нужно намылить руки куклы мылом. Теперь мы сполоснем мыльные руки в воде. Руки кукле мы вымыли. А теперь мы вытираем руки полотенцем.

 

   Сегодня мы с вами вымыли руки кукле Кате. А зачем мы моем  руки?  (Чтоб не болел животик).

   Молодцы ребята!  Кукла Катя  вам говорит  спасибо.  Теперь она всегда будет мыть руки с мылом.

1V. НОД «Будем чистыми всегда»

Цель:

-- Усвоение элементарных знаний о навыках здорового образа жизни.

Задачи:

-- Закреплять у детей привычку мыть руки с мылом.

-- Знать предметы личной гигиены (полотенце) и его местонахождение.

-- Проявлять потребность к чистоте и опрятности.

Ход занятия:

Доброе утро ребята! Какое у нас настроение?

Вы готовы, глазки? (поглаживают веки глаз)

Да! (смотрят в «бинокль»)

Вы готовы, ушки?

Да! (прикладывают ладони к ушам, поглаживая их)

Вы готовы, ручки?

Да! (хлопают в ладоши)

Вы готовы, ножки?

Да! (поглаживают ноги, притопывают)

Вы готовы?

Да! (разводят руки в стороны и обнимают себя)

   Воспитатель обращает внимание детей на грязное полотенце и говорит:

        «Кто не моет руки с мылом?

          От среды и до среды

          На мохнатом полотенце

          Отпечатаны следы»

--  Ребята, покажите все свои руки, я посмотрю на того грязнулю, который испачкал полотенце. У вас руки чистые. Давайте поищем того, кто испачкал полотенце.

    В сторонке сидит мишка (игрушка).

--  Так вот же он! Но ругать мы его не будем, а научим мыться с мылом.

     Сначала отгадайте загадку.

                Если руки наши в ваксе,

                Если на нос сели кляксы,

                Кто тогда нам первый друг, 

                Снимет грязь с лица и рук? (вода)

-- А с водой вы дружите? Для чего нужна вода? ( умываться, пить, мыть посуду, полы, поливать цветы, готовить еду,  стирать).

   Пальчиковая гимнастика «Ах, вода, вода, вода…»

   

   Теперь отгадайте следующую загадку:

              «Белое, душистое, моет ручки чисто». (Мыло)

--  Правильно, это мыло!  Какое мыло? (душистое, белое)

.-- Для чего нужно мыло?  (мыть руки, лицо, шею и все тело, чтобы быть чистым, здоровым, не болеть, смывать грязь, уничтожать микробы).

  У нас есть вода, мыло. Чего ещё не хватает?

                  « И махровое, и гладкое бывает.
                 Кто помылся, тот о нем не забывает:
                 Взрослого, младенца
                 Вытрет … ( полотенце)».
 

--Ребята, а где мы умываемся? ( в умывальной комнате).

   Мишка, а ты умеешь умываться? (Мишка лапой трет глаза и нос)

   Нет Мишенька, не так надо умываться. Наши ребята сейчас покажут тебе как надо.

   Сначала мы  закатываем рукава. (Дети закатывают рукава)

   Открываем кран, чтобы вода бежала тоненькой струйкой. А почему тоненькой струйкой?  (чтобы вода не брызгала во все стороны). Подставляем руки под струю, намочим ладошки. Возьмём мыло и намылим ладошки до белой перчатки, круговыми растирающими движениями. После этого смываем мыло.  Отжимаем руки, чтобы вода не стекала на пол, возьмём своё полотенце, насухо вытерем  руки, повесим полотенце на место и закроем кран.

   Видишь, Мишутка, наши дети всё знают и умеют.

   А ты запомнил, как надо умываться?

Мишка показывает весь процесс мытья рук и вытирания

Мишутка, молодец! Ты все сделал правильно, и теперь стал таким же  чистым как наши дети!

       Надо, надо умываться

       По утрам и вечерам

       А нечистым

       Трубочистам –

       Стыд и срам!

       Стыд и срам!

   Мы сегодня с вами научили Мишку  правильно мыть руки и не пачкать полотенце, Постараться самим  быть всегда аккуратными  и  чистыми.

Приложение.

1.

        Ситуативная беседа: «Как вести себя за столом?»

Хотя бы следуй этим  правилам:

1.Жуй с закрытым ртом, не говори с набитым ртом.

Да, до сих пор есть такая проблема. Некоторые люди  жуют, не закрывая рта и демонстрируя его содержимое окружающим. Если тебе нужно что-то сказать, сначала проглоти то, что у тебя во рту. Чтобы всегда быть готовым к разговору, не набивай рот, пускай в нем будет совсем немного пищи — буквально на один укус. Твоя еда никуда от тебя не убежит.

2.Подноси еду ко рту, а не рот к еде.

Не наклоняйся к ложке, а уж тем более к тарелке, нагребая в рот еду, почти как совком.  Сиди прямо, не нагребай в ложку  слишком много еды и подноси ложку прямо ко рту. И никогда не пей из суповой чашки.

3.Говори «спасибо», «пожалуйста» и «извините».

Эти маленькие слова по-настоящему волшебные и пользоваться ими нужно всегда.

2.

Дидактическая игра «Подбери предметы личной гигиены».

 Задача: "  Учить детей находить предметы по просьбе воспитателя. Закреплять знания о предметах личной гигиены.

 Ход игры: на столе у воспитателя лежат предметы личной гигиены. Воспитатель показывает предмет личной гигиены, каждый ребенок должен показать картинку с таким же предметом личной гигиены, подумать и сказать, почему ему нужен именно этот предмет, и объяснить, для чего он нужен.

 3.

Дидиктическая игра «Маша обедает».

(чтение стихотворения С.Капутикян «Маша обедает» )

Цели и задачи: приобщать детей к элементарным нормам и правилам поведения за столом, закрепить название и назначение предметов посуды, воспитывать навыки гостеприимства , учить красиво накрывать на стол.

Материалы: ( игрушки собачки, кошечки, курочки, игрушечная чайная посуда; муляжи конфет, сушек; миска, блюдечко, глубокая тарелка, салфетки, скатерть, чайник, посуда для чаепития.)

ХОД  ЗАНЯТИЯ.

Воспитатель:

– Здравствуйте, ребята. Сейчас  я вам  прочитаю  стихотворение « Маша обедает».

Час обеда подошел,

Села Машенька за стол.

Машенька:

Все успела сделать я,

Вот идут мои друзья.

Собачка: Гав, гав, гав!

Машенька: Кто это к нам?

Собачка: Гав, гав, гав!

Машенька: Кто это там?

Собачка:

– Это я, ваш верный пёс,

Ваш Арапка – чёрный нос.

День и ночь

Я дом стерёг,

Наработался, продрог.

Не пора ли обедать?

Машенька:

Добро пожаловать, Арапка,

Иди к столу, но вымой лапки»

(Арапка имитирует умывание).

Кошечка: Мяу-мяу!..

Машенька:

Кто ж теперь,

К нам царапается в дверь?

Кошечка:

– Это ваша кошка Мурка.

Мурка – серенькая шкурка.

Я ваш погреб стерегла,

Всех мышей перевела,

Крыс прогнала из подвала,

Наработалась, устала.

Не пора ли обедать?

Машенька:

– Заходи-ка, кошка Мурка,

Причеши-ка свою шкурку!

(Мурка имитирует причесывание).

Курочка: Куд-куда,  куд-куда!..

Машенька: Кто ещё спешит сюда?

Курочка:

– Ваша курочка рябая,

Я к вам прямо из сарая.

Я не ела, не пила.

Я яичко вам снесла.

Не пора ли обедать?

Машенька:

– Заходи к нам не стесняйся,

Да  почище  умывайся!

(Курочка имитирует умывание).

Машенька:

Никому отказа нет,

Подам я каждому обед:

Собачке – в миске,

В блюдечке – киске,

Курочке-несушке –

Пшена в черепушке,

А Машеньке – в тарелке.

В глубокой, не мелкой.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось стихотворение? («Машенька обедает»).

Скажите, что Маша предложила сделать курочке прежде, чем сесть за стол? А вы всегда садитесь за стол с чистыми руками?

(ответы детей, воспитатель помогает детям).

Воспитатель читает:

 Хлюп-хлюп ручками,

Полон мыла таз.

Ты не трогай, Машенька,

Мыльной ручкой глаз.

А водичка булькает,

А водичка пенится.

Машенька помоется,

Причешется, оденется.

 (Раздается громкий стук в дверь, заходит кукла)

Кукла: Здравствуйте, ребята! Я пришла к вам в гости, правда, меня никто не приглашал. Я вижу, у вас здесь много вкусного, как раз все, что я люблю: конфеты, пряники, баранки. А я сейчас ужасно голодная!

(Начинает хватать со стола еду грязными руками, сметает со стола крошки, облизывает пальцы, вытирает рот рукавом).

Воспитатель: Ребята посмотрите, кукла  совершенно не умеет вести себя за столом.  Давайте ей расскажем, как правильно вести себя за столом.

Кукла: А что я сделала  неправильно?

Воспитатель:  во-первых, ты должна  обязательно мыть руки перед едой, и приходить в гости умытой и опрятной. Наши ребята знают про это потешку.  Хочешь, мы тебя научим? Делай вместе с нами:

Зайка начал умываться 
Видно в гости он собрался 
Вымыл ротик  (показываем рукой)
Вымыл носик  (показываем рукой)
Вымыл ухо (показываем руками)

Вот и сухо

Ладушки, ладушки,(эмметируем мытье рук)
С мылом моем лапушки.
Чистые ладошки,(роказываем ладошки, хлопаем)
Вот вам хлеб и ложки

Воспитатель: ты теперь поняла, что за стол нужно садиться чистой?

 Ребята, давайте расскажем кукле, какие правила поведения за столом она  должна знать.

За столом сиди ровней,

Не клади на стол локтей,

И к тарелке с супом низко

Не склоняйся, словно киска!

Кушать нужно аккуратно.

Аккуратно кушай хлеб -
Это кухня, а не хлев.
Не вертись юлой на стуле,
Головой не лезь в кастрюлю.
Супчик кушай аккуратно,
Не выплевывай обратно.
Пей чаек, не проливая!
Что за лужица большая?
Что за грохот? Что упало?
Маша за столом мечтала.
Не корми котлетой кошку,
А сама поешь немножко.
Вытирай салфеткой рот
И не капай на живот.
Ложкой ешь кисель и кашу,
Суп, пюре и простоквашу.
Вилкой можно брать картошку,
Мясо, рис... Не надо ложкой!
Ручкой можно брать пирог,

Глазированный сырок.
И скажи спасибо всем,
У кого ты пищу ел. 

Кукла: Спасибо, что подсказали. Что – то я засиделась, пора домой.

До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познание.Привитие детям культурно гигиенических навыков "Здоровые зубки"

Познание. Привитие детям культурно гигиенических навыков "Здоровые зубки"...

Проект для первой младшей группы детского сада «Привитие детям культурно – гигиенических навыков».

Проект для первой младшей группы детского сада«Привитие детям культурно – гигиенических навыков»....

Проект Тема:"Привитие детям культурно- гигиенических навыков"1 мл. гр.Руководитель проекта: Шляхина Е.К. воспитатель МБДОУ Детский сад "Аленка"

Цель проекта: Формирование культурно- гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности....

Консультация для родителей "Привитие детям культурно-гигиенических навыков"

В консультации представлена информация для родителей  какие гигиенические навыки следует прививать детям  в семье и дошкольных учреждениях, какое большое значение имеют они для здоровья ребё...

Презентация "Привитие детям культурно – гигиенических навыков"

Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обувипродиктована не только требованиями гигиены...

Проект "Привитие детям культурно-гигиенических навыков"

Формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через различные виды детской деятельности....