Проект исследовательской деятельности «Аптека под ногами»
опыты и эксперименты (старшая группа)

Полякова Светлана Владимировна

Автор проекта:

Полякова Светлана Владимировна

воспитатель старшей группы №5

 

 

 

г. Сыктывкар, 2017 г.

Проект исследовательской деятельности

«Лекарства под ногами»

 

 

Краткая аннотация проекта.

 

Проект «Аптека под ногами» направлен на решение проблем по использованию лекарственных трав. Состоит из исследовательской и практической частей. Исследовательская часть связана с изучением научной литературы и лекарственных трав нашей местности. Практическая часть направлена на бережное отношение детей к лекарственным растениям, применение их для профилактики и лечения различных заболеваний.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл apteka_pod_nogami_1.docx40.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №92 общеразвивающего вида» г. Сыктывкар

Проект исследовательской деятельности

«Аптека под ногами»

Автор проекта:

Полякова Светлана Владимировна

воспитатель старшей группы №5

г. Сыктывкар, 2017 г.

Проект исследовательской деятельности

«Лекарства под ногами»

1.Введение.

1.1 Актуальность.

1.2 Цели проекта.

1.3 Задачи проекта.

1.4 Гипотеза.

1.5 Сроки выполнения.

2.Основная теоретическая часть.

2.1 История изучения и использования лекарственных трав.

2.2 Сбор, сушка и хранение лекарственных растений.

2.3 Лечебное действие трав и сборов.

2.4 Применение трав и сборов в домашних условиях.

3.План по реализации проекта.

4.Ожидаемые результаты.

5.Заключение.

6.Литература.

7.Приложение.

Краткая аннотация проекта.

Проект «Аптека под ногами» направлен на решение проблем по использованию лекарственных трав. Состоит из исследовательской и практической частей. Исследовательская часть связана с изучением научной литературы и лекарственных трав нашей местности. Практическая часть направлена на бережное отношение детей к лекарственным растениям, применение их для профилактики и лечения различных заболеваний.

1.Введение.

1.1. Актуальность.

Много трав растёт полезных

На земле родной.

Помогают от болезней

Мята, пижма, зверобой.

Из даров лесного царства

Люди делают лекарство.

Человек всегда стремился укреплять свое здоровье. Когда человек здоров, у него хорошее настроение, высокая работоспособность. Здоровый человек полон сил, молодости и радости жизни.

Если хочешь прожить долгую, здоровую жизнь, надо принимать меры к сохранению своего здоровья заблаговременно. Не дожидаясь, когда заболеешь. Наши предки всегда жили в ладу с природой. Природа была для них Матерью, которая кормила, одевала, лечила. От многих болезней умели они лечиться травами, бережно собирая их и храня.

Фитотерапия – лечение лекарственными и пищевыми растениями – составляет часть древней и современной медицины. Она требует бережного отношения к целебным растениям. Ещё совсем недавно многие думали, что запасы лекарственных растений у нас неисчерпаемы. Наша природа действительно щедра своими дарами. С каждым годом в результате хищнического истребления дикорастущих лекарственных трав скудеют запасы природной кладовой. Известная хранительница опыта и знаний предшествующих поколений о целебности растений Ф.А. Геммерман писала: «Народная медицина исчезает, а с ней исчезает и многовековой народный опыт, нигде не записанный, устный, хранящий немало сокровищ».



1.2. Цель проекта:

Создание условий для ознакомления детей с миром целебных трав, правилами их сбора, применение для оздоровления организма.

1.3. Задачи проекта:

  1. Формировать представления о лекарственных растениях, их значимости в жизни человека, способах применения.
  2. Развивать любознательность, наблюдательность, сенсорные способности детей.
  3. Развивать навыки моделирования и экспериментирования.
  4. Формировать эстетическое восприятие окружающего мира, экологически грамотное поведение в природе.

1.4. Гипотезаесли знать лекарственные свойства трав, растущих в окрестностях нашего города, уметь ими пользоваться, многих болезней мы сможем избежать.

1.5. Сроки выполнения. Декабрь 2017 года

2. Основная теоретическая часть.

2.1. История изучения и использования лекарственных трав.

Издавна лекарственные растения используют для профилактики и лечения многих заболеваний. В нашей стране стала популярна фитотерапия. Она является основным способом лечения нетрадиционной медицины. Изучение лекарственных растений на Руси началось в далеком прошлом. Широко использовать травы для лечения болезней стали в результате византийско-греческого влияния в X веке с образованием Киевской Руси. В те далекие времена лекарственные травы поступали из Константинополя и генуэзских колоний в Крыму. В XV веке переводятся с латинского и греческого языков работы Галена, сочинения Гиппократа, Аристотеля, в которых имеются сводки о лекарственных растениях и их использовании. Позднее традиционная медицина черпала сведения из «травников». В становлении отечественной науки о целебных свойствах растений большую роль сыграл Абу Али Ибн Сина (Авиценна), живший в 980—1037 годах и его известный труд «Канон врачебной науки». Развитию сети аптек и аптекарских огородов способствовал «Аптекарский приказ» Петра I (1720 год). Позднее в Астрахани и в Лубнах создаются первые плантации лекарственных растений, а «ягодная повинность», наложенная Петром I на крестьян, предусматривала сбор дикорастущих лекарственных трав. Особое внимание изучению лекарственных растений уделяла Академия наук, созданная в 1724 году. В организованных ею экспедициях был собран большой и ценный материал. Большой вклад в становление науки о лекарственных растениях внесли академики А. С. Паллас, И. И. Лепехин и др. В 1921 году был издан декрет о сборе и культивировании 7 лекарственных растений в СССР. Тем самым была заложена юридическая основа создания новой важной отрасли народного хозяйства и развития здравоохранения. С каждым годом расширяются объемы производства и заготовок лекарственного растительного сырья. Однако постоянно возрастающий спрос на него и создаваемые на его основе фитопрепараты не удовлетворяют запросы отечественного здравоохранения. На садовых участках можно выращивать значительный ассортимент лекарственных растений, разрешенных к применению в широкой медицинской практике, для того чтобы сохранить природу и ценные лекарственные растения.

2.2. Сбор, сушка и хранение лекарственных растений.

При заготовке определенного вида растения необходимо часть их оставлять нетронутыми. Вместе с тем, не следует собирать ежегодно травы на одних и тех же местах, так как это приводит к истощению заросли.

При сборе травы не следует её выдергивать вместе с корнем, для этого существуют  специальные секаторы, ножницы или серпы, помогающие правильно, без вреда для растения заготовить сырьё. Во время заготовки нужно исключить ломку веток, а тем более их спиливание.

Особое внимание нужно обратить при заготовке подземных органов растений - большую часть которых необходимо оставить для восстановления заросли.

Категорически запрещается собирать растения, занесенные в Красную книгу.

Соблюдая эти несложные правила, тем самым мы поможем нашим зеленым друзьям, себе и потомству.

Прежде всего, заготавливать травы надо так, чтобы после вас не осталось пустого места, ведь природа очень ранима, необходимо всегда оставлять в месте сбора часть травы для ее возобновления. Нельзя вырывать траву с корнем, буквально всю подряд — это варварское отношение к природе, которое, к сожалению, еще наблюдается.

Заготавливать траву необходимо в сухую погоду, как только сошла роса. Лучшее время сбора — начало цветения или полное цветение растения. Сушат траву под навесом, на чердаке или в хорошо проветриваемом помещении, не допуская ее загнивания. Почерневшую траву употреблять нельзя. Траву, содержащую эфирные масла (тимьян, душица, аир и т. п.), сушат медленно, при температуре 30-35С. Траву, содержащую глюкозиды (горицвет, пижма, мята перечная, зверобой, мать-и-мачеха и т. п.), сушат при температуре 50-60° С (в сушилке).

Нельзя сушить лекарственные растения на чердаках помещений, где содержится домашний скот или птица, хранятся продукты и материалы с резким сильным запахом, минеральные удобрения и ядохимикаты. Перед сушкой собранные травы чистят и сортируют, затем раскладывают тонким слоем, не более 1-1,5 см, и по мере высыхания 3-4 раза осторожно переворачивают. Можно рассыпать травы на сетках, фанере, белой бумаге. Листья мать-и-мачехи и подорожника большого раскладывают таким образом, чтобы они не касались друг друга. При сушке следят, чтобы на сырье не попадала влага, от которой оно может побуреть. Травы не следует пересушивать. Правильно высушенные растения обычно сохраняют зеленый цвет, запах и вкус. Высушенное сырье складывают в мешки, коробки или ящики, приклеивают этикетку, на которой пишут название растения и год его сбора. Растения, содержащие эфирные масла, надо хранить в металлических банках с плотно закрываемой крышкой. Цветки, травы и листья можно хранить в среднем 2 года, плоды – 3 года, а корни, корневища и кору — до 5 лет. 

2.3. Лечебное действие трав и сборов.

О том, что лекарственные растения обладают лечебными свойствами, сейчас мало кто сомневается. Что же это за вещества, которые определяют лечебные свойства? Во время роста в клетках растения образуются различные вещества, которые или растворены в соке или накапливаются, «складируются» в клетках растения. Все эти вещества удовлетворяют нужды самих растений, а также, к счастью, многие весьма полезны и человеку: они лечат его заболевания, облегчают их, а иногда и предупреждают, активно воздействуя на отдельные процессы в организме и, прежде всего, на обмен веществ.

Однако, следует помнить, что лекарственные сборы не столь безобидны, как это кажется на первый взгляд. Растение может оказывать побочное действие и тем самым нанести вред при сопутствующем заболевании или при беременности. Поэтому прежде чем приготовить лечебный настой, отвар либо мазь, нужно убедиться, что у вас нет противопоказаний к приему данной травы.

Также, следует уделить особое внимание тому, что некоторые лекарственные растения содержат ядовитые и сильнодействующие вещества. Поэтому при их применении важно проводить лечение под контролем врача.

2.4. Применение трав и сборов в домашних условиях.

В домашних условиях из лекарственных растений готовят соки, настои, отвары, мази, масла, порошки, настойки. Наиболее целебны соки. В них имеются почти все витамины и активные вещества, содержащиеся в растении, причем практически в неразрушенном виде.

Получают соки из сочных плодов (ягод), травы и листьев растений. Перед приготовлением соков сырье тщательно сортируют, перебирают, удаляют поврежденное, заплесневелое и т. п., хорошо промывают, обсушивают. Соки из сочных плодов получают с помощью соковыжималки или пропускают сырье через мясорубку и отжимают массу через марлю, сложенную в два-три слоя. Используют их в натуральном виде или в смеси с сахаром (обычно на 1 кг сока — 1,5 кг сахара). Такой сок может храниться в холодильнике несколько дней.
          В отварах из сырья извлекается больше веществ, чем в настоях, и действие их несколько иное. Готовят их обычно из плотных частей растения — кожистых листьев, стеблей, коры, корней и корневищ, семян и высушенных плодов. По ГФ X дозу измельченного сырья так же, как и для приготовления настоя, помещают в кастрюлю, заливают стаканом воды и нагревают на кипящей водяной бане, но уже 30 мин.

Мази готовят на вазелине, ланолине, свежем внутреннем свином жире, растительном или несоленом сливочном масле. Основу подогревают и растирают или тщательно смешивают с очень тонко измельченным порошком, настойкой или свежим соком растения. На одну весовую часть порошка, настойки, сока берут от одной до десяти частей основы. Хранят мази в темном холодном месте. Мазь на животном жире быстро портится, поэтому хранят ее в морозильной камере холодильника. Перед употреблением нужную дозу подогревают до комнатной температуры.

Витаминные чаи готовят из лесных, полевых трав и плодов, очень разнообразных по вкусу, цвету и аромату. Травяные чаи фактически являются продуктом питания, они имеют в своем составе массу биологически активных веществ: витаминов, ферментов, микроэлементов, органических кислот и т. п.

Этот букет биологически активных веществ благотворно влияет на организм человека, предохраняет, предупреждает и лечит многие заболевания. Поэтому травяные чаи рекомендуется пить всем, независимо от возраста и состояния здоровья.

Ценность травяного чая также состоит в том, что он не содержит кофеина и других возбуждающих веществ, которые не так уж и безвредны для организма человека, тем более для людей с нарушениями нервной и сердечно-сосудистой систем.

Витаминный, травяной чай очень полезен для детей любого возраста, тогда как обычный чай, содержащий кофеин, нельзя давать малышам до двухлетнего возраста.

В настоящее время многие начинают понимать оздоровительное воздействие витаминного чая на организм и регулярно употребляют его. А самый лучший витаминный чай — это чай, приготовленный из трав, собранных своими руками. Поэтому так важно каждому хорошо знать правила сбора, переработки и хранения трав.

Как правильно готовить витаминный чай?

Цветки заваривают в большом фарфоровом чайнике крутым кипятком. Ягоды перед заваркой надо: свежие раздавить, сухие раздробить. Листья кладут в горячую воду и кипятят 3-5 мин или заливают крутым кипятком. Корни, стебли и грубые части растений мелко нарезают. Затем их кладут в холодную воду, доводят до кипения на медленном огне и кипятят 10 минут. После заварки чаи из цветков, листьев и ягод настаивают в фарфоровом чайнике 5-10 мин, а чаи из корней и стеблей настаивают в эмалированной посуде 10-15 мин. Правильно заваренный витаминный чай обладает неповторимым вкусом, ароматом и цветом, в нем сохраняются все биологически активные вещества.

3.3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, если знать о применении лекарственных растений, то можно вылечить многие болезни. Но ещё надо помнить основное правило - не навреди своему организму! Поэтому, изучайте лекарственные растения!

Есть лекарство под ногами,

Собирайте его сами!

От любых спасёт болезней,

Всех конфет оно полезней!

Его встретишь ты везде:

Дома, в поле и в воде!

Много правил надо знать,

Чтоб лекарство применять!

Работа с родителями:

  1. Изготовление  информации об одном из лекарственных растений, беседа с ребенком о ее полезности (создать альбом лекарственных растений).
  2. Создание альбома рецептов народной медицины «Секреты домашних фито чаёв»

Ожидаемые результаты

Воспитанники, узнав, как могут обыкновенные растения ближайшего окружения помочь здоровью человека, будут бережнее к ним относиться и применять их при заболевании, также будут использовать рецепты народной медицины.

Гипотеза подтвердилась полностью.

Мы планируем познакомить детей и родителей с результатами нашего исследования, а так же продолжить работу по использованию лекарственных трав.

Список используемой литературы.

  1. Рабинович А.М. Лекарственные растения. – М.: Росагропромиздат, 1996.

  1. Онегов А. Тропинка полевая. – М.: Орбита, 1991.

  1. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. – М.: Просвещение, 2005.

  1. Петров В.В. Из жизни зеленого мира. – М.: Просвещение, 1998.

  1. Плешаков А.А. Зеленые страницы. - Просвещение, 2004.

  1. Сборник загадок: Пособие для учителя/Сост. Карпенко М.Т. - Просвещение, 2008.

  1. Сеть Интернет:

http://www.herbarius.info/ Зелёная аптека. Всё о лекарственных растениях.

- программы для создания презентаций и фотографий.

научно – публицистическая литература


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект исследовательской деятельности «История швейной иглы»

Проект исследовательской деятельности«История швейной иглы»...

Проект исследовательской деятельности "Использование инновационного метода формирования книжной культуры и речевого развития «STORYSACKS»".

Представлен исследовательский проект "Использование инновационного метода развития речи с помощью книг «STORYSACKS»"....

Проект исследовательской деятельности

Развитие детской инициативы и самостоятельности через экспериментально-исследовательскую деятельность...

Проект исследовательской деятельности с детьми 3-4 лет "Светофор дорожный друг - управляет всем вокруг"

Прект исследовательской деятельности по формированию элементарных правил дорожного движения у детей 3- 4 лет....

Проект по теме:
Аптека под ногами
тип проекта: познавательный

Паспорт авторского образовательного педагогического проекта, разрабатываемого для воспитанников дошкольной образовательной организации №Наименования видов работ по выполнению проектаСодержание об...