Использование интерактивного плаката при работе с воспитанниками младшего дошкольного возраста по профилактике детского дорожно транспортного травматизма
методическая разработка по обж (средняя группа)

Сафонова Лариса Викторовна

Жизнь и здоровье человека являются наивысшей ценностью. Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей. Сегодня, в век стремительного роста автомобильных потоков на наших улицах, ребенок с раннего детства становится участником дорожного движения, поэтому проблема обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах является особенно актуальной.

Актуальность данной проблемы на современном этапе очевидна, поскольку круг проблем, связанных с безопасностью ребенка – дошкольника невозможно решить только в рамках дошкольного учреждения. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения. В детском саду педагоги прилагают много усилий для того, чтобы помочь ребёнку овладеть правилами дорожного движения, подготовить его к школьному периоду жизни, а именно: самостоятельно пользоваться правилами безопасного передвижения, начиная с территории своего дома, микрорайона. Одним из самых надёжных способов формирования у дошкольника безопасного поведения на дорогах является наблюдение дорожных ситуаций непосредственно на целевых прогулках, то есть получение доступной объективной информации от взрослого (как педагога, так и родителей).

Встает вопрос, как построить образовательный процесс по  формированию основ культуры безопасности у дошкольников и уберечь детей на дорогах?

В соответствии сФГОСДОпри реализации новых педагогических технологий по овладению детьми базовых правил  поведения на дороге, в процессе  осуществления деятельностного подхода мы исходим из того, что полноценное развитие ребёнка должно осуществляться в интересных, значимых для него видах деятельности и постоянного творческого поиска.

Целью данной работы является – создание условий для воспитания правильного поведения воспитанников на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

Задачи:

1. Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.

2. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.

3. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.

4. Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих.

5 Изменение модели взаимодействия педагога с детьми путем интеграции педагогических технологий в совместную деятельность

6. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.

7. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.

Для реализации поставленной цели и задач особое внимание уделили на организацию предметно-пространственной развивающей образовательной среды, соблюдая ее принципы в соответствии с ФГОС:

насыщенность среды - представлена в виде дидактических, сюжетно-ролевых игр, пособий; полифункциональность - при использовании данных пособий закрепляются знания о видах транспорта, частях дороги, видах пешеходных переходов, развиваются сенсорные эталоны, речевое развитие. Для организации в ДОУ таких форм работы с детьми создаётся соответствующая предметно-развивающая среда.

С целью воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста применяем игровые технологии, т. к. они являются основным видом активности дошкольника, в процессе которой он упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт. При обучении детей правилам дорожной безопасности педагоги используют самые разнообразные игры.

Информационно – коммуникативные технологии

Современный педагог в своей профессиональной деятельности использует целый ряд различных технологий. Одна из самых интересных это информационно-коммуникационная технология. Она позволяет педагогу в современном формате работать со своими воспитанниками.

 

   Педагоги ДОУ считают, что компьютерные технологии обладают рядом преимуществ:

- Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.

- Компьютер несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, учитывая наглядно-образное мышление детей.

- Наглядный материал, используемый в презентациях, слайд-шоу, дает возможность воспитателю включить три вида памяти воспитанников: зрительную, слуховую, моторную.

- Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка.

- Постановка проблемных задач, поощрение ребенка при их правильном решении компьютером, является стимулом познавательной активности детей;

- Компьютер предоставляет возможность реализации индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста. В процессе деятельности каждый ребенок выполняет задания своего уровня.               

Мультипликация

Данная технология – это вид современного искусства, который обладает высоким потенциалом нравственно – эмоционального воздействия на дошкольников, оказывает развивающее воздействие на разные стороны развития ребенка, воспринимая художественный текст, ребенок не только подражает герою, но и сопереживает ему, проходит вместе с ним через разные опасности и испытания. Через сравнения себя с героями мультфильма ребенок имеет возможность позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами, уважительно относиться к другим. Восприятие мультипликационного фильма оказывает развивающее воздействие на разные стороны развития ребенка, среди которых выделяются этический, познавательный, эмоциональный и поведенческий аспекты. Воспринимая художественный текст, ребенок не только подражает герою, но и сопереживает ему, проходит вместе с ним через разные опасности и испытания. Мультфильм к тому же сочетает в себе слово и картинку, т.е. включает два органа восприятия: зрение и слух. Если к этому добавить еще и совместный с ребенком анализ увиденного, мультфильм станет мощным воспитательным инструментом и одним из авторитетных и эффективных наглядных материалов.

Мнемотехника

Эта технология увеличивает объем памяти детей путем образования дополнительных ассоциаций.

В результате её использования дети преодолевают робость и застенчивость, у них увеличивается круг знаний о дорожных знаках, о светофоре, о правилах поведения на улице и в транспорте.

Технология проблемного обучения

Помогает понять, насколько опасна данная ситуация и какие безопасные действия необходимо для этого предпринять. Основа проблемного обучения – вопросы и задания, которые предлагают детям. Ставим перед детьми задачу на развитие логического мышления.

   Здоровьесберегающие технологии

При обучении детей с правилами дорожного движения в своей работе используем здоровьесберегающие технологии, а именно физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических качеств.) Например, можно отрабатывать путем многократных упражнений действия с поворотами головы при переходе проезжей части.

Исследовательская деятельность

Исследовательская деятельность - это особый вид интеллектуально-творческой деятельности дает возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное - самовыражаться.

Для этого необходимо озвучить задачу с недостаточными или избыточными данными, неопределенность вопроса, противоречивые данные, специально допущенными ошибками, ограниченным временем выполнения. В детском саду используем такие формы организации исследовательской деятельности, как:

- эвристические беседы

- наблюдения

   - использование художественного слова

- дидактические и развивающие игры

- игровые ситуации

     Проектная деятельность

Как инновационная педагогическая технология, проектная деятельность ориентируется не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Реализация проектной деятельности помогает «открывать» элементарные основы безопасного поведения на дорогах.

Результативность работы.

     Результаты диагностики детей методом наблюдения в процессе игры и опроса  позволяют сделать вывод об итогах работы:

-   Дошкольники с желанием участвуют в игровых ситуациях по ориентированию в окружающем пространстве с применением правил дорожного движения.

-  Дети проявляют сознательное отношение к соблюдению правил безопасного движения.

-   Дошкольники могут ориентироваться в разных дорожных ситуациях.

 Результаты анкетирования показали, что родители обучают детей, правилам дорожного движения в семье и в сотрудничестве с ДОУ. Все родители считают , что детей необходимо знакомить с ПДД через практические навыки, беседы с ребенком, чтение художественной литературы.. Беседуют с детьми по данной теме часто. Есть в каждой семье книги, пазлы, настольные игры, машинки.
Самыми продуктивными формами работы в ДОУ родителей хотят видеть – это совместные мероприятия, с инспектором, индивидуальные беседы.
Таким образом: из результатов анкетирование видно, что родители являются главным звеном в вопросе обучения детей.
Поэтому необходимо в ДОУ больше проводить совместных мероприятий по ПДД, оформлять для родителей в уголках рекомендации, методические приемы обучения детей ПДД.

Выводы:

Ни один изучаемый предмет в дошкольном учреждении не влияет так на безопасность ребёнка, как изучение правил дорожного движения. Только они могут дать ему знания в безопасном поведении на дороге, способные превратиться в прочные навыки. Использованные в ходе работы и обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, позволили сформировать у ребенка умение предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создали модель поведения на дороге; привлекли родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением. Благодаря организации предметно – пространственной развивающей образовательной среды, подбору эффективных методов и приемов не только с детьми, но и с родителями, удалось достичь высоких результатов освоения детьми правил безопасного поведения на дорогах. 

Педагог ценен тем, что постоянно работает не только с детьми, но и над собой, над повышением своего профессионального уровня. Ведущая педагогическая идея нашей совместной работы заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными формами работы по формированию у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx16.67 КБ

Предварительный просмотр:

Дорогие ребята! Сегодня к нам на занятие пришёл необычный гость!

1 слайд.

Миша (аудиозапись): Здравствуйте ребята! Вы меня узнали? (Ответы детей). Да, я Миша. Маша пригласила меня на свой День рождения. (Переход на следующий слайд двумя нажатиями левой кнопки мыши).

2 слайд.

Миша (аудиозапись) : Путь предстоит неблизкий, через весь город, в котором много дорог и машин. Ой – ой – ой, ребята без вашей помощи мне не справиться. Поможете? (Ответы детей). Тогда в путь! (Переход на следующий слайд двумя нажатиями левой кнопки мыши).

3 слайд: на экране появляется карта с заданиями.

Воспитатель: Ребята, сколько здесь заданий! Нам надо пройти все по порядку. Если мы с вами правильно ответим на вопрос задания, то Миша проведёт нас до следующего. (Одним нажатием левой кнопкой мыши открываем первое задание).

4 слайд.

Миша (аудиозапись): Ой, ребята, а куда это я попал? А почему на дороге и машины, и дети? Кого – то здесь не должно быть? Ответы детей. Воспитатель: А давайте посмотрим, правильно вы ответили на вопрос.  (На дороге дети не должны ходить.). Наводим курсор мыши на детей на слайде и нажимаем один раз левой кнопкой.

5 слайд (аудиозапись) :

Там где движутся машины,

                        Дети недолжны ходить!

                        Потому, что очень просто

                Под машину угодить!

Нажимаем иконку         в нижнем правом углу.        

6 слайд (аудиозапись):

                   На улице такое место

                   Проезжей частью называется

                   По проезжей части людям

                    Ходить строжайше запрещается!

Нажимаем на иконку «дом» в нижнем правом углу.

3 слайд:

Воспитатель: Ребята, мы с вами правильно ответили на вопрос Миши, и он нас с вами привёл ко второму заданию! (Нажимаем левой кнопкой мыши на задание 2).

7 слайд.

Миша (аудиозапись): Здесь что – то не так! Почему пешеходы идут по улице, а машины едут по тротуару? А мне где идти? Помогите разобраться, ребята! Ответы детей.

Правой кнопкой мыши нажимаем на «детей».

8 слайд: (аудиозапись)

                      Для машины, знают все,

                      Есть дороги и шоссе.

                       Помнит так же, стар и млад,

                       Пешеходам тротуар!

Нажимаем правой клавишей мыши.

Мы идём по тротуару,

И гуляем не спеша.

И прогулка безопасна,

И погода хороша!

Нажимаем на иконку «дом» в нижнем правом углу.

3 слайд:

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, прошли мы задание?

Воспитатель нажимает правой кнопкой мыши, Миша спускается к следующему заданию со словами:

Миша (аудиозапись):

Примостился над дорогой,

И моргает очень много!

Изменяя каждый раз

Цвет своих округлых глаз!

Что это такое, ребята? (Ответ детей). А как же он работает? Расскажите, пожалуйста! (Ответы детей).

После ответа детей воспитатель нажимает на задание 3.

9 слайд: правой кнопкой мыши нажимаем на красный цвет светофора (аудиозапись):

На светофоре красный цвет,

Опасен путь – дороги нет!

Правой кнопкой мыши нажимаем на жёлтый цвет светофора (аудиозапись):

А если жёлтый цвет горит,

Он приготовиться велит!

Правой кнопкой мыши нажимаем на зелёный цвет светофора (аудиозапись):

Зелёный вспыхнул впереди!

Значит смело едешь ты!

Затем воспитатель нажимает на иконку «дом».

3 слайд:

Воспитатель нажимает правой кнопкой мыши, Миша идёт к следующему окну и говорит: я встретил своих друзей медведей! Они зовут с ними потанцевать!

Дети встают и выходят на середину комнаты. Воспитатель нажимает на 4 окно.

10 слайд: видеоролик (дети танцуют под музыку). После окончания ролика воспитатель предлагает детям сесть на свои места и продолжить наше путешествие. Затем нажимает на иконку «дом».

3 слайд:

Воспитатель: Миша привёл нас к следующему заданию. (нажимаем 5 задание)

11 слайд:

Миша (аудиозапись) Ребята, а что это за светофор такой маленький?  Может быть,  он сломался? Для чего на светофоре нарисовали маленьких человечков? (Ответы детей. Затем нажимаем правой кнопкой мыши на знак вопроса )

  12 слайд (аудиозапись):

Если добрый светофорик

Человечка показал,

Красный цвет предупреждает,

Чтобы ты пока стоял!

Нажимаем иконку         в нижнем правом углу.        

13 слайд (аудиозапись):

А зелёного увидел –

Ну тогда смелей вперёд!

И пока тебе он светит,

Транспорт, точно подождёт!

Нажимаем иконку «дом» в нижнем правом углу.

3 слайд:

Воспитатель: Ребята, вот мы добрались до последнего задания (нажимаем на 6 задание)

14 слайд:

Миша (аудиозапись):  со светофорами всё понятно, но здесь нет вообще нет ни одного светофора! Как же мне дорогу перейти?                               (Ответы детей. Нажимаем правой кнопкой мыши.)

Способ безопасный самый

Перейти дорогу с мамой!

Уж она не подведёт

Нас за ручку доведёт!

(Переход на следующий слайд двумя нажатиями левой кнопки мыши).

15 слайд:

Миша (аудиозапись): вот спасибо! Ведь благодаря вам, ребята, и правилам дорожного движения я смог безопасно добраться в гости к Маше!

        

                   

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИСТЕМА РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО - ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА.

Самое ценное — здоровье и жизнь ребенка, поэтому в детском саду вопросу безопасности детей на улицах и дорогах города необходимо уделять большое внимание....

План работы с детьми младшего дошкольного возраста по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожно...

Система консультативной работы с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Методическая разработка посвящена организации и проведению системной консультативной работы с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста по профилактике  детского дорожно-т...

Работа с родителями детей младшего возраста по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Работа с родителями детей младшего возраста по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма...

Конспект игры-квеста для детей старшего дошкольного возраста по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

laquo;Территория БЕЗ-опасности» Цель: формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах; создание единого образовательного пространства в...