Использование психогимнастики на физкультурных занятиях.
методическая разработка

Бабинцева Наталья Алексеевна
  • Нервы портятся легче, чем исправляются. Клапье Вовенарг
  • Чем спокойнее и уравновешеннее человек, тем мощнее его потенциал тем

большим будет его успех в добрых и достойных делах

                  невозмутимость разума одно из величайших сокровищ мудрости.

Восточная мудрость.

 

Инструктор по физической культуре Бабинцева Н.А.

Всем прекрасно известно, что проблема раннего формирования культуры здоровья всегда актуальна и достаточно сложна. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. И хотелось бы уделить внимание психическому здоровью. Согласны ли вы с утверждением «Хорошее настроение - залог здоровья». Как вы думаете, в чем секрет крепкого здоровья оптимистов? Секрет их прост, они умеют противостоять негативным эмоциям, вовремя их с себя «скинуть». Недаром говорят «все болезни от нервов». Т. е. у таких людей хорошо развита психоэмоциональная устойчивость.

Я считаю, что для укрепления психологического здоровья детей, необходимо повышение их психоэмоциональной устойчивости и развития у них эмпатии, в чем нам помогает психогимнастика.

Психогимнастика – представляет собой комплекс этюдов, упражнений и игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). С помощью психогимнастики дети обучаются азбуке выражения эмоций – выразительным движениям.

Не все дети «актеры» и пластически подвижны. Не у всех детей одинаковое психологическое развитие и коммуникативные способности. Для ребенка важно не только вступать в контакт, но и использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей, а также осознание особенностей себя и других людей.

Основная цель психогимнастики – преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения (что и будет способствовать психоэмоциональной устойчивости, создание возможностей для самовыражения.

Психогимнастика имеет определенную структуру, туда входят: Разминка, Гимнастика, Эмоции – Общение, Поведение, Завершение.

Деятельность по психогимнастике должна начинаться с общей разминкиЕе задача – сбросить инертность физического и психического самочувствия, т. е. «разогреть» внимание и интерес, настроить на активную работу и контакт друг с другом. Содержание: несколько упражнений-игр на внимание и подвижная игра.

Время разминки примерно 5 – 6 минут.

Гимнастика. Задачи: дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные нагрузки путем подражательного повторения движений и действий педагога.

Дозировка от 5-6 раз до 1-2 минут, в зависимости от упражнения и возраста детей.

В последовательности психогимнастических упражнений особенно важно соблюдать чередование и сравнение противоположных по характеру движений: напряженных и расслабленных; резких и плавных; частых и медленных и т. д. Такое чередование движений гармонизирует психическую деятельность мозга: упорядочивается психическая и двигательная активность ребенка, сбрасывается инертность самочувствия. улучшается настроение

Эмоции. Цель: овладение навыками управления своей эмоциональной сферой.

Методические задачи: фиксировать внимание ребенка на чужих проявлениях эмоций; подражательное воспроизведение чужих эмоций, фиксируя внимание на своих мышечных ощущениях как проявлениях этих эмоций; повторное воспроизведение этих эмоций в заданных упражнениях, контролируя ощущение.

Формы упражнений: пантомимические загадки, игры, представления, задания.

Этюды повторяются 2-3 раза.

Общение. Цель: тренировка общих способностей несловесного воздействия детей друг на друга. В упражнение включают обмен ролями партнеров по общению, оценку своих эмоций и эмоций партнера. Упражнения помогают преодолевать собственные внутренние барьеры общения в реальной жизни.

Поведение. Цель: тренировка умения детей регулировать свои поведенческие реакции.

Методические задачи: показ и проигрывание типичных ситуаций с психологическими трудностями; выделение и узнавание типичных форм адаптивного и неадаптивного поведения; приобретение и закрепление приемлемых для ребенка стереотипов поведения и способов разрешения конфликтов; развитие навыков самостоятельного выбора и построения детьми подходящих форм реакций и действий в разных ситуациях.

Варьирование упражнений:

• Проигрывание ситуаций с типовыми инцидентами;

• Отреагирование внутренних негативных переживаний, имевших место ранее в детском саду или дома;

• Загадки на решение различных конфликтных ситуаций;

• Самостоятельные игры-фантазии с проекцией новых эмоциональных проблем и актуальных переживаний;

• Домашние задания на активизацию положительных эмоциональных проявлений, закрепление новых форм эмоционального реагирования.

Источники сюжетов: психологические ситуации, детские книги, мультфильмы, телепередачи.

В завершении желательно включать упражнения и игры на закрепление положительного эффекта, чтобы приводить детей в состояние эмоционального равновесия.

Психогимнастику желательно проводить раз в неделю. Осваивать все части психогимнастики сразу очень трудно, нужно начинать, например, с гимнастики, включив ее как часть утренней гимнастики, как физминутку. Отдельные части можно осваивать в разных видах деятельности детей.

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вам оформленную мною в виде презентации картотеку, включающую курс специальных занятий: этюдов, упражнений и игр, разработанных М. И. Чистяковой, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы (внимания, памяти, воображения, эмоций, нравственных представлений).

Предназначена педагогам, имеющим дело с детьми, у которых чрезмерная утомляемость, истощаемость, непоседливость, вспыльчивость, замкнутость и т. д. Приемы психогимнастики не отменяют и не заменяют традиционные методы воздействия на детей, они помогают педагогам в ситуации, когда нагрузки на детей растут, а возможности для отдыха и для эмоциональной и двигательной разрядки становятся меньше.

Подвижные игры предлагаются детям, страдающим, психомоторными и эмоциональными расстройствами. Они полезны и для детей с заиканием и избирательным мутизмом. Подвижные игры соревновательного характера пробуждают активность каждого ребенка, они учат подчиняться определенным правилам, что организует, дисциплинирует и сплачивает играющих. С помощью этих игр можно развивать сообразительность, ловкость, быстроту реакции у детей, страдающих задержкой психического развития, церебрастенией и другими заболеваниями. Игры вызывают здоровое эмоциональное возбуждение, отвлекают от болезненных мыслей и фантазий, причем бодрое настроение, вызванное ими, отличается большой устойчивостью. Если в группе есть аутичный ребенок, то ведущему часто требуется помощник. Им может стать мать аутичного ребенка или любой другой человек, приятный для этого ребенка (например, сверстник, так называемый напарник). Помощник держит аутичного ребенка за руку и вместе с ним выполняет правила игры. Необходимо не переутомлять таких детей.

 

«Сосулька» (для детей 4-5 лет)

У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

Солнце взойдет,

Гвоздь упадет.

(В. Селиверстов)

Первая и вторая строчки: руки над головой. Третья и четвертая строчки: уронить расслабленные руки и присесть.

«Шалтай-болтай»

Шалтай-болтай

Сидел на стене.

Шалтай-болтай

Свалился во сне.

(Перевод С. Маршака)

Ребенок поворачивает туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» резко наклонить корпус тела вниз.

 «Качели»68.

Ребенок стоя качается на качелях.

Выразительные движения. 1. Ноги слегка расставить, обе ступни касаются пола, но вес тела перенесен на одну из ног. Переносить тяжесть тела с одной ноги на другую. 2. Выдвинуть одну ногу вперед, перенести на нее тяжесть тела, покачиваться вперед-назад. Для большей экспрессии сгибать и выпрямлять колени.

 

«Петрушка»69.

Играющий изображает Петрушку, который мягко и легко прыгает. Прыжки на двух ногах одновременно с мягкими, расслабленными коленями и корпусом, висящими руками и опущенной головой.

Выразительные движения. Ноги согнуть в коленях, корпус тела слегка наклонить вперед, руки вдоль тела, голову опустить вниз.

Этюд сопровождается музыкой Д. Кабалевского «Клоуны».

70. Кукушонок кланяется (для детей 4-5 лет)

«Кукушка»

Кукушка кукушонку

купила капюшон.

Кукушкин кукушонок

В капюшоне смешон.

Этюд сопровождается детской песенкой «Кукушка кукушонку». Во время этюда ребенок наклоняется вперед - вниз без всякого напряжения, затем выпрямляется.

«Новогодняя ночь»

Мальчик попросил родителей, чтобы ему разрешили вместе со взрослыми встретить Новый год. Ему разрешили, но, чем ближе к ночи, тем больше ему хочется спать. Он долго борется со сном, но в конце концов засыпает.

Этюд сопровождается музыкой В. Дублянского «Тихая ночь».

Выразительные движения. Зевота, верхние веки опущены, брови приподняты, голова клонится вниз, руки опущены.

«Котенок»

Ребенок исполняет роль котенка, который ложится на коврик и засыпает. У котенка мерно поднимается и опускается животик.

Этюд сопровождается музыкой Р. Паулса «День растает, ночь настанет» (колыбельная).

«Ленивый барсук»

Ведущий читает стихотворение В. Викторова:

Хоть и жарко,

Хоть и зной,

Занят, весь

Народ лесной.

Лишь барсук —

Лентяй изрядный

Сладко спит

В норе прохладной.

Лежебока видит сон,

Будто делом занят он.

На заре и на закате

Все не слезть ему с кровати.

Затем дети по очереди изображают ленивого барсука. Они ложатся на мат или коврик и, пока звучит Песня Д. Кабалевского «Лентяй», стараются как можно глубже расслабиться.

«Фея»

7Дети сидят на стульях, стоящих по кругу на достаточно большом расстоянии друг от друга. Звучит «Колыбельная» К. Дуйсейкеева. К детям подходит девочка с тоненькой палочкой в руке — это фея сна (мальчик — волшебник). Фея касается плеча одного из играющих палочкой, тот засыпает (наклоняет голову и закрывает глаза). Фея обходит всех детей, касаясь их волшебной палочкой... Фея смотрит на них: все спят, она улыбается и тихонько уходит.

«Факиры»

7Дети садятся на пол (на маты), скрестив по-турецки ноги, руки на коленях, кисти свисают вниз, спина и шея расслаблены, голова опущена, подбородок касается груди, глаза закрыты. Пока звучит музыка (сирийская народная мелодия), факиры отдыхают.

«Пылесос»

«Пылинки весело танцуют в луче солнца. Заработал пылесос. Пылинки закружились вокруг себя и, кружась все медленнее и медленнее, оседают на пол. Пылесос собирает пылинки; кого он коснется, тот встает и уходит.

Когда ребенок-пылинка садится на пол, спина и плечи у него расслабляются и сгибаются вперед - вниз, руки опускаются, голова наклоняется, он весь как бы обмякает.

Релаксационная гимнастика для детей 5-6 лет.

Цель: обеспечение определенной работы мышц, разгрузка позвоночника, снятие динамического напряжения (упражнения проводить под тихую спокойную музыку, при приглушенном свете)

  1. Упражнение на расслабление мышц рук. (установка на состояние общего покоя произносится медленно, тихим голосом, с длинными паузами)

Мы умеем напевать,

Бегать, прыгать, танцевать,

Но не все пока умеем

Расслабляться. Отдыхать.

Есть у нас игра такая –

Очень легкая, простая.

Замедляются движенья

Исчезает напряженье.

И становится понятно –

Расслабление приятно!

Руки с силой выпрямляем

(дети поднимают руки, вытягивают их за головой, тянутся)

Мы как будто подрастаем

А теперь их расслабляем.

Плавно, мягко опускаем.

(на выдохе руки опускают вдоль туловища, мышцы расслабляют. Повторить 2-3 раза)

 

«Штанга»

Мы готовимся к рекорду,

Будем заниматься спортом!

Штангу с пола поднимаем…

(руки поднимают, вытягивают над головой)

Крепко держим и бросаем!

(на выдохе руки опускают вдоль туловища, мышцы расслабляют. Выполнить 3-4 раза)

 

«Тепло – холодно»

Представим, что нам стало холодно – мы сжимаем себя руками, напрягаемся. Нам тепло – руки в стороны, расслабляемся. (повторить 3-4 раза)

 

«Ворон»

И.п.: стоя на коленях, пальцы рук сплетены «в замок» за головой.

В.: вдох - руки отвести как можно дальше назад, шею вытянуть вверх.

Выдох – расслабиться.  (повторить 3-4 раза)

 

«Маятник» (повторить 3-4 раза)

И.п.: стоя, руки опущены вниз и прижаты к корпусу.

В.: тяжесть тела переносится медленно вперед на переднюю часть ступни, пятки от пола не отрывать. Все тело слегка наклоняется вперед. Затем тяжесть тела переносится на пятки, носки от пола не отрывать.

«Волшебный сон»

Ребята, вы сегодня много играли и, наверное, устали. Хотите отдохнуть? Ложитесь на спинку, расслабляйтесь. (звучит тихая, спокойная музыка. Дети выполняют движения по тексту)

Реснички опускаются,

Глазки закрываются.

Дышится легко,

Ровно, глубоко.

Шея не напряжена,

Расслаблена она.

Наши ручки отдыхают,

Наши ножки отдыхают.

Дышится легко,

Ровно, глубоко.

Мы спокойно отдыхаем.

Сном волшебным засыпаем.

Хорошо нам отдыхать,

Но пора уже вставать!

Потянулись, улыбнулись!

 

«Сон на берегу моря»

Дети ложатся на пол и слушают шум моря.

Инструктор спокойным, негромким голосом рассказывает о том, что всем снится один и тот же сон. В этом сне они видят море с прозрачной голубой водой, через которую можно рассмотреть подводный мир: необыковенной красоты водоросли, диковинных рыб, большую морскую черепаху и радостных добродушных дельфинов.

(затем пауза. На счет 1,2,3 – дети «просыпаются» и встают.)

 

Психомышечная тренировка без фиксации внимания на дыхание.

Эти этюды для детей с 4 —5 лет.

7Осень. Рано темнеет. Медвежата сидят на лесной полянке и смотрят вслед уходящей в лесную чащу маме-медведице. Она пошла стелить им кроватки в берлоге. Медвежатам хочется спать. Они по одному идут домой, точно придерживаясь следа медведицы. Медвежата забираются в свои кроватки и ждут, когда мама-медведица поиграет с ними перед сном. Медведица пересчитывает медвежат. Все на месте, можно начинать игру.

1. Игра с шишками (на напряжение и расслабление мышц рук).

Мама-медведица бросает медвежатам шишки. Они ловят их и с силой сжимают в лапках. Шишки разламываются на мелкие кусочки. Медвежата откидывают их в стороны и роняют лапки вдоль тела - лапки отдыхают. Мама снова кидает шишки медвежатам.

Повторить игру 2-З раза.

2. Игра с пчелкой (на напряжение и расслабление мышц ног).

Медведица зовет золотую пчелку поиграть с медвежатами. Дети поднимают колени, делая домики. Пчелка пролетает под коленями. Мама-медведица говорит: «Летит!», и медвежата дружно распрямляют свои ножки.

Повторить игру 2-З раза.

3. Игра «Холодно - жарко» (на напряжение и расслабление мышц туловища).

Мама-медведица ушла. Подул холодный северный ветер и пробрался сквозь щелки в берлогу. Медвежата замерзли. Они сжались в маленькие клубочки - греются. Стало жарко. Медвежата развернулись. Опять подул северный ветер.

Повторить игру 2 — 3 раза.

4. Игра с шарфиком (на расслабление мышц шеи).

Пришла мама и раздала медвежатам шарфики, чтобы они больше не мерзли. Полусонные медвежата, не открывая глаз, повязали шарфики на свои шейки. Покрутили медвежата головой из стороны в сторону: хорошо, тепло шейкам.

5. Пчелка мешает спать (игра лицевых мускулов).

В берлогу снова прилетела пчелка. Решила она сесть кому-нибудь на язычок, но медвежата быстро стиснули зубы, сделали губы трубочкой и стали крутить ими в разные стороны. Пчелка обиделась и улетела. Медвежата снова слегка раскрыли рот, язык отдыхает. Пришла мама-медведица и зажгла свет. От яркого света медвежата крепко зажмурились и сморщили нос. Мама видит: все в порядке; погасила свет. Медвежата перестали жмуриться и морщить нос. Снова прилетела пчелка. Медвежата не стали ее прогонять, а покатали ее у себя на лбу, двигая брови вверх-вниз. Пчелка поблагодарила медвежат за удовольствие и улетела спать.

6. Отдых. Мама-медведица спела медвежатам колыбельную («Колыбельная медвежонку»), а медвежата, устроившись поудобнее, стали дремать. Медведица ушла в лес. (Пауза.) Медведица вернулась и стала рассказывать медвежатам, что им снится. Всем медвежатам снился один и тот же сон: как будто бы они сидят в кустах и смотрят на играющих детей. (Этюды, пройденные на занятии. Закрепление полученных впечатлений и навыков.) (Пауза.) Медведица говорит медвежатам, что сейчас они услышат прекрасную музыку, и, обращаясь к каждому медвежонку в отдельности, рассказывает, какими они будут хорошими, когда проснутся (П. Чайковский. «Сладкая греза»). Потом она предупреждает медвежат, что скоро утро и, как только запоет жаворонок, они проснутся. (Пауза.) Поет жаворонок («Песня жаворонка»). Дети быстро и энергично или, если того требует последующая деятельность детей, спокойно и медленно встают. С удивлением и любопытством дети-медвежата выглядывают из берлоги: легли спать осенью, а сейчас весна. Всю зиму, оказывается, проспали медвежата в берлоге.

Ведущий предлагает медвежатам снова превратиться в детей. Психомышечная тренировка закончена.

Вариант отдыха. Ведущий предлагает детям удобно устроиться, расслабиться и слушать с закрытыми глазами ласковую музыку (Н. Рот. «Говорите тише»). С окончанием музыки дети открывают глаза и тихо встают.

Упражнения для снятия напряжения и усталости.

«Стекло»

И.п.: стоя

В.: напряженные вытянутые руки упираются в воображаемое стекло. Пальцы расставлены, давят на препятствие с усилием, до ощущения мелкой дрожжи от перенапряжения. Далее – резкое расслабление.

«Сильные ноги»

И.п.: сидя на скамейке.

В.: ноги на носках, пальцы с силой вдавливаются в пол. (или подъем пяток с усилием, не отрывая носков от пола). Далее – резкое расслабление.

Рекомендуемая литература

Захаров А. И.( Как предупредить отклонения в поведении ребенка.-М., 1986.

Захаров А. И. Как преодолеть страхи у детей. — М., 1986.

Изард К. Е. Эмоции человека: Пер. с англ. — М., 1980.

Развитие личности ребенка: Пер. с англ. —М., 1987.

Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста /Под ред. А.В.Запорожца, Я.З. Неверович. — М., 1986.

Раншбург Й., Поппер П. Секреты личности! Пер. с венг. -М., 1983.

Р а т т е р М. Помощь трудным детям: Пер. с англ.-М. , 1987.

Спиваковская А. С' Нарушения игровой деятельности. — М., 1980.

Эберлейн Г. Страхи здоровых детей: Пер. с нем. — М., 1981.

Эмоциональное развитие дошкольника /Под ред. А. Д. Кошелевой. — М., 1985.

Юн Г. Дети с отклонениями: Пер. с нем. - Кишинев, 1987.

1. Литература: Чистякова М. И. Психогимнастика/Под ред. М. И. Буянова. — 2-е изд. - М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1995.

2. Шаблоны презентации Матюшкиной А. В.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование альтернативных физкультурных занятий в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Введение I. Теоретические основы проблемы: 1.1 Состояние проблемы в научно-методической литературе. II. Организация опытно-практической работы: 2.1 Характеристика альтернативных физкультурных заня...

Нетрадиционное оборудование для использования на физкультурных занятиях, изготовленное своими руками (фотографии)

Нетрадиционное оборудование для использования на физкультурных занятиях, изготовленное своими руками (фотографии)...

Конспект физкультурного занятия для детей дошкольного возраста 4-5 лет с использованием нестандартного физкультурного оборудования с участием родителей "В зоопарк гулять пойдем".

Конспект физкультурного занятиядля детей дошкольного возраста 4-5 лет с использованием нестандартного физкультурного оборудования с участием родителей...

Использование на физкультурных занятиях инновационных педагогических технологий

   В современном дошкольном учреждении все чаще на занятиях физическими упражнениями используются инновационные педагогические технологии. При разработке методических подходов их испо...

Отчет для педсовета Использование на физкультурном занятии профилактических методов и приемов направленных на предупреждение развития плоскостопия и нарушений осанки.

Тема: Использование на физкультурном занятии профилактических методов и приемов направленных на предупреждение развития плоскостопия и нарушений осанки....