«Психологически безопасная образовательная среда в ДОО»
консультация

Валентина Савельевна Гаревских

«Психологически безопасная образовательная среда в ДОО»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheski_bezopasnaya_obrazovatelnaya_sreda.docx82.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад № 10 «Чебурашка»

Консультация

«Психологически безопасная

образовательная среда в ДОО»

Составила:

Гаревских В.С.,

педагог-психолог

г. Краснокаменск, 2017

Консультация

«Психологически безопасная образовательная среда в ДОО»

1 Введение

                   Методологической основой темы является теория потребностей человека –

пирамида потребностей человека по Абрахаму Маслоу.  Источником  активности живых существ являются потребности. Чем больше полезных потребностей у живого организма, тем он активней, тем выше конкурентоспособность в борьбе за существование. Из всех живых организмов, обитающих на Земле, больше всего потребностей у человека. Потребности (нужда, недостаток чего либо)  есть то, что является необходимым, чтобы сохранить стабильность материальной системы.

  Выделяют 5 основных потребностей человека (по теории А. Маслоу):

Потребности Маслоу распределил по мере возрастания, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах

Piramida-Maslou

1. В основании — физиологические потребности (пища, вода, тепло, кров, секс, сон, здоровье, чистота). Если по каким-либо причинам невозможно удовлетворить их, человек не может больше ни о чем думать, не может переходить к удовлетворению других, более высших в иерархии потребностей. Наверное, все сталкивались с ощущением сильного голода, которое мешает делать или даже думать о чем-либо другом.

2. Потребность в безопасности и защите (в том числе стабильность). Очень трудно реализовывать любые свои планы, мечты, работать, развиваться, не чувствуя себя в безопасности. Если эта потребность не удовлетворена, человек организовывает всю свою деятельность (иногда на какое-то время пренебрегая даже физиологическими потребностями) на то, чтобы сделать свою жизнь более безопасной.

3. Потребность в принадлежности к социальной группе, причастности и поддержке. В данном случае речь идет о партнере, семье, друзьях, интимности и привязанности. Мы создаем для этого системы, сообщества, без которых не можем выжить. Мы добиваемся любви, уважения, дружбы, стремимся быть членами группы, коллектива.Когда эти потребности не удовлетворены, мы остро переживаем отсутствие друзей, семьи, партнера, детей.

 4. Потребность в уважении и признании (самоуважении, самооценке, уверенности, престиже, славе, признании достоинств). Нам важно занимать какое-то значимое социальное положение. Нам хочется, чтобы признавали наши достоинства, наша компетентность была оценена по достоинству, замечено наше мастерство. Сюда можно отнести желание иметь хорошую репутацию, статус, известность и славу, превосходство и т.д.

5. Потребность в самовыражении (реализации своих способностей и талантов).

 Высшее желание человека – реализация творческого потенциала личности, своих талантов и способностей. Мотивация человека направлена на достижение всего, чего они способны достичь. На протяжении всей жизни он стремится использовать большинство талантов и способностей. Потребность в самореализации может быть сильнее всех других мотиваций. 

           Таким образом, в иерархии потребностей человека его потребность в безопасности является основной, без удовлетворения которой невозможна самореализация личности. Следовательно, эффективность работы любого образовательного учреждения требуется измерять не только качеством образования и воспитания, но и, в первую очередь, безопасностью обучающихся, защищенностью педагогов и других сотрудников, всемерной заботой об их здоровье.

2. Психологическая безопасность образовательной среды

    ФГОС ДО (п.2.3, 2.4) определяет, что  образовательная программа дошкольного образования формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности ребенка дошкольного возраста.  Программа направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам  деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

        Образовательная среда – психолого-педагогическая реальность, содержащая специально организованные условия для формирования личности.

               Основное требование к образовательной среде – создание необходимых условий для психологической безопасности каждого субъекта педагогического процесса, то есть, способствование его психологическому благополучию и личностному развитию.

Психологическая безопасность является такой характеристикой образовательной среды, которая придает ей развивающий характер и способствует сохранению психического и социального здоровья ее участников, исключая психологическое насилие; когда обеспечено успешное психическое развитие ребенка и адекватно отражаются внутренние и внешние угрозы его психическому здоровью.

Само содержание понятия безопасность означает отсутствие опасностей или возможность надежной защиты от них. Опасность же рассматривается как наличие и действие различных факторов, которые являются дисфункциональными, дестабилизирующими жизнедеятельность ребенка, угрожающими развитию его личности.

3. Источники угроз психологической безопасности личности

      Предусмотреть возникновение опасности довольно сложно. Основные источники угроз психологической безопасности личности можно условно разделить на две группы: 

внешние и внутренние.

К внешним источникам угроз психологической безопасности ребенка следует отнести:

1. Манипулирование детьми, наносящее серьезный ущерб позитивному развитию личности. Это проявляется в том, что взрослые стремятся все сделать за ребенка, тем самым лишая его самостоятельности и инициативы, как в деятельности, так и в принятии решений.

2. Индивидуально-личностные особенности персонала, участвующего в образовательном процессе и ежедневно вступающего во взаимодействие с детьми.

3. Межличностные отношения детей в группе. Бывает так, что детское сообщество отвергает кого-то из сверстников, а воспитатели долгое время этого не замечают или не находят достаточно эффективных средств для устранения такого явления. В результате у отвергаемых детей появляется чувство дезориентации в микросоциуме, каковым

является для ребенка дошкольное учреждение.

4. Враждебность окружающей ребенка среды, ограничен доступ к игрушкам, не продумано цветовое и световое оформление пространства; отсутствуют необходимые условия для реализации естественной потребности в движении; действуют необоснованные запреты, вызванные псевдозаботой о безопасности ребенка.

5. Интеллектуально-физические и психо-эмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима жизнедеятельности детей, однообразие будней.

6. Неправильная организация общения. Преобладание авторитарного стиля, отсутствие заинтересованности ребенком со стороны взрослых. Преобладание голоса взрослого над голосами детей.

7. Отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение в детском обществе.

8. Несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений и, в первую очередь, отсутствие режима проветривания.

9. Недооценка значения закаливания, сокращение длительности пребывания ребенка на свежем воздухе

 10. Нерациональность и скудость питания, его однообра зие и плохая организация.

11. Невнимание к ребенку со стороны родителей, асоци альная семейная микросреда и т. д.

Внутренними источниками угроз психологической безопасности ребенка могут быть:

1. Сформировавшиеся в результате неправильного воспитания в семье привычки негативного поведения. В результате малыш сознательно отвергается детьми и подсознательно взрослыми.

2. Осознание ребенком на фоне других детей своей неуспешности. Это способствует формированию комплекса неполноценности и зарождению такого, например, отрицательно го чувства, как зависть.

3. Отсутствие автономности. Прямая зависимость во всем от взрослого, рождающая чувство беспомощности, когда приходится действовать самостоятельно.

4. Индивидуально-личностные особенности ребенка, например сформировавшиеся (не без помощи взрослых) боязливость или привычка постоянно быть в центре внимания.

5. Патология физического развития, например нарушение зрения, слуха и т. п.

       Общим же источником угроз психологической безопасности ребенка является информация, которая неадекватно отражает окружающий его мир, т. е. вводит его в заблуждение, в мир иллюзий. Проще говоря, когда взрослые обманывают ребенка. И это может привести к психологическому срыву. Например: убеждают, что мама скоро придет, и малыш находится в состоянии напряженного ожидания.

     Признаки стрессового состояния ребенка при нарушении его психологической безопасности могут проявляться:

- в трудностях засыпания и беспокойном сне;

- в усталости после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла;

- в беспричинной обидчивости, плаксивости или, на оборот, повышенной агрессивности;

- в рассеянности, невнимательности;

- в беспокойстве и непоседливости;

- в отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним;

-  в проявлении упрямства;

- в том, что он постоянно сосет соску, палец или жует что-нибудь, слишком жадно без разбора ест, заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита);

- в боязни контактов, стремлении к уединению, в отказе участвовать в играх сверстников (часто ребенок бесцельно бродит по групповой, не находя себе занятия);

- в игре с половыми органами;

- в подергивании плеч, качании головой, дрожании рук;

- в снижении массы тела или, напротив, начинающих проявляться симптомах ожирения;

-  в повышенной тревожности;

-  в дневном и ночном недержании мочи, которых ранее не наблюдалось, и в некоторых других явлениях.

   Все вышеперечисленные признаки могут говорить нам, что ребенок находится в состоянии психо-эмоционального напряжения, только в том случае, если они не наблюдались ранее. Следует отметить и то, что не все признаки стрессового состояния могут быть явно выражены. Но беспокоиться следует даже в том случае, если проявились хотя бы какие-то из них.

   Наличие вышеуказанных симптомов нередко свидетельствует о возникновении психосоматических расстройств, которые могут отрицательно сказаться на самочувствии, поведении ребенка. Игнорирование их обычно приводит к стойким нарушениям не только в здоровье, но и в личностном развитии. Бывает, что такие дети впоследствии становятся лживыми, неуверенными в себе, склонными к бесплодным мечтаниям, трусливыми, некоммуникабельными. У них как способ защитного поведения очень рано появляется социальная маска.

       Надежными показателями того, что средства психологи ческой безопасности выбраны верно, служат хорошее настроение ребенка, проявляемое им чувство бодрости, радости, уверенности.

4. Мероприятия по обеспечению психологической безопасности

 личности ребенка в детском саду:

Мероприятия по обеспечению психологической безопасности личности ребенка в детском саду:

1. Комфортная для психологического состояния детей организация режимных моментов

2. Система профилактики психоэмоционального состояния детей средствами физического воспитания: водные процедуры, массаж, специальные оздоровительные игры, вызывающие положительные эмоции.

3. Арома- и фитотерапия – путем подбора специальных растений и цветового решения интерьера, способствующих снятию напряжения.

4. Работа с природным материалом: глиной, песком, водой. Обычно это отвлекает детей от неприятных эмоций.

5. Музыкальная терапия – регулярно проводимые музыкальные паузы, игра на музыкальных инструментах.

6. Контроль и регулирование психоэмоциональных и физических нагрузок.

7. Предоставление ребенку максимально возможной в этом возрасте самостоятельности и свободы.

8. Контроль самочувствия и настроения ребенка, своевременная их коррекция.

9. Создание предметно-развивающей среды всего учреждения, расширение возможности контактов ребенка с другими детьми и взрослыми.

   Коллектив педагогов образовательного учреждения, реализуя в своей деятельности перечисленные выше компоненты здоровьесберегающей среды, снижает до минимума негативное влияние факторов среды и обеспечивает всестороннее развитие личности ребенка. Повышение уровня психологической безопасности в образовательном учреждении способствует личностному развитию и гармонизации психического здоровья обучающегося. Такая среда выступает как эффективное взаимодействие между личностями, а это будет способствовать эмоциональному благополучию обучающихся и педагогов, личностному росту воспитанников и их психическому здоровью, способствовать профессиональному росту и долголетию педагогов, гармонизации отношений между педагогами и обучающимися.

Психологическая безопасность образовательной среды

(рабочий материал к консультации, декабрь 2017 г.)

Внешние источники угроз психологической безопасности

Действия воспитателя по их устранению

1

Манипулирование детьми, наносящее серьезный ущерб позитивному развитию личности. Это проявляется в том, что взрослые стремятся все сделать за ребенка, тем самым лишая его самостоятельности и инициативы, как в деятельности, так и в принятии решений.

2

Индивидуально-личностные особенности персонала, участвующего в образовательном процессе и ежедневно вступающего во взаимодействие с детьми.

3

Межличностные отношения детей в группе. Бывает так, что детское сообщество отвергает кого-то из сверстников, а воспитатели долгое время этого не замечают или не находят достаточно эффективных средств для устранения такого явления. В результате у отвергаемых детей появляется чувство дезориентации в микросоциуме, каковым

является для ребенка дошкольное учреждение.

4

4Враждебность окружающей ребенка среды, ограничен доступ к игрушкам, не продумано цветовое и световое оформление пространства; отсутствуют необходимые условия для реализации естественной потребности в движении; действуют необоснованные запреты, вызванные псевдозаботой о безопасности ребенка.

5

Интеллектуально-физические и психо-эмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима жизнедеятельности детей, однообразие будней.

6

Неправильная организация общения. Преобладание авторитарного стиля, отсутствие заинтересованности ребенком со стороны взрослых. Преобладание голоса взрослого над голосами детей.

7

Отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение в детском обществе.

8

 Несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений и, в первую очередь, отсутствие режима проветривания.

9

Недооценка значения закаливания, сокращение длительности пребывания ребенка на свежем воздухе

10

 Нерациональность и скудость питания, его однообразие и плохая организация.

11

 Невнимание к ребенку со стороны родителей, асоциальная семейная микросреда и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация оптимальной психологически безопасной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и проблемами развития в ДОУ.

Проблема безопасности в современном мире стоит очень остро, в том числе и в системе образования. Созданию безопасного образовательного пространства в последнее время уделяется достаточно большое...

психологически безопасная среда в ДОУ

психологически безопасная образовательная среда в ДОУ...

СОЗДАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ КОМФОРТНОЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.

Модернизация современной системы российского образования, напрямую связанная с введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов, закономерно ставит вопрос о факторах и ...

Семинар-практикум «Современные здоровьесберегающие технологии создания психологически безопасной среды в дошкольном образовательном учреждении»

Семинар-практикум «Современные здоровьесберегающие технологии создания психологически безопасной среды в дошкольном образовательном учреждении»...