Основы воспитания культуры здоровья дошкольников (семинар)
учебно-методический материал

Тараканова Аксана Александровна

Конспект семинара для студентов педагогических вузов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx41.39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Основы воспитания культуры здоровья дошкольников»

Цель: формирование умений проектировать содержание образовательной деятельности по проблеме воспитания культуры здоровья дошкольников.

Задачи:

- систематизировать профессиональные знания, умения и навыки студентов в работе с детьми по воспитания культуры здоровья;

- формировать умение разработать, представить и защитить проект по предложенной теме, используя теоретические знания лекционного материала;

-  воспитывать способность работать в команде.

Тип занятия: семинарское

Структура семинара:

I вводная часть – 5 минут

II основная часть – 1 час 20 минут

III заключительная часть – 5 минут

Методы обучения: проектная деятельность, перспективное планирование на неделю, квазипрофессиональная деятельность, разгадывание чайнворда, разработка памятки для родителей (мозговой штурм)

Ход семинара:

I – Вводная часть.

      Здравствуйте, уважаемые студенты! Я вновь рада встрече с вами на семинарском занятии. Старосту попрошу отметить отсутствующих, список передать мне.

      Сегодня мы с вами создадим совместный полноценный продукт – проект «Я расту здоровым!» для детей подготовительной группы, их родителей и педагогов. Данный проект поможет заложить основы воспитания культуры здоровья дошкольников

II – Основная часть.

      Дошкольный возраст является наиболее важным для развития ребенка. В этот период закладываются основы воспитания культуры здоровья, формируются главные черты характера. Алгоритм воспитания потребности здорового образа жизни для ребенка таков: от удовольствия – к привычке, от привычки – к потребности.

      Поэтому приоритетным направлением образования для любого ДОО остается сохранение и укрепление здоровья ребенка, воспитание у него привычки к здоровому образу жизни. Главная задача дошкольных организаций – выработать у детей разумное отношение к своему организму, привить необходимые культурно-гигиенические навыки, дать знания о полезных продуктах, вредных привычках, закаливании, правилах безопасного поведения в быту, в лесу, при пожаре, на дороге и т.д.

Цель проекта: воспитание основ культуры здоровья дошкольников.

Планируемая деятельность в рамках предлагаемого проекта способна решить следующие задачи:

1. развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов; привитие стойких культурно-гигиенических навыков;

2. формирование представлений об окружающей среде, о том, что полезно и что вредно для организма;

3. воспитание привычки к ежедневным физическим упражнениям;  удовлетворение природной потребности детей в движении; формирование потребности в ЗОЖ.

Срок реализации: 1 месяц 

          Предполагаемые результаты:

Осознание детьми понятия «здоровье» и влияние образа жизни на состояние здоровья.                                                                                                                                      Дети получают первичные представления о некоторых внутренних органах и их основных функциях.

Дети научаться различать полезные и вредные продукты, познакомятся с витаминами группы A, B, C, D.

Приобретут простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья.

Осознанное отношение детей и их родителей к состоянию здоровья как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни.

Подготовительный этап.

Цель: изучение знаний у дошкольников по вопросу культуры здоровья и отношение родителей к вопросам здоровьесбережения.

          Предварительная работа:

Анкета для родителей «Условия воспитания культуры здоровья»                         Выставка книг, журналов по теме здоровьесбережения

Основной этап.

Цель: воспитание основ культуры здоровья дошкольников; закрепление знаний о культуре гигиены и осознанного подхода к своему питанию.

Заключительный этап.

Цель: подвести родителей к осознанию того, что необходимо совместно с детским садом закладывать основы воспитания культуры здоровья дошкольников и укреплять здоровье детей для снижения заболеваемости.

Результаты проекта:

Дети умеют выполнять основные культурно-гигиенические правила; понимают значимость физических упражнений для здоровья;                                      умеют оценивать полезность продуктов и блюд в ежедневном рационе.

Наш проект состоит из четырех важных компонентов культуры здоровья:

1. Почему я расту? 

2. Разве бывают продукты не полезны?

3. Вредные привычки – какие они?

4. Физкульт – УРА!

      Приглашаю подгруппу студентов представить к защите 1 тему.

      Пока студенты готовятся, предлагаю остальным студентам стать активными участниками семинара: при необходимости участвовать в предложенных НОД, мастер-классах и т.д., конспектировать интересные идеи, предлагать свои инновационные технологии по данной теме. Хочу напомнить, что после защиты каждой темы проекта, вам будет дана возможность принять участие в его обсуждении, что позволит дополнительно заработать баллы. Обращаю ваше внимание: анализируя предложенный материал, сначала говорим о том, что получилось, что удалось данной группе и только потом обозначаем точки роста.

      Приглашаю подгруппу студентов представить к защите 2,3,4 тему (по аналогии)

Критерии оценивания защиты проекта

Критерии оценки

Оценка (10 – балльная шкала, приравнивается к 100 %)

Содержание 

- проект соответствует теме, рассчитан на 1 неделю;

- прописаны цели всех видов деятельности, которые соответствуют возрасту детей;

- использованы разные формы и методы работы с детьми (беседы, дид., сюж-рол., подв. игры, чтение худ лит-ры, рассматривание иллюстраций, худ-творческая деятельность и др.);

- использованы разные формы и методы работы с педагогами и родителями (мастер-классы, выставки, круглые столы и др.);

- прописаны результаты проекта (фотовыставки, стенгазеты, книжки-раскладушки, изготовление оборудования, развлечение и др.)

Защита

- свободное владение темой проекта; способность кратко и грамотно изложить суть работы;

- использование демонстрационного материала, атрибутов;

- участие всех студентов подгруппы в работе

9-10 баллов -  в содержании имеются все структурные компоненты проекта, использованы разные формы и методы работы с детьми, педагогами и родителями. Материал излагается профессиональным языком с использованием соответствующей системы понятий и терминов. В защите принимают участие все студенты подгруппы с использованием демонстрационного материала, атрибутов.

7 – 8 баллов  - в содержании имеются все структурные компоненты проекта, использованы разные формы и методы работы с детьми, педагогами и родителями. При ответе студент испытывает затруднения в аргументации представленных положений, материал не всегда излагается профессиональным языком с использованием соответствующей системы понятий и терминов. В защите принимают участие не все студенты подгруппы, используют демонстрационный материал, атрибуты.

 

5 – 6 баллов – в содержании представлены лишь отдельные компоненты проекта, использованы однообразные формы и методы работы с детьми, педагогами и родителями Материал излагается бытовым языком. В защите принимает участие один студент подгруппы, не использует демонстрационный материал, атрибуты.

менее 5 баллов – представлены лишь отдельные компоненты проекта

0 баллов – проект  отсутствует

Критерии оценивания устного ответа, участия в обсуждении

Формы контроля

Критерии оценки

Оценка

Устный ответ, участие в обсуждении проекта

Активность, логичность, доказательность, самостоятельность суждений, владение терминами и понятиями.

2 балла - в ответе отражены основные пункты по данному вопросу. Материал излагается профессиональным языком с использованием соответствующей системы понятий и терминов. Демонстрируется умение анализировать материал. Делаются обоснованные выводы.

1 балл - при обсуждении проекта студент не проявляет активность, не все выводы носят аргументированный и доказательный характер. 

0 баллов – ответ отсутствует, в обсуждении студент не участвует

Если студенты оказались не готовы к семинарскому занятию, то будет предложено заполнить таблицу, используя лекционный материал и интернет-источники (приложение 1). Время на поиск информации и заполнение таблицы 40-45 минут, далее идет защита своего проекта и обсуждение предложенного материала.

III – Заключительная часть.

Мы сегодня провели огромную работу и в вашей методической копилке теперь есть полноценный проект, готовый к реализации в детском саду, «Я расту здоровым!»

Вы продемонстрировали профессиональные умения разрабатывать, представлять и защищать проект по проблеме воспитания культуры здоровья дошкольников. Спасибо за плодотворный труд. Была рада работе с вами.

Тем, кто отсутствовал на семинарском занятии, либо был не готов, сдать готовый проект по своей теме недели мне на эл. почту для выставления оценки.

До свидания!

Дополнительные задания.

  1. Решение чайнворда «Здоровье»

1. Один из природных закаливающих факторов (вода).

2. Лекарственное растение, название которого происходит от имени древнегреческого бога (адонис – (горицвет)).

3. Бегун на короткие дистанции (спринтер).

4. Точно размеренный распорядок действий на день (режим).

5. Продукт питания, полезный для здоровья ребенка (молоко).

6. Крупнейшие международные спортивные соревнования (олимпиада).

7. Вид спорта (альпинизм).

8. Предмет для игры в спортивные и подвижные игры (мяч).

9. Растение, обладающее фитоцидными свойствами (чеснок).

10. Спортивный инвентарь (коньки).

11. Способность организма противостоять различным болезнетворным микроорганизмам (иммунитет).

12. Вид активного отдыха (туризм).

13. Витаминный напиток (морс).

14. Физиологический процесс, во время которого происходит отдых организма (сон).

  1. Разработка памятки для родителей (мозговой штурм)

Памятка для родителей «Здоровье ребенка»

(«программа минимум» в воспитании культуры здоровья дошкольника)

  • полоскать рот после каждого приема пищи, чистить зубы утром и на ночь;
  • мыть овощи и фрукты проточной водой;
  • мыть руки перед и после еды, после посещения туалета;
  • ежедневно менять носочки, трусики, носовые платки;
  • ежедневно совершать пешие прогулки;
  • уметь расслабляться, гасить отрицательные эмоции;
  • избегать опасных ситуаций для жизни и здоровья;
  • заботится о чистоте окружающей среды /группе, участке, клумбе и др./;
  • следить за своей осанкой;
  • знать как правильно вести себя в общественных местах; /закреплять привычки положительного поведения, доброжелательное отношение к взрослым и сверстникам, поступать соответственно нормами и правилам поведения/;
  • уважать друг друга; чутко относиться к людям с ограниченными возможностями;
  • уметь контактировать с другими людьми.

Подготовка преподавателя к семинару.

  1. Подбор литературы.
  2. Составление плана семинарского занятия.
  3. Написание конспекта.
  4. Разработка критериев защиты проекта и устного ответа, участия в обсуждении.
  5. Составление и распечатывание таблицы (приложение 1).
  6. Разработка дополнительного задания: чайнворда и памятки для родителей.

Литература для студентов:

1. Борисова, М.М. Воспитатель в дошкольных образовательных организациях. Физическое воспитание дошкольников: учеб. пособие [Текст]  / М.М. Борисова, Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова; под ред. С.А. Козловой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 508 с.

2. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения: модели программ, рекомендации, разработка занятий  [Текст] / авт.-сост. М.А. Павлова, М.В. Лысогорская, канд. психол. наук. – Волгоград: Учитель, 2009. – 186 с.

3. Кожухова, Н. Н. Методика физического воспитания и развития ребенка: учеб. пособие [Текст] / Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжкова, М. М. Борисова; под ред. С. А. Козловой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА – М, 2017. – 312 с.

4. Мисюк, М.Н. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник для прикладного бакалавриата  [Текст] / М.Н. Мисюк. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 431 с.

Литература для преподавателя:

1. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения  [Текст] / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – Спб.: Питер, 2013. – 464 с.

2. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы [Текст] / авт.-сост. Т.Г. Карепова. – Изд. 3-е, испр. и доп. – Волгоград: Учитель. – 169 с.


Приложение 1

Тема недели _______________________________

Виды деятельности

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

НОД

Беседы

Чтение художественной литературы

Рассматривание

Проблемные ситуации (вопросы)

Дид. игры

Сюж-ролевые игры

Подвижные игры (эстафеты)

Другое

Работа с родителями

Работа с педагогами

Обогащение РППС


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Основы воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста"

основы воспитания культуры здоровья у дтей дошкольног овозраста...

Выступление на общем родительском собрании на тему: "Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольников". "Применение здоровье сберегающих технологий в повседневной жизни ребенка. Валеологические песенки-распевки".

В статье подняты вопросы здоровье сбережения, воспитания привычки"здорового образа жизни". Даны варианты валеологических песенок-распевок, которые родители могут использовать дома....

«Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольников»

Сотрудничество детского садаи семьи в воспитании культуры здоровья дошкольников В настоящее время большинство родителей не являются субъектами педагогического процесса детского сада. Это св...

Русская народная подвижная игра в воспитании культуры здоровья дошкольников.

Здоровье детей – будущее страны. Поэтому важнейшая задача педагога дошкольного образовательного учреждения обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья за период пребывания в детском саду...

Презентация «Воспитание культуры здоровья дошкольника путем оптимизации двигательной среды»

Организация двигательной среды  для всестороннего развития ребенка....

Консультация для воспитателей "Основы воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста"

Что понимается под культурой здоровья детей дошкольного возраста? Культура здоровья как часть общечеловеческой культуры представляет собой совокупность ценностного отношения человека к здоровью, его с...

Основы воспитания культуры здоровья дошкольников (лекция)

Конспект лекции для студентов педагогических вузов...