Дидактические игры и игровые приемы при выполнении режимных моментов.
статья

Ализаде Саадат Эльдар кызы

Дидактические игры и игровые приемы при выполнении режимных моментов.

 

Большое значение для здоровья и благополучного развития ребенка имеет правильная организация режимных моментов.

Режимные моменты занимают большую часть времени, которое малыш проводит в детском саду. Они не должны рассматриваться как простое обеспечение физиологических нужд ребенка. Все процедуры и то, как они проводятся, составляют важную часть педагогического процесса. Время пребывания ребёнка в детском саду, должно проходить плавно, из одной деятельности в другую, без использования традиционных фраз - приказов (идёмте мыть руки, одеваемся на прогулку, садимся обедать и.т.д.), чтобы вся жизнедеятельность ребёнка в дошкольном учреждении была игрой. Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте открывает широкие возможности для развития и воспитания ребёнка. Универсальным помощником в организации и проведении режимных моментов являются дидактические игры.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Если на занятиях расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре (играх – занятиях, собственно дидактических играх) детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов.

Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознании этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если ее правила ими усвоены.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы, Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решают задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству,

назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углубляют знания о них. Так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. Они особенно важны при организации режимных моментов.

Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре группы.

В первую из них входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные признаки предметов, явлений: "Отгадай-ка?", "Магазин", "Да – нет" и др.

Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, делать правильные умозаключения: "Похож – не похож", "Кто больше заметит небылиц?".

Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе: "Кому что нужно?", "Назови три предмета", "Назови одним словом", и др.

В особую четвертую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: "Испорченный телефон", "Краски", "Летает – не летает" и др.

Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями.

Воспитатель заботится об усложнении игр, расширении их вариативности. Если у ребят угасает интерес к игре необходимо вместе с ними придумать более сложные правила.

Мной собрана большая картотека дидактических игр, которые применяются нами для организации и проведения различных режимных моментов.

При приеме детей, когда родители требуют внимания воспитателей к себе, целесообразно использовать настольно – печатные дидактические игры. Организовав самостоятельную игру, воспитатель может переключать свое внимание с детей на родителей и обратно, направляя процесс игры, ведь самостоятельная игровая деятельность не исключает управления со стороны взрослого, который, в этот момент, является одним из участников игры..

Важный воспитательно-образовательный момент - прием пищи, с целью развития

познавательной активности, любознательности, перед приемом пищи целесообразно организовать развивающие игры типа "Что повар приготовил? ", "Съедобное-несъедобное", "Чем полезен? ", "Угадай, из чего?", дидактические игры и беседы о пользе продуктов для здоровья, о разнообразии блюд.

Благоприятный период для индивидуальной работы - сервировка стола: можно предложить ребенку логическую задачку, проблемную ситуацию, создать неправильную сервировку и попросить подумать, все ли сделано верно.

При мытье рук можно в игровой форме повторить алгоритм данной процедуры, введя игровой персонаж «Что перепутал Буратино», «Маша – растеряша» и т.п.

Все занятия проводятся нами в форме вопросно – ответных бесед и дидактических игр, выбираемых в зависимости от изучаемой темы.

Перед прогулкой проводятся словесные дидактические игры на закрепление изучаемого материала «Назови одним словом», «Какой, какая, какие», «Чей предмет», «Назови семью» и т.д.

На прогулке, где достаточно места для активных движений, проводятся подвижные и малоподвижные дидактические игры «Съедобное – несъедобное», «Краски», «Что мы делали не скажем, что мы делали покажем» и т.д.

Организуя режимные моменты, воспитатель должен создавать доброжелательную атмосферу сотрудничества. Что как не игра поможет в этом? Но очень важно учитывать индивидуальные особенности каждого: не торопить медлительного ребенка, не предлагать непосильные для малыша действия, не выполнять за него то, что он может сделать сам.

Если организация и проведение режимных моментов происходит в игре, дети с большим удовольствием откликаются на предложения воспитателя, учатся новому и закрепляют полученные ранее знания и навыки без напряжения и стресса.

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дидактические игры и игровые приемы, направленные на развитие фонематического восприятия у дошкольников»

Психолого-педагогические исследования убедительно доказали позитивную роль игры в развитии и обучении дошкольников. Думается, что в педагогическом процессе развития фонематического восприятия дидактич...

Развитие связной речи дошкольников через дидактическую игру и игровые приемы

Презентация. Развитие связной речи дошкольников через дидактическую игру и игровые приемы....

«Развитие связной речи дошкольников через дидактическую игру и игровые приемы».

мастер-класс к методическому объединению                                          ...

Мастер-класс с родителями "Развитие связной речи через дидактическую игру и игровые приемы у дошкольников"

Мастер-класс с  родителями "Развитие связной речи  через дидактическую игру и игровые приемы у дошкольников"...

Мастер-класс «Развитие связной речи дошкольников через дидактическую игру и игровые приемы»

В связной речи реализуется основная функция языка и речи - коммуникативная. Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи. В связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умст...