Инновационные практики
материал

Ермакова Марина Михеевна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Статья : «Питание как основополагающий компонент в формировании физического и психического здоровья дошкольника»


Ермакова .М.М.

Еще древнегреческий целитель и врач Гиппократ сказал: "Ты есть то, что ты ешь". И он безусловно был прав, так как для хорошего функционирования и правильного формирования различных систем организма, человеку необходимо получать разнообразные витамины и микроэлементы, которые в большинстве своем мы черпаем вместе с пищей, поступающей в наш организм. Определенные группы витаминов и микроэлементов оказывают влияние на формирование и функционирование отдельных систем (пищеварительная, дыхательная, нервная и т. д.). Но наш организм это взаимосвязь всех этих систем и если хотя бы одна из них выйдет из строя, то нарушится вся работа организма. Поэтому мы должны подпитывать его жизненной энергией, создавая благоприятные условия для его работы. В различных продуктах содержатся разные питательные вещества: жиры, белки и углеводы, витамины и микроэлементы

Польза жиров, беков, углеводов, витаминов и микроэлементов, их содержание в продуктах.

Для детей характерна относительно высокая потребность во всех пищевых и биологических компонентах, что связано с их активным ростом и развитием. Разнообразные блюда, приготовленные из молока, мяса, рыбы, масла, различных круп, овощей и фруктов, обеспечат ребенку полноценное питание, так как содержат белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и воду. Белок является основным "строительным" материалом нашего организма, то есть особо необходим для роста и развития. В рационе детей главными источниками белка должны быть пища животного происхождения: молоко, творог, сыр, рыба, мясо. Белок растительный усваивается хуже. Жиры благоприятно сказываются на весе ребенка, и, что особенно важно, на сопротивляемости различным инфекциям, на выработке его организмом защитных тел, которые обеспечивают иммунитет к инфекционным заболеваниям. Любой углевод, попадая в организм, в итоге превращается в глюкозу, которая является основным источником энергии. Не стоит забывать о том, чрезмерное употребление жиров и углеводов, как и всего другого, может нанести вред. Кроме белков, жиров и углеводов очень важным для растущего детского организма является своевременное снабжение его минеральными веществами и витаминами. Для чего же они нужны и где содержатся?

Витамин А обеспечивает целостность поверхностных клеток, которые формируют кожу, слизистые оболочки; повышает сопротивляемость организма различным инфекциям; способствует росту и укреплению костей; Повышает внимание и ускоряет скорость реакции. Он находится в следующих продуктах: морковь, цитрусовые, сливочное масло, сыр, яйца, печень, рыбий жир). Витамин С: предохраняет организм от вирусных и бактериальных инфекций. Повышает эластичность и прочность кровеносных сосудов (свежие фрукты, овощи, зелень, шиповник, облепиха, черная смородина, красный перец). Витамин D: регулирует обмен кальция и фосфора, обеспечивая тем самым нормальный рост и целостность костей; необходим для нормальной работы сердца, регуляции возбудимости нервных клеток (молоко, яйца, рыбий жир, печень трески, жирные сорта рыбы). Витамины группы В: необходимы для нервной системы, стимулируют работу мозга; участвуют в процессах роста; улучшают концентрацию, память и повышают способность равновесия (дрожжи, бобовые, орехи, зеленые овощи, мясные субпродукты, сыр, яйца, морепродукты) Витамин Е: сохраняет иммунную систему, смягчает отрицательное влияние радиоактивных веществ (в печени животных, яйцах).

Что касается микроэлементов, то железо является главным составляющим гемоглобина с помощью которого наши ткани получают кислород (говяжья и свиная печень, а также говяжьи почки и сердце, баранина, желтки яиц, абрикосы и персики, гречка, яблоки, грецкие орехи.). Кальций необходим, прежде всего, для сердца. Кроме этого, он является основным компонентом костей, зубов и ногтей и поэтому очень необходим для растущего организма (молоко и кисломолочные; сыр, творог, морская рыба, овсянка, перловка, просо, петрушка, зеленые листовые салаты, мясо и субпродукты). Магний нужен для нормальной работы всех клеток и тканей нашего организма (овес, перловка, гречка, бобы, бананы). Йод принимает участие в деятельности желез внутренней секреции, а, главным образом, щитовидной железы, для выработки жизненно важных гормонов. Также он нормализует функции иммунной, нервной и мышечной систем и работу мозга (морепродукты, свекла, репа, помидоры.).

Как научить ребенка есть разнообразную пищу?

Исходя из выше сказанного, наш рацион питания должен быть разнообразным. Особенно это важно для дошкольников. Ведь в это время идет процесс активного роста организма, формирование и укрепление различных его систем (нервной, эндокринной, сердечной.). Ребенок начинает формироваться как личность, он начинает осваивать различные знания и умения, а для этого ему нужны: сила, память, устойчивая нервная система. Надо сказать, что не все дети обладают хорошим аппетитом и очень избирательны в еде. Что же делать? Как накормить нам этого " малоежку". Есть разнообразную пищу, как и всему прочему, нужно учить ребенка.

Начинаем со знакомства (как в произведении У. Керрола "Алиса в стране чудес": "Знакомьтесь!. Пудинг, это Алиса! Унесите… Ну вот, вас только познакомили, а ты уже на него с ножом! "). Как же знакомиться с едой? Сперва нужно рассмотреть, понюхать, рассказать ребенку откуда пришел тот или иной продукт, сколько усилий было приложено, чтоб он добрался до нашего стола. Если это овощ или фрукт, можно понаблюдать за тем как он растет (какие-то растения можно вырастить на своем подоконнике, совместно с детьми). Далее переходим к опробованию. Что касается овощей и фруктов, то мы их разделяем на небольшие части и предлагаем детям. Как мы знаем, человек очень подвержен влиянию коллектива, а у детей это проявляется еще сильнее, если нам удаётся убедить хотя бы нескольких (как правило это активная часть группы, то в итоге пробуют все (исключая конечно же, детей страдающих аллергией). Овощи и фрукты для опробования приходят к нам в разных видах: сырые, варенные, пареные, консервированные.). Если ребенку той или иной продукт пришелся не по вкусу, то не надо от него отказываться совсем, можно предложить попробовать его через какой-то промежуток времени. Что касается более сложных блюд, то можно привлечь детей к их приготовлению (помыть ингредиенты и передать на кухню поварам). С детьми подготовительной группы сделать блюдо самостоятельно (овощной или фруктовый салат, замесить тесто.). Кроме этого, всегда на помощь нам может прийти сказка. Если мы едим кашу, то вспоминаем сказки: "Маша и медведь" (Маша сварила медведю такую вкусную кашу, что медведь не стал ее есть. Маша и вам каши передала. Не хотите ли попробовать); "Каша из топора"(А вы ели когда-нибудь кашу из топора?- Нет. - А хотите попробовать). Можно изменять сказки, придумывать новые сюжетные линии, вовлекая туда детей и ту пищу, которую предстоит есть. Если на стол к нам пришла рыба, то она обязательно не простая, а волшебная; кто отведает кусочек - у того обязательно одно из желаний сбудется. Яйца курочка ряба передала и строго настрого наказала все съесть, а то очень уж обидится.

К старшей и подготовительной группе, когда дети познакомились со своим телом и приступили к знакомству с разными система организма, мы с детьми начинаем говорить о пользе продуктов, что в каждом из них содержится той или иной витамин или микроэлемент, как он воздействует на нас, что укрепляет, для чего нужен. Хоть к старшему дошкольному возрасту дети подходят к принятию пищи более осознанно, но порой им не хватает тех вымышленных историй, которые мы им рассказывали в младших группах. Но сюжеты здесь менее сказочные и больше приближены к реальности. Например, на День космонавтики, можно превратиться в космических путешественников, отведать "космическую" кашу и "инопланетный" суп.

Также нужно привлекать игры с участие пищевых продуктов: "Отгадай на вкус", "Кто быстрее съест"(командная игра) и т. д. Тут все в руках вашей фантазии.

И так, когда мы научили ребенка есть полезную и разнообразную пищу, когда его рацион сбалансирован (а за этим следит медсестра в детском саду, у него все системы получили нужную подзарядку, они хорошо функционируют, то наши дети здоровы, радостны, веселы, полны сил и готовы мыслить, трудиться и постигать все новые вершины.



Предварительный просмотр:

Статья : « Тесное сотрудничество родителей и ДОУ как инновационная практика»

Ермакова М.М.

С каждым годом инновационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь.

Источником инноваций является проблема.

Во многих дошкольных учреждениях возникает проблема по (сотрудничеству) взаимодействию с родителями воспитанников. Родители не знают, что делать с этим ребенком, они не владеют в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно.

Таким образом, можно сказать, о том что есть необходимость изучения инновационных практик в сфере сотрудничества педагогов с родителями.

Есть много исследований посвященных вопросу сотрудничества, но как правило сотрудничеству ДОУ и родителей уделяется мало внимания. Современных исследований нет, хотя накоплен фундамент.

На сегодняшний день удалось найти несколько определений сотрудничества они все достаточно разные по своей направленности, однако их анализ позволил нам установить некую критериальную зависимость.

Так например с позиции Ожегова  это совместные интересы; с позиции Косолапова Н.А. это положительные эмоции, совместные интересы, заинтересованность в совместном результате; в психологии – это взаимовыгода, которая обеспечивает мотивацию на участие (мне выгодно, потому что я у кого-то могу чего то узнать; мы все завязаны на каком то общем деле); а в менеджменте – это объединение в рамках решения проблемы; Кузнецов В. С писал, что это поддержка (создание условий) для проявления субъектности каждого участника сотрудничества (активность, инициативность, самостоятельность, творчество…). Связь, объединение (кого-то или чего-то), интеграция (объединение равных) всегда приводит к положительному, устраивающему всех результату (объединяется опыт педагогов и опыт родителей).

Исходя из этих критериев, можно сказать, что необходимо выходить на какие то сообщества в которых каждый участник занимается сотрудничеством, он самостоятелен, может обладать активностью, инициативностью, предлагать какие то свои решения.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов. Так, в законе «Об образовании в Российской Федерации» в ст. 44 записано, что «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».

В ФГОС ДО сформулированы требования по взаимодействию ДОУ с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество с семьёй. В соответствии с ФГОС ДО учреждение обязано: информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность; обеспечить открытость дошкольного образования создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности; поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья; обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

В проекте концепции воспитания в РФ говорится о том, что определяющая роль в воспитании, несомненно, принадлежит семье. До наступления совершеннолетия за ребенка отвечает родитель, и на него ложится основная нагрузка по воспитанию. Однако, от родителя тоже не все зависит. Изрядную часть жизни ребенок проводит в детском саду, в школе вдалеке от родителя. Серьезной ошибкой предыдущих лет был существенный отказ государства от разработанной в советское время системы школьного воспитания. Традиционно в России учитель – это не просто специалист, обеспечивающий передачу знаний. Учитель призван помогать родителю воспитать ребенка, а не просто присматривать за ним. Стратегию необходимо дополнить призывом к родителю и педагогическому работнику объединить усилия для воспитания гармоничной личности, человека и гражданина. В Стратегии указана задача «содействие ответственному отношению родителей к воспитанию детей, повышению их социальной, коммуникативной и педагогической компетентности». Таким образом, родителю предлагается повышать компетенцию – социальную, коммуникативную, педагогическую. Качество родителя безусловно надо повышать.

Как обучать родителей? Современный родитель – занятый родитель, поэтому используем деятельностный подход стараемся отбирать такие формы взаимодействия с родителями, которые позволяли здесь и сейчас, чему то научить развить какие то умения воспитывать и развивать ребенка, чтобы родитель это мог применить в своем семейном воспитании.

Очень трудно стать хорошим родителем, а общество хочет чтобы семья как ячейка общества у нас состоялась и была достаточно крепкая, основательная с некими ценностями, ориентирами, потому что если крепкая семья значит крепкое государство. Поэтому эта проблема становится еще и актуальна как перспектива для развития государства для развития государственных идей в области образования. На данный момент родитель не знает ребенка, не знает, что с ним делать, не знает как с ним можно выстраивать какие-то взаимоотношения и педагог как специалист, которого учат как общаться с ребенком, как взаимодействовать с ребенком, что необходимо ребенку на каждом этапе его возрастного становления, может этого родителя сарентировать, раскрыть ребенка, научить его понимать и принимать его. Вот это ценность педагога по отношению к родителю, но родитель обладает ценнейшей информацией о самом ребенке он его должен лучше знать, знать его с разных сторон, поэтому здесь происходит взаимовыгодность, если нет взаимодействия между родителем и педагогом как субъект-субъектные отношения, то родитель и ответственным никогда не станет, поэтому не сможет нести ответственность за выбор, за результат, за цель которую он выбирает для ребенка.

Почему эта тема сейчас актуальна, потому что это сегодня потребность практики, именно сделать так, что бы родители стали соучастниками каких то событий, которые происходят в жизни ребенка. С одной стороны соучастники педагоги с другой соучастники родители. "Я сотрудничаю для того, чтобы в конечном итоге было успешно ребенку".

Успешная социализация успешна тогда, когда две стороны заинтересованы в этой цели, соединены сотрудничеством и тогда создается эта целостность, которая действительно будет успешной социализацией, индивидуализацией.

Почему в рамках сотрудничества мы хотим выйти на сообщества? Критериальные характеристики термина сотрудничества позволяют нам говорить, что сотрудничество может организоваться в том случае, если есть некое сообщество, поэтому нас интересуют родительско-педагогические сообщества.

Сообщества  люди которые имеют единую цель, которые одинокого включаються в реализацию этой цели, у них субъект-субъектные отношения. Что может быть визуализацией этого сообщества: клуб, союз, школа тоже может быть, т.к. это тоже субъект-субъектные отношения, если родители организуют деятельность по отношению к друг другу. Субъект-субъектные отношения  это сотрудничество, мы можем делится опытом, собирать этот опыт, наращивать, но этот опыт будет не только со стороны педагога, но и со стороны родителя.

Сотрудничество родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей сотрудничества дошкольной организации с родителями.



Предварительный просмотр:

Работа с психотерапевтическими сказками в группах .
Работа с психотерапевтическими сказками в группах несет в себе новые возможности. Группа, анализируя сказку, делает это, обычно более разносторонне, выявляя те оттенки смысла, которые могли бы ускользнуть незамеченными. Работа в группах собственно сказкотерапии и использование сказок в обычных тренинговых группах или группах личностного роста должна проходить по-разному. 
Группы, работающие полностью по методу сказкотерапии 
Группа сказкотерапии — это группа, которая уже к моменту начала работы ориентирована на сказки, работу со сказочными сюжетами; мотивацией такой группы часто является интересное врямяпровождение. Такая мотивация до некоторой степени благоприятна, она обеспечивает психологу-сказкотерапевту «кредит доверия», позволяющий ему некоторое время предлагать и сами сказки, и способы работы с ними, и виды анализа. Однако, задачи, которые ставит перед собой психолог, не вполне совпадают с задачами, осознающимися группой, и это вносит в работу некоторые сложности. 
Задачи, которые ставит перед собой психолог, диктуют в первую очередь выбор сказок. В ситуации, когда проблемы участников группы не известны психологу, желательно начинать с тех сказок, которые либо содержат в себе несколько проблем, либо работают как прожективные. Для того чтобы не утратить «сказочного» настроя группы, «разогрев» стоит запланировать легкий, как можно более увлекательный, не требующий интеллектуальных усилий. Для этого можно предложить, например, игры «Лишний стул» или «Волшебная палочка» (см. раздел «Игры»). Чтобы не быть голословной, предложу возможную схему сказкотерапевтического тренинга личностного роста для подростковой группы (15-17 лет) из четырех занятий. (Любая схема достаточно условна, необходимо откликаться на потребности и особенности группы.) 
План сказкотерапевтического тренинга личностного роста для подростков 
Первое занятие 
1. «Разогревающая» игра 
Для «разогрева» и знакомства игру «Лишний стул», которую предлагает психолог, желательно начать с таких фраз, которые не предполагают действия, например: 
Сейчас поменяются местами те, кто в жизни не прочел ни одной сказки. 
Сейчас поменяются местами те, кто считает, что сказка — это только для детей. 
Сейчас поменяются местами все, кто всегда слушается своих родителей. 
Затем психолог произносит фразы, значимые для прояснения актуальных потребностей участников группы: 
Поменяются местами те, кто верит в то, что чудеса случаются не только в сказке. 
Поменяются местами те, кто верит в вечную любовь. 
Психолог не делает попытки занять место, если хочет показать, что согласен с этими тезисами. Затем желательна фраза, уступающая позицию ведущего, например: 
Меняются местами те, у кого есть чувство юмора. 
Меняют местами те, кто не считает себя главным в любой компании. 
Продолжая игру, психолог старается определить интересы участников группы и их особенности по предлагаемым фразам. 
2. Правила сказочной жизни 
Когда игра начинает надоедать группе (это происходит обычно минут через 10), психолог берет стул и предлагает группе продолжить знакомство, вырабатывая правила сказочной жизни. Они вырабатываются примерно также, как правила любой психотерапевтической группы, и включают, как правило, требования 
конфиденциальности, доверия, активности. Кроме того, определяются способы обращения друг к другу. При формулировке правил психолог ненавязчиво заботится о том, чтобы правила приобрели подходящую для сказочного настроения форму. Например, «Тайна сказочной жизни» — правило неразглашения событий и их обсуждения в группе. Правила могут быть записаны и «обыграны»: спрятаны как групповое сокровище, произнесены как клятва и т. п. 
3. Пропуск в сказку 
Выработка правил служит для группы основанием для получения пропуска в сказку. В качестве пропуска могут выступать какие-либо подготовленные заранее предметы для каждого участника, либо общий предмет, например указатель направления, который может поворачиваться в зависимости от задачи и указывать на книгу, на рисунок, на какого-либо члена группы, или на выход из помещения. Управление указателем возлагается на группу, что помогает психологу отслеживать ее настроение. 
4. Знакомство со сказкой 
Читается «Сказка о Принце». Возможно чтение с остановками на ключевых местах сюжета, при которых психолог спрашивает: 
Как вы думаете, что сделал Принц? 
И что же Принц увидел ? 
Естественно, могут быть любые вопросы по сюжету сказки, а не по ее анализу. Эта сказка заканчивается вопросом: Что же сказала Элизабет?, что помогает сохранить интерес до следующей встречи, несмотря на то, что сказка закончена. 
Работа с психотерапевтическими сказками в группах 
5. Завершающий ритуал 
Ритуал, завершающий занятие, может быть любым, но он должен неукоснительно соблюдаться. Это может быть ритуал, связанный с указателем направления, волшебной палочкой, воображаемым советчиком и т. п. Нежелательно просто объявлять об окончании времени, хотя и использование волшебного ритуала желательно сделать чуть-чуть ироничным, иначе это может оказаться неприемлемым для данного возраста. 
Второе занятие 
1. «Разогрев» 
Для «разогрева» необходима короткая игра, так как группа заинтересована в обсуждении закончившейся вопросом сказки. Можно провести игру «Звездочки» (см. раздел «Игры»). Краткое резюме игры связывает ее с сюжетом сказки, например: «Иногда очень трудно понять каков ты сам и как найти человека, который должен быть с тобой. Если помните, именно так случилось с Принцем — героем нашей сказки». 
2. Анализ сказки 
Возможные вопросы, которые могут быть заданы в процессе обсуждения: 
Почему Принц ушел из дома ? 
Как относились к нему близкие? 
Почему Принц не мог принять бескорыстную помощь? 
Что дало Принцу «ведение сердец» ? 
Стал ли Принц взрослым ? Когда ? 
Что означает отсутствие в сказке имен и появление их позже ? 
Почему Принц Артемий не смог принять решение в конце сказки ? 
Почему Принц не смог приобрести друзей по дороге в город Амо-Рель? 
Что же сказала Элизабет ? 
Желательно, чтобы каждый участник группы мог высказать свое мнение, а также, чтобы мнения не подвергались критике, а заинтересованно выслушивались и развивались. 
3. Знакомство со следующей сказкой 
Так как последний вопрос затрагивает сюжет «Сказки Элизабет», то обсуждение заканчивается чтением этой сказки. Чтение можно поручить тому члену группы, который внес наименьший вклад в обсуждение, причем желательно, чтобы эту сказку читала девушка, а не юноша. Так как два обсуждения подряд по одной и той же схеме не желательны, то вместо вопросов может быть предложена иллюстрация к сказке. Высказывания членов группы об этой иллюстрации помогают выявить смысл сказки. 
4. Развитие сюжета 
Для того чтобы выяснить интерес группы к той или иной сюжетной линии сказок и определить желательное направление дальнейших занятий, можно предложить участникам тренинга пофантазировать, что будет дальше с героями сказки: с Артемием, Элизабет, братьями Артемия, с их родителями. В зависимости от этого определяется направление дальнейшей работы. Другими способами для выбора направления может быть предложение выбрать следующую сказку из предложенного перечня или определить список героев сказки, в которую группа хотела бы поиграть. (В данном варианте сценария группой выбрана «История о принце, который носил маску».) 
5. Игра «Запретный плод» 
После выбора сказки для «постановки спектакля» участникам группы предлагается игра, позволяющая, как объявляет психолог, оценить их актерские способности. Задача, которую реально ставит перед собой психолог, — другая: в этот момент тренинга игра «Запретный плод» должна поставить проблему осмысления своего отношения к нормам и запретам, что необходимо для серьезного отношения к сказке. (Описание игры — в разделе «Игры».) Поскольку группе не ставится задача нравственного подхода к ситуации, обсуждение не должно затрагивать вопросов о том, кто как поступил и почему. Желательно выйти на уровень разговора о запретах и предписаниях вообще, о том, как можно к ним относиться. Психолог объявляет, что в сказке, выбранной для спектакля, одна из проблем — это проблема отношения к тому, что «принято» и что «не принято» в данном королевстве. 
6. Распределение ролей и определение правил постановки 
Выбираются «актеры» на роли со словами: Людовика, Леоноры, короля, стражников. Объявляется, что участниками спектакля являются все, и распределяются роли: масок, сестры принцессы Леоноры, стен замка, бассейна, палача, времени, различных предметов. Текст сказки выдается актерам, которые будут играть роли со словами. Остальным актерам, сообщается, что они должны будут импровизированно высказываться от имени своих персонажей, когда «режиссер» предоставит им слово. 
7. Завершающий ритуал 
Аналогичен завершающему ритуалу первого занятия. 
Третье занятие 
1. Постановка спектакля по сказке 
«История о принце, который носил маску» разыгрывается как спектакль по правилам, описанным выше. Для того чтобы смысл сказки стал ясен для группы, ведущий должен давать слово и второстепенным персонажам для кратких монологов. С этого, фактически, начинается процесс анализа сказки. 
2. Обсуждение спектакля 
Каждый участник группы может высказываться, единственная просьба — называть то, что данный участник считает основной темой данной постановки. Это могут быть такие трактовки основной темы сказки, как взаимопонимание, открытость, любовь, подчинение общественным нормам и правилам, стремление обрести свое лицо и т. д. Те темы, которые участники группы называют чаще всего, могут служить ориентиром для психолога при выборе дальнейшего направления занятий. 
3. Конструирование сказки 
Группе предлагается поиграть в конструирование сказки. Каждый получает бумагу, карандаши или краски и задание нарисовать любой предмет или любой сказочный персонаж. (Если кто-либо из группы отрицательно относится к рисованию, он может вырезать предметы или персонажи из иллюстрированных журналов.) Ведущий готовит пространство для «сказочного мира»: большой лист бумаги с фоном — небом, зеленой травой, солнцем и т.п. На этом пространстве все участники размещают свои иллюстрации, после чего группа приступает к конструированию сказки, опираясь на получившийся коллаж. 
4. Обсуждение структуры сказки 
После того как группа сконструировала сказку, психолог предлагает поговорить о сказках вообще и, в частности, о роли волшебства в сказке, о том, чем сказка отличается от жизни. Если участники затрудняются в обсуждении этой проблемы, ведущий читает сказку «Принцесса и фея бабочек» и предлагает группе сказать, что в этой сказке фантастично, а что реально. Следующий вопрос группе: кто мог бы, кроме феи, выполнить ее миссию по отношению к принцессе Марианне. Психолог может спросить, хотели бы участники группы попасть в такую ситуацию, где возможно исполнение некоторых желаний, и обещает, что на следующем занятии создаст для этого условия. 
5. Ознакомление со следующей сказкой 
Для последнего, четвертого занятия все участники группы получают текст сказки «Принцесса, которая плохо училась», причем он дается не до конца, обрываясь на месте, отмеченном ***. Задание участникам — ознакомиться с текстом сказки и подумать о ее возможном продолжении. 
6. Завершающий ритуал 
Аналогичен завершающему ритуалу первого занятия. 
Четвертое занятие 
1. Игра «Магазин ценностей» 
Игра проводится после напоминания о том, что есть некоторая процедура, ведущая к исполнению желаний. Основная цель данной игры в контексте описываемого тренинга — осознание собственных проблем и собственных особенностей. (Описание игры — в разделе «Игры».) 
2. Обсуждение вариантов продолжения сказки 
После окончания игры группа возвращается к тексту сказки «Принцесса, которая плохо училась». Участники предлагают различные варианты продолжения, при обсуждении не отвергается ни один из них. Затем психолог читает тот вариант, который имеется в сказке, не утверждая, что он единственно возможный. 
3. Обсуждение проблемы смысла жизни 
Психолог советует не анализировать сказку, а обсудить проблему принцессы Алевтины. Предложение может быть, например, таким: «Нам нужно подумать, что можно посоветовать принцессе Алевтине, если кто-нибудь из нар ее встретит». 
4. Игра «Клубочек» 
После обсуждения сказки психолог дает группе клубок какого-нибудь яркого, красивого шнура, который участники группы перебрасывают друг другу, стоя в круге. (Каждый оставляет кусочек шнура у себя, клубок разматывается по мере движения от участника к участнику.) Получившийся узор трактуется как связи в группе, возникшие за время жизни в сказке, и как карта пройденных сказочных дорог. Узор помещается на стену как групповая память о пройденном вместе пути. 
5. Ритуал прощания 
Ведущий занятия прощается со сказочной страной и с группой. Его заключительные слова обращают внимание участников группы на следы, оставленные в сказочной стране, и на то, что они сами несколько изменились, потому что пребывание в сказке обязательно меняет человека — иногда сразу, иногда постепенно. 

Источник - С. А. Черняева "Психотерапевтические сказки и игры"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление из опыта работы«Инновационные практики в работе с дошкольниками»

Одно из самых важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация развивающей предметной среды. Поэтому, создавая развивающую среду, групповой  ко...

Выступление на Фестивале инновационных практик образовательных учреждений города Нефтекамск РБ "Обучающая игровая технология "ЛЭПБУК"

Мы попытались подискутировать на тему в импровизированной студии телепередачи "Наедине со всеми".[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12509696","attributes":{"alt":"","class":"media-imag...

Инновационные практики сотрудничества родителей и ДОУ.

Инновационные практики сотрудничества родителей и ДОУ....

К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРАКТИК РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Статья затрагивает вопрос изучения инновационных практик речевого развития дошокольников в условиях дошкольной образовательной организации. Данная статья будет полезна воспитателям детских садов, а та...

Представление инновационных практик "Цветотренинг - действенное средство в работе с детьси с ОВЗ"

Дети, с нарушением речи зачастую имеют сочетанные нарушения поведенческого плана. Помочь справиться с данными проблемами поможет ар-терапевтические техники, как цветотренинг....

Использование системно -деятельностного подхода в условиях формирования инновационных практик дошкольного образования

Сущность деятельностного подхода в дошкольном обучении заключается не в том, что ребёнку нужно предложить выполнить определенные действия, которые приведут его к созданию конкретного образовательного ...

«Инновационные практики реализации ФГОС ДО» Образовательный проект на тему: «У природы нет плохой погоды».

Настоящее время  – время ухудшения экологической ситуации во всем мире, эта проблема приобретает особую остроту и актуальность. Отчуждение от природы, эксплуатация и потребительск...