Общеукрепляющие упражнения для детей дошкольного возраста.
материал

Пахомова Наталья Георгиевна

Особенности организации двигательной деятельности дошкольников. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Общеукрепляющие упражнения для детей от 4 до 7 лет

Возрастные особенности детей 3-6 лет.

Основные цели работы с детьми 3(4) лет.

В возрасте 3-4 лет происходит дальнейший рост и развитие детского организма, совершенствуются физиологические функции и процессы. Активно формируется костно-мышечная система, в связи с чем, недопустимо длительное пребывание  детей в неудобных позах, сильные мышечные напряжения, поскольку это может спровоцировать дефекты осанки, плоскостопие, деформацию суставов.

Ребенок начинает осваивать систему межличностных отношений, учится ориентироваться в многообразии человеческой деятельности. На основе совместной деятельности – в первую очередь игры – формируется и детское общество. На пятом году жизни ребенок постепенно начинает осознавать свое положение среди сверстников.

Необходимо:

  • Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, дозировать физические нагрузки, заботиться об эмоциональном комфорте.
  • Доброжелательно и много общаться с детьми на познавательные темы, создавать условия для практического экспериментирования, способствовать развитию речи, любознательности и инициативности.
  • Формировать у детей интерес к физическим упражнениям.

Основные цели работы с детьми 5(6) лет.

В возрасте 4-5 лет на фоне общего физического совершенствуется нервная система ребенка: улучшается подвижность, уравновешенность, устойчивость нервных процессов. Однако дети все еще быстро устают, «истощаются», при перегрузках возникает охранительное торможение. Отличаются высокой двигательной активностью, обладают достаточным запасом двигательных умений и навыков, им лучше удаются движения, требующие скорости и гибкости, сила и выносливость пока еще недостаточно развиты.

Кроме сюжетно-ролевых игр, у детей интенсивно развиваются и другие формы игры – игры-фантазии, игры с правилами.

Необходимо:

  • Охранять и укреплять здоровье детей, способствовать их физическому развитию, избегая нервных и физических перегрузок.
  • Создавать условия для реализации всех видов игры.
  • Внимательно относится к формирующемуся детскому сообществу и терпеливо поддерживать его.
  • Формировать основы культурного и экологически целесообразного поведения.
  • Во всех видах деятельности и общения способствовать развитию у детей диалогической и монологической речи.
  • Развивать у детей познавательные интересы, сенсорные и интеллектуальные способности.
  • Поддерживать экспериментирование с материалами, словом. Движением, моделировать игровые ситуации.
  • Развивать воображение и творческое начало.

Особенности двигательной деятельности дошкольников

Младший дошкольный возраст.

На третьем и четвертом году жизни заметно расширяется двигательный опыт ребенка и развивается произвольность управления движениями. К трем годам формируется умения бросать и ловить мяч, бегать и прыгать с места, лазать по гимнастической лестнице. В этом возрасте дети способны последовательно выполнять несколько двигательных действий подряд, изменять движения и подчиняться заданному темпу. В четырехлетнем возрасте дети достаточно хорошо сохраняют равновесие, спускаются с горы на санках, передвигаются на лыжах и ездят на трехколесном велосипеде.

Особенности организации двигательной деятельности дошкольников 3-4 лет.

Необходимо:

  • Обогащать двигательный опыт разнообразными видами физических упражнений и подвижных игр.
  • Содействовать правильному выполнению движений в соответствии с образцом, показанным взрослым (правильное положение тела, заданное направление).
  • Привлекать к коллективным формам организации двигательной активности.
  • Формировать умение выполнять знакомые движения легко и свободно, ритмично т согласованно, ориентируясь в пространстве и сохраняя равновесие.

Средний дошкольный возраст.

Движения ребенка становятся значительно богаче, разнообразнее, так как расширились возможности его опорно-двигательного аппарата. Ребенок гораздо устойчивее в статических позах и динамике. Более устойчивым становится внимание, двигательная память, мышление, воображение. Дети лучше ориентируются в пространстве и согласовывают свои движения с движениями товарищей. На пятом году жизни появляется способность удерживать исходное положение, сохранять направление. Амплитуду и темп движений, формируется умение участвовать в играх с ловлей и увертыванием, где результат зависит не только от одного участника, но и от других.

Особенности организации двигательной деятельности дошкольников 4-5 лет.

  • Формировать умение правильно выполнять основные движения.
  • Развивать элементы произвольности во время выполнения ими двигательных заданий.
  • Способствовать естественному процессу развития координации, ориентировки в пространстве, чувства равновесия.
  • Воспитывать личностные качества (активность, самостоятельность, инициатива, творчество).
  • Вовлекать родителей в физкультурно-оздоровительные мероприятия детского сада, а так же в подготовку и проведение досуга, праздников, дней здоровья, прогулок-походов, открытых занятий.

Старший дошкольный возраст.

Позвоночник в основном сформирован, хотя податлив к изменениям, поэтому надо следить за осанкой детей. Увеличиваются удельный вес и сила мышц, совершенствуются их функции. На шестом году жизни происходит качественный скачок в развитии движений, появляется выразительность, плавность и точность, особенно при выполнении общеразвивающих упражнений. Дети лучше осваивают ритм движений, быстро переключаются с одного темпа на другой. Точнее оценивается пространственное расположение частей тела, предметов. Дети начинают замечать ошибки при выполнении отдельных движений, способны на элементарный анализ. Начинают осваивать более тонкие движения в действии. В результате успешно осваивают прыжки в длину и высоту с разбега, прыжки со скакалкой. Лазанья по шесту и канату, метание на дальность и в цель, катание на двухколесном велосипеде, коньках, лыжах и плавание.

У детей появляется устойчивый интерес к достижению коллективного результата в командных играх и эстафетах, формируется умение проводить подвижные игры самостоятельно. Физическое и нервное напряжение не должно быть длительным. Поэтому новые упражнения сочетают с известными, делают между упражнениями паузы для отдыха.

Особенности организации двигательной деятельности дошкольников 5-6 лет.

  • Развивать интерес к физической культуре. К ежедневным занятиям и подвижным играм, знакомить с некоторыми спортивными событиями в стране.
  • Содействовать постепенному освоению техники движений.
  • Формировать представления о разнообразных способах выполнения движений.
  • Целенаправленно формировать физические качества (ловкость, быстроту, силу, гибкость, общую выносливость).
  • Воспитывать положительные черты характера, нравственные и волевые качества (настойчивость, самостоятельность, смелость, честность, взаимопомощь, трудолюбие).
  • Учить проявлять активность в разных видах двигательной деятельности.
  • Учить чередовать подвижную деятельность с менее интенсивной и отдыхом.

Общеразвивающие упражнения без предметов.

Упражнения для рук и плечевого пояса

  1. «Разомни пластилин» - сжимать и разжимать пальцы рук.
  2. «Фонарики» - быстрые сгибания и разгибания пальцев рук.
  3. «Намотай нитку на клубок» - круговые движения кистями, сжатыми в кулак.
  4. «Часики» - движения прямыми руками (одновременно правой и левой или поочередно) вперед и назад, можно выполнять круговые движения.
  5. «Забей гвоздь» - руки согнуты перед грудью, сжаты  в кулаки, постукивать правым кулаком по левому и наоборот.
  6. «Лови комара» - хлопки в ладоши перед грудью, лицом, над головой.
  7. «Расти большим» - подниматься на носки поднимая руки вверх, тянуться головой и руками к потолку.
  8. «Петушок» похлопать ладошками по голеням, бедрам и бокам.
  9. «Объятия» - обнимаем себя правой рукой левое плечо и наоборот.
  10. «Ладошки» - хлопаем в ладоши поочередно перед собой и за спиной.
  11. «Мельница» - поочередное касание правой стопы левой рукой и наоборот, выполнять в наклоне с прямыми ногами и руками.
  12. «Веретено» - быстрые круговые движения рук перед собой.
  13. «Растяни резинку» - руки перед грудью разводим в стороны; вверх-вниз.
  14. Отжимания на коленях, на стопах

Упражнения для туловища

  1. «Лошадка» - стоя в наклоне, ноги на ширине плеч, руки за спиной, поднимать – опускать туловище.
  2.  «Деревья» - ноги на ширине плеч, руки за головой, выполнять наклоны вправо-влево, вперед-назад, круговые.
  3. «Ягодки» - наклоны вперед на прямых ногах, выпрямиться, прогнуться назад (желательно коснуться пальцами рук голени).
  4.  «Широко поле» - руки у груди, поочередно отводить руки в стороны с поворотом туловища.
  5. «Ласточка»
  6.  «Подними мешок»
  1.  «Неваляшка» - сидя  в позе «бабочка» раскачиваться вперед-назад, вправо-влево, по кругу.
  2. «Скорлупка» лежа на спине прижать колени к груди и покачаться на спине вперед-назад. Вправо-влево.
  3. «Уточка»
  4. «Самолет»
  5. «Плавание»
  6. «Перекати поле»
  7. «Сложись пополам»
  8. «Сесть-лечь»
  9. «Кошечка» - стоя на четвереньках поочередно прогибать и выгибать спину дугой.
  10.  «Лошадка» - стоя на четвереньках поочередно отводить ноги  назад и в стороны.
  11. «Львенок» - растянуться на животе, подняться на руках, посмотреть вправо, вверх, влево, опуститься обратно на живот.
  12. «Звездочка» - лежа на спине руки над головой, ноги вместе, развести их как можно шире, потом обратно.
  13. «Тянемся» - сидя тазом на пятках тянуться за руками вперед по татами.
  14. «Кораблик» - лежа на животе руки над головой, ноги вместе, оторвать руки и ноги от ковра и покачаться вперед-назад.
  15. «Живот вверх» - лежа на спине, ноги согнуты в коленях, стопы стоят на татами – поднимаем таз, встаем на носочки, отрывая спину от татами, плечи остаются на ковре.
  16. «Жук» – лежа на животе, руки неподвижно раскинуты в стороны, достать правой ногой левую руку и наоборот.
  17. «Качалка» – сидя тазом на пятках, руки на поясе, касаться тазом татами справа и слева от себя.
  18. «Велосипед» - лежа на спине поднять ноги и покрутить педали вперед, потом назад.

Упражнения для ног

  1. «Стать маленьким» - приседания.
  2. «Лягушка» - выпрыгнуть с корточек вверх, наверху хлопнуть в ладоши (поймать комара).
  3. «Гуси» - ходьба  сидя на корточках, руки на коленях, сохранять спину прямой.
  4. «Педали» - нога выставлена вперед стоит на пятке (носок вверх), опускаем носок (поднимаем пятку) несколько раз, потом другой ногой.
  5. «Зайчик» - ноги вместе, руки перед собой (лапки), прыгать на носочках.
  6. «Больной зайчик» - прыжки на одной ноге.
  7. «Обезьянка» - прыжки на широко расставленных ногах.
  8. «Цапля» - поднимать поочередно ноги, и выполнять хлопок под коленом.
  9.  «Ловим пяточки» - кисти лежат на ягодицах ладонями вверх, достать пяткой ладошку.
  10. «Кони» - руки согнуты в локтях на уровне талии ладони вниз, достать коленом ладошки.
  11. «Рок-н-ролл» - ноги чуть согнуты  и слегка врозь, взять колени ладошками, сдвигать раздвигать колени, выполнить круговые движения внутрь и наружу.
  12. «Хлопки под коленом»
  13. «Футболист»
  14. «Журавль на болоте»
  15. «Лыжник»
  16. «Выпады»
  1.  «Хвостик» - стоя на четвереньках скрестить ступни, и помахать хвостиком.
  2. «Сожмись в комочек»
  3. «Группировка»
  4. «Сядь по-турецки»
  5. «Лошадка»
  6. «Мячик» - прыжки на носочках
  7. «Зайчик заболел» - прыжки на одной ноге
  8. «Кинг-Конг» - прыжки на широко-расставленных ногах
  9. «Бабочка» - сидя , носки и пятки правой и левой ноги соединены вместе, руки за головой, выполнять качающие движения ногами и руками.
  10. «Поймай носочки» - сидя, ноги вытянуты, не сгибая колени взяться за носочки, потянув вверх оторвать пяточки от татами.
  11. «Сундучок» - лежа руки над головой, ноги вместе, согнуться в талии «сложиться»,  обхватив пяточки руками.

Упражнения на координацию.

  1. Закрыть глаза, покружиться вокруг себя 5-10 раз, открыть глаза и подпрыгнуть вверх.
  2. Наклониться вперед, покружиться вокруг себя 5-10 раз, выпрямиться, встать на одну ногу.
  3. Ходьба или медленный бег, по команде изменить направление на противоположное.
  4. Ходьба или медленный бег, по команде повернуться спиной и идти вперед, потом опять лицом.
  5. Ходьба или медленный бег, по команде выполнить приседание, и сразу продолжать основное упражнение.
  6. Ходьба или медленный бег, по команде упасть, по следующей команде продолжать основное упражнение.
  7. Ходьба или медленный бег, в движении выполнять круговые движения вокруг себя, продолжая движение.
  8. Ходьба или медленный бег, по команде остановиться, ноги вместе, выполнить прыжок с поворотом вокруг себя.

Начальные формы спортивных упражнений

Группировки из положения сидя, стоя, лежа

  • Перекаты в группировке из различных исходных положений – влево, вправо, назад, лежа на животе, спине («лодочка», «рыбка», «корзиночка»).
  • Прогибание из положения лежа на спине с опорой рук и головы.
  • Перекат назад из упора присев – встать, перекатом вперед, следить чтобы голова не касалась татами, добавлять хлопок вытянутыми руками.
  • Из упора стоя на коленях – сед вправо, влево; лежа на животе или спине вращаться вперед.
  • Стойка на лопатках
  • Кувырок вперед
  • Лежа на спине, колени прижаты к груди, перекат вправо – влево, добавлять хлопок рукой, выполнять из положения стоя.
  • Перемещения приставными шагами стоя и на коленях (вперед-назад, вправо-влево)

Висы и упоры

  • Вис стоя, лежа, спиной на гимнастической стенке.
  • Упор стоя на коленях.
  • Упор сзади на полу.
  • Упор прогнувшись вверх животом.
  • Перемещение в упоре с доставанием предметов.
  • Перемещение в упоре сзади ногами вперед.
  • Перемещение в упоре руками вперед.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование лексики через дидактические игры и упражнения у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии.

В материале раскрываются проблемы нарушений речи и их коррекции у дошкольников с нарушениями в развитии....

Развитие интереса к физическим упражнениям у детей дошкольного возраста.

Консультация для родителей и воспитателей о развитии интереса к физическим упражнениям через напосредственно образовательную деятельность с сюжетом....

Игры и упражнения для детей дошкольного возраста на развитие мышления

Мышление - одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются опр...

Игры и упражнения для детей дошкольного возраста на развитие мелкой моторики и координации движений рук.

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относител...

"Коррекционно - развивающие упражнения для детей дошкольного возраста с затруднениями в общении"

В данном разделе размещены материалы для педагогов и педагогов-психологов  ДОУ в работе с детьми, которые испытывают стойкие звтруднения в общении...

Программа самообразования на тему «Развитие счетной деятельности через игровые упражнения у детей дошкольного возраста»

представлена программа самообразования на тему "Развитие счетной деятельности через игровые приемы у детей дошкольного возраста". Самообразование - одна из  форм  повышения  профессиона...

Тематические общеразвивающие упражнения для детей дошкольного возраста

Общеразвивающие упражнения для младшего и старшего дошкольного возраста с тематикой....