Проблема речевой агрессии в педагогической практике
консультация

Валентина Савельевна Гаревских

Проблема речевой агрессии в педагогической практике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemy_rechevoy_agressii_v_pedagogicheskoy_praktike.docx46.6 КБ

Предварительный просмотр:

«Проблема речевой агрессии

в педагогической практике»

                                            Подготовила Гаревских В.С.

педагог - психолог

      Жестокое обращение с детьми предполагает любую форму плохого обращения, допускаемого родителями, опекунами, попечителями (другими членами семьи ребенка), педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка. Различают 4 основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психологическое (эмоциональное, в том числе и речевое) насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.

     Психологическое (или эмоциональное) насилие - это совершенное по отношению к ребенку деяние, которое тормозит или вредит развитию его потенциальных способностей, вызывает у ребенка состояние эмоционального напряжения, подвергая опасности возрастное развитие его эмоциональной жизни.

Сегодня мы акцентируем наше внимание на речевом насилии, которое совершается с помощью речевых средств. Оно представляет угрозу психическому и психологическому здоровью ребенку.

И.В. Дубровина, доктор психологических наук, академик РАО, вводя понятие «психологическое здоровье», отметила разницу между психическим и психологическим здоровьем: первое, по сути, имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам; второе - характеризует личность в целом, находится в непосредственной связи с проявлениями духа человека.

     Речевое насилие проявляется в форме речевой агрессии. Сегодня педагоги, психологи, социологи все чаще говорят о речевой агрессии - явлении, затронувшем многие сферы жизнедеятельности современного общества и все чаще отмечаемом в речи воспитателей детских садов, играющих во дворе малышей и наблюдающих за ними родителей. 

    Речевую агрессию в самом общем виде можно определить как  обидное общение,  словесное выражение негативных эмоций, намерений в оскорбительной, грубой  форме. Речевая агрессия может возникать и как особое намерение – целенаправленное желание говорящего унизить, оскорбить, высмеять или самоутвердиться, самореализоваться.

 Речевая агрессия затрудняет полноценный обмен информацией, тормозит восприятие и понимание собеседниками друг друга. Она – спутник практически любой ссоры и самый опасный враг вежливости. Речевая агрессия проявляется особенно ярко в семье, сфере образования, армии, там, где используется физический труд и заняты работники низкой квалификации, в контактах продавцов и покупателей.

Агрессия часто проявляется и в речи педагогов. Пренебрежительно-грубое или повелительно-покровительственное отношение к детям проявляется в повышении тона, громком и крикливом голосе, унизительных обращениях к детям по фамилии, резких восклицаниях, неоправданно частом употреблении повелительного наклонения глаголов, отсутствии необходимых формул речевого этикета, грубых замечаниях («Закрыли рты!», «Считаю до трех...»), язвительных насмешках («Рисуешь как курица лапой!»), грубых требованиях и отказах, обвинениях, а иногда даже явных оскорблениях и угрозах («Поставлю в угол!»...).   Достаточно часто мы склонны недооценивать положительные стороны деятельности ребенка, неоправданно обобщая его проступки («вечно ты...!»; «Ты всегда...!»).

Речевая агрессия педагога может иметь наиболее опасные социальные  последствия. С одной стороны, это так называемый «дидактогенный невроз», который, по некоторым неофициальным данным, составляет около 30% всех детских неврозов:

 у детей снижается самооценка,

возникает неуверенность в себе,

появляется сначала страх перед конкретным воспитателем, а потом и перед взрослым вообще.

Кроме того, у ребят часто складывается впечатление, что агрессия воспитателя направлена не на их поведение в конкретной ситуации, а на них самих, их личность: «я плохой», а не: «сейчас я поступаю плохо».

С другой стороны, добиваясь сиюминутных целей послушания в неэтичной форме, педагог невольно провоцирует ответную агрессию.  Возникает «замкнутый круг»: добиваясь послушания, мы неосознанно провоцируем детей на ответную речевую агрессию - протест, грубый отказ, желание сделать или сказать «назло». Как показывают наблюдения за речью детей, большинство из них еще в дошкольном возрасте демонстрируют очевидную склонность к речевой агрессии. По данным психологических исследований, 29 % всех агрессивных актов детей от 3 до 9 лет составляют ответные реакции на агрессию противоположной стороны. Кроме того, дети усваивают агрессивную модель речевого поведения и переносят ее на общение друг с другом. 

     Душевные раны, нанесенные словом, не заживают годами. Особая опасность речевого насилия состоит в том, что оно может перерасти в насилие, представляющее угрозу для жизни человека. Испытанная в детстве жестокость часто приводит к тому, что в дальнейшем люди стремятся разрешать свои проблемы посредством насильственных или противоправных действий. Вначале пострадавшие, подвергаемые частым приступам гнева и агрессии, изливают ее на младших по возрасту или на животных, в том числе во время игр. Но результатом становится такое опасное социальное последствие, как дальнейшее воспроизводство жестокости. Косвенное подтверждение этому - увеличение числа совершенных подростками преступлений, сопряженных с насилием.

Кроме того, пережитое речевое насилие оказывает влияние на всю последующую жизнь человека. Исследования показывают, что у людей, подвергшихся речевому насилию, в 1,5 раза чаще наблюдаются симптомы депрессии и тревожности, и в течение жизни эти люди в 2 раза чаще страдают от аффективных и тревожных расстройств. Более 30% участников исследований сообщают о том, что они иногда или часто подвергались речевому насилию (оскорбления, брань, угрозы физического насилия, язвительные замечания о поведении) со стороны родителей. Со временем дети начинают верить негативным оценкам, которые высказываются в их адрес, и используют их как объяснение всего того, что им не удается в жизни.

     У людей могут наблюдаться трудности функционирования в супружеской и родительской ролях: выросшие в жестокости мальчики сами становятся обидчиками, а девочки, как правило, связывают свою жизнь с жестоким и агрессивным мужчиной. И те, и другие не только испытывают сложности при создании собственной семьи, но и не могут дать своим детям достаточно тепла, чтобы воспитать их физически и нравственно здоровыми.

Таким образом,хотя речевое насилие порой не замечается, поскольку не оставляет видимых следов, в отличие от физического, а иногда проявляется только в частной жизни, последствия его могут быть катастрофическими.

      Агрессивная речь наглядно демонстрирует авторитарный стиль общения, отсутствие профессионализма и приводит к отчуждению, враждебности, непониманию. Получается, что агрессия слова не только недопустима в этическом отношении, но и оказывается просто неэффективной с коммуникативной точки зрения. 

     Вряд ли можно говорить о полном устранении речевой агрессии из педагогического общения. Однако можно научиться успешно контролировать, сдерживать, преодолевать агрессию слова, не прибегая при этом к ответной грубости. 
Пожалуй, самое серьезное препятствие на пути преодоления речевой агрессии - это беспечная лояльность современного человека в оценке агрессии слова. И если педагог  отказывается объективно признать собственную склонность к ее проявлению, стыдливо заменяя это понятие абстрактными «несдержанность», «резкость», «неуравновешенность» и утешая себя тем, что «сейчас все так говорят», он ничего не сможет изменить в своем общении с детьми. 

     Поэтому наиболее общее направление предотвращения агрессии в образовании - самонаблюдение и самоконтроль воспитателя над собственным речевым поведением, анализ своей речи с точки зрения вежливости, корректности, эффективности воздействия. Задумаемся, например, всегда ли наши обращения к детям, выражения мнения, просьбы, отказы вежливы? Извиняемся ли мы за ошибку, несправедливую оценку? 

    Способность к эмпатии - сопереживанию проблемам собеседника, умение объективно оценить личностные особенности и эмоциональное состояние ребенка - очень важны для коммуникативной компетенции педагога. Наконец, толерантность - терпимость, снисходительность - тоже необходимое профессиональное качество воспитателя, которое предполагает корректность оценок, умение прощать, признание права ребенка  на собственное мнение. Часто мы теряем терпение, начиная раздражаться и возмущаться по поводу недостаточной сообразительности при рисовании домика или отсутствия ловкости во время завязывания шнурков. А ведь иногда бывает достаточно сохранить выдержку, продолжая говорить с ребенком ровным, спокойным тоном, подбадривая, избегая резких оценок и комментариев («Давай попробуем еще раз»; «Завтра у тебя получится лучше!»; «Нужно еще потренироваться» и т.п.), чтобы не спровоцировать ответную агрессию. Кроме того, следует отчетливо представлять уровень развития и реальные возможности дошкольника, пытаться посмотреть на проблемы его глазами и почаще вспоминать себя в том возрасте, когда ступеньки в подъезде казались высокими.
     Стараться избегать обидных высказываний в собственной речи и овладеть умением правильно реагировать на грубость собеседника, не провоцировать его на обидное общение - посильная задача для цивилизованного человека, а для педагога, чья профессия предполагает повышенную ответственность за свои речевые поступки, - особенно необходимая.

Экстренные меры, помогающие справиться с бурными эмоциями

  1. Умение здраво мыслить во многом зависит от того как мы дышим. Взволнованный дышит прерывисто. Сделайте очень медленный вдох, задержите дыхание и - затем медленный выдох. И так несколько раз.
  2. Медленно сосчитайте до 10 и одновременно проводите кончиком

языка по нёбу. Это щекотно, кроме того монотонные движения успокаивают.

  1. Негативные чувства «живут на загривке», поэтому важно расслабить плечи. Приподнимите плечи с напряжением и опустите их. Повторите 3 раза. Повращайте шеей. Расслабьтесь.
  2. Скажите чётко, медленно и искренне, что вы чувствуете в данный момент (важно выразить свои эмоции, а не оскорблять ребёнка).

Практический прием установления конструктивного взаимодействия с ребенком – прием «Я – высказывание».

Оно основано на том, что взрослый доносит до ребенка те чувства, которые он испытывает по поводу проблемной ситуации. В «Я – высказывании» не содержится местоимение «ты», в связи с чем не задевается личность ребенка. Оно не содержит конфликта.

«Я – высказывание» содержит 4 части:

1 часть – объективно описывает ситуацию;

2 часть – описываем чувства, которые испытывает говорящий взрослый (они могут быть любыми);

3 часть – называем причину возникновения этих чувств;

4 часть – выражаем просьбу о нормативном поведении.

Например, в комнате дочери очень громкая музыка. Сформулируем 1 часть:

- «Грохочет музыка» - необъективно;

- «Музыка играет очень громко» - объективно.

«Когда я слышу громко играющую музыку в твоей комнате, я испытываю обиду (раздражение, отчаяние), из-за того, что мои желания игнорируют, я чувствую себя пустым местом. Я хотела бы, чтобы музыка звучала тише».

«Света, когда ты разговариваешь с соседкой, я испытываю раздражение, потому что я теряю мысль. Прекрати, пожалуйста».

     Важно во время формулировки вопроса предполагать, какой ответ на него можно получить.

«Нельзя ли чуть-чуть убавить музыку?» - «Нет, нельзя».

«Можно……..?» - «Можно».

После «Я – высказывания» нет никаких оснований продолжать скандал. «Я – высказывание» - волшебное средство, но оно может вызвать отторжение из-за длинной формы. В связи с этим его можно сократить.

Интерактивная игра "Найди пару"

 

 Педагоги делятся на две группы, одной раздают карточки с моделями негативного речевого поведения педагогов, а другой – с примерами-объяснениями такого поведения. Необходимо "найти пару" и объяснить свой выбор.

Негативные модели речевого поведения с примерами

Негативные модели

 речевого поведения

взрослых

Примеры-объяснения

 

Стереотипные

коммуникативные установки

современного общества

"Надо уметь давать сдачи", "На обидное слово надо отвечать обидным", "Иначе не выживешь"

Лояльное отношение к

грубости всеобщего

любимца

"Я не знаю, как мне быть –

Начал старшим я грубить.

А они ко мне:

– Голубчик, ешь скорее! Стынет супчик!..

А они ко мне:

– Сыночек, положить еще кусочек?

А они ко мне:

– Внучок,

Ляг, лапуся, на бочок!.." (С.В. Михалков, "Лапуся")

Отсутствие

целенаправленного обучения

этикетному общению

"Разве можно так ругаться?!", "Так нельзя!", "Что ты говоришь!"

Недооценка положительных

сторон деятельности ребенка

"Вечно ты...!", "Ты всегда...!", "От него всего можно ожидать!", "За

ним нужен глаз да глаз!"

Последствия отрицательного  личного

опыты общения  у ребенка

"Дразнилки", издевки, жестокие шутки, соревнования в словесной  изощренности, игра "кто кого переспорит", навешивание

словесных ярлыков типа "ябеда", "врун", "воображала", "очкарик", "тормоз" и т. п.

Пропаганда тех или иных

форм речевой агрессии в

современных СМИ

"Плохими словами" ругается любимый певец или

мультипликационный персонаж, популярность жанров боевика и

триллера с соответствующими моделями речевого поведения

персонажей и набором словесных клише

Открытая речевая агрессия

педагога

"Рисуешь как курица лапой!", "Сколько можно повторять?!", "Как

вы меня достали!", "Закрыли рты!", "Живо мыть руки!", "Поставлю

в угол!", "Считаю до трех.

Литература:

1.Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ.сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 160 с.

2. Стожарова М. Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников/ М.Ю. Стожарова. – Ростов н/Д : Феникс, 2007. – 208 с.

3.  Учимся общаться с ребенком: Руководство для воспитателя детского сада/ В. А. Петровский, А. М. Виноградова, Л.М. Кларина и др. – М.: Просвещение, 1993. – 191 с.

Стереотипные

коммуникативные установки

современного общества

"Надо уметь давать сдачи", "На обидное слово надо отвечать обидным", "Иначе не выживешь"

Лояльное отношение к

грубости всеобщего

любимца

"Я не знаю, как мне быть –

Начал старшим я грубить.

А они ко мне:

– Голубчик, ешь скорее! Стынет супчик!..

А они ко мне:

– Сыночек, положить еще кусочек?

А они ко мне:

– Внучок,

Ляг, лапуся, на бочок!.." (С.В. Михалков, "Лапуся")

Отсутствие

целенаправленного обучения

этикетному общению

"Разве можно так ругаться?!", "Так нельзя!", "Что ты говоришь!"

Недооценка положительных

сторон деятельности ребенка

"Вечно ты...!", "Ты всегда...!", "От него всего можно ожидать!", "За

ним нужен глаз да глаз!"

Последствия отрицательного  личного

опыты общения  у ребенка

"Дразнилки", издевки, жестокие шутки, соревнования в словесной  изощренности, игра "кто кого переспорит", навешивание

словесных ярлыков типа "ябеда", "врун", "воображала", "очкарик", "тормоз" и т. п.

Пропаганда тех или иных

форм речевой агрессии в

современных СМИ

"Плохими словами" ругается любимый певец или

мультипликационный персонаж, популярность жанров боевика и

триллера с соответствующими моделями речевого поведения

персонажей и набором словесных клише

Открытая речевая агрессия

педагога

"Рисуешь как курица лапой!", "Сколько можно повторять?!", "Как

вы меня достали!", "Закрыли рты!", "Живо мыть руки!", "Поставлю

в угол!", "Считаю до трех.

Конспект семинара по теме

"Проблема речевой агрессии в педагогической практике"

Цели: 7

 

 определение актуальности темы речевой агрессии в учебно-воспитательном процессе;

 выявление знаний и представлений педагогов по теме;

 изучение негативных моделей речевого поведения взрослых в ответ на проявления речевой

агрессии детей.

Примечание: ведущим семинара может быть заместитель директора школы.

 

Ход семинара

 

1. Блиц-опрос "Актуализация знаний"

Ведущий поочередно задает вопросы участникам семинара, которые в процессе обсуждения

выявляют единственно верный ответ.

Примерные вопросы с ответами.

Вопрос Ответ

Что такое речевая

агрессия?

Речевая агрессия – грубое, оскорбительное, обидное общение

Чем речевая агрессия

отличается от агрессии

физической?

Проявления физической агрессии: ребенок дерется, толкается,

кусается.

Проявления речевой агрессии: ругается, дерзит, огрызается,

пререкается. Необходимо знать, что агрессивное речевое поведение

ребенка – ситуативные вспышки грубости и агрессивность –

проявление общей склонности к агрессии, в т. ч. вербальной,

которая постепенно становится устойчивой личностной чертой.

Каковы проявления

речевой агрессии?

Речевая агрессия проявляется в оскорблениях и угрозах, грубых

требованиях и отказах, обвинениях и насмешках (например,

"дразнилки", "обзывательства", "визг", "нытье", "бурчание" и т. п.);

более скрыто, косвенно – в жалобах, клевете, сплетнях.

 

Всегда ли детские

ругательства – это речевая

агрессия?

Употребление ребенком ругательств – далеко не всегда

демонстрация агрессии; часто это просто подражание некультурной

манере общения взрослых или своеобразная словесная игра,

соревнование "кто кого передразнит".

 

 Интерактивная игра "Найди пару"

 

 Педагоги делятся на две группы, одной раздают карточки с моделями негативного речевого поведения педагогов, а другой – с примерами-объяснениями такого поведения. Необходимо "найти пару" и объяснить свой выбор.

Негативные модели речевого поведения с примерами

Негативные модели

 речевого поведения

взрослых

Примеры-объяснения

 

Стереотипные

коммуникативные установки

современного общества

"Надо уметь давать сдачи", "На обидное слово надо отвечать обидным", "Иначе не выживешь"

Лояльное отношение к

грубости всеобщего

любимца

"Я не знаю, как мне быть –

Начал старшим я грубить.

А они ко мне:

– Голубчик, ешь скорее! Стынет супчик!..

А они ко мне:

– Сыночек, положить еще кусочек?

А они ко мне:

– Внучок,

Ляг, лапуся, на бочок!.." (С.В. Михалков, "Лапуся")

Отсутствие

целенаправленного обучения

этикетному общению

"Разве можно так ругаться?!", "Так нельзя!", "Что ты говоришь!"

Недооценка положительных

сторон деятельности ребенка

"Вечно ты...!", "Ты всегда...!", "От него всего можно ожидать!", "За

ним нужен глаз да глаз!"

Последствия отрицательного  личного

опыты общения  у ребенка

"Дразнилки", издевки, жестокие шутки, соревнования в словесной  изощренности, игра "кто кого переспорит", навешивание

словесных ярлыков типа "ябеда", "врун", "воображала", "очкарик", "тормоз" и т. п.

Пропаганда тех или иных

форм речевой агрессии в

современных СМИ

"Плохими словами" ругается любимый певец или

мультипликационный персонаж, популярность жанров боевика и

триллера с соответствующими моделями речевого поведения

персонажей и набором словесных клише

Открытая речевая агрессия

педагога

"Рисуешь как курица лапой!", "Сколько можно повторять?!", "Как

вы меня достали!", "Закрыли рты!", "Живо мыть руки!", "Поставлю

в угол!", "Считаю до трех.

Существуют и частные приемы контроля над речевой агрессией в конкретных речевых ситуациях. 
Игнорирование речевой агрессии: не реагировать на бестактность в свой адрес, «не замечать» враждебности со стороны собеседника, не отвечать грубостью на грубость. Это может быть молчание в ответ на агрессивное высказываниеотказ от продолжения общения (отвернуться, уйти); продолжение общения в спокойной, ровной тональности.
Механизм метода достаточно прост: очень часто общение в конфликтной ситуации строится по принципу: «Он мне - слово, а я ему - десять». Так возникает словесная перебранка, каждый участник которой стремится оставить за собой «последнее слово». Игнорирование же представляет собой альтернативную коммуникативную стратегию, которая, во-первых, оказывает психологическое воздействие на «агрессора» (эффект неожиданности) и разрушает его «негативный сценарий». Это достаточно действенная мера против агрессии в том случае, если ситуация не приобретает острый раздражающий характер и не переходит в открыто обидное, неприемлемое для вас общение. 
Переключение внимания: попытаться изменить враждебное настроение собеседника, отвлечь его от агрессивного намерения или изменить его отрицательное эмоциональное состояние; перевести разговор на другую тему. Основные способы переключения внимания: неожиданный вопрос («Неужели ты думаешь, что...?»; «Сколько времени мы уже потратили на ссору?»); отвлекающее предложение («Поищем ответ на этот вопрос в энциклопедии»; «Давай попросим помощи у всего класса» и т.п.); необычное задание (например, ролевая игра, работа в парах, использование раздаточных материалов, просмотр учебного фильма); постоянное чередование на уроке различных видов речевой деятельности (устный ответ, слушание, чтение текста, письменная работа).
Метод проецирования положительных личностных качеств и поведенческих реакций: зная «сильные» стороны, положительные свойства ученика, в определенной ситуации актуализировать (обозначить, напомнить) эти качества с помощью высказываний, которые подчеркивают неожиданность, случайность проступка, например: напоминание («Ты же взрослый, рассудительный мальчик!»); удивление («Неужели ты мог сказать такое?!»); разочарование («А я-то думала, ты поступишь по-другому...»)
«Тактическое сомнение» (или метод «подзадоривания») - частная разновидность метода проецирования: целенаправленная словесная «провокация». Например: «Ну-ка, кто самый смелый - кто первым подойдет мириться?»; «Неужели ты не можешь обойтись без грубых слов?»; «Тебе, наверное, трудно проявить терпение и выдержку!» 
Положительные оценочные высказывания. Часто педагог игнорирует положительные стороны ребенка, неоправданно обобщая его проступки или заведомо обвиняя в том, что он мог бы сделать плохо, неправильно: «Вечно ты отвлекаешься!»; «Ты, кажется, бездельничаешь там, на последней парте?». Между тем целенаправленная демонстрация одобрения, доброжелательного отношения к ученику, похвала препятствуют речевой агрессии. 
Очень важно, чтобы выражение одобрения было разнообразным по форме. Выражением позитивной оценки могут быть не только традиционные «молодец!» и «умница!», но и обращение к прошлым успехам ребят («Вчера вы отлично справились с заданием, давайте сегодня поработаем еще лучше!»); согласие, благодарность, поддержка мнения ребенка («Мне нравится, как ты выполнил это задание»; «Полностью разделяю твое мнение»; «Спасибо за интересный вопрос»); цитирование наиболее интересных, точных, оригинальных ответов учеников. 
Открытое словесное порицание. На первый взгляд осуждающее замечание - самый простой способ противостоять агрессии. Однако он часто неэффективен, поскольку упрек, запрет, требование могут иметь прямо противоположный результат - вызвать ответные грубый отказ, возражение, протест. А общение из равноправно-дружеского превращается в неравноправно-морализаторское. Поэтому порицание должно быть выражено непременно в корректной форме, с обязательным использованием необходимых формул вежливости.
Этот способ наиболее целесообразно использовать в ситуациях, когда надо особо акцентировать внимание на негативности проступка, например, подчеркнуть, что ученик вел себя нетактично, поступил непорядочно, высказался несправедливо: «Ребята, пожалуйста, прекратите ругаться! Вы ведете себя очень некрасиво!» 
Шутка. Юмор и смех несовместимы с открытой агрессией. Однако необходимо заметить, что шутки неприязненного и оскорбительного содержания - это уже не юмор, а сарказм (язвительная, злая, едкая насмешка). Такие шутки обижают и могут, напротив, провоцировать ответную речевую агрессию. 
Убеждение. Существуют требования, нарушение которых делает убеждение неэффективным и может вызвать раздражение собеседника. Например, во избежание ответной агрессии не следует: разъяснять детям вполне очевидное (например, почему нельзя оскорблять другого человека) - лучше корректно напомнить («На эти слова Маша может обидеться»); морализировать отвлеченно («Надо вести себя хорошо», «Нужно быть умницей» и т.п.); убеждать в недоступном («Больше никогда не надо ссориться»; «Всегда необходимо подходить мириться первому» и т.п.); повышать тон (говорить раздраженно или излишне пафосно).
Начинать всегда лучше с описания достоинств ученика, его достижений, успехов. Это позволяет снять эмоциональное напряжение, настроить на позитивное общение, снизить возможность протеста. В процессе убеждения эффективен прием смены ролей: моделирование ситуации, в которой «агрессор» оказывается на месте «жертвы», с целью добиться осознания неправильности поведения через эмпатию: «А тебе самому было бы приятно услышать то, что ты сказал Саше?»; «Представь, что ты оказался в Сашиной ситуации...»; «Подумай, как бы ты поступил на месте Саши». 
Речевой этикет, который устанавливает правила речевого поведения в самых различных, в том числе конфликтных, ситуациях. Вот основные жанры и конкретные средства речевого этикета, направленные на предотвращение агрессии.
Извинение. Очень часто наши ложные представления о достоинстве («Просить прощение унизительно») и эгоистическое желание считать себя во всем и всегда правыми («Все виноваты, кроме меня») приводят к тому, что извинение звучит в речи гораздо реже, чем это необходимо. Между тем извинение «меняет знак» конфликтной ситуации - с отрицательного на положительный и определяет общую установку общения: от разобщенности, отчуждения, враждебности к примирению, единению, достижению согласия. 
Нередко речевая агрессия ребенка возникает как ответ на грубое требование, часто вызванное элементарным неумением учителя смягчить просьбу, сформулировать ее в корректной форме. Русский речевой этикет предполагает множество способов косвенного, непрямого, опосредованного выражения побуждения: форму вопроса («Может быть, ты... ?»; «Ты не сделаешь... ?»); употребление сослагательного наклонения («Полил бы ты цветы»); использование намека («Не могу записать задание на доске...» может, например, заменить просьбу сходить за мелом). 
Общеизвестно, что возражение, недовольство собеседника может провоцировать и нарушение норм употребления обращений. Вежливое обращение - один из наиболее эффективных этикетных способов демонстрации благожелательного, уважительного отношения к собеседнику. Возможно, в связи с этим сейчас в практику педагогического общения возвращается использование формы «вы» в обращении к ученику. 
В то же время варьирование форм обращений может стать очень эффективным способом в условиях конфликтного общения. Например, для корректного выражения резко отрицательной оценки иногда бывает достаточно подчеркнуто обратиться к ученику на «вы», усилив это полной формой имени, если раньше учитель всегда использовал форму «ты» обращения: «Мария, вы мешаете мне вести урок...» вместо «Маша, ты мне мешаешь!». 
Иногда учитель резко, категорично выражает несогласие с мнением ученика («Какую ерунду ты говоришь!»; «Ты мелешь чушь!»), что провоцирует его справедливые возмущение, обиду, протест. Однако то же самое возражение может быть высказано педагогом в необидных для ребенка формах предположения («Возможно, это не совсем так»); сомнения («Сомневаюсь, что это правильно»; «Неужели это так и есть?»); неуверенности («Не уверен, что это вполне справедливо»); опасения («Боюсь, ты не совсем точен»). 
Особое место в ряду средств устранения бестактности, агрессивности речи занимают эвфемизмы (греч. eu - «хорошо» + phemi - «говорю») - более мягкие слова или выражения вместо грубых или бранных: использование описательных оборотов речи, перефразирование («человек, который присвоил что-то» вместо «вор»); слова с приставкой не- («неправда» вместо «вранье»); косвенное информирование - аллюзии, намеки, иносказания («Ты поступил как непорядочный человек» вместо «Ты негодяй»). Ребенку, который искажает истину, вместо «ты врешь» можно, исходя из условий общения, сказать «выдумываешь», «обманываешь», «фантазируешь», «говоришь неправду».

Стараться избегать обидных высказываний в собственной речи и овладеть умением правильно реагировать на грубость собеседника - посильная задача для каждого цивилизованного человека, а для педагога особенно необходимая.

 

Существуют также частные приемы контроля над агрессией слова - способы речевого воздействия и эффективного реагирования в конкретных ситуациях.

^ Прямое порицание - самый известный и популярный прием педагогического воздействия в ситуации негативных проявлений поведения ребенка. С одной стороны, непосредственное словесное воздействие в форме упрека, запрета, требования может иметь прямо противоположный результат - вызвать у детей ответные грубые отказ, возражение, протест; с другой стороны, иногда этот метод - единственно возможная реакция родителя на однозначно неприемлемые проступки.


  • ^ Игнорирование речевой агрессии, нежелательных действий ребенка, если они не несут непосредственной угрозы ему и окружающим, предполагает, что взрослый не реагирует на грубость, делает вид, что не замечает ее, демонстрируя внешнюю незаинтересованность.

  • ^ Переключение внимания. Иногда следует попытаться изменить враждебное настроение ребенка или отвлечь его от выполнения нежелательных действий. Основные способы переключения внимания: предложение игрушки, перевод разговора на другую тему, неожиданный вопрос, необычное задание, интересная игра.


^ Метод проецирования положительных личностных качеств и поведенческих реакций. Зная «сильные» стороны личности ребенка, взрослый в определенной ситуации актуализирует (озвучивает, словесно обозначает, публично напоминает) эти качества или выражает провокационное сомнение, намеренно задевая самолюбие ребенка, бросая ему вызов (способ «подзадоривания»). Например:«Ты же умная, взрослая, терпеливая способная девочка!»; «Неужели это говорит наш Миша?»; «Ну, Миша, никак не ожидала от тебя такого!»; «Мне стыдно за тебя!» и т.п.


  • ^ Привлечение «союзников» - заручиться реальной или воображаемой поддержкой окружающих из числа детей, родственников, знакомых или просто оказавшихся рядом людей как «группой поддержки». Например: «Не кричи, пожалуйста, - на тебя уже тетя смотрит!»; «Папе бы очень не понравилось то, что ты говоришь!» и т.п.

  • ^ Апелляция к жалости - при оценке конфликтной ситуации акцентировать внимание не на проступке ребенка или его агрессивных высказываниях, а на собственном эмоциональном состоянии (огорчение, дискомфорт, стыд). Например: «Ты делаешь мне очень больно!»; «Твои слова меня очень огорчили!»; «Пожалей меня, пожалуйста» и т.п.

  • Самонаказание - предложить ребенку самому придумать себе наказание за проступок, как бы передоверить ему собственную карательную функцию. Например: «Ты же любишь справедливость во всем. Вот и придумай себе наказание за...»; «Как бы ты сам поступил с человеком, сделавшим то-то и то- то?».


Итак, формирование навыков эффективной речевой коммуникации, не допускающей грубости, бестактности, целенаправленное обучение умению предотвращать проявления агрессии слова – один из важнейших моментов воспитания ребенка в семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы родителям "Проблемы речевой агрессии "

Советы родителям по формированию навыков эффективной речевой коммуникации, не допускающей грубости, бестактности, целенаправленное обучение умению предотвращать проявления агрессии слова, что является...

Проблемы речевой агрессии детей дошкольного возраста

Сегодня родители все чаще задаются вопросом: «Откуда в детях столько грубости и агрессии?». Речевая агрессия все активнее участвует в детских играх и развлечениях, проникает в их разговоры и, что особ...

Проблема речевой агрессии в педагогическом общении. Основные методы коммуникативного воздействия при неконтролируемой речевой агрессии дошкольника.

Достаточно часто в педагогическом общении с дошкольниками возникают ситуации, когда воспитателю необходимо конкретно и однозначно продемонстрировать негативное отношение к высказыванию, проступку ребе...

ПРОБЛЕМА РЕЧЕВОЙ АГРЕССИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ (консультация для педагогов)

Каковы причины речевой агрессии у детей? Как влияют на ее проявления негативные модели речевого поведения родителей, педагогов?...

«Проблемы речевого развития в современной практике работы дошкольных учреждений»

Речевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: в игре, труде, бытовой, учебной деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида. Поэтому очень важн...