Познавательно-исследовательский проект во второй младшей группе "Чистые ручки"
проект (младшая группа)

Полякова Юлия Юрьевна

Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования по воспитанию у детей гигиенических навыков. Уже с момента рождения ребенок является существом социальным, так как любая его потребность не может быть удовлетворена без помощи и участия другого человека.

Социализация, или усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующим поколением, происходит только в совместной деятельности и общении. Основной задачей гигиенического воспитания детей дошкольного возраста является сообщение им элементарных гигиенических сведений и формирование на их основе умений, навыков и привычек, а также воспитание культуры поведения. Детям с ранних лет прививают гигиенические умения и навыки (мытьё рук, умывание, чистка зубов и т.д.), и к 6 годам они переходят в привычку. Это становится возможным в силу того, что у детей дошкольного возраста особенно сильно развиты тяга к подражанию, наблюдательность, любознательность. Как правило, дети в этом возрасте стремятся все делать самостоятельно. На этом должна базироваться вся санитарно-просветительная работа.

Формирование гигиенических навыков и санитарной культуры у ребёнка должно начинаться с самого раннего возраста. При этом всё более расширяющийся контакт его с предметами окружающей среды требует соответственно и повышенного внимания к чистоте его кожи и одежды. Дети дошкольного возраста много времени проводят на улице, возятся с песком, различными предметами, животными. Их занятия приводят к загрязнению рук, одежды, обуви. Поэтому следует приучать ребёнка мыть руки не только перед едой, но и по мере их загрязнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_chistye_ruchki.docx68.44 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 39 Кировского района

Санкт-Петербурга

Информационно-исследовательский проект

Для детей второй младшей группы

«Чистые ручки»

                                                 Воспитатель:

                                                                      Полякова Юлия Юрьевна

Санкт-Петербург

2019 г.

         Актуальность:

Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования по воспитанию у детей гигиенических навыков. Уже с момента рождения ребенок является существом социальным, так как любая его потребность не может быть удовлетворена без помощи и участия другого человека.

Социализация, или усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующим поколением, происходит только в совместной деятельности и общении. Основной задачей гигиенического воспитания детей дошкольного возраста является сообщение им элементарных гигиенических сведений и формирование на их основе умений, навыков и привычек, а также воспитание культуры поведения. Детям с ранних лет прививают гигиенические умения и навыки (мытьё рук, умывание, чистка зубов и т.д.), и к 6 годам они переходят в привычку. Это становится возможным в силу того, что у детей дошкольного возраста особенно сильно развиты тяга к подражанию, наблюдательность, любознательность. Как правило, дети в этом возрасте стремятся все делать самостоятельно. На этом должна базироваться вся санитарно-просветительная работа.

Формирование гигиенических навыков и санитарной культуры у ребёнка должно начинаться с самого раннего возраста. При этом всё более расширяющийся контакт его с предметами окружающей среды требует соответственно и повышенного внимания к чистоте его кожи и одежды. Дети дошкольного возраста много времени проводят на улице, возятся с песком, различными предметами, животными. Их занятия приводят к загрязнению рук, одежды, обуви. Поэтому следует приучать ребёнка мыть руки не только перед едой, но и по мере их загрязнения.

Цель: Создание условий для формирования у детей гигиенических навыков.

Задачи:

 Разработать план мероприятий, направленных на понимание важности заботы о собственном здоровье;

 Привлечь родителей к совместной работе по формированию гигиенических навыков;

 Разработать и внедрить в жизнь группы правила "Как нужно мыть руки".

Объект: Воспитательно-образовательный процесс.

Предмет: Культурно-гигиенические навыки.

Гипотеза.

Гигиенические навыки у детей будут сформированы, если будут созданы следующие условия:

1. Будет разработан план мероприятий, направленный на понимание важности заботы о собственном здоровье;

2. Будут привлечены родители к совместной работе по формированию гигиенических навыков;

3. Будут разработаны и внедрены в жизнь группы правила "Как нужно мыть руки".

Программное содержание:

«Здоровье»

- Совершенствовать представление детей о значении гигиенических процедур (мытьё рук).

- Воспитывать у детей потребность вести здоровый образ жизни.

«Коммуникация»

- Активизировать речевую деятельность детей.

- Формировать умение поддерживать речевое общение.

- Расширять словарный запас детей.

«Познание»

- Закрепить знания детей о правильном порядке мытья рук.

-Развить интерес у детей к экспериментально-познавательной деятельности.

«Социализация»

- Вызвать положительные эмоции у детей.

«Безопасность»

- Формировать элементарные представления о том, как нужно заботиться о своём здоровье.

Методы и приёмы:

- Игровые: сюрпризный момент, составление алгоритма, физкультминутка;

- Словесные: беседа, вопросы, рассказ, чтение отрывка из художественного произведения;

- Наглядные: просмотр иллюстраций и фото, использование принадлежностей для мытья рук, проведение опыта.

Предварительная работа: беседы, чтение художественной литературы: К.И. Чуковский «Мойдодыр», А. Барто  «Девочка чумазая», С. Волков «Азбука здоровья», потешки, рассматривание альбома «Хорошие привычки» и иллюстраций, микроскопа, микробов, детей чистых и чумазых.

Теоретическая значимость.

Методические рекомендации для педагогов по формированию у детей гигиенических навыков.

Практическая значимость.

Внедрение методики проектной деятельности в образовательный процесс.

Предполагаемые результаты:

1. Разработан план мероприятий, направленный на понимание важности заботы о собственном здоровье;

2. Привлечены родители к совместной работе по формированию гигиенических навыков;

3. Разработаны и внедрены в жизнь группы правила «Как нужно мыть руки».

Контроль за реализацией проекта:

1. Уровень сформированности навыков.

2. Уровень социализации личности.

Механизм реализации проекта:

Первый этап. Постановочный.

1. Обсуждение с детьми возможных тем проекта, связанных с проблемами группы.

2. Обсуждение найденной проблемы с родителями.

3. Консультация для родителей " Правила личной гигиены".

Второй этап. Поисковый.

1. Просмотр мультфильма «Мойдодыр»

2. Детский проект «Чистые ручки»

3. Домашнее задание для родителей: Беседа «Зачем мы умываемся» и изготовление рисунка по данной теме.

Третий этап. Заключительный.

1. Занятие «Чистые ручки».

2. Оформление и размещение правила «Как нужно мыть руки в группе».

Участники проекта: Воспитатели второй младшей группы № 3, дети данной группы, родители.

Время реализации проекта: 21.01.2019-25.01.2019

 


  Паспорт проекта                      

Время реализации проекта

21.01.2019-25.01.2019

Участники проекта

Дети среднего дошкольного возраста 3-4 лет, воспитатели, родители.

Интеграция образовательных областей

Познавательное, речевое, физическое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие.

Актуальность темы

Чтобы облегчить ребёнку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. И делать это надо педагогически тонко и ненавязчиво. При этом воспитателю важно учитывать возрастную особенность детей - стремление к самостоятельности. В своей работе по формированию культурно-гигиенических навыков мы отдаём предпочтение играм. Это создаёт у детей хорошее настроение и формирует положительное отношение к выполнению культурно-гигиенических навыков.

Цель проекта

Обучить детей способам профилактики инфекционных заболеваний и основным гигиеническим навыкам.

Задачи проекта

Расширять знания и навыки по гигиенической культуре. Формировать культурно-гигиенические навыки, привычку правильно мыть руки и умываться. Уметь ухаживать за своей кожей, пользоваться личными вещами. Воспитывать аккуратность, опрятность у детей. Развивать самостоятельные потребности культурно-гигиенических навыков. Сплочение детей и родителей в процессе активного сотрудничества в ходе реализации проекта.

Гипотеза образовательного проекта

Гигиенические навыки будут сформированы, если будут созданы следующие условия:

1. Будет разработан план мероприятий, направленный на понимание важности заботы о собственном здоровье.

2. Будут привлечены родители к совместной работе по формированию гигиенических навыков.

3. Будут осуществляться единые требования к выполнению культурно-гигиенических навыков в домашних условиях.

4. Будут разработаны и внедрены в жизнь группы правила "Как нужно мыть руки".

Принципы реализации проекта

1. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей.

2. Интеграция областей.

3. Совместная работа с родителями.

Предполагаемый результат

1. У детей сформируются навыки к самостоятельному использованию культурно-гигиенических потребностей.

2. Привлечены родители к совместной работе по формированию гигиенических навыков у детей.

3. Разработан план мероприятий, направленных на понимание важности заботы о собственном здоровье.

4. Разработаны и внедрены в жизнь группы правила "Как нужно мыть руки".

Продукт проектной деятельности

1. Детский проект, совместно с родителями «Чистые ручки»

2. Консультация для родителей «Правила личной гигиены».

3. Презентация проекта.

                 

  Перспективный план проекта

Понедельник

1. Ситуативный разговор с детьми на тему "Как можно защититься от микробов".

2. Наблюдение, все ли дети моют руки с мылом после прогулки, перед едой, после посещения туалета.

3. Разучивание потешки:

Мойся мыло не ленись

Не выскальзывай, не злись.

Ты зачем опять упало,

Буду мыть тебя сначала.

Вывод: Чтобы защититься от микробов моем руки с мылом.

Цель: Расширять кругозор детей, пополнять знания по культурно-гигиеническим навыкам. Воспитывать аккуратность во время мытья рук с мылом.

Вторник

1. Чтение стихотворений:

А. Барто «Девочка чумазая»,

К. Чуковский «Мойдодыр»,

В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?»

2. Разучить физкультминутку:

Мыло в руки мы возьмём

Кран с водой откроем

Щёчки, шейку мы натрём,

Личико умоем.

Мы намылим ручки,

Мы намылим ножки,

Полотенцем обернёмся

И друг другу улыбнёмся.

А теперь, как мячики

Весело поскачем мы.

Цель: Вызвать у детей желание следить за своим внешним видом, чистотой и опрятностью.

Среда

1. Просмотр мультфильмов:

«Мойдодыр»

«Микробы».

2. Знакомство с мылом и его свойствами.

3. Игра «Мыльные пузыри». Кто из детей лучше намылит руки. ( От простой воды и мыла у микробов тает сила).

4. Подвижная игра «Раздувайся пузырь».

Цель: Учить детей определять у мыла цвет, форму, запах. Развивать ловкость, умение лучше намыливать руки мылом.

Четверг

1. Знакомство с правилами личной гигиены.

2. Рассматривание иллюстраций, плакатов, решение педагогических ситуаций.

3. Прослушивание песни «Моем руки»:

Руки чтоб помыть, сперва

Засучим мы рукава.

Да, сперва засучим мы рукава.

Мы на «раз» имеем план

Открываем плавно кран.

Мыло мы возьмём на «два»,

Намочив его едва.

Мыло мы назад положим,

Пеной мылим нашу кожу.

Долго, долго мылим руки

Всё, как сказано в науке.

Наконец, на счёте «три»

Появились пузыри.

На «четыре» мыло смоем,

Аккуратно кран закроем.

А на «пять»

Станем руки вытирать

И опять эту песню напевать.

Цель: Учить детей при рассматривании иллюстраций и плакатов рассуждать, высказывать свои мысли, мнения в слух, делать выводы.

Пятница

1. На прогулке игры - забавы с мыльными пузырями.

2. Выставка детских рисунков и совместных проектов вместе с родителями "Микробы - кто это?"

Цель: Организовать соревнование на самый большой мыльный пузырь. Создание у детей радостного настроения.

                     

                       Пояснительная записка.

Занятия, игры, беседы, упражнения, стихотворения, загадки, пословицы, чистоговорки позволят сформировать у детей правильное отношение к вопросам личной гигиены, а также будет способствовать развитию у детей умений и навыков к культуре личной гигиены.

                                   


Приложение 1

Стихотворения, чистоговорки, потешки

* Ай, лады, лады, лады,

    Не боимся мы воды.

    Чисто умываемся,

     Маме улыбаемся.

* Чистая водичка,

    Умоет Саше личико,

    Анечке - ладошки,

    А пальчики Антошке.

* Я под краном руки мыла.

    А лицо помыть забыла.

    Увидал меня Трезор,

    Закричал: "Какой позор!"

* Водичка, водичка,

    Умой моё личико,

    Чтобы глазки блестели,

    Чтобы щёчки краснели,

    Чтоб смеялся роток,

    Чтоб кусался зубок.

* Моем шею, моем уши.

    Вытираемся посуше.

    Не спеша, не спеша.

    Чистота всего дороже!

* Руки надо чисто мыть,

    Рукава нельзя мочить.

* Умываемся мы чисто,

    Вытираемся мы быстро.

    Мы опрятны, аккуратны -

    Всем смотреть на нас

    Приятно.


* Знаем, знаем, да-да-да.

    Где тут прячется вода!

    Выходи водица!

    Мы пришли умыться!

    Лейся на ладошки

    По-нем-нож-ку...

* Кто рукавчик не засучит,

    Тот водички не получит.

* Чисто умываемся,

    Сухо вытираемся.

* Я сегодня утром рано

    Умывался из-под крана!

    Я и сам теперь умею

    Вымыть личико и шею.

* Замарашка рук не мыл.

    Месяц в баню не ходил.

    Сколько грязи,

    Сколько ссадин!

    Мы на шее лук посадим.

    Репу - на ладошках,

    На щёчках - Картошку.

    На носу морковь взойдёт -

    Будет целый огород!

         Эмма Мошковская   "Доктор,доктор".

- Доктор, доктор, как нам быть!

Уши мыть или не мыть?

Если мыть, то как нам быть?

Часто мыть или пореже?

Отвечает доктор: "Еже!"

Отвечает доктор гневно:

"Еже - еже- ежедневно!!!"  

    «Мыло»

У мыла есть забота,

Мыло ходит на работу.

Сашу мылит, отмывает,

Часто в гости приглашает.

Приглашенье принимай,

Мыльце ты не забывай.

«Мыло»

Мыло душистое, белое, мылкое,

Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою:

Ты бы, грязнуля, вспомнил про мыло –

Мыло тебя, наконец, бы отмыло.

                                                                         Я. Аким

МЫЛО

Каждый день

Я мыло мою

Под горячею водою

И в ладонях поутру

Очень сильно тру.

Мойся, мыло,

Не ленись!

Не выскальзывай,

Не злись!

Ты зачем опять упало?

Буду мыть тебя сначала.

Р.Куликова

«Зубная щетка»

Я щетка – хохотушка,

Зубам твоим подружка.

Люблю все убирать,

Мести и вычищать.

«Тюбик с зубной пастой»

Здравствуйте, друзья!

Я тюбик.

И совсем я не опасен,

Мятный запах мой прекрасен.

Я не жадный, - говорю.

Пасту всем свою дарю.

Чтоб улыбка засияла белизной,

Вы, ребята, подружитесь и со мной!

                ***

Знает чуть ли не с пелёнок

 Каждый маленький ребёнок,

 Что от всех зубных напастей

 Помогают щётка с пастой.

 Неужели свои зубы

 По утрам и вечерам

 Ты зубной не чистишь пастой?

 Это стыд, позор и срам!

                ***

 Надо, надо чистить зубки по утрам,

 И тогда ходить не будем по врачам.

 Ну, а если их ещё почистить вечером,

 У врача нам точно делать будет нечего!

 Если чистишь зубки ты свои любя,

 Стоматологи забудут про тебя!

КТО НЕ УМЫВАЕТСЯ

Кто горячей водой умывается,

Называется молодцом.

Кто холодной водой умывается,

Называется храбрецом.

А кто не умывается,

Никак не называется.

УТРЕННИЙ ПРИКАЗ

Кран, откройся!

Нос, умойся!

Мойтесь сразу, оба глаза!

Мойтесь уши, мойся шейка.

Шейка, мойся хорошенько!

Мойся, мойся, обливайся!

Грязь, смывайся!

Грязь, смывайся!

Э.Мошковская

                ***

Водица, водица,

Умой наши лица,

Умой наши щёчки,

Умой наши губки,

Умой наши зубки,

Умой наши ручки!

                ***

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтоб глазки блестели,

Чтоб щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

         

Торжественное обещание

Чтобы в грязнулю и неряху

Мне не превратиться,

Обещаю каждый день чисто, чисто… (мыться).

Быть хочу я очень чистой,

А не черной галкой,

Обещаю я дружить с мылом и … (мочалкой).

А еще, два раза в сутки

Обещаю чистить … (зубки).

Обещаю всем кругом

Быть послушным малышом.

Ходить чистым и опрятным

Очень, очень… (аккуратным).

Стихи Г. Остера

Нет приятнее занятья,

Чем в носу поковырять.

Всем ужасно интересно,

Что там спрятано внутри.

А кому смотреть противно,

Тот пускай и не глядит.

Мы же в нос к нему не лезем,

Пусть и он не пристает.

Никогда не мойте руки,

Шею, уши и лицо.

Это глупое занятье

Не приводит ни к чему.

Вновь испачкаются руки,

Шея, уши и лицо,

Так зачем же тратить силы,

Время попусту терять.

Стричься тоже бесполезно,

Никакого смысла нет.

К старости сама собою

Облысеет голова.

Если руки за обедом

Вы испачкались салатом

И стесняетесь о скатерть

Пальцы вытереть свои,

Опустите незаметно

Их под стол, и там спокойно

Вытирайте ваши руки

Об соседские штаны.

 

                         


Приложение 2

Загадки

* Два ушка, два рожка,

Посередине прорость. ( Умывальник)

* Встану я рано, пойду к барану, пустой голове. ( Умывальник)

* Висит, болтается, всяк за него хватается. ( Полотенце)

* Мойдодыру я родня,

Отверни-ка ты меня,

 И холодною водою

Живо я тебя умою. (Кран)

* Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я.

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится. (Мыло)

* Гладкое, душистое моет чисто.

Нужно, что у каждого было… Что, ребята? (мыло)

* Целых двадцать пять зубов для кудрей и хохолков,

И под каждым под зубком лягут волосы рядком. (расческа)

* Костяная спинка, на брюшке щетинка

По частоколу попрыгала, всю грязь повыгнала. (зубная щетка)

* Лег в карман и караулю реву, плаксу и грязнулю.

Им утру потоки слез. Не забуду и про нос. (носовой платок)

* Махровое, душистое, мягкое, пушистое.

Любит воду промокать, где что влажно вытирать. (полотенце)

Зубная щётка

Костяная спинка,

Жесткая щетинка, С

 мятной пастой дружит,

Нам усердно служит.

                ***

Хвостик - из кости,

 А на спинке - щетинка.

                ***

 Худая девчонка –

 Жесткая чёлка,

 Днём прохлаждается.

 А по утрам да вечерам

 Работать принимается:

 Голову покроет

 Да стены помоет.

Зубная паста

 В пещеру затекла,

 По ручью выходит –

 Со стен всё выводит.

Полотенце

Вафельное и полосатое,

 Ворсистое и мохнатое,

Всегда под рукою -

Что это такое?

                ***

Вытираю я, стараюсь,

 После бани паренька.

 Все намокло, все измялось -

 Нет сухого уголка.

                ***

Говорит дорожка -

Два вышитых конца:

 «Помойся хоть немножко,

Чернила смой с лица!

 Иначе ты в полдня

Испачкаешь меня».

                ***

 На стене висит, болтается,

 Всяк за него хватается.

Расчёска

Зубастая пила

 В лес густой пошла.

 Весь лес обходила,

 Ничего не спилила.

                ***

Зубов много, а ничего не ест.

                ***

Хожу-брожу не по лесам,

 А по усам, по волосам,

 И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей.

                ***

Мы ей пользуемся часто,

 Хоть она, как волк, зубаста.

 Ей не хочется кусать,

 Ей бы зубки почесать.

                ***

Целых 25 зубков,

 Для кудрей и хохолков.

 И под каждым, под зубком –

 Лягут волосы рядком.

                ***

 Светло поле-сторона,

 Идёт по полю борона,

 Пшеницу разгребает,

 Порядок соблюдает.

                ***

 Чистый, зубастый

 Вцепится в чуб вихрастый

                ***

На грабли сильно похожу:

 На ручке - зубья и доска.

 По голове я похожу -

 Всё расчешу до волоска.

 Чтоб понравилась прическа,

 Пусть потрудится.. ( расческа).

                ***

 Все она по волосам,

 Ходит тут и ходит там,

 Где проходит, не спеша

 Там причёска, хороша!  

                ***

 Если волосы запутал –

 Я могу за три минуты

 Расчесать их – без вопросов!

 А потом – плетите косы,

 Делайте хвосты, причёски –

 Всё благодаря … (расчёске)!

     Волосы и расческа

 Деревянный забор

 Ограждает двор,

 Во дворе – табун коней,

 А в заборе – сто дверей,

 Чтобы выбраться на волю

 Да побегать в чистом поле.

 Кони ринулись волной,

 Потекли живой рекой.

Мыло

Похоже на пряник и разного цвета,

 Собрало в себе запах трав всего света.

 Ребята охотно им моют ладошки,

 Не любят его лишь собаки и кошки.

                ***

 Даю вам чистоту и пену,

 И уменьшаюсь постепенно.

                ***

 Гладкий, скользкий и овальный,

 Обитает часто в ванной.

 В руки к каждому идёт,

 И от этого – умрёт.

                ***

 Познакомиться готов?

 Я бываю всех цветов.

 Ручки моешь? Очень мило,

 Значит, пригодиться…(мыло)

                ***

Не люблю грязнуль, нерях,

 Грязных шортиков, рубах.

 Чтоб без сажи были лица,

 Предлагаю всем умыться.

 А чтоб тело чистым было,

 Вам поможет в этом ..(Мыло)

                ***

 Пузырило пенится

 На Водице женится.

 По ладоням катится-

 Грязь в испуге пятится.

                ***

Полотенца давний друг

 Враг немытых, грязных рук.

                ***

    В пластмассовой избушке

 Живёт волшебница-Старушка.

 Пузырями щёки дует,

 Над грязюкою колдует.

 От Старухи Грязь-

 Убегает враз.

                ***

  У Грязнули и Неряхи

 Моет майки и рубахи.

 Моет щёки, волоса

 И кусает как оса.

                ***

Пускать пузыри соберёшься

 Без меня не обойдёшься.

 Скользкое на ощупь.

 Я сияю глянцем.

 Награжу детишек

 Розовым румянцем.

                ***

 Если руки в грязных точках

 И вода их с рук не смыла,

 То тебе поможет точно

 Смыть грязь с рук конечно...(Мыло).

      Ускользает, как живое,

 Но не выпущу его я,

 Белой пеной пенится,

 Руки мыть не ленится.

                                 


Приложение 3

Поговорки и пословицы

* Огонь чистит, вода моет.

* Чист, как трубочист.

* Мойте руки перед едой - будете здоровы.

* Кто аккуратен, тот людям приятен.

* Чистота - лучшая красота.

* Чистая вода для хвори беда.

* Чаще мойся, воды не бойся.

* Будь аккуратен, забудь про лень, чисти зубы каждый день.

* От простой воды и мыла у микроба тает сила.

                                     


Приложение 4

Игры

" Что ты делаешь, чтобы быть здоровым"

Цель: Формирование основ ЗОЖ, культурно-гигиенических навыков.

            Развитие речевой активности детей, активизация словарного      

            запаса слов.

Ход игры:  Играть могут от 1 до 5 человек. Проводит игру ведущий взрослый. Ведущий вращает стрелку циферблата с изображением на нём карточек, в каких моментах мы используем воду, мыло и т.д. По слову воспитателя: " Что мы делаем, чтобы быть здоровым утром?" - дети кладут свою подходящую карточку, и т. д.

     "Чистые руки"

Цель: - Обучение последовательности действий в процессе умывания.

            - Активизация словаря (мыло, мочалка, щётка, полотенце и т. д.)

            - Формирование потребности в соблюдении правил личной гигиены.

            - Практическое освоение навыков здорового образа жизни.

Ход игры: 1. Воспитатель предлагает детям выбрать картинки, соответствующие правилу, когда надо мыть руки и соответственно картинке, найти объёмные предметы.

                           2. Детям предлагается имитация движений процесса умывания, развивается творчество и воображение.

     "Можно - нельзя".

Цель: - Уточнить и закрепить некоторые навыки ухода за кожей.

           - Запомнить, как правильно ухаживать за кожей.

           - Раскрыть причины болезни кожи.

Ход игры: Сейчас мы поиграем в игру "Можно - нельзя", если можно - поднимайте руки вверх, если нельзя - прячьте их за спину. Слушайте внимательно.

- Однажды Ира не обнаружила своего полотенца и вытерлась чужим. Можно так делать? Почему? (руки за спиной).

- Ира наигралась на улице, поужинала, но умываться не стала. Можно ли так делать? Почему?

- Легла она спать в той же одежде, в которой на улице играла. Правильно?

- Утром Ира встала, умылась (руки вверх), почистила зубы (руки вверх), сходила в туалет и села завтракать (руки за спину). Что неправильно сделала Ира? как надо было сделать? ( вымыть руки после туалета) и т.д.

"Какими способами можно очистить свою кожу?"

Цель: - Продолжать формировать у детей гигиенические навыки.

            - Развивать у детей воображение, способность мыслить нестандартно.

           - Показать. что любое действие можно выполнить разными способами.

            - Развивать волю к победе, стремление помочь своей команде.

Ход игры: ( Дети делятся на две команды, придумывают название для своих команд). На столах лежит приготовленное заранее оборудование. Воспитатель "пачкает" руки детям. Дети демонстрируют придуманные ими способы очистки кожи. После реальной очистки,  грязь наносится снова. Если у членов команды возникает необходимость посоветоваться друг с другом, воспитатель этому не препятствует и даже поощряет коллективный подход к делу.

     "Правила гигиены".

С помощью считалки выбирают водящего, он выходит из группы. Воспитатель с детьми договаривается кто, что будет изображать. Затем водящего приглашают, дети по очереди показывают навыки гигиены при помощи жестов, мимики. Ведущий должен отгадать, что показывают дети: умывание, купание, чистка зубов, обтирание и т. д.

      " Ровным кругом".

Цель: - Уточнить знания детей о предметах личной гигиены.

      - Развивать творчество, воображение.

Ход игры: Дети взявшись за руки встают в круг. В середине круга стоит ребёнок, исполняющий роль мыла (у ребёнка одета шапочка-маска с изображением мыла), дети двигаются хороводным шагом вокруг водящего и поют:

Ровным кругом друг за другом

Будем весело шагать,

Что нам мыло здесь покажет

То и будем выполнять.

Водящий показывает, как надо намыливать руки. Дети повторяют движения и т. д.

Приложение 5

Дидактические игры на формирование культурно-гигиенических навыков


"Перемешанные картинки"

Задачи игры. Закрепить и проверить культурно-гигиенические навыки.

Пособия: Серия больших картин, к которым дети находят соответствующие маленькие картинки. Например, к большой картине, на которой изображена растрепанная девочка, - гребень; к картине, на которой изображен неопрятный мальчик, - мыло и щетку; к картине с изображением девочки в грязных ботинках - щетку и пр.

Ход игры. Воспитательница вешает на доску большую картину, изображающую неопрятного ребенка, а детям раздает маленькие картинки, на которых нарисованы предметы туалета. Дети ищут среди своих картинок предмет, которым необходимо дополнить большую картину. Когда они отдают картинку воспитательнице, то должны объяснить его назначение, например: “Вот мыло и щетка для умывания”. Или: “Вот гребень для того, чтобы девочка причесалась”.

"Чистоплотные дети"

Задачи игры. Проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении.

Ход игры. Воспитательница говорит детям, что хочет убедиться в том, что они чистоплотные и аккуратные: пусть они скажут, что нужно для того, чтобы волосы, руки и лицо были чистыми (чем больше они смогут об этом рассказать, тем лучше).

Затем воспитательница говорит: “Руки”. Дети, которых она вызывает, отвечают: “Мыло, щетка, полотенце”. Подобным же образом дети реагируют на слова “волосы” (гребень, щетка, ножницы, шампунь, мыло), “купание” (ванна, полотенце, душ, умывальник, губка, мыло и пр.).

Вариант. Воспитательница задает вопрос: “Что нам нужно, когда мы утром встаем?” Дети знают, что должны назвать предметы гигиены, которые используются утром (щетка для рук, паста, мыло, платок).

"Что нужно кукле?"

Задачи игры. Упражнять культурно-гигиенические навыки.

Пособия: Картинки с изображением предметов, используемых при умывании, еде, одевании, мыло, зубная щетка, полотенце, зубная паста, гребень, щетка для рук, заколка, лента для волос, скатерть, ваза, поднос, кружка, ложка, тарелка, столовый прибор, носки, ботинки, шапочка, платье, блузка, юбка, перчатки, курточка).

Ход игры. Воспитательница знакомит детей с картинками, спрашивает их, для чего нужен каждый предмет, затем перемешивает картинки и раздает их, берет куклу и говорит детям: “Наша куколка

встала и хотела бы умыться, но чем?”

Дети приносят картинки, на которых нарисованы предметы, нужные кукле для умывания. Игра продолжается. Воспитательница направляет игру так, чтобы чередовались все виды деятельности. Например она говорит: “Наша кукла умылась и хотела бы причесаться, но чем? Наш; кукла умылась, но еще не завтракала. Что мы ей дадим есть? Наша кукла собралась на прогулку, что она наденет?”

"Что ты можешь о них сказать!"

Задача игры. Познакомиться с предметами гигиены и их использованием.

Пособия: Гребень, щетка для ногтей, мыло, полотенце, умывальник, ножнички, вода в кружке, резиновые куколки.

Ход игры. Предметы гигиены лежат возле воспитательницы на столике и на стуле.

Воспитательница называет по имени одного ребенка: “Петя, скажи, что ты видишь здесь?” Ребенок называет отдельные предметы и показывает их. Если он что-либо пропустил, другие дети его дополняют до тех пор, пока все предметы не будут названы.

Далее воспитательница задает другому вызванному ребенку следующий вопрос: “Яна, есть у вас дома мыло?”

Когда ребенок ответит утвердительно, воспитательница просит: Принеси мыло. Посмотри на него внимательно и понюхай его. Что мы c ним делаем? Для чего нам мыло?”

Если ребенок не рассказал о мыле чего-либо важного, воспитательница может вызвать следующего ребенка. (Когда мыло уже не нужно, она откладывает его в сторону.)

Воспитательница может задать и наводящие вопросы: “Для чего мама купила мыло?” (Она хочет стирать.) “Что сделает мама, когда полотенце станет грязным?” (Выстирает его.) “Для чего маме гребень? Какие гребни у вас дома?”.

В заключение дети умывают и купают кукол, вытирают их и т.д.

"Водичка, водичка!"

Цель: Воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.

Оборудование: Две куклы.

Ход игры: Взрослый показывает детям двух кукол и говорит, что куклы хотят обедать, но у них грязные руки и лицо. Взрослый спрашивает: "Что надо сделать? - Надо вымыть куклам руки! Попросим водичку: Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб кусался зубок, чтоб смеялся роток!" Показывает и рассказывает детям, как надо мыть куклам руки и лицо перед обедом. Далее предлагает детям вымыть свои руки и лицо, при этом взрослый повторяет потешку "Водичка, водичка!"

"Вымой руки"

Цель: Учить ребенка мыть руки.

Оборудование: Заяц резиновый.

Ход занятия: Взрослый обращается к ребенку: "Мы пришли с прогулки, нам нужно вымыть ручки. Зайчик будет смотреть, как мы моем ручки". Взрослый ставит игрушку на край умывальника и показывает ребенку движения руками под струей воды. В конце процедуры взрослый от имени зайчика хвалит ребенка.

"Сделаем лодочки"

Цель: Учить ребенка последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого.

Ход занятия: Взрослый обращает внимание ребенка на то, что при мытье рук надо соблюдать последовательность действий:

засучить рукава (взрослый произносит потешку: "Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит!"); открыть кран; сложить ладони рук "лодочкой"; подставить руки под струю воды; закрыть кран; вытереть руки полотенцем.
Затем ребенку предлагают выполнить действия, подражая взрослому, который обращает внимание ребенка на положение рук.

"Мыльные перчатки"

Цель: Учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны.
Оборудование: Детское мыло, полотенце.
Ход занятия: Взрослый подводит ребенка к умывальнику, стоит за его спиной, берет в руки мыло и показывает круговые движения рук при намыливании. Затем передает ребенку кусок мыла и просит его повторить движения намыливания.
Движения нужно делать до тех пор, пока не образуется белая пена. Обращается внимание ребенка на белые ручки, взрослый говорит: "Вот, какие у нас перчатки - белые!" Далее взрослый помогает ребенку смыть пену под струей воды, при этом произносит одну из потешек:

Например:

Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,

Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!

В кране булькает вода. Очень даже здорово!

Моет рученьки сама Машенька Егорова

(взрослый называет имя ребенка).

Знаем, знаем да, да, да! Где тут прячется вода!

В конце игры взрослый хвалит ребенка, обращает внимание на его чистые руки. В случае необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.

 

"Умывалочка"

Цель: Учить ребенка умываться.

Оборудование: Зеркало, полотенце.

Ход занятия: Взрослый приводит ребенка (после сна) в ванную комнату, просит посмотреть на себя в зеркало, обращает его внимание на глазки, ротик, щечки и т.д. Предлагает ребенку умываться вместе с ним, при этом показывает, как это нужно сделать. Взрослый произносит потешку:

Выходи, водица, мы пришли умыться!

Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку...

Нет, не понемножку - посмелей,

Будем умываться веселей!

В конце умывания взрослый учит малыша вытирать лицо насухо полотенцем, просит посмотреть на себя в зеркало, говорит: "Аи, какой чистый ребенок, посмотри на себя в зеркало!"

"Делаем прическу"

Цель: Учить ребенка держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями сверху- вниз.

Оборудование: Зеркало, расческа, нарядная кукла.

Ход игры: Взрослый демонстрирует ребенку куклу и обращает внимание на ее прическу: "Посмотри, у куклы красивая прическа: длинные, ровные волосы, бантик. Красивая кукла! Давай и тебе сделаем красивую прическу!" Взрослый расчесывает перед зеркалом волосы ребенка, затем просит малыша попробовать это сделать самому: дает расческу в руки ребенку при этом помогает удерживать ее, вести руку с расческой сверху вниз. В конце расчесывания просит ребенка посмотреть в зеркало, обращает его внимание на то, что он стал таким же красивым, как кукла.

"Почистим зубки"

Цель: Учить ребенка чистить зубы.

Оборудование: Две зубные щетки, стакан с водой, зеркало.

Ход занятия: Взрослый просит ребенка посмотреть в зеркало и улыбнуться, при этом обращает его внимание на зубы. Затем говорит, чтобы зубы не болели, нужно их чистить. Взрослый достает две щетки: одну дает в руки ребенку, а другой показывает, как нужно проводить щеткой по зубам, при этом произносит потешку:

Ротик, ротик! Где ты ротик?

Зубки, зубки! Где вы зубки?

Щечка, щечка! Где ты щечка?

Будет чистенькая дочка!

В конце игры взрослый вместе с ребенком смотрят в зеркало и улыбаются, показывая чистые зубы. При необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.

"Фонтанчики"

Цель: Учить ребенка полоскать рот.

Оборудование: Стакан.

Ход занятия: Взрослый подводит ребенка к зеркалу в ванной комнате и предлагает пускать фонтанчики, произносит потешку:

Наберем водичку в рот пусть фонтанчик оживет!

Взрослый набирает в рот воду и показывает, как выпустить воду изо рта, затем, как надо полоскать рот.

Ребенку предлагается сделать так же. В конце занятия взрослый хвалит ребенка.

"Кукла заболела"

Цель: Учить ребенка пользоваться носовым платком.

Оборудование: Кукла, носовые платки.

Ход игры: Взрослый демонстрирует детям куклу и говорит: "Вот кукла Маша, она заболела, у нее насморк, ей трудно дышать через нос. В кармане у нее лежит носовой платок. Поможем Маше очистить носик!" Взрослый произнести потешку:

Маша заболела, трудно ей дышать,

Мы платочком будем носик вытирать!

Взрослый показывает детям, как правильно использовать носовой платок, демонстрируя это на кукле. Предлагает детям повторить действие.

"Носики - курносики"

Цель: Учить ребенка пользоваться индивидуальным носовым платком.
Оборудование: Индивидуальные носовые платки.

Ход занятия: Взрослый произносит потешку, демонстрируя каждое действие:

Носовой платок в кармашке (достает платок из кармана),
Будем нос им вытирать (показывает действие с платком),
Чтобы носик, наш курносик, снова чистым был опять (убирает платок в карман).

Взрослый просит каждого ребенка показать, как он умеет пользоваться носовым платком.

Игра – имитация «Санитарная песенка»

1. Льется чистая водица,

Мы умеем сами мыться.

Вот так! Вот так!

Вот так! Вот так!

2. Моем шею, моем уши,

После вытремся посуше.

Вот так! Вот так!

Вот так! Вот так!


Приложение 6

Подвижные игры


1. Зайка серый умывается

Все играющие образуют круг. Выбранный зайкой становится в середину. Дети произносят:

Зайка серый умывается,

Видно, в гости собирается.

Вымыл носик, вымыл хвостик,

Вымыл ухо, вытер сухо!

Зайка проделывает движения в соответствии с текстом. Затем он скачет на двух ногах к кому-нибудь из детей. Тот, к кому подойдет зайка, прыжками отправляется на середину круга. Игра повторяется 5–6 раз.

II вариант игры: В кругу могут находиться и несколько заек — 4–5. Они одновременно выполняют игровое задание.

2. Все котятки, мыли лапки.

Дети выполняют движения согласно стихотворному тексту:

Все котятки, мыли лапки: Вот так! Вот так!

Мыли ушки, мыли брюшки: Вот так! Вот так!

А потом они устали: Вот так! Вот так!

Сладко-сладко засыпали: Вот так! Вот так!


Приложение 7

Консультация для родителей по формированию культурно-гигиенических навыков у дошкольников

Обычно непоседливый и активный ребенок дошкольного возраста с трудом может усидеть на одном месте, пока мама причесывает его волосы или остригает ногти, не любит мыть голову, зубы чистит поспешно и то, лишь после неоднократного напоминания взрослых. А как нелегко ребенку просыпаться рано утром и, собираясь в детский сад, самостоятельно одеваться. Надо помнить, что надевать, зачем, уметь застегнуть пуговицы, завязать шнурки и т.п.

Ребенок не хочет прилагать усилия, переводит действия по уходу за собой на маму или папу. А родители и сами при появлении у ребенка даже малейших затруднений спешат прийти на помощь. Конечно, маме гораздо проще и быстрее самой умыть ребенка, одеть его, чем ждать, пока ребенок будет это делать медленно и неуклюже. И при этом следует понимать, что таким образом она формирует у ребенка пассивную позицию, тормозит развитие у него самостоятельности и культурно-гигиенических навыков. Поэтому ребенок приходит в детский сад и не может справиться, беспомощно просит воспитателей: «помогите», «застегните», «оденьте».

Поэтому, вместо того, чтобы делать за ребенка абсолютно все, позаботьтесь о том, чтобы обеспечить дома условия, благоприятные для формирования у ребенка культурно-гигиенических навыков. Постоянно повторяйте вместе с ребенком те или иные действия, пока навыки окончательно не сформируются.

Что должен уметь ребенок на разных возрастных этапах дошкольного возраста?

Прежде всего, выясним последовательность формирования у ребенка дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков и навыков, на которые целесообразно ориентироваться.

Так, уже на втором году жизни дети должны уметь подставлять руки под струю воды в умывальнике, смывать мыльную пену с рук, вытираться полотенцем, пить из чашки, есть ложкой, пользоваться салфеткой, носовым платком и тому подобное.

Трехлетние дети уже должны есть самостоятельно и аккуратно, тщательно пережевывать пищу, правильно держать ложку, самостоятельно закатывать рукава перед умыванием, пользоваться мылом, умываться, вытирать лицо полотенцем. Детей младшего дошкольного возраста следует обучать пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), салфеткой, есть аккуратно, полоскать рот после еды, правильно чистить зубы, причесываться, соблюдать правила пользования предметами личной гигиены. Дети старшего дошкольного возраста уже в состоянии самостоятельно контролировать соблюдение личной гигиены, культурно вести себя за столом и тому подобное.

Как поощрять ребенка к самостоятельности в уходе за собой?

К активности и самостоятельным действиям по уходу за собой ребенка в значительной мере поощряет благоприятная организация условий для проведения гигиенических процедур. Поэтому, чтобы обеспечить ребенку удобство и комфортность, создайте в ванной комнате все необходимые условия для этого, в частности:

- прикрепите крючок для полотенца на уровне роста ребенка;

- поставьте рядом с умывальником низкий стульчик, стоя на котором ребенку будет удобно достать руками до крана;

- прикрепите ручку-держатель к стене над ванной, чтобы ребенок мог держаться за нее обеими руками во время подмывания, мытья ног, принятия гигиенического душа;

- положите рядом с ванной коврик, чтобы ребенок не поскользнулся.

Обязательно приобретите ребенку его личные предметы гигиены: полотенца, расческу для расчесывания волос, зубную щетку, детское мыло, мочалку и тому подобное. Дайте ребенку возможность самостоятельно их выбирать в магазине. Обычно детям нравится принадлежности ярких цветов, с интересными узорами или изображениями любимых персонажей или мультфильмов.

Все предметы личной гигиены для ребенка следует подбирать с учетом его возрастных возможностей и антропометрических особенностей. Скажем, размер куска мыла должен соответствовать размеру детской руки, на полотенце обязательно должна быть петелька, чтобы ребенок одним движением мог взять и повесить его, стаканчики для зубной щетки должны быть устойчивыми, удобными и безопасными; расческу следует подбирать с тупыми зубчиками, чтобы не повредить нежную кожу ребенка.

Что нужно помнить родителям, приучая ребенка к аккуратности?

Работая над формированием у ребенка явных культурно-гигиенических навыков, помните несколько важных правил:

- спешка и нетерпение взрослых приглушают инициативу ребенка, его желание быть самостоятельным;

- в процессе общения с ребенком как можно чаще высказывайте положительное отношение к чистоте, опрятности;

- организуйте режимные моменты интересно - тогда ребенок охотно будет выполнять определенные действия. Во время гигиенических процедур, скажем, рассказывайте ребенку короткие дидактические стихи, берите с собой в ванную любимую игрушку ребенка, «которая тоже хочет быть опрятной»;

- поощряйте любые детские проявления самостоятельности, даже самые неуклюжие;

- ни в коем случае не критикуйте ребенка, только хвалите;

- не оставляйте ребенка без присмотра, даже если он научится самостоятельно выполнять ту или иную гигиеническую процедуру.

Не надейтесь на то, что ребенок научится всему и сразу.

В трехлетнем возрасте он умоет лицо только при условии, что взрослый будет стоять «над душой».

В четыре года - сделает то же самое, если вы напомните, что умываться и чистить зубы необходимо каждому человеку. Кроме этого, ребенок непременно будет ждать, что вы похвалите его за правильность выполнения действия. Стремление заслужить похвалу является именно тем стимулом, побуждающим ребенка дошкольного возраста к самостоятельному уходу за собой. И только потом, когда вы сформируете у ребенка осознание того, что за каждым действием стоит правило, когда он усвоит определенную норму, тогда уже самостоятельно отправится в ванную, ведь почувствует потребность быть опрятным, поддерживать тело в чистоте.

Поэтому для формирования у ребенка любых устойчивых культурно-гигиенических навыков понадобятся не только длительное время и ваше терпение, но и поддержка у ребенка положительных эмоций от самостоятельного выполнения тех или иных гигиенических процедур. Ну и, конечно, родители - будьте хорошим примером для своего ребенка!

Приложение 8

Консультация для воспитателей по формированию у детей культурно-гигиенических навыков

В дошкольном учреждении уделяется большое внимание воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков. Во всех возрастных группах эта задача осуществляется в соответствии с программными требованиями. Воспитатели учат детей осознавать ценность здорового образа жизни, бережно относиться к своему здоровью.

Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важную роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. Постепенно, в процессе формирования культурно-гигиенических навыков малыш начинает осознавать, что выполнение правил поведения обусловлено нормами человеческих взаимоотношений, а в их соблюдении проявляется уважение к окружающим, ведь неприятно смотреть на неряху или грязнулю.

В процессе повседневной работы с детьми воспитателю необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

В самом начале мы приучаем детей к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т.д., пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой.

Для эффективного гигиенического воспитания малышей большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых.

Нам нужно всегда помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом.

Большое влияние на формирование культурно-гигиенических навыков оказывают условия и формы организации детей. К числу основных условий относятся:

  1. Рационально организованная обстановка
  2. Четкий режим дня
  3. Руководство взрослых

Под рационально организованной обстановкой понимается наличие чистого просторного помещения с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных элементов (умывание, питание, сон, игры и т.д.). И здесь важно определить место расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения. Для малышей особое значение имеет постоянство условий, знание назначения и места каждой нужной ему вещи.

Например, в умывальной комнате должно быть достаточное количество раковин необходимого размера, на каждой из которых лежит мыло;  раковины и полотенца размещаются с учетом роста детей.

Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время – это способствует постепенному формированию навыков. Формирование их происходит в играх, труде, в быту. Ежедневно повторяясь, режим дня приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности. тем самым предохраняя нервную систему от переутомления. Выполнение режима дня способствует формированию культурно-гигиенических навыков.

Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых – родителей, воспитателей. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях воспитателей и родителей. Еще до поступления ребенка в детский сад воспитатели знакомят родителей с правилами и требованиями, которые необходимо выполнять по уходу за ребенком, с основами рационального питания в соответствии с его возрастом, средствами закаливания, мерами профилактики инфекционных заболеваний, с режимом жизни в детском саду. В беседе с родителями воспитатель должен подчеркнуть обязательность соблюдения такого же режим и дома, указывать на необходимость закрепления дома гигиенических навыков и привычек, которые ребенок приобретает в детском саду.

Просвещение родителей должно идти параллельно с гигиеническим воспитанием ребенка в дошкольном учреждении. Это поможет ребенку освоить  новый навык и облегчит закрепление гигиенических знаний.

С родителями проводятся беседы, в которых воспитатель использует конкретные примеры из жизни в детском саду.

Педагог проводит индивидуальные беседы с каждым родителем избегая публичных обсуждений ошибок, допускаемых родителями в воспитании детей, так как это может вызвать негативную реакцию и прервет контакт, что существенно вредит делу.

Общие вопросы гигиенического воспитания детей, укрепления здоровья и физического развития выносятся на  родительские собрания.

Например: Тема родительского собрания «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста».

Цель: Формирование у детей и родителей культуры здоровья.

Участники собрания: воспитатели, родители, медсестра.

И здесь воспитателю важно заинтересовать родителей, привлечь их принять активное участие в обсуждении этого вопроса, обменяться опытом семейного воспитания.

Можно провести «блиц-опрос родителей» по культурно-гигиеническим навыкам, анкетирование, рекомендации «Полезные советы для родителей».

Эффективность санитарно-просветительской работы повышается, если в раздевалке оформлен «Уголок для родителей», где помещают тематические бюллетени, плакаты, стенды с иллюстрациями основных моментов жизни ребенка в саду и дома: игры, зарядка, закаливание, труд. Здесь помещают советы педагога, врача, рекомендации по гигиеническому воспитанию детей: Можно подготовить фотовитрину: «Дома» и «В детском саду». Фотографии, иллюстрации должны рассказать о гигиеническом поведении ребенка дома и в детском саду.

Полезно организовать выставки методической и научно-популярной литературы, памяток, брошюр, предоставив родителям, возможность брать книги домой для более глубокого изучения вопросов развития. В работе с родителями воспитателю можно рекомендовать средства массовой информации и пропаганды кино, телевидение, радиовещание, печать.

Для закрепления навыков гигиенической культуры можно предложить родителям приобрести дидактический материал, настольно-печатные игры, художественную литературу (К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», «Муха-цокотуха», А. Барто «Девочка чумазая», «Девочка- ревушка», М.Яснов «Я мою руки», Я. Аким «Мыть посуду я люблю», В. Зайцев «Я одеться сам могу», А. Воронкова «Маша-растеряша», Е. Благинина «Аленушка», «Научу обуваться я братца», З. Александрова «Утром», «Купание»).

Также можно предложить родителям использовать в играх с детьми потешки, загадки, песенки, пословицы, В то время, когда дети играют и прослушивают художественный материал, не подозревая этого, они осваивают знания, овладевают навыками действия с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом.

Использование художественного слова создает у детей хорошее настроение и формирует культурно-гигиенические навыки. Большую роль играет оценка, т.е. суждение взрослого о поступках и поведении ребенка. Более широко необходимо пользоваться положительной оценкой, одобрение, поощрением, похвалой.

Обязанность родителей – постоянно закреплять данные навыки воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.

Вывод:
В ходе работы над проектом, предполагаемые результаты были достигнуты: мы обобщили  и  обогатили опыт детей в сфере культурно-гигиенического воспитания.

В период работы над проектом дети обогатили и  пополнили словарный запас.

В ходе экспериментальной деятельности у детей развивалось воображение, мышление, формировались навыки элементарной исследовательской деятельности.

Методы и формы работы, которыми  руководствовались в рамках проекта:

-Исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения;

-Наглядные: (коллаж «Что нам надо для умывания»)

-Словесные: беседы, чтение литературы, объяснения, указания, словесные инструкции.


Приложение 9

Конспект занятия во второй младшей группе № 3 «Чистые ручки»

Цель: Создание условий для формирования у детей гигиенических навыков.

 Задачи:

Познавательные:

Развивать познавательный интерес, воображение, логическое мышление, внимание и память.

Совершенствовать умения различать и называть предметы личной гигиены.

 Обследовать предметы личной гигиены, используя зрение и осязание.

 Закреплять умение подбирать и выкладывать последовательность картинок: «Что сначала, что потом» ( алгоритм мытья рук).

 Закреплять знания о форме, цвете.

Коммуникативные:

 Учить использовать в своей речи обобщенные слова, понятия: предметы личной гигиены.

Развивать навыки связной речи.

Продолжать формировать умение связно, последовательно отвечать на вопросы воспитателя.

Словарная работа: мыло, полотенце ,мочалка и т.д.

Социализация:

 Вовлекать в игровую ситуацию, в двигательную импровизацию.

Побуждать к решению проблемы.

Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность.

 Формирование гендерной принадлежности.

Оздоровительные:

 Формирование понимания важности заботы о собственном здоровье.

Развитие познавательного интереса, воображения, творческой деятельности ребёнка.

Разработка и внедрение в жизнь группы правила " Как нужно мыть руки".

Безопасность:

 Продолжать знакомить детей с правилами личной гигиены.

 Уточнить знания детей об элементах личной гигиены.

 Создание условий для формирования у детей культурно-гигиенических навыков в игровой ситуации ( алгоритм - последовательность умывания).

Труд: 

Поощрять желание участвовать в выполнении трудовых поручений.

Предварительная работа:

Дидактическая игра «Волшебный мешочек»; алгоритм умывания «Что сначала, что потом»; чтение К.Чуковского «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая»; просмотр мультфильма «Мойдодыр» ; разгадывание загадок; беседа; игровые упражнения с мыльными пузырями; заучивание скороговорок.

Материал и оборудование:

«Волшебный мешочек» с предметами личной гигиены: мыло, полотенце, зубная щётка, расчёска; алгоритм мытья рук «Что сначала, что потом»; картинки с изображением микробов ,ноутбук.

Ход занятия

Воспитатель: Вы, ребята, проходите, на гостей все посмотрите, к нам сюда пришли друзья.

Поздоровайтесь сначала, улыбнитесь дружно им, гостям нашим дорогим.

Дети здороваются.

(Звучит музыка.)В группу входит Антошка.

Антошка: Здравствуйте, ребята, меня зовут Антошка!

Воспитатель: Почему ты такой грязный?

Антошка: Я чистый, я не грязный.

Воспитатель: Нет, ты грязный, правда, ребята?

Ответы детей.

Антошка: Рано утром вышел я

Во дворе были друзья.

Подошёл к ним поиграть,

Они стали убегать.

А играть со мной не стали,

И мешочек мне отдали.

И сказали, что в мешке

Вещи нужные все мне.

Воспитатель: Давайте, ребята присядем на стульчики и посмотрим, что же у Антошки в мешке.  

  Дидактическая игра «Определи на ощупь».

( В мешочке лежат мыло, полотенце, зубная щётка, расчёска).

Дидактическая задача: учить детей узнавать предметы по характерным признакам.

Игровые правила: На ощупь определить, что находится в мешочке.

Игровые действия: В мешочке лежат несколько предметов. Никто из детей не знает о них. По очереди дети , опустив руку в мешочек и нащупав один из предметов, рассказывает о нём.

Ответы детей.

Воспитатель: Вот мы и узнали, что лежало у Антошки в мешочке.

Ребята, когда вы приходите  с прогулки, после посещения туалета и перед едой вам всегда взрослые говорят одно и тоже - "НЕ ЗАБУДЬ ПОМЫТЬ РУКИ!"

Зачем же их так часто мыть? Как вы думаете?

Ответы детей (На руках содержится много микробов, которые попадая к нам на руки и в рот, могут вызвать у нас заболевание)

Воспитатель: Внимательно посмотрите на свои руки. Вы видите микробов?

Ответы детей.

Воспитатель: Микробы очень маленькие, их нельзя увидеть без специальных увеличительных приборов. Кто же они такие, эти микробы?

Варианты ответов детей.

Воспитатель: Возьмите ваши лупы и посмотрите на свою кожу. Видите на ней маленькие дырочки? Эти дырочки называются поры. Поры помогают нашей коже дышать. А если на коже будет грязь и пыль, она не сможет дышать. Грязную кожу очень любят микробы. Микробы очень маленькие, даже через наши лупы мы не увидим их. Чтобы увидеть этих маленьких вредных существ нам понадобится микроскоп. В этом приборе есть более сильное увеличительное стекло, которое помогает нам увидеть микробов.

А вот так выглядят микробы, если их очень сильно увеличить. ( Воспитатель показывает картинку с изображением микробов). Сейчас , чтобы всем было видно, я подключу микроскоп к компьютеру и мы все сможем увидеть микробов.

Рассматривание микробов.

Воспитатель: А теперь давайте немного отдохнём.

Физкультминутка "Здоровье":

Мы все дружно ходим в сад,      ( маршируют на месте)

Делаем зарядку.                             (сгибают и разгибают руки в локтях)

Завтрак полностью съедаем,    (делают круговые движения по животу)

После еды рот поласкаем.           ( надуваем щёки)

Моем руки чисто, с мылом,         ( трут ладошки)

Нам читали " Мойдодыра",           ( шагают на месте)

На свежем воздухе гуляем,            ( движение рук от себя в стороны)

Удовольствие от всего мы получаем!

Воспитатель: Молодцы, садитесь за столы. Ребята, а что нужно делать, чтобы кожа была чистой?

Ответы детей.

Воспитатель: Антошка, а ты знаешь, как правильно мыть руки?

Антошка: Знаю, намочил руки и вытер полотенцем.

Воспитатель: Ребята, правильно ли Антошка моет руки?

Ответы детей.

Воспитатель: А давайте его научим, как правильно мыть руки?

  Дидактическая игра «Что сначала, что потом»

Дидактическая задача: Развивать понимание простых причинно-следственных отношений. Учить строить предложения при помощи слов «потому что», « из-за того что», «поэтому». Учить детей составлять последовательную цепочку взаимосвязанных событий. Развивать мышление, речевую активность.

Игровые правила: Составить цепочку из картинок с последовательными действиями, объясняя, что сначала, что потом.

Игровые действия: Дети выкладывают последовательность картинок в алгоритме «Мытьё рук», и проговаривают, что они делают сначала, что потом. Обсуждают правильность выбора каждого ребёнка.

Антошка: Спасибо, ребята, теперь я знаю как правильно мыть руки.

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием. Мы повесим эти правила перед умывальником, а вы, если забудете, можете обращаться к этой подсказке.

А сейчас я хочу с вами поиграть. Скажите, что можно сделать из мыльной пены?

Дети: Мыльные пузыри.

 Воспитатель: Правильно, играем в игру "Мыльные пузыри".

Игра "Мыльные пузыри".

Цель: Развитие воображения, выразительности движений, снятие напряжения.

Описание игры: Воспитатель или ребенок имитирует выдувание мыльных пузырей, а остальные дети изображают полет этих пузырей. Дети свободно двигаются. После команды "Лопнули!" дети ложатся на ковёр.

Выходит чистый Антошка с подарками для детей.

Антошка: До свидания, ребята, спасибо , что научили меня умываться.

Воспитатель: Вот и закончилось наше занятие, молодцы ребята. До свидания, дорогие гости.


Используемая литература:

  1. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А." Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию". – М.: Просвещение, 1997.
  2. Конина Е.Ю. "Формирование культурно-гигиенических навыков у детей". Игровой комплект-Айрис-пресс, 2007г.
  3. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П." Дошкольная педагогика".- М.:Академия,1997г.
  4.  Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.-М.:Просвещение, 1991.
  5.  Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.
  6.  Петерина С.В." Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста".- М.: Просвещение, 1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе "СНЕГОВИКИ"

КОНСПЕКТ  познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской работе с детьми второй младшей группы «Мыльные пузыри»

Ожидаемые результаты:1. Развить познавательный интерес к окружающему в процессе экспериментирования;2. Активизировать и систематизировать имеющиеся у детей знания о свойствах мыла и воды:·  мыло ...

Технологическая карта по познавательно-исследовательской деятельности "Овощи" во второй младшей группе

Технологическая карта по познавательно-исследовательской деятельности "Овощи" во второй младшей группе...

Познавательно – исследовательская деятельность с детьми второй младшей Тема. Птицы нашего двора. Воробей и ворона.

Познавательно – исследовательская деятельность  с детьми второй младшейТема.  Птицы нашего двора. Воробей и ворона.Форма организации- решение проблемной ситуации.  Цель – оз...

Экологический познавательно - исследовательский творческий проект во второй младшей группе «Трудолюбивые муравьи»

Весна! Это замечательное время года, когда красотой природы можно любоваться на каждом шагу. Нужно только не упустить удивительные моменты, а показать их детям. Однажды во время прогулки во  дети...