Картотека игр по формированию ЗОЖ
картотека

Закрепить знания и умения у детей о здоровом образе жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_po_zozh.docx196.87 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр                                             по формированию ЗОЖC:\Users\Максим\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\DKN1VLBM\%D0%91%D0%B0%D1%80%D0%B1%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D1%8B[1].png

                                          «Умею - не умею». 

Цели: акцентировать внимание детей на своих умениях и физических  возможностях своего организма; воспитывать чувство собственного достоинства. 

Оборудование: мяч. 

Ведущий бросает мяч и произносит: «Я умею» или «Я не умею». Ребёнок, поймав мяч, продолжает фразу, объяснив, почему он умеет или не умеет. Например: «Я умею бегать, так, как у меня есть ноги. Я не умею летать, потому что у меня нет  крыльев». 

« Угадай, кто позвал?» 

Цели: тренировать органы слуха и активизировать внимание и слуховую память детей. 

Ведущий, стоя  спиной к детям, должен определить по голосу, кто его позвал. В случае правильного ответа место ведущего занимает ребёнок, чей голос был определен.  

«Правила гигиены». 

 

          С помощью считалки выбирается водящий, он выходит из группы. Воспитатель с детьми договаривается, кто и что будет изображать. Затем водящего приглашают, дети по очереди показывают навыки гигиены при помощи жестов и мимики. Ведущий должен отгадать, что показывают дети: умывание, чистку зубов, обтирание, причёсывание, купание. 

«Этикет – школа изящных манер». 

Цели: научит ребёнка правилам поведения за столом; рассказывать, какие блюда и продукты едят при помощи столовых приборов; учить обращаться со столовыми приборами.  

Оборудование: предметные картинки. 

       Умение вести себя за столом, правильно обращаться со столовыми приборами характеризует уровень воспитанности и культуры поведения человека. Вот правила, которые нужно запомнить. 

        Ложкой едят все супы и бульоны, каши, а так же десерты (варенье, мороженное, торт, компоты). Вилку используют, когда едят салаты, овощные гарниры, яичницу, макароны, пельмени, изделия из мяса. Вилка и нож нужны, когда вы едите продукты и блюда, которые трудно отделить при помощи вилки: сложные бутерброды, сыры, колбасы, блины, блюда из рыбы и мяса. Руками  можно брать маленькие бутерброды, пирожки, булочки, виноград, вишню, печенье, конфеты. 

 

« Отгадай загадку по картинке». 

Целипомочь детям запомнить основную группу опасных предметов, развивать внимание. 

Оборудование: картинки с изображением опасных предметов. 

       Взрослый загадывает загадку, а дети отгадывают и находят соответствующую картинку. Взрослый просит подумать и сказать, чем опасны эти предметы? Дети рассказывают, какую опасность таит каждый предмет. 

Найди опасные предметы. 

Цели: помочь детям запомнить предметы, опасные для жизни и здоровья; помочь самостоятельно сделать  выводы о последствиях не острожного обращения с ними. 

Оборудование: нож, ножницы, иголка, утюг. 

        В квартире остаются Андрюша и Наташа. Их родители ушли на работу. Давайте расскажем малышам, какими предметами нельзя им пользоваться, чтобы не случилось беды. Дети повторяют правила безопасности: 

  •  Все острые, колющие, режущие предметы обязательно надо класть на место; 
  • Нельзя включать электроприборы, они могут ударить током или стать причиной пожара; 
  • Ни в коем случае нельзя пробовать лекарства – это яд; 
  • Нельзя пробовать стиральные порошки, средства для мытья посуды, соду, хлорку; 
  • Опасно одному выходить на балкон. 

 «Мой день». 

Цели: рассказать о режиме дня; учить объяснять и доказывать свою точку зрения; учит находить нарушения закономерностей в последовательном ряду.  

Оборудование: 3-4 комплекта карточек с изображениями разных режимных моментов. 

      Располагать карточки надо последовательно, в соответствии с режимом  (от утреннего подъёма до укладывания спать вечером), объяснить детям, почему так, а не иначе следует выкладывать карточки. 

Вариант 1. Соревнование «Кто быстрее выложит ряд?». 

Вариант 2. «Продолжи ряд». Воспитатель начинает выкладывать последовательность, а ребёнок продолжает. 

Вариант 3. «Исправь ошибку». Воспитатель выкладывает всю последовательность карточек, нарушив её в одном или нескольких местах, дети находят и исправляют ошибки.  

Опасно – не опасно. 

Цели: учить  детей  отличать опасные жизненные ситуации от  не опасных, уметь предвидеть результат возможного развития ситуации; закреплять знание правил безопасного поведения; воспитывать чувство взаимопомощи. 

Оборудование: набор дидактических картинок с изображением опасных и не опасных для жизни  и здоровья ситуации; карточки разных цветов (красного, зеленого и жёлтого) в зависимости от вариантов игры. Содержание картинок: ребёнок ползает по лестнице, читает книгу, прыгает с высоты, одет не по погоде, кашляет на других и т.д. 

        Детей просят определить степень угрозы предлагаемой (наглядной или словесной) ситуации для жизни и здоровья, поднять определённую карточку, в зависимости  от опасности, правильно разложить дидактические картинки. 

       Внимательно прослушав рассказ воспитателя, дети поднимают красную карточку, если есть опасность, жёлтую – если опасность может возникнуть при определённом поведении, и белую – если опасности нет. 

       Дети не должны мешать друг другу, при необходимости дополнять ответы товарищей, не подсказывать и не пользоваться подсказками. 

 Если сделаю так. 

Цели: обратить внимание детей на то, что в каждой ситуации  может быть два выхода: один – опасный для здоровья, другой – ничем не угрожающий; воспитывать бережное отношение к себе и другим людям, защищать окружающих, не причинять боли; развивать мышление, сообразительность. 

Оборудование: набор поощрительных предметов: фишек, звёздочек. 

Детям дают задание найти два выхода из предложенной ситуации (угрожающий и не угрожающий жизни и здоровью) предложить два варианта развития данной ситуации. Выслушав рассказ воспитателя, дети продолжают его после слов: «Опасность возникает, если я сделаю…», или «Опасности не будет, если я сделаю…» дети поднимают красную карточку, если есть опасностсть, жёлтую – если опасность может возникнуть при определённом поведении, зеленую, если опасности нет. Дети должны выслушать ответы товарища, не перебивать друг друга, желание ответить выражать поднятием руки. Полные ответы и существенные дополнения поощряют фишкой, звездочкой. 

 Скорая помощь. 

 

Цельзакрепить у детей знания и практические умения по оказанию первой помощи. 

Оборудование: картинки с изображением медицинских принадлежностей (термометр, бинт, зеленка).  

       Воспитатель обыгрывает с детьми ситуацию, когда человек порезал руку, ногу, разбил колено, локоть, затемпературил, когда заболело горло, попала соринка в глаз, пошла носом кровь. По каждой ситуации отрабатывать последовательность действии. 

                        Наши помощники – растения. 

 

Цель: закрепить представления о том, как помочь себе и другим оставаться всегда здоровыми. 

Оборудование: предметные картинки с изображением лекарственных растений.   

        Игра проводится по принципу лото, у детей карты с изображением лекарственных растений. Воспитатель показывает картинки  аналогичными рисунками. Ребёнок, у которого есть это растение, рассказывает о его использовании для лечения. Если правильно, получает картинку. Выигрывает тот, кто первым закроет свою карту. 

К нам пришел Незнайка. 

Цели: научить детей следить за чистотой своего тела, опрятностью одежды; учить видеть неправдоподобность предложенной ситуации, ее абсурдность. 

Оборудование: кукла Незнайка, фишки, портфель с поощрительными  призами. 

       Дети внимательно слушают рассказ Незнайки, по ходу рассказа замечают небылицы и отмечают их фишками. По окончании рассказа воспитатель просит детей сосчитать, сколько небылиц заметил каждый из них, затем дети объясняют ошибки, замеченные ими в рассказе Незнайки. Дети должны работать самостоятельно, не мешать товарищам, невыдержанность ребенка наказывается штрафным очком. Ребенок, заметивший все небылицы, активный в игре и не получивший ни одного штрафного очка, награждается поощрительным призом.  

Полезная и вредная еда. 

Цель: закрепить представление детей о том, какая еда полезна, какая вредна для организма. 

Оборудование: Карточки зелёного и красного цвета; предметные картинки с изображением продуктов питания (торт, лимонад, копчёная колбаса, пирожные, конфеты, чёрный хлеб, каша, молоко, варенье, сок, овощи, фрукты); поощрительные значки (вырезанные из цветного картона яблоко, морковка, груша).  

       Детям раздают картинки с изображением различных продуктов питания. Под зелёную картинку положить картинки с полезной едой, а под красную – с вредной, дети должны быть внимательны, в случае ошибки исправления не допускаются. Верное решение игровой задачи поощряется значком.   

Путешествие хлебного комочка. 

 

Цели: рассказать о пути, который проходит пища в организме человека, объяснить необходимость тщательного пережевывания. 

Оборудование: таблица со схематическим изображением пищеварительной системы человека, хлебный шарик. 

       Дети прокатывают шарик по таблице и повторяют за воспитателем название органов пищеварительной системы. 

Что такое хорошо, что такое плохо. 

Цели: учить детей составлять фразы по иллюстрациям, оценивать поступки человека, воспитывать бережное отношение к окружающему (своему дому, двору, детскому саду) и своему здоровью. 

       Пособие изготавливается постепенно, дети совместно с воспитателем отыскивают иллюстрации, называют вред и пользу изображенного  на них: полезно – оформляют в рамку зеленую, вредно – в рамку красную, листы собирают в папку. Дети в свободное время рассматривают их, дорисовывают изображения, играют с ними. 

« Сложи картинку» 

Цель: Учить детей из частей составлять целое. Развивать воображение. 

       Ребятам предлагают сложить картинку из частей. На каждой картинке изображены предметы, способствующие здоровому образу жизни. Например: кроссовки, мяч, гантели; полотенце, зубная щетка и паста. 

« Как вырасти здоровым» 

Цель игры: Упражнять в правильном использовании обобщающих слов; Воспитывать сообразительность, быстроты реакции. 

       Играют четверо детей. У каждого набор из 7 картинок, на которых  изображены дети, выполняющие различные действия, направленные на укрепление и поддержание здоровья: 

 а) уход за своим телом, 

б) выполнение физических упражнений, 

 в) приём здоровой пищи,  

г) игры на улице,   

д) сон,  

е) игры дома, в том числе и совместные со взрослыми,  

ж) помощь взрослым (уборка в квартире, сбор урожая, труд в природе). 

         Ведущий показывает картинку, ребята должны отобрать из имеющихся у каждого из них набора картинок те, на которых изображены дети, выполняющие аналогичные действия. Например: мальчик причесывается, девочка моет руки, мальчик чистит зубы, девочка принимает ванну. 

«Магазин полезных продуктов» 

Цели. Развивать навыки здорового питания. Воспитывать умение правильно выбирать продукты для здорового питания. Расширять словарный запас за счет употребления обобщающих слов, развивать внимание и память, умение соотносить видовые понятия. 

        В комплект игры входят: вывеска «Магазин полезных продуктов» и набор карточек с изображениями продуктов питания (по выбору педагога) . 

Описание игры: Игре предшествует беседа о правильном питании. 

 

 Игровое задание «Полезные и вредные продукты». 

      Детям демонстрируется большая картинка с изображением вывески «Магазина полезных продуктов». Педагог заранее в произвольном порядке расставляет на трех полках магазина (в качестве полок магазина используется наборное полотно) по пять перевернутых карточек с изображениями продуктов питания из трех групп: «крупы», «овощи», «молочные продукты», а также добавляет пять карточек с изображениями вредных продуктов. Далее педагог объясняет детям, что в этом магазине должны продаваться только полезные для организма человека продукты питания, но поставщики магазина не всегда соблюдают это правило. Он предлагает убрать с полок магазина вредные для организма человека продукты и объяснить свой выбор. Дети по очереди переворачивают карточки, рассматривают их, называют продукт и делают выбор, комментируя свои действия: «Это — морковь. Морковь — овощ, в ней много витаминов. Морковь — полезный продукт и может продаваться в этом магазине», «Это — чипсы, они очень вредные для организма человека. Я убираю их с полки». 

       Когда все карточки будут перевернуты, и на полках останутся только полезные продукты, игра заканчивается, педагог благодарит детей за помощь магазину. В дальнейшем педагог может использовать для игры другие группы продуктов питания.  

«Разложи картинки по порядку» 

Цель:  систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память. 

Материал:  картинки с изображением моментов распорядка дня 

Ход игры:  воспитатель говорит о том, что волшебник Путаница перепутал картинки распорядка дня, и предлагает разложить картинки  по порядку. 

Воспитатель подводит итог высказываниям детей. 

Каждое утром, чтобы быть здоровым, мы начинаем с зарядки. 

Чтобы расти нам сильными, ловкими и смелыми, ежедневно поутру мы зарядку делаем. 

       Воспитатель предлагает каждому вспомнить своё любимое упражнение, показать и всем вместе выполнить его. 

Оденем куклу на прогулку 

Цель: закреплять знания детей об одежде, формировать умение детей одевать куклу соответственно сезону года, погоде, систематизировать представления детей о здоровье, развивать у детей внимание, память, логическое мышление. 

Материал: бумажная кукла с различной одеждой 

Ход игры:   воспитатель говорит, что кукла собирается на прогулку, но не знает, что ей одеть, сейчас зима и на улице очень холодно (различные ситуации). 

Дети «одевают» куклу и объясняют свой выбор. 

Что такое хорошо, что такое плохо 

Цель:  познакомить детей с правилами личной гигиены и правильным, бережным отношением к своему здоровью; развивать у детей речь, внимание, память. 

Материал: поля, разделённые на квадраты, в центре поля негативная и позитивная картинка, картинки с различными ситуациями. 

Ход игры: 

1-ый вариант детям раздаются поля, в центре поля изображена негативная или позитивная картинка. Детям  предлагается поиграть в лото, показывая и сопровождая свои действия объяснениями – «что такое хорошо и что такое плохо» 

2-ой вариант.  Показ картинок можно сопровождать двигательной активностью детей. Например, на позитивные картинке дети реагируют прыжками, а при показе негативной картинке садятся на пол. 

Полезные и вредные продукты 

Цель:  систематизировать представления детей о вредных и полезных продуктах, упражнять в умении их дифференцировать, формировать потребность заботиться о своём здоровье 

Материал:  картинкис изображением различных продуктов, два обруча 

Ход игры: для того чтобы быть здоровым, нужно правильно питаться. Сейчас мы узнаем, известно ли вам, какие продукты полезны. 

Воспитатель предлагает детям картинки по двум обручам. В один обруч дети отбирают полезные продукты и объясняют свой выбор, во второй – продукты, которые вредны для здоровья. 

Вымоем куклу «Личная гигиена» 

Цель: закреплять знания о предметах личной гигиеныдля мытья и умывания, последовательность действий, способствовать формированию привычки к опрятности. 

Материал:  различные предметы и предметы личной гигиеныдля мытья и умывания, куклы. 

Ход игры: играют 2 человека.  Сначала им предлагается из множества предметов выбрать те, которые  «помогают»  вымыть (умыть) куклу. А затем моют её. Выигрывает тот, кто правильно отберёт предметы личной гигиены и правильно последовательно вымоет (умоет) куклу.  

Правила гигиены 

Цель: закреплять культурно-гигиенические навыки (умывание, одевание, чистка зубов, причёсывание, купание), формировать умения показывать эти движения при помощи мимики и жеста и отгадывать по показу. 

Ход игры: Воспитатель просит  детей при помощи мимики и жестов показать, как они умываются (одеваются, чистят зубы и т.д.), соблюдая последовательность выполнения данных навыков. Или воспитатель показывает при помощи мимики и жестов, что он делает, а дети отгадывают. 

Очем говорит светофор  «Ребенок на улицах города» 

 

Цель:  закреплять знания о значении цветов светофора и правила поведения на улице. 

Материал: цветные картонные кружки (красные, жёлтые и зелёные), макет светофора. 

Ход игры: воспитатель раздаёт детям кружки красного, жёлтого и зелёного цвета. Последовательно «переключают» светофор, а дети показывают соответствующие кружки и объясняют, что означает каждый сигнал. Выигрывает тот, кто правильно покажет все кружки и расскажет о назначении цветов. 

 

Источники опасности «Опасные предметы» 

Цель: закрепить знания о предметах, которые могут быть объектами возникновения опасности, формировать умения выбирать картинки предметов по описанной ситуации, воспитывать чувство товарищества 

Правило: не толкаться, не отбирать предметы друг у друга. 

Материал: макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, призы (фишки или картинки) 

Ход игры: воспитатель отворачивается, а дети за это время должны взять на макете или в игровом уголке те предметы, которые, по их мнению, могут быть опасны. Затем каждый объясняет свой выбор. Ответы поощряются призами. 

 

Мы – спасатели «Опасные предметы» 

Цель: закрепить представления об опасных ситуациях в быту, о правильных действиях в конкретных ситуациях; развивать внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему. 

Материал:  картинки, на которых  изображены дети в конкретных опасных ситуациях, набор карточек с изображением тех действий, которые необходимо выполнить в той или иной ситуации. 

Ход игры: воспитатель на стол кладёт картинку с изображениемопасной ситуации, ребёнок рассматривает её и из всех карточек с изображением действий выбирает две правильные, последовательно раскладывает их. 

 

Сто бед «Опасные предметы» 

Цель: закрепить представления об опасныхситуациях в быту, о правильных действиях в конкретных ситуациях; развивать внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему 

Материал: картинки с изображениемдетей в опасной ситуации 

Ход игры: несколько картинок лежат на столе изображением вниз. Ребёнок выбирает любую, рассматривает и рассказывает: что на ней  изображено, почему такое случилось с ребенком, что он сделал неправильно, что теперь делать ребёнку.  

На прогулке 

Цель: закреплять знания о правильном поведении и общении с животными, соотносить изображенное на картинках с правильными и неправильными 

действиями при встрече с животными. 

Материал: иллюстрации, 2 обруча 

Ход игры:   несколько картинок лежат на столе изображением вниз. Ребёнок выбирает любую, рассматривает и рассказывает: что на ней  изображено, правильно или неправильно здесь поступает ребёнок. 

Или  в один обруч положить картинки сизображениемправильных действий при встрече с животными, а в другой – неправильными действиями. 

C:\Users\Максим\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\EN2HCG49\Detsad[1].gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

Цель: развитие чувства ритма, соотнесение движения, руками, ногами, туловищем с ритмом речи....

Картотека игр, способствующих формированию навыков социального поведения у детей дошкольного возраста

Игра – упражнение «Ласковый мелок» Педагог. Рисунок наш будет необычным: рисовать будем волшебным невидимым  мелом друг другу на спине. Посмотрите, как нужно рисовать этим мелком.Педаг...

Картотека упражнений по формированию лексико-грамматических категорий для детей 6-7 лет с ОНР

Картотека упражнений по формированию лексико-грамматических категорий для детей 6-7 лет с ОНР...

КАРТОТЕКА картотека игр на формирование умения выделять функции объекта

картотека игр на формирование умения выделять функции объекта,  на определение линии развития объекта, на выявление подсистемных связей, на объединение надсистемы и подсистемы объекта, на ср...

Картотека игр по формированию по формированию связной речи.

Дидактические игры способствуют:- развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явл...