картотеки
картотека (старшая группа)

Дорофеева Елена Иосифовна

Предварительный просмотр:

                      «Гимнастика для глаз» в стихах

                        ***

«Глазкам нужно отдохнуть.»  (Ребята закрывают глаза)

«Нужно глубоко вздохнуть.»  (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)

«Глаза по кругу побегут.» (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)

«Много-много раз моргнут» (Частое моргание глазами)

«Глазкам стало хорошо.» (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

«Увидят мои глазки все!» (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

      «Бабочка»

Спал цветок

(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)

И вдруг проснулся,

(Поморгать глазами.)

Больше спать не захотел,

(Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)

Встрепенулся, потянулся,

(Руки согнуты в стороны (выдох).

Взвился вверх и полетел.

(Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево)

«Мостик»

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса

(Закрывают оба глаза)

Наши глазки отдыхают, упражненья выполняют

(Продолжают стоять с закрытыми глазами)

А теперь мы их откроем, через речку мост построим.

(Открывают глаза, взглядом рисуют мост)

Нарисуем букву «О», получается легко

(Глазами рисуют букву «О»)

Вверх поднимем, глянем вниз

(Глаза поднимают вверх, опускают вниз)

Вправо, влево повернем

 (Глазами двигают вправо-влево)

Заниматься вновь начнем.

(Глазами смотрят вверх-вниз)

«Стрекоза»

Вот какая стрекоза- как горошины глаза.

(Пальцами делают очки.)

Влево- вправо, назад- вперед-

(Глазами смотрят вправо- влево.)

Ну, совсем как вертолет.

(Круговые движения глаз)

Мы летаем высоко.

(Смотрят вверх.)

Мы летаем низко.

(Смотрят вниз.)

Мы летаем далеко.

(Смотрят вперед.)

Мы летаем близко.

(Смотрят вниз.)

«Ветер»

Ветер дует нам в лицо.

(Часто моргают веками.)

Закачалось деревцо.

(Не поворачивая головы, смотрят вправо- влево.)

Ветер тише, тише, тише…

(Медленно приседают, опуская глаза вниз.)

Деревца все выше, выше!

(Встают и глаза поднимают вверх.)

«Белка»

Белка дятла поджидала,

(Резко перемещают взгляд вправо- влево.)

Гостя вкусно угощала.

Ну-ка дятел посмотри!

(Смотрят вверх-вниз.)

Вот орехи — раз, два, три.

Пообедал дятел с белкой

(Моргают глазками.)

И пошел играть в горелки.

(Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем).

  «Теремок»

Терем- терем- теремок!

(Движение глазами вправо- влево.)

Он не низок, не высок,

(Движение глазами вверх- вниз.)

Наверху петух сидит,

Кукареку он кричит.

(Моргают глазами.)

«Заяц»

Вверх морковку подними, на нее ты посмотри.

(Смотрят вверх.)

Только глазками смотри: вверх-вниз, вправо-влево.

(Глазами смотрят вверх-вниз, вправо-влево.)

Ай-да заинька, умелый! Глазками моргает.

(Моргают глазками.)

Глазки закрывает.

(Глазки закрывают.)

Зайчики морковки взяли, с ними весело плясали.

(Прыгаем, как зайчики ).

«Дождик»

Дождик, дождик, пуще лей.

(Смотрят вверх.)

Капель, капель не жалей.

(Смотрят вниз.)

Только нас не замочи.

(Делают круговые движения глазами.)

Зря в окошко не стучи.

«Кошка»

Вот окошко распахнулось,

(Разводят руки в стороны.)

Кошка вышла на карниз.

(Имитируют мягкую, грациозную походку кошки.)

Посмотрела кошка вверх.

(Смотрят вверх.)

Посмотрела кошка вниз.

(Смотрят вниз.)

Вот налево повернулась.

(Смотрят влево.)

Проводила взглядом мух.

(Взглядом проводят «муху» от левого плеча к правому.)

Потянулась, улыбнулась

И уселась на карниз.

(Дети приседают.)

Глаза вправо отвела,

Посмотрела на кота.

(Смотрят прямо.)

И закрыла их в мурчаньи.

(Закрывают глаза руками.)

«Кот»

Кот на солнышке сидит,

Глаз закрыт, другой закрыт

(закрыть по очереди оба глаза)

Кот играет в «Жмурки»

(крепко зажмуриться)

— С кем играешь, Васенька?

— Мяу, с солнцем красненьким!

(открыть оба глаза)

«Качели»

Есть качели на лугу:

Вверх-вниз, вверх-вниз

(посмотреть глазами вверх, вниз)

Я качаться побегу

Вверх-вниз, вверх-вниз

(посмотреть вверх, вниз)

«Лучик»

Лучик, лучик озорной,

Поиграй-ка ты со мной.

(Моргают глазками.)

Ну-ка лучик, повернись,

На глаза мне покажись.

(Делают круговые движения глазами.)

Взгляд я влево отведу,

Лучик солнца я найду.

(Отводят взгляд влево.)

Теперь вправо посмотрю,

Снова лучик я найду.

(Отводят взгляд вправо.)

«Отдыхалочка»

Мы играли, рисовали (выполняется действия, о которых идет речь)

Наши глазки так устали

Мы дадим им отдохнуть,

Их закроем на чуть — чуть.

А теперь их открываем

И немного поморгаем.

«Ночь»

Ночь. Темно на улице. (Выполняют действия, о которых идет речь)

Надо нам зажмурится.

Раз, два, три, четыре, пять

Можно глазки открывать.

Снова до пяти считаем,

Снова глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять

Открываем их опять.

(повторить 3 — 4 раза)

 «Прогулка в лесу»

Мы отправились гулять. Шагают на месте

Грибы — ягоды искать

Как прекрасен этот лес.

Полон разных он чудес.

Светит солнце в вышине, смотрят вверх

  Вот грибок растет на пне, смотрят вниз

  Дрозд на дереве сидит, смотрят вверх

  Ежик под кустом шуршит. смотрят вниз

  Слева ель растет — старушка, смотрят вправо

Справа сосенки — подружки. смотрят влево

  Где вы, ягоды, ау! повторяют движения глаз

Все равно я вас найду! влево — вправо, вверх — вниз.

             ***

Раз –налево, два – направо,

Три –наверх, четыре - вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируя мышцу глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

А теперь нажмем немного

Точки возле своих глаз.

Сил дадим им много-много,

Чтоб усилить в тыщу раз!

               ***

Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Вправо, влево, кругом, вниз,

Повторить ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза.

Видеть лучше будем сразу.

Глазки вправо, глазки влево,

И по кругу проведем.

Быстро – быстро поморгаем

И немножечко потрем.

                 ***

Посмотри на кончик носа

И в «межбровье» посмотри.

Круг, квадрат и треугольник

По три раза повтори.

Глазки закрываем,

Медленно вдыхаем.

А на выдохе опять

Глазки заставляй моргать.

А сейчас расслабились

На места отправились.

Автобус.

Мы в автобусе сидим,

Во все стороны глядим.

Глядим назад, глядим вперед,

А автобус не везет.

Внизу речка – глубоко,

Вверху птички – высоко.

Щётки по стеклу шуршат

Все капельки смести хотят.

Колёса закружились

Вперёд мы покатились.

               

Сова.

В лесу темно.

Все спят давно.

Только совушка -сова,

большая голова,

На суку сидит,

во все стороны глядит.

Вправо, влево, вверх и вниз,

Звери, птицы, эх, держись!

осмотрела все кругом –

за добычею бегом!

             

Часы

Тик-так, тик-так

Все часы идут вот так: тик-так, тик-так,

Налево раз, направо раз,

Мы тоже можем так,

Тик-так, тик-так.

            * * *

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из под ладошек.

И – направо! И еще

Через левое плечо!

 «Хомка»

Хомка - Хомка хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка рано встаёт

Глазки свои Хомка трет.

Поморгает – раз, два, три

Вдох и выдох. Посмотри

Далеко ручей бежит,

На носу комар пищит.

Смотрит Хомка выше, ниже,

Вправо, влево, дальше, ближе…

Осмотрел он все кругом

Прыг! и в норочку бегом!

«Жук»

(Дети садятся на пол, вытягивают ноги вперёд. Указательный палец правой руки — это жук. Дети поворачивают его вправо, влево, вверх, вниз, следуя тексту.)

К журавлю жук подлетел,

Зажужжал и запел «Ж-ж-ж. »

Вот он вправо полетел,

Каждый вправо посмотрел.

Вот он влево полетел,

Каждый влево посмотрел.

Жук на нос хочет сесть,

Не дадим ему присесть.

Жук наш приземлился,

Зажужжал и закружился. «Ж-ж-ж. »

Жук, вот правая ладошка,

Посиди на ней немножко.

Жук, вот левая ладошка,

Посиди на ней немножко.

(Дети вытягивают поочерёдно вперёд правую и левую руки, смотрят на ладошку; затем встают на ноги, тянутся вверх на носочках и хлопают в ладоши, медленно опуская руки.)

Жук наверх полетел

И на потолок присел.

На носочки мы привстали,

Но жука мы не достали.

Хлопнем дружно—

Хлоп-хлоп-хлоп,

Чтобы улететь он смог.

«Ж-ж-ж. »

"Дождик"

Капля первая упала - кап! (сверху пальцем показывают траекторию ее движения)

И вторая пробежала - кап!

Мы на небо посмотрели, (то же самое)

Капельки кап - кап запели,

Намочились лица.

Мы их вытирали. (вытирают лицо руками)

Туфли - посмотрите - (показывают вниз и смотрят)

Мокрыми стали.

Плечами дружно поведем (движения плечами)

И все капельки стряхнем.

От дождя убежим.

Под кусточком посидим. (приседают)

"Самолет"

Пролетает самолет, (смотрят вверх и водят пальцем за воображаемым самолетом)

С ним собрался я в полет,

Правое крыло отвел, (отводят руки по переменно и прослеживают взглядом)

Посмотрел.                                                                    

Левое крыло отвел,

Поглядел.

"Тишина"

Мы устали все чуть - чуть.

Предлагаю отдохнуть.

Отдыхайте наши уши

Тишину мы будем слушать.

И глаза мы закрываем,

И они пусть отдыхают.

В тишине представить море,

Свежий ветер на просторе.

За волной плывет волна,

А в округе тишина.

Наши глазки так устали,

Мы писали, рисовали,

Встанем дружно по порядку,

Сделаем для глаз зарядку.

Ночь. Темно на улице.

Надо нам зажмурится.

Раз, два, три, четыре, пять

Можно глазки открывать.

Снова до пяти считаем,

Снова глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять

Открываем их опять.

А теперь всем вместе нужно

Поморгать глазами дружно.

Вправо - влево посмотрите,

Вниз и вверх все поглядите.

Отдохнули? Хорошо.

Повторяем все еще.

“Цветы”

Наши алые цветы распускают лепестки (смотрим вверх) 

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет, (моргать быстро) 

Наши алые цветы закрывают лепестки, (закрывать глаза) 

Тихо засыпают, головой качают (смотреть по сторонам) .

«Ах, как долго мы писали»

Ах, как долго мы писали (Поморгать глазами.)

Глазки у ребят устали.

Посмотрите все в окно ( Посмотреть влево – вправо.)

Ах, как солнце высоко  (Посмотреть вверх.)

Мы глаза сейчас закроем  (Закрыть глаза ладошками.)

В классе радугу построим  (Посмотреть по дуге вверх )

Вверх по радуге пойдем (Вправо и вверх – влево.)

Вправо, влево повернём ( Поворачиваем вправо, влево)

А потом скатимся вниз (Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и

поморгать ими.)

“Весёлая неделька”

- Всю неделю по - порядку,

Глазки делают зарядку.

- В понедельник, как проснутся,

Глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву

И обратно в высоту.

(Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна.)

- Во вторник часики глаза,

Водят взгляд туда – сюда,

Ходят влево, ходят вправо

Не устанут никогда.

(Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна.)

- В среду в жмурки мы играем,

Крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем

Так игру мы продолжаем.

(Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки.)

- По четвергам мы смотрим вдаль,

На это времени не жаль,

Что вблизи и что вдали

Глазки рассмотреть должны.

(Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку.)

- В пятницу мы не зевали

Глаза по кругу побежали.

Остановка, и опять

В другую сторону бежать.

(Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх.)

- Хоть в субботу выходной,

Мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки,

Чтобы бегали зрачки.

(Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый.)

- В воскресенье будем спать,

А потом пойдём гулять,

Чтобы глазки закалялись

Нужно воздухом дышать.

(Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот.)

- Без гимнастики, друзья,

Нашим глазкам жить нельзя!

                      ***

В правую руку свой мячик возьми, (Взор следует за мячом)

Над головою его подними

И перед грудью его подержи.

К левой ступне не спеша положи.

За спину спрячь и затылка коснись.

Руку смени и другим улыбнись. (В какой руке у нас сейчас мяч)

Правого плечика мячик коснётся.

И ненадолго за спину вернётся.

С голени правой да к левой ступне,

Да на живот – не запутаться б мне.

                    ***

Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри!

(руки в стороны)

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

(поворот вправо)

Оглядимся величаво,

(поворот влево)

Поглядеть из под ладошек.

И направо, и еще

(поворот вправо)

Через левое плечо

(поворот влево)

Буквой “Л” расставим ноги

Точно руки в боки

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу!



Предварительный просмотр:

Игры на развитие слухового внимания

                                                Где позвонили?

Цель. Развитие слухового внимания, умения определить направление звука.

Оборудование. Звоночек (колокольчик, дудочка и т.п.).

Описание игры. Дети сидят в разных местах комнаты, в каждой группе какой-нибудь звучащий инструмент. Выбирается водящий. Ему предлагают закрыть глаза и угадать, где позвонили, и показать направление рукой. Если ребёнок правильно укажет направление, педагог говорит: «Пора» – и водящий открывает глаза. Тот, кто звонил, встаёт и показывает звоночек или дудочку. Если водящий укажет направление неправильно, он снова водит, пока не угадает.

                                           Скажи, что ты слышишь

Цель. Развитие слухового внимания. Накопление словаря и развитие фразовой речи.

Описание игры. Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали. Дети должны ответить целым предложением. Игру хорошо проводить на прогулке.

                                                    Тихо – громко!

Цель. Развитие слухового внимания, координации движений и чувства ритма.

Оборудование. Бубен, тамбурин.

Описание игры. Педагог стучит в бубен тихо, потом громко, и очень громко. Соответственно звучанию бубна дети выполняют движения: под тихий звук идут на носочках, под громкий – полным шагом, под более громкий – бегут. Кто ошибся, тот становится в конец колонны. Самые внимательные окажутся впереди.

 

                                                       Кто что услышит?

Цель. Развитие слухового внимания. Накопление словаря и развитие фразовой речи.

Оборудование. Ширма, разные звучащие предметы: звонок, трещотка, молоток, шарманка, бубен и т. д.

Описание игры. Педагог за ширмой стучит молотком, звонит в звонок и т. д., а дети должны отгадать, каким предметом произведён звук. Звуки должны быть ясные и контрастные.

                                          Продавец и покупатель

Цель. Развитие слухового внимания, словаря и фразовой речи.

Оборудование. Коробки с горохом и различной крупой.

Описание игры. Один ребенок – продавец. Перед ним коробки (затем число их можно увеличить до четырех-пяти), в каждой разный вид продуктов, например горох, пшено, мука и пр.  Покупатель входит в магазин, здоровается и просит отпустить ему крупу. Продавец предлагает найти ее. Покупатель должен по слуху определить, в какой коробке нужна ему крупа или другой требуемый товар. Педагог, предварительно познакомив детей с продуктами, помещает их в коробку, встряхивает каждую и дает возможность детям прислушаться к издаваемому каждым продуктом звуку.

 

                                              Найди игрушку

Цель. Развитие слухового внимания и координации движений.

Оборудование. Небольшая яркая игрушка или кукла.

Описание игры. Дети сидят полукругом. Педагог показывает игрушку, которую они будут прятать. Водящий ребёнок или уходит из комнаты, или отходит в сторону и отворачивается, а в это время педагог прячет у кого-нибудь из детей за спиной игрушку. По сигналу «Пора» водящий идёт к детям, которые тихо хлопают в ладоши. По мере того как водящий приближается к ребёнку, у которого спрятана игрушка, дети хлопают громче, если отдаляется, хлопки стихают. По силе звука ребёнок отгадывает к кому он должен подойти. После того как найдена игрушка, водящим назначается другой ребёнок.

                                               Часовой

Цель. Развитие слухового внимания и ориентации в пространстве.

Оборудование. Повязки для глаз.

Описание игры. Посредине площадки чертят круг. В середине круга ребёнок с завязанными глазами (часовой). Все дети  с одного конца площадки должны пробраться тихонько через круг на другой конец. Часовой слушает. Если услышит шорох, кричит: «Стой!». Все останавливаются. Часовой идёт на звук и старается отыскать, кто шумел. Найденный выходит из игры. Игра продолжается дальше. После того как будут пойманы четыре – шесть детей, выбирается новый часовой, и игра начинается сначала.

                                               Где звенит?

Цель. Развитие слухового внимания и ориентации в пространстве.

Оборудование. Колокольчик или погремушка.

Описание игры. Педагог дает одному ребенку колокольчик или погремушку, а остальным детям предлагает отвернуться и не смотреть, куда спрячется их товарищ. Получивший колокольчик прячется где-либо в комнате или выходит за дверь и звонит. Дети по направлению звука отыскивают товарища.

 

                                         Где постучали?

Цель. Развитие слухового внимания и ориентации в пространстве.

Оборудование. Палочка, стульчики, повязки.

Описание игры. Все дети сидят в кругу на стульчиках. Один (водящий) выходит в середину круга, ему завязывают глаза. Педагог обходит весь круг за спинами детей и кому-то из них дает палочку, ребенок стучит ею о стул и прячет ее за спину. Все дети кричат: «Пора». Водящий должен искать палочку, если он ее находит, то садится на место того, у кого была палочка, а тот идет водить; если не находит, продолжает водить.

                                       Жмурки с колокольчиком

Цель. Развитие слухового внимания и ориентации в пространстве.

Оборудование.  Колокольчик, повязки.

Описание игры. Вариант 1.  Играющие сидят на скамейках или стульях по одной линии или полукругом. На некотором расстоянии от играющих лицом к ним стоит ребенок с колокольчиком.

Одному из детей завязывают глаза, и он должен найти и дотронуться до ребенка с колокольчиком, который теперь старается уйти (но не убежать!) от водящего и при этом звонит.

Вариант 2. Несколько детей с завязанными глазами стоят в кругу. Одному из детей дают в руки колокольчик, он бегает по кругу и звонит им. Дети с завязанными глазами должны его поймать.

                                                     Жмурки с голосом

Цель. Развитие слухового внимания. Найти ребенка по голосу и определить направление звука в пространстве.

Оборудование. Повязки

Описание игры. Водящему завязывают глаза, и он должен поймать кого-нибудь из бегающих детей. Дети тихо переходят или перебегают с одного места на другое (лают, кричат, петухом, кукушкой, зовут водящего по имени). Если водящий кого-нибудь поймает, пойманный должен подать голос, а водящий угадывает, кого он поймал.

                                                Встречайте гостей!

Цель. Развитие слухового внимания.

Оборудование. Колпачок с бубенчиками для петрушки, шапочки с ушками для зайки и мишки, различные озвученные игрушки (погремушка, дудочка и др.)

Описание игры. Педагог объявляет детям, что к ним сейчас приедут гости: петрушка, зайка и мишка. Он выделяет трех ребят, которые заходят за ширму и переодеваются там. Петрушка получает колпачок с бубенчиками, зайка - шапочку с длинными ушками, а мишка – шапочку медведя. Педагог предупреждает детей, что мишка придет с погремушкой, петрушка – с барабаном, а зайка - с балалайкой. Дети должны по звуку отгадать, какой гость идет. Прежде чем выйти к детям, звери подают звуки за ширмой, каждый на своем инструменте. Дети должны угадать, кто идет. Когда все гости в сборе, дети становятся в круг, а петрушка, мишка и зайка пляшут, как умеют. Затем выбираются новые гости, и игра повторяется. При повторении игры можно дать гостям другие звучащие игрушки.

                                             Ветер и птицы

Цель. Развитие слухового внимания и координации движений.

Оборудование. Любая музыкальная игрушка (погремушка, металлофон и др.) и стульчики (гнезда).

Описание игры. Педагог делит детей на две группы: одна группа – птички, другая – ветер, и объясняет детям, что при громком звучании музыкальной игрушки будет «дуть ветер». Та группа детей, которая изображает ветер, должна свободно, но не шумно бегать по комнате, а другая (птички) прячется в свои гнезда. Но вот ветер утихает (музыка звучит тихо), дети, изображающие ветер, тихо усаживаются на свои места, а птички должны вылетать из своих гнезд и порхать.

Кто первый заметит изменение в звучании игрушки и перейдет на шаг, тот получает награду: флажок или веточку с цветами и т. п. С флажком (или с веточкой) ребенок будет бегать при повторении игры, но если он окажется невнимательным, флажок передается новому победителю.

                          Скажи, что звучит

Цель. Развитие слухового внимания.

Оборудование. Колокольчик, барабан, дудочка и пр.

Описание игры. Дети сидят на стульях полукругом. Педагог сначала знакомит их со звучанием каждой игрушки, а затем предлагает каждому по очереди отвернуться и отгадать звучащий предмет. Для усложнения игры можно ввести дополнительные музыкальные инструменты, например, треугольник, металлофон, бубен, погремушку и др.

                              Солнце или дождик

Цель. Развитие слухового внимания,  координации и темпа движений.

Оборудование. Тамбурин или бубен.

Описание игры. Педагог говорит детям: «Сейчас мы с вами пойдем гулять. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть тамбурином, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в тамбурин. А вы, услышав, должны скорее идти в дом. Слушайте внимательно, как я играю».

Педагог проводит игру, меняя звучание тамбурина 3-4 раза.

                                  Угадай, что делать

Цель. Развитие слухового внимания и координации движений.

Оборудование. По два флажка каждому ребенку, тамбурин или бубен.

Описание игры. Дети сидят или стоят полукругом. У каждого в руках по два флажка. Педагог громко ударяет в тамбурин, дети поднимают флажки вверх и машут ими. Тамбурин звучит тихо, дети опускают флажки. Необходимо следить за правильной посадкой детей и правильным выполнением движений. Менять силу звука не более 4 раз, чтобы дети могли легко выполнять движения.

                                      Угадай по звуку

Цель. Развитие слухового внимания и фразовой речи.

Оборудование. Различные игрушки и предметы (книжка, бумага, ложка, дудки, барабан и т. п.).

Описание игры. Играющие сидят спиной к ведущему, Он производит шумы и звуки разными предметами. Тот, кто догадывается, чем ведущий производит шум, поднимает руку и, не оборачиваясь, говорит ему об этом.

Шумы можно производить разные: бросать на пол ложку, ластик, кусок картона, булавку, мяч и т. п.; ударять предмет о предмет, перелистывать книгу, мять бумагу, рвать ее, разрывать материал, мыть руки, подметать, строгать, резать и т. п.

Тот, кто больше отгадает звуков, считается наиболее внимательным и в награду получает фишки или маленькие звездочки.



Предварительный просмотр:

Картотека: интеллектуальные игры в старшем дошкольном возрасте

Интеллектуальные игры.

Игра «Логические блоки Дьенеша»

Цель. Способствовать ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений

Краткое описание:

От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения цепочки:

чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины);

чтобы не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру, по размеру и форме, по толщине);

чтобы рядом были фигуры, одинаковые по размеру, но разные по форме;

чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разной формы).

Интеллектуальные игры.

Игра «Математический планшет»

Цель. Создать условия для исследовательской дея-тельности ребенка. Содействовать психосенсомоторному, когнитивному (познавательному развитию,а также развитию творческих способностей.

Краткое описание:

В игре представлены схемы, по которым дети воспроизводят рисунок при помощи резиночек и цветных фигур. Схемы можно дополнять в соответствии с уровнем развития ребенка, придумывать свои варианты. В игре представлены схемы на ориентировку в пространстве, счет, геометрия, игры с цифрами, буквами, симметрии, дорожные знаки, загадки, иллюстрируемые стихи, сказки, узоры.

Методические указания. Работая с группой детей, можно проводить зрительные и слуховые диктанты на математическом планшете.

Интеллектуальная игра.

Игра «Геометрическая мозаика»

Цель. Закреплять знания о геометрических фи-гурах и основных цветах, о величине предметов. Развивать зрительное восприятие, память. Способ-ствовать развитию интеллектуальных способностей.

Краткое описание:

Предложить детям разложить вырезанные гео-метрические фигуры по группам:

по цвету (все синие фигуры, все зеленые фигуры и т. д.)

по размеру (маленькие треугольники и большие треугольники, маленькие квадра-ты, большие и средние квадраты и т. д.)

по форме (все треугольники, все квадраты, все половинки кругов и т. д.)

выкладывание таких же картинок из набора геометрических фигур сначала методом наложения на карточку, затем рядом с картинкой, а потом-по памяти.

Предложите игрокам выложить из геомет-рических фигур любое изображение.

Интеллектуальная игра.

«Запоминай-ка»

Цель. Развивать зрительное восприятие, произ-вольное внимание, память. Развивать наглядно-образное мышление

Краткое описание:

В игре 12 карточек. Задания для каждой карты на усложнение. На первом этапе предлагаем рас-смотреть и запомнить,что нарисовано. Показывая 2 карту, дети определяют, что изменилось по сравне-нию с первой картой. На следующем этапе, дети рассматривают запоминают и рисуют увиденные фигуры, затем цифры, запоминая очередность рас-положения цифр. На последнем этапе ребенку предлагаем вспомнить и нарисовать схематические изображения, соответствующие различным картин-кам.

Интеллектуальная игра.

Игра «Опасные предметы»

Цель. Развивать словесно-логическое мышление

Краткое описание:

Разложив перед детьми игрушки и рисунки с предметами, воспитатель предлагает детям опреде-лить, какие предметы опасны для игры и почему, где следует хранить эти предметы. Дети рассказывают, где должны хранится опасные предметы. Как надо вести себя,если в руках находится подобный предмет. Можно ли отвлекать,толкать человека, ес-ли он режет, шьет, прибивает гвоздь. Что может при этом случиться

Интеллектуальная игра.

Игра «Признаки»

Цель. Учить детей определять одинаковые при-знаки у разных предметов, развивать логическое мышление.

Краткое описание:

В игре принимают участие 1-10 человек. Начи-нать лучше с одной круглой карточки. Предлагаем ребенку из 40 карточек подобрать к ней4 подходя-щих и присоединит так, чтобы они логически до-полняли центральную карточку. Количество круг-лых карточек-заданий следует увеличивать посте-пенно.

Методические указания. Для группы детей игра должна быть соревновательной -кто быстрее спра-вится с заданием.

Интеллектуальная игра.

Игра «Что из чего сделано»

Цель. Закреплять знания детей о различных материа-лах и изделиями из них. Развивать логическое мышление.

Краткое описание:

В игре принимают участие 1-10 человек. Начи-нать лучше с одной круглой карточки. Предлагаем ребенку из 40 карточек подобрать к ней4 подходя-щих и присоединит так, чтобы они логически до-полняли центральную карточку. Количество круг-лых карточек-заданий следует увеличивать посте-пенно.

Методические указания. Для группы детей игра должна быть соревновательной -кто быстрее спра-вится с заданием.

Интеллектуальная игра.

Игра «Викторина первоклассника»

Цель. Помочь детям психологически подготовиться к школе, учить быстро отвечать на вопросы. Развивать ско-рость мышления.

Краткое описание:

Игроки ходят по очереди, установленной по догово-ренности или по жребию. В свой ход игрок бросает кубик и переставляет фишку на выпавшее число клеток. Переме-стив фишку игрок отвечает на вопрос карточки из стопки соответствующего цвета. Если игрок ответил правильно, то ход переходит к следующему игроку. Если игрок ответил неправильно, игрок бросает кубик и отступает назад на выпавшее значение. После чего сразу же отвечает на вопрос соответствующего клетке цвета. Так продолжается до тех пор, пока игрок либо не ответит правильно, либо не вернется домой. Выигрывает тот, кто первым придет в школу.

Интеллектуальная игра.

Игра «Подбери картинку»

Цель. Учить классифицировать предметы, называть группы предметов обобщающими словами, обогащать словарный запас. Развивать внимание,память, мышление

Краткое описание:

Выбирают ведущего. Он перемешивает поля и карточки и выдает каждому игроку по одному полю, а карточки кладет в отдельную стопку. Ведущий берет из стопки верхнюю карточку и называет ее. Игроки методом классификации определяют принадлежность предмета к своей карте, подает сигнал-при правильном ответе ведущий отдает игроку карточку. Первый, кто закроет все участки на своем поле, объявляется победителем.

Интеллектуальная игра.

Игра «Угадай животных»

Цель. Закреплять знания о диких животных, среде его обитания, питании. Развивать логическое мышление.

Краткое описание:

Выбирают ведущего. Он перемешивает поля и карточки и выдает каждому игроку по одному полю, а карточки кладет в отдельную стопку текстом вниз. Ведущий берет из стопки верхнюю карточку и вслух читает текст загадки на ней. Если игрок, у которого на поле есть изображение этого животного, отгадал загадку, и правильно ответил на вопросы о нем (где живет, чем питается, какой характер, то ведущий отдает ему карточку с загадкой. Если игрок сделал ошибку, ведущий поправляет его, но карточкукладет под низ стопки. Первый, кто закроет все участки на своем поле, объявляется победителем.

Интеллектуальная игра.

Игра «Откуда хлеб на столе?»

Цель. Учить последовательно выкладывать сю-жетные картинки, развивать речь, учить логически мыслить, развивать интеллектуальные способности.

Краткое описание:

Для составления цепочки выберите одну из 3 тем (молоко, масло или хлеб).Сначала взрослый вместе с детьми выкладывает цепочку, путем обсуждения выбирают правильное решение установления по-следовательности картинок. Далее дети самостоя-тельно выкладывают цепочку и составляют рассказ по теме.

Методические указания. Попробуйте составить лю-бую из цепочек только в обратном порядке. Рассказ начинайте не с первой, а с последней картинки це-почки.

Интеллектуальная игра.

Игра «Веселый багаж»

Цель. Учить классифицировать предметы одной группы, подбирать слова на определенный звук. Развивать гибкость ума.

Краткое описание:

Первым действует тот из игроков, у кого самые короткие волосы, затем его сосед слева, далее по часовой стрелке. У каждого игрока есть 4 действия:

посмотреть любую карточку;

положить ее на место ;

не глядя переложить одну карточку на место другой;

менять местами можно только по 2 карточки.

Действия можно комбинировать по разному, глав-ное, чтобы их было не больше 4. Меньше-можно.

Тот, кто смог выложить последнюю недостающую карточку для поезда, забирает этот поезд себе. Поезд-это паровозик и 4 вагончика.

Методические указания.

Если вы просто смотрите карточку, она остается ле-жать картинкой вниз. Если вы меняете карточки местами, то их придется положить картинками вверх.

Интеллектуальная игра.

Игра «Прочитай словечко»

Цель. Формировать навыки звукового анализа и синтеза, навыки соотнесения звука с буквой, способствовать формированию плавного слитного осмысленного чтения. Развивать внимание, память, логическое мышление.

Краткое описание:

На первом этапе ведущий предлагает детям выделить первые звуки в названиях предметов, изображенных на карточке, затем произнести выделенные звуки, делая паузу там, где пустое окошко, и назвать получившееся слово. На втором этапе можно попросить детей прочитать слово на игровой карточке, найти пропущенную букву и поставить фишку с этой буквой на пустой квадратик. На третьем этапе предложите детям найти пропущенную букву и обозначить ее фишкой с нужной буквой. И на последнем этапе по сигналу ведущего игроки подбирают фишки с буквами и накладывают их на пустое окошко. Команда, которая вы-полнила задание первой, читает слова и становится победителем.

Интеллектуальная игра.

Рассказ «»

Цель. Учить детей говорить «тоненьким» голосом и низким го-лосом. Выработка умения повышать и понижать тон голоса.

Краткое описание:

Воспитатель начинает рассказывать, сопровождая свою речь показом на фланелеграфе соответствующих фигурок: «Утром рано на даче вышли мы погулять. Слышим, кто-то тоненько пищит«пи-пи» (произносит звукоподражание «тоненьким»голосом). Смотрим, это птенчик сидит на дереве и пищит; ждет, когда ему мама червячка принесет. Как тоненько птенчик пищит? («Пи-пи-пи».) В это время птичка прилетела, дала птенчику червяка и запищала«пи-пи-пи» (произносит звукоподражание более низким голосом). Как мама-птичка пищала? («Пи-пи-пи».)

Птичка улетела, и мы дальше пошли. Слышим, кто-то у забора тоненько кричит«мяу-мяу-мяу» (произносит звукоподражание «то-неньким» голосом). И выскочил на дорожку котенок. Как он мяукал? (Дети воспроизводят образец воспитателя.) Это он маму-кошку звал. Услышала она, бежит по дорожке и мяукает:

«мяу-мяу-мяу» (говорит «мяу-мяу» более низким голосом). Как кош-ка мяукала? («Мяу-мяу-мяу».)

А сейчас, дети, я вам покажу, кто к нам в гости пришел». Вос-питатель достает кошку, показывает, как она идет по столу, потом садится. «Как кошка мяукает?» Дети, понижая голос, говорят«мяу-мяу-мяу».

Затем педагог достает котенка, птицу, птенчика, а дети под-ражают их голосам.

Методические указания. Следить, чтобы дети не кричали, а го-ворили спокойно, повышая и понижая голос в доступных для них пределах.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Массаж бедра «Дождик»

Дождик, дождик, капелька. (Легко, в ритме стихотворения по бедрам

от колена вверх)

Водяная сабелька,( Делают пилящие движения)

Лужу резал, лужу резал, (ребрами ладоней.)

Резал, резал, не разрезал,

И устал,( Поглаживают ладошками)

И перестал.

Дыхательное упражнение «Петух»

Петух

Лишь пришла пора рассвета, Как сейчас подал где-то...

Дети: Кукареку! Кукареку!

Встают прямо, ноги врозь, руки опущены. Поднимают руки в стороны, хлопают ими по бедрам. Выдыхая, произносят: «Ку-ка-ре-ку!»

Петух

Чей-то чуткий петушок Чистый,

звонкий голосок.

Дети: Кукареку! Кукареку! (Так же)

Пальчиковая игра «Салат»

Мы морковку (Энергично проводят кулачком)

чистим-чистим, (правой руки по ладони левой).

Мы морковку трём-трём, (прижимают кулачки к груди и

делают ими резкие движения вперёд-назад).

Сахарком её посыплем( «Посыпают сахарком», мелко

перебирая пальчиками).

И сметанкою польём. (Кулачком делают движения сверху

вниз, как бы поливая).

Вот какой у нас салат, (Протягивают ладони вперёд).

Витаминами богат! Поглаживают ладошкой живот.

Пальчиковая игра «Рисунок»

Киса кисточку взяла. (Поднимают к плечу согнутую в локте руку, пальцы)

 Что рисует нам она?( сжаты в кулак. «Рисуют», поднимая и опуская руку).

Это дом с высокой крышей. (Соединяют руки над головой, показывая)

На крыльцо котёнок вышел. («крышу». Вытягивают ладони перед собой).

Побежит он по дорожке («Пробегают» пальчиками по бёдрам).

К полосатой маме-кошке.

Вот зелёная трава. (Шевелят пальцами).

Вот скамейка у пруда. (Кладут ладони друг на друга («скамейка»))

В небе – круглая луна. (Поднимают руки вверх, соединив указательные и

большие пальцы («луна»)).

Видно, Киске спать пора. (Кладут ладошки под щёчку).


Массаж лица и рук «Умывальная песенка»

Хуже наказанья –(Качают головой из стороны в сторону).

Жить без умыванья. Все ребячьи лица (Мягкими движениями)

Обожают мыться. (Проводят ладонями по лицу сверху вниз).

Без воды, без мыла – (Растирают ладонями нос).

Всех бы грязь покрыла.

Чудно, чудно – вымыться не трудно!( Растирают ладонями уши).

Чистым быть чудесно! (Потирают ладони друг о друга).

Теперь нос чистый, (Прикасаются указательным пальцем к носу).

Теперь рот чистый. (Показывают пальчиком на рот).

И подбородок чистый. (Прикасаются пальцем к подбородку).

И глазки блестят – (Прикасаются к внешним уголкам глаз).

Весело глядят. (Протягивают ладошки вперёд).

Динамическая пауза «Кошкина зарядка»

Посмотрите, у окошка

Разминает лапы кошка.

Тянется-потянется, малюткой не останется.

Спинку горбит, словно мостик,

Поднимает кверху хвостик.

Когти выпускает,

Царапает, играет.

Ушко лапкой почесала

И тихонечко сказала: «Мяу!»

(Движения выполняются в соответствии с текстом)

«Лесорубы»

Встать прямо, ноги на ширине плеч, руки подняты вверх, пальцы собраны в «замок». На выдохе сделать наклон, произнося: «Ух!»

Повторить 6-8 раз.


Упражнения для рук «Кот царапка»

Кот сибирский, кот-царапка (Поочерёдно вытягивают руки)

Учит деток танцевать руки, (вперёд мягкими движениями).

Ну-ка, детки, по команде 1-2-3-4-5

Грациозно, незаметно надо лапки поднимать.

Левой-правой, левой-правой, (Поочерёдно поднимают)

1-2-3-4-5! (согнутые руки вверх, слегка наклоняя к руке голову).

Упражнение «Ветер и солнышко»

Ветер, ветер, поскорей (Качают руками над головой)

Тучу тёмную развей. (вправо-влево).

Солнце, солнышко, гори, (Рисуют» рукой в воздухе солнце).

Всем нам радость подари.

Здравствуй, солнце ясное! (Поднимают вверх одну руку),

Здравствуй, солнце красное! (Затем другую).


Массаж лица «Нос, умойся!»

Кран, отройся!(Показывают правой рукой, как отрывают кран).

Нос, умойся!(Указательными пальцами растирают крылья носа).

Мойтесь сразу оба глаза. (Мягко проводят пальцами по лбу).

Мойтесь, уши, (Ладонями растирают уши).

Мойся, шейка! (Мягко поглаживают шею спереди).

Шейка, мойся хорошенько! (Поглаживают шею ладонями),

Мойся, мойся, обливайся! (Легко гладят щёки).

Грязь, смывайся! Грязь, смывайся!!! (Трут ладонями друг о друга).

Массаж рук «Петушиная семья»

Петя, Петя-петушок (Качают головой вправо-влево).

Поднял красный гребешок,(Прижимают ладошки друг к другу,

раздвинув пальцы, и приставляют их к голове («гребешок»))

Громко-громко закричал, (Поглаживают от кисти к плечу сначала)

К себе курочек позвал. (левую руку, потом правую).

Курочки-пеструшки (Похлопывают ладошкой левую руку),

Петю услыхали. (затем правую).

Быстро побежали. (Пробегают» пальчиками правой руки)

А за ними и цыплятки побежали без оглядки. (по левой- по правой).

Стали зёрнышки клевать – (Поколачивают пальцами сначала)

Клюю-клю-клю, Клюю-клю-клю! (левую руку, потом правую).

Травку сочную щипать – щип-щип, щип-щип!

А потом давай плясать- (Поглаживают левую руку).

Тра-ля-ля, тра-ля-ля! (Поглаживают правую руку).

Упражнение «Помощники»

Дружно помогаем маме, (Встают, слегка наклонившись вперёд),

Мы бельё полощем сами. (и двигают руками вправо-влево).

1-2-3-4. потянулись,(Тянутся, вытирая рукой «пот» со лба).

Наклонились, (Продолжают «полоскать бельё»).

Хорошо мы потрудились. (Вытирают руку о руку).

Массаж ног «Молотки»

Туки-токи, тук-токи!  (Похлопывают ноги ладонями снизу вверх).

Застучали молотки.

Туки-туки-туки-точки!-(Поколачивают кулачками).

Застучали молоточки.

Туки-ток, туки-ток!- (Поглаживают кулачками).

Так стучит молоток.

Пальчиковая игра «Пироги»

Пеку, пеку пироги (Пекут «пироги», поочерёдно прихлопывая сверху одной ладонью по другой).

Оладушки румяные, (Круговые растирающие движения)

С маслицем, сметаною. (одной ладони по другой).

Двигательная разминка «Дети»

Мы – весёлые ребята, мы – ребята-дошколята,(Ходят по кругу).

Спортом занимаемся, с болезнями не знаемся,

Раз-два, два-раз! Много силы есть у нас! (Руки в стороны, пальцы

раскрыты – руки к плечам, сжимают пальцы в кулаки).

Мы наклонимся сейчас, (Наклоняются вниз).

Полюбуйтесь-ка на нас!

Раз - два! Не зевай! (Приседают).

С нами вместе приседай!

Раз – прыжок! Два – прыжок! Прыгают на обеих ногах в чередовании с ходьбой).

Прыгай весело, дружок!

Носиком сейчас вдохнём,( Вдыхают через нос, не поднимая

плечи, на выдохе произносят: «Ш-ш-ш…»)

«Ш-ш-щ..» - скажем все потом.


Массаж пальцев «Блины»

Ой, лады! Ой, лады! (Хлопают то одна рука сверху),

Мы блинов напекли.( то другая).

Первый дадим зайке, (Поочерёдно массируют пальцы),

зайке-попрыгайке, (начиная с большого).

А второй – лисичке, рыженькой сестричке,

Третий дадим мишке, бурому братишке,

Блин четвёртый котику, котику с усами,

Пятый блин поджарим и съедим мы сами.

Массаж рук «Строим дом»

Целый день тук да тук, (Похлопывают ладонью правой руки по левой руке от кисти к плечу).

Раздаётся звонкий стук. (Похлопывают по правой руке).

Молоточки стучат, (Поколачивают правым кулачком по левой руке)

Строим домик для зайчат. (от кисти плечу).

Молоточки стучат, строим домик для бельчат. (Тоже по правой руке).

Этот дом для белочек, (Растирают правым кулаком левую руку круговыми движениями)

 Этот дом для зайчиков. (Растирают правую руку).

Этот дом для девочек, (Быстро «пробегают» пальчиками правой руки по левой от кисти к плечу) 

Этот дом для мальчиков  («Пробегают» по правой руке).

Вот какой хороший дом, (Поглаживают ладонью левую руку от кисти к плечу)

Как мы славно заживём, (от кисти к плечу поглаживают правую руку).

Будем песни распевать, веселиться и плясать. 


Пальчиковая игра «Пирожки»

Раз, два, три, четыре – (Сжимают и разжимают пальцы).

Ловко тесто замесили.

Раскатали мы кружки (Трут круговыми движениями)

Пирожки с начинкой: (ладони друг о друга).

Сладкою малинкой, (Поочерёдно хлопают одной ладонью сверху по другой)

Морковкой и капустой.

Очень-очень вкусной.

Из печи достали – (Показывают ладошки).

Угощать всех стали. (Протягивают обе руки вперёд),

Пахнет в доме пирогами. (Разведя их чуть в стороны).

Вот и гости. Все с цветами.

Гимнастика для глаз

Сел медведь на брёвнышко, (Сидя на стуле, поднимают голову

вверх и водят глазами вправо-влево в ритме стихотворения).

Стал глядеть на солнышко.

- Не гляди на свет, медведь!

Глазки могут заболеть! (Прикрывают глаза ладонями).

Игра для коррекции зрения «Комарик»

Комарик летает, летает, летает, (Вытягивают вперёд правую руку, фокусируют взгляд)

Где сесть не знает:  Ж-ж-ж… на указательном пальце. («Рисуют» в

воздухе круги, кривые линии и прослеживают их взглядом).

Хлоп!( Прикасаются пальцем к левой ладони (комар сел)).

Хлопают правой ладонью по левой.

Дыхательное упражнение

(в соответствии с текстом)

Подуем на плечо, подуем на другое.

Нас солнце горячо пекло дневной порою.

Подуем на живот, как трубка станет рот,

А теперь на облака и остановимся пока.

Гимнастика для глаз «Жук»

(Дети садятся на пол, вытягивают ноги вперёд. Указательный палец правой руки – это жук. Дети поворачивают его, следуя тексту)

К журавлю жук подлетел, зажужжал и запел «Ж-ж-ж..»

Вот он вправо полетел, (каждый вправо посмотрел).

Каждый влево полетел, (каждый влево посмотрел).

Жук на нос хочет сесть, не дадим ему присесть.

Жук наш приземлился, зажужжал и закружился.

«Ж-ж-ж..». Жук, вот правая ладошка, посиди на ней немножко. Жук, вот левая ладошка, посиди на ней немножко.

Двигательная минутка

(выполняются движения по тексту)

А щенята как проснутся, очень любят потянуться,

Обязательно зевнут, ловко хвостиком махнут!

А котята спинку выгнут и неслышно с места прыгнут,

Перед тем, как прогуляться, начинают умываться.

Самомассаж «Ладошки»

Вот у нас игра какая: (Хлопки в ладоши).

Хлоп, ладошка, хлоп, другая!

Правой, (правою ладошкой Шлепки по левой руке от плеча к кисти)

А потом ладошкой левой  (по правой).

Ты хлопки погромче делай.

А потом, потом, потом (Лёгкое похлопывание по щекам)

Вверх ладошки! хлоп!хлоп! (Хлопки над головой).

По коленкам – шлеп, шлеп! (Хлопки по коленям).

По плечам теперь похлопай! (Шлепки по плечам).

По бокам себя пошлёпай! (Шлепки по бокам).

Можем хлопнуть за спиной! (Шлепки по спине).

Хлопаем перед собой! (Шлепки по груди).

Справа – можем! Слева – можем! (Поколачивание по груди).

И крест-накрест руки сложим!

И погладим мы себя. Вот какая красота! (поглаживание себя)

Массаж лица

Тёплый ветер гладит лица, (Двумя ладонями провести от бровей)

Лес шумит густой листвой.( до подбородка и обратно- 4 р.)

Дуб нам хочет поклониться,( От точки между бровями

большим пальцем левой руки массировать лоб, проводя пальцем

до середины лба у основания волос – 4р.)

А кудрявая берёзка (Массаж висковых впадин большими Пальцами правой и левой руки)

провожает всех ребят. 

До свиданья, лес зелёный, (совершая вращательные дв-я -8р.)

мы уходим в детский сад.( Поглаживание лица ладонями сверху вниз – 4 р.)

Дыхательное упражнение «Лягушка»

Глубокий вдох через нос – задержка дыхания. – быстрый выдох ртом («ква»); быстрый вдох через нос – задержка дыхания, - медленный выдох ртом («ква»); положить ладони на низ живота и сделать энергичный выдох на слова «ква-ква-ква», работая мышцами низа живота.

 «Петушок»

И.п. – встать прямо, руки опустить вдоль туловища. Ноги врозь. На вдох, сделанный через нос, медленно поднять руки вверх; задержать дыхание, а затем хлопать руками по бёдрам, произнося на выдохе «ку-ка-ре-ку!».


Массаж спины «Паровоз»

Чух-чух, пыхчу, пыхчу, ворчу,(Похлопывание по спине ладонями)

 Стоять на месте не хочу!

Чух-чух, пыхчу, пыхчу, ворчу!(Поворот на 180),

Стоять на мете не хочу!(поколачивание кулачками).

Колёсами стучу, стучу, (Поворот на 180),

Колёсами стучу, стучу, (постукивание пальцами).

Колёсами стучу, стучу, (Поворот на 180),

Садись скорее, прокачу!( поглаживание ладонями).

Чу, чу, чу! (Лёгкое поглаживание пальцами).

Дыхательное упражнение «Гуси летят»

Медленно идут в течение 1-2 минут, поднимая руки в стороны на вдох и опуская их вниз на выдох, произнося при этом: «Гу-у-у-у!».

«Ёжик»

И.п. – сидя на коленях, головой касаясь пола. Руки в замок на спине. Пальцы сцеплены, изображают иголки ежа. Поворачивать голову влево и вправо, произнося звуки: «пх-пх-пх».. (упражнение способствует очищению лёгких).

Гимнастика для глаз «Лиса»

Ходит рыжая лиса, (Крепко зажмурить и открыть глаза).

Щурит хитрые глаза.

Смотрит хитрая лисица, (Вытянуть вперёд правую руку на которой все пальцы, кроме указательного, сжаты в кулак ),

Ищет, где бы поживиться. ( Вести рукой вправо-влево и следить за движением указательного пальца глазами, не поворачивая головы).

Пошла лиска на базар, (Поднять руку и опустить),

Посмотрела на товар. (прослеживая взглядом).

Себе купила сайку, (Описать рукой круг по часовой стрелке)

 и Лисятам балалайку. (против неё).

Массаж спины «Дождик»

Дождик бегает по крыше – (Встать друг за другом «паровозиком» и похлопывать друг друга по спине )

Бом! Бом! Бом! По весёлой звонкой крыше .

Бом! Бом! Бом!

Дома, дома посидите –(Постукивание пальчиками).

Бом! Бом! Бом! Никуда не выходите –

Бом! Бом! Бом!

Почитайте, поиграйте – (Поколачивание кулачками).

Бом! Бом! Бом!

А уйду – тогда гуляйте … Бом! Бом! Бом!

Дождик бегает по крыше – (Поглаживание ладошками).

Бом! Бом! Бом!

По весёлой звонкой крыше –

Бом! Бом! Бом!

Гимнастика для глаз «Солнышко»

Солнышко, солнышко, в небе свети! (Потянуться руками вверх)

Яркие лучики к нам протяни.

Ручки мы вложим в ладошки твои,(Похлопать в ладоши над головой)

Нас покружи, оторви от земли(Покружиться, подняв руки вверх).

Солнечный лучик быстро скакал, (Вытянуть вперёд правую руку),

И на плечо он к ребятам упал. (Медленно прикоснуться указательным

пальцем к правому плечу. Проследить движение пальца глазами.)

Весело лучик песенку пел. (Повторить то же самое с левой руки.)

Каждый себе на плечо посмотрел.

Солнечный лучик быстро скакал

И на маленький носик к ребятам попал. ( Вытянуть руки вперёд и коснуться пальцев кончика носа. Проследить это движение взглядом.)

Весело лучик песенку пел. Каждый на носик себе посмотрел.( Хлопают радостно наши ладошки).

быстро шагают резвые ножки. (Ходьба на месте.)

Солнышко скрылось, ушло на покой.

Мы же на место сядем с тобой.

Гимнастика для ног (профилактика плоскостопия)

Из-за лесу, из-за гор (Ходьба на месте, не отрывая носки от пола, стараясь поднимать выше пятки)

Едет дедушка Егор.

Сам на лошадке, (Ходьба на пятках, руки за спиной.)

Жена на коровке, (Ходьба на носках, руки за головой.)

Дети на телятках, (Ходьба с перекатом с пятки на носок, руки на поясе.)

Внуки на козлятках. (Ходьба с высоким подниманием ног, согнутых в колене, руки в стороны.)

Гоп! Гоп! Гоп! (Приподняться на носки и опуститься на всю стопу.)

Приехали! ( Присесть.)

Динамическая пауза «Листочки»

Ветер северный подул – (Сидя на стульях, подуть на пальцы).

«С-с-с», - все листья с липы сдул…( Произносим).

Полетели, закружились (Ладони обеих рук зигзагами плавно опустить на колени)

И на землю опустились. 

Дождик стал по ним стучать: (Постучать пальцами по бедрам)

«Кап-кап-кап, Кап-кап-кап!» 

Град по ним заколотил, (Постучать кулачками по бедрам)

листья все насквозь пробил. 

Снег потом припорошил. (Плавные движения кистями вперёд обратной стороной ладони и назад ладонью.)

Одеялом их накрыл. (Ладони крепко прижаты к коленям).

Гимнастика для глаз «Снежинки»

Закружились, завертелись («Фонарики»)

Белые снежинки.(Поднять руки вверх и посмотреть на них)

Вверх взлетели белой стаей. 

Лёгкие пушинки. (Медленно опустить руки и проследить за ними взглядом)

Чуть затихла злая вьюга. 

Улеглись повсюду.

Заблистали, словно жемчуг, - (Развести поочерёдно руки в стороны и проследить за ними)

Все дивятся чуду. 

Заискрились, засверкали (Выполнить руками движение «ножницы»)

белые подружки. 

 Заспешили на прогулку (Шаг на месте.)

Дети и старушки.

Коррегирующая физминутка «Прогулка в зимнем лесу» (для улучшения зрения)

Мы пришли в зимний лес. Сколько здесь вокруг чудес!

Справа берёзка в шубке стоит, (Ходьба по кругу, развести руки в  стороны)

Слева ёлка на нас глядит (Руку отвести вправо и посмотреть на нее)

Снежинки в небе кружатся, ( затем влево)

На землю красиво падают. (Кружась, присесть.)

Вот и зайка поскакал, (Прыжки на 2-х ногах на месте.)

От лисы он убежал.

 Это серый волк рыщет,

Он себе добычу ищет! (Руки на поясе, наклоны в стороны.)

Все мы спрячемся сейчас, (Медленно присесть, прячась)

Не найдёт тогда он нас!

Лишь медведь в берлоге спит, (сон)

Так всю зиму он проспит.

Прилетают снегири,

ух, красивые они! (Имитировать полёт птиц).

В лесу красота и покой. (Развести руки в стороны.)

Вот только холодно зимой. (Обхватить руками плечи.)

Упражнения для глаз «Муха»

* И.п. – стоя. Глаза закрыты. Ладонь на голове сверху. Долго тянуть на выдохе звук «н-н-н..»

* Вытянуть вперёд указательный палец, повернуть руку вправо-влево, вверх-вниз, описать пальцем в воздухе разные фигуры («муха летает») и проследить эти движения взглядом, одновременно произнося звук «н-н-н», меняя громкость звучания.

«Самолёт»

Пролетает самолёт, (Посмотреть вверх и провести пальцем за «пролетающим» самолетом)

С ним собрался я в полёт. 

Правое крыло отвёл, Посмотрел  (Отвести руки)

 Левое крыло отвёл, поглядел. (попеременно и проследить взглядом.)

Я мотор завожу (Делать вращательные движения.)

И внимательно гляжу. Поднимаюсь ввысь, лечу.

Возвращаться не хочу. (Встать на носочки и бегать по кругу.)

Физминутка для профилактики плоскостопия

«Кто за кем»

Цыплёночек на цыпочках (Крадучись идти на цыпочках)

Крался за кошкой.

А кошка на цыпочках шла за Антошкой.

Антошка на цыпочках двигался к дому.

Теперь повернёмся,( Развернуться в другую сторону)

Пойдём по-другому.( и идти с перекатом с пятки на носок)

На пятках за кошкой плетётся Антошка.( Идти на пятках.)

За бедным цыплёнком – усатая кошка.

Цыплёнок от страха (Присесть, руки – к полу.)

Забрался в корзину. (не отрывая рук от пола, выпрямить ноги)

Сердитая кошка выгнула спину. (выгнуть спину.)

Пальчиковая игра «Пельмени»

В день весёлый в воскресенье для друзей леплю пельмени.

Я три горсточки муки сыплю в миску из руки,

Подолью воды немножко, размешаю тесто ложкой,

Всё с яйцом я перетру, тесто я руками мну.

Разделяю на кусочки. Делаю я колобочки.

Превращу я колобки скалкой в плоские кружочки.

Мясорубку прокручу, фарш мясной я получу.

Отделяю фарша горстку, на кружок кладу я горку,

Я края соединяю, пальчиками их сжимаю.

Покажу своё уменье – вылеплю я сто пельменей!

Соли горсточку возьму я, и пельмени в кипяток

Прыгнут за дружком дружок!

Я тарелки расставляю. На пельмени приглашаю!

(движения делаются в соответствии с текстом)

Физминутка

Раз, два, три, четыре, пять – все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже. Руки за спину заложим,

Голову поднимем выше и легко-легко подышим..

Раз – подняться, подтянуться,

Два – согнуться, потянуться,

Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать,

Шесть – на стульчик тихо сесть.

Семь – немножко потянуться,

Да и в группу всем вернуться.

(движения соответственно тексту)

Физминутка

Раз, два, три, четыре, пять —

Будем прыгать и скакать.( Прыжки на месте на двух ногах.)

Наклонимся в правый бок. Раз, два, три. (Наклоны туловища вправо (3 раза).)

Наклонимся в левый бок . Раз , два, три. (Наклоны туловища влево (3 раза).

(Руки через стороны вверх)

А сейчас поднимем ручки встанем на носочки.

И дотянемся до тучки. 

Сядем на дорожку( Сесть на пол, руки в упоре сзади, ноги вместе.)

Разомнем мы ножки.

Согнем правую ножку. 1,2,3. (Подтягивание правой, левой ноги к себе)

Согнем левую ножку. 1,2,3. (И.п. сидя на полу (3 раза).)

Ноги высоко подняли (Поднять ноги вверх, подержать)

И немножко подержали.

Головою покачали (Наклоны головы влево-вправо.)

И все вместе дружно встали.

Физминутка

Мы шагаем по дорожке, Ходьба по кругу.

1-2, 1-2Повернуться в круг

Дружно хлопаем в ладошки, хлопнутьв ладоши 4 раза.

1-2, 1-2

Поднимаем ручки к солнышку (Поднять руки вверх.)

Физминутка

Встали дети ровно в круг. А затем присели вдруг.

Дружно сделали прыжок, Над головкою хлопок.

А теперь все дружно перепрыгнем лужу.

А сейчас идут по кругу, Улыбаются друг другу.

Ну-ка, птички, полетели, Полетели и присели,

Поклевали зернышки, Поиграли в полюшке,

Водички попили, Перышки помыли,

В стороны посмотрели, Прочь улетели.

Подрастает зернышко, Потянулось к солнышку

С ветерком оно играет — Ветерок его качает.

К земле низко прижимает, Вот как весело играет.

Упражнения после сна

Бег по кругу.

Прыжки с продвижением вперед по кругу, руки на поясе.

Ходьба на внешней стороне стопы.

Из исходного положения лежа на полу упражнение "велосипед".

Исходное положение стоя, наклоны туловища, руками достать носки ног.

Поворот вокруг себя.

Прыжки на двух ногах по желанию детей.

Упражнения после сна

Встать, руки вверх, в стороны.

Наклон туловища вперед, руки на поясе.

Наклоны туловища вправо, влево, вперед.

***

Встать, руки поднять вперед, вверх.

Подняться на носочки.

Движения руками в правую и левую сторону.

Наклоны туловища в стороны, руки на поясе. Присесть.

***

Руки вперед, вверх, встать на носочки.

Руки в стороны, пальцы широко.

Махи прямыми руками вверх, вниз.

Поворот вокруг себя медленно. Присесть.

Упражнения после сна

Построиться в круг, держась за руки.

Присесть, держась за руки.

Встать, прыгнуть в центр круга, держась за руки.

Поднять руки вверх через стороны, хлопнуть над головой.

Прыжки в круг и из круга. Ходьба по кругу.

***

Бег врассыпную. Присесть, руки на колени.

Постучать пальцами по полу. Подскоки вокруг себя.

Наклоны туловища вперед, руки за спиной.

Самомассаж рук.

Повороты головы влево, вправо. Легкий бег.

Упражнения в кровати

Потянулись-потянулись,

А теперь мы повернулись.

Вот подняли ножки, "Побежали" по дорожке.

Тут конец дорожке, опустили ножки.

Руки все подняли, ими поиграли.

Потянулись к небу выше и достали все до крыши.

***

Лежа на спине — руки вверх, оттянуть носки ног.

Повернуться на живот. Согнуть ноги в коленях.

Поочередное движение согнутыми ногами вверх-вниз.

Упражнения после сна

Выполним мы упражнения для бодрого настроения.

Ручками похлопаем, Раз, два, три,

Ножками потопаем, Раз, два, три,

Побежим мы друг за дружкой. Раз, два, три,

И поскачем, как лягушки, Раз, два, три,

Пошагаем, как медведи, Раз, два, три,

И поедем на велосипеде, Раз, два, три.

Вниз мы дружно наклонимся,

И тихонько покружимся, Раз, два, три.

А сейчас мы станем ровно

И попрыгаем, как клоуны, Раз, два, три.

Упражнения в кровати

Крепко-крепко дети спали. Много снов они видали,

Но, чтоб было все в порядке, надо сделать физзарядку.

Повернуться на спину. По желанию детей: вверх-вниз,

в стороны, встряхнуть кистями.. (В кровати)

-

А теперь все поскакали, Ножками все поболтали.

Встанем дружно все мы в круг и продолжим свой досуг: то присядем, снова встанем, никогда мы не устанем!

Раз, два, три, четыре, ставим ножки все пошире.

Наклонились ниже-ниже и поднялись выше-выше.

Повернулись друг за дружкой, Поскакали, как лягушки.

А теперь все побежали, Все равно мы не устали!

Прибежал к нам в гости зайка. Ты скорей, давай, вставай-ка.

Будем зайке помогать Мы зарядку выполнять.

Потянулись к солнышку, похлопали в ладоши.

Посмотрели на лужок и сорвали там цветок,

повернулись в левый бок,

Показали всем цветок, повернулись в правый бок.

И присели на пенек. Светит солнце над лужайкой,

Травку щиплют заяц с зайкой,

Прыгают, как мячики, Вот какие зайчики.

Тут большая тучка-злючка.

Прибежала танцевать.

Быстро выпустила дождик, Раз, два, три, четыре, пять

Испугались зайки тучку. Разбежались, кто куда.

Спрятались под кустиком, Дождик не пропустим мы,

Будем прыгать и скакать, Дождик будем разгонять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр

Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...