«Использование здоровьесберегающих технологий в ДОО»
статья (средняя группа)

Воронцова Анна

Проблема сохранения и укрепления здоровья человека становиться все более острой, требующая серьезного педагогического осмысления и решения.

Здоровый образ жизни – это поведение человека, направленное на рациональное удовлетворение врожденных  биологических  потребностей (пищевой, двигательной, познавательной, половой, потребности во сне), которые  способствующие эмоциональному благополучию, профилактике  болезней и нечастных случаев.

         Готов ли ребенок к самостоятельным шагам? Сможет ли защитить себя, избежать опасностей? Об этом надо думать и заботиться уже сейчас, пока ребенок рядом с нами, взрослыми. Задача нас педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Опыт работы показывает, что помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать. Правильно говорили в старину: берегись бед, пока их нет.

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения, формирование у детей элементарных знаний о человеческом организме и бережном отношении к своему здоровью.

Воспитать у дошкольников осознанное отношение к здоровью – задача не из легких. Как,  каким образом способствовать формированию культуры здорового образа жизни ребенка и когда начинать эту деятельность?

Эти задачи отражены в государственном стандарте дошкольного воспитания и обучения. В нем говорится: «Здоровьесберегающая компетентность позволит заботится о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности; владеть двигательными навыками, социального отношения к собственному здоровью, понимание того, что здоровье - главная ценность дарованная человеку природой, развитие двигательной активности и формированию физических качеств». Целевые ориентиры также говорят об этом: ребенок на этапе завершения дошкольного образования имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.

Необходимо было подобрать применять такие формы взаимодействия, которые позволили бы сохранения удержать устойчивый результат. Для этого кроме обязательных прогулок, физической культуры, физ.минуток и т.п. введены регулярные мероприятия по сохранению здоровья детей, такие как: полоскание рта после еды, «ленивая» гимнастика после сна, воздушное закаливание ходьба по ребристым дорожкам, «босая» гимнастика и т.п.

Здоровьесберегающие технологии Федерального государственного образовательного стандарта отлично сочетаются с традиционными формами и методами в детском саду, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы. Повышение уровня физического развития и здоровья детей посредством внедрения здоровьесберегающих технологий и организации разнообразных подвижных игр, является одной из годовых задач детского сада. Использование таких технологий решает целый ряд задач:  

  • закладывание фундамента хорошего физического здоровья;
  • повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников;
  • проведение профилактической оздоровительной работы;
  • ознакомление дошкольников с принципами ведения здорового образа жизни;
  • мотивация детей на здоровый образ жизни;
  • формирование полезных привычек;
  • формирование валеологических навыков;
  • формирование осознанной потребности в регулярных занятиях физкультурой;
  • воспитание ценностного отношения к своему здоровью и личной безопасности.

Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются прогулки, регулярные физкультурные, музыкальные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня.

Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого Федеральным государственным образовательным  стандартом, администрация и медицинский персонал  образовательной организации организует медико-профилактические мероприятия, (проведение медосмотров, контроль состояния здоровья детей, противоэпидемиологическая работа, организация специализированных коррекционных групп, профилактика многих заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации питания и т.д.).

Со своей стороны для этого педагогам необходимо использовать различные виды современных здоровьесберегающих технологий:

  • физкультурно-оздоровительные (организация подвижных игр, спортивные

мероприятия, валеологические занятия, процедуры закаливания и т.д.)

  • валеологическое образование родителей (мотивация родителей к ведению здорового образа жизни, привлечение к участию в мероприятиях детского сада и города, направленным на формирование привычки к здоровому образу жизни;
  • здоровьесберегающее образование детей (формирование валеологических знаний и навыков в ходе образовательной деятельности, во время бесед, игр и пр.).

     Современные здоровьесберегающие  технологии, используемые в детском саду, отражают две линии  оздоровительно-развивающей работы:

  • приобщение детей к физической культуре, ЗОЖ и обеспечению личной безопасности;
  • использование развивающих форм оздоровительной работы.

 

Существует много эффективных разновидностей современных здоровьесберегающих технологий, которые применяют воспитатели детского сада.

Наиболее доступными для реализации и результативными могут быть следующие:

 Физминутки

Одним из наиболее простых и распространенных видов здоровьесберегающих технологий в дестком являются физкультурные минутки. Их еще называют динамичными паузами. Это кратковременные перерывы в интеллектуальной или практической деятельности,  во время которых дети выполняют несложные физические упражнения.

Цель таких физкультминуток заключается в:

  • смене вида деятельности;
  • предупреждении утомляемости;
  • снятии мышечного, нервного и мозгового напряжения;
  • активизации кровообращения;
  • активизации мышления;
  • повышении интереса детей к ходу занятия;
  • создании положительного эмоционального фона.  

Проведение динамичных пауз имеет некоторые особенности. Они предназначены для выполнения в условиях ограниченного пространства (возле стола, в центре комнаты и т.п.). Большинство физкультминуток сопровождаются стихотворным текстом или же выполняются под музыку.

Длятся такие динамичные паузы 1-2 минуты. К выполнению физкультминуток привлекаются все дети. Для этого не требуется спортивная форма или инвентарь. Время для проведения выбирается произвольно в зависимости от степени утомляемости ребят. Физкультминутка может включать отдельные элементы других здоровьесберегающих технологий.

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика — это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму), но и для решения проблем с речевым развитием у детей. Помимо этого, такая гимнастика способствует развитию:

  • осязательных ощущений;
  • координации движений пальцев и рук;
  • творческих способностей дошкольников.

Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. Это чуть ли не первая разновидность гимнастики, которую можно выполнять с детьми. В ходе проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные движения пальцами. Используются такие виды упражнений:

  • массаж;
  • действия с предметами или материалами;
  • пальчиковые игры.

Организую пальчиковую гимнастику ежедневно. В ходе ее выполнения слежу, чтобы нагрузка на обе руки была одинаковой. Кроме этого необходимо помнить, что каждый сеанс пальчиковой гимнастики должен оканчиваться расслабляющими упражнениями. Такие занятия можно проводить коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком.

Гимнастика для глаз

Также к здоровьесберегающим технологиям в детском саду относится гимнастика для глаз. Она подразумевает проведение системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения. Гимнастика для глаз необходима для:

  • снятия напряжения;
  • предупреждения утомления;
  • тренировки глазных мышц;
  • укрепления глазного аппарата.

Для выполнения такой гимнастики достаточно 1-2 минут. Главное правило данной гимнастики состоит в том, что двигаться должны только глаза, а голова остается в неподвижном состоянии (кроме случаев, где предусмотрены наклоны головы). Все упражнения делаем стоя.

Обычно образец выполнения каждого действия показываю я, а дети повторяют. Наша гимнастика имеет стихотворное сопровождение и дети его выучили часто обходятся без показа.

Эмоциональная гимнастика

Психогимнастика относится к инновационным здоровьесберегающим технологиям, которые используются в детском саду для развития эмоциональной сферы ребенка, укрепления его психического здоровья. Я применяю лишь ее элементы, так как не имею квалификации психолога. Цель  эмоциональной гимнастики заключается в следующем:

  • проведение эмоциональной разрядки;
  • развитие познавательных психических процессов (память, воображение);
  • нормализация состояния у детей эмоциональным возбуждением.

Эмоциональная гимнастика состоит моментов, которые предполагают разыгрывание:

  • этюдов с использованием мимики и пантомимы;
  • этюдов на изображение эмоций или качеств характера.

В ходе эмоциональной гимнастики  провожу «минутку шалости», когда дети могут выполнять любые действия, которые им захочется.

Ритмопластика

Ритмопластика – это оздоровительный вид гимнастики, в ходе которой задействуются различные группы мышц, развивается чувство ритма, тренируется память и внимательность. Цель ритмопластики:

  • восполнение «двигательного дефицита»;
  • развитие двигательной сферы детей;
  • укрепление мышц;
  • совершенствование познавательных процессов;

Элементы ритмопластики включаю в утреннюю гимнастику, физминутки и «ленивую» гимнастику после сна.

Игротерапия

В Федеральном государственном образовательном страндарте указывается, что у дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Поэтому обязательным видом здоровьесберегающих технологий в детском саду должна являться игротерапия. Эта технология подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх, в ходе которых у них будет возможность:

  • проявить эмоции, переживания, фантазию;
  • самовыразиться;
  • снять психоэмоциональное напряжение;
  • избавиться от страхов;
  • стать увереннее в себе.

Игротерапия считается отличным средством для борьбы с детскими неврозами. Так у моих ребят успехом пользуются игры с бусами, водой, кинетическим песком, крупой, пуговицами.

Применение  здоровьесберегающих технологий в детском саду  —сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного процесса. Только здоровый ребенок может стать хорошим учеником и успешной личностью. 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для сохранение и укрепление здоровья детей через использование здоровьесберегающих технологий при систематическом использовании в работе с детьми.

Использование элементов здоровьесберегающих технологий для сохранение и укрепление здоровья детей через использование здоровьесберегающих технологий при систематическом использовании в работе с детьми...

Конспект открытого занятия с использованием здоровьесберегающих технологий, технологий ТРИЗ Тема «Путешествие капельки»

Цель: учить детей подбирать прилагательные и глаголы к существительным; замещать при отборе требуемого количества предметов (без использования счёта), устанавливая взаимно однозначное соответстви...