«ВЛИЯНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
консультация по коррекционной педагогике

Сабирзянова Эльвира Наильевна

Статья консультация для педагогов дошкольного образования: некоторые методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, речевыми нарушениями. Правильно организовать детскую деятельность в саду. Взаимодействие с родителями. Проведение упражнений для развития мелкой моторики рук.

https://alley-science.ru/domains_data/files/02Nove...

Скачать:


Предварительный просмотр:

   УДК 373.2

Сабирзянова Э.Н.

Воспитатель

МБОУ Школа № 167 г.о. Самара

дошкольные группы

Россия, Самара

«ВЛИЯНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Аннотация: Статья консультация для педагогов дошкольного образования: некоторые методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, речевыми нарушениями. Правильно организовать детскую деятельность в саду. Взаимодействие с родителями. Проведение упражнений для развития мелкой моторики рук.

Ключевые слова: Ограниченные возможности здоровья,  мелкая моторика, пальчиковая гимнастика, артикуляционная моторика.

Abstract: Article consultation for preschool educators: some methods of working with children with disabilities, speech disorders. Correctly organize children's activities in the garden. Interaction with parents. Carrying out exercises for the development of fine motor skills of the hands.

Keywords: limited health, fine motor skills, finger gymnastics, articulatory motility.

   В наше время  очень много детей с диагнозом ОВЗ (ограниченные возможности здоровья). У  детей с ограниченными возможностями здоровья не только речевое   нарушение, но и общей и мелкой моторики рук, дыхания. Одни дети гиперактивные, другие пассивные – это из-за слабой нервной системы.

Я использую нетрадиционные методы в следующих направлениях:

- развитие мелкой моторики;

- артикуляционная моторика;

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, участвующих  в речевом процессе. Это наиболее важное направление при работе с детьми имеющие общее недоразвитие речи.

   Организация деятельности детей с речевыми нарушениями требует особого подхода. Нам необходимы наиболее эффективные методы воспитания. Одним из методов является развивающая речевая среда, позволяющая реализовывать свои способности.

Педагогу нужно творчески размещать содержание дидактического материала, которые способны возникновению мотивации к познанию, ребёнка.

Для детей, имеющих нарушение речи нужно:

- развивать мелкую моторику.

- развивать умение ориентироваться на листе бумаги.

- обогащать словарный  запас детей

Но я для более подробного изучения выбрала – развитие мелкой моторики. Мелкая моторика – это тонкие движения кистей и пальцев рук – необходимая для многих действий человека. От простого взять игрушку до сложного рисовать карандашом. С развитием мелкой моторики тесно связано развитие речи. В головном мозге речевая область расположена рядом с двигательной. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная близко к речевой зоне. Поэтому нужно развивать моторику рук, выполняя различные упражнения. От развития моторики ещё зависит развитие памяти, мышление, внимание и хорошая подготовка к письму. Движение рук в дошкольном возрасте развивается постепенно, на начальном этапе появляются ощупывающие движения, далее возникает акт хватания и только потом начинает складываться повторные и цепные движения.

 При выполнении различных упражнений кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движения.

Пальчиковая гимнастика – упражнение  с пальчиками и ладошками  обязательно речевое сопровождение.

Игры с прищепками, например можно прицеплять прищепки на зелёный картон, а прищепки это цветы, ёжику сделать иголки из прищепок и многое другое, нужно педагогу совместно с детьми фантазировать, воображать.

Упражнения с предметами (колючие мячики, валики) можно сопровождать стихами, потешками.

Игры со счетными палочками – выкладывать различные фигурки по образцу или самостоятельно.

Игры с крупами – перебрать фасоль от риса или собрать горох в баночку с дырочкой в крышке.

Шнуровка с проговариванием  потешек, стихов.

Пальчиковый театр – способствует развитию мелкой пальцевой моторики, формирование связной речи детей с ОВЗ.

Это только некоторые игры – упражнения для развития мелкой моторики рук.

Движение рук в дошкольном возрасте развивается постепенно, на начальном этапе появляются ощупывающие движения, далее возникает акт хватания и только потом начинает складываться повторные и цепные движения.

Педагог должен уметь организовать развивающие пространство группы так, чтобы каждый ребёнок имел возможность упражняться, добиваться поставленной цели.

Мы всегда должны помнить, что чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, общаться со сверстниками и взрослыми. Важно на каждом этапе обучения  и воспитания создавать условия для того что бы ребёнок стал самостоятельным и обрёл  уверенность в себя.

Использованные источники:

  1. Ткаченкова Т.А. «Большая книга по развитию мелкой моторики» 2014 г.
  2. Черенкова Е.Ф. «Оригинальные пальчиковые игры» 2011 г.
  3. Куликовская Т.А. «Артикуляционная гимнастика в стихах» 2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние нетрадиционных техник в изобразительной деятельности на развитие детей с ограниченными возможностями здоровья

Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство всестороннего развития детей с множественными проблемами развития....

Влияние нетрадиционных техник,в изобразительной деятельности на развитие детей с ограниченными возможностями здоровья

В группу компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом поступают дети разные как в психическом , так и физическом развитии. Это дети с проблемами в интеллектуальном развитии, дети с двиг...

Развитие мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья как одно из направлений коррекционно- развивающей работы воспитателя

Развитие мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья как одно из направлений коррекционно-развивающей работы воспитателя             С каждым ...

Проект "Очумелые ручки" (Использование нетрадиционной техники рисования для развития мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья).

Проект разработан для равития моторики рук у детей сОВЗ.Использование этой техники отлично развивает творческие способности детей,наглядно- образное мышление и воображение....

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Чтобы научить малыша говорить, нужно не только развивать его артикуляционный аппарат (дыхание, губы, язык), но и развивать мелкую моторику. Развитие мелкой моторики тесно связано с познавательной, вол...

«Развитие мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья».

В статье рассмотрена  роль развития мелкой моторики – как одно из наиболее эффективных средств речевого, интеллектуального, психического развития детей с особыми возможностями здоровья...