комплекс общеукрепляющих упражнений
картотека (младшая группа)

Протопопова Оксана Евгеньевна

комплекс общеукрепляющих упражнений

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплекс общеразвивающих упражнений «Дождик»

1. Упражнение «Музыка дождя и грома».

Набежала тучка, закапал дождь.

Засверкала гроза.

Загремел гром.

Дождь стал стихать и совсем прекратился.

Дети стучат пальцами по полу или столу.

Стучат ладошками.

Стучат кулачками.

Постепенно ритм замедляется.

В процессе выполнения упражнения воспитатель задает ритм, используя металлофон.

2. Упражнение «Дождик, лей посильней».

Приплыли тучи дождевые.

Лей, дождик, лей!

Дождинки пляшут, как живые,

Пей, рожь, пей!

И рожь, склоняясь к земле

зеленой,

Пьет, пьет, пьет,

А теплый дождик неугомонный

Льет, льет, льет!

Руки вытянуты ладонями вниз.

Потряхивают руками, топают ногами.

Наклоняются, садятся.

Подвижная игра «Лужи мы обойдем».

Дети выполняют построение в колонну и выполняют вслед за воспитателем ходьбу змейкой, огибая расставленные конусы и перешагивая через разложенные кубики.

Подвижная игра «Насекомые».

«Жу-жу-жу, – жужжит пчела,

Я лечу издалека».

«Зу-зу-зу», – комар пищит.

Укусить скорей спешит

«Уф-уф-уф», – как паровоз,

Шмель пыхтит – пыльцу повез.

Жук гудит: «Гу-жу, гу-жу.

Я любого разбужу».

Дети расставляют руки

в стороны.

Ритмично помахивают руками.

Указательные пальцы выставляют вперед, остальные поднимают, делают ритмичные выбросы рук попеременно вперед.

Ритмично притопывают ногами.

Переваливаются с ноги на ногу.

Делают ритмичные хлопки.

Комплекс общеразвивающих упражнений «Дождик»

1. Упражнение «Музыка дождя и грома».

Набежала тучка, закапал дождь!

Засверкала гроза.

Загремел гром.

Дождь стал стихать и совсем прекратился.

Дети стучат пальцами по полу или столу.

Стучат ладошками.

Стучат кулачками.

Постепенно ритм замедляется.

В процессе выполнения упражнения воспитатель задает ритм, используя металлофон.

2. Упражнение «Дождик, лей посильней».

Приплыли тучи дождевые.

Лей, дождик, лей!

Дождинки пляшут, как живые,

Пей, рожь, пей!

И рожь, склонясь к земле

                                     зеленой,

Пьет, пьет, пьет,

А теплый дождик неугомонный

Льет, льет, льет!

Руки вытянуты, ладонями вниз.

Потряхивают руками, топают ногами.

Наклоняются, садятся.

Подвижная игра «Лужи мы обойдем».

Дети выполняют построение в колонну и выполняют вслед за воспитателем ходьбу «змейкой», огибая расставленные конусы и перешагивая через разложенные кубики.

Подвижная игра «Насекомые».

– Жу-жу-жу – жужжит пчела,

– Я лечу издалека.

– Зу-зу-зу – комар пищит,

Укусить скорей спешит

– Уф-уф-уф – как паровоз,

Шмель пыхтит – пыльцу повез.

Жук гудит: «Гу-жу, гу-жу.

Я любого разбужу».

Дети расставляют руки

в стороны.

Ритмично помахивают руками.

Указательные пальцы выставляют вперед, остальные поднимают, делают ритмичные
выбросы рук попеременно вперед.

Ритмично притопывают ногами.

Переваливаются с ноги на ногу.

Делают ритмичные хлопки.

Мимические этюды с жестами

Эмоциональное состояние персонажа

Действие ребенка

Зайчику грустно

Грустное лицо, вытирает слезы, вздыхает, пожимает плечами

Колобку весело

Улыбка, смех, хлопает в ладоши, прыгает

Волк сердится

Нахмуренные брови, кулачки сжаты, топает ногами

Птички испугались

Присел, руки в кулачки перед собой и дрожит

Лисичка устала

Сел на стул, руки и ноги расслаблены

Ворона Каркуша не хочет – и не надо

Ладошками как бы отодвигает от себя, ладошками двигает перед собой тыльной стороной к себе

Поросенок Хрюша удивился

Развел руки, посмотрел удивленно и сказал: «Ах!»

Медведь любит покушать

Покачал головой и рукой погладил по животу круговыми движениями

Комплекс общеразвивающих упражнений «Дождик»

Упражнение «Музыка дождя и грома».

Набежала тучка, закапал дождь!

Засверкала гроза.

Загремел гром.

Дождь стал стихать и совсем

 прекратился.

Дети стучат пальцами

по полу или столу.

Стучат ладошками.

Стучат кулачками.

Постепенно ритм

замедляется.

В процессе выполнения упражнения, воспитатель задает ритм, используя металлофон.

Упражнение «Дождик, лей посильней».

Приплыли тучи дождевые.

Лей, дождик, лей!

Дождинки пляшут, как живые,

Пей, рожь, пей!

И рожь, склоняясь к земле зеленой,

Пьет, пьет, пьет,

А теплый дождик неугомонный

Льет, льет, льет!

Руки вытянуты ладонями вниз.

Дети потряхивают руками, топают ногами.

Наклоняются, садятся.

Подвижная игра «Лужи мы обойдем».

Дети выполняют построение в колонну и выполняют вслед за воспитателем ходьбу змейкой, огибая расставленные конусы и перешагивая через разложенные кубики.

Подвижная игра «Насекомые».

Жу-жу-жу – жужжит пчела,

Я лечу издалека.

Зу-зу-зу – комар пищит

Укусить скорей спешит

Уф-уф-уф – как паровоз,

Шмель пыхтит, пыльцу повез.

Жук гудит: гу-жу, гу-жу.

Я любого разбужу.

Дети расставляют руки в стороны.

Ритмично помахивают руками

Указательные пальцы выставляют вперед, остальные поднимают, делают ритмичные выбросы рук попеременно вперед.

Ритмично притопывают ногами.

Переваливаются с ноги на ногу.

Делают ритмичные хлопки.

Мимические этюды с жестами

Эмоциональное состояние персонажа

Действия ребенка

Зайчику грустно

Грустное лицо, вытирает слезы, вздыхает, пожимает плечами

Колобку весело

Улыбка, смех, хлопает в ладоши, прыгает

Волк сердится

Нахмуренные брови, кулачки сжаты, топает ногами

Птички испугались

Приседает, руки в кулачки перед собой и дрожит

Лисичка устала

Садится на стул, руки и ноги расслаблены

Ворона Каркуша не хочет, и не надо

Ладошками как бы отодвигает что-то от себя, ладошками двигает перед собой тыльной стороной к себе

Поросенок Хрюша удивился

Разводит руки, смотрит удивленно и произносит «Ах»

Медведь любит поесть

Качает головой и рукой поглаживает живот круговыми движениями

Стихотворение «Носят варежки зимой»

Носят варежки зимой,

Когда ветер ледяной

Чтобы нам в снежки играть,

А потом не захворать,

Дорогая бабушка

Нам связала варежки.

Стихотворение «Дует теплый ветер»

Дует теплый ветер.

Солнце ярко светит,

Отражаясь в лужах.

Больше шарф не нужен.

Вот уходит прочь зима,

В гости к нам спешит весна

Игра малой подвижности «Пузырь»

Дети стоят вплотную по кругу, взявшись за руки. Вместе с воспитателем они говорят:

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся такой

Да не лопайся.

Произнося стихи, дети постепенно расширяют круг. Когда воспитатель скажет «Пузырь лопнул», все дети опускают руки, хором говорят «Хлоп» и присаживаются на корточки.

Воспитатель предлагает надуть новый пузырь: дети встают, снова образуют маленький круг, и игра возобновляется.

Вариант игры: после слов «Да не лопайся!» дети не присаживаются, а воспитатель говорит: «Полетели пузыри». Дети разбегаются кто куда хочет (в пределах площадки), а воспитатель говорит: «Полетели, полетели, полетели!..»

В этом варианте игру можно повторить 3–4 раза.

Подвижная игра «Найди свой домик »

Дети сидят вдоль стороны площадки или комнаты. По сигналу воспитателя «Пойдемте гулять» дети расходятся по площадке кто куда хочет. По слову воспитателя «домой» все бегут обратно и занимают любое свободное место. Затем игра повторяется.

Пальчиковая игра «Коза и козленок»

Указательный палец и мизинец изображают рога. На третью и четвертую строчки – пальцы соединены в щепотку, опущены вниз (изображать позванивание колокольчиком).

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая.

За ней козленочек бежит,

Колокольчиком звенит.

Стихотворение «Что такое чистым быть?»

Что такое чистым быть?         Отчего блестят глаза?

Руки чаще с мылом мыть,         С мылом умывался я.

Грязь убрать из-под ногтей         Мне еще нужна сноровка,

Да постричь их поскорей.         Чтобы зубы чистить ловко.

Умываться по утрам         Дружат волосы с расческой,

И еще по вечерам.         Хороша моя прическа.

Чисто вымою я уши –         Ай, лады, ай, лады,

Будут уши лучше слушать.         Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

Стихотворение «Я и солнышко»

Солнышко в окошко светит мне с утра,

Значит, в детский садик мне идти пора.  

Быстро умываюсь, чищу зубы сам,

За окном веселый слышен птичий гам.

Радуются птички, что пришла весна,

Маленькая травка на земле видна.

С мамочкой за руку в садик я иду,

Солнце подмигнуло мне лишь одному,

Я глаза зажмурил и услышал вслед,

Как оно сказало: «Эй, малыш, привет!»

                                        О. Чусовитина

Подвижная сюжетная игра «Поезд»

Дети строятся в колонну по одной стороне площадки или вдоль стены комнаты. Первый стоящий в колонне – «паровоз», остальные – «вагоны».

Воспитатель дает гудок, и дети начинают двигаться вперед (без сцепления);  вначале  медленно,  затем  быстрее  и  наконец  переходят на бег (при медленном движении дети могут произносить звук «Чу-чу-чу»).

«Поезд подъезжает к станции», – говорит воспитатель. Дети постепенно замедляют темп и останавливаются. Воспитатель вновь дает гудок, и движение поезда возобновляется.

Воспитатель регулирует темп и продолжительность движения детей. Первое время воспитатель сам ведет колонну детей, а затем ставит впереди более активного ребенка.

Вариант игры: после остановки поезда дети идут погулять. Услышав гудок, они бегут в условленное место (к стене) и строятся в колонну. Вначале можно разрешить детям строиться в любом порядке, а к концу года следует приучать запоминать свое место в колонне – находить свой «вагон».

Подвижная сюжетная игра «Мыши и кот»

Дети-«мыши» сидят в «норках» – на стульях или на скамейках, поставленных вдоль стен комнаты или по сторонам площадки.

В одном из углов площадки сидит «кошка», роль которой исполняет воспитатель.

Кошка засыпает, и только тогда мыши разбегаются по комнате. Но вот кошка просыпается, мяукает, начинает ловить мышей, которые бегут в норки и занимают свои места на стульях. (Воспитатель только делает вид, что хочет поймать кого-либо.) После того как все мыши вернутся в норки, кошка еще раз проходит по комнате, а затем возвращается на свое место, засыпает, и игра повторяется.

Воспитатель может использовать в игре пальчиковую игрушку – кошку, надеваемую на руку.

Потешка «Где же наши ручки? А вот наши ручки!»

– Где же наши ручки? А вот наши ручки!

– Где же наши ножки? А вот наши ножки!

– А вот это Тимин (Машин, Васин) нос.

Весь веснушками зарос.

Ну а это что? Живот. А вот это Тимин рот.

А вот это глазки, а вот это ушки.

А вот это щечки – толстые подушки.

Покажи мне язычок. Пощекочем твой бочок.

Игра-показ «Тело человека»

Быть у каждого должна        На прогулке не забудь

Очень «умной» голова.        Закрывать от ветра грудь.

Я верчу ей как умею,        Руки – чтоб трудиться,

Голова сидит на шее.        Из кружечки напиться.

Животик, грудь, а спинка тут,        На руке сидят мальчики –

Их вместе туловищем зовут.        Очень дружные пальчики,

Съел еду я всю, и вот        Бегут по дорожке

Мой наполнился живот.        Резвые ножки.

Потешка «Кран, откройся! Нос, умойся!»

Кран, откройся!        Шейка, мойся

Нос, умойся!        Хорошенько!

Мойтесь сразу,        Мойся, мойся,

Оба глаза!        Обливайся!

Мойтесь, уши,        Грязь, смывайся!

Мойся, шейка!        Грязь, смывайся!!!

Потешка «От водички, от водицы все улыбками искрится!»

От водички, от водицы

Все улыбками искрится!

От водички, от водицы

Веселей цветы и птицы!

Катя умывается,

Солнцу улыбается!

Игра «Кто дальше бросит мешочек»

Дети стоят на одной стороне зала (площадки) за начерченной линией или положенной веревкой. Каждый из играющих получает мешочек. По сигналу воспитателя все дети бросают мешочки вдаль. Каждый внимательно следит за тем, куда упадет его мешочек. По следующему сигналу дети бегут за мешочками, поднимают их и становятся на место, где лежал мешочек. Они поднимают его над головой. Воспитатель отмечает детей, которые бросили мешочек дальше всех. Игра повторяется 6–7 раз.

Указания. Игру можно проводить с половиной группы. Бросать мешочек нужно по заданию воспитателя правой и левой рукой.

Потешка «Люли, люли, люленьки…»

Люли, люли, люленьки,

Прилетели гуленьки,

Стали гули говорить:

«Чем нам Машеньку кормить?»

Один скажет: «Кашкою»,

Другой: «Простоквашкою»,

Третий скажет: «Молочком

И румяным пирожком».

Потешка «Тесто»

Тесто ручками помнем,

Сладкий тортик испечем,

Серединку смажем джемом,

А верхушку сладким кремом.

И кокосовою крошкой

Мы присыплем торт немножко,

А потом заварим чай

В гости друга приглашай.

Сжимаем и разжимаем пальчики, как будто мнем тесто.

Круговые движения ладошками

по плоскости стола.

Сыплем «крошку» пальчиками
обеих рук.

«Завариваем» чай.

Дыхательное упражнение «Петух»

Петух (воспитатель).  Лишь пришла пора рассвета,

Петушок запел наш где-то...

Дети.         Кукареку! Кукареку!

Встают прямо, ноги врозь, руки опущены. Поднимают руки в стороны, хлопают ими по бедрам. Выдыхая, произносят: «Ку-ка-ре-ку!»

Петух.         Чей-то чуткий петушок?

        Чистый, звонкий голосок…

Дети.         Кукареку! Кукареку!

        (С теми же движениями.)

Потешка  «Водичка, водичка, Умой мое личико…»

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!

Потешка «На обед»

Утка – утенка,        Утки поели,

Кошка – котенка,        Кошки поели,

Мышка – мышонка        Мышки поели,

Зовут на обед.        А ты еще нет?

Где ложечка?

Ешь на здоровьице!

Потешка «Перед сном»

Вот пришла сестра из сада.

«Покормить котенка надо,

За стол, Пушок, скорей садись,

Ешь аккуратно, не крутись.

Вот в этой круглой миске

Молочные сосиски.

И хорошо бы перед сном

Ватрушку скушать с молочком.

Ведь сытым лучше спится,

Волшебный сон приснится!»

Стихотворение «Кошка и мышка»

Мягко кошка, посмотри,

Разжимает коготки

И легонько их сжимает –

Мышку так она пугает.

Кошка ходит тихо-тихо,

Половиц не слышно скрипа,

Только мышка не зевает,

Вмиг от кошки удирает.

Обыгрывание ситуаций «Кошка и мышка».

Изобразить мышонка, попавшего в лапы кошки, и довольную кошку. Показать хитрого мышонка, убежавшего от кошки, и огорченную кошку.

Игра «Где звенит колокольчик?»

Дети сидят или стоят по одной стороне комнаты. Воспитатель просит их отвернуться к стене и не поворачиваться. В это время няня с колокольчиком прячется от них, например за шкаф. Воспитатель предлагает послушать на звук, где звенит колокольчик, и найти его. Дети поворачиваются и идут на звук, находят его, затем собираются около воспитателя. Тем временем няня переходит в другое место – и игра повторяется.

Дети не должны смотреть, куда прячется няня. Для этого воспитатель собирает его около себя и отвлекает их внимание. Звонить в колокольчик сначала надо тихо, потом громче.

Игра «Ветер и ветерки»

Цель: упражнение в различных видах и способах ходьбы и бега, развитие внимания, быстроты реакции на сигнал.

Правила игры.

1. Движения  всеми  игроками  должны  выполняться правильно и четко.

2. Неправильно выполнивший движение или запоздавший выходит из игры. Содержание: ведущий – ветер – выполняет движения: бег в разных направлениях, с разным положением рук, с высоким подниманием колен, с кружением и приседанием, широким шагом, галопом и т. д. Ветерки должны повторять их в точности.

Потешка перед сном «Ходит сказка по домам…»

Ходит сказка по домам,

По высоким теремам,

Жди ее, глаза закрой.

Спи, глазок, спи, другой.

Сказка добрая придет,

Сердце доброе найдет,

Жди ее, глаза закрой,

Спи, глазок, спи, другой.

Пальчиковая гимнастика «Солнышко, солнышко»

Солнышко, солнышко

Золотое донышко,

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей,

Прилетели сто грачей,

А сугробы тают, тают,

А цветочки подрастают.

Хлопают ладонями.

Сгибают и разгибают ладони.

Показывают волну.

Машут руками.

Опускают руки вниз.

Поднимают руки вверх.

Игра «Найди камешки»

Цель: развитие наблюдательности, внимания, фантазии; закрепление движений в естественных условиях.

Правила игры.

1. Находить камешки в соответствии с заданием.

2. Нельзя повторять уже выполненное кем-либо из детей движение. Содержание: детям поочередно даются задания: найти самый большой камешек, самый гладкий, острый, причудливый, красивый и т. д. Эта часть игры проводится в форме соревнования: кто быстрее? Во второй части каждый из детей придумывает движения со своим камешком. Выигрывает тот, кто больше придумает движений.

Армянская песенка «Где ночует солнце?»

– Где ночует солнце?

– У бабушки в постельке.

– А кто его бабушка?

– Синее небо.

– Чем оно укроется?

– Шерстяною тучкой.

– А кто его укроет?

– Дедушка-ветер.

Стихотворение «Апрель! Апрель!»

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь густой валежник.

Стали птицы песни петь

И расцвел подснежник.

                              С. Маршак

Потешка «А у нас есть ложки, волшебные немножко»

А у нас есть ложки,

Волшебные немножко.

Вот – тарелка, вот – еда,

Не осталось и следа.

Потешки перед сном «Эй, вы, глазки, эй, вы, ушки».

Эй, вы, глазки, эй, вы, ушки.

Вас положим на подушки.

Полежите, полежите,

Отдохните и поспите.

Считалка

Я – зверек, и ты – зверек,

Я – мышонок, ты – хорек,

Ты – хитер, а я – умен,

Кто умен, тот вышел вон!

Пальчиковая гимнастика «Божьи коровки»

На первую строчку – всеми пальцами правой руки «прыгать» по столу, на вторую – то же левой рукой, на третью и четвертую – обеими руками вместе. На пятую – поджать ладони, пальцы прижать друг к другу. На шестую – постучать указательными пальцами по столу. На седьмую и восьмую – изобразить «солнышко» (руки поднять вверх и скрестить их, разводя пальцы врозь). На последние – спрятать пальчики обеих рук в кулачки.

Божьей коровки папа идет,

Следом за папой мама идет,

За мамой следом детишки идут,

А вслед за ними малышки бредут.

Красные юбочки носят они,

Юбочки с точками черненькими.

Они на солнышко похожи,

Встречают дружно новый день.

А если будет жарко им,

То спрячутся все вместе в тень.

Потешки перед сном «Паучок-паучок, паутиновый жучок»

Паучок-паучок,        Сон про солнышко-

Паутиновый жучок,        Колоколнышко,

Семь ночей не спал,        И про дождик грибной,

Для Катюши соткал        И про нас с тобой.

Хочешь по лесу во сне побродить?

Глазки попробуй закрыть.

Игра «Отгадай, чей голосок?»

Играющие берутся за руки и образуют хоровод, внутри круга стоит водящий с закрытыми глазами. Если дети еще маленькие, достаточно просто закрыть глаза ладошками – это позволяет ребенку чувствовать себя комфортно и безопасно, нет страха потерять равновесие и ориентацию в пространстве.  Если дети постарше – можно повязать платок на глаза.

Водящий ходит по кругу и произносит следующее:

– Вот построили мы круг, повернемся вместе вдруг. (В это время хоровод начинает двигаться в другую сторону.) А как скажем «Скок-скок-скок», отгадай, чей голосок?

Слова «Скок-скок-скок» произносит один из участников хоровода. Делает это по сигналу руководителя.

Задача водящего – угадать,  кто  произнес эти слова. Если он отгадал – встает в хоровод, а произносивший слова становится водящим.

Стихотворение «По весне набухли почки...»

По весне набухли почки

И проклюнулись листочки.

Посмотри на ветки клена –

Сколько носиков зеленых!

                                     В. Орлов

Потешка «Овощи мама в кастрюле варила…»

Овощи мама в кастрюле варила.

Вкусное очень туда положила.

Мясо, яички, картошка, укроп

Очень хотят попасть (имя ребенка) в рот.

Давай-ка не станем их обижать

И все, что в тарелке, будем съедать.

Потешки перед сном «Маленькие заиньки»

Маленькие заиньки

Захотели баиньки,

Захотели баиньки,

Потому что заиньки.

Мы немножечко поспим,

Мы на спинке полежим.

Мы на спинке полежим

И тихонько посопим.

Стихотворение «На прогулку»

На прогулку соберусь я,

Вместе с мамой я пойду.

Обязательно с собою

Куклу Катю я возьму.

Теплый шарфик ей надену,

И пальтишко, и берет.

И тут мама отвлекает:

– Ты готова или нет?

                       Л. Касимова

Игра малой подвижности «Где растет колокольчик?»

Инвентарь: цветок-колокольчик из пластмассы или картона (высота 15 см). Педагог заранее перед занятием прячет цветок (втыкает его в землю) на игровой площадке. Дети встают врассыпную около педагога. Педагог говорит детям, что на полянке растет много красивых цветов, а детям нужно найти колокольчик:

Колокольчик где растет?

Кто скорей его найдет?

По полянке вы ходите,

Колокольчик вы ищите!

Дети расходятся по всей площадке, ищут цветок. Ребенок, нашедший колокольчик первым, приносит его педагогу.

Примечания. 1. Педагог перед прогулкой в группе показывает детям цветок. 2. По мере необходимости педагог помогает детям найти колокольчик («Посмотрите за деревом, за скамейкой и т. п.»).

Опыты. Неживая природа. Воздух.
Игры с воздушным шариком и соломинкой

Цель игры: познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.

Игровой материал: воздушные шарики, емкость с водой, два воздушных шара (один надут слабо – мягкий, другой надут сильно – упругий).

Ход игры:

Взрослый вместе с детьми рассматривает два воздушных шара. Дети играют с тем и другим и выясняют, с каким удобнее играть и почему (с тем, который больше надут, так как он легко отбивается, «летает», плавно опускается и пр.). Обсуждают причину различия в свойствах: один упругий, потому что он сильно надут, а другой – мягкий. Взрослый предлагает подумать, что нужно сделать со вторым шариком, чтобы с ним тоже было хорошо играть (побольше надуть); что находится внутри шарика (воздух); откуда воздух берется (его выдыхают).

Взрослый показывает, как человек вдыхает и выдыхает воздух, подставив руку под струю воздуха. Выясняет, откуда берется воздух внутри человека (его вдыхают).

Взрослый организует игры со вторым шариком: надувает его, чтобы он стал упругим, опускает шарик отверстием в воду, чтобы дети наблюдали, как сдувается шарик и выходит через пузырьки воздух. В конце игры взрослый предлагает детям повторить опыт самим.

Опыты. Неживая природа. Свет, цвет.
Игра «Что в коробке?»

Цель игры: познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа); показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.

Игровой материал: коробка с крышкой, в которой есть прорезь; фонарик, лампа.

Ход игры:

Взрослый предлагает детям узнать, что находится в коробке (неизвестно), и обнаружить, что в ней (заглянуть в прорезь). Дети смотрят в прорезь и отмечают, что в коробке темнее, чем в комнате. Взрослый спрашивает, что нужно сделать, чтобы в коробке стало светлее (полностью открыть прорезь или снять крышку, чтобы свет попал в коробку и осветил предметы внутри нее). Взрослый открывает прорезь, и после того как дети убеждаются, что в коробке стало светло, рассказывает о других источниках света – фонарике и лампе, которые по очереди зажигает и ставит внутрь коробки, чтобы дети увидели свет через прорезь. Вместе с детьми сравнивает, в каком случае лучше видно, и делает вывод о значении света.

Опыты. Неживая природа. Вес, притяжение.
Игра «Легкий – тяжелый»

Цель игры: показать, что предметы бывают легкие и тяжелые; научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие – тяжелые).

Игровой материал: Чебурашка и Крокодил Гена, разнообразные предметы и игрушки; непрозрачные емкости с песком и листьями, камешками и пухом, водой и травой; подбор символа («тяжелый», «легкий»).

Ход игры:

Крокодил Гена и Чебурашка выбирают игрушки, которые каждый из них хочет взять с собой к друзьям. Предлагается несколько вариантов выбора игрушек:

– игрушки из одного материала, но разные по размеру. Взрослый спрашивает, почему Гена возьмет игрушки большего размера, и проверяет ответы детей, взвешивая игрушки на руках;

– игрушки из одного материала, но одни полые внутри, а другие заполнены песком. Взрослый спрашивает, какие игрушки возьмет Чебурашка и почему;

– игрушки одного размера из разных материалов. Взрослый выясняет, кто какую игрушку понесет и почему.

Затем взрослый предлагает детям выбрать «угощение» в ведерках, которые могут донести Чебурашка и Гена, и выясняет: как узнать, какое ведерко сумеет донести Чебурашка, а какое Гена? Взрослый проверяет предположения детей, рассматривая вместе с ними содержание ведерок.

Потом выясняется, что Крокодил Гена и Чебурашка переезжают на новую квартиру. Дети определяют, кто из них какие предметы будет переносить: группируют предметы по признаку «легкий – тяжелый» с учетом размера и материала.

Опыты. Неживая природа. Воздух.
Игра «Что в пакете?»

Цель игры: обнаружить воздух в окружающем пространстве.

Игровой материал: полиэтиленовые пакеты.

Ход игры:

Дети рассматривают пустой полиэтиленовый пакет. Взрослый спрашивает, что находится в пакете. Отвернувшись от детей, он набирает в пакет воздух и закручивает открытый конец так, чтобы пакет стал упругим. Затем показывает наполненный воздухом закрытый пакет и вновь спрашивает, что в пакете. Открывает пакет и показывает, что в нем ничего нет. Взрослый обращает внимание, что, когда открыли пакет, тот перестал быть упругим. Объясняет, что в нем был воздух. Спрашивает, почему кажется, что пакет пустой (воздух прозрачный, невидимый, легкий).

Эксперимент: прокати шарик

Цель: познакомить с движением тела по наклонной и по прямой, развивать наблюдательность, смекалку.

Материал: желобок, шарик-колобок, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка).

Ход эксперимента:

Воспитатель. Вспомните сказку про Колобка. У каждого из вас есть шарик-колобок. Посмотрите, какой он красивый

Первый эксперимент. «Шарик-колобок катится по прямой дорожке и любуется природой» (дети подталкивают колобка, он движется вперед по инерции, постепенно уменьшает скорость, останавливается).

Второй эксперимент. «Шарик-колобок катился, катился, оказался на вершине горы (одну сторону желобка приподнять) и покатился так быстро, что у него закружилась голова» (дети скатывают шарик с горки, он катится с большей скоростью, чем по прямой).

Воспитатель. Как вы думаете, по какой дорожке шарику-колобку больше понравилось кататься? (Ответы детей.)

Потом дети рисуют колобков и подводят итоги своей экспериментальной деятельности (по прямой дорожке шарик-колобок катился медленно и вскоре остановился: скорость движения была маленькой; с наклонной плоскости шарик-колобок двигался с большой скоростью и укатился далеко).

Эксперимент: послушный ветерок

Цель: продолжать знакомить с разной силой потока воздуха, развивать дыхание, смекалку, наблюдательность.

Материал: ванночка с водой, кораблик из пенопласта, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка).

Ход эксперимента: 

Воспитатель.        Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе.

Первый эксперимент. Дети дуют на кораблик тихонько. Что происходит? (Кораблик плывет медленно.)

Второй эксперимент. Дуют на кораблик с силой. (Кораблик плывет быстрее и может даже перевернуться.)

Дети подводят итоги (при слабом ветре кораблик движется медленно; при сильном потоке воздуха увеличивает скорость).

Эксперимент: мыло-фокусник

Цель: познакомить со свойствами и назначением мыла; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку; закрепить правила безопасности при работе с мылом.

Материал: ванночка, кусочек мыла туалетного или хозяйственного), губка, трубочка, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка).

Ход эксперимента:

Воспитатель. Хотите поиграть с мылом?

Дети. Да!

Первый эксперимент. Дети трогают и нюхают сухое мыло. (Оно гладкое, душистое.) Обследуют воду. (Теплая, прозрачная.) Делают быстрые движения руками в воде. Что происходит? (В воде появляются пузырьки воздуха.)

Второй эксперимент. Дети погружают мыло в воду, потом берут его в руки. Каким оно стало? (Скользким.) Натирают мокрую губку мылом, погружают ее в воду, отжимают. Что происходит? (Вода изменяет цвет, в ней появляется пена.) Играют с пеной: делают ладони трубочкой, набирают мыльной воды, дуют. Что происходит? (В ней появляются большие пузыри.) Опускают в мыльную воду конец трубочки, вынимают, медленно в нее дуют. Что происходит? (Из трубочки появляется мыльный пузырь, он легкий, переливается на свету.) Погружают конец трубочки  в  воду  и  дуют  в  нее. Что появляется на поверхности воды? (Много мыльных пузырей.)

Дети подводят итоги (сухое мыло гладкое; мыло, смоченное в воде, тоже гладкое, но скользкое; если намылить влажную поролоновую губку, появится пена; при попадании воздуха в мыльную воду появятся мыльные пузыри, они легкие и могут летать; мыльная пена вызывает жжение – глаза надо беречь).

Опыты. Неживая природа. Звук.
Игра «Что звучит?»

Цель игры: научить определять по издаваемому звуку предмет.

Игровой материал: дощечка, карандаш, бумага, металлическая пластина, емкость с водой, стакан.

Ход игры:

За ширмой слышны различные звуки. Взрослый выясняет у детей, что они услышали и на что похожи звуки (шелест листьев, вой ветра, скачет лошадка и т. д.). Затем взрослый убирает ширму, и дети рассматривают предметы, которые за ней находились. Спрашивает, какие предметы надо взять  и что с ними нужно сделать, чтобы услышать шорох листьев (прошуршать бумагой). Аналогичные действия проводятся с остальными предметами: подбираются предметы, издающие разные звуки (шум ручья, цокот копыт, стук дождя и т. д.).

Речевая игра с куклами
«Куклы хлопать все умеют»

Выполнение  движений  в  соответствии  с  текстом  стихотворения А. Ануфриевой.

Куклы хлопать все умеют,

Своих ручек не жалеют.

Вот так, вот так,

Своих ручек не жалеют.

Куклы топать все умеют,

Своих ножек не жалеют.

Вот так, вот так,

Своих ножек не жалеют.

А теперь и мы пойдем,

С куклами плясать начнем,

Вот так, вот так,

Пляшет куколка вот так!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы артикуляторных упражнений для постановки звуков

Комплексы артикуляторных упражнений для постановки звуков С, З, Ш, Ц, Р, Л...

Комплексы игровых упражнений для профилактики и коррекции плоскостопия На формирование неправильной осанки большое влияние оказывает плоскостопие.

Плоская стопа встречается у 15-23% детей, поэтому для предупреждения развития плоскостопия важно своевременно выявить эту деформацию  и принять профилактические меры....

Комплекс дыхательных упражнений.

Комплекс дыхательных упражнений....

комплекс игровых упражнений по формированию элементарных математических представлений о величине у детей дошкольного возраста

Комплекс игровых упражнений по формированию элементарных математических представлений о величине у детей среднего дошкольного возраста...

Занятие «Комплекс гимнастических упражнений в сочетании с дыхательными упражнениями»

Комплекс гимнастических упражнений в сочетании с дыхательными упражнениями....

КОМПЛЕКСЫ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП ЗВУКОВ И КОМПЛЕКС ДЛЯ ОТРАБОТКИ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ И ПОЛОЖЕНИЙ ГУБ И ЯЗЫКА

Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому и...

Общеукрепляющие упражнения для детей дошкольного возраста.

Особенности организации двигательной деятельности дошкольников....