Особенность работы в летний период
консультация (старшая группа)

Особенности работы в летний период»

Консультация для воспитателей

Подготовила воспитатель Шапошникова НА

Лето – это маленькая жизнь! Именно в этот период года дети получают максимум впечатлений, удовольствия и радости от общения со сверстниками и новых открытий. Чем больше времени проводят дошкольники на улице, тем больше внимания взрослые должны уделять организации деятельности детей в летний период. Грамотное решение этих вопросов позволит избежать неприятностей и обеспечить эмоционально насыщенную жизнь всем участникам образовательного процесса. 

Лето – особый период в жизни каждого ребенка. От окружающих его взрослых зависит то, как он проведет это время с пользой для здоровья, развития эмоциональных и познавательных процессов. 

В летний период увеличивается продолжительность прогулок. Для достижения оздоровительного эффекта распорядком дня предусматривается максимально возможное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующая возрасту продолжительность сна и других видов отдыха. 

В  планах воспитателей в течение дня должны быть предусмотрены все виды детской деятельности: двигательная, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, чтение художественной литературы, игровая.

С целью соблюдения безопасной жизнедеятельности воспитанников с воспитателями проводится инструктаж по охране жизни и здоровья детей. Так, перед тем как вывести детей на прогулку, они обязаны тщательно осмотреть участок. Участок должен быть хорошо просматриваем, достаточно затенен, безопасен, оснащен малыми игровыми формами, песочницей (с увлажненным и взрыхленным песком, набором лопаток, формочек на каждого ребенка), емкостью для воды, тентом от солнца и дождя. Воспитателю необходимо следить за соблюдением питьевого режима, одеждой детей в соответствии с погодой. 

Летом воспитанники максимальное время проводят на территории учреждения.

На спортивных и игровых площадках осуществляется закрепление и совершенствование различных видов движений у детей (ходьбы, бега, прыжков, лазания, бросания, ловли и метания); развитие физических качеств (ловкости, быстроты, выносливости); воспитание положительных нравственно-волевых черт личности (активности, самостоятельности).

В качестве основных средств воспитания и развития движений у воспитанников летом используются: подвижная игра, игровые упражнения, игры-забавы, физкультурные упражнения, спортивные игры, "школа мяча", "школа скакалки", игры-эстафеты, спортивные праздники и развлечения. Физкультурный досуг рекомендуется организовывать еженедельно ("Если хочешь быть здоров – закаляйся", "Наши спортивные успехи" и т.д.). 

Лето – благоприятный период для реализации программных задач по основам безопасности жизнедеятельности и формированию у воспитанников культурно-гигиенических навыков. Так, для работы с детьми младшего дошкольного возраста можно использовать дидактические игры, песенки, потешки, стихотворения, рассказы, сказки, картинки соответствующего содержания.

В группе необходимо иметь игровые гигиенические наборы (расческу, полотенце, мыло, салфетку, зубную щетку, пасту, носовой платок, стаканчик). 

Детей старшего дошкольного возраста эффективно побуждать использовать разнообразную информацию о личной гигиене, способах оказания первой помощи при чрезвычайных  обстоятельствах: 

"Как беречь здоровье летом?";

"Как предупредить простуду?";

"Как оказать первую помощь себе и детям (при ушибе, ссадине, укусах осы, пчелы, кровотечении из носа)?";

"Зачем надо каждый день много гулять и заниматься физкультурой?";

"Как надо вести себя у воды, в лесу?"

Можно провести беседы с рассматриванием картинок "В мире опасных предметов и проборов", "Служба 101"; прочитать книжки по данной тематике (С. Я. Маршак "Кошкин дом", "Рассказ о неизвестном герое", Г. М. Цыферов "Жил на свете слоненок"); закрепить правила дорожного движения.

На участке рекомендуется оформить уголок, посвященный правилам дорожного движения, со светофором, велосипедами, самокатами.  В летнее время на улице с детьми можно организовывать продуктивную образовательную деятельность (рисование, аппликация, оригами, макраме, составление витражей и т. д.). Для этого на участке должны быть созданы соответствующие условия (устойчивые столы, стулья, выносные мольберты). 

Можно практиковать выполнение коллективных работ с использованием различных техник рисования, а также проведение конкурсов рисунка на асфальте, детского дизайна, поделок из бросового материала. Тематика продуктивной деятельности  может быть разнообразной, например: 

аппликации на темы "Во поле береза стояла", "Дары леса", "Жуки и бабочки";

рисование на темы "Лето в поле и лесу", "Мой город летом", "Транспорт";

лепка на тему "Ягодное царство";

изготовление знаков "Береги природу".

Знакомство с окружающей действительностью, наблюдения за природой летом, организация совместной деятельности взрослых и детей создают  благоприятные условия для развития  коммуникативных качеств у воспитанников. Воспитателям следует включать в работу с детьми ситуативные разговоры, беседы; повторение песенок, потешек,  скороговорок, организовывать литературный досуг, викторины, показы кукольного театра. Особое внимание должно  быть уделено чтению художественной литературы, рассказыванию сказок, организации игр-драматизаций. 

Нельзя забывать и о трудовой деятельности: закреплении навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста, организации трудовых поручений, дежурств. Старших детей можно привлекать к уборке групповой комнаты, участка, труду на цветнике и огороде, помощи младшим воспитанникам, хозяйственно-бытовому труду, организации развлечения "День добрых дел". В ходе данной работы с детьми закрепляются знания о профессиях, разучиваются пословицы и поговорки о труде.  Особое внимание в летний период должно быть уделено познавательно-исследовательской деятельности: наблюдениям на прогулке за явлениями живой и неживой природы (состоянием почвы, температурой воздуха, осадками), построению взаимосвязи, взаимозависимости предметов и явлений природы, экспериментированию (с водой и песком), коллекционированию, моделированию, решению проблемных ситуаций. Можно организовать и провести развлечения "Прекрасное и удивительное вокруг нас", "Праздник воды и песка". 

Благоприятное воздействие на эмоциональное состояние детей оказывают музыкально-дидактические игры, организация слушания, пения, создание условий для детской творческой импровизации. Итоги летней оздоровительной работы подводятся на педагогическом совете. К нему можно подготовить выставки поделок, выполненные детьми с  воспитателями и родителями из природного материала. На заседании рекомендуется представить презентации интересных праздников, досуга, игр и развлечений, проведенных с воспитанниками в летний период, обсудить проблемы и перспективы дальнейшей организации летней оздоровительной работы. 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_raboty_v_letniy_period.odt32.53 КБ

Предварительный просмотр:

«Особенности работы в летний период»

Консультация для воспитателей

Подготовила воспитатель Шапошникова НА

Лето – это маленькая жизнь! Именно в этот период года дети получают максимум впечатлений, удовольствия и радости от общения со сверстниками и новых открытий. Чем больше времени проводят дошкольники на улице, тем больше внимания взрослые должны уделять организации деятельности детей в летний период. Грамотное решение этих вопросов позволит избежать неприятностей и обеспечить эмоционально насыщенную жизнь всем участникам образовательного процесса. 

Лето – особый период в жизни каждого ребенка. От окружающих его взрослых зависит то, как он проведет это время с пользой для здоровья, развития эмоциональных и познавательных процессов. 

В летний период увеличивается продолжительность прогулок. Для достижения оздоровительного эффекта распорядком дня предусматривается максимально возможное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующая возрасту продолжительность сна и других видов отдыха. 

В  планах воспитателей в течение дня должны быть предусмотрены все виды детской деятельности: двигательная, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, чтение художественной литературы, игровая.

 С целью соблюдения безопасной жизнедеятельности воспитанников с воспитателями проводится инструктаж по охране жизни и здоровья детей. Так, перед тем как вывести детей на прогулку, они обязаны тщательно осмотреть участок. Участок должен быть хорошо просматриваем, достаточно затенен, безопасен, оснащен малыми игровыми формами, песочницей (с увлажненным и взрыхленным песком, набором лопаток, формочек на каждого ребенка), емкостью для воды, тентом от солнца и дождя. Воспитателю необходимо следить за соблюдением питьевого режима, одеждой детей в соответствии с погодой. 

Летом воспитанники максимальное время проводят на территории учреждения.

На спортивных и игровых площадках осуществляется закрепление и совершенствование различных видов движений у детей (ходьбы, бега, прыжков, лазания, бросания, ловли и метания); развитие физических качеств (ловкости, быстроты, выносливости); воспитание положительных нравственно-волевых черт личности (активности, самостоятельности).

В качестве основных средств воспитания и развития движений у воспитанников летом используются: подвижная игра, игровые упражнения, игры-забавы, физкультурные упражнения, спортивные игры, "школа мяча", "школа скакалки", игры-эстафеты, спортивные праздники и развлечения. Физкультурный досуг рекомендуется организовывать еженедельно ("Если хочешь быть здоров – закаляйся", "Наши спортивные успехи" и т.д.). 

Лето – благоприятный период для реализации программных задач по основам безопасности жизнедеятельности и формированию у воспитанников культурно-гигиенических навыков. Так, для работы с детьми младшего дошкольного возраста можно использовать дидактические игры, песенки, потешки, стихотворения, рассказы, сказки, картинки соответствующего содержания.

В группе необходимо иметь игровые гигиенические наборы (расческу, полотенце, мыло, салфетку, зубную щетку, пасту, носовой платок, стаканчик). 

Детей старшего дошкольного возраста эффективно побуждать использовать разнообразную информацию о личной гигиене, способах оказания первой помощи при чрезвычайных  обстоятельствах: 

"Как беречь здоровье летом?";

"Как предупредить простуду?";

"Как оказать первую помощь себе и детям (при ушибе, ссадине, укусах осы, пчелы, кровотечении из носа)?";

"Зачем надо каждый день много гулять и заниматься физкультурой?";

"Как надо вести себя у воды, в лесу?"

Можно провести беседы с рассматриванием картинок "В мире опасных предметов и проборов", "Служба 101"; прочитать книжки по данной тематике (С. Я. Маршак "Кошкин дом", "Рассказ о неизвестном герое", Г. М. Цыферов "Жил на свете слоненок"); закрепить правила дорожного движения.

На участке рекомендуется оформить уголок, посвященный правилам дорожного движения, со светофором, велосипедами, самокатами.  В летнее время на улице с детьми можно организовывать продуктивную образовательную деятельность (рисование, аппликация, оригами, макраме, составление витражей и т. д.). Для этого на участке должны быть созданы соответствующие условия (устойчивые столы, стулья, выносные мольберты). 

Можно практиковать выполнение коллективных работ с использованием различных техник рисования, а также проведение конкурсов рисунка на асфальте, детского дизайна, поделок из бросового материала. Тематика продуктивной деятельности  может быть разнообразной, например: 

аппликации на темы "Во поле береза стояла", "Дары леса", "Жуки и бабочки";

рисование на темы "Лето в поле и лесу", "Мой город летом", "Транспорт";

лепка на тему "Ягодное царство";

изготовление знаков "Береги природу".

Знакомство с окружающей действительностью, наблюдения за природой летом, организация совместной деятельности взрослых и детей создают  благоприятные условия для развития  коммуникативных качеств у воспитанников. Воспитателям следует включать в работу с детьми ситуативные разговоры, беседы; повторение песенок, потешек,  скороговорок, организовывать литературный досуг, викторины, показы кукольного театра. Особое внимание должно  быть уделено чтению художественной литературы, рассказыванию сказок, организации игр-драматизаций. 

Нельзя забывать и о трудовой деятельности: закреплении навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста, организации трудовых поручений, дежурств. Старших детей можно привлекать к уборке групповой комнаты, участка, труду на цветнике и огороде, помощи младшим воспитанникам, хозяйственно-бытовому труду, организации развлечения "День добрых дел". В ходе данной работы с детьми закрепляются знания о профессиях, разучиваются пословицы и поговорки о труде.  Особое внимание в летний период должно быть уделено познавательно-исследовательской деятельности: наблюдениям на прогулке за явлениями живой и неживой природы (состоянием почвы, температурой воздуха, осадками), построению взаимосвязи, взаимозависимости предметов и явлений природы, экспериментированию (с водой и песком), коллекционированию, моделированию, решению проблемных ситуаций. Можно организовать и провести развлечения "Прекрасное и удивительное вокруг нас", "Праздник воды и песка". 

Благоприятное воздействие на эмоциональное состояние детей оказывают музыкально-дидактические игры, организация слушания, пения, создание условий для детской творческой импровизации. Итоги летней оздоровительной работы подводятся на педагогическом совете. К нему можно подготовить выставки поделок, выполненные детьми с  воспитателями и родителями из природного материала. На заседании рекомендуется представить презентации интересных праздников, досуга, игр и развлечений, проведенных с воспитанниками в летний период, обсудить проблемы и перспективы дальнейшей организации летней оздоровительной работы. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План летней оздоровительной работы на летний период 2012 г.

В плане расписаны тематические недели, мероприятия для каждой недели, рекомендации по организации целевых прогулок....

План летней оздоровительной работы в летний период во 2-й младшей группе

Муниципальное автономное Дошкольное Образовательное Учреждение« Детский сад №1»   ПланЛетней – оздоровительной работыво 2-й младшей группе № 15 « Ягодка»  Воспитатель: Т...

Консультация для педагогов «Особенности организации физкультурно-оздоровительной работы в летний период»

Пребывание дошкольников на свежем воздухе в летний период укрепляет и закаливает детский организм, оказывает положительное влияние на их всестороннее развитие. Основная задача взрослых при этом как мо...

Особенности воспитательно- оздоровительной работы в летний период

в работе содержится перечень рекомендуемых  мероприятий , проводимых с детьми в летний оздоровительный период...

Консультация для воспитателей "Особенности планирования воспитательно-образовательной работы в летний период в соответствии с ФГОС ДО"

Консультация для воспитателей "Особенности планирования воспитательно-образовательной работы в летний период в соответствии с ФГОС ДО"...

Тема: «Особенности работы в летний период»

Лето – это маленькая жизнь! Именно в этот период года дети получают максимум впечатлений, удовольствия и радости от общения со сверстниками и новых открытий. Чем больше времени проводят дошкольн...