Развивающий потенциал подвижных игр.
консультация

консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvivayushchiy_potentsial_podv.igr_konsultatsiya.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающий потенциал подвижных игр.

Выдающийся советский педагог Надежда Константиновна Крупская, говоря о значении игр в формировании личности ребенка, отмечала: «Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр.

        Воспитание умения правильно ходить, быстро бегать, легко и смело прыгать осуществляется в детском саду на специальных занятиях с помощью упражнений и подвижных игр. Эти игры, в основе которых лежат разнообразные движения, наиболее удовлетворяют потребность растущего организма в активных действиях. Большая ценность подвижных игр заключается в общей подвижности детей, в одновременной работе различных групп мышц и, следовательно, в более равномерном их развитии. Но значение подвижных игр не только в этом – они играют большую роль во всестороннем развитии детей.

        В подвижных играх дети не просто бегают, а догоняют кого-то или спасаются от ловящего; не просто прыгают, а изображают зайчиков или воробушков и т.д. Они играют, а в процессе игры у них тренируются, укрепляются те или иные группы мышц. Игра ставит ребенка в такое положение, когда его ум работает живо, энергично, чувства напряжены, действия организованны.

        Эта тесная связь физического и психического развития находит отражение в современных научных исследованиях и подтверждается практикой.

        Подвижные игры способствуют воспитанию сообразительности, наблюдательности, внимания, воображения, развитию положительных чувств.

        Ребенок должен чувствовать себя в обществе сверстников как равный среди равных. Активные действия в игре помогают детям устранить неуверенность в своих силах, застенчивость, робость.

        Четкое выполнение движений, смелость, ловкость, находчивость усиливают чувство уверенности и помогают занять должное место в коллективе.

        Подвижные игры, как и другие виды игр, являются формой организации жизни детей, имеют большое значение в воспитании взаимоотношений. В этих играх чаще всего участвует группа детей, объединенных общими интересами.

        Большая роль в воспитании организованного поведения детей, волевых качеств принадлежит правилам. Требования строгого соблюдения правил – бросать мяч с определенного расстояния, бежать только после сигнала до условленного места, прыгать только на одной или двух ногах и пр. – учат детей действовать в соответствии с установленными правилами или согласно договоренности.

        В коллективных играх часто от поведения одного ребенка зависит положение партнера, успех всех участников. Так, например, в игре «Горелки», согласно правилу, надо стремиться навстречу товарищу, несмотря на опасность самому быть пойманным. Или В играх типа «Чей отряд быстрее построится» по сигналу надо быстро бежать на свое место: малейшее замешательство одного может подвести весь отряд.

        Во многих подвижных играх старших дошкольников с мячами, обручами, скакалками, камешками и другими предметами правила устанавливаются самими детьми. Например, дети договариваются, что считать ошибкой и что не считать. В каждом случае уговор становится правилом для всех. Нарушивший его так же исключается из игры, как и в играх с готовыми правилами.

        Эти традиции имеют большую воспитательную ценность: они дисциплинируют детей, помогают воспитывать умение самостоятельно договариваться, действовать согласованно, считаться с мнением большинства.

        В процессе подвижных игр дети учатся быстро ориентироваться в пространстве. Начиная с первых игр малышей («Бегите ко мне», «Догони меня» и др.), дети либо действуют в указанном направлении, пространстве, либо должны сами выбрать нужное направление. Эта задача решается в игре попутно, но иногда она может быть и основной—тогда воспитатель игру, где ее можно осуществить с большей эффективностью.

        Все сказанное выше свидетельствует о том, что с помощью подвижных игр можно решать разнообразные задачи, а для этого надо широко практиковать их в повседневной работе с детьми.

        При использовании подвижных игр необходимо соблюдать дидактические принципы: доступность, систематичность, последовательность, активность, сознательность и др.

        Для каждой возрастной группы игры расположены по принципу преобладающего вида движений: ходьба, бег, метание, прыжки, лазанье.

        При такой довольно условной классификации трудно вычленить игры, упражняющие слабые мышцы спины, шеи, живота. О них надо помнить в каждой игре, так как в результате недостаточного внимания педагогов к развитию этих мышц у детей обнаруживается плохая осанка, выступающие лопатки, для исправления которых требуется уже специальная корригирующая гимнастика. Задача детского сада—организовать всю работу с детьми, и в частности деятельность детей так, чтобы она являлась надежной профилактикой всяких отклонений в физическом развитии.

        Например, в широко известной игре «Гуси-лебеди», которая используется в разных возрастных группах, следует напомнить детям, что, когда гуси гуляют, они щиплют травку, пьют воду. Имитируя эти движения, дети нагибаются, вытягивают шею, откидывают голову назад и т.п.. В сюжетных играх всегда можно найти повод для таких движений.

        Все подвижные игры в конечном итоге направлены на то, чтобы сделать движения легкими, красивыми, уверенными. Эта ловкость, пластичность движений необходима даже при выполнении небольших трудовых обязанностей: почистить костюм, обувь, накрыть стол, застелить постель. Придя в школу, дети с правильно развитыми движениями умеют аккуратно сложить учебники в сумку, бесшумно сесть за парту, тихо закрыть дверь.

        

(Сборник игр к «Программе воспитания в д/с». Сост.Е.Г.Батурина)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающий потенциал традиций межвозрастного общения детей и взрослых в детском саду

В статье раскрывается роль традиций в социокультурном развитии детей, анализируется отношение к традициям современных педагогов дошкольного образования и родителей дошкольников. Особое внимание уделяе...

«Использование развивающего потенциала музыкального репертуара в организации вокальной работы в непосредственной образовательной деятельности в условиях внедрения ФГОС»

      Музыка обладает возможностью передавать смену настроений, переживаний, динамику эмоционально – психологических состояний. Музыка может изображать какие – либо конкретные яв...

«Развивающий и коррекционно-развивающий потенциал использования на занятиях ИЗО нетрадиционных техник рисования»

Нетрадиционные техники рисования на занятиях ИЗО несут в себе развивающий и коррекционно-развивающий потенциал, так как отвечают возрастным особенностям и потребностям ребенка, соответствуют современн...

«Развивающий потенциал подвижных игр».

Консультация для воспитателей...

Презентация "Развивающий потенциал игрушки и игровых средств в развивающей предметно-пространственной среде детского сада по ФГОС ДО"

В презентации изложены принципы, компоненты РППС по ФГОС ДО. А также раскрываются через различные степени развивающий потенцил игрушек и игровых средств....

Развивающий потенциал игрушки и игровых средств в развивающей предметно-пространственной среде

Организация развивающей среды в детском саду с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интер...