«Использование развивающего потенциала музыкального репертуара в организации вокальной работы в непосредственной образовательной деятельности в условиях внедрения ФГОС»
статья по музыке на тему

Бережнова Наиля Маликовна

        Музыка обладает возможностью передавать смену настроений, переживаний, динамику эмоционально – психологических состояний. Музыка может изображать какие – либо конкретные явления действительности – шум волн, завывание ветра, плеск ручейка – путем звукоподражания. При восприятии музыки возникают музыкальные и внемузыкальные образы, активна деятельность воображения.  Музыкальный образ создается определенным сочетанием средств музыкальной изобразительности, к которым относятся: темп, динамика, регистр, ритм, гармония, лад, мелодия, интонация. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_berezhnovoy_n.m.docx29.63 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МАДОУ « Детский сад комбинированного вида № 23 «Светлячок» г.Набережные Челны РТ

Тема:

«Использование развивающего потенциала  музыкального репертуара в организации вокальной работы в непосредственной образовательной деятельности в  условиях внедрения ФГОС»

                                         

  Н.М. Бережнова, музыкальный руководитель  

2014-2015 уч.год

 В соответствии с новыми ФГОС к разработке образовательных программ дополнительного образования предъявляются требования.                             Программы  должны быть направлены на  духовно - нравственное развитие детей,  выявление одаренных детей, приобретение детьми опыта творческой деятельности, создание условий для художественного образования,  эстетического воспитания в различных областях области искусства, в том числе и музыкального.

     Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. Особенностью музыки является то, что она может огромной непосредственностью и силой передавать эмоциональное состояние человека, все богатство чувств и оттенков, существующих в реальной жизни. Музыка обладает огромным развивающим потенциалом.  Музыкальное воспитание оказывает ни с  чем ни сравнимое воздействие на общее развитие детей: формируется эмоциональная сфера, внешние психические функции, развиваются чувства детей, совершенствуется мышление, память, восприятие, внимание,  обогащается воображение, расширяются  знания, опыт и интересы, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Музыка делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Дети испытывают целую гамму положительных эмоций. Музыка развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы, различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость.

      Непосредственная образовательная деятельность  имеет свои особенности. Его целью является формирование умения воспринимать музыку, пробуждение эмоциональной отзывчивости к музыке, формирование потребности выразить эмоции и чувства.  В связи с этим особое внимание уделяется подбору музыкального репертуара. Важно использовать в работе с детьми полноценную в художественном отношении музыку: произведения классической, современной и зарубежной музыки, народные и эстрадные  произведения.     Правильно подобранное музыкальное сопровождение обогащает духовный мир обучающихся  музыкальными впечатлениями, формирует музыкальное мышление, воображение, развивает эмоциональную сферу, способствует общему интеллектуальному развитию.

     Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение (знакомство с музыкальной грамотой, с жанрами в музыке, с творчеством композиторов и великих вокалистов мира)  необходимо включать  характеристику эмоционально – образного содержания. Словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке (например, используя словарь музыкальных эмоций, дети находят множество прилагательных, характеризующих то, или иное произведение).

        Музыка обладает возможностью передавать смену настроений, переживаний, динамику эмоционально – психологических состояний. Музыка может изображать какие – либо конкретные явления действительности – шум волн, завывание ветра, плеск ручейка – путем звукоподражания. При восприятии музыки возникают музыкальные и внемузыкальные образы, активна деятельность воображения.  Музыкальный образ создается определенным сочетанием средств музыкальной изобразительности, к которым относятся: темп, динамика, регистр, ритм, гармония, лад, мелодия, интонация.   Музыкальное оформление должно прививать осознанное отношение к музыкальному произведению, умение слышать фразу, ориентироваться в характере музыки, в ритмическом рисунке, динамике.

           Необходимо  делать правильный выбор нагрузки музыкального репертуара на занятии в соответствии с индивидуальностью ребенка, его способностями, с уровнем наличия вокальной подготовки, с возможностями детей. Не всякая музыка в равной степени воспринимается обучающимися.

Часто в группах оказываются дети с разным уровнем подготовки. Дети, которые только начинают заниматься, приобретают необходимые навыки  в короткий срок, (навыки слушательской культуры, осмысленного выразительного исполнения). Постепенно разница в уровне знаний стирается.  

       В младшем возрасте у ребенка превалирует наглядное мышление, поэтому музыка подбирается с четкими простыми ритмами, несложной мелодией, прозрачной, яркой фактурой, жанровой определенностью (марш, полька, вальс). В то же время дети, живо реагируют и чувствуют эмоциональную сторону музыки, поэтому выразительное исполнение  музыкальных произведений во время НОД является ведущим педагогическим приемом обучения и воспитания  детей с первых занятий. Они учатся слышать и различать сильные и слабые доли, реагировать на изменение темпа и характер музыки.

     Наш город – город многонациональной культуры. Учитывая это, целесообразным является использование родных и понятных детям для восприятия мелодий. Мы слушаем музыку разных народов: украинскую –  «Гопак», «Казачок», армянскую – «Ночь», молдавскую – «Жок», татарскую– «Әпипә», «Бишле көй»,  разучиваем песни на русском, татарском и английском языке.

    Развивать творческое отношение к музыке необходимо в доступной для детей деятельности: передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок.  Они очень хорошо помогают детям почувствовать ритм музыкальных произведений, сильную долю, паузу (слушают тишину) и окончание этюда. Некоторые попевки дети придумывают сами,  сами сочиняют мелодию, прохлопывая 2х, 3х, 4х дольные размеры, выделяют сильные доли, слабые доли. Мы так и называем: «Пропеваем танцевальные движения». Все это пропевается с разным темпом, с разной динамикой, с ускорением и замедлением. Мелодию  подбираем  в пределах октавы, иногда в мажоре, иногда в миноре.

         Только в деятельности совершенствуется восприятие, мышление, воображение, ощущение; приобретаются знания, возникают новые потребности, интересы, эмоции.

 С активным проникновением в нашу жизнь новых технологий технических средств, с расширением возможностей в подборе музыкальных произведений, я практикую исполнение некоторых этюдов и комбинаций в сопровождении музыкального центра, синтезатора, ноутбука. Это позволяет поддерживать у детей интерес к занятиям. Использование сети «Интернет» значительно облегчило задачу ведения учебного процесса. Получение информации, связанное с программным и музыкальным материалом стало доступным.  

     Отсутствие полноценных впечатлений в детстве с трудом восполнимо в последствии. Поэтому важно, чтобы уже в детстве рядом с ребенком всегда был взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать.  

     Музыка для ребенка – мир радостных переживаний  и  необходимо открыть перед ним дверь в этот мир.

                                                        Список литературы.

  1. Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-8 кл. Под рук.  Д.Б.Кабалевского М.Просвещение 2007.
  2. Емельянов В.В. Как обрести и уберечь свой голос.  Директор школы. 2002. - №1.
  3. Емельянов В.В. Эстетика академического пения. Искусство в школе. 2003.- № 4
  4. Методика обучения  сольному пению: Учеб. пособие для студентов. М.: Айрис- пресс,2007г.—95 с:
  5. Разумовская О.К. «Зарубежные композиторы». Биографии, викторины, кроссворды – М Айрис-пресс, 2007. 176с (Методика).
  6. Разумовская О.К. «Русские композиторы». Биографии, викторины, кроссворды – М Айрис-пресс, 2007. 176с (Методика).
  7. «Музыка» 2 кл. Часть ll. Сост. Ю.Д.Изместьева. Волгоград – АСТ, 2003. – 96с.
  8. «Музыка». Подготовительная группа. Нестандартные занятия. Сост.

Улашенко Б.- Волгоград : НТД «Корифей». 2008.128с.

  1.  Кудрявцева Т.С. «Исцеляющее дыхание по Стрельниковой А.Н.» ООО «ИД «РИПОЛ М.2006. М.:Рольф,2001.-288с., с илл.- (Внимание-дети!).

                                                 Дополнительная литература

  1. «Педагогика». Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических  колледжей. Под ред. П.И. Пидкасистого. М.,Российское  педагогическое агенство.1996.
  2. Голубев, П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам

 П.В. Голубев. – М.: Госмузиздат, 1956.

  1. Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. -Киев: Музычна Украина, 1989. - 163 с.
  2. Оксер С. «Музыкальная литература». Вып.3.Издательсьво «Музыка».М.1964.
  3. «Работа с хором». Методика, опыт. Профиздат.М.1972.
  4. Стулова Г.П. «Хоровой класс. Теория и практика вокальной работы в детском хоре.М.1988.
  5. Кампус Э. «О мюзикле». – М., 1983.
  6. «В мире музыки». Ежегодник/ред - сост.Л.Григорьев, Я.Платек.-М.: Советский композитор,1990.-129с.,илл.
  7. Леонтьева О. «Карл Орф». — М.: Музыка, 1964. —160 с., нот.ил.
  8. Михеева Л.  «Музыкальный словарь в рассказах».-М.:1988.176с.:ил.
  9. «Учите детей петь».Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет: книга  для воспитателей и музыкальных руководителей д/сада/Сост. Т.М.Орлова, С.И.Бекина.-    М.;Просвещение,1987-144с.: илл.
  10. Струве Г.А. «Ступеньки музыкальной грамотности». Хоровое сольфеджио для дошкольников и младших школьников. - СПб.: Лань, 1999.-64 с.
  11. Зиганшина М.Ф. «Музыка дэреслэреочен хрестоматия».4еллык башланыч мэктэпнен. 3нче М73 классныочен.-Казан: Мэгариф,1994.-151б.
  12. Бакиева Н.В. «Музыка элифбасы»:3еллык башлангыч мэктэпнен 1нче сыйныфны очен дэреслек.-Казан:Мэгариф,1996.-151б.
  13. Давыдова М.А. «Праздники в школе :сценарии, конкурсы, викторины: для учащихся 1-

5кл».-М.:Рольф,1999.-304с.,с илл.-(Внимание - дети!).

          Ягафаров Р.М. «Кэпэчлеэтэч»: такмаклар-Казан:Татар.кит.нэшр.,

           1996-16бит.

 16.Кабалевский Д.Б. «Про китов и многое другое». М.1977.6.  Д-р Франк Бэр. «Музыкальные инструменты».Миркниги,М. 2007.

 17.Лопатина А.  «Мир музыки и раскраски», вып.1,М.2007.

  18.Финкельштейн Э. «Занимательное чтение с картинками и фантазиями от А до

       19. Издательство «Композитор».С.Петербург.1997.

 20. «Сайра, син, Тургай!». Балалар очен жырлар.Чаллы шэхэре халык мэгарифе  идаресе. Сост. Э.Файрушин. Чаллы,1995.

21. Музыкальная энциклопедия и словарь.Под ред.Ю.В.Келдыша. Директ Медиа2006.

22.Минлебаев Э. «Сэламнарым туганякка». Бергайлэта рафыннан язылган жырлар. Чаллы, «Камаз» газета-китап нэшриаты,Казан.1995.40б.

23.  Д-р Франк Бэр. «Музыкальные инструменты».Мир книги,М. 2007.

                                     Интернет ресурсы

  1. http://eidos.ru/journal/2005/0910-26.htm. - Инновации в образовании. Выступления

участников VII-й Всероссийской  дистанционной августовской научно-практической

конференции // Интернет-журнал"Эйдос". - 2005. - 10 сентября.

  1. http://www.mir-konkursov.ru/rasp/view/?kid=25 - Всероссийский конкурс цифровых  образовательных ресурсов для школы «IT-ЭФФЕКТ».
  2. orff-schulwerk.narod.ruСайт Педагогического общества Карла Орфа в России.
  3. www.knyazhinskaya.ru Вокальная школа Натальи Княженской.
  4. http://www.vocalvoice.narod.ruВ.В Емельянов. «Развитие голоса. Координация и тренинг».
  5.  http://forum.vocal.ru/showthread.php...E4%ED%EE%E3%EE   Методика постановки голоса Огородного Д.Е.
  6. http://www.ogorodnov.info Методика комплексного воспитания вокально-речевой и
  7. эмоционально- двигательной культуры человека.  Огороднов Д.Е.
  8. http://www.art-vocal.ru Оригинальная методика постановки и развития голоса.
  9. http://www.mon.tatar.ru Образовательные порталы.
  10.  http://www.mon.gov.ru Официальный сайт Министерства Образования и Науки РФ.
  11.  http://www.uchportal.ru/ Учительский портал.
  12.  http://belem.ru/ Татар телендә интернет – белеем үзәге.

       http://www.vlados/ru Струве Г.А., Мерзлякова С.И

        «Есенинские осенины».  М.Владос.2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности интегрированной направленности с использованием интерактивных технологий. Тема: "Тридесятое царство, обувное государство". Конспект непосредственной образовательной деятельности интегриров

Образовательная область: познание, коммуникация, художественное творчество. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная. Цели:1....

Разработка непосредственно образовательной деятельности с учетом ФГОС по разделу «Ознакомление с окружающим миром» детей старшего дошкольного возраста «На планете Добрячки»

Представляю Вашему вниманию одно из разработанных мной мероприятий по развитию эмоциональной и коммуникативной деятельности детей 5-6 лет. Выбор темы и работа в этом направлении связаны с  ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с учётом ФГОС в младшей группе "В ГОСТИ К СКАЗКЕ"

Конспект непосредственной образовательной деятельности Примерная основная образовательная программа. Возрастная группа: младшая группа Тема НОД:      «В ГОСТИ К...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с учётом ФГОС ДО по художественно – эстетическому развитию «Как розовые яблоки, на ветках снегири» /средний дошкольный возраст/

Данный конспект включает в себя занятие детским конструированием из бумаги (оригами). Разработка для детей среднего дошкольного возраста....

Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми (ФГОС) «Заюшкина избушка»

laquo;Заюшкина избушка»Технологическая карта организации совместной  непосредственно образовательной деятельности с детьми (ФГОС)Автор  воспитатель I квалификационной категории Пахору...