Туристические походы в рамках выходного дня совместно с родителями Проект «Вместе весело шагать или путь к здоровью»
методическая разработка (средняя группа)

Белова Галина Константиновна

Совместные туристические походы - одна из наиболее активных форм работы с семьей, совместного отдыха, привлечения родителей к совместной деятельности дошкольного учреждения и семьи, что способствует повышению педагогической культуры родителей, выработке правильных форм взаимодействия детского сада и семьи, помогает создать для детей более благоприятную обстановку в семье, устанавливаются доверительные отношения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Туристические походы в рамках выходного дня совместно с родителями

Проект «Вместе весело шагать или путь к здоровью»

Туристические походы - одна из наиболее активных форм совместного отдыха, привлечения родителей к совместной деятельности дошкольного учреждения и семьи.

Это - общение с природой, смена обстановки, психологическая разгрузка и физическая активность.

Походы сближают родителей, детей и педагогов дошкольного учреждения, дают прекрасную возможность создания атмосферы взаимопонимания и сотрудничества, на что и был направлен проект.

Цель проекта:

Содействие сохранению семьи, её приверженности здоровому образу жизни путём проведения совместно с родителями туристических прогулок - походов.

Задачи проекта:

-    Заинтересовать родителей детским туризмом, как средством активного совместного отдыха.

-    Расширить педагогические знания родителей по вопросам важности физической активности детей и родителей, здорового образа жизни (ЗОЖ), туризма.

 -     Научить взрослых проводить совместные подвижные и спортивные игры с ребёнком в свободной самостоятельной деятельности.

-   Формировать у родителей и детей осознанное отношение к своему здоровью.

-   Воспитывать бережное отношение детей к растительному и животному миру.

Участники проекта:

Дети, родители и воспитатели группы МБДОУ Детский сад №7 г.Протвино.

Основное направление проекта – оздоровительное. Также проект направлен на экологическое воспитание дошкольников.

Сроки реализации проекта: апрель - май 2015год.

Ожидаемый результат:

В ходе реализации данного педагогического проекта будет установлено единство дошкольного учреждения и семьи в вопросах воспитания здорового ребёнка. Родители на собственном опыте убедятся, что совместная спортивная деятельность полезна и необходима не только ребёнку, но и взрослому. Увеличится количество желающих родителей участвовать во всех формах организации физкультурно-оздоровительной работы, проводимой в дошкольном учреждении. Родители станут организаторами, активными помощниками и участниками в проведении различных спортивных мероприятиях, прогулок - походов. Огромную пользу от педагогического проекта получат не только взрослые, но и дети. Физические качества детей будут эффективно развиваться, повысится скорость формирования важных двигательных навыков детей, а здоровье будет сохраняться и укрепляться. Ожидается положительная динамика темпов прироста физической подготовленности детей. Снизится общая заболеваемость детей по дошкольному учреждению.

Критерии оценки эффективности проекта:

-   Повышение уровня активности участия родителей в совместных физкультурно-оздоровительных мероприятиях.

-  Обогащение педагогического просвещения взрослых в вопросах оздоровления и воспитания детей.

-   Формирование у детей и взрослых культуры здоровья.

-   Повышение темпов прироста физической подготовленности детей.

Описание проекта.

Недалеко от нашего детского сада есть прекрасные места для отдыха, это сосновый лес. Большая  поляна, подъём на возвышенность предполагает преодоление препятствий, что является прекрасной тренировкой на выносливость. Туристический поход не просто прогулка: у него есть точный маршрут, место, куда необходимо прийти. По карте маршрута все вместе отправляются в указанное место. С приобретением опыта походной жизни у детей формируются первоначальные навыки "выживания" в природной среде: умение ориентироваться на местности, находить ветки для костра, разжигать его и тушить, оказывать посильную помощь товарищам. Для того чтобы добиться поставленной цели и задач, предполагается данный проект реализовать в три этапа:

План реализации проекта

№п/п

Мероприятия

Ответственный

Сроки

Подготовительный этап

1

Сбор литературы о туризме: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки, просмотр мультфильмов. Рассматривание иллюстраций. Подборка статей из литературы.

Воспитатели группы, родители

В течение всего проекта

2

Консультация - практикум «Полезная прогулка» (с обыгрыванием подвижных игр).

Воспитатели.

Апрель2013

3

Родительское собрание «Готовимся к походу». Памятка для родителей «В поход всей семьёй».

Воспитатели.

Май 2013

4

Приобретение необходимого оборудования

Родительский комитет группы

Апрель2013

5

Беседы с детьми о значении туристического похода, правилах поведения в походе, о безопасности в походе.

Воспитатели

группы

В течение всего проекта

6

Наблюдение за природными объектами на прогулке, рассматривание иллюстраций, чтение природоведческой литературы.

Воспитатели группы.

Апрель - май

7

Создание мини - музея «Дерево».

Воспитатели, родители группы.

Апрель

8

Разучивание подвижных игр на туристическую тему: «Отгадай», «Следопыты», «Туристические препятствия»,Д/и «Назови туристическое снаряжение»

Сюжетно-ролевая игра «Поход»

Воспитатели группы, родители

Каждую  неделю на прогулке

9

Информационный стенд о походе. Памятка для родителей «Берегите природу». Советы заблудившемуся: «Опасные насекомые», «Опасность пожара», «Памятка по безопасности в природных условиях».

Воспитатели группы

Май

10

Обследование места проведения похода.

Воспитатели группы, родители

Накануне

Основной этап (непосредственное проведение туристического похода).

1

Подготовка снаряжения, медицинской аптечки, атрибутов, спортивного оборудования, воды.

Воспитатели группы, родители

Перед походом

2

Разработка схемы маршрута, сценария проведения похода, распределение ролей.

Воспитатели группы, родители

Апрель - май

3

Совместный сбор и отправление по маршруту.

Воспитатели группы, родители

Май

4

Деятельность по сценарию.

Воспитатели группы

Май

Заключительный этап (оценочный)

1

Оформление фотовыставки  «Мы веселые - туристы».

Воспитатели группы

После похода

2

Публикация в групповой газете заметки о походе.

Воспитатели группы

После похода

3

Планирование работы по проведению дальнейших походов по сезонам.

Воспитатели группы

После похода

4

Подведение итогов реализации проекта.

Презентация педагогическому коллективу

Воспитатели группы

Май

Выводы:

Таким образом, туристические прогулки - походы не только приобщают к здоровому образу жизни, развивают физические качества и навыки, но и экологически развивают детей. Взрослые и дети лучше узнают друг друга: особенности характера, мечты и способности. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности человека, забота о каждом, доверительные отношения между взрослыми и детьми, родителями и педагогами, т.е. обеспечивается взаимосвязь физической, психической и социальной составляющих здоровья.

Источники:

1. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей: Пособие для воспитателей детского сада-М.: Просвещение, 1986.- 128с.ил.

2. Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 6-7 лет-М.:ТЦ Сфера,2004.128с.

3. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А. Гимнастика в детском саду. Издательство «Просвещение».

4. Соломенникова Н.М. Организация спортивного досуга дошкольников 4-7 лет.- Волгоград: Учитель,2015.-135 с.

5. Старковская В.П. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. - М.: Новая школа, 1994.-288с., ил.+ цв. приложение.

6. Стечкевич С.В. Образовательный проект «Шаги здоровья» Научно-практический журнал «Инструктор по физкультуре ДОУ, 2015 №1. с.24.

КОНСПЕКТ

Пешеходный поход для детей «Вместе весело шагать или путь к здоровью»

Задачи:

- Предоставить детям возможность применять двигательные умения и навыки, приобретённые ранее.

- Оздоровить организмы детей во время пешеходной прогулки.

- Закрепить знания о правилах поведения во время прогулок на природе.

- Развивать ловкость, координацию движений, быстроту реакции, выносливость.

- Содействовать сохранению и укреплению семьи, её приверженности здоровому образу жизни. Создать атмосферу доброжелательности у детей и взрослых в период похода, сплоченности коллектива.

- Воспитывать волевые и дружеские качества в подвижных играх, чувство товарищества, взаимопомощи.

Оборудование: рюкзаки, атрибуты для игр и эстафет, вода, аптечка, палатка, сухой паек.

Участники похода собираются у поликлиники в 10.00 часов.

Вступительная беседа воспитателя  с детьми и родителями.

Воспитатель. Сегодня, я предлагаю вам отправиться в необычное путешествие. А каким другим словом можно заменить слово «путешествие»? (Поход). Каждый из вас знает, что в поход отправляются те, кто не боится дальних дорог, кто с нетерпением ждёт новых встреч с солнцем, ветром, костром, палаткой и интересными людьми. А как называют таких людей? (Туристы). Перед началом трудной дороги давайте разучим речёвку. Я буду произносить строчку, а вы мне дружно отвечайте: «Мы, туристы!». Но будьте внимательны!

Воспитатель. Кто шагает с рюкзаком?

Дети и родители: Мы, туристы.

Воспитатель. Кто со скукой не знаком?

Дети и родители: Мы, туристы.

Воспитатель. Кто в дороге целый день?

Дети и родители. Мы, туристы.

Воспитатель. Кто не знает слова лень?

Дети и родители. Мы, туристы.

Воспитатель. Эй! Ребята, твёрже шаг!

Что турист берёт в дорогу?

Дети и родители. Песню, ложку и рюкзак!

Воспитатель. Итак, туристы готовы?

Все отвечают. Готовы! (Фотопортрет группы на память)

Воспитатель. Можно идти в поход. Будьте внимательны, нас ждут необычные приключения.

Дети (хором). Мы, девочки и мальчики,

Все ходим в детский сад!

А группу нашу в садике

Мы УМКАМИ зовём,

И каждый день, как в праздники,

В ней весело живём!

Воспитатель. Для туристов есть специальные «Экознаки».Попробуйте догадаться, что они означают, и вспомним правила поведения в природе:

1. Не разжигай в лесу костер! Помни: на земле, после костра пять лет не сможет расти трава!

2. Не оставляй мусор в лесу! Помни: это дом для животных, в нем должно быть чисто!

На природе отдыхали,

Много ели и играли.

Мусор весь мы соберем

И с собой его возьмем.

Ведь полянка - чей-то дом -

Пусть порядок будет в нем

3. Не ломай ветки у деревьев!

Помни: чем больше деревьев, тем чище воздух!

Деревце, цветок и куст

Радуют всегда нас пусть!

Не сорвем и не сломаем, –

Что они живые, знаем!

4. Не лови в лесу животных! Помни: это лесные жители, им будет плохо в квартире рядом с человеком. А лес – их родной дом!

И лягушку, и жучка,

В паутинке паучка,

Бабочку и муравья

Не обидим ты и я!

Хороводная игра:

Мы растет, растем, растем, растем,

Все о мире узнаем.

Не обидим мы букашки,

Гнезд не разорим у пташки,

Не сорвем душистый ландыш,

Муравейник сохраним,

Ручейка не замутим.

Мы деревья сохранили,

Значит, жизнь себе продлили.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Если вы действительно, будете соблюдать эти правила, то наши леса станут чище, красивее, богаче.

Остановка на привале:

В. А если вы мне пообещаете выполнять эти правила, я расскажу вам, как природа может вам помочь. Часто бывает, что в походе случается неприятность – царапина, ушиб или укус какого-нибудь насекомого, а врача рядом нет. Что же делать? У природы есть своя аптека, растет она под ногами. Растения помогут вам, если вы будете знать, как их правильно использовать. Подорожник нужен, если вы порезались, – приложите чистый листочек к ранке и подержите – кровь остановится. Существует легенда о том, как были открыты ранозаживляющие свойства этого растения. Однажды две змеи, расположившись на дороге, грелись на солнце. Вдруг из-за поворота выехала повозка. Одна змея успела уползти в безопасное место, а другая задержалась, и колесо переехало ее. Люди, сидевшие в повозке, увидели, как первая змея, оставшаяся невредимой, уползла, но вскоре возвратилась с листом подорожника, которым исцелила пострадавшую. Этот случай как будто бы и натолкнул людей на мысль о возможности использования подорожника для лечения ран. Еще одно растение – одуванчик – лекарственное, в медицине применяются все его части – от корня до цветка. Оно съедобно - входит в состав салатов, из него готовят даже одуванчиковое варенье. Одуванчик поможет при укусе насекомого - осы, пчелы или овода. Просто сорвите желтый цветок и смажьте его млечным соком место укуса. Чистотел - растение ядовитое - есть его нельзя. Но вот если вы натерли в дороге мозоль, сорвите листочек и выступившим из него желтым соком смажьте мозоль. А еще чистотел поможет вывести бородавку, если ее регулярно смазывать соком этого растения. Полевая ромашка маленькая, а ее листочки похожи на веточки укропа. Если взять несколько цветков ромашки и листочков мяты, то можно приготовить настоящий лесной чай, который придаст вам сил, успокоит и не позволит простудиться даже в холодную погоду. Вам очень понравится этот вкусный лесной аромат. Но применять растения можно лишь те, которые растут в лесу, далеко от дорог. Ну что, запомнили, какие растения и в какой ситуации вам помогут? Давайте проверим.

Рассматривание цветков. Игра "Какое растение выручит?"

В. МОЛОДЦЫ! В путь -дорогу!

Я скажу вам от души -

Все ребята хороши!

Но интересно мне узнать,

Любите ли вы играть?

Дети: Да!

1.Проведение эстафет с родителями.

2. Сбор веток для костра, раскладывание палатки, эстафета «Собери рюкзак в поход» для капитанов команд.

Игры:

У оленя дом большой.

Он глядит в своё окно.

Заяц по полю бежит,

В дверь к нему стучится.

Тук-тук-тук, скорей открой.

Там в лесу охотник злой.

- Заяц, заяц, забегай,

Лапу подавай!

Только в лес мы вошли,

Появились комары.

Руки - вверх, хлопок над головой,

Руки - вниз, хлопок - другой.

Дальше по лесу шагаем

И медведя мы встречаем.

Руки на голову кладём

И  вразвалочку идём.

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса.

Мы лисичку обхитрим,

На носочках пробежим.

Зайчик скачет быстро в поле,

Очень весело на воле.

Подражаем мы зайчишке,

Непоседы - шалунишки.

Но закончилась игра,

И кушать нам пора.

3. Раскладывание ковриков для отдыха, перекус. После пикника собрать мусор в мешки, чтобы унести с собой.

Воспитатель. Ребята, знаете, как вести себя в лесу?

Дети говорят пословицы про лес:

       "Лес - богатство и краса береги свои леса";

       "Лес и вода родные брат и сестра,

       "Враг природы тот, кто лес не бережет",

       "Лесная сторона не одного волка, а и мужика досыта кормит",

       "Для города каждое дерево дорого",

       "Срубить дерево - пять минут, вырастить - много лет",

       "Кто с дерева кору снимает, тот его убивает",

       "Одна искра целый лес сжигает",

       "Не мудрено срубить, мудрено вырастить",

Воспитатель. А теперь скажите, пожалуйста, как вести себя надо в лесу?

Дети. Нельзя рвать цветы, листья. Нельзя громко шуметь, кричать. Оставлять место отдыха чистым, мусор брать с собой.

Дети разжигают вместе с папами костер.

В. А теперь я вас проверю и игру для вас затею.

Подвижная игра «Мы весёлые ребята» - 3раза.

Воспитатель. А сейчас я хочу посмотреть, какие вы ловкие, смелые и выносливые, для этого мы проведём эстафеты, в которых будут участвовать 2команды. (Дети и родители делятся на две смешанные команды.)

Игра « Мячик кверху!»

Все стоят в кругу. Водящий бросает мяч кверху со словами: «Мячик кверху!» (в некоторых вариантах в этой игре произносятся выдуманные слова, которых в русском языке нет, такое слово – сигнал можно придумать вместе с детьми и выкрикивать его в этой игре). В это время все игроки разбегаются от водящего как можно дальше.

Водящий ловит свой мяч и кричит в это время: «Стой». Все отбежавшие подальше игроки должны остановиться и замереть на месте.

Задача водящего – бросить мячик и задеть — запятнать им одного из игроков. Если ему удалось запятнать игрока, то этот игрок становится водящим в следующей игре. Если запятнать игрока не удалось, то водить снова придется этому же водящему.

Игра «Большой мяч»

Для игры понадобится мяч большого размера, который можно пинать. Все игроки встают лицом в круг и берутся за руки. Водящий становится в центр круга и пытается выкатить мяч из круга ногами. Игроки не дают ему это сделать. Если кто-то из игроков пропустил мяч, он становится водящим. Но второй кон игры проходит по-другому. Игроки встают теперь лицом из круга и берутся за руки. Задача водящего – вкатить мяч обратно в круг. Если это удалось, то игрок, пропустивший мяч, становится водящим.

Снова дети встают лицом в круг и игра повторяется.

Правило игры – мяч нельзя брать в руки, можно только перекатывать его ногами.

«Догони колечко».

На веревке привязано 2 кольца. Играющие по кругу перебирают кольцо, догоняя первое.

Бег парой.

Команды строятся за линией старта в колонну по два. По сигналу бегут первые пары, взявшись за руки. Обегают деревья, возвращаются назад, передают эстафету касанием рук и становятся в конец колонны.

Прыжки из обруча в обруч.

Команды становятся в колонну по одному за линией старта. Перед каждой командой лежат по 4 обруча от линии старта до дерева. По сигналу первые участники с малым мячом в руках прыгают на двух ногах из обруча в обруч, обегают дерево, таким же способом возвращаются назад, передают мяч в руки следующему участнику эстафеты и становятся в конец колонны.

Пролезь, не задень обруч.

Команды становятся в колонну по одному за линией старта. Перед каждой командой стоит взрослый, держащий два обруча по бокам. По сигналу первые участники эстафеты пролезают в, обручи боком, держа малый мяч в руке, обегают дерево, таким же способом возвращаются назад, передают мяч в руки следующему участнику эстафеты и становятся в конец колонны.

"Кто соберёт больше шишек в обруч"

За три минуты дети и родители собирают шишки в обруч. Выигрывает команда, собравшая большее количество шишек.

 «Перекинь мяч» (с простынями)

Воспитатель подводит итоги соревнований и объявляет победителя.

Чаепитие на поляне с едой, принесённой в рюкзаках. Дискотека. Песни у костра.

Воспитатель. Пора прощаться с Лесом, давайте поблагодарим его за всё.

Дети и родители благодарят Лес, прощаются с ним.

Возвращение в детский сад.

Список использованной литературы:

Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения/ авт.-сост. М.А.Павлова, М.В. Лысогорская, 2009.

Работа с семьей: методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.

Взаимодействие ДОУ И семьи/ Сост. О.И. Бочкарева.-Волгоград: ИТД "Корифей", 2008.

Весёлая физкультура для детей и их родителей. О.Б. Казина. - Ярославль: Академия развития, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Туристический поход для детей подготовительной группы совместно с родителями «В гости к Осени»

Содействие сохранению семьи, её приверженности здоровому образу жизни путём проведения совместно с родителями туристических прогулок - походов....

Проект "Вместе весело шагать" (формы работы с родителями воспитанников среднего дошкольного возраста)

Тип проекта:по доминирующей: в проекте деятельности: воспитательно-образовательный.по содержанию: психолого-педагогический.Объект проекта - педагогическое просвещение родителей дошкольников.Предм...

"Социально - коммуникативное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья.(детей с нарушением зрения" Проект "Вместе весело шагать"

Цели-:Повысить качество социально - коммуникативного развития детей с ограниченными возможностями здоровья.- Развить целостные и системные представления о социальных нормах и правилах поведения в обще...

Проект сотрудничества с родителями воспитанников "Вместе весело шагать"

Данный проект содержит формы и методы работы для  создания атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, учитывая интересы всех сторон, и объединяя усилия для достижения высок...

Взаимодействие с родителями в процессе дистанционной формы обучения на примере образовательного проекта «Вместе весело шагать»

Дистанционная форма обучения способствовала поиску новых форм работы учителя-логопеда для решения задач непрерывности учебного процесса по развитию всех компонентов речи у детей с тяжелыми нарушениями...

Взаимодействие с родителями на примере образовательного проекта «Вместе весело шагать»

Дистанционная форма обучения способствовала поиску новых форм работы учителя-логопеда для решения задач непрерывности учебного процесса по развитию всех компонентов речи у детей с тяжелыми нарушениями...