Шахматы № 21. «Позиция – размещение фигур и пешек».
план-конспект занятия (старшая группа)

Джебраилова Севиль Ага кызы

                                        «Позиция – размещение фигур и пешек».

Цель: Закрепление знаний детей о размещении фигур и пешек на шахматной доске. Упражнение в развитии пешек и фигур для занятия позиций в центре доски. Развивать наблюдательность, внимание, умение находить ошибку и её исправлять.

Материал: шахматные доски с комплектами фигур, настенная шахматная доска.

                                            Методика проведения.

      Воспитатель: Добрый день, ребята, мы с вами вновь отправляемся в сказочную шахматную страну.

Игры:

     «Путаница». Воспитатель расставляет в начальную позицию на шахматной доске, перепутав фигуры местами. Дети должны проверить правильность расстановки фигур в начальной позиции и расставить фигуры так, чтобы начальное положение оказалось правильным.

      «Что пропало?». Воспитатель в начальной позиции все фигуры ставит по порядку. Она просит детей закрыт глаза, а сама меняет шахматные фигуры местами или убирает одну фигуру или пешку, оставляя остальные фигуры и пешки без изменения. По команде воспитателя, дети открывают глаза. Они обнаруживают ошибку и  исправляют ее. Необходимо определить, каких фигур недостает в начальной позиции, найти эти фигуры и расставить по своим местам. Ребенку, исправившему ошибку, воспитатель предлагает стать ведущим.

      «Разыгрывание позиций». Воспитатель ставит на доску одну из игровых позиций с участием изучаемых фигур. Сначала один ребенок играет одними фигурами, а второй – другими, затем дети меняются фигурами и снова разыгрывают данную позицию. В процессе этой игры, дети упражняются в маневрировании фигурами на шахматной доске таким образом, чтобы не попасть под удар неприятельской фигуры, и, в свою очередь, уметь нападать на фигуры противника, а также предвидеть события на шахматной доске на один-два хода вперед.

        В ходе игр, дети повторяют знания, о размещении фигур и пешек на шахматной доске, как приготовить к игре шахматную доску, что такое начальная позиция.

       Воспитатель: Ребята, мы видим на доске начальную позицию, именно такая позиция должна получиться на вашей шахматной доске. С начальной позиции начинается шахматная партия. Шахматная партия складывается из ходов. Начинает партию тот, кто играет белыми. Ребята, перед каждой шахматной игрой шахматные фигуры на доске занимают одни и те же места. А теперь садитесь на свои места начинаем шахматную игру.

        После игры воспитатель подробно разбирает с детьми их типичные ошибки. Ребята должны научиться из множества возможных ходов выбирать оптимальный в данной ситуации.

  Я смотрю на первый ряд,

  По краям ладьи стоят.

  Рядом вижу я коней,

  Нет фигуры их хитрей.

  Меж коней заключены

  Наши славные слоны.

  И еще два поля есть,

  А на них король и ферзь.

  А теперь без спешки

  Идут на место пешки.

 

Физкультминутка: «Самолёт»

Руки в стороны — в полёт

Отправляем самолёт,

Правое крыло вперёд,

Левое крыло вперёд.

Раз, два, три, четыре —

Полетел наш самолёт.

 

«Смелые солдатики»

 

На одной ноге постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий,

Ногу левую - к груди,

Да смотри – не упади.

А теперь постой на левой,

Будто ты солдатик смелый.

 

Загадки:

 

Я спросил подругу Майю,

Ту, с кем в шахматы играю:

- Что с королём здесь может быть,

Когда не может он ходить?

(пат)

Здесь войско выстроилось в ряд:

Слоны и кони, и ладьи,

И пешки чинно все стоят!

Скорей игру мне назови!

(шахматы)

Иногда король с ладьёй

Ходят вместе очень ловко,

Шахматисты ход такой

Называют…

(Рокировкой)

      Воспитатель: Вы правильно отгадали все загадки и отлично все справились с заданием. Спасибо вам, за интересную игру.  

 

      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shahmaty_21.docx15.22 КБ

Предварительный просмотр:

Шахматы № 21.

                                  «Позиция – размещение фигур и пешек».

Цель: Закрепление знаний детей о размещении фигур и пешек на шахматной доске. Упражнение в развитии пешек и фигур для занятия позиций в центре доски. Развивать наблюдательность, внимание, умение находить ошибку и её исправлять.

Материал: шахматные доски с комплектами фигур, настенная шахматная доска.

                                        Методика проведения.

      Воспитатель: Добрый день, ребята, мы с вами вновь отправляемся в сказочную шахматную страну.

Игры:

     «Путаница». Воспитатель расставляет в начальную позицию на шахматной доске, перепутав фигуры местами. Дети должны проверить правильность расстановки фигур в начальной позиции и расставить фигуры так, чтобы начальное положение оказалось правильным.

      «Что пропало?». Воспитатель в начальной позиции все фигуры ставит по порядку. Она просит детей закрыт глаза, а сама меняет шахматные фигуры местами или убирает одну фигуру или пешку, оставляя остальные фигуры и пешки без изменения. По команде воспитателя, дети открывают глаза. Они обнаруживают ошибку и  исправляют ее. Необходимо определить, каких фигур недостает в начальной позиции, найти эти фигуры и расставить по своим местам. Ребенку, исправившему ошибку, воспитатель предлагает стать ведущим.

      «Разыгрывание позиций». Воспитатель ставит на доску одну из игровых позиций с участием изучаемых фигур. Сначала один ребенок играет одними фигурами, а второй – другими, затем дети меняются фигурами и снова разыгрывают данную позицию. В процессе этой игры, дети упражняются в маневрировании фигурами на шахматной доске таким образом, чтобы не попасть под удар неприятельской фигуры, и, в свою очередь, уметь нападать на фигуры противника, а также предвидеть события на шахматной доске на один-два хода вперед.

        В ходе игр, дети повторяют знания, о размещении фигур и пешек на шахматной доске, как приготовить к игре шахматную доску, что такое начальная позиция.

       Воспитатель: Ребята, мы видим на доске начальную позицию, именно такая позиция должна получиться на вашей шахматной доске. С начальной позиции начинается шахматная партия. Шахматная партия складывается из ходов. Начинает партию тот, кто играет белыми. Ребята, перед каждой шахматной игрой шахматные фигуры на доске занимают одни и те же места. А теперь садитесь на свои места начинаем шахматную игру.

        После игры воспитатель подробно разбирает с детьми их типичные ошибки. Ребята должны научиться из множества возможных ходов выбирать оптимальный в данной ситуации.

  Я смотрю на первый ряд,

  По краям ладьи стоят.

  Рядом вижу я коней,

  Нет фигуры их хитрей.

  Меж коней заключены

  Наши славные слоны.

  И еще два поля есть,

  А на них король и ферзь.

  А теперь без спешки

  Идут на место пешки.

 

Физкультминутка: «Самолёт»

Руки в стороны — в полёт

Отправляем самолёт,

Правое крыло вперёд,

Левое крыло вперёд.

Раз, два, три, четыре —

Полетел наш самолёт.

 

«Смелые солдатики»

На одной ноге постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий,

Ногу левую - к груди,

Да смотри – не упади.

А теперь постой на левой,

Будто ты солдатик смелый.

Загадки:

Я спросил подругу Майю,

Ту, с кем в шахматы играю:

- Что с королём здесь может быть,

Когда не может он ходить?

(пат)

Здесь войско выстроилось в ряд:

Слоны и кони, и ладьи,

И пешки чинно все стоят!

Скорей игру мне назови!

(шахматы)

Иногда король с ладьёй

Ходят вместе очень ловко,

Шахматисты ход такой

Называют…

(Рокировкой)

      Воспитатель: Вы правильно отгадали все загадки и отлично все справились с заданием. Спасибо вам, за интересную игру.  

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по шахматам «Сравнительная сила фигур»

План-конспект занятия по шахматам «Сравнительная сила фигур»...

Шахматы - 7 Вежливые слоны - «Фигуры быстрые и дальнобойные».

Шахматы - 7            Вежливые слоны -  «Фигуры быстрые и дальнобойные».Цель: Знакомство с фигурой «Слон...

Шахматы- 8. Ферзь. « Могучая фигура».

Ферзь. « Могучая фигура»....

Конспект занятия по шахматам. Тема: «Шахматные фигуры».

Конспект занятия по шахматамТема: «Шахматные фигуры».Цель: повторение шахматных понятий (горизонталь, вертикаль, диагональ), белые и чёрные поля, знакомство с шахматными фигурами.Задачи по...

Конспект по обучению шахматам в старшей группе. Тема: «Шахматные фигуры».

Воспитательные: воспитывать навыки работы в коллективе; вырабатывать уверенность в своих силах; повышать шахматную культуру....

Воспитание единства позиций. Как избежать игр в "тиранов" и "пешек"

Главный секрет в воспитании единства позиций....