Проект "Знание-залог здоровья"
проект (подготовительная группа)

Сивохина Александра Александровна

Проект на формирование навыков безопасного поведения по ППБ, ПДД, Валеология. Практическая отработка оказания первой доврачебной помощи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФИЛИАЛ «ЗАДОНО-КАГАЛЬНИЦКИЙ 2»

МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ДЕТСКИЙ САД  «ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК»

Проект

«Знание –залог здоровья!»

Подготовили:

Неказакова Т.В.                                Тишкина Е.М.                                                                Сивохина А.А.        

ст.Задоно-Кагальницкая, 2019 год

Проект «Знание –залог здоровья!»

Паспорт проекта

Вид проекта: познавательно-информационный.

Продолжительность проекта: долгосрочный. (3 месяца и 3 дня)

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, инструктор по физической культуре, родители воспитанников.

Актуальность темы:

Проблема воспитания здорового ребёнка сегодня актуальна как никогда. В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является как раз, сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. В последние годы ведущими учеными страны экологическая обстановка, состояние питания и здоровье населения оцениваются как факторы, представляющие реальную угрозу национальной безопасности России.

Дети - наиболее незащищённая и уязвимая часть населения. Познавая окружающий мир, они часто сталкиваются с опасностью и нередко становятся жертвами своего незнания, беспечности или легкомыслия. У них нет опыта, способствующего пониманию риска, не сформированы навыки безопасного общения с предметами, отсутствует защитная психологическая реакция на угрозу, свойственная взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, детская непосредственность, любопытство часто ставит их перед реальной опасностью. Поэтому очень важно, чтобы с дошкольного возраста ребёнок грамотно обучался безопасному поведению в быту и социуме. Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения в быту, на дорогах и правила поведения при пожарной опасности позволяет сохранить индивидуальную целостность и комфортность поведения, предупреждает физический и психический травматизм, создает нормальные условия взаимодействия с социумом.

Гипотеза: Наши дети, будущие первоклассники, очень скоро наступит момент в жизни семьи, когда ребенка надо будет отпускать от себя. Готов ли ребенок к самостоятельным шагам? Сможет ли защитить себя, избежать опасностей? Об этом надо думать и заботиться уже сейчас, пока ребенок рядом с нами, взрослыми. Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать. Основы безопасности, вложенные в умы дошкольников, помогут им выбирать правильное поведение при различных угрозах.

 Цель проекта:  Создание условий для формирования у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность жизни и здоровья в современных условиях улицы, быта.

Таким образом, задача обеспечения здорового и безопасного детства актуальна, и нам как педагогам необходимо помочь подрастающему поколению реализовать свое право на здоровье и приобщить к ценностям здорового образа жизни.
Отсюда вытекает важная проблема: как научить детей дошкольного возраста
быть здоровыми, беречь свое здоровье в социуме и быту, как  заботиться о себе и не растеряться в сложной ситуации.
Проблемные вопросы: Что такое здоровье? Виды травматизма и первая помощь? Что делать, чтобы предотвратить травмы, и заболевания? Меры по сохранению и укреплению здоровья?

Задачи проекта:

  1. Способствовать формированию правильной реакции в нестандартной ситуации;
  2. воспитывать привычку следить за чистотой тела;
  3. расширять знания о видах травматизма в социуме, быту.
  4. расширять представления детей о первой медицинской помощи;
  5. внедрить в предметно-развивающую среду наглядно-демонстрационные материалы, которые будут оказывать воздействие на познавательное развитие детей;
  6. ориентировать семью на воспитание здорового ребенка.
  7. формировать элементарные представления детей об организме

человека, о его строении и назначении внутренних органов, об органах чувств и их значении, понимание необходимости заботиться о своем

здоровье, беречь его, учиться быть здоровым и вести здоровый образ

жизни;

  1. повышать грамотность родителей в вопросах воспитания, оказания первой помощи при травматизме и укрепление здоровья дошкольников в целом.

Ожидаемые результаты:

Дети будут иметь: первичные представления о своем организме, о его строении, о назначении отдельных органов, о правильной реакции при получении различных травм (ушиб, порез, ожег, растяжение, вывих), иметь простейшие представления о мероприятиях направленных на сохранение и укрепление здоровья

Дети приобретут: знания, которые направлены на сохранение и укрепление здоровья, в выборе поступков приносящих пользу здоровью.

Родители получат: теоретические знания направленные на сохранение и укрепление здоровья, создание условий для поддержания ЗОЖ в семье, получат представления о необходимых мерах первой доврачебной помощи.

Предварительная работа.

1. Пополнение учебно-методического обеспечения образовательного
процесса по теме

2. Составление картотек по ОБЖ (Игры ППБ, Игры ПДД, Д/и по ОБЖ итд.)

3.Подготовка и просмотр обучающих фильмов по ОБЖ (Пожарная безопасность, Правила дорожного движения, Первая помощь при травматизме)

4.Изготовление дидактических игр: «Собери человека», «Здоровая
пища», «Травмы и помощь », «Съедобное — несъедобное»,
«Просвещен -вооружен», «Одень по погоде».

5. Составление  картотеки игр по ЗОЖ.

6. Изучение методической, научно-популярной, художественной

литературы.

7.Итоговая презентация на тему «Знание-залог здоровья»

8.Проведение спортивных досугов по темам ОБЖ с отработкой правильной реакции на ситуации.

Работа с детьми:

1.Работа по картотекам ПДД, ППБ, ЗОЖ.

2.Рассматривание иллюстрированного материала по теме.

    3.Просматривание мультфильмов: «ОБЖ» и др.

    4.Изготовление атрибутов для Дидактических игр. Проигрывание игры — ситуации «Я на дороге», «Внимание пажар» «В травматологическом пункте»; «Вызов на дом»; «Процедурный кабинет» «Валеология или здоровый малыш», «Полезная и вредная еда», и прочее.

5.Организация игровой деятельности детей.

6.Разучивание пальчиковой гимнастики, физминуток, самомассажа, кинезио-упражнения.

7.Создание предметно-развивающей среды (наполнение уголка наглядно — демонстративным материалом и дидактическими пособиями и играми)

Работа с родителями: консультации:

  1. «Развитие навыков безопасного поведения дошкольников».
  2. «Осторожно ядовитые растения»

3. «Правильная реакция при детском травматизме».

4. «Все что нужно знать о сохранении здорового ребенка дома и на улице». «Правила питания»

6. «Воспитание культурно - гигиенических навыков в семье, формирование безопасной среды»

7. «Основные приемы оказания первой помощи»

7. Памятка: десять советов родителям по формированию установки на здоровье.

8. Папка — передвижка на тему: «Рекомендации родителям по
укреплению здоровья».
Продукт проектной деятельности

1. Перспективное планирование и конспекты непосредственно -
образовательной деятельности и культурно - досуговой деятельности по теме
проекта.

2. Предметно-развивающаяся среда в группах в соответствии с
тематикой проекта.

3. Итоговое мероприятие проекта «Мы спасатели».(Огонь –друг, огонь враг, правила поведения на дороге, спортивная игра -практикум по ОБЖ)

4. Выставка детских работ на тему «БЕЗОПАСНОСТЬ».

5. Опыт работы с детьми, родителями и педагогами в рамках проекта
«Знание-залог здоровья».

       6.Презентация проекта.

Предполагаемые результаты:  Как результат работы у детей должно быть  сформировано осознанное отношение к своему здоровью; дети  должны иметь представление о правилах поведения в травмоопасных ситуациях,  о различных способы  оказания доврачебной помощи.

Создание пространственной предметно - развивающей среды по основам безопасности жизнедеятельности детей.

Совершенствование познавательно-исследовательской деятельности.

 Вовлечение родителей в образовательный процесс по теме ОБЖ.

Перспективное планирование.

                                       Алгоритм деятельности ребенка и взрослого

Этапы работы.  Виды деятельности

Ответственные.

Сроки

1 – этап Подготовительный:

Создание условий реализации проекта:

- Пополнить образовательную среду в группе для  формирования у детей представлений о безопасности жизнедеятельности: дидактическими играми, фильмами, художественной литературой, наглядным материалом: фотографиями, альбомами, картинками.

- Обогатить игровое пространство элементами, стимулирующими познавательную активность детей: игрушками и предметами по данной теме: (макеты домов, машин, знаков  дорожного движения  и т. п.).

- Создать картотеку дидактических, подвижных игр по пожарной безопасности, правилам дорожного движения, безопасности в быту.

- Подготовить материал для повышения  педагогической компетентности родителей специализированными знаниями по данной теме: консультации, памятки, буклеты, собрания.

Воспитатели подготовительной группы, инструктор по физ.культуре

ЯНВАРЬ

2 – этап: Основной, практический.

Включает три темы: Пожарная безопасность. Правила дорожного движения. Безопасность в быту.

Воспитатели,    инструктор по физкультуре

Февраль-Март

1.Тема: «Пожарная безопасность»

- Занятия: «Огонь друг и враг человека»,  «Спички – страшная игра», «Профессия пожарный»,

- Просмотр мультфильма: «Кошкин дом». Познавательная презентация «Спички детям не игрушка»

- Моделирование ситуации: «Вызов пожарных», «В группе, квартире пожар – что делать?», «Покажи и расскажи, о приемах защитного поведения при пожаре».

Игровая деятельность: Работа с картотекой по ППБ

- Д/и: «Назови пожароопасные предметы», «Назови причины пожара», «Хорошо - плохо».

- Сюжетно – ролевые  игры: «Мы - пожарные», «Один дома».

- Театрализованные игры: «Сказки про безопасность».

Коммуникативная деятельность:

- Рассказ пожарного о своей профессии. (Ролевое воплощение)

 - Беседы: «Правила поведения при пожаре»; «Ни ночью, ни днем не балуйтесь с огнем».

- Составление рассказов по картинкам: «Причины возникновения пожара»;

- Творческий рассказ: «Как бы поступил ты?»

- Восприятие художественной литературы: Картотека стихов , поговорок, загадок о ППБ

Стихи: «Очень – очень важные правила», «Песенка спичек», «Если увидел пожар - зови на помощь»; Рассказы и сказки: «Не надо играть с огнем» А.Я.Гимадеева, «О силе огня» С.Г.Поляева; Заучивание поговорок об огне. Отгадывание загадок на пожарную тему. ..." Разучивание стихотворения: «Я огонь».Черных

Изобразительная деятельность:

- Рисование: «Пожароопасные предметы», аппликация: «Пожарная машина», лепка: «Пожарные».

- Рисование плаката: «Спички детям не игрушка».

Двигательная деятельность:

 - Подвижные игры: «Пожарные сборы», «Затуши костер», «Птички в беде», «Огонь в очаге».  - Эстафета: «Кто быстрее оденется».

- Спортивный праздник: «Смелые пожарные».

Работа с родителями:

- Консультации: «Пожарная безопасность дома»,

«Играем с детьми дома» - ПАМЯТКИ ПО ППБ

- Буклет: «Учим детей правилам пожарной безопасности»

Взаимодействие с социумом:

- ПРИВЛЕЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ

Продукт: «Составление и оформление пособия правил безопасного обращения с огнём»

2.Тема: «Правила дорожного движения»

Познавательно - исследовательская  деятельность:

- Занятие: «Страна дорожных знаков».

- Моделирование ситуации: «Как правильно перейти улицу», «Мы водители», «Мы пешеходы», «Мы пассажиры».  

Обучающая презентация «Буратино учит знаки в стихах»

- Просмотр мультфильма – « Опасная дорога»  (Смешарики)

Игровая деятельность: Картотека по ПДД

Д/и «Подумай и отгадай», «Законы улиц и дорог», «Что будет, если…»,  «Угадай какой знак», «Научим Незнайку ПДД»  

 Сюжетно-ролевые игры : «Такси», «ППС», «Автобус».

Театрализованная игра - инсценировка: «Пассажиры в автобусе».

Коммуникативная деятельность:

- Беседа с сотрудником ППС: «Моя профессия».

- Составление рассказов по картинкам: «Опасные ситуации на дорогах»,

- Составление загадок о правилах на дороге.

Восприятие художественной литературы: Картотека по ПДД

- «Умный пешеход», «Стихи про дорожные знаки», «Правила дорожного движения»

- Сказка «Лиса и заяц»

- Загадки: «Угадай транспорт».

- «Правила поведения для воспитанных детей»

Изобразительная деятельность:

-  Выставка рисунков по теме: «Чего не должно быть».

- Аппликация: «Автомобили на дороге»

Двигательная деятельность:

- П/и: «Бегущий светофор», «Умелый пешеход», «Зебра», «К своим знакам!», «Регулировщик».

- Спортивный праздник: «В гостях у светофора»

Работа с родителями:

- Буклет: «Учим детей правилам дорожного движения».

- Консультации: «Причины и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма». «Как подготовить ребенка к нестандартным ситуациям?»

Взаимодействие с социумом:

Привлечение школьников «Сказка о колобке на новый лад»

 светофориюПДД».

- Экскурсия к светофору.

Продукт: «Составление и оформление пособия для  правил безопасного поведения на улице».                                                                                                    

Воспитатели,    инструктор по физкультуре

Март

3.Тема: «Безопасность в быту»

Познавательно - исследовательская  деятельность:

- Занятия: «В мире опасных предметов», «Осторожно – незнакомец!».

- Просмотр мультика: «Безопасность в быту».

-Обучающая презентация  «Поведение в быту»

- Эксперимент: «Горячий, холодный».

- Моделирование ситуации: «Угрожает опасность - позови на помощь!», «Если ребенок поранился», «Вам позвонили в дверь», «Звонок по телефону».

-Презентация «Я и мое тело» (Внешнее и внутреннее строение человека)

Игровая деятельность:

- Д/и: «Части тела» «Что мы знаем о себе?», «Можно - нельзя», «Так - не так», «Сто бед», «Источники опасности».

-  С/р игры: «Дом», «Детская площадка».  И/драматизация: «Три поросенка», «Волк и семеро козлят».

- Игровые ситуации: «Бабушкин сундучок», «У мамы на кухне», «Аптечка-что для чего».

Коммуникативная деятельность:

- Беседа: «Валеология-наука о здоровье человека», «Один дома». «Травма-что делать?»

- Составление рассказов по картинкам: «Как беречь себя?».

- Составление и отгадывание загадок на тему «Хорошо – плохо».

Восприятие художественной литературы:

-  «Осторожные сказки. Поучительные истории» Т.А Шорыгина,

- стихи и загадки по теме (картотека)

- Сказка: «Три поросенка на новый лад».

Изобразительная деятельность:

- Оформление памяток для родителей: «Внимание – травмы!».

- Мы спасатели рисунок себя в роли…

Двигательная деятельность:

П/и: «Мы - спасатели». «Кто быстрее перевяжет раненого», «Собери безопасные предметы».

- Спортивный праздник: «Мы- спасатели»

Работа с родителями:

- Консультации: «Развитие у детей навыков безопасного поведения», «Учим детей самостоятельности». «Установки на внимание»

- Изготовление  буклета на тему: «Безопасность в быту».

- Встреча за круглым столом: «Детям о безопасности в быту».

Продукт: «Составление и оформление пособия для детей правил безопасности в быту».

Воспитатели, инструктор по физ. культуре,

  родители

Март-Апрель

3 этап: Заключительный:

Презентация проекта. «Знание –залог здоровья», Спортивный  досуг « Мы спасатели» 

Демонстрация ЛЭПБУКА.

Воспитатели,

Инструктор по физкультуре, родители

Март-Апрель

Используемая литература

1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. «Безопасность». – С.П., 2012.

2. Анастасова Л.П., Иванова И.В., Ижевский П.В. «Жизнь без опасностей». М.,2008.

3. Белая Н.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М., 2000.

4 Белая К.Ю., Зимонина В.Н.  «Твоя безопасность» – М.,1998

5. Богданов В.В., Попова С.Н. История обыкновенных вещей. – М., 2002.

6.  Князева О. Мои помощники. //Дошкольное воспитание 2000 №2.

7.  Шорыгина Т.А «основы безопасности детей 5-8 лет». – М.,2006

8. Овчаренко Л.Н. Предотвратить беду. – М., 2008.

Приложение 1

Анкета для родителей

Уважаемые родители! Просим Вас оказать

нам содействие, заполнив анонимную анкету,

 на тему  «Условия ЗОЖ в семье».

1. Читаете ли вы литературу о здоровом образе жизни?

А) ДА; Б) Нет; В) ИНОГДА.

2. Используете ли Вы полученные знания в воспитании ребёнка?

А) ДА; Б) Нет; В) ИНОГДА.

3. Можно ли назвать образ жизни в Вашей семье здоровым?

А) ДА; Б) Нет; В) ИНОГДА.

4. Делаете ли Вы утреннюю зарядку?

А) ДА; Б) Нет; В) ИНОГДА.

5. Есть ли у Вас или у других членов семьи вредные привычки?

А) ДА; Б) Нет; В) ИНОГДА.

6. Как Вы организуете питание в вашей семье?

А) полноценное питание;

Б) предпочтение отдаёте каким-то одним видам продуктов;

В) питаетесь регулярно;

Г) нерегулярно.

7. Как воздействует на вашего ребёнка климат в семье?

А) положительно;

Б) отрицательно;

В) не воздействует.

8. Воздействуете ли Вы на своих детей с целью формирования у них привычки к здоровому образу жизни?

А) ДА; Б) Нет; В) ИНОГДА.

9. Занимаетесь ли Вы физической культурой и играми вместе с детьми?

А) ДА; Б) Нет; В) ИНОГДА.

10. Занимаетесь ли Вы закаливанием детей?

А) ДА; Б) Нет; В) ИНОГДА.

11. Вы сами здоровы?

А) ДА; Б) Нет; В) ИНОГДА.

12. Часто ли болеет Ваш ребёнок?

А) ДА; Б) Нет.

13. Каковы причины болезни Вашего ребёнка;

А) недостаточное физическое воспитание в детском саду;

Б) недостаточное физическое воспитание в семье;

В) наследственность;

Г) предрасположенность к болезням.

14. Что, по вашему мнению, будет способствовать укреплению его здоровья?

а) Физкультурные занятия в детском саду;

б) закаливание;

в) прогулки на свежем воздухе в любую погоду;

г) совместные физкультурные занятия детей и взрослых в детском саду и дома;

д) утренняя гимнастика;

е) соблюдение режима дня;

ж) другие варианты. _________________________________________________________

15. Что Вы считаете здоровым образом жизни? (напишите)

Приложение 2

безопасность ребенка анкета.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»

Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...

Конспект занятия "Здорово здоровым быть" (в рамках проекта "Здорово здоровым быть")

Здоровым быть важно, здоровым быть нужно. Но психологическое здоровье детей не менее важно, чем физическое. Данное занятие было проведено в рамках реализации проекта "Здорово здоровым быть"....

Проект по формированию здорового образа жизни в рамках недели здоровья «Здоровым быть здорово»

В последнее время остро стоит проблема здоровья. Появилась тенденция к ухудшению здоровья среди детей. Достичь необходимого уровня интеллектуально – познавательного развития может только здоровы...

Буклет«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья – здоровая – страна!»

Долг родителей укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем....

Сценарий спортивных состязаний «В здоровом теле – здоровый дух» В рамках мероприятий «Здоровые дети – в здоровой семье» в старшей и подготовительной к школе группах.

Цель: Содействовать охране и укреплению здоровья детейЗадачи:Образовательная область  «Здоровье»Закреплять знания детей о пользе занятий физическими упражнениям.Воспиты...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию предпосылок здорового образа жизни в рамках проекта: «Как здорово здоровым быть» по теме: «Здоровое питание – основа процветания» в старшей группе № 10 «Солнышко»

В ходе ООД предпологанется закрепить знания детей о продуктах питания и их назначении для человека, о понятиях «правильное» или «здоровое питание», формирование познавател...

«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья - здоровая нация!»

Цель: повысить результативность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье.Статья предназначена для расширения кругозора родителей и педагогов....