Главные вкладки

    Здоровьесберегающая технология "Гимнастика пальчиковая"
    методическая разработка

    КАМЕНКОВА НАТАЛИЯ ИГОРЕВНА

    1.Актуальность.

    2.Цель.

    3Задачи.

    4.Ожидаемый результат.

    5.Ежегодный план реализации технологии "Гимнастика пальчиковая".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tehnologiya_gimnastika_palchikovaya.docx16.41 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №35 «ЁЛОЧКА»

    здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе

    гимнастика пальчиковая

    СТАРШАЯ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППЫ КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

    Учитель-дефектолог

    Каменкова Н.И.

    Г.о.Электрогорск

    Гимнастика пальчиковая

    Пояснительная записка

    Движения руки всегда тесно связаны

    с речью и способствуют её развитию.

    В.М. Бехтерев

    Актуальность

    У дошкольников при ряде речевых нарушений и задержке психического развития отмечается выраженная в разной степени общая моторная неловкость, а также недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. В дошкольный период задержка в развитии моторных функций проявляется в быту, игровой деятельности, действиях с предметами. Так, эти дети, по словам родителей и воспитателей, не любят завязывать шнурки, застёгивать пуговицы. Такая «нелюбовь» связана с трудностями овладения точными дифференцированными движениями. Дети 5-6-летнего возраста неохотно выполняют задания по моделированию из мозаики, конструктора, при рисовании дают стереотипные шаблонные изображения; не получаются у них работы из природного материала, лепка, вырезывание из бумаги.

    Если не организовать специальной коррекционной работы, нарушения моторики, зрительно-моторных координаций скажутся при обучении детей письму, в первую очередь на внешней картине письма, в каллиграфии, следовательно, необходимость проведения пальчиковой гимнастики очевидна.

    Здоровьесберегающая  технология сохранения и стимулирования здоровья -  пальчиковая гимнастика -  является одним из направлений подготовки детей с речевыми нарушениями и особенно детей с задержкой психического развития (ЗПР), у которых двигательные нарушения  являются следствием органического повреждения головного мозга, к обучению письму.

    Цель пальчиковой гимнастики:

    развитие и совершенствование ручной моторики;

    Задачи пальчиковой гимнастики:

    1.Формирование графических навыков;

    2. Развитие речи;

    3.Развитие  слухового внимания;

    4.Развитие памяти;

    5.Развитие слухового восприятия;

    6.Развитие воображения.

    В основу технологии стимулирования и сохранения здоровья «Гимнастика пальчиковая» положены принципы осознанного отношения ребёнка к здоровью, доступности предлагаемого материала.

              Ожидаемый результат: 

    У детей сформированы простейшие графические навыки, скоординированы речь с движением пальцев рук. Дети могут произносить самостоятельно или совместно с педагогом стихотворные тексты; сформировано слуховое внимание.

              Учитель-дефектолог, работая с детьми с ОНР и ЗПР, развивает мелкую моторику пальцев рук на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях по развитию речи и элементарных математических представлений, подготовке к обучению грамоте и др.

    Если проводить пальцевую гимнастику  стоя, во время физкультминуток, она будет способствовать переключению детей на другой вид деятельности, повышению работоспособности, снятию нагрузки, связанной с сидением.

    Для повышения интереса детей к упражнениям, были подобраны небольшие стихотворные тексты – простые, весёлые и забавные, в том числе и авторские. Сочетание пальцевых упражнений с речевым сопровождением в стихотворной форме позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта: речь как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, чёткой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Стихотворный текст, подобранный в соответствии с лексической темой и изучаемым звуком, используется для грамматического и звукового анализа, тем самым являясь содержательной частью коррекционного занятия.

    Таким образом,  выполнение пальчиковой гимнастики с речевым сопровождением позволяет:

    1.Регулярно опосредованно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей.

    2.Совершенствовать внимание и память – психические процессы, тесно связанные с речью

    3.Облегчить будущим школьникам усвоение навыков письма.  

    Ежегодный план реализации технологии «Гимнастика пальчиковая»

    Последовательность работы над упражнением.

    1.Беседа о пользе и необходимости выполнения пальчиковой гимнастики (периодически).

    - Для чего нужна пальчиковая гимнастика?

    - -Пользу она приносит или вред?

    Беседа проводится на первом фронтальном коррекционном занятии обязательно, в дальнейшем по необходимости. Обращается внимание на успехи детей. Педагог хвалит тех, у кого стихотворный текст  совпадает с пальчиковой гимнастикой.

    2.Чтение стихотворения педагогом.

    3.Беседа по содержанию.

    4. Словарная работа.

    Стихотворение может служить для автоматизации звуков, для отработки слоговой структуры слова.

    5.Показ упражнения.

    6.Совместное выполнение упражнения (оказание индивидуальной помощи)

    7.Самостоятельное выполнение упражнения


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6-7 лет) Образовательная область «Художественное творчество» Рисование с использованием здоровьесберегающей технологии «Пальчиковые игры» Тема: «Городецкая доска»

    Представляю вашему вниманию ещё один коспект по приобщению к истокам русской народной культуры. Через художественное творчество дети подготовительной нруппы закрепляют навык городецкой росписи....

    "Здоровьесберегающая технология - Пальчиковая гимнастика". Педагог Моисеенко Наталья Николаевна

    Игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи, улучшают внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывают усидчивость, формируют иг...

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей первой младшей группы (2-3 года) Образовательная область «Речевое развитие» с использованием здоровьесберегающей технологии «Пальчиковая гимнастика» Тема: «Зайку бросила хозяйка»

    Уважаемые коллеги! Для тех, кто интересуется использованием в своей деятельности здоровьесберегающих технологий (в частности пальчиковая гимнастика) в детском саду представляю конспект для детей ...

    Авторский конспект занятия по художесввенно-эстетическому развитию в средней группе «Золотые подсолнушки» с использованием здоровьесберегающих технологий (пальчиковая гимнастика, динамическая пауза «Желтый подсолнух», гимнастика для глаз «Подсолнухи и сол

    Задачи.Образовательные: учить детей создавать красивый образ подсолнуха из разных материалов. Продолжать учить проявлять аккуратность в работе. Формировать  аппликативные умения в приложении к тв...