Опыт работы по формированию у дошкольников представлений об основах здорового образа жизни
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Осипова Татьяна Викторовна

Для формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни необходима целенаправленная работа педагогов с детьми (система физического воспитания) и родителями (беседы, консультации, совместные мероприятия и другие эффективные формы взаимодействия).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osipova_zozh2.docx19.7 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы по формированию у дошкольников представлений об основах здорового образа жизни

Подготовила: Осипова Татьяна Викторовна, воспитатель ГБОУ «Школа № 718»

        Для формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни необходима целенаправленная работа педагогов с детьми (система физического воспитания) и родителями (беседы, консультации, совместные мероприятия и другие эффективные формы взаимодействия).

        Для формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни ежедневно в группах детского сада проводится утренняя гимнастика, цель которой – создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укрепить здоровье, развить сноровку, физическую силу. Утренняя гимнастика и специальные занятия физкультурой в спортивном зале сопровождаются музыкой, что благоприятно влияет на эмоциональную сферу детей, способствует хорошему, развивает привычку к физической активности.

        Большое значение в работе с детьми по данному направлению имеют подвижные игры. Проводятся они в группах, на физкультурных занятиях, во время прогулок и в самостоятельной детской деятельности. Подвижные игры обязательно включаются и в музыкальные занятия. Игры младших дошкольников организует воспитатель, в старшем возрасте такие игры чаще всего организуют сами дети.

        Помимо ежедневной утренней зарядки с детьми проводятся специальные физкультурные занятия. Их цель – обучать детей правильному выполнению движений, различным упражнениям, направленным на развитие координации тела и повышение самостоятельной двигательной активности. Занятия проводятся в спортивном зале, проводятся по специальным методикам.

        Развитие движений, двигательной активности дошкольников осуществляется во время прогулок: подвижные игры – это обязательная часть прогулки. Воспитатель проводит на прогулке подвижные игры, эстафеты, соревнования и т.д.

        В формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни

Используются следующие методические приемы: рассказы и беседы воспитателя; заучивание стихотворений; драматизация и театрализованная деятельность; моделирование различных ситуаций; рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов; сюжетно-ролевые игры; дидактические игры; игры-тренинги; игры-забавы; подвижные игры; пальчиковая  и дыхательная гимнастика; самомассаж; физкультминутки.

        Художественное слово, детская книга - важное средство воздействия на детей. Беседа после прочитанной книги углубляет ее воспитательное воздействие.

        При проведении работы с детьми используют методы стимулирования: создания каждому ребёнку ситуации успешности, похвала, поощрение.

        Особое место уделяется работе с родителями - семья играет важную роль, она совместно с детским садом является основной социальной структурой, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья детей, приобщение их к ценностям ЗОЖ.

        Известно, что ни одна самая лучшая программа и методика не могут гарантировать полноценного результата, если ее задачи не решаются совместно с семьей, если не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители - педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.

        Практика показывает, что мероприятия по формированию основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста в течение дня, правильно составленный режим дают свои результаты: дети спокойны, активны, отсутствует плач, возбуждение, снижаются конфликты, дети не отказываются от еды, они спокойно и быстро засыпают, крепко спят и просыпаются бодрыми.

        Процесс формирования представлений о здоровом образе жизни дошкольников связан с формированием привычки к чистоте, соблюдению гигиенических требований, с подвижным образом жизни, представлениями об окружающей среде и ее воздействии на здоровье человека. Формирование здорового образа жизни осуществляется в процессе занятий, режимных моментов, прогулки, в игре, в трудовой деятельности.

        Формирование представлений основ здорового образа жизни у дошкольников должно проводится постоянно без выходных и праздничных дней. Ребенок с раннего детства должен усвоить, что здоровым быть хорошо, а болеть плохо. Для сохранения здоровья ребёнок должен соблюдать определенные правила и не делать того, что может привести к болезни или травмам.

        Таким образом, комплексный подход в формированию представлений о здоровом образе жизни у дошкольников позволит привить им необходимые привычки и навыки, которые будут основой для дальнейшей их жизни.

Список литературы

1. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.Р.Болотина, С.П.Баранов, Т.С.Комарова. – М. : Академический Проект, 2015.

2. Венгер, Л.А. Психология: учебник для вузов / Л.А.Венгер, В.С.Мухина. – М. : Академия, 2007.

3. Воробьева, М. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников / М.Воробьева // Дошкольное воспитание. – 2008.

9. Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология XXI века / сост. Ю.Е.Антонов, М.Н.Кузнецова и др. – М. : Гардарики, 2008.

10. Змановский, Ю.Ф. Воспитание здорового ребенка: физиологический аспект / Ю.Ф.Змановский // Дошкольное воспитание. – 2003

12. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике / Г.А.Коджаспирова, А.Ю.Коджаспиров. – М. : МарТ, 2005.

15. Мартыненко, А.В. Формирование здорового образа жизни молодежи / А.В. Мартыненко. – М. : Медицина, 2008

17. Нежина, Н.В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста / Н.В.Нежина // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 4. – С. 14-17.

18. Пичугина, Н.О. Дошкольная педагогика: конспект лекций / Н.О.Пичугина. – Ростов н/Д : Феникс, 2004. – 384 с.

22. Стожарова, М.Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников / М.Ю. Стожарова. – Ростов н/Д : Феникс, 2007. – 208 с.

23. Фомина, А.И. Физкультурные занятия, игры и упражнения в детском саду / А.И.Фомина. – М. : Гардарики, 2007. – 183 с.

25. Юрко, Г.П. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста / Г.П.Юрко. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 98 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни.

Интерес к здоровью детей обусловлен все возрастающей тенденцией к росту заболеваемости, снижением функциональных способностей детей и темпов их физического и умственного развития (В.Кучма, А.Баранов, ...

Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни.

Формирование у детей ответственности за индивидуальное здоровье – это педагогическая проблема, и только медицинскими средствами ее не решить....

"Формирование гигиенических представлений дошкольников в семье - основа здорового образа жизни".

Данная работа ,акцентирует внимание общественности на проблему формирования у ребенка дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни....

Доклад по здоровью. « Средства и методы формирования у дошкольников навыков безопасного и здорового образа жизни».

laquo; Средства и методы формирования у дошкольников навыков безопасного и здорового образа жизни»....

Круглый стол:"Формирование гигиенических представлений дошкольников в семье - основа здорового образа жизни"

В данном материале представлена организованная деятельность с родителями по формированию гигиенических представлений у детей дошкольного возраста....

«Аспекты формирования представлений об основах здорового образа жизни у детей старшей группы ДОУ»

Бесспорно, вопрос сохранения, укрепления  здоровья подрастающего поколения  являлся  актуальным и  первостепенным во все времена. Именно поэтому вопросы  формирования основ, п...