Особенности работы с детьми раннего возраста по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
методическая разработка (младшая группа)

Рычкова Ирина Николаевна

Материал позволяет вести постоянную работу с детьми групп раннего возраста детского сада по профилактике дорожно-транспортного травматизма. В материале рассматривается как работа с детьми так и и работа с родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности работы  с детьми раннего возраста по профилактике дорожно-транспортного травматизма

  1. Возрастающая плотность уличного движения делает дороги все более опасными для детей и, соответственно, вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма не теряют своей актуальности.

Единственное, что может спасти ребенка на дороге, - это вера в запретительные свойства красного цвета. Единственный, кто может его в этом убедить, - взрослый человек. И единственным способом - своим примером.

      2.Мы работаем с детьми раннего возраста, от 2-х до 3-х лет. Дети приходят к нам зачастую неговорящие, или малоговорящие. Поэтому работу по профилактике дорожно-транспортного травматизма  ведём в двух направлениях – прежде всего с родителями и, непосредственно, с детьми. Малыши не могут самостоятельно оценить ситуацию на дороге, не могут скорректировать порой неправильное поведение  родителей в той, или иной дорожной ситуации. Поэтому родителям  детей именно этого возраста необходимо быть наиболее внимательными и всегда соблюдать правила ДД. На каждой встрече с родителями, мы обязательно касаемся этой темы. Доводим до родителей, например, необходимость  пристёгивать ребёнка в кресле, строго соблюдать ПДД путём показа презентаций, других видеороликов, содержащих «ужасающие» последствия их несоблюдения. Это, на мой взгляд, наиболее действенная мера. Также постоянно  выкладываем буклеты по ПДД (разрабатываем сами, либо заимствуем у коллег из интернета).

     3.В раздевалке для родителей оформлен уголок по ПДД, в котором постоянно происходит смена информации.

     4.На встречах с родителями проводим анкетирование, разбор дорожных ситуаций.  На заседаниях постоянно действующего в нашей группе «Клуба семейного воспитания» мы также, независимо от его тематики, уделяем внимание  профилактике дорожно-транспортного травматизма.

     5.Так как малыши любую информацию усваивают лучше через игру, на совместных  мероприятиях мы знакомим  родителей с дидактическими, и разного рода тематическими играми по ПДД, которые они могут использовать и дома.

     6.Родители вместе с детьми изготавливают атрибуты для игр. У нас в группе, несмотря на ранний возраст,  много атрибутов для знакомства малышей с ПДД, изготовленных нами и родителями совместно с детьми.

      7.Малыши с огромным удовольствием рисуют  колёса к нарисованной мамой машине.

     8.Совместная деятельность так увлекает  маму и ребёнка, что они продолжают её и дома. Так Настя с мамой дома изготавливают дома для макета «Наша улица ».

     9.Ну и непосредственно – работа с детьми. Как я уже говорила, знакомство детей раннего возраста с правилами  ДД происходит в основном через игру. Даже неговорящий ребёнок может показать дорожки, где ходят люди; дорогу, где ездят машины.

   10.Двухлетний ребёнок способен различать основные цвета.  Детей учим различать красный и зелёный цвета. Детям при этом поясняем, что красный и зелёный цвета соответствуют сигналам светофора для пешеходов. Красный сигнал запрещает движение, а зелёный разрешает (желательно показать им сначала светофоры с кружочками, а затем с человечками). При проведении игры «Красный – зелёный» поясняем, что если на светофоре горит красный цвет – надо стоять, а если – зелёный – повернуть голову налево и направо, а потом шагать. Так закрепляется привычка осматриваться перед выходом на проезжую часть даже на зелёный сигнал светофора.

   11.Игры по правилам ДД  проводим как совместные, то есть  организованные нами, так и самостоятельные, в которых дети применяют ранее полученные знания самостоятельно.

  12.Как интересно почувствовать себя водителем на большой дороге и обязательно остановиться перед пешеходным переходом, где стоит много детей, которых необходимо пропустить.

  13.Ребёнок с малых лет должен усвоить, подойдя к дороге – «СТОП! ОПАСНОСТЬ!!!»

С первых дней пребывания ребёнка в детском саду следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.

Воспитание у детей умения ориентироваться в ближайшем окружении начинается с первых дней пребывания их в дошкольном учреждении. Даже самые маленькие дети (до 3 лет) уже могут узнавать и называть то, что они видят во дворе, на улице: дом, машина, тётя, мяч и т.п. В этом возрасте необходимо продолжать учить детей различать предметы, называть их, выбирать по размеру и цвету, выделяя красный, зелёный, жёлтый. В этот период происходит активное обогащение опыта детей разнообразными сенсорными впечатлениями, возрастает интерес к окружающему и, особенно, к средствам передвижения. Необходимо знакомить детей с транспортом, характерным для местности, в которой живут дети. Наблюдать с детьми за транспортом, узнавать и показывать грузовые и легковые машины, автобус, правильно называть их, различать части машины: кабина, руль, кузов, прицеп, колесо. Учить различать пассажирский транспорт: трамвай, троллейбус, автобус, маршрутное такси, поезд и обращать внимание на то, что в этом транспорте ездят люди, а в грузовом транспорте возят грузы. Учить детей переносить в игры впечатления, полученные на прогулке: шофёры едут на машинах, по улицам гуляют люди; построим улицу, где едут машины. Учить детей в играх общаться друг с другом в соответствии с взятыми на себя ролями: шофёр и пассажир, шофёр и пешеход. Закреплять навыки организованного поведения на улице: вести себя спокойно, не кричать, не мешать окружающим. У ребёнка 2-3 лет восприятие тесно связано с действиями. В раннем возрасте ребёнок без особых усилий быстро и качественно запоминает то, что связано с игрой. Двухлетний ребёнок способен различать основные цвета. Для этого используются игрушки соответствующих цветов. Кроме того, ребёнок по этим цветам определяет свои вещи. Следующий шаг должен быть сделан в сторону усвоения функциональной нагрузки цвета, как соответствующего цвета светофора. В первой младшей группе детей учат различать красный и зелёный цвета. Детям при этом можно пояснить, что красный и зелёный цвета соответствуют сигналам светофора для пешеходов. Красный сигнал запрещает движение, а зелёный разрешает (желательно показать им сначала светофоры с кружочками, а затем с человечками). При проведении игры «Красный – зелёный» воспитатель поясняет, что если он показывает красный кружок – надо стоять, а если – зелёный – повернуть голову налево и направо, а потом шагать. Так закрепляется привычка осматриваться перед выходом на проезжую часть даже на зелёный сигнал светофора. Чтобы не только закрепить у детей знания о цвете, но и научить их действовать в соответствии правилами-цветами, можно проводить подвижную игру «Поезд». Игра повторяется несколько раз, пока дети не «приедут домой». Играя с игрушками, дети 2-3 лет очень любят прятать их, а затем вынимать и показывать. Это можно использовать для закрепления знаний о цветах. Воспитатель предлагает детям посмотреть, какие огоньки зажигаются на макете светофора. В отверстия-круги поочерёдно вставляются цвета. Таким образом, дети усваивают, в каких местах горизонтально или вертикально расположенного светофора может появиться тот или иной цвет. После таких игр можно предложить детям нарисовать шарики, кружочки-«Глазки» светофора. В задании надо указать, чтобы шарики, кружочки расположились «как на светофоре». Игры и занятия детей раннего возраста следует постоянно связывать с их наблюдениями на улице. Прежде, чем организовать с детьми игру «Шофёры», следует понаблюдать, как едет машина по дороге. На безопасном расстоянии понаблюдать, как водитель заводит машину, обратить внимание, что машина может ехать вперёд и назад, разворачиваться, и что в этот момент водитель может не заметить ребёнка, который стоит близко к машине. Понаблюдав на безопасном расстоянии, как быстро проезжают машины по дороге, показать дорожки, где ходят люди. С детьми 3-х лет проводятся целевые прогулки по ближайшим улицам, в ходе которых дети наблюдают, где ходят люди и ездят машины. Эти впечатления они могут закрепить во время постройки из строительного материала на тему «Наша улица». Следует развивать у детей желание сооружать постройки по собственному замыслу и по условиям: гаражи для машин, свою улицу, стоянку для машин. У детей 2-3 лет в результате общения с родителями, занятий в детском саду должны начать активно формироваться следующие привычки, навыки, правила: -по улицам ходить одному нельзя, можно только с родителями или с другими взрослыми; -дорогу можно переходить, только держась за руку взрослого человека; -дорога таит в себе опасность (Воспитатель здесь должен очень чётко чувствовать границу целей – воспитывается не страх пред машинами, техникой и дорогой, а чувство опасности).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы с детьми на автоплощадке по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Основной формой обучения Правилам дорожного движения детей дошкольного возраста является игра. Изучение правил поведения на дорогах, особенно в младших и средних группах, построено в форме познаватель...

План работы с детьми младшего дошкольного возраста по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожно...

Система консультативной работы с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Методическая разработка посвящена организации и проведению системной консультативной работы с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста по профилактике  детского дорожно-т...

Работа с родителями детей младшего возраста по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Работа с родителями детей младшего возраста по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма...

Использование интерактивного плаката при работе с воспитанниками младшего дошкольного возраста по профилактике детского дорожно транспортного травматизма

Жизнь и здоровье человека являются наивысшей ценностью. Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей. ...