План по применению здоровьесберегающих технологий в раннем возрасте
календарно-тематическое планирование

Матлахова Наталья Геннадиевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorove_.docx45.2 КБ

Предварительный просмотр:

План по применению здоровьесберегающих технологий в режиме дня.

Сентябрь

вид

цель

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Пальчиковая гимнастика

Развитие у ребёнка мелкой моторики кисти рук и пальцев

«Барабанчик»

Вот палочки-пальчики – гремят барабанчики!
Выполнение. Положить руки на стол, показать, как можно барабанить указательными пальцами или всеми пальцами обеих рук по столу.

«Игра с карандашом»

Взять неотточенный карандаш, положить его на стол и катать ладонями по столу вперед-назад в разном темпе.

Самомассаж

Мобилизация возможностей организма посредством самомассажа

«Солнышко» (для рук)

Солнышко лучами
Гладит нас, ласкает.
Солнце, как и мама,
Лишь одно бывает.

Выполнение. Прямолинейное поглаживание тыльной и ладонной поверхностей кисти  руки подушечками выпрямленных пяти пальцев другой руки – это “лучи солнца”. Направление движения – от кончиков пальцев к лучезапястному суставу.

«Пяточки»  (для ног)

Тук-тук-тук-тук,

Моих пяток слышен стук,

Мои пяточки идут,

Меня к мамочке ведут.

Выполнение. Сидя на стульчике, имитация ходьбы на пяточках.

НОД

Развитие чувствительности пальцев рук

«С песком»

1н. Игра «Черепаха» (сжимание и разжимание пальцев в песке).

2н. Игра-эксперимент «Пересыпаем песок в разные емкости».

3н. Игра-эксперимент «Свойства песка».

4н. Лепка «Песочные фантазии».

Октябрь

вид

цель

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Пальчиковая гимнастика

Развитие координации движений

пальцев рук.

«Лапки-царапки»

Кошечка Мурка, 
Серенькая шкурка, 
Мягкие лапки, 
А в лапках – цап-царапки.

Выполнение. Игра за столом. Положить руки на стол, сжать в кулак. Выпрямить напряженные полусогнутые пальцы, в шутку царапать стол.

«Игра с карандашом»

Взять неотточенный карандаш, зажать его и катать между ладонями. Затем предложить: «Пошумим карандашом у правого уха, у левого».

Самомассаж

Укрепление опорно-двигательного аппарата

«Кошка»  (для рук)

Мурка лапкой носик мыла,
Сидя утром у окошка.
Мурка моется без мыла,
Потому что Мурка – кошка.

Выполнение. Первые две строки сопровождают растирание ладоней, следу-ющие строки – растирание пальцев подушечкой боль-шого пальца противополож-ной руки.

«Едем-едем» (для ног)

Едем, едем, долго едем. Очень длинен этот путь.

Скоро к бабушке доедем,

Там и сможем отдохнуть.

Выполнение. Сидя на стульчике, имитация ходьбы топающим шагом.

НОД

Развитие чувствительности пальцев, координации движений

«С водой»

1н. Игра «Вылови     игрушки» (сачком).

2н. Рисование на поверхности воды (пальчиками, кисточкой, палочкой).

3н. Игра-эксперимент «Перелей воду» (в разные ёмкости).

4н. Игра «Удочка»  (ловля рыбы).

Ноябрь

виды

цель

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Пальчиковая гимнастика

Развитие у ребёнка мелкой моторики кисти рук и пальцев

«Молоток»

Целый день тук да тук, 
Раздается громкий стук. 
Молоточки стучат — 
Строим домик для зверят
.

Выполнение. Сжать пальцы в кулаки и стучать кулачком по столу  поочередно,  ритмично произносить слова.

«Игра с карандашом»

Поставить локти на стол. Взять карандаш за кончики  пальцами правой и левой руки и   покрутить его вперёд и назад.

Самомассаж

Повышение подвижности

и эластичность связочного аппарата

«Пила» (для рук)

Принялась она за дело. 
Завизжала и запела. 
Ела, ела дуб, дуб. 
Поломала зуб, зуб.

Выполнение. Пиление ладони пальцами противоположной руки. Обратить внимание ребенка на то, что суставы сложенных пальцев напоминают зубья пилы.

«Играем»  (для ног) 

Ножки вместе,

Ножки врозь,

Ножки прямо,

Ножки вкось,

Ножки здесь,

Ножки там…

Что за шум, что за гам!

Выполнение. Сидя на стуле, отведение ног в стороны, вперед-назад.

НОД

Развитие хватательных движений – хватание щепотью или двумя пальцами (большим и указательным).

«С крупой, фасолью»

1н. Рисование цветной манкой (высыпание)

2н. Игра «Выложи узор» (крупная и мелкая фасоль).

3н. Лепка «Укрась платок» (вдавливание фасоли в тесто).

4н. Игра «Помоги Золушке» (сортировка крупы).

Декабрь

виды

цель

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Пальчиковая гимнастика

Развитие  мелкой моторики кисти рук и пальцев

«Уточка»

Идёт утка по дорожке:

«Кря-кря-кря, кря-кря-кря!»

На ней красные сапожки:

«Кря-кря-кря, кря-кря-кря!»

Утка по воде плывёт, 
Ловко лапками гребёт!

Выполнение. Приподнять согнутые в локтях руки, прямые пальцы собрать в щепоть (раздвигать и сдвигать пальцы). Затем поочередно взмахивать прямыми кистями рук вперед-назад.

«Дрова» (счётные палочки)

Грузовик привез дрова,

Соберем их со двора.

Выполнение. Необходимо собрать правой рукой (то же  левой) как можно больше счетных палочек со стола.

Самомассаж

Укрепление сократительной способности и пластичности мышц.

«Молоток»  (для рук)

Тук-тук-тук, тук-тук-тук,

Молоток –

мой лучший друг.

Выполнение. Поколачивание ладони кулаком противопо-ложной руки. Затем руки меняются.

«Палочка» (для ног с гимнастической палкой).

Вот работа, так работа,

Палочку катать охота.

Веселее ты катай,

Да за нею поспевай.

Выполнение. Сидя на стульчике, катать ногами палку, не сильно нажимая на нее.

НОД

Умение выполнять согласованные движения пальцев рук

«С природным материалом»

1н. Лепка «Укрась коврик» (вдавливание косточек в пластилин).

2н. Конструирование из шишек (по замыслу).

3-4н. Игра «Разложи камешки по размеру» (по форме).

Январь

виды

цель

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Пальчиковая гимнастика

Развитие зрительно-моторной координации

«Зайка серенький»

Зайка серенький сидит, 
И ушами шевелит. 
Вот так, вот так 
Он ушами шевелит!

Выполнение. Прижать мизинец, безымянный и большой пальцы к ладони, а средний и указательный выпрямить. Шевелить пальчиками-ушками в такт словам. Можно показывать зайчиков сразу на обеих руках.

«Точилка»

Мы точилочку берем,

Карандаш в нее кладем.

Будет острым наш

Синий карандаш.

Выполнение. Зажать в левом кулаке один конец карандаша, а пальцами правой руки крутить другой конец карандаша. Затем руки поменять.

Самомассаж

Улучшение в организме обменных процессов

«Ручки греем» (для рук)

Очень холодно зимой,

Мёрзнут ручки: ой, ой, ой!

Надо ручки нам погреть,

Посильнее растереть.

Выполнение.  Растирание ладоней. Упражнение выполняется по внешней стороне ладони.

«Зайка» (для ног)

Скок-поскок, скок-поскок.

Зайка прыгнул на пенёк,

Зайке холодно сидеть,

Нужно ноженьки погреть.

Выполнение. Сидя на стульчике, одновременно и энергично постукивать ножками об пол.

НОД

Развитие тонких дифферен-цированных движений пальцев, развитие соотносящих движений рук

«Со счётными палочками»

1н. Конструирование «Елочки большие и маленькие».

2н. Игра «Разложи по цвету».

3н. Конструирование «Железная дорога».

4н. Игра «Выложи геометрические фигуры».

Февраль

виды

цель

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Пальчиковая гимнастика

Развитие мышц кисти рук и пальцев и зрительно-моторной координации

«Человечек»

Топ-топ-топ – топают ножки.
Человечек идет по дорожке
.

Выполнение. «Поставить» ладошку указательным и средним пальцами на стол. Показать, как «идут» пальцы, затем попросить  повторить движения.

«Накрути» (со шнурком, ниточкой)

Выполнение. Накручивание шнурка на палочку (или нитки на катушку).

Самомассаж

Обеспечение точности зрительно-пространственного восприятия

«Бревно» (для рук)

Пилим, пилим мы бревно,

Очень толстое оно.

Надо сильно постараться,

И терпения набраться.

Выполнение. «Пила» - ребром ладони одной руки «пилим» по ладони другой руки.

«Вот у нас игра какая!» (для ног)

Вот у нас игра какая:

Хлоп ладошка, хлоп – другая!

Правой, правою ладошкой

Мы пошлёпаем немножко.

А потом ладошкой левой

Ты хлопки погромче делай.

Выполнение. Сидя на полу. Шлепки поочередно то левой, то правой ладошкой по ножкам (по возможности, ноги согнуты в коленках).

НОД

Развитие мелкой моторики  кистей рук и пальцев

«С красками»

1-2н. Рисование пальчи-ками «Следы на снегу», «Клюква в сахаре».

3-4н. Рисование ладош-ками «Солнышко лу-чистое», «Птички».

Март

виды

цель

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Пальчиковая гимнастика

 Умение выполнять движений кистями и пальцами рук по подражанию действиям педагога с речевым сопровождением.

«Мы топали»

Мы топали, мы топали, 
До тополя дотопали, 
До тополя дотопали, 
Аж ножки все оттопали!

Выполнение. Ритмично «топать» – хлопать поочередно правой и левой ладонями по столу. Сначала медленно, затем быстро.

«Паучок» (со шнурком)

Паучок пошел гулять,

Паутинку заплетать.

Хочет он поймать туда

И букашку, и жука.

Выполнение. Оплести шнурком все пальцы одной руки. Затем руки поменять.

Самомассаж

Нормализация функций внутренних органов и мышечного кровоснабжения

«Мячик»

(для рук с массажным мячом)

Мячик сильно я сжимаю

И ладошку поменяю.

Выполнение. Сжимать мячик правой рукой, затем левой.

«Серый зайка»

(для ног)

 Серый зайка Просыпается,

В гости к другу Собирается.

Вымыл ножки,

Застегнул сапожки.

И коленочки потёр,

Как учил его бобёр.

Выполнение. Сидя на стульчике, стопы –

параллельно друг другу стоят на полу. Круговые движения вокруг щиколоток, массирование коленок.

НОД

Развитие мышц кистей рук и пальцев, координации движений

«С бумагой»

1н. Игра-эксперимент «Свойства бумаги».

2н. Игра-эксперимент «Виды бумаги».

3н. Конструирование «Зайка» (из конуса).

4н. Аппликация «Подснежники» (из салфеток обрывным способом).

Апрель

виды

цель

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Пальчиковая гимнастика

 Умение выполнять движения кистями и пальцами рук по подражанию

«Пальчики»

Раз, два, три, четыре, пять

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять

В домик спрятались опять.

Выполнение. В начале игры пальцы сжаты в кулак. Поочередное разгибание и сгибание пальцев из кулаков.

«Паучок» (со шнурком)

Паучок пошел гулять,

Паутинку заплетать.

Хочет он поймать туда

И букашку, и жука.

Выполнение. Оплести шнурком все пальцы одной руки (шнурок проходит сверху одного, снизу другого пальчика и т.д.). Затем руки поменять.

Самомассаж

Улучшение периферической капиллярной сети

«Круги»

(для рук с массажным мячом)

По столу круги катаю,

Из-под рук не выпускаю.

Взад-вперёд его качу.

Вправо-влево - как хочу.

Выполнение. Катать мяч ладошкой правой (левой) руки вправо-влево, назад – вперёд.

«Котята»

(для ног с массажным мячом)

Ножки быстры у котят,

Будем с ножками играть.

Котик ножки моет чисто.

Ножки бегать будут быстро.

Выполнение. Прокатывание массажного мяча по ногам.

НОД

Развитие силы рук, соотносящих движений рук, тонких движений пальцев; умения захватывать предметы щепотью

«С конструктором, мозаикой»

1н. Конструирование «Выложи дорожку» (лего).

2н. Игра «Цветик-семицветик» (мозаика крупная).

3н. Конструирование «Домик для кошки» (строитель).

4н. Игра «Укрась шарф» (мозаика мелкая).

Май

виды

цель

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Пальчиковая гимнастика

Развитие мышц кисти рук и пальцев и зрительно-моторной координации

«Ёжик»

Ёжик маленький замерз, 
И в клубок свернулся.

Солнце ёжика согрело - Ёжик развернулся!

Выполнение. Прижать пальцы – убрали «иголки»,

выпрямили пальцы – показали «колючки».

«Ходули» (с 2 карандашами)

Человечек не скучает,

По тропиночке шагает,

Он к болоту подошел

И по кочкам всем прошел.

Выполнение. С помощью 2 карандашей изобразить, как шагают на ходулях (можно по нарисованным на бумаге кочкам).

Самомассаж

Развитие гибкости суставов через силовые упражнения

«Мячик-ежик»

(для рук с массажным мячом)

Мячик-ежик мы

возьмём

Покатаем и потрём.

Вверх подбросим и поймаем,

И иголки

посчитаем.

Выполнение. Катаем массажный мяч между ладонями вперед-назад, вправо-влево.   Если сложно, мяч можно не подбрасывать, а просто поднять вверх насколько возможно.        

«Палочка» (для ног с гимнастической палкой).

Вот работа, так работа,

Палочку катать охота.

Веселее ты катай,

Да за нею поспевай.

Выполнение. Сидя на стульчике, катать ногами палку, не сильно нажимая на нее, с постепенным ускорением.

НОД

Развитие силы рук, соотносящих движений рук, тонких движений пальцев; умения захватывать предметы щепотью

«С прищепками»

1-2н. Игра «Развесь и сними белье» (отсте-гивание и пристегивание прищепок).

3н. Конструирование «Ежик».

4н. Игра-эксперимент «Птичка зернышки клюёт».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по развитию речи во второй группе раннего возраста с применением здоровьесберегающих технологий "Петушок и его семья"

Конспект отрытого просмотра непосредственно образовательной деятельности по развитию речи во второй группе раннего возраста "Петушок и его семья"....

Применение здоровьесберегающих технологий с целью сохранения и укрепления здоровья детей раннего возраста в ДОУ №5

Применение здоровьесберегающих технологий с целью сохранения и укрепления здоровья детей раннего возраста в ДОУ №5...

Обобщение материала по применению здоровьесберегающих технологий в первой группе раннего возраста.

В нашем учреждении отводится большая роль здоровьесберегающим технологиям, но более приоритетным направлением деятельности нашего учреждения является физкультурно-оздоровительная работа...

«Здоровьесберегающие технологии в раннем возрасте»

Организация проектной деятельности во взаимодействии с семьей «Здоровьесберегающие технологии в раннем возрасте»...

Картотека здоровьесберегающих технологий в раннем возрасте

Здоровьесберегающие технологии-это один из видов современных технологий ,которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников....

Здоровьесберегающие технологии группы раннего возраста на период сентябрь-декабрь 2022 г.

Название здоровьесберегающей технологииПериод проведенияЦели и задачиОрганизация педагогического процессаООИтоговый результатФизкультминутки (динамические паузы)Учебный годсмене вида деятельности;пред...