Консультация на тему: Проблема речевой агрессии в педагогическом развитии" (2 - 3 года).
консультация по развитию речи (младшая группа) на тему

Журавлёва Людмила Михайловна

Материал для педагогов и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problema_rechevoy_agressii_v_pedagogicheskom_protsesse.docx18.79 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация на тему:

«Проблема речевой агрессии в педагогическом развитии».

       Сегодня педагоги, психологи, социологии все чаще говорят о речевой агрессии - явлении, затронувшем многие сферы жизнедеятельности современного общества и все чаще отмечаемом в речи воспитателей детских садов, играющих во дворе малышей и наблюдающих за ними родителей. Грубый, неуправляемый, настырный, агрессивный - такие нелестные эпитеты часто встречаются в описаниях речевого поведения современных дошкольников. Речевая агрессия, которую в самом общем виде можно определить как грубое, оскорбительное, обидное общение, воплощается в оскорблениях и угрозах, грубых требованиях и отказах, обвинениях и насмешках; более скрыто, косвенно - в жалобах, клевете, сплетнях. При этом необходимо подчеркнуть, что употребление ребенком ругательств - далеко не всегда демонстрация агрессии слова; часто это просто подражание некультурной манере общения взрослых (младшие дошкольники) или своеобразная словесная игра, соревнование «кто кого передразнит» (старшие дошкольники). Кроме того, необходимо различать агрессивное речевое поведение ребенка - ситуативные вспышки грубости («дразнилки», «обзывательства», «визг», «нытье», «бурчание» и т.п.) и агрессивность - как общую склонность к проявлению агрессии, в том числе вербальной, которая постепенно становится устойчивой личностной чертой. Как показывают наблюдения за речью детей, большинство из них еще в дошкольном возрасте демонстрируют очевидную склонность к речевой агрессии.

Речевая агрессия, имея под собой благодатную социальную почву (семья, окружение сверстников, дошкольное учреждение, СМИ), становится устойчивой формой в общении конкретного ребенка.

Могут ли родители, воспитатели эффективно контролировать агрессию слова, своевременно предотвращая ее в общении между детьми, избегая в собственной речи и в процессе педагогического общения? Очевидно, что речевая агрессия является не только недопустимой в этическом отношении, но и просто неэффективной с коммуникативной точки зрения. Прежде всего, необходим самоконтроль родителя, воспитателя над собственным речевым поведением. Часто мы теряем терпение, начиная раздражаться и возмущаться по поводу недостаточной сообразительности при рисовании домика или отсутствия ловкости во время завязывания шнурков. А ведь иногда бывает достаточно сохранить выдержку, продолжая говорить с ребенком ровным, спокойным тоном, подбадривая, избегая резких оценок и комментариев («Давай попробуем еще раз»; «Завтра у тебя получится лучше!»; «Нужно еще потренироваться» и т.п.), чтобы не спровоцировать ответную агрессию. Кроме того, следует отчетливо представлять уровень развития и реальные возможности дошкольника, пытаться посмотреть на проблемы его глазами и почаще вспоминать себя в том возрасте, когда ступеньки в подъезде казались высокими.

Существуют также частные приемы контроля над агрессией слова - способы речевого воздействия и эффективного реагирования в конкретных ситуациях.

• Прямое порицание - самый известный и популярный прием педагогического воздействия в ситуации негативных проявлений поведения ребенка. С одной стороны, непосредственное словесное воздействие в форме упрёка, запрета, требования,  может иметь прямо противоположный результат - вызвать у детей ответные грубые отказ, возражение, протест; с другой стороны, иногда этот метод - единственно возможная реакция родителя на однозначно неприемлемые проступки.

  • Игнорирование        речевой агрессии,    нежелательных    действий ребенка, если они не несут непосредственной   угрозы   ему   и окружающим,   предполагает,    что взрослый не реагирует на грубость, делает вид, что не замечает ее, демонстрируя внешнюю незаинтересованность.
  • Переключение      внимания. Иногда следует попытаться  изменить  враждебное  настроение ребенка или отвлечь его от выполнения    нежелательных   действий. Основные способы  переключения внимания:  предложение  игрушки, перевод разговора на другую тему, неожиданный   вопрос,  необычное задание, интересная игра.
  • Метод проецирования положительных личностных  качеств
    и поведенческих реакций. Зная
    «сильные» стороны личности  ребенка, взрослый  в определенной
    ситуации актуализирует (озвучивает, словесно обозначает, публично
    напоминает) эти качества или выражает провокационное сомнение,
    намеренно
    задевая самолюбие ребенка, бросая ему вызов (способ
    «подзадоривания»). Например: «Ты же умная, взрослая, терпеливая, способная девочка!». «Неужели это говорит наш Миша?»; «Ну, Миша, никак не ожидала от тебя такого!»; «Мне стыдно за тебя!» и т.п.
  • Привлечение «союзников» - заручиться реальной или воображаемой  поддержкой окружающих из   числа   детей,   родственников, знакомых или просто оказавшихся рядом людей как «группой поддержки».   Например:   «Не   кричи, пожалуйста, - на тебя уже тетя смотрит!»; «Папе бы очень не понравилось то, что ты говоришь!» и т.п.
  • Апелляция к жалости – при оценке конфликтной ситуации акцентировать внимание не на проступке ребенка или его агрессивных высказываниях, а на собственном эмоциональном состоянии (огорчение, дискомфорт, стыд). Например: «Ты делаешь мне очень больно!»; «Твои  слова  меня  очень огорчили!»; «Пожалей меня, пожалуйста» и т.п.
  • Самонаказание    -    предложить   ребенку  самому   придумать себе наказание за проступок, как бы передоверить ему собственную карательную функцию. Например: «Ты же любишь справедливость во всем. Вот и придумай себе наказание за...»; «Как бы ты сам поступил с человеком, сделавшим то - то и то - то?».

         Итак, формирование навыков эффективной речевой коммуникации, не допускающей грубости, бестактности, целенаправленное обучение умению предотвращать проявления агрессии слова – один из важнейших моментов воспитания ребёнка в семье.

Учитель – логопед:

Журавлёва Л.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы родителям "Проблемы речевой агрессии "

Советы родителям по формированию навыков эффективной речевой коммуникации, не допускающей грубости, бестактности, целенаправленное обучение умению предотвращать проявления агрессии слова, что является...

Проблема речевой агрессии в педагогическом общении. Основные методы коммуникативного воздействия при неконтролируемой речевой агрессии дошкольника.

Достаточно часто в педагогическом общении с дошкольниками возникают ситуации, когда воспитателю необходимо конкретно и однозначно продемонстрировать негативное отношение к высказыванию, проступку ребе...

Проблема речевой агрессии в педагогической практике

Проблема речевой агрессии в педагогической практике...

ПРОБЛЕМА РЕЧЕВОЙ АГРЕССИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ (консультация для педагогов)

Каковы причины речевой агрессии у детей? Как влияют на ее проявления негативные модели речевого поведения родителей, педагогов?...

Консультация на тему: "Роль речевого общения в личностном развитии дошкольника"

В последние годы актуализировалась проблема развития и укрепления психического здоровья детей, эта тема стала достаточно очевидной в связи с ростом нервно-психических заболеваний и функциональных расс...