Зрительная гимнастика
картотека

Позднякова Оксана Анатольевна

Зрительная гимнастика имеет огромное значение в работе учителя-логопеда с детьми, т.к. она снимает зрительное напряжение, является профилактикой зрительного утомления и снижения остроты зрения. Гимнастика для глаз обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, обменные процессы в глазу; повышает силу, эластичность, тонус глазных мышц, укрепляет мышцы век, снимает переутомление зрительного аппарата. К тому же гимнастика для глаз положительно влияет на общее психоэмоциональное состояние человека, на работоспособность.  

Предлагается картотека  упражнений в соответствии с лексическими темами. 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zritelnaya_gmnastika.docx20.52 КБ

Предварительный просмотр:

Зрительная гимнастика

Тема: «Осень».

"Осенний лес"

Вот стоит осенний лес!

(круговые движения глазами)

В нем много сказок и чудес!

Слева - сосны, справа - дуб,

(движения глазами влево- вправо)

Дятел сверху, тук да тук. (движения глазами вверх-вниз)

Глазки ты закрой-открой (движения глазами по тексту)

И скорей бегом домой!

"Осень"

Осень! Осыпается весь наш бедный сад.

(Дети выполняют движения глазами вверх-вниз)

Листья пожелтелые по ветру летят.

(Круговые движения глазами влево и вправо)

Лишь вдали красуются там, на дне долин,

(Посмотреть вдаль)

Кисти ярко-красные вянущих рябин. (Закрыть глазки)

А. Толстой

"Листопад"

Листопад, листопад (движения глазами вверх-вниз)

Листья желтые летят

Желтый клен, желтый бук (движения глазами влево-вправо)

Желтый в небе солнца круг (движения глазами вверх, по кругу)

Желтый двор, желтый дом (движения глазами вниз, вдаль)

Вся земля желта кругом. (движения глазами по кругу)

Ю. Вакуленко

"Осень"

Осень по опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью поводила.

(Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – в низ – вправо – вверх – влево – вниз)

Пожелтел орешник и зарделись клены,

(Посмотреть влево – вправо)

В пурпуре осинки, только дуб зеленый.

(Посмотреть вверх – вниз)

Утешает осень: не жалейте лета,

(Зажмурить глаза)

Посмотрите – осень в золото одета!

(Поморгать 10 раз).

Тема: "ПДД. Транспорт"

«Светофор»

У дороги, словно в сказке,

(Взор переводят вверх, вниз)

На столбе живёт трёхглазка.

(Взор переводят вправо, влево)

Всё мигает и мигает, (Моргают глазами)

Ни на миг не засыпает. (Широко раскрывают глаза)

Она транспорт стережёт, (Глаза закрываю).

Пешеходам путь даёт.

(Широко открывают и закрывают глаза)

«Цветные светофоры»

Движением полон город бегут машины в ряд

(Движения глазами влево - вправо)

Цветные светофоры (Рисуем глазками три круга)

И день, и ночь горят.

Стоп, машина! Стоп, мотор!

Тормози скорей, шофер!

(Смотрим глазами в одну точку)

Красный глаз глядит в упор

Это строгий светофор.

(Смотрим глазами вверх)

Обождал шофер немножко,

(Опускаем глаза чуть ниже)

Снова выглянул в окошко

Светофор на этот раз

Показал зеленый глаз,

(Смотрим перед собой)

Подмигнул и говорит:

«Ехать можно, путь открыт!» (Быстро моргать глазами)

«Автобус».

(Выполняем движения в соответствии с текстом)

Мы в автобусе сидим,

Во все стороны глядим.

Глядим назад, глядим вперед,

А автобус не везет.

Внизу речка – глубоко,

Вверху птички – высоко.

Щётки по стеклу шуршат

Все капельки смести хотят.

Колёса закружились

Вперёд мы покатились.

«Машины».

По городу мчатся с утра и до ночи

Машины всех марок, красивые очень.

(Дети выполняют круговые движения глазами.)

Поедут направо, налево, кругом -

(Выполняют движения глазами влево, вправо.)

Свободны машины и ночью и днем.

(Хлопают глазами.)

"Самолёт"

Пролетает самолет.

С ним собрался я в полет

(Движения глазами вверх)

Правое крыло отвел - посмотрел,

(Движения глазами вправо)

Левое крыло отвел - поглядел.

(Движения глазами влево)

Я мотор завожу

И внимательно гляжу.

(Круговые движения глазами)

Поднимаюсь ввысь, лечу

Возвращаться не хочу.

(Движения глазами вверх)

"На луну"

Старших всех мы уважаем (Посмотреть вверх)

Младших мы не обижаем (Посмотреть вниз)

Мы гуляем и читаем (Движения глазами направо – налево)

На луну слетать мечтаем (Посмотреть вверх)

А. Гриднева

Темы: «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Ягоды».

"Ослик"

Ослик ходит, выбирает,

Что сначала съесть не знает.

"Дети вытягивают вперед указательный палец правой руки, свободно перемещают его и следят глазами!

Наверху созрела слива, (Посмотреть вверх)

А внизу растет крапива, (Посмотреть вниз)

Слева - свекла, справа - брюква,

Слева - тыква, справа - клюква,

(Движения глазами влево-вправо)

Снизу - свежая трава,

(Посмотреть вниз)

Сверху - сочная ботва.

(Посмотреть вверх)

Закружилась голова,

Кружится в глазах листва,

(Круговые движения глазами)

Выбрать ничего не смог

И без сил на землю слег.

(Закрыть глаза)

И. Лопухин

"Наша грядка"

Раз, два, три, четыре, пять. Будем овощи искать.

(Круговые движения глазами)

Что растет на нашей грядке?

Огурцы, горошек сладкий,

(Посмотреть вниз)

Там редиска, там салат.

(Влево - вправо)

Наша грядка просто клад.

(Поморгать глазками)

В. Волина

"Лесные ягоды"

Собираем землянику,

Ищем вкусную чернику,

Голубику, костянику,

Кисловатую бруснику.

(по заданному педагогом направлению дети перемещают взгляд)

"Фруктовая загадка"

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем фрукты мы считать.

Перед нами лежит груша,

Сочная, но нельзя скушать.

(Дети смотрят перед собой)

Слева, на столе - лимон –

Фруктовый господин-барон,

(Дети смотрят влево)

Справа - яблоко в корзине.

Его купили в магазине

(Дети смотрят вправо)

Ну а снизу - апельсин,

На полу лежит один.

(Дети смотрят вниз)

Сколько фруктов, посчитали?

Четыре фрукта - угадали!

"Опята"

Посмотри-ка вокруг: сколько опят!

(Движения глазами влево - вправо)

Шляпки грибов, как монетки горят,

(Дети смотрят вдаль)

От шляпок рябит в глазах у ребят.

(Часто поморгать глазками)

"По ягоды"

Справа зреет земляника,

Слева - сладкая черника,

Справа - красная брусника,

Слева спеет ежевика.

(Движения глазами влево - вправо)

Ягоды все соберем

Отдохнем и потом домой пойдем.

(Сомкнуть веки обоих глаз на 3-5 секунд, повторить 6-8 раз)

"Рябина"

Гроздья рябины на солнце горят,

Рябит от рябины в глазах у ребят.

(Плотно закрывать и широко открывать глаза 5-6 раз подряд с интервалом 30 секунд. В течение 3 секунд смотреть на яркий свет, потом закрыть глаза рукой и дать им отдохнуть, повторить 3 раза)

Тема: «Лес. Деревья».

"Прогулка"

Собираемся мы в лес,

Там деревьев много есть.

Вдалеке мелькает степь, (Дети смотрят вдаль)

И вблизь нам надо посмотреть. (Дети смотрят перед собой)

Оглянемся мы вокруг,

Иди рядом со мной, друг!

(Круговые движения глазами вправо)

По дороге мы идем

Песню звонкую поем.

(Круговые движения глазами влево)

Слева - ягоды растут (Движения глазами влево)

Справа - ландыши цветут (Движения глазами вправо)

Сверху - неба синева, (Движения глазами вверх)

А внизу растет трава. (Движения глазами вниз)

А теперь пора домой,

Загулялись мы с тобой.

"Солнышко встаёт"

Вот как солнышко встаёт,

Выше, выше, выше.

(Движения глазами вверх)

К ночи солнышко зайдёт

Ниже, ниже, ниже.

(Движения глазами вниз)

Хорошо, хорошо,

Солнышко смеётся.

(Дети часто моргают глазами)

А под солнышком нам

Хорошо живётся

(Дети широко открывают, а потом закрывают глаза)

"Мечта"

Давайте с вами помечтаем.

Глаза закроем и представим:

(Дети закрывают глаза)

Как по лесу мы гуляем,

Грибы и шишки собираем.

(Круговые движения глазами)

Слева - ягоды цветут,

(Движения глазами влево)

А справа здесь грибы растут.

(Движения глазами вправо)

Снизу - шишки, да трава,

(Движения глазами вниз)

А сверху - неба синева

(Движения глазами вверх)

Открывайте, дети, глазки,

Вот и вышли мы из сказки.

(Открыть глаза)

"Липы"

(колебательные движения глазами справа - налево, затем слева - на право)

Вот полянка, а вокруг липы выстроились в круг

Липы кронами шумят, ветры в их листве гудят,

(дети совершают движения глазами вверх - вниз, вниз – вверх)

Вниз верхушки пригибают, и качают их, качают.

"Клен"

Ветер тихо клен качает,

Влево - вправо наклоняет,

(Движения глазами влево - вправо)

Ветер дует - задувает,

(Движения глазами вверх-вниз)

Листья с дерева срывает.

(Быстро поморгать глазами)

«Ёлка».

Вот стоит большая елка,

(Выполняют движения глазами)

Вот такой высоты. (Снизу вверх)

У нее большие ветки.

Вот такой ширины. (Слева направо)

Есть на елке даже шишки, (Вверх)

Внизу – берлога мишки. (Вниз)

Зиму спит там косолапый

И сосет в берлоге лапу. (Прикрывают глаза)

«Осенний лес»

Вот стоит осенний лес!

В нем много сказок и чудес!

(Выполняют круговые движения глазами)

Слева – сосны, справа – дуб. (Глаза влево, вправо)

Дятел сверху, тук да тук. (Вверх)

Глазки ты закрой – открой

И скорей бегом домой!

(Часто моргают глазками)

Тема: «Животные».

"Васька"

Ходит Васька беленький,

Хвост у Васьки серенький,

(Движения глазами влево- вправо)

Только мыши заскребут,

Чуткий Васька тут как тут.

Когти расправляются,

Глазки закрываются.

(Указательные пальцы обеих рук

поднести к внешним уголкам глаз и потянуть их, чтобы глаза сузились

в щелочку, одновременно часто моргая)

Васька мышек сторожит,

Притворился, будто спит.

(Опустить руки, расслабиться на 2- 3 секунды)

«Кошка».

Вот окошко распахнулось,

(Разводят руки в стороны)

Кошка вышла на карниз.

(Имитируют мягкую, грациозную походку кошки)

Посмотрела кошка вверх.

(Смотрят вверх)

Посмотрела кошка вниз.

(Смотрят вниз)

Вот налево повернулась.

(Смотрят влево)

Проводила взглядом мух.

(Взглядом проводят «муху» от левого плеча к правом)

Потянулась, улыбнулась

И уселась на карниз. (Дети приседают)

Глаза вправо отвела,

Посмотрела на кота. (Смотрят прямо)

И закрыла их руками. (Закрывают глаза руками)

"Однажды в лесу"

Как-то осенью в лесу

Висела шишка у всех на виду.

(Смотреть на указательный палец вытянутой руки)

Шишка на всех глядела

И тихонечко висела.

Лось сказал, что низко,

(Движения глазами вниз)

А зайчонок - высоко,

(Движения глазами вверх)

Белочка, сказала - близко,

(Движения глазами на кончик носа)

А ежонок – далеко

(Движения глазами вдаль)

«Заяц».

Вверх морковку подними, на нее ты посмотри.

(Смотрят вверх)

Только глазками смотри: вверх-вниз, вправо-влево.

(Глазами смотрят вверх-вниз, вправо-влево)

Ай-да, заинька, умелый! Глазками моргает.

(Моргают глазками)

Глазки закрывает.

(Глазки закрывают)

Зайчики морковки взяли, с ними весело плясали.

"Медвежонок"

Медвежонок потянулся

(Движения глазами вверх)

Раз - направо посмотрел

(Направо)

Два - налево посмотрел.

(Налево)

Лапы в стороны развел,

(Смотрят вдаль и разводят руками)

Меда видно не нашел.

(Закрывают глаза)

(А. Гриднева)

"Три медведя"

Три медведя шли домой.

Папа был большой-большой,

(Движения глазами вверх)

Мама с ним поменьше ростом,

(Движения глазами вперед)

А сынок малютка просто.

(Смотрят вниз)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по проведению зрительной гимнастики. Примерные комплексы зрительной гимнатсики.

Целью методических рекомендаций  «Проведение зрительной гимнастики» является оказание помощи педагогам в  формировании у детей дошкольного возраста  представлений о необходимости  ...

Принцип подбора упражнений для зрительной гимнастики в соответствии со зрительным нарушением

Материал подготовлен для родителей, воспитывающих детей с нарушением зрения. Как подобрать комплекс упражнений для зрительной гимнастики, если у вашего ребенка миопия? гиперметропия? астигматизм? Мате...

Картотека зрительной гимнастики. Профилактика зрительного утомления и близорукости.

Картотека   зрительной  гимнастики.Профилактика зрительного утомления и близорукости. Гимнастика для глаз используется в профилактических и оздоровительных целях, чтобы предупредит...

Мастер класс по зрительной гимнастике. Виды зрительной гимнастики.

Зачем нужна зрительная гимнастика? И когда ее проводить? Здесь вы узнаете о ее разнообразии и правилах применения зрительной гимнатсики....

Зрительные упражнения, зрительная гимнастика для детей с нарушением зрения (часть 1)

Регулярно выполняемые зрительные упражнения позволяют повысить остроту зрения у дошкольников, укрепить зрительные мышцы и осуществлять профилактику зрительных нарушений....

Зрительные упражнения, зрительная гимнастика для детей (часть 3)

Регулярно выполняемые зрительные упражнения позволяют повысить остроту зрения у дошкольников, укрепить зрительные мышцы и осуществлять профилактику зрительных нарушений....