технология и методы здоровьесохранение в доу
методическая разработка

Бойко Ирина  Михайловна

«Забота о здоровье – это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

В.Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл knizhka.docx48.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №2 «Журавушка» г.Олекминска

Технологии и методы сохранения здоровья в ДОУ

Опыт работы воспитателя детского сада №2 «Журавушка»

Бойко Ирины Михайловны

«Забота о здоровье – это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

В.Сухомлинский

Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима ребёнка, направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, является утренняя гимнастика, относящаяся к технологии обучения детей здоровому образу жизни.

 Условия проведения утренней гимнастики

 Утренняя гимнастика проводится в зале или  групповой комнате. Весной и летом – на участке (с детьми всех возрастных групп). Воспитатель в зависимости от погоды подбирает упражнения и регулирует физкультурную нагрузку: в прохладную погоду увеличивает её (изменяет темп, количество повторов и т. д., в тёплую погоду – снижает, чтобы избежать перегревания организма.

Структура утренней гимнастики

 Вступительная часть:

 - построение;

 - два-три вида ходьбы;

- один вид бега.

 В заключении обычная ходьба, построение для выполнения ОРУ.

 Основная часть:

 Общеразвивающие упражнения для:

 - мышц рук и плечевого пояса;

 - мышц туловища;

 - брюшного пресса и ног.

 Заключительная часть:

 - подвижные игры, ходьба, упражнения на восстановление дыхания.

 Планирование утренней гимнастики

 Оно тесно связанно с планированием всего материала по развитию движений на физкультурных занятиях. Каждый новый комплекс планируется один на две недели, но в старшем дошкольном возрасте можно планировать новый комплекс каждую неделю. Комплексы составляются из упражнений, освоенных детьми на физкультурных занятиях, так как уже знакомые упражнения выполняются правильно, а это повышает эффективность их влияния на детский организм и сокращает время на объяснение и показ.

 Более сложные комплексы могут быть использованы во время спортивных праздников и вечеров развлечений. Комплексы упражнений для утренней гимнастики без пособий чередуются с комплексами с использованием мелких физкультурных пособий (флажков, кубиков, обручей, мячей, палок и др.) . Их применение делает занятие интересным и улучшает качество выполнения упражнений.

 Расстановка, раздача, сбор предметов

 Всё это не должно занимать много времени. В ДОУ применяются следующие приёмы раздачи предметов:

 - воспитатель сам подходит к ребёнку и даёт ему предмет (до или после построения, стоя в кругу, он бросает или катит мяч каждому воспитаннику;

 - воспитатель или дежурный расставляет предметы (кубики и др.) на полу, дети строятся около них;

 - воспитатель выставляет корзины, ящики с мячами, кубиками и другими предметами, дети по сигналу разбирают их;

 - дети берут предметы разложенные на стульчиках или скамейках;

 - дежурные или направляющие колонн раздают предметы детям своей колонны;

 - дети самостоятельно достают их из стойки (корзины, подставок, стеллажей, сеток) ;

 - предметы разбираются во время ходьбы в колонне по одному.

 Эти приёмы могут быть использованы и при сборе предметов после выполнения упражнений.

 Выбор приёмов раздачи и сбора предметов зависит от возраста и подготовленности детей.

 Возрастные особенности организации утренней гимнастики:

 Параметры Ранний возраст Младший дошкольный возраст Средний дошкольный возраст Старший дошкольный возраст

 старшая группа подготовительная группа

 Длительность

 4-5 мин. 5-6

 мин. 6-8

 мин. 8-10

 мин. 10-12 мин.

 Размещение детей для ОРУ врассыпную или в круг в круг в звенья в 2-3 колонны (перестроение с помощью расчета детей, тройками через центр зала и др.)

 Количество

 общеразвивающих упражнений 3-4 4 4-5 5-6 6-8

 Дозировка

 Упражнений 4-5

 раз 4-5

 раз 5-6

 раз 6-8

 раз 8-10 раз

 Продолжительность

 бега без перерыва 10-15

 сек. 15-20

 сек. 20-25

 сек. 25-30

 сек. 30-40 сек.

 Моторная плотность на утренней гимнастике достигается:

 - специальным подбором упражнений;

 - их повтором, дозировкой;

 - темпом;

 - использованием подвижных игр, бега;

 - физкультурных пособий;

 - правильной организацией детей;

 - местом проведения (на воздухе) ;

 - музыкальным сопровождением.

 Варианты проведения утренней гимнастики

 - Традиционная гимнастика с ОРУ.

 - Гимнастика игрового характера.

 - С использованием полосы препятствий.

 - С использованием простейших тренажёров.

 - С включением оздоровительных пробежек.

 - Ритмическая гимнастика.

Дыхательная гимнастика является наиболее эффективным методом не только профилактики простудных заболеваний и заболеваний органов дыхания у детей, но и общего укрепления организма ребенка. При выполнении комплекса таких упражнений развивается дыхательная мускулатура, речевой аппарат, координация движений, мышцы рук и позвоночника, происходит насыщение крови кислородом, что благотворно влияет на деятельность всех органов и систем. Более всего подойдет дошкольникам звуковая дыхательная гимнастика, когда вместе с дыхательными упражнениями происходит произнесение различных звуков. Эти упражнения оказывают положительное воздействие как на весь организм в целом, так и на отдельные его системы.

 Так, например, произнесение звука «а» стимулирует работу легких, трахеи и гортани, произнесение звука «и» очищает сосуды мозга, ушей, глаз, улучшает слух и стимулирует работу щитовидной железы, произнесение звука «э» способствует усвоению железа.

 Основные правила проведения дыхательной гимнастики:

 1. Вдох-носом, рот закрыт.

 2. Дышать медленно для насыщения организма кислородом.

 3. Концентрировать внимание на выполнении упражнения.

 4. Дышать с удовольствием: положительные эмоции сами по себе дают значительный оздоровительный эффект.

Для проведения дыхательной гимнастики возможно использование различных приспособлений: свистков, воздушных шариков, трубочек для коктейля, мыльных пузырей, можно дуть на одуванчики, сдувать пёрышки с ладошки.

Упражнение № 1 «Перекличка животных»

Воспитатель распределяет между детьми роли различных животных и птиц. Дети должны, услышав от ведущего название своего животного, на медленном выдохе произнести соответствующее звукоподражание. Игра оживляется, если ведущий старается запутать играющих: называет животное, а смотрит на ребенка, исполняющего совсем другую роль. Внимание направлено на длительность и четкость звучания согласных и гласных звуков.

 

Упражнение № 2 «Трубач»

Дети подносят к лицу сжатые кулачки, располагая, их друг перед другом. На выдохе медленно дуют в «трубу». Воспитатель хвалит тех, кто дольше всех сумел дуть в «трубу».

 

Упражнение № 3 «Топор»

Дети стоят. Ноги на ширине плеч, руки опущены, и пальцы рук сцеплены «замком». Быстро поднять руки – вдох, наклониться вперед, медленно опуская «тяжелый топор», произнести – «ух!» – на длительном выдохе.

 

Упражнение № 4 «Ворона»

Дети сидят. Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны вверх – вдох, медленно опустить руки – выдох. Произнести: «кар!».

 

Упражнение № 5   «Гуси»

Дети сидят. Кисти согнутых рук прижаты к плечам. Сделать быстрый вдох, затем медленно наклонить туловище вниз, отвезти локти назад, на длительном выдохе произнести: «га». Голову держать прямо. Возвратиться в исходное положение – вдох. На выдохе произнести го, «гы».

Одной из форм работы по профилактике нарушений зрения, переутомления зрительного аппарата выступает гимнастика для глаз. Если не помочь глазам в борьбе с накопившейся усталостью, постепенно зрение будет ухудшаться. Как показали современные исследования, «гимнастика для глаз» улучшает кровоснабжение глазных яблок, нормализует тонус глазодвигательных мышц, способствует быстрому снятию зрительного утомления.

 Цель гимнастики для глаз: профилактика нарушений зрения дошкольников.

 Задачи:

 -предупреждение утомления,

-укрепление глазных мышц

 - снятие напряжения.

 - общее оздоровление зрительного аппарата.

Условия: Для проведения не требует специальных условий. Любая гимнастика для глаз проводится стоя.

 Время: Выполняются 2-4 мин.

 Правило: При выполнении упражнений голова неподвижна (если не указано иначе) .

 Детям с патологией зрения противопоказаны упражнения, связанные с длительным и резким наклоном головы.

 Прием проведения – наглядный показ действий педагога. Если гимнастика для глаз используется педагогом в системе здоровьесбережения ежедневно, то рекомендуется на неделю планировать для разучивания и выполнения 1 комплекс в стихотворной форме.

 При планировании рекомендуется учитывать принцип усложнения, отработав вначале простые движения глазами: вправо-влево, вверх-вниз, круговые движения, зажмуривания, моргание, выпячивание глаз, а затем используя их по ходу более сложного стихотворного текста в различных сочетаниях. Стихотворный текст также нужно использовать вначале небольшой (до 4 строк, а затем переходить к более сложным и длинным.

Зрительная гимнастика в стихах

 Раз –налево, два – направо,

 Три –наверх, четыре - вниз.

 А теперь по кругу смотрим,

 Чтобы лучше видеть мир.

 Взгляд направим ближе, дальше,

 Тренируя мышцу глаз.

 Видеть скоро будем лучше,

 Убедитесь вы сейчас!

 А теперь нажмем немного

 Точки возле своих глаз.

 Сил дадим им много-много,

 Чтоб усилить в тыщу раз!

 * * *

 Мы гимнастику для глаз

 Выполняем каждый раз.

 Вправо, влево, кругом, вниз,

 Повторить ты не ленись.

 Укрепляем мышцы глаза.

 Видеть лучше будем сразу.

 * * *

 Глазки вправо, глазки влево,

 И по кругу проведем.

 Быстро – быстро поморгаем

 И немножечко потрем.

 Посмотри на кончик носа

 И в «межбровье» посмотри.

 Круг, квадрат и треугольник

 По три раза повтори.

 Глазки закрываем,

 Медленно вдыхаем.

 А на выдохе опять

 Глазки заставляй моргать.

 А сейчас расслабились

 На места отправились.

Автобус.

 Мы в автобусе сидим,

 Во все стороны глядим.

 Глядим назад, глядим вперед,

 А автобус не везет.

 Внизу речка – глубоко,

 Вверху птички – высоко.

 Щётки по стеклу шуршат

 Все капельки смести хотят.

 Колёса закружились

 Вперёд мы покатились.

 Сова.

 В лесу темно.

 Все спят давно.

 Только совушка-сова,

 большая голова,

 На суку сидит,

 во все стороны глядит.

 Вправо, влево, вверх и вниз,

 Звери, птицы, эх, держись!

 осмотрела все кругом –

 за добычею бегои!

 Часы

 Тик-так, тик-так

 Все часы идут вот так: тик-так, тик-так,

 Налево раз, направо раз,

 Мы тоже можем так,

 Тик-так, тик-так.

 * * *

 Мы ладонь к глазам приставим,

 Ноги крепкие расставим.

 Поворачиваясь вправо,

 Оглядимся величаво.

 И налево надо тоже

 Поглядеть из под ладошек.

 И – направо! И еще

 Через левое плечо!

 Хомка - хомка хомячок,

 Полосатенький бочок.

 Хомка рано встаёт

 Глазки свои хомка трет.

 Поморгает – раз, два, три

 Вдох и выдох. Посмотри

 Далеко ручей бежит,

 На носу комар пищит.

 Смотрит хомка выше, ниже,

 Вправо, влево, дальше, ближе…

 Осмотрел он все кругом

 Праг! и в норочку бегом!

 «Жук»

 Дети садятся на пол, вытягивают ноги вперёд. Указательный палец правой руки — это жук. Дети поворачивают его вправо, влево, вверх, вниз, следуя тексту.

 К журавлю жук подлетел,

 Зажужжал и запел «Ж-ж-ж. »

 Вот он вправо полетел,

 Каждый вправо посмотрел.

 Вот он влево полетел,

 Каждый влево посмотрел.

 Жук на нос хочет сесть,

 Не дадим ему присесть.

 Жук наш приземлился,

 Зажужжал и закружился. «Ж-ж-ж. »

 Жук, вот правая ладошка,

 Посиди на ней немножко.

 Жук, вот левая ладошка,

 Посиди на ней немножко.

 Дети вытягивают поочерёдно вперёд правую и левую руки, смотрят на ладошку; затем встают на ноги, тянутся вверх на носочках и хлопают в ладоши, медленно опуская руки.

 Жук наверх полетел

 И на потолок присел.

 На носочки мы привстали,

 Но жука мы не достали.

 Хлопнем дружно—

 Хлоп-хлоп-хлоп,

 Чтобы улететь он смог.

 «Ж-ж-ж. »

 "Дождик"

 Капля первая упала - кап! (сверху пальцем показывают траекторию ее движения)

 И вторая пробежала - кап!

 Мы на небо посмотрели, (то же самое)

 Капельки кап - кап запели,

 Намочились лица.

 Мы их вытирали. (вытирают лицо руками)

 Туфли - посмотрите - (показывают вниз и смотрят)

 Мокрыми стали.

 Плечами дружно поведем (движения плечами)

 И все капельки стряхнем.

 От дождя убежим.

 Под кусточком посидим. (приседают)

 "Самолет"

 Пролетает самолет, (смотрят вверх и водят пальцем за воображаемым самолетом)

 С ним собрался я в полет,

 Правое крыло отвел, (отводят руки по переменно и

 Посмотрел. прослеживают взглядом)

 Левое крыло отвел,

 Поглядел.

 "Отдыхалочка"

 Мы играли, рисовали (выполняется действия, о которых идет речь)

 Наши глазки так устали

 Мы дадим им отдохнуть,

 Их закроем на чуть - чуть.

 А теперь их открываем

 И немного поморгаем.

"Ночь"

 Ночь. Темно на улице. (Выполняют действия, о которых идет речь)

 Надо нам зажмурится.

 Раз, два, три, четыре, пять

 Можно глазки открывать.

 Снова до пяти считаем,

 Снова глазки закрываем.

 Раз, два, три, четыре, пять

 Открываем их опять.

 (повторить 3 - 4 раза)

 "Прогулка в лесу"

 Мы отправились гулять. Шагают на месте

 Грибы - ягоды искать

 Как прекрасен этот лес.

 Полон разных он чудес.

 Светит солнце в вышине, смотрят вверх

 Вот грибок растет на пне, смотрят вниз

 Дрозд на дереве сидит, смотрят вверх

 Ежик под кустом шуршит. смотрят вниз

 Слева ель растет - старушка, смотрят вправо

 Справа сосенки - подружки. смотрят влево

 Где вы, ягоды, ау! повторяют движения глаз

 Все равно я вас найду! влево - вправо, вверх - вниз.

"Тишина"

 Мы устали все чуть - чуть.

 Предлагаю отдохнуть.

 Отдыхайте наши уши

 Тишину мы будем слушать.

 И глаза мы закрываем,

 И они пусть отдыхают.

 В тишине представить море,

 Свежий ветер на просторе.

 За волной плывет волна,

 А в округе тишина.

 Наши глазки так устали,

 Мы писали, рисовали,

 Встанем дружно по порядку,

 Сделаем для глаз зарядку.

 Ночь. Темно на улице.

 Надо нам зажмурится.

 Раз, два, три, четыре, пять

 Можно глазки открывать.

 Снова до пяти считаем,

 Снова глазки закрываем.

 Раз, два, три, четыре, пять

 Открываем их опять.

 А теперь всем вместе нужно

 Поморгать глазами дружно.

 Вправо - влево посмотрите,

 Вниз и вверх все поглядите.

 Отдохнули? Хорошо.

 Повторяем все еще.

“Цветы”

 Наши алые цветы распускают лепестки (смотрим вверх) Ветерок чуть дышит, лепестки колышет, (моргать быстро) Наши алые цветы закрывают лепестки, (закрывать глаза) Тихо засыпают, головой качают (смотреть по сторонам) .

 «Ах, как долго мы писали»

 Ах, как долго мы писали -Поморгать глазами.

 Глазки у ребят устали.

 Посмотрите все в окно - Посмотреть влево – вправо.

 Ах, как солнце высоко - Посмотреть вверх.

 Мы глаза сейчас закроем - Закрыть глаза ладошками.

 В классе радугу построим - Посмотреть по дуге вверх -

 Вверх по радуге пойдем - Вправо и вверх – влево.

 Вправо, влево повернём – Поворачиваем вправо, влево

 А потом скатимся вниз - Посмотреть вниз.

 Жмурься сильно, но держись. Зажмурить глаза, открыть и

 поморгать ими.

 Автор метода Э. С. Аветисов

 Долго тянется урок –

 Много мы читали.

 Не поможет тут звонок,

 Раз глаза устали.

 Глазкам нужно отдыхать,

 Знай об этом каждый.

 Упражнений ровно пять,

 Все запомнить важно.

 Упражнение один –

 На край парты книги сдвинь.

 Сидя, откинься на спину парты, сделай глубокий вдох, затем наклонись вперед на крышку парты, сделай выдох.

 Упражнение такое

 Повтори пять раз за мною.

 Упражнение два –

 Тренируй свом глаза.

 Откинувшись на спинку парты, прикрой веки, крепко зажмурить глаза, открой глаза.

 Занимаемся все сразу,

 Повтори четыре раза,

 Упражнение три.

 Делай с нами, не спеши.

 Сидя, положи руки на пояс, поверни голову направо, посмотри на локоть правой руки, поверни голову налево, посмотри на локоть левой руки, вернись в И. П.

 Повторите пять раз,

 Расслабляя мышцы глаз.

 Упражнение четыре

 Потратить нужно много силы.

 Сидя, смотри перед собой, посмотри на классную доску 2 – 3 сек. Вытяни палец левой руки по средней линии лица на расстояние 5 – 20 см от глаз. Переведи взгляд на конец пальца и посмотри на него 3 – 5 сек., после чего руки опусти.

 Повторить 5 – 6 раз,

 Все получится у вас.

 Упражнение пять

 Нужно четко выполнять.

 Сидя, вытяни руки вперед, посмотри на кончики пальцев. Подними руки вверх –вдох, следи глазами за руками, не поднимая головы, руки опусти (выдох) .

“Весёлая неделька” гимнастика для глаз

 - Всю неделю по - порядку,

 Глазки делают зарядку.

 - В понедельник, как проснутся,

 Глазки солнцу улыбнутся,

 Вниз посмотрят на траву

 И обратно в высоту.

 Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение) .

 - Во вторник часики глаза,

 Водят взгляд туда – сюда,

 Ходят влево, ходят вправо

 Не устанут никогда.

 Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение) .

 - В среду в жмурки мы играем,

 Крепко глазки закрываем.

 Раз, два, три, четыре, пять,

 Будем глазки открывать.

 Жмуримся и открываем

 Так игру мы продолжаем.

 Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения)

 - По четвергам мы смотрим вдаль,

 На это времени не жаль,

 Что вблизи и что вдали

 Глазки рассмотреть должны.

 Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)

 - В пятницу мы не зевали

 Глаза по кругу побежали.

 Остановка, и опять

 В другую сторону бежать.

 Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз)

 - Хоть в субботу выходной,

 Мы не ленимся с тобой.

 Ищем взглядом уголки,

 Чтобы бегали зрачки.

 Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз)

 - В воскресенье будем спать,

 А потом пойдём гулять,

 Чтобы глазки закалялись

 Нужно воздухом дышать.

 Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение)

 - Без гимнастики, друзья,

 Нашим глазкам жить нельзя!

 В правую руку свой мячик возьми, (Взор следует за мячом)

 Над головою его подними

 И перед грудью его подержи.

 К левой ступне не спеша положи.

 За спину спрячь и затылка коснись.

 Руку смени и другим улыбнись. (В какой руке у нас сейчас мяч)

 Правого плечика мячик коснётся.

 И ненадолго за спину вернётся.

 С голени правой да к левой ступне,

 Да на живот – не запутаться б мне.

Комплекс зрительной гимнастики для детей:

 1. В углах  комнаты, под потолком расположите цветные картонные кружки разных размеров. Предложите детям посмотреть на левый круг несколько секунд, затем на правый, выполните это упражнение 3-5 раз, следите, чтобы  у детей работали только глаза, после 3-5 упражнений на 10 секунд глаза закрыть, повторить упражнение 3 раза.

 2. Для расслабления мышц, поддерживающих глазное яблоко, предлагается в течение 10 секунд зажмуривать и расслаблять глаза.

 3. Для выполнения упражнений дети руки ставят под подбородок, чтобы исключить движение головой. Ребёнок должен поднять глаза и посмотреть вверх, затем вниз по 4 раза, перерыв 10 секунд, затем вправо, влево 4 раза, перерыв 10 секунд.

 4. Для выполнения следующего упражнения потребуется дополнительный материал. На потолке располагается рисунок в виде змейки

Гимнастика пробуждения направлена на постепенный переход детей от сна к бодрствованию.

 Пробуждение – является одним из важнейших моментов, способствующих нормальному протеканию жизненно важных процессов для ребенка, с этой целью после дневного сна проводится гимнастика пробуждения, гимнастика после дневного сна также является закаливающей процедурой.

 Методика проведения:

 Пробуждение детей происходит под звуки плавной музыки. Гимнастику начинает проводится с проснувшимися детьми, постепенно присоединяются остальные дети по мере пробуждения. Она включает такие элементы, как потягивание, поочередное поднимание и опускание рук, ног, элементы пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, элементы дыхательной гимнастики. Главное правило это исключение резких движений, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение.

 Структура гимнастики пробуждения:

 - гимнастика в постели,

 - дыхательная гимнастика (важна для профилактики простудных заболеваний и заболеваний верхних дыхательных путей,

 - закаливающие мероприятия с использованием дорожек здоровья, солевых дорожек, водных процедур

 Общая длительность оздоровительной гимнастики после дневного сна должна составлять 12-15 минут.

  В результате организации в режиме дня гимнастики пробуждения:

 – пробуждение проходит безболезненно для ребенка;

 – дети легко включаются в игровые упражнения;

 – малыши получают положительный эмоциональный настрой;

 – легко происходит переход ребенка к игровой деятельности.

ГИМНАСТИКА  ПРОБУЖДЕНИЯ

С 1по 15 сентября

«Мы проснулись»

1. «Веселые ручки» - и. п.: лежа на спине. Поднимать руки в стороны и опускать вниз.                                          (4 раза)

2. «Резвые ножки» - и. п.: то же. Поочередно поднимать то одну, то другую ногу.                                                   (4 раза)

3. «Жучки» - и. п.: то же. Перекаты на правый, затем на левый бок.                                                                      (4-6 раз)

4. «Кошечки» - и. п.: стоя на средних четвереньках. Двигаться вперед-назад, наклоняться вниз, сгибая локти, возвращаясь в и.п.                                                          (4 раза)

Ходьба на месте обычная, выходят из спальни на носочках.

С 15 по 30 сентядря

 

«Бабочка»

Спал цветок                            И.п.: сидя на корточках,

                                                   вместе под щекой, глаза  

                                                   закрыты, голова наклонена.

И вдруг проснулся                И. п.: то же. Медленно открыть

                                                   глаза, опустить руки через

                                                   стороны, встать.

Больше спать                         И. п.: стоя. Повороты головы

не захотел                               вправо-влево, показать

                                                  пальчиком «не захотел».

Потянулся, улыбнулся,       Дети выполняют

Взвился вверх и полетел     движения по тексту.

   

                                                                                 (2-3 раза)

 

С 1 по 15 октября

 

«Солнышко»

1. «Солнышко просыпается» - И. п.: лежа на спине. Поднять голову, повороты головы влево-вправо.       (4 раза)

2. «Солнышко купается» - и. п.: то же. Обхватить руками колени, перекатываться с боку на бок.                         (4 раза)

3. «Солнечная зарядка» - и. п.: то же, руки вытянуты назад. Поднимать одновременно руки и ноги вверх-вперед.   (4 раза)

4. «Солнышко поднимается» - и. п.: лежа на животе, руки согнуты в локтях. Приподниматься на прямые руки, не отрывая ног от кровати. (4-5 раз)

5. «Солнышко высоко» - и. п.: сидя на коленях, упор руками спереди. Приподняться на руки и прямые ноги.(4 раза)

6. «Я – большое солнышко» - и. п.: стоя на ногах возле кроватки. Поднять руки вверх через стороны, потянуться, встать на носки.                                                               (4 раза)

 Обычная ходьба босиком.

С15 по 31 октября

«Пробуждение солнышка»

1. «Вот как солнышко встает» - и. п.: сидя на корточках, руки опущены вниз. Медленно вставать, руки вперед-вверх на каждое слово.

2. «Выше, выше, выше» - и. п.: стоя в вверху разведены в стороны. Наклоны туловища вниз, руки на колени, вернуться в и.п.

3. «К ночи солнышко зайдет» - и. п.: то же. Присесть на корточки, руки опустить.

4. «Ниже, ниже, ниже» - и. п.: сидя на корточках, руки опущены вниз. Наклоны головы вниз- вверх-вниз.

5. «Хорошо, хорошо» - и. п.: стоя. Хлопки в ладоши.

6. «Солнышко смеется» - и.п.: стоя, руки на поясе. Повороты туловища вправо-влево.

7. «А под солнышком таким веселей живется» - и. п.: то же. Кружение на месте в одну, а затем в другую сторону.

                                       (Повторить 2 раза)

С 1 по 15 ноября

«Заинька – зайчишка»

1. «Заинька, подбодрись,            И. п.: стоя, руки вдоль

     серенький, потянись»            туловища. Приподняться

                                                         на носки, руки через

                                                         стороны вверх.

2. «Заинька, повернись,              И. п.: стоя, руки на поясе.

    серенький, повернись»           Повороты туловища

                                                         вправо-влево, затем в и. п.

3. «Заинька, попляши,                И. п.: то же. Мягкая

     серенький, попляши»            пружинка.

4. «Заинька, поклонись,             И. п.: то же. Наклоны

     серенький, поклонись»         туловища вперед.

5. «Заинька, походи,                    И. п.: то же. Ходьба на

     серенький, походи»                месте.

6. «Пошел зайка                           Ходьба по ребристой

     по мосточку»                            доске.

7. «Да по кочкам,                        Ходьба по резиновым

      да по кочкам»                        коврикам. 3 притопа.

 

С 15 по 30 ноября

«Ветерок»

1. «Ветерок» - и. п.: лежа на животе, руки вдоль туловища. Повороты головы вправо, опустить правую щеку на подушку, затем тоже влево. Звукоподражание «фу-у-у».

2. «Полет ветерка» - и. п.: то же. Развести руки в стороны.

3. «Ветерок играет» - и. п.: то же, упор руками на локти.

4. «Ветерок гонит тучи» - и. п.: стоя на средних четвереньках. Движения туловища вперед-назад, не отрывая ног и рук от кроватки.

5. «Большие серые тучи» - и. п.: то же. Подняться на высокие четвереньки.

6. «Ветер дует на полями, над лесами и садами» - обычная ходьба переходящая в легкий бег.

С 1 по 15 декабря

«Лесные приключения»  часть первая.

1. «Медведь в берлоге» - и. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Перекаты с боку на бок.

2. «Зайчики – побегайчики» - и. п.: то же. Поочередное поднимание ног в быстром темпе.

3. «Зайчишки – трусишки» - и. п.: то же. Ноги согнуть в коленях, обхватить их руками – «спрятались»; вернуться в и. п., отвести руки назад – «показались».

4. «Любопытные вороны» - и. п.: сидя на коленях. Встать на колени, руки развести в стороны и делать взмахи, сказать «кар-р».

5. «Белочки на веточках» - и. п.: стоя возле кровати, руки на поясе. Повороты с пружинкой.

6. «Благородные олени» - и. п.: то же. Ходьба на месте высоко поднимая колени.

С 15 по 31 декабря

«Лесные приключения»  часть вторая

1. «Медведь в берлоге» - и.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Перекаты с боку на бок.

2. «Зайчишки-трусишки» - и. п.: то же. Ноги согнуть в коленях, обхватить их руками – «спрятались», вернуться в и. п., отвести руки назад – «показались».

3. «Волчек-серый бочок» - и. п.: стоя на средних четвереньках. Поочередное вытягивание ног вверх.

4. «Лисички-сестрички» - и. п.: стоя возле кровати. Имитация движений лисички на месте.

5. «Елочки большие и маленькие» - и. п.: то же, руки на поясе. Присесть, обхватить руками колени, опустить голову; затем выпрямиться, встать на носки, потянуться, руки вверх.

С 1 по 15 января

«Путешествие снежинки» часть первая.

1. «Снежинки просыпаются» - и. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Повороты головы влево-вправо.

2. «Снежинки-пушинки» - и. п.: то же. Развести руки и ноги в стороны, вернуться в и.п.

3. «Снежинки-балеринки» - и. п.: стоя возле кроватки, руки в стороны. Повороты туловища с вращением кистей.

4. «Снегопад» - и. п.: то же. Медленные приседания с опусканием рук вниз.

5. «Танец снежинок» - и. п. то же. Кружение на месте на носках.

 

С 15 по 31 января

«Путешествие снежинки»  часть вторая.

1. «Снежинки просыпаются» - и. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Повороты головы влево вправо.

2. «Снежинки-пушинки» - и. п.: то же. Развести руки и ноги в стороны, вернуться в и. п.

3. «Клубок снежинок» - и. п.:  сидя на кроватке. Колени согнуть и обхватить руками, голову опустить; затем выпрямиться, руки назад, ноги вытянуть, голову вверх.

4. «Снежинки-самолетики» - и. п.: сидя на коленях, руки опущены. Приподняться на коленях, руки в стороны.

5. «Метель заметает снежинки» - и. п.: стоя возле кровати. Наклоны туловища вперед, взмахи руками – «метель».

6. «Снегопад» - и. п.: стоя возле кроватки, руки в стороны. Мелкие приседания с опусканием рук вниз.

  Ходьба по ворсистому коврику с притопом и поглаживанием ступни о коврик.

С 1 по 15 февраля

«В гостях у солнышка»

(Дети встают на коврик рядом с с кроваткой)

1.      «Улыбнись солнышку». И. п. — стоя, ноги слегка расставив, руки на плечах. Правую ногу и правую руку вперед, ладошка вверх, улыбнуться. Вернуться в и. п. То же самое выполнить другой рукой и ногой. Вернуться в и. п. Повторить три раза; темп умеренный. Указание: быть внимательным, четко выполнять задание: одновременно действовать правой рукой и правой ногой.

  2.«Играем с солнышком». И. п. — сидя, ноги согнуты в коленях, колени обхвачены руками. Поворот на ягодицах, переступая ногами, на 360°. Вернуться в и. п. Повторить пять раз; темп умеренный. Указание: при повороте руками не помогать.

 3.«Играем с солнечными лучами». И. п. — сидя, ноги вместе, и опущены. Ноги развести в стороны, ладошками хлопнуть по коленям. Вернуться в и. п. Повторить шесть раз;темп быстрый. Указание: ноги в коленях не сгибать.

 4. «Отдыхаем на солнышке».  И. п. — лежа на спине, ноги согнуты в коленях и прижаты к груди. Перекатиться на правый бок. Вернуться в и. п. Перекатиться на левый бок. Вернуться в и. п. Выполнить по три раза в каждую сторону, темп умеренный.

(переходят в группу, проводятся закаливающие процедуры)

С 15 по 28 февраля

«Просыпающиеся котята»

 Отгадайте загадку:Мохнатенькая, усатенькая,Лапки мягоньки, а коготки востры. (Киска)

В-ль.   Правильно,   киска.  Давайте  поиграем, сегодня с вами — маленькие пушистые котята.

 Кот решил котят учить,          

Как же нужно лапки мыть,

Мы недалеко сидели,

Все движенья подглядели.                      Выполняют движения по тексту

Лапку правую потрем,

А потом ее встряхнем.

Вот и левой лапке тоже

Правой лапкой мы поможем.

Ушко левое свое

Левой лапкой достаем,

Правое не забываем,

Лапкой правой умываем.

Проведем по шерстке лапкой,

Будет лобик чистый, гладкий.

Дальше глазки закрываем,

Каждый гладим, умываем.

Чистим носик осторожно.

Грудку нам разгладить можно.

Вот и чистые котята,

Вот и выспались ребята!

С 1 по 15 марта

 «Веселый зоопарк»

  1.«Звери проснулись».  И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. Зевнуть и хорошо потянуться.  Повторить несколько раз; темп медленный.

В-ль. Отгадайте загадку:

В лесу зимой холодной

Ходит злой, голодный.

Он зубами щелк! Это серый... (волк)

  2.«Приветствие волчат». И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. Руки поднести к груди, затем вытянуть вперед. Вернуться в и. п. Повторить пять раз; темп умеренный.

  3.«Филин». И. п. — лежа на спине, одна рука лежит на животе, другая — на груди. Втягивая живот — вдох, выпячивая живот — выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф». Повторить четыре раза; темп медленный.

       4.«Ловкие обезьянки». И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. По команде воспитателя «Животик» повернуть-ся на живот. По команде «Спинка» повернуться на спину. Повторить пять раз; сначала умеренно, затем быстро.

       5. « Сделать вдох носом». На выдохе пробно тянуть  «м-м-м-м-м»,   одновременно   постукивая  пальчиками обеих рук по крыльям носа.

В-ль: Какой замечательный у нас получился зоопарк. Вы не только красиво и правильно показали предложенных животных, но и все уже проснулись. (дети выполняют закаливающие процедуры

С 15 по 31 марта

 «Забавные котята”

В кровати

1) “Котята просыпаются”. И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. В.: поднимают правую руку, затем левую, потягиваются, в и. п. (потянули передние лапки).

2) “Потянули задние лапки”. И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. В.: приподнять и потянуть правую ногу, затем левую, плавно попеременно опустить.

3) “Ищут маму-кошку”. И. п.: лежа на животе. В.: приподнять голову, поворот головой влево-вправо, в и. п.

4) а) “Котенок сердитый” И. п.: стоя на четвереньках. В.: приподняться, выгнуть спину “дугой”, голову вниз “фыр-фыр”.

б) “Котенок ласковый”. И. п.: стоя на четвереньках. В.: голову вверх, спину прогнуть, повилять хвостом.

5) «Котята моют лапки» И.п.: сидя по-турецки .В.: трите ладони друг о друга, пока они не стали тёплыми.

6) «Котята умываются» И.п.: то же. В.: мягкими движениями поглаживать шею от шейных позвонков к гортани (6—8 раз).  Растирание: дети начинают с шеи, затем руки и ноги, голени, бедра.

С 1 по 15 апреля

«Мишки»

I.  В кроватках

1. «Потягивание»

Потягушки, потянулись!  (Поднимание рук вверх в положении лёжа)

Поскорей, скорей проснулись!

День настал давным-давно, (Поднимание ноги вверх в положен. лёжа)

Он стучит в твоё окно.  

II.  Возле кроваток

Мишка рассердился и ногою топ… (Прыжки на двух ногах)

Мишка косолапый по лесу идёт… (Ходьба и бег под музыку)

III.  Ходьба по дорожке «Здоровья» (коврик с пуговицами, массажные коврики, ребристая доска, дорожка со следами с крупой)

IV. П/и «Мишка»

Мишка, мишка.

Что ты долго спишь?

Мишка, мишка.

Что ты так храпишь?

Мишка:  Кто здесь песни распевал?

 Кто мне спать не давал?

 Догоню, догоню…

 

С 15 по 30 апреля

 

«Мишка»

Медвежата просыпаются

Медвежата, вы проснитесь –

На постели потянитесь

Тяни лапку, не ленись-

Лапку вверх и лапку вниз.

Медвежата повернулись на живот, и смотрят, кто проснулся ещё

На живот ты повернись-

Слева, справа осмотрись

Твои лапки отдыхают

И друг с другом поиграют

«Отдыхаем».. И.п. — лежа на животе с опорой на локти, ладонями аккуратно поддерживать подбородок. Поочередно сгибать и разгибать ноги в коленях. Повторить 3-4 раза.

Медвежата умываются

Умываться всем пора!

Вот хорошая игра!

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Стретчинг – не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах, либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении специальные упражнения под музыку. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Ответственный исполнитель: руководитель физического воспитания, воспитатели.

 Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. Ответственный исполнитель: воспитатели.

 Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.

В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.

Ответственный исполнитель: руководитель физического воспитания, воспитатели.

 Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. Ответственный исполнитель: руководитель физического воспитания, воспитатели, психолог.

 Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время). Ответственный исполнитель: воспитатели, психолог.

Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога. Ответственный исполнитель: все педагоги

 Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры. Ответственный исполнитель: все педагоги

 Динамическая гимнастика – ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Ответственный исполнитель: воспитатели.

 Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей. Ответственный исполнитель: руководитель физического воспитания, воспитатель.

 Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы. Ответственный исполнитель: руководитель физического воспитания, воспитатель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация технологии деятельностного метода на логопедических занятиях.

Технология деятельностного метода, разработанная под руководством доктора педагогических наук Л.Г.Петерсон,   направлена на формирование мотивации учения, мыслительных операций, развитие тво...

Презентация технологии"Использование метода наглядного моделирования"

В презентации представлен опыт работы по использованию метода наглядного моделирования в развитии речи дошкольников...

Сценарий мероприятия с участием родителей с использованием образовательной технологии активных методов обучении (АМО) речевой практикум для родителей на тему: « Речевое развитие старших дошкольников средствами современных развивающих технологий»

С целью формирования у родителей информационной компетентности в вопросах современных развивающих образовательных  технологий и получения ими практических навыков стал актуальным выбор такой форм...

«Как дети на луну летали» конспект совместной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с использование ИКТ, здоровьесберегающих технологий, ТДМ( технологии деятельностного метода)

laquo;Как дети на луну летали» конспект совместной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с использование ИКТ, здоровьесберегающих технологий, ТДМ( технологии деятельностного мето...