Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
консультация (средняя группа)

Халиуллина Нина Александровна

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное отношение) ;

- формирование системы экологических знаний и представлений

(интеллектуальное развитие) ;

- развитие эстетических чувств (умения увидеть красоту природы,

восхититься ею, желания сохранить ее) ;

- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и

животными, по охране и защите природы) .

Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде

всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к

окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т. е.

осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и

сберечь природу и т. д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_v_zhizni_detey.docx22.33 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Консультация для родителей

                          «Экология в жизни ребенка»

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные

впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни,

т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания,

закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит

это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами

обладают экологической культурой – понимают общие для всех людей

проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку

прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Влияние природы на ребенка огромно: она встречает малыша морем звуков и

запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться,

задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к

тому месту, где родился и живешь, и, в конечном счете, любовь к родине.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное отношение) ;

- формирование системы экологических знаний и представлений

(интеллектуальное развитие) ;

- развитие эстетических чувств (умения увидеть красоту природы,

восхититься ею, желания сохранить ее) ;

- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и

животными, по охране и защите природы) .

Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде

всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к

окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т. е.

осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и

сберечь природу и т. д.

Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают

позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать,

должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия

других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую

нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять

действиям антигуманным и безнравственным.

Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое

отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых

знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных знаний, которая

включает:

- представления о растениях и животных, как уникальных и неповторимых

живых существах, об их потребностях и способов удовлетворения этих

потребностей;

- понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания,

приспособленности растений и животных к условиям существования;

- осознание того, что все живые существа на Земле связаны с друг другом

сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку и т. д.) и в то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно.

Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей

гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную для

их возраста практическую деятельность –создать условия для полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддерживание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы,  удостоенной  похвалы воспитателя  или родителя расцветший цветок, выздоровевший щенок) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.

Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и

при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов

природы, их непреходящей красоты, вот почему воспитание эстетических

чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания,

 включающего в себя любовь к природе.

Но, ни одно лишь постоянное общение с природой способно прорубить и

развивать эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание

детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и

поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту

жизни, осознавать, что красота никак не определяется утилитарным

подходом. Главное, всегда помнить: прежде чем научить детей видеть

красоту и понимать суть прекрасного как эстетической категории, надо

развивать их эмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников еще

недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный характер.

Задача родителей – подвести детей к пониманию того, что мы вместе, и

каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и

приумножать ее красоту.

Запомните правила!- Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно

составлять из тех растений, выращенные человеком.

- Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много.

- Охранять надо не только редкие. ю но и другие, даже самые обычные

растения.

- Нельзя подходить близко к гнездам птиц. По твоим следам гнезда могут

отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не

прикасайся к нему, сразу уходи. Иначе птицы – родители могут совсем

покинуть гнездо.

- Если у тебя есть собака, не бери ее с собой в лес. Она легко может поймать

нелетающих птенцов и беспомощных зверей.

- Не лови и не уноси домой здоровых птенцов птиц и детенышей зверей. В

природе о них позаботятся взрослые животные.

- Не забывайте о том, что растения дают убежище животным. Оберегайте

травы, кусты, деревья, вы помогаете зверям, птицам, насекомым, которые

укрываются в их зарослях.

Стихи об экологии

Чтобы цветы в лесу цвели,

Всю весну и лето

Мы не будем собирать

Их больших букетов.

Если птенчик из гнезда

Выпорхнул до срока,

Мы поможем, не беда,

Не трещи, сорока.

Хоть и вредный мухомор,

Мы его не тронем.

Вдруг понадобиться он

Жителю лесному.

Хрупкий домик муравья

Надо тоже охранять.

Обязательно он должен

За заборчиком стоять.

Зайчика и ежика –

Жителей лесных

Лучше вы не трогайте!

Охраняйте их!

Давайте, дошколята,

Природу охранять!

О ней ни на минуту

Не надо забывать.

Ведь цветы, леса, поля и речки,

Это все для нас навечно!

О загрязнении

Есть в природе равновесие,

Нарушать его нельзя.

В жизни это очень важно

Для тебя и для меня.

Что бы было равновесие

Надо с вами, нам, друзья

Не выбрасывать отходы

И не загрязнять моря.

Меньше ездить на машинах

И пускать из фабрик дым,

Чтоб не летали в атмосфере

И не делали нам дыр.

Меньше фантиков, бумажек

Ты на улицу бросай!

Тренируй в себе, ты, ловкость:

Точно в урну попадай!

А когда захочешь кинуть

Ты бумажку не в корзину,

Ты подумай о природе –

Нам еще здесь жить как вроде!

Все-все

На свете, на свете нужны!

И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудовищ нелепых,

И даже без хищников, злых и свирепых!

Нужны все на свете!

Нужно все подряд –

Кто делает мед, и кто делает яд.

Плохие дела у кошки без мышки,

У мышки без кошки

Не лучшие делишки.

Да! Если мы с кем-то не очень дружны,

Мы все-таки очень друг другу нужны!

Экология земли

Посмотрите с чувством люди

Что с планетой нашей будет

Об асфальт, сжигая шины

Газом кашляют машины

Сколько гари, сколько дыма

Просто невообразимо

Печи, фабрики, заводы

Катера и теплоходы

Выдыхают серый газ

Посчитайте, сколько в час?

Экология в упадке

Слой озонный слишком шаткий

Ну, когда же мы поймем?

Это дом, мы в нем живем

Землю мы считаем раем

Сами же и отравляем

Мусора завалы, груды

Впрочем, урны есть повсюду

На лицо, накинув тень

В урну бросить мусор лень

«лучше использованный товар

Бросить здесь на тротуар

В парках, скверах, и аллеях

Кучи мусора белеют

И признаться, стыдно даже

Словно свалка наши пляжи

В космос сорок лет летаем

И его мы засоряем

Ну, когда придет сознанье

В уважении мироздания?

Двадцать первый ныне век

Будь умнее ЧЕЛОВЕК!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на региональном семинаре-практикуме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ". Тема: "Формирование экологической культуры у дошкольников"

Выступление на региональном семинаре-практикуме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ". Тема выступления: Формирование экологической культуры у дошкольников"...

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

Дети и их экологическое воспитание. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

В последнее время мы часто слышим такие слова, как «экологическое воспитание», «экологически чистые продукты». Что же это такое?...

Образовательная среда детского сада как ресурс экологического воспитания детей дошкольного возраста. Экологические игры в дошкольном образовании

Сборник посвящен вопросам экологического воспитания детей дошкольного возраста и представляет собой антологию тематических статей и разработок экологических игр. Представленные материалы могут оказать...

Консультация для родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Экологическое воспитание дошкольников»

В данной статье раскрыта актуальность проблемы настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофи...

Мастер – класс для педагогов ДОУ на тему: «Использование экологических игр в формировании экологического воспитания детей дошкольного возраста». «Путешествие по временам года»

Познакомить педагогов с экологическими играми, которые способствуют в развитие экологического  воспитания дошкольников....