Поэтапная программа закаливания дошкольников.
консультация

Аверкина Елена Викторовна
В узком смысле слова под закаливанием организма понимают повышение его устойчивости к воздействию колебаний температуры воздуха и воды, атмосферного давления, солнечного излучения и других физических факторов окружающей среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx14.37 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Поэтапная программа закаливания дошкольников

В узком смысле слова под закаливанием организма понимают повышение его устойчивости к воздействию колебаний температуры воздуха и воды, атмосферного давления, солнечного излучения и других физических факторов окружающей среды.

Термины «закаливание», «закалка» применительно к человеку использовали ещё в XIX веке. По мнению известного российского педиатра и гигиениста В. В. Гориневского, работавшего в начале XX века, «в русской речи понятия эти возникли на основании аналогии, которая существует между превращением железа и стали из одного состояния в другое и теми приёмами, которые ведут к укреплению организма и его выносливости». В современном понимании, главная цель закаливания – повышение сопротивляемости организма простудным заболеваниям.

Профессор В. В. Гориневский выделял преднамеренное и непреднамеренное закаливание. Непреднамеренное закаливание совершается само собой, без всякой преднамеренной цели, в силу конкретных бытовых и климатических условий. «Результаты его плачевны, так как только наиболее выносливые дети выдерживают это тяжкое испытание в столь раннем и нежном возрасте, многие погибают или влачат жалкое существование благодаря истощением и болезням».

К непреднамеренному закаливанию относят как рациональные, так и нерациональные методы (такие как «героическое» и одностороннее закаливание). «В иных случаях, - писал 100 лет назад Валентин Владиславович, - с фанатизмом изуверов воспитатели подвергают своих питомцев рискованным дозам воздействия холодной воды на кожу, оканчивая ледяной водой, назначая холодные ванны и души. Всё это делается без совета врачей с единственной целью – закалить организм по какому-нибудь модному шаблону. Доводимое до крайности, применяемое без всякой последовательности «героическое» закаливание нередко бывает причиной расстройства различных органов. Органы не успевают приспособиться к резко меняющимся условиям, что ведёт к заболеваниям».

Односторонним считается такое закаливание, при котором воспитатель увлекается каким-то одним средством закаливания, например «делается фанатиком воды» и упускает из виду все другие средства, или, «не сообразуясь с другими обстоятельствами, заходит за пределы дозволенного, слишком увеличивая раздражение, или предусматривает развитие одного качества», в то время как «развитие сил организма зависит от очень многих условий, и возлагать слишком много надежд на одно драгоценное качество: «выносливость» в отношении к простуде, значит, быть односторонним».

«Героическое» и «односторонее» закаливание с научной точки зрения являются нерациональными системами. В противоположность этим методам оптимальное закаливание является постепенным, «оно устраняет сильное возбуждение организма и не влечёт за собой опасных последствий от сильных колебаний в раздражении».

Следует сказать, что и сейчас, как и в прошлом веке, когда работал В. В. Гориневский, немало родителей и воспитателей всё ещё увлечены разнообразными «героическими методами» закаливания, принося детям больше вреда, чем пользы.

С научной точки зрения закаливание должно несколько важнейшим принципам, оно должно быть:

  • постепенным (по нарастанию силы раздражителя);
  • регулярным;
  • систематическим;
  • длительным (постоянным);
  • эмоционально позитивным;
  • контролируемым.

Кроме того, закаливание детей должно включать физические упражнения и сочетаться с ними.

Результатом успешного закаливания будет значительная активизация иммунных сил организма, и болезнетворные микробы окажутся не в силах преодолевать иммунный барьер, а значит – не причинят детскому организму вреда, ребёнок останется здоров, а резкие перепады температурных условий не будут для него опасны и чреваты серьёзными последствиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа закаливания "Малышок - крепышок"

Программа закаливания детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада....

Закаливание дошкольника. Традиционные и нетрадиционные методы закаливания

В данной консультации представлен материал о традиционных и нетрадиционных методах закаливания, которое могут применять как родители дома, так и педагоги в условиях образовательных учреждениях...

Программа Закаливания для детей в ДОУ в средней группе

Создание условий для укрепления здоровья детей дошкольного возраста в детском саду на основе активного использования закаливания....

План - программа закаливания по сезонам для детей старшего дошкольного возраста

План - программа закаливания по сезонам для детей старшего дошкольного возраста...

Программа Закаливания для детей в ДОУ в средней группе группа № 4 « Акварельки»

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов, это бесценный дар, данный человеку природой, заменить...

«Закаливание дошкольников. Традиционные и нетрадиционные методы закаливания».

laquo;Закаливание дошкольников.Традиционные и нетрадиционные методы закаливания»....

Поэтапное рисование для дошкольников.

Данный раздел подойдет для тех, кто хочет научить детей рисовать  поэтапно. Картинки  карандашами,красками,фломастерами выполнять достаточно не сложно, главное иметь желание и совсем немного...