"Коррекционно - развивающие упражнения для детей дошкольного возраста с затруднениями в общении"
методическая разработка на тему

Афанасьева Анна Викторовна

В данном разделе размещены материалы для педагогов и педагогов-психологов  ДОУ в работе с детьми, которые испытывают стойкие звтруднения в общении

Скачать:


Предварительный просмотр:

   

       Игры и упражнения

               для детей с  затруднениями в общении

                4 - 5 лет

                                           Клубочек

    Игра полезна в компании малознакомых детей. Дети садятся в круг, ведущий, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задает любой интересующий его вопрос участнику игры (Например: «Как тебя зовут?», «Хочешь ли ты со мной дружить?», «Что ты любишь?», «Чего ты боишься?» и т.д. ), тот ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой следующий вопрос следующий игроку. Таким образом, в конце клубочек возвращается ведущему. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое, определяют, на что фигура похожа, многое узнают друг о друге, сплачиваются.

                                          Поварята 

  Все встают в круг – это кастрюля. Сейчас будем готовить суп (компот, винегрет, салат). Каждый придумывает, чем он будет (мясо, картошка, морковка, лук, капуста, петрушка, соль и т.д.). Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя прыгает в середину круга, следующий, прыгнув, берет за руки предыдущего. Пока все «компоненты» не окажутся в середине круга, игра продолжается. В результате получается вкусное красивое блюдо – просто объедение.

                             Дружба начинается с улыбки

Сидящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и по очереди дарят друг другу молча самую добрую, какая только может быть, улыбку.

                                                Комплименты

    Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что – то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение проводится по кругу.

    Предосторежение

  1. Некоторые дети не могут сказать кмплимент, им необходимо помочь. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное»,  «сладкое» «цветочное», «молочное» слово
  2. Если ребенок затрудняется сделать комплимент, не ждите, когда загрустит его сосед, скажите комплимент сами.

     Утка, утка … гусь

  Участники игры встают в круг. Ведущий – внутри круга. Он ходит по кругу, указывает рукой и приговаривает: «Утка, утка, утка … гусь». Гусь скрывается с места, убегая в противоположную от ведущего сторону. Задача их обоих – быстрее занять освободившее место. Вся сложность состоит в том, что в месте встречи соревнующиеся должны взять друг друга за руки, сделать реверанс, улыбнуться и поприветствовать: «Доброе утро, добрый день, добрый вечер!», а затем снова броситься к свободному месту.

  Замечание. Взрослый следит за тем, чтобы каждый участник побывал в          

                     роли «гуся». Слова приветствия произносятся громко и          

                    отчетливо, а движения реверанса должны выполняться «на                    

                   бегу»

                               

                                                      Ворона

  Ведущий стоит в центре круга, приговаривает и имитирует полет вороны и ощипывание крыльев:

                                       Ворона сидит на крыше,

                                       Ощипывает она свои крылышки.

                                       Сирлалала, сирлалала!

  Затем очень быстро и неожиданно:

                                       А кто раньше сядет?

  Затем:

                                      А кто раньше встанет?

  Кто опоздал выполнить команду – выбывает из игры.

                                                 Гнездышко

  Дети присели в кругу взявшись за руки – это гнездышко. Внутри сидит птичка. Снаружи летает еще одна птичка и дает команду: «Птичка вылетает!» Гнездо рассыпается, и все летают, как птицы. Ведущий командует: «В гнездо!» Опять приседают. Кто не успел – ведущий.

                                       Передай мячик

  Сидя или стоя, играющие стараются как можно быстрее передать мячик, не уронив. Можно в максимально быстром темпе бросать мячик соседям. Можно, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину, передав мяч. Кто уронил – выбывает.

  Замечание. Усложнив упражнение можно, попросив детей закрыть глаза.

                                       Песенка по кругу

  Ведущий выбирает вместе с детьми знакомую всем детскую песенку. Затем по кругу каждый поет свою строчку. Последний куплет поют всем хором.

                                                   Подарки

  Дети находятся в круге. Ведущий         говорит, что сейчас каждый может подарить и получить подарок. Со словами «Я хочу подарить тебе сегодня…» он обращается к сидящему рядом и описывает то, что он придумал преподнести в подарок (настроение, прикосновение, цветок, стихотворение, песенку). Чем необычнее будет придуманное, тем лучше. Принимающий подарок благодарит и дарит что – то следующему по кругу. Ведущий следит, чтобы никто не остался без подарка.

                                            Доброе животное

  Участники встают в круг и берутся за руки. Ведущий тихим голосом говорит: «Мы – одно, большое животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь подышим вместе!» Вдох – все делают шаг вперед. Выдох – все делают шаг назад. Вдох – все делают 2 шага вперед, выдох – все делают 2 шага назад. «Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного .

                                 

      Игры и упражнения

              для детей с

 затруднениями в общении

                5 - 6 лет

                                           Ветер дует на… 

  Со словами «Ветер дует на…» ведущий начинает игру. Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» - все светловолосые собираются в одну кучку. «Ветер дует на того, у кого есть сестра», «кто любит животных», «кто много плачет», «у кого нет друзей» и т.д.

  Ведущего необходимо менять, давая возможность поспрашивать участников каждому.

                                             Найди друга

  Упражнение выполняется среди детей или же между родителями и детьми. Одной половине завязывают глаза, дают возможность походить по помещению и предлагают найти и узнать друга (или своего родителя). Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден, игроки меняются ролями.

                                         Рукавички

  Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар рукавичек равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенными, по помещению. Дети разбредаются по залу. Отыскивают свою «пару», отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить совершенно одинаково рукавички.

                                         

                                                 Замечание. Ведущий наблюдает, как организуют  

                                                                     совместную работу пары, как делят                  

                                                                     карандаш как при этом  

                                                                     договариваются.

                                                                    Победителей поздравляют. 

                                    Сочиним историю

  Ведущий начинает историю: «Жили-были…», следующий участник продолжает и так далее по кругу. Когда очередь опять доходит до ведущего, он направляет сюжет истории, оттачивает его, делает более осмысленным, и упражнение продолжается.

                                             Дракон

  Играющие становятся в линию, держась за плечи. Первый участник –«голова», последний – «хвост» дракона. «Голова» должна дотянуться до хвоста и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в той и другой роли.

                        Рычи лев, рычи; стучи, поезд, стучи

  Ведущий говорит: «Все мы – львы, большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «Рычи, лев, рычи!», пусть раздается самое громкое рычание».

  «А кто может рычать еще громче? Хорошо рычите, львы.». Нужно попросить детей рычать, как можно громче, изображая при этом львиную стойку.

  Затем все встают друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего. Это – паровоз. Он пыхтит, свистит, колеса работают четко, в такт, каждый слушает и подстраивается под соседей. Паровоз едет по помещению в разных направлениях, то быстро, то медленно, то поворачивая, то изгибаясь, издавая громкие звуки и свист. Машинист на станциях меняется. В конце игры может произойти «крушение» и все валятся на пол.

                                        Дотронься до…

 

  Все играющие одеты по – разному. Ведущий выкрикивает: «Дотронься до… синего!» Вы должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета периодически меняются, кто не успел – ведущий.

                                               Замечание. Взрослый следит, чтобы                                    

                                                                  дотрагивались до каждого участника.

                             На что похоже настроение?

  Участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать сравнения лучше взрослому: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко и в спокойном голубом небе, а твое?». Упражнение проводиться по кругу. Взрослый обобщает – какое же сегодня настроение у всей группы: грустное, веселое, смешное, злое и т.д. интерпретируя ответы детей, учтите, что плохая погода, холод, дождь, хмурое небо, агрессивные элементы свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии.

                                          Есть или нет?

  Играющие встают в круг и берутся за руки, ведущий - в центре. Он объясняет задание: если они согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат «Да!», если не согласны, опускают руки и кричат «Нет!»

  Есть ли в поле светлячки?

  Есть ли в море рыбки?

  Есть ли крылья у теленка?

  Есть ли клюв у поросенка?

  Есть ли гребень у горы?

  Есть ли двери у норы?

  Есть ли хвост у петуха?

  Есть ли ключ у скрипки?

  Есть ли рифма у стиха?

  Есть ли в нем ошибки?

                                                  Тень

  Один играющий ходит по помещению и делает разные движения, неожиданные повороты, приседания, нагибается в стороны, кивает головой, машет руками и т.д. все остальные встают в линию за ним на небольшом расстоянии. Они его тень и должны быстро и четко повторять его движения. Затем ведущий меняется.

                                  Психологическая лепка

  В этом деле многое зависит от фантазии взрослого. Он просит слепить из своих тел одну общую фигуру: морскую звезду (можно лежа на ковре) – и показать, как она движется. Ракушку, кота, птицу, цветок, машину и т. д. Дети не только «лепят» фигуру, но и «оживляют» ее, двигаясь плавно и синхронно, не нарушая ее целостности.

                                  Запрещенные движения

  Ведущий показывает, какое движение делать нельзя. Затем выполняет разные движения руками, ногами, телом, головой, лицом, неожиданно показывает запрещенное. Кто повторил, становится ведущим, прибавляя еще одно, свое запрещенное движение. Игра продолжается дальше.    

                            Замечание.      Запрещенных движений может быть около 7.

                                        Прогулка по ручью

  На полу мелом рисуется ручеек, извилистый, то широкий, то узкий, то мелкий, то глубокий. Туристы выстраиваются друг за другом в одну цепь, кладут руки на плечи впереди стоящему, расставляют ноги на ширину ручья в том месте, где их путь начинается, и медленно передвигаются все вместе, меняя ширину расставленных ног, ступая по берегам ручья. Оступившийся попадает ногой в ручей и встают в конец цепи.

                                                   Зеркало

  Детям предлагается представить, что они вошли в магазин зеркал. Одна половина группы - зеркала, другая – разные зверушки.

  Зверушки ходят мимо зеркал, прыгают, строят рожицы – зеркала должны точно отражать движения и выражение лиц зверушек.

                Игры и упражнения

               для детей с

затруднениями в общении

                 6 - 7 лет 

                                   Ветер дует на…

  Со словами «Ветер дует на…» ведущий начинает игру. Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» - все светловолосые собираются в одну кучку. «Ветер дует на того, у кого есть сестра», «кто любит животных», «кто много плачет», «у кого нет друзей» и т.д.

  Ведущего необходимо менять, давая возможность поспрашивать участников каждому.

                                                Секрет

  Всем участникам ведущий раздает по «секрету» из красивого сундучка (пуговицу, бусинку, брошку, старые часы), кладет в ладошку и зажимает кулачок. Участники ходят по помещению и, разъедаемые любопытством, находят способы уговорить каждого показать ему свой секрет.

                                                Замечание. Ведущий следит за процессом обмена  

                                                секретами, помогает наиболее робким найти  

                                                общий язык с каждым участником. 

                                    Строим цифры

  Играющие свободно двигаются по помещению. По команде ведущего: «Я буду считать до 10, а вы за это время должны выстроить все вместе из себя цифру 1 (2,3,4,5 и т.д.)», - дети выполняют задание.

                                                  Замечание. Если дети справляются с заданием  

                                                  быстро, то можно считать быстрее, то есть      

                                                 сократить время построения.

                                         Строим ответ

  Вариант предыдущей игры. Ведущий усложняет задание: «Пока я буду считать до 10, вы сделаете в уме сложение или вычитание и построите из себя все вместе цифру – ответ. Например: 5+2, вы построите 7; 8-3, вы построите цифру 5».

                                      Живая скульптура

  Участники свободно стоят вместе. Ведущий предлагает одному ребенку выйти и принять какую-нибудь позу, в которой ему удобно стоять. Следующего участника просят присоединиться к нему какой-нибудь позой в том месте, где много свободного пространства, затем к ним в своей позе присоединяется третий, затем выходит осторожно из скульптуры первый и смотрит на общую композицию, а четвертый занимает любое пустое место в общей скульптуре и так далее. Тот, кто давно стоит, отходит, его место занимает следующий.

                                      Замечание

                                                         1.Взрослый выполняет роль скульптора в  

                                                         течение всего упражнения.

                                                         2.Следит, чтобы участники не  

                                                        застаивались в общей скульптуре и, выходя,

                                                        обязательно смотрели на общую              

                                                        композицию, отслеживая, на что она  

                                                        похожа.

                                      Гуляем по парку

  Участники упражнения делятся на «скульпторов» и «глину». Глина мягкая, податливая, послушная. Скульптор делает из глины свою статую: зверушку, цветок, рыбку, птичку, игрушку и т.д. Скульптура замирает, и все скульпторы дают ей название. Затем скульпторы гуляют по парку, рассматривая творения рук своих друзей, хвалят скульпторы, отгадывают их названия. Участники меняются ролями.

                                         Замечание

                                                            1.Скульпторы не меняют свои позы и не

                                                            умеют разговаривать.

                                                           2.Взрослый – главный эксперт, ему              

                                                           нравятся все скульптуры, и он их очень  

                                                          нахваливает.

                                        Сиамские близнецы

  Дети разбиваются на пары, встают плечом к плечу, обнимают друг друга одной рукой за пояс, одну ногу ставят рядом. Теперь они сросшиеся близнецы: 2 головы, 3 ноги, одно туловище и 2 руки. Предложите им походить по помещению, присесть, что-то сделать, повернуться, лечь, порисовать и т.д.

                                                Совет

                                                                   Чтобы третья нога была «дружной»,  

                                                                    можно две ноги скрепить веревочкой.

                                              «Поводыри»

  Играющие разбиваются на пары. Один с закрытыми глазами стоит впереди. Другой на расстоянии вытянутой руки, чуть касаясь спины впереди стоящего, встает с закрытыми глазами. Поводырь сначала медленно начинает передвигаться по помещению, «слепой» следует за ним, стараясь не потеряться, затем траектория и скорость движения увеличиваются. Упражнение выполняется 5 минут, затем пары меняются ролями.

                 Игры и упражнения

              для детей с

затруднениями в общении

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование коррекционно- развивающей программы для детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

На сегодняшний день наиболее актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодейств...

Коррекционно-развивающая программа для детей дошкольного возраста с ДЦП

Мною была разработана и успешно реализована программа для дкткй с ДЦП....

Комплекс коррекционно-развивающих упражнений для детей раннего возраста

Комплекс коррекционно-развивающих упражнений для детей раннего возраста...

Создание коррекционно-развивающей среды для детей дошкольного возраста.

            В практике дошкольного воспитания сенсорному развитию детей уделяется много времени и внимания, т.к. это позволяет научить детей адекватно воспринимать...

Методическая разработка коррекционного комплекса упражнений для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата с использованием тренажера Гросса

Данный комплекс корреционных  упражнений с использованием тренажера Гросса,  разработан для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата и направлен на кор...

"Знакомство" коррекционно-развивающее занятие для детей дошкольного возраста

http://talskol.ru/znakomstvo-korrekcionno-razvivayushhee-zanyatie-dlya-detej-doshkolnodo-vozrasta/...

Коррекционно-развивающая программа для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития «Развитие высших психических функций»

Пояснительная запискаПо данным Министерства образования Российской Федерации  среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизическ...


 

Комментарии

ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА ЯЦЕНКО

АННА ВИКТОРОВНА СПАСИБО...БЕРУ СЕБЕНА ЗАМЕТКУ...