Первые шаги к здоровью
проект (младшая группа)

Андронникова Анжела Геннадьевна

 

Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Радуга»

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«ПЕРВЫЕ ШАГИ К ЗДОРОВЬЮ»

 

Авторы:

Воспитатели:

 Андронникова Анжела Геннадьевна

Матвеева Марина Анатольевна

Руководитель:

Старший воспитатель:

Чуркина Наталья Васильевна

 

 

 

 

 

 

г. Югорск 2019 год

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

1

Название проекта

«Первые шаги к здоровью»

2

Специализация проекта

Формирование представления о здоровом образе жизни воспитанников ДОУ, приобщение к рациональной двигательной активности детей и их родителей, созданию условий для реализации оздоровительных мероприятий в ходе режимных моментов.

3

Цель проекта

Сохранение и укрепление здоровья детей раннего возраста как основа личностного, эмоционального и физического и психологического здоровья, повышение валеологической культуры родителей и детей.

4

Авторы проекта

Воспитатели: Андронникова Анжела Геннадьевна,

Матвеева Марина Анатольевна,

5

Руководитель проекта

Старший воспитатель: Чуркина Наталья Васильевна

6

Сроки реализации проекта

Декабрь2018г. – апрель 2019 г.

7

География проекта

628260, Тюменская область,

Ханты Мансийский автономный округ – Югра,

город Югорск, улица Валентины Лопатиной, дом 4,

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждения «Детский сад комбинированного вида «Радуга»,

Первая младшая группа № 3 «Солнышко», №2 «Веснушки»

8

Поддерживающие организации или физические лица (при наличии)

9

Особая информация и примечания

Тип проекта: познавательно-игровой.

10

Участники проекта

Воспитатели, воспитанники первых младших групп, родители.

Возраст детей: 2-3 года (первая младшая группа), Инструктор по ФИЗО: Познанская Оксана Олеговна, Педагог-психолог: Лучникова Виктория Евгеньевна, Музыкальный руководитель: Евсюкова Виктория Валерьевна.

 

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ

Здоровье – это главный дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной, долгой. Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать. У него быстрее формируются необходимые умения и навыки. Ребенок лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает все предъявленные к нему требования. Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования детского характера, развития воли, природных способностей.

Задача педагогов, прежде всего, в том, чтобы научить ребенка с раннего детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является физическое развитие воспитанников, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями. Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования ЗОЖ. Формировать привычку к ЗОЖ у воспитанников необходимо с раннего возраста.

Актуальность: 

В понятие «здоровый образ жизни» входит воспитание у детей основ двигательной культуры, привычки к рациональному питанию, закаливанию, соблюдению гигиенических норм, выработка потребности получения положительных эмоций. Первое представление о здоровье и здоровом образе жизни формируется у детей в раннем дошкольном возрасте. Если учесть, что это период является основополагающим в становлении личности человека, то становиться очевидной актуальность формирования у дошкольников раннего возраста, хотя бы элементарных представлений о здоровом образе жизни.

Родители же воспитанников ДОУ часто игнорируют советы воспитателей, предпочитая более легкий путь сохранения здоровья детей. Вместо всех известных способов сохранения здоровья сердобольные мамы и бабушки «кормят» малышей синтетическими лекарственными препаратами, которые согласно рекламе «помогают восстанавливать жизненные силы организма».

В настоящее время задача сохранения и укрепления здоровья детей, как физического, так и психологического, приобщения его к здоровому образу жизни и овладению современными здоровье сберегающими технологиями в детском саду и в семье является одной из значимых. В связи с этим нами был разработан проект «Первые шаги к здоровью».

Условия реализации проекта: заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность работы.

Ожидаемые результаты:  повышение уровень компетенции родителей (законных представителей) в вопросах здорового образа жизни, развития и воспитания детей дошкольного возраста в данном направлении; улучшение здоровья воспитанников; овладение основными культурно-гигиеническими навыками; самостоятельно и осознанно их реализует в своей жизнедеятельности; понимание ценности здорового образа жизни, соблюдение элементарные правила охраны своего здоровья и здоровья окружающих, имеют соответствующее возрастным возможностям представление о безопасном поведении в быту, в природе, среди незнакомых людей;

Участники проекта:

Участниками проекта являются, воспитатели и специалисты (инструктор ФИЗО, педагог – психолог, музыкальный руководитель), родители (законные представители), воспитанники первых младших групп № 2 «Веснушки» и № 3 «Солнышко» МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга».

Сроки реализации проекта: проект является среднесрочным, реализуется с декабря 2018 года по апрель 2019 года. В дальнейшем планируется продолжение работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt.docx211.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Радуга»

E:\проект физо\ФОТО ПО ПРОЕКТУ ГР2\IMG-540345cd8e856d881740b6969f8c897f-V.jpg

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«ПЕРВЫЕ ШАГИ К ЗДОРОВЬЮ»

Авторы:

Воспитатели:

 Андронникова Анжела Геннадьевна

Матвеева Марина Анатольевна

Руководитель:

Старший воспитатель:

Чуркина Наталья Васильевна

г. Югорск 2019 год

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

1

Название проекта

«Первые шаги к здоровью»

2

Специализация проекта

Формирование представления о здоровом образе жизни воспитанников ДОУ, приобщение к рациональной двигательной активности детей и их родителей, созданию условий для реализации оздоровительных мероприятий в ходе режимных моментов.

3

Цель проекта

Сохранение и укрепление здоровья детей раннего возраста как основа личностного, эмоционального и физического и психологического здоровья, повышение валеологической культуры родителей и детей.

4

Авторы проекта

Воспитатели: Андронникова Анжела Геннадьевна,

Матвеева Марина Анатольевна,

5

Руководитель проекта

Старший воспитатель: Чуркина Наталья Васильевна

6

Сроки реализации проекта

Декабрь2018г. – апрель 2019 г.

7

География проекта

628260, Тюменская область,

Ханты Мансийский автономный округ – Югра,

город Югорск, улица Валентины Лопатиной, дом 4,

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждения «Детский сад комбинированного вида «Радуга»,

Первая младшая группа № 3 «Солнышко», №2 «Веснушки»

8

Поддерживающие организации или физические лица (при наличии)

9

Особая информация и примечания

Тип проекта: познавательно-игровой.

10

Участники проекта

Воспитатели, воспитанники первых младших групп, родители.

Возраст детей: 2-3 года (первая младшая группа), Инструктор по ФИЗО: Познанская Оксана Олеговна, Педагог-психолог: Лучникова Виктория Евгеньевна, Музыкальный руководитель: Евсюкова Виктория Валерьевна.

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ

Здоровье – это главный дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной, долгой. Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать. У него быстрее формируются необходимые умения и навыки. Ребенок лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает все предъявленные к нему требования. Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования детского характера, развития воли, природных способностей.

Задача педагогов, прежде всего, в том, чтобы научить ребенка с раннего детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является физическое развитие воспитанников, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями. Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования ЗОЖ. Формировать привычку к ЗОЖ у воспитанников необходимо с раннего возраста.

Актуальность:  

В понятие «здоровый образ жизни» входит воспитание у детей основ двигательной культуры, привычки к рациональному питанию, закаливанию, соблюдению гигиенических норм, выработка потребности получения положительных эмоций. Первое представление о здоровье и здоровом образе жизни формируется у детей в раннем дошкольном возрасте. Если учесть, что это период является основополагающим в становлении личности человека, то становиться очевидной актуальность формирования у дошкольников раннего возраста, хотя бы элементарных представлений о здоровом образе жизни.

Родители же воспитанников ДОУ часто игнорируют советы воспитателей, предпочитая более легкий путь сохранения здоровья детей. Вместо всех известных способов сохранения здоровья сердобольные мамы и бабушки «кормят» малышей синтетическими лекарственными препаратами, которые согласно рекламе «помогают восстанавливать жизненные силы организма». 

В настоящее время задача сохранения и укрепления здоровья детей, как физического, так и психологического, приобщения его к здоровому образу жизни и овладению современными здоровье сберегающими технологиями в детском саду и в семье является одной из значимых. В связи с этим нами был разработан проект «Первые шаги к здоровью».

Условия реализации проекта: заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность работы.

Ожидаемые результаты:  повышение уровень компетенции родителей (законных представителей) в вопросах здорового образа жизни, развития и воспитания детей дошкольного возраста в данном направлении; улучшение здоровья воспитанников; овладение основными культурно-гигиеническими навыками; самостоятельно и осознанно их реализует в своей жизнедеятельности; понимание ценности здорового образа жизни, соблюдение элементарные правила охраны своего здоровья и здоровья окружающих, имеют соответствующее возрастным возможностям представление о безопасном поведении в быту, в природе, среди незнакомых людей;

Участники проекта: 

Участниками проекта являются, воспитатели и специалисты (инструктор ФИЗО, педагог – психолог, музыкальный руководитель), родители (законные представители), воспитанники первых младших групп № 2 «Веснушки» и № 3 «Солнышко» МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга».

Сроки реализации проекта: проект является среднесрочным, реализуется с декабря 2018 года по апрель 2019 года. В дальнейшем планируется продолжение работы.

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА И ЕГО ОБОСНОВАНИЕ

Одной из главных стратегических задач развития страны – является формирование здорового подрастающего поколения. На сегодняшний день одно из основных направлений государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»: «Реализация образовательных программ в области физической культуры и спорта направлена на физическое воспитание личности, приобретение знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта, физическое совершенствование, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, выявление и отбор наиболее одаренных детей и подростков, создание условий для прохождения спортивной подготовки, а также на подготовку кадров в области физической культуры и спорта».
  • Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»: «В организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства».
  • Указ Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в Российской Федерации»: «…считать обеспечение    здоровья     населения     приоритетным направлением формируемых ими социальных программ и проводимых мероприятий…»
  • Указ Президента России «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации».
  • Закон РФ «О физической культуре и спорте»: «физическое воспитание - процесс, направленный на воспитание личности, развитие физических возможностей человека, приобретение им умений и знаний в области физической культуры и спорта в целях формирования всесторонне развитого и физически здорового человека с высоким уровнем физической культуры».
  • «Конвенция о правах ребенка»: «…обеспечения осведомленности всех слоев общества, в частности родителей и детей, о здоровье и питании детей, преимуществах грудного кормления, гигиене, санитарии среды обитания ребенка и предупреждении несчастных случаев, а также их доступа к образованию и их поддержки в использовании таких знаний…»

Анализ проблемной ситуации.

В настоящее время проявляется проблема в негативной тенденции к ухудшению состояния здоровья всех социально – демографических групп населения России и особенно детей дошкольного возраста и поэтому каждый человек должен быть заинтересован в здоровом образе жизни. Решение этой проблемы требует внедрение мероприятий по отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.

Именно целенаправленное воздействие на воспитание здорового образа жизни в дошкольном возрасте, формирует здоровье, привычку к здоровому образу жизни, общей выносливости, работоспособности организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности.

Проведя мониторинг посещаемости детей раннего возраста во время адаптационного периода, мы пришли к выводу, что здоровье детей в данный период более ослаблено и перед нами формируется следующие цели и задачи, которые должна в последующем улучшить показатели здоровья детей и позволить им как можно скорее адаптироваться и приобрести привычку к здоровому образу жизни.

В результате анкетирования выяснилось, что большинство детей болеет не так часто, но есть и часто болеющие дети, совсем не болеющих детей не оказалось. Кроме того, родители считают, что соблюдение режима и достаточное пребывание на свежем воздухе не является шагом к психическому и физическому здоровью детей. Что касается закаливания, распространённым, среди родителей, является обливание ног теплой водой. О том, как укрепить здоровье ребенка родители владеют информацией не в полном объеме. Также не достаточное внимание уделяется занятиям спортом. Информацию о здоровом образе жизни, большинство родителей получают из средств массовой информации и частично из детского сада. На вопрос: нужна ли помощь детского сада в привитии здорового образа жизни, большинство родителей ответила – да, нужна. Отказались от помощи – 2% от общего количества опрошенных.

Проведя мониторинг посещаемости детей раннего возраста во время адаптационного периода, мы пришли к выводу, что здоровье детей в данный период более ослаблено и перед нами формируется следующие цели и задачи, которые должна в последующем улучшить показатели здоровья детей и позволить им как можно скорее адаптироваться и приобрести привычку к здоровому образу жизни. Кроме того, нами было проведено анкетирование родителей, по результатам которого мы уточняли осведомленность родителей о здоровом образе жизни и необходимость приобщения детей и родителей к процессу воспитания здорового образа жизни. В связи с этим в проекте «Первые шаги к здоровью» возникли цель и задачи.

Цель проекта: сохранение и укрепление здоровья детей раннего возраста как основа личностного, эмоционального и физического и психологического здоровья, повышение валеологической культуры родителей и детей.

Задачи проекта:

  1. Обеспечить охрану здоровья
  2. Формировать представление о том, что быть здоровым – хорошо, а болеть – плохо.
  3. Воспитывать навыки здорового поведения: любить двигаться, есть больше овощей и фруктов, мыть руки после каждого загрязнения, быть доброжелательным, больше бывать на свежем воздухе, соблюдать режим.
  4. Способствовать физическому и физиологическому развитию детей
  5. Способствовать повышению валеологической культуры родителей и детей.
  6. Обогащать знания детей о здоровом образе жизни в целом.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Деятельность участников проекта регулируется в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга», годовым планом и планом реализации проекта.

Данный проект осуществляется:

  • в совместной деятельности педагога и ребенка;
  • в совместной деятельности педагога, ребенка и семьи;
  • в самостоятельной детской деятельности;

Совершенствование материально – технической базы:

  • на участке для прогулок групп детей раннего возраста оборудована игровая площадка для занятий на воздухе, которая оснащена необходимым инвентарем и оборудованием: детским игровым комплексом для лазания, катания, бега.
  • в каждой группе имеются уголки движения (спортивные уголки), как для самостоятельных занятий, так и под наблюдением педагогов;

Работа с детьми:

  • Непосредственно-образовательная деятельность по образовательной области «Физическая культура»;
  • Беседы: «О полезных и вредных продуктах, что можно есть много, а что ограниченно», «Бережное отношении к своему здоровью», «Закаливание, для чего оно нужно», «Правила поведения во время болезни» и многие другие беседы.
  • Познавательное чтение: потешки «Теплое водою», «Водичка, водичка умой мое личико», «Лейся чиста водица», «Серый зайка умывается», «Солнце рано утречком», Барто А. «Девочка чумазая», «Зарядка», «На прогулку», Михалков С. «Прививка», «Тридцать шесть и пять», «Не спать», «Про девочку, которая плохо кушала», Чуковский К. «Мойдодыр», «Доктор Айболит», Маяковский В. «Что такое хорошо и что такое плохо?», и другие произведения.
  • Дидактические, спортивные, хороводные, сюжетно-ролевые народные игры, различные гимнастики (дыхательная, психогимнастика, пальчиковая, для глаз, артикуляционная и т.п.)

Работа с родителями:

  • Анкетирование родителей «Здоровый образ жизни»;
  • Консультации для родителей: «Пальчиковые игры для малышей», «Как уберечься от ОРЗ!», «Развитие двигательных навыков в младшем дошкольном возрасте», «Режим дня»;
  • Наглядно-информационные пособия по здоровьесбережению, папки передвижки
  • Спортивный праздник «Папа, мама, я спортивная семья» «Всемирный день здоровья», «День защитника отечества»;
  • Открытые просмотры режимных моментов: динамический час, утренняя гимнастика;

Работа с педагогами:

  •  «Здоровье сберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ»

Практическая ценность проекта:

  • Создание картотеки различных игр с учетом возрастных особенностей детей;
  • Разработка картотеки прогулок, утренней гимнастики, динамического часа с учетом возрастных особенностей детей;
  • Оформление стенда для родителей «Здоровье»;

Одной из миссий программы «Радуга» в дошкольной образовательной организации является содействие семье в сохранении и укреплении физического и психического здоровья детей. Для реализации данной мисси применяются здоровьесберегающие технологии.

Здоровье сберегающие технологии – это технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья и активного формирование здорового образа жизни воспитанников. (Таблица 1).

Таблица 1. Виды здоровье сберегающих технологий

Виды здоровье сберегающих технологий

Медико – профилактические:

Организация мониторинга здоровья, организация контроля питания детей, физическое развитие детей, закаливание, организация профилактических мероприятий, организация СанПиНов, организация здоровье сберегающей среды.

Физкультурно – оздоровительные:

Развитие физических качеств двигательной активности, становление физической культуры детей, различные гимнастики, самомассаж, профилактика плоскостопия и правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье.

Технологии обучения ЗОЖ:

Занятия по физической культуре, игротрененги, игротерапия, коммуникативные игры, дни здоровья.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Динамические паузы, подвижные, спортивные игры, ритмопластика, релаксация, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, гимнастика пробуждения, закаливающие процедуры, ходьба по «дорожкам здоровья», технологии эстетической направленности.

Коррекционные технологии:

Арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастика, технология коррекции поведения, фонетическая ритмика.

Вопрос здоровье сбережения в семье вывел нас к необходимости поиска и осуществления новых форм взаимодействия ДОУ с семьей. Необходима разработка определенного плана и внедрение его в систему работы педагогов для активного включения родителей в жизнь ДОУ. Новые формы взаимодействия педагога с родителями предполагают диалог, установление «обратной связи».

В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм (таблица 2), но они ещё недостаточно изучены и обобщены. Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т.В. Кротова. Автором выделяются множество нетрадиционные формы, но мы приняли к реализации лишь необходимые и подходящие для наших родителей:

Таблица 2. Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей

Наименование

Цель использования данной формы

Форма проведения общения

Информационно-аналитические (интерактивные)

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

Проведение опросов, анкетирование, консультации специалистов

Досуговые

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми

Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей.

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей

Семинары-практикумы, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, игры.

Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей

Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей.

Основной задачей информационно-аналитических форм организации взаимодействия с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного взаимодействия с их родителями.

Досуговые формы организации взаимодействия призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. К данной группе форм мы отнесли проведение педагогами дошкольных учреждений таких совместных праздников и досугов в группе, как «Встреча Нового года», «Самый замечательный папа», «Папа, мама, я – спортивная семья» и др. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.

Познавательные формы организации взаимодействия педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков.

Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам взаимодействия, как собрания, групповые консультации и др. Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся взаимодействия на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются как нетрадиционные.

Познавательные формы организации взаимодействия педагогов и родителей призваны выполнять доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей, а значит, способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивают рефлексию. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его взаимодействия с другими детьми и взрослыми.

Наглядно-информационные формы организации взаимодействия педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования к цели. Главное, не останавливаться на достигнутом, продолжать искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков и мир, который он создаёт вокруг себя.

Таким образом, взаимодействие семьи и дошкольного учреждения происходит в различных формах, приемлемых и для педагогов, и для родителей. Результаты такого взаимодействия зависят от активности обеих сторон.

РЕСУРСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЕКТА:

Временные:

проект является долгосрочным с декабря 2018г. по апрель 2019г. 

 Информационные:

- научно-методическая литература по теме проекта;

- Интернет-ресурсы,

- средства массовой информации;

Кадровое обеспечение:

администрация ДОУ, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог – психолог, учитель-логопед.

Материально-техническое обеспечение: групповые и учебные помещения ДОУ, мультимедийный проектор, экран, ноутбук, музыкальный центр, «Сенсорная комната», интерактивная доска.

Целевая аудитория

В проекте принимают участие воспитатели, родители (законные представители) и воспитанники первых младших групп № 2 «Веснушки» № 3 «Солнышко» МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга».

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА 

Разработка проекта социального взаимодействия строится поэтапно. Каждый этап имеет свои цели и решает конкретные задачи.

Таблица 3. План реализации проекта, первый этап.

Первый этап – подготовительный.

Срок реализации: Декабрь

Цель

Подготовка, планирование, изучение возможностей и потребностей педагогического коллектива и родителей по оздоровлению детей.

Задачи

Проведение мониторинга состояния работы по здоровье сбережению детей.

Изучение уровня осведомленности и мотивации родителей в вопросах формирования, укрепления и поддержания здоровья детей. Анкетирование с целью разработки плана взаимодействия с семьями воспитанников.

Изучение научно-методической литературы, новых методик и технологий физического развития и оздоровления детей.

Ожидаемый результат

Осведомленность в вопросах формирования, укрепления и поддержания здоровья детей.

План по оздоровлению и проведению мероприятий в рамках проекта

Таблица 4. План реализации проекта, второй этап.

Второй этап – основной.

Срок реализации: Январь-март

Цель

Реализация проекта, введение здоровье сберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс детского сада. Организация здоровье сберегающей среды

Задачи

Привлечение специалистов детского сада к реализации проекта.

Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам взаимодействия с семьей через самообразование.

Совместная реализация проекта.

Ожидаемый результат

Реализованность запланированных мероприятий по оздоровлению детей.

Профессиональная компетентность педагогов по вопросам взаимодействия с семьей через самообразование.

Таблица 5. План реализации проекта, третий этап.

Третий этап – заключительный

Срок реализации: Апрель

Цель

Оформление проекта, оценка эффективности форм и содержания здоровье сберегающих технологий. Совершенствование результатов проекта.

Задачи

Проведение анализа проделанной работы.

Открытое обсуждение материалов проекта на уровне детского сада.

Ожидаемый результат

Проведен анализ проделанной работы в рамках проекта

Оформлен проект, запланированы перспективы дальнейшего развития


ПЛАН ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ.

Таблица 6. План основных мероприятий.

Дата

Мероприятие

Исполнитель

Непосредственный

результат

Конечный результат

Декабрь

Анкетирование родителей

Воспитатели

Выяснить проблемы, возникающие у родителей в воспитании здорового ребенка, а также проанализировать знания родителей о здоровом образе жизни.

Заинтересованность проблемой здоровья 

семьи и готовы взаимодействовать с детским садом. Многие родители 

вместе с детьми активно занимаются физкультурой, совместная работа детского сада и семьи дает положительные результаты в укреплении здоровья ребенка.

Декабрь - апрель

Консультации родителей

Воспитатели

Обобщение опыта по формированию здорового образа жизни при работе с родителями в ДОУ.

Познакомить с формами работы с родителями по формированию ЗОЖ
расширить представления о работе ДОУ по работе с родителями

Декабрь - апрель

Предметно – развивающая среда

Воспитатели

Создание условий для укрепления и развития физического, психического здоровья детей, развитию культурно – гигиенических навыков; приобщению к здоровому образу жизни.

Сохранение и укрепление здоровья детей через использование здоровье сберегающих технологий с учетом индивидуальных возможностей и способностей.

Декабрь - апрель

Пополнение картотек

Воспитатели

Создать такие условия, при которых воспитанник мог реализовать любой замысел по теме здоровый образ жизни

В групповой комнате развешивались картинки – инструкции по выполнению упражнений, и находились в доступе для детей материалы, с помощью которых возможно было выполнить эти упражнения 

23 февраля

«День защитника Отечества» с родителями

Воспитатели

формирование у детей и взрослых мотивации на здоровый образ жизни, удовлетворение потребностей в движении, развитие пространственной ориентации, воспитание взаимопонимания, создание эмоционального комфорта

Осуществлять взаимосвязь по физическому воспитанию детей между детским садом и семьей. Доставить детям и родителям удовольствие от совместных занятий физкультурой, способствовать развитию положительных эмоций, чувства взаимопомощи.
Пропагандировать здоровый образ жизни, способствовать приобщению семьи к физкультуре и спорту.

7 марта

«Мама, папа, я – спортивная семья»

Инструктор ФИЗО, воспитатели

7 апреля

«День здоровья» с детьми

Инструктор ФИЗО, воспитатели

Ежедневно

Утренняя гимнастика

Воспитатели

Способствовать укреплению здоровья детей и нормальной жизнедеятельности.

Воспитывать привычку к ежедневным физическим упражнениям.

Улучшение работы мышц и внутренних органов.

Укрепление иммунитета.

Ежедневно в ходе режимных моментов

Дыхательная, артикуляционная, пальчиковая гимнастики, гимнастика для глаз, психогимнастика

Воспитатели

Формирование фундамента физического и психологического здоровья ребенка.

Улучшение работы определенных психологических процессов

Ежедневно в ходе режимных моментов

Культурно-гигиенические навыки

Воспитатели

Формирование представлений об окружающем мире, социальных явлений и навыков поведения, основы личностной культуры

Формировать начальные представления о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота, красота, здоровье – это неразделимые понятия.

Ежедневно

Зарядка после сна

Воспитатели

Способствовать укреплению здоровья детей и нормальной жизнедеятельности.

Воспитывать привычку к ежедневным физическим упражнениям.

Улучшение работы мышц и внутренних органов.

Укрепление иммунитета.

Ежедневно

Закаливающие мероприятия

Воспитатели

Способствовать укреплению здоровья детей и нормальной жизнедеятельности.

Воспитывать привычку к закаливающим мероприятиям.

Укрепление иммунитета.

Ежедневно

Прогулка

Воспитатели

укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное

развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов

Повышение выносливости детского организма и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

Ежедневно

Сон

Воспитатели

Снижение психоэмоционального и мышечного напряжения, уровня тревожности, повышенной возбудимости и создание эмоционального фона.

Защита для нервной системы, возможность развития, роста, накопления сил, их восстановление, непременное условие жизни, столь же нужное, как вода и пища.

Раз в неделю

Беседы о здоровом образе жизни

Воспитатели

Формирование знаний, умений и навыков, которые необходимы для сохранения и укрепления здоровья

Воспитание у детей культуры здоровья, осознания необходимости заботы о своем здоровье

Ежедневно в ходе режимных моментов

Беседы о полезных продуктах, о витаминах

Воспитатели

Ежедневно

Народные, спортивные, хороводные, дидактические, сюжетно-ролевые игры

Воспитатели

Обеспечить ребенку эмоциональное благополучие.

Реализация самых разных стремлений и желаний, а прежде всего желаний действовать как взрослые.

Ежедневно  

Профилактические мероприятия (неспецифическая профилактика)

Медицинский работник

Профилактика заболеваемости детей

Уменьшение количества болеющих детей.

Ежемесячно

Мониторинг посещаемости детей ДОУ

Медицинский работник, воспитатели

Два раза в неделю

Кружок «Логоритмика»

Музыкальный руководитель

Организация психологической поддержки детей, имеющих различные страхи.

Снизить тревожность, сформировать положительную «Я»- концепцию у ребёнка, актуализировать чувство страха, повысить психический тонус ребёнка, осуществить контроль над объектом страха, повысить уверенность в себе.

Два раза в неделю

Кружок «Белые крылья»

Педагог -психолог

Два раза в неделю

НОД Музыкальное развитие

Музыкальный руководитель

Формирование привычки, оздоровление.

Сформированность режимного момента, уменьшение количества болеющих детей.

Два раза в неделю

НОД Физическое развитие

Инструктор по ФИЗО

Формирование привычки, оздоровление.

Сформированность режимного момента, уменьшение количества болеющих детей.

Раз в неделю

НОД «Мир природы и человека»

Воспитатели 

Формирование убеждений и привычек ЗОЖ в условиях ДОУ

Формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.


В нашем детском саду проводятся также и дополнительные занятия с детьми по программе «Лопотушки» и программе по снижению уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста «Белые крылья»

Программа «Лопотушки» -  это программа по логоритмике, полностью соответствующая лексико-грамматическому планированию логопедических занятий, включающая работу над закреплением звуков в определенной последовательности. Кроме того, логоритмические занятия программы включают в себя здоровьесберегающие технологии, что не только благотворно влияет на весь организм ребенка, но и способствует максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса детей дошкольного возраста.

Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, заботе о своем здоровье и здоровье окружающих.

В начале учебного года каждый из специалистов в аспекте своей работы с детьми должен сделать диагностику – определить уровень психомоторного, речевого и музыкально-ритмического развития детей. Воспитатель и инструктор по физической обязательно обследуют психологический процесс восприятия движения (простого и сложного), поз, способность их дифференцировать, состояние гармонии движения. Определяется уровень восприятия движения. На основе результатов обследования определяется последовательность работы по развитию восприятия разнообразных движений (простых и сложных), поз, гармонии движений и умения их различать

        В дальнейшем специалисты осуществляют с детьми все виды деятельности с учетом содержания совместно разработанного перспективного планирования по логоритмическому воспитанию детей.

На занятиях логоритмикой используются активные формы и методы обучения – игры, активное слушание, творческие задания, импровизации, выполнение оздоровительных упражнений в движении под музыку. А также проводятся подвижные игры, развлечения, досуги, упражнения   для профилактики плоскостопия.

В нашем МАДОУ логоритмические занятия включают упражнения дыхательной гимнастики Б.Толкачёва и А.Стрельниковой. Выполнение стрельниковской гимнастики помогает сохранить и укрепить здоровье ребёнка.

     Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие:

  • положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани;
  • способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны нервной системы;
  • улучшает дренажную функцию бронхов;
  • восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
  • исправляет развивающиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

Дыхательная гимнастика вызывает общую физиологическую реакцию всего организма, обеспечивающую широкий спектр позитивного воздействия.

В оздоровительном направлении:

  • расширение капилляров кожи;
  • ускорение циркуляции крови и лимфы;
  • усиление функций потовых и сальных желёз;
  • влияние на обменные процессы;
  • улучшение подвижного связочного аппарата;
  • побуждение к активности.

Современная медицина утверждает, что 30-40 % хронических заболеваний имеет психогенную основу. Поэтому с особой остротой встаёт вопрос о том, что позволяет человеку в современных условиях сохранить здоровье и душевный комфорт.

     Психологическое здоровье детей долгое время оставалось вне внимания взрослого.

Каждый родитель и педагог хотят, чтобы ребёнок в будущем был счастливым. Именно поэтому делается упор на хорошее здоровье, высокую успеваемость, адекватное поведение.

Психологическое здоровье необходимо ребёнку и в настоящем и в будущем. Поэтому важно особым способом организовать работу, направленную на профилактику нарушений психологического здоровья детей и коррекцию уже имеющихся. Составленная программа «Белые крылья» по укреплению психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста ориентирована на решение некоторых проблем в развитии.

Цель программы –организация психологической поддержки детей, имеющих различные страхи.

     Задачи программы:

1. ​ Снизить тревожность.

2. ​ Сформировать положительную «Я» - концепцию у ребёнка.

3. ​ Актуализировать чувство страха.

4. ​ Повысить психический тонус ребёнка.

5. ​ Осуществить контроль над объектом страха.

6. ​ Повысить уверенность в себе.

Методы и техники, используемые в программе:

1. ​ Дыхательные техники.

2. ​ Релаксация.

Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения.

Подобные занятия можно рекомендовать не только родителям, но и педагогам. Ведь ни для кого не секрет, что тревожность родителей зачастую передается детям, а тревожность педагога — ученикам и воспитанникам. Вот потому, прежде чем оказывать помощь ребенку, взрослый должен позаботиться о себе.

     С целью профилактики тревожности можно использовать наглядную информацию. В детском саду на стенде можно разместить, например, памятку, в основу рекомендаций которой легли советы Е. В. Новиковой и Б. И. Кочубей.

Посещение детьми этих занятий положительно сказывается на физическом и психологическом здоровье.

ДИНАМИКА ПОСЕЩАЕМОСТИ ДЕТЕЙ В ГРУППАХ В ПЕРИОД РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Для того, чтобы отследить как реализация проекта работает, мы провели мониторинг посещаемости детей в период с декабря 2018 года по апрель 2019 года. Полученные результаты отражены в таблицах и графиках (таблица 7, 8, 9):

Таблица 7. Средняя численность детей, присутствующих в детском саду:

Месяц

Количество детей (средн.) (чел)

Процент

Количество дней в месяце

Декабрь

13

54

17

Январь

15

62

17

Февраль

17

70

20

Март

18

78

20

Таблица 8. Средняя численность детей, отсутствующих по причине болезни:

Месяц

Количество детей (средн.) (чел)

Процент

Количество дней в месяце

Декабрь

7

30

17

Январь

5

21

17

Февраль

3

12,5

20

Март

2

12

20

Таблица 9. Средняя численность детей, отсутствующих по причине отпуска:

Месяц

Количество детей (средн.) (чел)

Процент

Количество дней в месяце

Декабрь

4

16

17

Январь

4

17

17

Февраль

4

17,5

20

Март

4

10

20

График 1. Ежемесячное отслеживание посещаемости детей.

График 2. Посещение детей на начало периода

График 2. Посещение детей на конец периода

Так, согласно проведенного анализа (график 1,2,3), мы можем проследить положительную динамику посещаемости детей за январь – март 2019 года в пользу здоровых детей. Исходя из этого можно утверждать, что реализация проекта приносит результат.

ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА

Поступление ребёнка в детский сад является новым макросоциальным условием, что для многих детей является стрессом и в результате приводит к изменению защитных механизмов и обменных процессов. В результате этого в организме происходит снижение устойчивости и повышение вероятности заболевания. Уровень заболеваемости детей, посещающих детский сад высокий, что заставляет разрабатывать мероприятия по укреплению здоровья как в условиях детского сада, так и в семье.

В условиях, когда ребёнку предъявляются большие требования со стороны общества, он должен быть здоровым физически и психически. В этом случае здоровье, здоровый образ жизни должны быть на первом месте.

Проблема здоровья и ЗОЖ являются актуальными для педагогики, здравоохранения и социологии. Здоровые дети – это будущее нашей нации и государства.

Исходя из вышесказанного можно утверждать, что данный проект может быть использован как методическое пособие не только для педагогов, но и для родителей:

- обмен опытом с педагогами образовательных учреждений города (трансляция опыта на педагогических чтениях, на сайтах для работников дошкольного образования; участие в заочных российских конкурсах);

- дальнейшее использование подобной системы работы с дошкольниками и их родителями на протяжении всего периода посещения детского сада, модификация содержания проектной деятельности в соответствии с возникающими у детей вопросами, проблемами и запросами семей.

На 2019-2021 учебный год запланировано продолжить работу внедрению в образовательный процесс новых форм и методов привития здорового образа жизни детям и родителям (законным представителям) согласно возрастным особенностям детей.

ИТОГОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Повысился уровень компетенции родителей (законных представителей) в вопросах здорового образа жизни, развития и воспитания детей дошкольного возраста в данном направлении;
  • Осознанность в отношении к личностному развитию своих детей и к их здоровью; доверительные отношения между педагогами и родителями.
  • Повысился профессиональной культуры педагогов в вопросах здоровье сбережения.
  • Улучшилось здоровье воспитанников;
  • Воспитанники имеют физическое развитие, соответствующее возрастным нормативным показателям; у них сформированы основные физические качества, потребность в физической активности, движении;
  • Проявляют индивидуальный интерес к какой-то форме двигательной активности (спорт, хореография);
  • Владеют основными культурно-гигиеническими навыками; самостоятельно и осознанно их реализует в своей жизнедеятельности;
  • Понимают ценность здорового образа жизни, умеют соблюдать элементарные правила охраны своего здоровья и здоровья окружающих, имеют соответствующее возрастным возможностям представление о безопасном поведении в быту, в природе, среди незнакомых людей;

Отсюда следует, что работу по оздоровлению детей можно и нужно начинать с раннего возраста. Как показала работа по сохранению и укреплению здоровья детей раннего как основа личностного, эмоционального и физического и психологического здоровья, повышает валеологическую культуру родителей и детей.

Литература

  1. https://www.kakprosto.ru/kak-90240-chto-takoe-valeologiya#ixzz5jF0riCUh
  2. https://www.kakprosto.ru/kak-90240-chto-takoe-valeologiya#ixzz5jF1ATmIW
  3. https://solncesvet.ru «Международный педагогический портал»
  4. https://studbooks.net/1803529/pedagogika/valeologicheskoe_obrazovanie_doshkolnom_obrazovatelnom_uchrezhdenii
  5. http://dou12orlenok.ru/files/251017-texnologiyaValeologicheskogoVospitaniya.pdf
  6. Закон Российской Федерации «Об образовании»
  7. Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
  8. Указ Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в Российской Федерации»
  9. Указ Президента России «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации»
  10. Закон РФ «О физической культуре и спорте»
  11. «Конвенция о правах ребенка».
  12. Декларация и План действий «Мир, пригодный для жизни детей»
  13. http://zozhlegko.ru/ Здоровый образ жизни – легко!
  14. Программа Радуга
  15. Программа кружка Белые крылья
  16. Программа кружка логоритмика
  17. Зверева, О. Л. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи / О. Л. Зверева // Воспитатель ДОУ. – 2009. – № 4.
  18. Кротова Т.В. Формы взаимодействия педагогов с родителями воспитанников // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 9
  19. Сильвестрова, Е. В. Пути взаимодействия врача и педагогов ДОУ в системе оздоровительной работы / Е. В. Сильвестрова // Дошкольная педагогика. – 2007. – № 6.
  20. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе / И. В. Чупаха, Е. З. Пужаева, И. Ю. Соколова. М. : Илекса ; Ставрополь : Сервисшкола,
  21. Бутырина Н.М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей. - М.: "Белгор. гос. ун-т", 2009.
  22.  http://fb.ru/article/318192/tsel-utrenney-gimnastiki-v-detskom-sadu 
  23. Дошкольная педагогика. / Под ред. Логиновой В.И., Саморуковой П.Г. - М.: "Логос", 2011.
  24. https://ped-kopilka.ru/blogs/natalja-nikolaevna-segenyuk/rabota-s-roditeljami-v-dou-po-formirovaniyu-zozh-obobschenie-opyta-raboty.html Работа с родителями в ДОУ по формированию ЗОЖ. Автор: Сегенюк Н.Н., зам. зав. по УВР, МКДОУ детский сад "Рябинка", г. Тайшет, Иркутская обл
  25. https://studbooks.net/2013103/pedagogika/netraditsionnye_formy_vzaimodeystviya_semi_doshkolnogo_uchrezhdeniya
  26. Юматова, А.В. Формирование здорового образа жизни дошкольников / А.В. Юматова // Дошкольное воспитание. – 1996. - № 3.
  27. Нежина, Н.В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста / Н.В.Нежина // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 4.
  28. https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-zdorovyi-obraz-zhizni-rebenka-doshkolnogo-vozrasta-osnovnye-aspekty-zdorovogo-obraza-zhizni-doshkolnika.html

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Фотоотчеты мероприятий

Приложение 2. План работы с родителями

Приложение 3. Анкета

Приложение 4. Мониторинг ФИЗО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Первые шаги к здоровью» (дети 4-5 лет)

В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются б...

Проект "Первые шаги к здоровью"

Поиск и внедрение эффективных методов и форм образовательного процесса для укрепления здоровья ребенка и приобщения воспитанников и их родителей к здоровому образу жизни....

Первые шаги к здоровому образу жизни.

Автором представлена статья, в которой содержатся практические советы ведущие к здоровому обазу жизни....

Проект по здоровьесбережению "Первые шаги к здоровью"

Дошкольный возраст является решающим в формировании физического и психического здоровья. Именно в этом возрасте педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезном...

Проект "Первые шаги к здоровью"

Проект направлен на развитие физических качеств и самостоятельной двигательной деятельности детей; приобщение семей воспитанников к здоровому образу жизни. Так же в проекте представлен комплекс нестан...

Физкультурно-оздоровительный проект «Первые шаги к здоровью»

Участники проекта: инструктор по физической культуре, дети подготовительных групп, воспитатели, музыкальный руководитель, родители, социальные партнёры....

ПРОЕКТ В первой младшей группе «Первые шаги к здоровью»

проект " первые шаги к здоровью посвящен формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста...