СТАТЬЯ "СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА "
статья (старшая группа)

Хахалова Ольга Андреевна

О значении семейного воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ

 И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

 ДОШКОЛЬНИКА

   Здоровье – величайшая ценность. Хорошее здоровье – основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, основа для успешной самореализации личности. Актуальность темы предопределена тем, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровьесберегающего мышления и поведения личности. В последнее время обоснованную тревогу специалистов вызывает состояние здоровья детей России. По данным специалистов, около 90% детей имеют отклонение в физическом и психическом здоровье; 30-35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания; за годы обучения в пять раз возросло число нарушений зрения и осанки, в четыре раза увеличивается количество нарушений психического здоровья, в три раза увеличивается число детей с заболеванием органов пищеварения.

   Ребенок, не умеющий заботиться о своем здоровье, ничего не предпринимающий для его укрепления, не будет здоровым, несмотря на все усилия со стороны образовательных учреждений. Личная ответственность за свое здоровье в сочетании с необходимой компетенцией в приемах и технологиях сохранения и укрепления здоровья, а также знания своих индивидуальных особенностей позволяют достичь целей, которые ставит педагогика здоровья. 

   В условиях современной России и растущей социальной значимости национального самосознания все большее значение приобретает спортивно-массовая работа, от которой зависит развитие культуры  здорового образа жизни, спортивных резервов и, в конечном итоге, спортивные достижения. Это позволяет не только добиваться успехов в спорте на состязаниях различного уровня, но и, что не менее важно, способствует развитию спортивного движения в стране и создает условия для самореализации личности.

    Работа в данном направлении позволяет не только решать спортивно-организационные задачи, но и способствует физическому и нравственному воспитанию подрастающего поколения. Развитие личности средствами спорта начинается с детского возраста, где движущей силой включения в спортивную деятельность выступает мотивация. Психологические условия развития спортивной мотивации, побуждающие детей  интенсивно тренироваться, работать над собой, взаимодействовать со сверстниками, отказываться от некоторых привлекательных видов досуга в пользу тренировок и спортивных состязаний, прилагать усилия для преодоления трудностей, пока еще остаются не до конца изученным явлением.

    Если у детей есть мотивация, то они развивают свои способности собственными усилиями. Такие дети испытывают тягу к получению информации, которая поможет им на пути к цели. Кроме того, мотивация поможет детям сосредоточиться на получении новых знаний и умений. Особенно важно уделять внимание формированию устойчивых мотивов к занятиям спортом на начальной стадии физического воспитания в целом, т. к. в этот период основными особенностями мотивации являются недостаточная осознанность потребностей, нестойкость, неопределенность и взаимозаменяемость различных способов их удовлетворения.

   Все дети нуждаются в мотивации, которая помогает им достичь желаемых результатов. Родители являются для своих детей примером для подражания и источником мотивации в достижении желаемого. Издревле отношение к физическому развитию детей в русской семье, которое независимо от социального положения родителей, было «пассивным», так как внимание уделялось сохранению, а не укреплению физического здоровья.

  Физическое здоровье детей не рассматривалось как необходимое условие полноценного духовного развития. Занятие физическим трудом и подвижными играми, а так же занятия на свежем воздухе русских детей, были несистематическими и не имели целенаправленного характера. Практика физического воспитания детей в русской семье сложилась, под воздействием широкого круга таких причин, как низкий уровень общей и гигиенической культуры народа, тяжелые условия повседневной жизни и бытовая неустроенность людей, связанное с христианством пренебрежительное отношение к телу, отсутствие в массовом сознании восприятия здоровья как важнейшей человеческой ценности, педагогическая необразованность родителей.

  Эталоном физического воспитания в то время можно было считать опыт норвежской семьи, в которой широко практиковались упражнения и игры на открытом воздухе, спорт, гимнастика, плавание в лодках с веслами и под парусом, рыбалка, охота, прогулки пешком и на велосипеде, бег на лыжах и катание на коньках и санках. Не только здоровый, приближенный к природе образа жизни скандинавских народов важен для полноценного физического развития ребенка, но и положительное отношение к физической культуре и спорту, вошедшим в традицию у жителей Норвегии.

  В наши дни это так же остается глобальной проблемой, так как еще недостаточно развита в российских семьях именно культура здорового образа жизни, привычка активно двигаться, закаляться, правильно питаться. Специфика работы в офисных организациях и не только не предполагает двигательной  активности в течении рабочего дня, нет такого понятия как производственная гимнастика. Наличие автомобилей фактически в каждой семье, так же не стимулирует к пешим прогулкам, необходимых особенно для дыхательной и кардиосистемы организма.  Высокие технологии, которые облегчают многие процессы в жизни современного человека, так же имеют и оборотную, отрицательную сторону. А именно вовлекая в некую зависимость и провоцируя малоподвижный образ жизни, недостаточное общение между взрослыми и детьми. Многие дети не умеют играть и как следствие не хотят и родители не видят в этом ничего плохого. Они считают, что есть масса других полезных занятий, что важнее научить ребенка читать и считать, а игра – это пустое развлечение и играть вовсе не обязательно, особенно в наиболее шумные подвижные игры. 

   В нашей стране политические и экономические изменения вызвали социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня большинства населения. Нередка ситуация в семье, когда родители увлеченные «зарабатыванием денег», забывают о своем здоровье, здоровье ребенка, как физическом так и моральном. Почувствовав болезнь и получив временное облегчение от врача, люди убеждены, что их здоровье находится в зависимости от медицины. Поэтому такому человеку нет никакой необходимости «работать над собой», жить в постоянном режиме ограничений и нагрузок.

    Здоровый образ жизни человек выбирает по собственному желанию и убеждению. Поэтому важное значение имеет мотивация здорового образа жизни. Необходимо стимулировать родителей к созданию в семье спортивных традиций и поддержанию культуры здорового образа жизни.  Чаще привлекать семьи к спортивным- походным семейным праздникам и мероприятиям в учреждениях. Поощрять как морально, так и материально, сотрудников различных предприятий и учреждений ведущих активный здоровый образ жизни. Всячески создавать условия к этому, а именно, организацией небольших фитнес залов при учреждениях, предоставлять возможность приобретения льготных или бесплатных абонементов в фитнес клубы, доступные путевки в детские лагеря и семенные базы отдыха.

    Сейчас в стране активно возродилось такое  движение как Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) — полноценная программная и нормативная основа физического воспитания населения страны, нацеленная на развитие массового спорта и оздоровление нации. Комплекс ГТО предусматривает подготовку к выполнению и непосредственное выполнение населением различных возрастных групп (от 6 до 70 лет и старше) установленных нормативных требований по трем уровням трудности, соответствующим золотому, серебряному и бронзовому знакам отличия «Готов к труду и обороне» (ГТО). Данный комплекс является для многих хорошим стимулом поддерживать себя в хорошей физической форме и агитировать к этому членов семьи.

Список использованной литературы:

1.Антонова Л.Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях/ Л.Н. Антонова, Т.И. Шульга, К.Г. Эрдынеева. — М.: Изд-во МГОУ, 2004.(Областная целевая программа «Развитие образования Московской области на 2001-2005 гг.»).

2. Бараникова Н.Б. П.Ф Каптерев о воспитании общечеловеческого и национального у детей дошкольного возраста.-Историко-педагогический журнал №3, 2014г.

3. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения/ Под ред А.М. Арсеньева. – М.: Педагогика, 1982.

4. Каптерев П.Ф. Детская и педагогическая психология. – М.: Московский психологический институт; воронеж: Изд. нПО «МОДЭК», 1999.

5. Каптерев П.Ф. о семейном воспитании. – М., 2000.

6. Каптерев П.Ф. Задачи семейного воспитания: Избранное / Составители, вступительная статья М.В. Богуславский, К.Е. Сумнительный: Издательский дом «Карапуз»; Москва; 2005

7. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М.: АРКТИ, 2005

воспитатель

О. А. Хахалова,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Национальная борьба Хуреш как средство воспитания здорового образа жизни дошкольников

В нашей республике Тыва, народно-национальные виды спорта, физические упражнения и игры имеют большую практическую ценность, являются позитивным источником обогащения содержания физической культу...

"О взаимодействии ДОУ и семьи по вопросу воспитания здорового образа жизни дошкольников."

Одним из самых важных аспектов проблемы формирования у детей основ здорового образа жизни является работа ДОУ с семьей....

«Что такое здоровье? Значение здорового образа жизни». «Взаимодействие ДОУ и семьи - результат успеха в воспитании здорового образа жизни дошкольников».

Одному древнему философу задали вопрос: “Что является ценным для человека – богатство или слава? ” И он ответил так: “Ни богатство, ни слава не делают человека счастл...

Воспитание здорового образа жизни дошкольников

Родительское собрание в средней группе детского сад....

Консультация для педагогов "Национальная борьба Хуреш, как средство воспитания здорового образа жизни дошкольников"

Консультация для педагогов "Национальная борьба Хуреш, как средство воспитания здорового образа жизни дошкольников"...