Понятия и значение режима дня у детей дошкольного возраста
консультация

Умерова Екатерина Игоревна

Режим дня дошкольного возраста должен строиться с учетом особенностей их высшей нервной деятельности, которая характеризуется все ещё легкой истощаемостью клеток коры головного мозга, определенной неустойчивостью нервных процессов. Запаздывание еды, сна, прогулок отрицательно сказывается на нервной системе детей; они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно.

 

Режим дня – это четкий распорядок жизни в течении суток, предусматривающий чередование бодрствования  и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления, приучает к аккуратности, точности, порядку.

 

Физиологической основой, определяющей характер и продолжительность деятельности, является уровень работоспособности клеток коры головного мозга, поэтому так важно не превышать предел работоспособности центральной нервной системы, а также обеспечивать полное функциональное восстановление ее после работы.

 

Степень морфофункциональной зрелости организма определяет содержание режима дня и длительность основных его элементов, среди которых выделяют;

- Сон

- Пребывание на открытом воздухе, прогулке

- Воспитательная и учебная деятельность

- Игровая деятельность и занятия по собственному выбору, чтение, занятие музыкой, рисование, другой творческой деятельностью, спорт.

-Самообслуживание, личная гигиена

- Прием пищи

Сон обеспечивает полное функциональное восстановление всех систем организма. Физическая потребность во сне детей разного возраста зависит от особенности их нервной системы и состояния здоровья. В дошкольном периоде обязателен как ночной, так и дневной сон.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация

« Понятия и значение режима дня у детей дошкольного возраста»

Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня. Постоянное время для еды, сна, прогулок, игр и занятий – то, что И. П. Павлов называл внешним стереотипом, – обязательное условие правильного воспитания ребенка.

Ели ребенка укладывать спать, кормить, организовать бодрствования в одно и то же время, то у него формируется система условных рефлексов на время приема пищи, укладывания на сон, активной деятельности. Эта система условных рефлексов на время и составляет физиологическую основу режима.

Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую деятельность, поэтому она осуществляется достаточно эффективно, без лишней траты нервной энергии и не вызывает выраженного утомления.

Режим дня дошкольного возраста должен строиться с учетом особенностей их высшей нервной деятельности, которая характеризуется все ещё легкой истощаемостью клеток коры головного мозга, определенной неустойчивостью нервных процессов. Запаздывание еды, сна, прогулок отрицательно сказывается на нервной системе детей; они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно.

Режим дня – это четкий распорядок жизни в течении суток, предусматривающий чередование бодрствования  и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления, приучает к аккуратности, точности, порядку.

Физиологической основой, определяющей характер и продолжительность деятельности, является уровень работоспособности клеток коры головного мозга, поэтому так важно не превышать предел работоспособности центральной нервной системы, а также обеспечивать полное функциональное восстановление ее после работы.

Степень морфофункциональной зрелости организма определяет содержание режима дня и длительность основных его элементов, среди которых выделяют;

- Сон

- Пребывание на открытом воздухе, прогулке

- Воспитательная и учебная деятельность

- Игровая деятельность и занятия по собственному выбору, чтение, занятие музыкой, рисование, другой творческой деятельностью, спорт.

-Самообслуживание, личная гигиена

- Прием пищи

Сон обеспечивает полное функциональное восстановление всех систем организма. Физическая потребность во сне детей разного возраста зависит от особенности их нервной системы и состояния здоровья. В дошкольном периоде обязателен как ночной, так и дневной сон.

Ребенку до 5 лет положено спать в сутки 12,5-12 часов, в 5-6 лет – 11,5-12 часов (из них примерно 10-11 часов ночью и 1,5-2,5 часа днем).

Детей с трудным засыпанием и чутким сном рекомендуется укладывать первым и поднимать последним. Во время сна детей присутствие воспитателя в спальне обязательно.

Пребывание на открытом воздухе – наиболее эффективный вид отдыха, позволяющий обеспечить закаливание организма и увеличение двигательной активности. Особенно важны прогулки для детей дошкольного возраста; зимой не менее 4-4,5 часов, а летом по возможности весь день. Прогулку организуют два раза в день; в первой половине – до обеда и во второй половине дня – после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже минус 15 градусов и скоростью ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже минус 15 градусов и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5-7 лет при температуре воздуха ниже минус 20 градусов и скорости ветра более 15 м/с.

Для того, чтобы прогулка была не только полезной, но и интересной, следует правильно планировать ее содержание; проводить подвижные игры, спортивные развлечения, знакомить детей с окружающим миром, с природой, с трудом взрослых, организовывать позновательно-исследовательскую деятельность, трудовую, коммуникативную.

Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в ДОУ, но по возвращению в группу перед обедом планируем воспитание культурно-гигиенических навыков, чтение художественной литературы, чтобы ребенок успокоился, спокойно отошел ко сну.

Воспитательная и учебная деятельность

При построении рационального режиму непосредственно образовательной деятельности следует учитывать биоритмы функционирования организма ребенка. У большинства здоровых детей наибольшая возбудимость коры головного мозга и работоспособность определяются в утренний период – с 8.00 до 12.00 часов и вечерний  - с 16.00 до 18.00 часов.

Продолжительность ООД для детей четвертого года жизни – не более 15 минут; для детей пятого года жизни – не более 20 минут; для детей шестого года жизни – не более 25 минут; для седьмого года жизни – не более 30 минут.

Распределение видов учебной деятельности с учетом работоспособности детей;

- 5 минут – вживание в занятие

- 10-15 минут –работоспособность, затем утомление

- За 2-3 минуты до окончания занятия – работоспособность

- Спокойное завершение занятия

В середине ООД проводят физминутку. Перерывы между видами ООД – не менее 10 минут.

Самостоятельная деятельность детей 3-7 лет занимает в режиме дня не менее 3-4 часов; игры, подготовка к ООД, гигиенические процедуры.

В первой младшей группе мы учим детей самостоятельно мыть руки перед едой и по мере загрязнения, насухо вытирать лицо и руки полотенцем. Формируем умение с помощью взрослого проводить себя в порядок. Во время еды учим правильно держать ложку. Обучаем детей порядку одевания и раздевания.

Во второй младшей группе приучаем детей следить за своим внешним видом. Продолжаем формировать умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место. Формируем элементарные навыки поведения за столом; правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.

В средней группе мы воспитываем у детей привычки самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после туалета. Совершенствуем навыки аккуратности приема пищи.

В старшей и подготовительной группе мы закрепляем полученные культурно-гигиенические навыки и совершенствуем их; следить за чистотой тела, ногтей, при кашле и чихании закрывать рот и нос платком.

Культурно-гигиенические навыки лежат в основе первого доступного ребенку вида трудовой деятельности; труда по самообслуживанию.

В первой младшей группе развитием умение совместно с взрослыми и под его контролем перед едой ставить хлебницы без хлеба и салфетки.

Во второй младшей группе во второй половине года начинаем формировать умение, необходимые при дежурстве по столовой; помогаем накрывать стол к обеду, раскладываем ложки, расставлять хлебницы. Побуждаем детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений; готовить раздаточный материал; кисти, доски для лепки и пр.

Начиная со средней группы формируем у детей умение самостоятельно выполнять обязанности дежурства.

Специальное время в режиме дня выделено для чтения. Читать следует не только художественную литературу, но и познавательные книги, детски иллюстрированные энциклопедии, рассказы для детей по истории и культуре родной страны и зарубежных стран. При этом не следует превращать чтение в обязательное занятие – ребенок по своему желанию может либо слушать, либо заниматься своими делами. Задача педагога – сделать процесс чтения увлекательным и интересным, чтобы все или большинство детей слушали с удовольствием.

Утром во время приема и вечером проводить работу по взаимодействию с семьями детей по реализации ООП ДО. Ведь поведение ребенка в д/с, его настроение, работоспособность нахождения в прямой степени зависит от того, как организованы его действия, сон в семье в обычные, а также в выходные дни. Поэтому правильная организация режима дня дома и в д/с позволят создать условия для радостного, бодрого настроения у детей и максимально способствовать их физическому и умственному развитию.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие танца и его влияние на детей дошкольного возраста.

Общие сведения о танце и как он влияет на развитие детей дошкольного возраста....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ПО ТЕМЕ: « ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ОБОБЩАЮЩИХ ПОНЯТИЙ И РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей. Большое значение  игре придавал А. С. Макаренко: «У ...

Формирование понятия о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста в процессе чтения художественной литературы.

Статья затрагивает вопрос о необходимости формирования понятия о ЗОЖ у детей дошкольного возраста. Примеры для обсуждения с детьми вопросов, позволяющих сформировать положительное отношение к ЗОЖ, при...

«Значение режима дня для детей дошкольного возраста»

Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве. Поэтому для воспитания здорового человека, правильного формирования личности большое значение имеют условия его жизни, особенно в период дош...

Консультация для родителей "Значение режима в воспитании детей младшего возраста"

Режим повышает эффективность всех биологических процессов, происходящих в организме, формирует биоритмы. При этом организм практически не подвергается стрессу, поскольку с ним не происходит ничего нез...

Консультация для родителей «Значение режима в воспитании детей младшего возраста»

Консультация для родителей «Значение режима в воспитании детей младшего возраста»...